Что значит национальный университет
Что такое национальный исследовательский университет
Национальный исследовательский университет представляет собой новую модель российской высшей школы. Стратегическая миссия НИУ заключается в содействии ускоренному развитию высокотехнологических отраслей путем интеграции фундаментальных и прикладных исследований.
Что такое национальный исследовательский университет
Статус национально-исследовательского университета на конкурсной основе присуждается вузу на 10 лет, если он соответствует установленным критериям:
Научно-исследовательские университеты наделены правом разрабатывать собственные образовательные стандарты (конечно, они более продвинуты, чем ФГОС), а некоторые – присваивать научные звания без ВАК.
Реализация пилотного проекта по созданию НИУ началась после вступления в силу Указа Президента РФ от 07.10.2008 № 1448. Новый статус первыми вне конкурса получили два столичных вуза:
По итогам первых двух конкурсов в категорию НИУ было включено еще 27 вузов. Общее их количество составило 29 университетов – все они призваны обеспечить высокую конкурентоспособность отечественных разработок на мировом рынке. В обязанность НИУ входит регулярное представление отчетности о выполнении программы развития. Если ее результаты будут признаны неэффективными, статус отзывается. В течение первых 5 лет научно-образовательным учреждениям обеспечивается государственная поддержка в объеме 1,8 млрд руб.
Статус, права и обязанности научно-исследовательских университетов закреплены в 24-й статье закона об образовании.
Оценка деятельности НИУ
Критерии, по которым оценивается развитие НИУ:
В середине 2019 года были подведены итоги деятельности национальных исследовательских институтов и рассмотрены вопросы их дальнейшего развития. По результатам анализа отмечается, что:
Список НИУ России
В списке национальных исследовательских университетов России – 29 образовательных организаций. Из них 15 вузов расположены в Москве и Санкт-Петербурге, остальные – в региональных центрах.
Столичные НИУ
Название НИУ | Направление научной деятельности | |
---|---|---|
1 | Московский авиационный институт | Разработки в области беспилотных летательных аппаратов, информационных систем и наноматериалов |
2 | Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана | Космические технологии, энергетика, военная техника |
3 | Московский физико-технический институт | Исследования в области теоретической и экспериментальной физики, прикладной математики |
4 | Московский инженерно-физический институт | Исследования в области ядерной физики и плазменных технологий |
5 | Московский институт стали и сплавов | Один из ведущих центров по изучению горного дела и материаловедения |
6 | Московский государственный институт электронной техники | Электронные и компьютерные технологии |
7 | Московский энергетический институт | Разработка энергоэффективных и нанотехнологий |
8 | Московский государственный строительный университет | Исследование проблем градостроительства, экологической безопасности объектов |
9 | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» | Разработка стратегий государственной политики в научно-технической сфере, исследования в области нейроэкономики, прогнозирование технико-экономических перспектив развития крупных проектов. |
10 | Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина | Решение задач проектирования, эксплуатации и экологической безопасности систем нефтедобычи, технологий ее переработки |
11 | Российский медицинский университет им. Н. И. Пирогова | Био- и наноинформационные технологии, клеточные системы, биоинженерия |
12 | Санкт-Петербургский государственный горный университет | Разработка технологий глубокого бурения в условиях Антарктиды, инновационных методов поиска полезных ископаемых |
13 | Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики | Создание новых оптических схем для наблюдательных приборов, систем автоматизации компьютерного программирования |
14 | Санкт-Петербургский государственный политехнический университет | Физика плазмы, проблемы энергетики, конструкционные материалы, робототехника |
15 | Санкт-Петербургский академический университет | Разработки в области квантовой физики, биохимии, экспериментальной медицины |
Региональные НИУ
Название НИУ | Направление научной деятельности | |
---|---|---|
1 | Белгородский государственный университет | Исследование демографических проблем региона, вопросов рационального природопользования, профилактики и лечения осложнений в хирургии |
2 | Иркутский государственный технический университет | Исследования в области газо- и нефтедобычи, теплоэнергетики, самолетостроения, информационных технологий |
3 | Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева | Проектирование летательных аппаратов, исследование их аэродинамических и прочностных характеристик, разработка систем автоматического управления беспилотниками |
4 | Казанский государственный технологический университет | Энергосберегающие технологии в строительной и лесной промышленности, математическое моделирование рабочих процессов, разработка наноматериалов |
5 | Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева | Исследования в области волоконной оптики, энергосбережения, изучение языков и культур финно-угорских народов |
6 | Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского | Фундаментальные и прикладные исследования в области физики волновых процессов, молекулярно-биологических основ живых систем, социально-экономических аспектов информационных технологий |
7 | Новосибирский государственный университет | Исследования в области атмосферного электричества, физики элементарных частиц, компьютерной геномики, математических моделей естествознания, международного права, культур народов Сибири |
8 | Пермский государственный технический университет | Разработка технологий переработки отходов, очистки сточных вод, изучение газодинамических и акустических процессов горения |
9 | Пермский государственный университет | Изучение генетических механизмов бактериального синтеза, моделирование термомеханического поведения материалов, исследование исторического опыта развития региона |
10 | Самарский государственный аэрокосмический университет им. акад. С. П. Королева | Проектирование и моделирование двигателей и летательных аппаратов, исследования в области лазерных и нанотехнологий, радиоэлектроники |
11 | Саратовский государственный университет | Фундаментальные и прикладные исследования биосистем и наноструктур, разработка компьютерных технологий, изучение культурного наследия |
12 | Томский государственный университет | Проектирование космических и ракетных систем, инновационные разработки для обеспечения рационального природопользования, вопросы модернизации экономики |
13 | Томский политехнический университет | Исследование ресурсов арктического шельфа, робототехника, энергетика |
14 | Южно-Уральский государственный университет | Научные разработки альтернативных источников энергии, компьютерных технологий, молекулярных механизмов защиты от хронического стресса |
Национальные исследовательские университеты завершили первый период реализации программ развития и готовятся к следующему 10-летнему этапу. В нацпроектах предусмотрено дальнейшее расширение списка НИУ с корректировкой механизма оценки их деятельности.
«Вузопарк»: какие типы вузов бывают и в чем их отличие
Что лучше: государственный или негосударственный вуз? Почему вузы называют то университетами, то академиями, то институтами?
Что означают пояснения в названиях вузов: «национальный исследовательский» и «федеральный»? Давайте, наконец, в этом разберемся.
Государственный vs негосударственный вуз
На счет этой классификации вузов существуют несколько зловредных мифов, в частности: 1) государственный диплом можно получить только в государственном вузе; 2) бюджетные места и стипендии могут быть только в государственном вузе; 3) государственные вузы дают более качественное образование, чем негосударственные. Так ли это на самом деле?
Миф 1: госдиплом дают только в государственном вузе
«Государственный» в названии учебного заведения означает лишь форму собственности. Государство может провести слияние вуза с другим, ликвидировать его, выделить больший или меньший бюджет на те или иные направления деятельности, то есть может распоряжаться своей образовательной организацией (или частично распоряжаться).
Однако форма собственности и право выдавать диплом государственного образца – две совершенно разные вещи. Такое право может появиться и у частного вуза, если он получит государственную аккредитацию.
Вывод: государственный диплом могут выдавать все вузы вне зависимости от формы собственности. Все зависит от наличия и типа аккредитации.
Миф 2: поступить на бюджет можно только в государственном вузе
До 2012 года так и было, но теперь в конкурсе по распределению бюджетных мест среди высших учебных заведений участвуют все вузы с государственной аккредитацией. Если направления и специальности востребованы и квалификация преподавателей не вызывает сомнений, государству все равно, какому вузу передать средства на подготовку нужных профессионалов – государственному или негосударственному.
Если вы рассматриваете только бесплатное высшее образование, помните об этом старом мифе и не ограничивайте свои возможности.
Миф 3: государственные вузы дают более качественное образование, чем негосударственные
Корни этого мифа надо искать во временах, когда все образование в нашей стране было государственным. Мы привыкли к такому образовательному миропорядку, это понимание передалось нашим детям. К тому же в СМИ регулярно мелькают новости об отказе в аккредитации тем или иным частным вузам.
И все-таки стоит заметить, что низкое качество образования не зависит от формы собственности. Все упирается снова в аккредитацию и сложившуюся репутацию вуза. Государственная аккредитация гарантирует студенту, что он пройдет обучение не ниже федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). А отличная репутация гарантирует, что вуз не станет ограничиваться лишь стандартом и постарается дать больший объем знаний и умений.
Университеты, академии, институты
Если говорить по-простому, для учащегося нет никакой разницы, каким из этих статусов обладает учебное заведение. Просто слово «университет» указывает на то, вуз крупный и ведет обучение по многим и принципиально различным направлениям подготовки. «Академия» говорит о том, что набор направлений и специальностей заточен под конкретную отрасль: народное хозяйство, искусство, строительство и т.д. «Институт» специализируется на одной научной или практической области. Иногда институтами называют особенные факультеты в университетах.
Какой бы масштаб у вуза ни был, с точки зрения закона все они дают полноценное высшее образование.
«Национальные исследовательские» и «федеральные»: что за звери?
Это особые категории государственных университетов, которые наделены правом создавать собственные образовательные стандарты (выше требований ФГОС). Помимо них этим правом традиционно обладают МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ, а также особый перечень вузов, который периодически обновляется и издается Правительством. В этом национальные исследовательские и федеральные схожи, но есть и различия.
Национальные исследовательские университеты
Эта категория не постоянна и дается вузу лишь на 10 лет. Что важно для абитуриентов, университеты получают этот статус в конкурентной борьбе, а значит, приставку «НИУ» в названии можно смело рассматривать как гарантию качества образования. А еще «НИУ» говорит о том, что программы университета насквозь пропитаны исследованиями и наукой (интеграция образования и науки).
На данные момент в России 29 национальных исследовательских университетов. Эта категория обязательно указывается в названии вуза.
Федеральные университеты
Очень крупные вузы, которые были созданы из более мелких для улучшения кадровой и социально-экономической ситуации в регионах. Безусловно, и в этих университетах активно занимаются наукой, но цель у них все же более широкая.
Категория «федеральный» присуждается Правительством вне конкурса, поэтому напрямую она не свидетельствует о том, что вуз в чем-то преуспел. Она свидетельствует, что у вуза много возможностей преуспеть, много ресурсов и что перед ним стоят высокие цели по улучшению жизни в регионе.
Итак, выбирая вуз для поступления в 2017 году, помните:
Университет, академия, институт: в чем разница
В России высшее образование можно получить в учебных заведениях трех видов: академиях, институтах или университетах.
Виды вузов
Четкое разделение высших учебных заведений на виды: университет, академия, институт – было закреплено в утратившем еще в 2014 году силу правительственном постановлении № 71. Сейчас все образовательные организации делятся на типы в зависимости от программ, по которым они учат своих учащихся.
На уровне высшего образования есть программы бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры, и все их могут преподавать любые «образовательные организации высшего образования» – так обобщенно действующий федеральный закон называет высшие учебные заведения – сокращенно вузы.
Тем не менее вузы по-прежнему называются или университетами, или академиями, или институтами, а в начале их полных официальных наименований просто указывается (обычно аббревиатурой) организационно-правовая форма и тип (по программам), к которому относится учебное заведение. Это и есть те громоздкие, обычно непроизносимые и малопонятные сокращения вроде ФГБОУ ВО (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования) или ФГАОУ ВО (федеральное государственное автономное образовательное учреждение), за которыми следуют привычные университет, институт или академия.
Итак, в чем же разница между тремя видами вузов.
Университет
Это крупное высшее учебное заведение, которое готовит студентов по специальностям разных, необязательно смежных направлений и занимается научно-исследовательской деятельностью в нескольких сферах. Условно (потому что законодательно такая классификация не закреплена) университеты можно разделить на несколько категорий.
Классический (многопрофильный)
Это университет в традиционном понимании – вуз с примерно равным сочетанием гуманитарных и естественно-научных направлений подготовки студентов и научных исследований. Обычно образовательные программы социально-гуманитарного и естественно-научного цикла составляют не меньше 60 % всех направлений профессиональной подготовки в вузе.
Характерная черта образования в классическом университете – фундаментальность. Это значит, что вуз готовит разносторонне развитых специалистов с глубокими знаниями определенной предметной области, способных вести основополагающие научные исследования. Работают выпускники классических университетов во всех сферах: в образовании, культуре, науке, экономике, управлении.
Два примера классических университетов – флагманы российского высшего образования: Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты. Их статус как классических закреплен федеральным законом.
Теоретическая наука – это хорошо и нужно, но вузы не могут быть оторванными от повседневной жизни, поэтому из-за потребностей экономики сегодня происходит переориентация традиционного фундаментального образования на практико-ориентированную подготовку, и классических вузов в их привычном понимании как оплота теоретической науки становится все меньше.
Кроме того, само понятие «классический университет» трансформируется. Происходит это еще и потому, что за последние 10 лет десятки профилированных вузов – академий и институтов – были реорганизованы в неклассические, узкопрофильные университеты, и наоборот, некоторые специализированные высшие учебные заведения (педагогические, экономические) стали университетами, претендующими на статус классических.
Профильный (отраслевой)
В отличие от классического, профильный университет занимается подготовкой в основном специалистов-практиков и ведет научно-прикладные исследования для определенной отрасли.
Пример: первый российский технический вуз – Санкт-Петербургский горный университет. Его основали в 1773 году именно как учебное заведение для подготовки инженеров горного дела. Со временем количество направлений подготовки и сфера научных интересов расширялись, и бывшее Горное училище сначала стало Горным кадетским корпусом, потом Институтом корпуса горных инженеров и в конце концов – одним из крупнейших в мире университетов, специализирующихся на научных исследованиях и разработках для отрасли горного дела и, конечно же, на подготовке профессионалов высокого класса для добывающей и обрабатывающей промышленности.
Большая часть современных профильных университетов – это в прошлом специализированные институты, разросшиеся до масштабов университетов. Многие из них сохранили в своих названиях слово «институт», ставшее частью бренда, например:
Направления
По отраслевой специализации профильные университеты объединяют в несколько групп:
Внутри этих групп тоже могут быть еще более узкие специализации: например, у медицинских – стоматология (Московский государственный медико-стоматологический университет, МГСМУ им. Евдокимова).
Федеральный (ФУ)
У федеральных университетов – особый статус. Эти вузы – своего рода региональные Минэкономразвития и Минобрнауки в одном лице. Их задача – быть научно-методическими центрами развития регионального высшего образования и обеспечивать высококвалифицированными кадрами программы развития субъектов Федерации. Поэтому свою образовательную и научную деятельность федеральные вузы строят в тесной связке с потребностями конкретного региона.
Всего федеральных университетов 10, в каждом регионе есть свой. По два вуза «высшего эшелона» в Северо-Западном и Южном округах.
Список федеральных университетов (порядок по дате создания):
По задумке правительства, федеральные университеты должны стать локомотивами высшего образования в регионах – примерно такими же, как МГУ и СПбГУ для всей страны.
Национальный исследовательский (НИУ)
Это университет, сочетающий в равных пропорциях образование и исследовательскую деятельность. Она должна быть направлена на обеспечение высококвалифицированными кадрами приоритетных для страны направлений развития экономики, техники, социальной сферы, науки, на совершенствование и внедрение в производство высоких технологий.
На 2021 год в России 29 национальных исследовательских университетов:
Категорию «национальный исследовательский университет» вузам присваивает правительство по результатам ежегодного мониторинга программ развития учебных заведений. Если показатели окажутся ниже тех, что должны соответствовать статусу НИУ (критерии подробно изложены в приказе Минобрнауки № 1038), вуз лишат почетной и обязывающей категории.
Академия
Это высшее учебное заведение, которое готовит студентов по большому количеству направлений и специальностей, но в одной отрасли экономики, культуры, науки или сферы общественной жизни.
Чаще всего академии специализируются на гуманитарных или естественно-научных направлениях, основные профили:
Но гуманитарная специализация необязательна: большинство военных и сельскохозяйственных вузов – академии.
Институт
Это высшее учебное заведение, в котором готовят высококвалифицированных специалистов для работы в определенной сфере. От академии институт отличается профилями подготовки: как правило, это направления, связанные с промышленностью и производством, технологиями, точными или социальными науками, но это необязательно. Кроме того, в институтах выбор специальностей и направлений обычно меньше, чем в академиях того же профиля.
Институты могут входить в структуру университетов и академий. Например, кроме факультетов, в составе Московского государственного университета 19 институтов:
В одной из крупнейших российских академий – РАНХиГС (Российской академии народного хозяйства и госслужбы) 9 институтов:
Немало самостоятельных во времена СССР институтов после многочисленных реорганизаций 2009–2015 годов вошли в состав университетов, особенно федеральных – эти вузы создавались на базе нескольких высших учебных заведений: обычно одного университета и 3–5 местных институтов.
Виды деятельности вузов
Все вузы – университеты, академии, институты – в дополнение к своей основной деятельности – подготовке специалистов по программам высшего образования и проведению научных исследований – могут:
Институты, особенно открытые при университетах и академиях, могут специализироваться исключительно на исследовательской деятельности и набирать на учебу только аспирантов.
Чем отличаются институт, университет и академия
По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.
В академиях, университетах и институтах образование – высшее, если студент не учится на программах СПО.
Что выше
Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и определяет его статус.
Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.
Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.
О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:
Иерархия вузов: институт – академия – университет
Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.