Что значит настроение произведения

Настроение, тон произведения (Mood, tone)

При разборе текста могут быть полезны следующие клише:

The general tone of the story is formal / neutral / ironical / farcical / satirical / lyrical / humorous / dramatic / sarcastic / unemotional. (It is written in a lyrical tone.)

The tone communicates amusement / anger / affection / sorrow / contempt.

The poem has a bitter and sardonic tone, revealing the speaker’s anger and resentment.

The tone of Gulliver’s narration is unusually matter-of-fact, as he seems to regard these bizarre and absurd occurrences as ordinary or commonplace.

The mood of Macbeth is dark, murky and mysterious, creating a sense of fear and uncertainty.

Humorous mood (юмористический тон)

Существует множество теорий, от античных до современных, цель которых – определить сущность смешного [3]. Так, Т. Гоббс видел в смехе «внезапное возвышение» смеющегося и принижение осмеиваемого, З.Фрейд – момент освобождения от социальных норм и т.д. Однако знакомство со всем разнообразием теорий не поможет узнать наличие юмористического эффекта в произведении. Пожалуй, единственный способ – чувство юмора: если, читая, вы смеетесь, значит, произведение юмористическое.

Следует также различать понятия «юмор» и «сатира». Сатирическое произведение осуждает. Цель юмористического – дать возможность читателю посмеяться в свое удовольствие.

С технической точки зрения можно обратить внимание на присутствие в юмористическом произведении некоторых несоответствий, странных ситуаций, нестыковок, противоречий ожидаемому, что, однако, не создает угрозы для участников этих ситуаций (примерно так определял комическое Аристотель).

В следующем рассказе подобных нестыковок много. Самая крупная – несоответствие между «взрослым» смыслом рассказа дяди Силаса и тем, как понимает его смысл маленький племянник. Кроме того, текст пестрит и небольшими комическими фразами («I was only a kid. About thirty»), которые легко можно выписать и привести в качестве примера авторского юмора при разборе текста.

Finger wet, finger dryby H.E. Bates

My Uncle Silas was a man who could eat anything. He could eat stewed nails. He had lived on them, once, for nearly a week. He told me so.

I was a boy then. At that time we used to drive over to see him, in summer, about one Sunday a month arriving in time for dinner, tethering the white horse about noon in the shade of the big tree overhanging the lane outside. It was always what were we going to eat and what were we going to get with? At dinner, once, we had pheasant, which was something, very special, and I asked him if he had shot it. «No,” he said, «it just fell down the chimney.» Another time we had a goose and I asked him if that fell down the chimney. «No,» he said, «the goose went to sleep in the wellbucket and I went to draw some water one night and let it down unbeknownst and it got drowned.»

«Couldn’t it swim?» I said.

«Oh! It was asleep. Never woke. It just went a belly-flopper and was done for.»

Another time we had venison. I knew what that was. «A deer,» I said; «Did that fall down the well?»

«No,» he said. «I shot it. With a bow and arrow. One of these days I’ll show you.» And he did. I bad­gered and bothered him until, one summer Sunday afternoon, he made an ash-bow standing as high as himself and cut arrows out of flower-canes. «You don’t believe me, do you?» he said. «Well, I’ll show you.» He tipped the arrows with old shoe-awls and bits of filed wire and anything handy. «Course they ain’t no venisons about’,» he said. «But I’ll show you.» Then we went into the field beyond the house and Silas stalked an old cow. Finally he stood about ten yards away from her and shot her in the backside. The cow leapt up about ten feet in the air and tore about the field. «That’s how I done the venison,» Silas said. «Only it was a bigger bow and a bigger arrow and I hit it a bit harder.»

«Now you know when Silas tells y’ anything it’s right, don’t you?»

«You know Silas don’t tell lies, don’t you?» he said. «You know Silas don’t stuff you with any old tale?»

‘»Yes,» I said. «I know now.»

It must have been some time after this that he told me the story of the nails. I forget how it came up. Perhaps it was duck eggs; it may have been the sow. He said: «You kids. you don’t know what it is to go without grub. Look at me. I can eat anything. Had to. Look at that time I lived on stewed nails for a week.»

«That’s one for you, ain’t it? That makes your eyes pop, don’t it? Stewed nails. For a week. And

«Didn’t they. weren’t you bad?» I said.

«Oh! They was just old nails. I had pepper and salt on ’em, too.»

I asked him how it happened, and when. «Oh, about fifty years ago. I was only a kid. About thirty.» He stopped, eyed me seriously, squinted. «You ain’t goin’ tell nobody about this if 1 tell you?»

«Thass right. There’s a policeman at the bottom o’ this. I don’t want to get into trouble. You cork it in.»

«Finger wet, finger dry-,» I said.

«Thass right. And cut mythroat if I tell a lie. This what I’m telling y’ istrue.»

He took a quick look round, spoke lower, dropped an eyelid at me, and said: «I’d gone up to Sam Tilley’s to take the old sow to the boar. Sam was a policeman. His wife was a young gal about twenty. She was fiery an’ all. Nice gal. Sometimes Sam was on nights and sometimes he was on days. That time he was on days. Well, it was a hot day and after the boar had finished she said: ‘If you’re tired, come in and sit down a bit.’ So I went in and she said she was tired too. ‘Don’t wear a chair out,’ I said. ‘Sit on my knee.’ So she did. She was as light as a chicken, lovely.» He paused, recollecting, going off into a momentary trance. «And then. oh! I know. We started playing with her duck eggs.»

«I know,» I said. «Like hide the thimble’.

«Thass it. Like hide the thimble. Only these was duck eggs.»

«Where’d she hide ’em?» I said.

«With running about so much?»

«Ah, thass it! With runnin’ about so much. And then. » He looked hard at me, without a twinkle. «You goin’ to cork this in? Keep it a secret all right?»

I promised faithfully to cork it in, and he went on.

«Well, then he turned up. Sam. All of a sudden she looks out of the window and there he is coming up the garden path. By God, that give me a turn.»

«What did you do?» I said.

«Oh! I never done anything. I couldn’t. I was scared stiff. It was her who done it. ‘Here, quick,’ she says, ‘in the cellar.’ And there I was. And there I stopped.”

«How long for?» I said.

«A week! Why didn’t she let you out?»

«She forgot! Forgot all about me. Didn’t I tell you how forgetful she was? Oh, she was shocking! Sometimes I’d go up for a dozen duck eggs and she’d bring the boar out and then I’d go for apples and she’d bring me duck eggs. You see?»

«Yes,» I said. «I see. But why did she lock you in at all? You were all right. You weren’t doing anything.

«Here,» he said. «You go up to the house and in the corner cupboard you’ll see a bottle marked liniment. You bring it. I want to rub my back. It gives me what ‘ho! every time I stir.»

«You must have got down to skin and bone,» I said.

He went on to tell me, then, how after the third or fourth day, after he had searched every inch of the cellar, floor and ceiling, on his hands and knees, he got so desperate that he began to prize out the nails of the floor boards and how after that there was nothing for it but to eat them and how he made a fire of his pocket linings and splinters of floor board and anything handy and lit it with the only match he had and how he collected water off the damp walls in a tobacco tin and how at last he put the nails in and stewed them.

«Stewed ’em,» he said. «All one night and all’one day. And then ate’em. I had to. It was either that or snuff it.»

I sat silent thinking it over.

«Course it’s the iron what done it,» he said. «Iron’s good for you. Ain’t it?»

I still sat silent. It was a fine story, but somehow it seemed, as I sat there in the hot shade of the elders, almost too good. I couldn’t swallow it. I believed all about the duck eggs and the woman and the cellar and everything — all except the nails. Stewed nails! I kept turning it over in my mind and wondering.

And he must have seen my unbelief. Because suddenly he said:

You don’t believe me now,» he said. «Do you? You think I’m stuffin’ you?»

He looked at me long and hard, with a gaze from which the habitual devilry had been driven out by a marvelous innocence. «Look at that then.»

He seemed suddenly to have had an inspiration. He opened his mouth, baring his teeth. They were old and broken and stained by the yellow and brown of decay.

«See ’em,» he said. «That’s rust. Nail rust. It got into my teeth.» He spoke with impressive reverence. «It got into my teeth eating them nails and I never been able to get it out again.»

He gave a sigh, as though burdened with the telling of too much truth.

“That’s where women land you,” he said.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1093 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Литературное чтение. Тема: «Основное настроение и его оттенки. Сонное настроение»

Малышева Валентина Николаевна

Конспект урока по литературному чтению

Цель : «Открытие» оттенков сонного настроения».

Сегодня мы вернемся к стихотворениям, которые мы принесли из Сонного царства. У нас там было много стихов.

А какие стихи мы пропускали в Сонное царство?

Которые вызывали сонное настроение .

Посмотрите свой словарик настроений. Есть ли у вас карточки с таким словом?

Нет, такого слова нет.

Придется нам пополнить свой словарь. Запишите слово «СОННОЕ».

Итак, мы пропускали в сонное царство только сонные стихи. Вот одно из них- стихотворение Т. Белозерова «Что за шуба». Мне это стихотворение кажется самым сонным. Догадайтесь, почему?

В изголовье – край полы.

Кот мурлычит прямо в ухо.

Воссоздают ситуацию и настроение, которое она вызывает у рассказчика. У него удовольствие от шубы, он на ней лежит. Возле головы лежит кот, который «мурлычит» прямо в ухо. Песня кота доставляет удовольствие рассказчику. Последнее слово не закончено, мысль рассказчика обрывается, он заснул. Поэтому стихотворение можно считать самым сонным.

А кроме сонного, вызывает ли это стихотворение еще какое-нибудь настроение?

А можно ли в тексте найти слова, которые подтверждают возможность такого настроения?

Герой находится в тепле, в уюте-шуба, кот, поет.

Запишите эти слова в словарь . СПОКОЙНОЕ, УЮТНОЕ.

А теперь вспомним другое стихотворение- Афанасий Фет.

Кот поет, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре,

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

«Полно тут тебе валяться,

Спрячь игрушки да вставай!

Подойди ко мне прощаться,

Да и спать себе ступай».

Мальчик встал. А кот глазами

Проводил и все поет;

В окна снег валит клоками,

Буря свищет у ворот.

Давайте вчитаемся в текст. Какую картину рисует рассказчик, какое настроение хочет передать?

А на дворе неспокойно, холодно, БУРНОЕ НАСТРОЕНИЕ (буря, ветер свищет)

Мальчик весело проводил время. А теперь ушел спать. Дома по-прежнему спокойно. Сонное настроение. А во дворе- снег, буря. Тревога, буря, беспокойство.

Дается две разные картины, каждая со своим настроением.

В чем сходство этих произведений? (сонное настроение, спокойное, уютное.)

А в чем разница? (В первом сам мальчик говорит, а во втором про него рассказывает взрослый. Настроение домашнее, уютное, сонное, а буря за окном вызывает настроение тревожное, неуютное.)

Запишите новые слова: ДОМАШНЕЕ, УЮТНОЕ ;

ТРЕВОЖНОЕ, НЕУЮТНОЕ, БЕСПОКОЙНОЕ, БУРНОЕ.

Вспомните еще одно произведение- стих.

-Сыграем в прятки,- сказала луна,

С неба скатившись в лес.

— Сыграем в прятки,- сказал ветерок

-Сыграем в прятки,- увидев звезду,-

— Сыграем в прятки,- сказала волна

— Сыграем в прятки,-сказали часы,-

— Сыграем в прятки,-сказал я себе

И погрузился в сон.

Рассказчик, предложил «сыграть в прятки» и уснул. Все спряталось. Это он пошутил.

Здесь герой засыпает с ШУТЛИВЫМ, ШАЛОВЛИВЫМ НАСТРОЕНИЕМ.

В предыдущих произведениях ЛЕНИВОЕ, СПОКОЙНОЕ НАСТРОЕНИЕ.

Запишите новые слова : ШУТЛИВОЕ, ЛЕНИВОЕ, СПОКОЙНОЕ, ШАЛОВЛИВОЕ НАСТРОЕНИЕ.

Достаточно ли говорить, что настроение бывает только сонное?

СОННОЕ- СПОКОЙНОЕ, СОННОЕ – УЮТНОЕ, СОННОЕ- ШУТЛИВОЕ, СОННОЕ- ТРЕВОЖНОЕ, БУРНОЕ.

Вот мы и сделали еще один шаг на пути «открытий». Настоящий читатель должен уметь чувствовать, вычитывать разные настроения в произведениях.

И еще мы пополнили «словарь настроений»

1. Выучите наизусть понравившееся стихотворение.

2. Сделайте карточки для нашего словаря.

Что значит настроение произведения. Смотреть фото Что значит настроение произведения. Смотреть картинку Что значит настроение произведения. Картинка про Что значит настроение произведения. Фото Что значит настроение произведения

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что значит настроение произведения. Смотреть фото Что значит настроение произведения. Смотреть картинку Что значит настроение произведения. Картинка про Что значит настроение произведения. Фото Что значит настроение произведения

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что значит настроение произведения. Смотреть фото Что значит настроение произведения. Смотреть картинку Что значит настроение произведения. Картинка про Что значит настроение произведения. Фото Что значит настроение произведения

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что значит настроение произведения. Смотреть фото Что значит настроение произведения. Смотреть картинку Что значит настроение произведения. Картинка про Что значит настроение произведения. Фото Что значит настроение произведения

Номер материала: ДБ-133623

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что значит настроение произведения. Смотреть фото Что значит настроение произведения. Смотреть картинку Что значит настроение произведения. Картинка про Что значит настроение произведения. Фото Что значит настроение произведения

Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты

Время чтения: 1 минута

Что значит настроение произведения. Смотреть фото Что значит настроение произведения. Смотреть картинку Что значит настроение произведения. Картинка про Что значит настроение произведения. Фото Что значит настроение произведения

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что значит настроение произведения. Смотреть фото Что значит настроение произведения. Смотреть картинку Что значит настроение произведения. Картинка про Что значит настроение произведения. Фото Что значит настроение произведения

В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей

Время чтения: 2 минуты

Что значит настроение произведения. Смотреть фото Что значит настроение произведения. Смотреть картинку Что значит настроение произведения. Картинка про Что значит настроение произведения. Фото Что значит настроение произведения

Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр

Время чтения: 2 минуты

Что значит настроение произведения. Смотреть фото Что значит настроение произведения. Смотреть картинку Что значит настроение произведения. Картинка про Что значит настроение произведения. Фото Что значит настроение произведения

В России планируют создавать пространства для подростков

Время чтения: 2 минуты

Что значит настроение произведения. Смотреть фото Что значит настроение произведения. Смотреть картинку Что значит настроение произведения. Картинка про Что значит настроение произведения. Фото Что значит настроение произведения

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Пример анализа стихотворения. План анализа стихотворения: тема, сюжет и композиция, основная мысль

– это направленный разбор лирического произведения, в ходе которого используется определенная схема для выявления характеристик стиха.

План анализа стихотворения — это полное исследование произведения. Для разбора стиха потребуется информация об авторе, самом произведении, фактах и истории написания. Собственное мнение и восприятие помогут сделать сопоставительный анализ нешаблонным. Для анализа немаловажным будет способность ставить себя на место автора или героя произведения, чувствовать и сопереживать.

Проблема выбора

Часто школьникам бывает трудно определить, какое именно произведение взять для анализа на уроке по литературе. К сожалению, многие при этом руководствуются объемом произведения, ошибочно полагая, что небольшое лирическое сочинение легче для изучения. Однако выбор стихотворения должен определяться не данным параметром.

Лучше всего брать для анализа ключевое стихотворение в творчестве того или иного поэта. Так ученикам, которые уже ознакомились на занятиях с литературными сочинениями автора, будет легче выделить наиболее важные черты, характерные для его лирики. Например, в творчестве А. Пушкина главными являются тема дружбы и любви, М. Лермонтова – вольнолюбивая тематика, С. Есенина – русская природа и т. д. Автор и название стихотворения уже во многом являются своеобразной подсказкой для ученика. Школьник, знакомый с творчеством выбранного автора, уже по заголовку может примерно определить, о чем пойдет речь в данном произведении.

План анализа стихотворения

Делать анализ стихотворения необходимо придерживаясь определенного плана (схемы). Таким образом, можно максимально полностью раскрыть все необходимые пункты. План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы:

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения

/ когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

3. Тема, идея, основная мысль

/ о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы. Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

А) Тема стихотворения: – пейзаж; – общественно-политическая; – любовная/интимная; – философская.

Г) Сюжет: – есть сюжет: образы событий (…каких именно…); – без сюжета: образы чувств (…).

4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.

А) Ритм стиха, стихотворный размер:

Б) Рифма: аабб – парная; абаб – перекрёстная; абба – кольцевая. анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.

В) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.

И крутится в моём мозгу:

5. Композиция лирического произведения.

Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.

Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.

Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

6. Поэтическая лексика.

Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики – антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.

Тропы – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:

7. Стилистические фигуры:

Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)

8. Поэтическая фонетика:

Использование звукоподражаний, звукозаписи – звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой “рисунок” речи.

9. Образ лирического героя, авторское “Я”.

10. Литературное направление:

романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

Помните, анализ стихотворения пишется как сочинение, никаких пунктов плана не ставим, это законченный текст с обязательным цитированием!

В кавычки берем слово, словосочетание, 1 строку, более одной строки, оформленные как стихотворение, идет без кавычек, например:

1. Лермонтов задумывается о том, как одиночество влияет на человека: И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды…

2. Лермонтов задумывается о том, как одиночество влияет на человека: «И скучно, и грустно, и некому руку подать/ В минуту душевной невзгоды»

Об авторе

Лучший пример анализа стихотворения – это детальный разбор произведений русской классической литературы. В качестве образца можно выбрать любовную лирику известного поэта Ф. Тютчева. Его произведение «О, как убийственно мы любим» — прекрасный образец для анализа на школьных уроках. Работу следует начать с краткой характеристики творчества автора. В данном случае необходимо указать, что поэт считается признанным мастером миниатюрных лирических сочинений.

Его стихи проникнуты философскими размышлениями о смысле жизни, о судьбах людей, их переживаниях и страданиях. Лирика поэта отличается страстным пафосом и эмоциональностью. Данный пример анализа стихотворения также включает небольшое упоминание о том, какие обстоятельства подтолкнули поэта к созданию рассматриваемого произведения.

Что значит настроение произведения. Смотреть фото Что значит настроение произведения. Смотреть картинку Что значит настроение произведения. Картинка про Что значит настроение произведения. Фото Что значит настроение произведения Что значит настроение произведения. Смотреть фото Что значит настроение произведения. Смотреть картинку Что значит настроение произведения. Картинка про Что значит настроение произведения. Фото Что значит настроение произведения Что значит настроение произведения. Смотреть фото Что значит настроение произведения. Смотреть картинку Что значит настроение произведения. Картинка про Что значит настроение произведения. Фото Что значит настроение произведения

Основная тема стихотворения «Дума»

Основной темой и кратким содержанием произведения являются размышления о бессмысленности жизни человека, который не способен чувствовать, понимать искусство, сопереживать и признавать Бога.

Что значит настроение произведения. Смотреть фото Что значит настроение произведения. Смотреть картинку Что значит настроение произведения. Картинка про Что значит настроение произведения. Фото Что значит настроение произведения

В произведении заложена идея невозможности жизни без понимания своего предназначения и жажды оставить после себя след для будущих поколений.

Автор призывает читателя отринуть сытую жизнь, построенную на «ошибках отцов» и взять судьбу духовного наследия в свои руки.

Задумка

Второй пункт задания предполагает приведение небольшой исторической справки о том, какие события в жизни автора привели к написанию того или иного лирического сочинения. Как правило, речь идет о каких-либо важных переменах в личной жизни, в его творчестве, связанных с сильным душевным подъемом либо, наоборот, психологическим кризисом.

В данном случае речь идет о тяжелой сердечной драме Тютчева, который фактически вступил в гражданский брак, что по понятиям 19 века считалось крайне постыдным поступком. История создания стихотворения связана с этой тяжелой историей: возлюбленная поэта Е. Денисьева за свой роман с Тютчевым подверглась гонению светского общества, прошла через тяжелые нравственные страдания. Тютчев, остро чувствуя свою вину за мучения девушки, посвятил ей рассматриваемое произведения, в котором излил свою горечь и боль, а также просил у нее прощения за все то, что ей пришлось ради него перенести. Итак, описание истории создания стихотворения очень важен для понимания смысла и содержания произведения.

Структура

Анализ стихотворения Тютчева «О, как убийственно мы любим» необходимо продолжить раскрытием особенностей построения данного произведения. Всего лишь несколько строчек поэт посвящает счастливым дням любви. Все произведение построена на контрасте между счастливым прошлым и роковым настоящим. Поэт противопоставляет внешность своей возлюбленной, ее радость и искренность чувств ее нынешнему горю от гонений света. Почти каждое четверостишие представляет собой сравнение прошлого счастья, которое поэт называет сном, и тяжелого настоящего. Данный анализ стихотворения Тютчева отражает особенности его лирики, которая отличается страстностью в выражении автором своих эмоций, огромной экспрессией, и неподдельными переживаниями.

Средства выразительности

В стихотворении А.С.Пушкина «Поэт» можно выделить несколько особо важных тропов:

Автор: Анастасия Сметанова

Тематика произведения

В данном пункте школьник должен несколькими фразами указать, какие идеи чаще всего находили отражение в творчестве автора. Таким небольшим вступлением он покажет свое знание особенностей лирики изучаемого поэта и одновременно сделает небольшое вступление к основной части анализа.

Сюжет и композиция стихотворения в этом пункте должны быть в центре внимания учащегося. Рассматриваемое произведение, как уже говорилось выше, строится на принципе контраста: автор противопоставляет счастливую любовь тяжелому горю от нареканий света. Тема любви сквозной линией проходит через все произведение, определяя лексику и поэтические обороты. Особенностью стиха является то, что оно пронизано горечью и болью. Это произведение стало не признанием в любви, как у многих других поэтов, а раскаянием и просьбой о прощении.

Постмодернизм и проблемы с поиском смысла

Можно сказать, что концепт – это и есть одновременно и тема, и главная мысль произведения. Литературоведы порой даже представляют концептосферу визуально в виде «паутины», в центре которой расположен самый сильный, основной концепт, а по всей периферии размещены все остальные ассоциации. Такое оформление позволяет максимально четко представить себе структуру стихотворения и выделить все стилистические средства, использованные автором для создания определенной атмосферы. Однако и после такого анализа учащиеся могут не понять, что такое тема стихотворения. Особенно часто вопросы возникают при анализе стихов спорного характера, относящихся к постмодернизму, где упор делается на образность и эмоциональность. Анализировать произведения этого направления вообще очень сложно, независимо от формы повествования. Тема и идея стихотворения в данном случае будут очень размытыми, многогранными, если сам автор не объясняет их в эпиграфе или пояснении в сноске.

Главная мысль

Тема стихотворения должна быть названа школьником с предельной точностью: ведь от ее правильного определения зависит дальнейший ход работы над анализом произведения. Идею лирического сочинения лучше всего выразить одной фразой для того, чтобы сам школьник отчетливо понимал, о чем именно писал поэт (о природе, дружбе, любви, Родине, поэзии, истории и т. д.). В рассматриваемом стихе Тютчева речь идет о раскаянии за причиненное возлюбленной горе. Поэтому ученики могут сказать, что перед ними – любовное стихотворение, однако сразу же необходимо пояснить, настоящая тема стихотворения – это скорее боль по ушедшему счастью, которое, пройдя, причинило возлюбленным столько горя.

Изучая то или иное произведение, школьники обязательно должны определить его смысл. Как правило, данный пункт вызывает у них серьезные затруднения в связи с тем, что ученики путают тему и идею. Последняя часто скрыта в самом тексте и ее нужно, выражаясь фигурально, читать между строчками. Основная мысль стихотворения заключается в том, что автор считал свой роман с Денисьевой роковым, несмотря на то, что он принес им кратковременное счастье. Показателен тот факт, что автор винит не столько представителей высшего света, которые устроили вокруг ее имени скандал, сколько исключительно себя за все случившееся. Это говорит о благородстве чувств поэта, его ответственности перед любимой женщиной. Пожалуй, бурные признания собственной вины за все случившееся можно назвать главной идеей данного произведения.

Описание

Что значит настроение произведения. Смотреть фото Что значит настроение произведения. Смотреть картинку Что значит настроение произведения. Картинка про Что значит настроение произведения. Фото Что значит настроение произведения
Описание ядовитого дерева Пушкин почерпнул из околонаучных сообщений некоего голландского ботаника Г. Румпфа, посланного в середине XVII века в колонию для изучения ядовитых растений.

Очевидно, опасаясь отравления или из лени, он не изучил растение досконально, а воспользовался рассказами и легендами местных жителей, весело проводя время у губернатора Макассары. Его псевдо отчеты долгие годы (почти 3 века) составляли основу знаний о ядовитых растениях. На них основывался и Пушкин.

Пушкин воспользовался этой легендой-полуправдой об анчаре для выражения своей аллегорической идеи, изложенной в стихотворении.

Образ героя

Вопрос о том, как сделать анализ стихотворения, необходимо рассматривать на школьных уроках по литературе особенно тщательно, поскольку практика показывает, что данное задание часто оказывается особенно сложным для школьников, которым иногда легче работать с прозой, чем с лирикой. Важное место в анализе занимает описание действующих лиц произведения, которых, как правило, насчитывается не больше двух-трех персонажей. Их раскрытие помогает понять содержание и смысл произведения, так как их мысли, чувства и переживания, как правило, служат двигателем сюжета. В рассматриваемом стихе присутствуют два персонажа – сам поэт, скрытый под маской лирического героя, и его возлюбленная. Последней уделено основное внимание автора. Ее душевное состояние, страдания и нравственные мучения вызывают у автора ответную скорбь. Поэтому эти два героя неразрывно между собой связаны.

Образ Денисьевой

Проблема того, как сделать анализ стихотворения, должна быть в центре внимания учителя и школьника, поскольку лирическое произведение в силу его специфики разбирать часто оказывается гораздо сложнее, чем прозу.

Если, например, в крупном романе или даже небольшой повести автор подробно раскрывает характер и внешность свои персонажей, то в стихе поэт ограничивается лишь отдельными штриховыми зарисовками. Образ Елены Денисьевой представлен всего лишь несколькими эпитетами, которые тем не менее позволяют увидеть в ней страдающую женщину. Поэт подчеркивает, что ее былая красота исчезла из-за переживаний. Автор акцентирует внимание на том, что слезы иссушили в ней ее женскую прелесть. И в качестве контраста он вспоминает, что в период их счастливой любви она была настоящей красавицей: веселой, молодой, жизнерадостной.

Образы и символы

Образ лирического героя

Школьник, который делает анализ какого-либо стихотворения, должен помнить, что в любом лирическом произведении присутствует автор. Последний либо высказывает свои мысли от имени другого персонажа, либо сам непосредственно обращается к читателям. В рассматриваемом сочинении Тютчев от своего имени выражает переполняющие его эмоции, что удваивает ценность данного стиха. Он имеет, таким образом, не только значение художественного произведения, но и показывает читателям реальные события из жизни поэта. Данное произведение, несмотря на его пафосность, вообще характерную для творчества Тютчева, имеет интимное звучание. Ведь в нем поэт делится с читателем своей личной драмой, которая оказала большое влияние на всю его последующую жизнь. О том, что стихотворение имеет личный характер, указывает ряд обращений к читателям, восклицательные предложения, междометия. Поэт очень искренен в выражении своих чувств: он прямо делится своим горем, говорит о жалости к возлюбленной, о ее страданиях. Из рассматриваемого примера видно, что характеристика образа лирического героя позволяет прочувствовать эмоциональный фон стихотворения, понять его содержание, сюжет и идею.

История создания

А. С. Пушкин написал стихотворение «Поэт» в 1827 году. Первую половину этого года он провёл в Москве, часто посещал светские мероприятия, что мешало ему сконцентрироваться на создании шедевров.

После шумного города поэт отправляется в приют спокойствия и умиротворения — в Михайловское (куда годом ранее был отправлен в ссылку). Именно отсюда А.С. Пушкин отправляет в редакцию журнала «Московские ведомости» стихотворение «Поэт»(произведение сразу же было опубликовано).

Один из последних пунктов плана анализа стихотворения – это обзор средств художественной выразительности, с помощью которых автор доносит свою мысль до читателей. Как правило, наиболее распространенными приемами являются использование эпитетов, сравнений, метафор. Поэтическая лексика позволяет лучше проанализировать структуру и композицию стихотворений. Поэтому учениками следует обратить внимание на данный пункт изучения лирического произведения. В рассматриваемом произведении следует указать на обилие эпитетов, которыми Тютчев характеризует образ своей возлюбленной. Почти в каждом четверостишии имеется пара прилагательных, которыми поэт обрисовывает образ Денисьевой в начале счастливого романа и после разразившегося скандала.

Композиция

В поэме – одиннадцать глав, каждая из которых имеет собственное лаконичное название и свою тему. Маяковский говорит о своей личности и главах “Мальчишкой” и “Юношей”, которые показывают, в каких условиях проходило его становление как поэта и личности.

«К морю» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – стихотворный размер, жанр, кому посвящено

Глава “Взрослое” – это уже история о взглядах поэта на любовь, на достойное и недостойное поведение, на причины, по которым люди влюбляются друг в друга.

Одной из самых важных глав в произведении является “Ты”, посвященная лирической героине, которая пленяет сердце мужчины тем, что она оказалась способна увидеть в нем ребенка и не высмеять его за это.

Глава “Вывод” совершенно соответствует пафосной манере поэта, который делает безапелляционные заявления и произносит высокие слова с искренней верой в них.

Стихи о дружбе

В качестве других образцов лирических произведений можно назвать те, которые посвящены наиболее распространенным темам в лирике: природе, дружбе, Родине. А. Пушкину принадлежит ряд прекрасных сочинений-обращений к друзьям.

Все они при всем своем многообразии отличаются одной главной идеей, которую следует назвать в анализе: мысль о неизменности этого чувства, проходящего через всю человеческую жизнь. Известно, что поэт придавал большое значение дружбе со своими университетскими товарищами и поэтому его лирика является лучшим образцом описания данной темы. Ученики могут выбрать одно из его произведений для анализа на школьном уроке по литературе.

Другие примеры

Еще одна распространенная темы в отечественной лирике – описание природы и Родины. В данном случае в качестве образца школьникам можно предложить сочинения С. Есенина. При анализе его стихов следует указать на то, что русская природа в фольклорном преломлении занимала важное место в его творчестве.

Основная идея всех его стихотворений – это глубокая любовь к России. Отдельно следует указать на поэтическую лексику автора. Есенин принадлежал к направлению имажинистов, поэтому в его ранних сочинениях встречаются выразительные эпитеты, которые создают поэтические символы крестьянского быта, природы. Итак, план анализа стихотворения на школьных уроках литературы должен включать следующие компоненты: краткую характеристику истории создания произведения, выделению темы, идеи, поэтической лексики. Кроме того, школьник обязан указать общие особенности творчества автора, которые проявились в конкретном сочинении. Приведенный пример анализа стихотворения может послужить образцом для учащихся.

Краткий анализ

История написания – Стих написан в 1961 году, и относится к завершающему периоду творчества поэтессы.

Тема стихотворения – Любовь к родине.

Композиция – Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части лирическая героиня отрицает любое внешнее проявление любви к родине, а второй – делится своим определением отчизны.

Жанр – Патриотическая лирика.

Стихотворный размер – Первые 8 строк написаны ямбом, последующие 6 строчек – анапестом, с использование перекрестной и парной рифмовки.

Метафоры – «грязь на калошах», «хруст на зубах».

Эпитеты – «заветные», «горький», «обетованный».

Инверсия – «не делаем ее в душе своей».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *