Что значит наложница сегуна
Сегун
Сёгу́н (将軍) — в японской истории так назывались люди, которые реально (в отличие от императорского двора в Киото) управляли Японией большую часть времени с 1192 года до периода Мэйдзи, начавшегося в 1868 году. Правительство сёгуна называлось сёгунатом, или бакуфу (幕府).
Содержание
Этимология
Слово «сёгун» — это заимствованное из китайского языка слово «цзянцзюнь» (将军, jiāngjūn, ‘генерал’). «Цзян» («сё») по-китайски означает «держать в руке», «руководить», а «цзюнь» («гун») — «войско», «армия». Таким образом, «сёгун» — это «полководец», «командующий». Согласно «Японской исторической энциклопедии» («Кокуси дайдзитэн»), понятие «сёгун» определяется как «полководец, по приказу Императора становящийся во главе войска, которое подавляет какой-либо бунт или усмиряет варваров».
Однако в более позднее время «сёгун» — это не просто титул полководца, временно поставленного во главе какой-либо армии, а сокращение от более пространного титула — сэйи-тайсёгун (征夷大将軍). Слово тайсёгун («главнокомандующий») первоначально означало полководца, командующего тремя армиями, каждая из которых управлялась простым сёгуном, но впоследствии стало обозначать любого командира, стоящего во главе самостоятельно действующей армии. Что же касается определения сэйи, то сэй означает «бить», «карать», а и (夷) — это «человек, вооруженный луком» (в этом иероглифе можно разглядеть человека с натянутым луком), то есть «дикарь», «варвар». Японцы обозначали этим иероглифом эдзо (они же эмиси или эбису) — дикие племена, жившие на северо-востоке Японии. Походы против северо-восточных варваров начались в Японии ещё в глубокой древности, при императоре Кэйко (71—130 годы). В VIII веке появилось официальное звание сэйи-тайсёгун; оно присваивалось полководцу, которому поручалось возглавить поход против северо-восточных варваров. Впервые это звание было присвоено в 794 году Отомо но Отомаро. К началу X века эдзо были сильно ослаблены и перестали угрожать государству; походы против них прекратились, и назначать сэйи-тайсёгунов перестали. В течение некоторого времени это звание было как бы забыто и не использовалось, однако через некоторое время оно снова возникло, приобретя совершенно иной смысл.
История
В XII веке императорская власть (и власть Фудзивара) в Японии сильно ослабела и фактически над страной властвовал то один, то другой выдвинувшийся род. В конце этого столетия власть над страной оспаривали друг у друга два рода: Тайра и Минамото. С 1156 по 1184 страной фактически правил род Тайра. В частности, большая часть министров была именно из этого рода.
В 1184 году решительный перевес оказался на стороне клана Минамото, один из представителей которого, Минамото Ёсинака, вступил во главе многочисленной армии в Киото, тогдашнюю столицу Японии, откуда клан Тайра бежал с остатками своих приверженцев на юг. Тогда фактическая власть над страной почти целиком очутилась в руках рода Минамото и лично Минамото Ёсинака, в распоряжении которого была собственная сильная армия. Де-факто Ёсинака был полным хозяином своего войска, но де-юре он все же был самозванцем, полномочия которого не были санкционированы императорской властью. Поэтому в том же 1184 году он добился того, что император пожаловал ему титул сэйи-тайсёгун. К тому времени это звание уже не имело никакого отношения к походам против эдзо, которых, между прочим, было немало в армии того же Ёсинака. Дело было в другом. Походы против эдзо были связаны с громадным напряжением ресурсов государства и зачастую требовали сбора всей наличной военной силы страны, собирателем и распорядителем которой и становился сэйи-тайсёгун. Став сэйи-тайсёгуном, Ёсинака монополизировал право собирать войска и распоряжаться ими и тем самым исключил возможность появления в стране равного ему по силе противника.
Начиная с основания сёгуната в 1192 году и до его падения в 1867 году (то есть в течение почти семи столетий) титул сэйи-тайсёгун был наследственно-родовым, хотя формально и жаловался всегда императором. За семь веков существования титула сэйи-тайсёгун его носителями были несколько кланов:
Камакурский сёгунат — Камакура бакуфу (1192—1333)
Клан Минамото — 1192—1210 гг., 3 сёгуна
Клан Фудзивара — 1226—1252 гг., 2 сёгуна
Императорские принцы (синно) — 1252—1333 гг., 4 сёгуна
Клан Токугава — 1603—1867, 15 сёгунов
В период с 1573 года по 1603 год в течение тридцати лет сёгунов не было, а страной управляли Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. Они были такими же полновластными властителями, как и бывшие до них сёгуны, однако не получили титула сэйи-тайсёгун в силу сложившегося в то время представления, что сёгуны могут быть исключительно из рода Минамото.
Сёгун: кто это такой и почему он управлял Японией вместо императора
Почему в Японии было два правителя, один из которых играл номинальную роль главы государства. Эта тема будет интересна всем любителям истории.
Изучая всемирную историю и натыкаясь на темы, отведенные азиатским странам, а особенно Японии, вы не раз можете столкнуться со значениями «Сёгунат» и «сёгун».
Для русского читателя эти слова чужды даже по произношению, что уж говорить о смысле. Однако если попытаться объяснить в двух словах, то сёгун это должность военного правителя, который руководил большой частью Японии и обеспечивал сохранность императорской семьи.
Можно задать вполне логичный вопрос: а почему это государством правит какой-то Сёгун, если, по хорошему, это должен делать император? Ответ на него сокрыт в самой легитимности императорской должности.
Начнем с того, что японцы это не коренной народ островов. Туземцев историки называют айнами или эмиси, что в переводе означает «лохматый варвар». Варваров начали вытеснять переселенцы из Китая и Кореи, которые приплыли на острова, прячась от различных погодных невзгод и политических потрясений.
Именно из-за противостояния с айнами была введена должность сёгуна. Название этой должности можно дословно перевести как «Главнокомандующий, усмиряющий варваров по священному приказу императора».
Изначально Сёгун был лишь военным наместником, под командованием которого находились такие же князья, управляющие провинциальными бедными землями. Они сами отражали атаки айнов, в то время как столичные чиновники зациклились только на себе и не принимали участия в судьбе Японии.
Шло время и позиция центра заметно слабела, а вот князья, присоединяв к себе новые территории и становившись существенно богаче, политически крепли. В двенадцатом веке позиция удельных князей была настолько сильной, что это неизбежно сеяло смуту и конфликты по всему государству.
В военных распрях одержал победу князь Минамото-но Ёритомо. Он и стал первым сёгуном в том понимании, в котором мы воспринимаем его сейчас, подчинив своей власти императорский дом.
Система сёгуната настолько окрепла в японском обществе, что мы знаем три его итерации: Сёгунат Камакура, Асикага и Токугава. Конец этой системе положили только реформы императора Мэйдзи в 1868 году.
Сёгун и их история
Несмотря на то что Японские острова стали заселяться не одно тысячелетие назад, объединение людей в к онгломерации племен там произошло только во втором веке до нашей эры.
Подобие государственности появилось здесь только в третьем веке нашей эры, когда союз племен Ямато смог подчинить себе остальные народности и стать самым крупным.
Постепенно властные полномочия клана Ямато уподобились царским, а их правители стали называть себя императорами («тэнно»). Другой термин, «сегун» (это, скорее, правитель – верховный военачальник), вошел в обиход столетия спустя.
Первый сегунат в истории Японии
Японские сегуны официально появились в 11 веке нашей эры. На территории Страны восходящего солнца стали формироваться группы военных феодалов, среди которых выделялись Тайра и Минамото. Они развязали гражданскую войну 1180-1185 гг., бои в ходе которой проходили по всему острову Хонсю.
Термин пришел из Китая
Если японцев попросить: «Объясните термины «сегун», «тайсегун» и т. д.», то ответы могут быть достаточно разнообразными. Дело в том, что само понятие пришло в Японию из Китая, где было распространено в виде «тайки сегун», что можно перевести как «полководец большого дерева».
По легенде выдающийся китайский военачальник Хё-И был таким скромным, что когда про его победы говорили публично, он убегал под большое дерево, чтобы не слушать похвал в свой адрес.
В японских летописях слово «сегун» с различными приставками упоминается в 7-8 веках нашей эры, в том числе:
фукусегун – «заместитель полководца»;
тайсегун – «великий полководец» (двумя приставками носители должностей разделялись на высших и низших по рангу);
тинтеки сегун – это полководец, который покорял варваров Запада;
просто сегун – победитель варваров Востока;
тиндзю сегун – полководец-примиритель.
Титул подлежал возвращению..
В те времена носитель подобного титула был просто высокопоставленным чиновником, возглавлявшим армию или ее часть, либо посланцем. Титул давался на время военной кампании, а потом возвращался императору. Древняя церемония «посвящения» предполагала объявление нормативного акта по этому поводу (эдикт) и вручение церемониального меча в императорском дворце.
Позже процедура несколько видоизменялась. К примеру, для престарелых представителей допускалось не являться во дворец в Киото на аудиенцию, а в 14-19 веках эдикт привозили сегуну «на дом». Он в ответ наполнял ящик из-под эдикта золотым песком, возвращал его императорскому послу и обещал следовать «светлому примеру» властителя Ёритомо Минамото.
Сегуном смог стать двухлетний ребенок
Правление сегунов в Японии продолжалось с 1192 года до революции Мейдзи. В этот период верховный главнокомандующий передавал свою власть по наследству и совмещал высшие государственные посты, в то время как власть императора была, скорее, церемониально-номинальной. От умершего Ёритомо Минамото власть перешла к регентам его сына – клану Ходзё.
После прекращения рода Минамото по мужской линии японские сегуны, возможно, единственный раз в истории, включили в свое число ребенка из клана Фудзивара, который был назначен на высшую государственную должность того времени в возрасте двух лет.
Камакурский сегунат принес Японии национальный флаг
Первый сегунат в Японии имел в качестве своей столицы город Камакура, поэтому назывался Камакурским сегунатом. Этот исторический период характеризовался междоусобицей и доминированием представителей самураев – «служивых людей», которые составляли военно-феодальное сословие мелких дворян, охранявших и служивших своему «дайме».
Разногласия
Минамото Ёритомо, сегун, после окончания войны назначил в каждую провинцию военных губернаторов, которые с течением времени скопили значительные военные силы и сосредоточили в своих руках земельные наделы.
Одновременно Япония наладила выгодные торговые связи с Китаем и Кореей, что привело к обогащению феодалов на юго-востоке. Подобные процессы не нравились феодалам в ставке Камакура, что привело к конфликтам и переходу власти к клану Асикага.
Представители последнего переехали из разрушенной Камакуры в Киото, поближе к императорскому дворцу, где потратили слишком много денег на состязание с пышностью придворной знати.
Государственные дела оказались в запущенном состоянии, что привело к активизации военных губернаторов в других частях страны и новому этапу гражданской войны.
Правление сегунов в Японии в 1478 – 1577 годах опять же сопровождалось военными конфликтами почти между всеми провинциями, что привело империю на грань полного развала в середине 16 века.
Сегуном смог стать крестьянин
Последующие японские сегуны, но уже из клана Токугава, правили в Японии почти четверть тысячелетия. Дело в том, что Хидэёси передал власть своему сыну, который был несовершеннолетним и подлежал опеке.
Как раз из среды опекунов выделился Токугава Иэясу, который силой устранил законного наследника и стал править, выбрав в качестве столицы современный Токио.
Самураи были элитой
В период правления дома Токугава была упорядочена система управления страной – император лишен власти, введены городские советы старейшин, общество поделено на сословия.
Главенствующее положение здесь занимали воины – самураи. Присутствовали крестьяне, ремесленники, купцы, бродячие артисты, нищие, которые также были выделены в отдельное сословие. В период правления самого Токугава самураи были элитой общества, которая составляла десятую часть населения и пользовалась большими привилегиями.
Ликвидация режима сегуната
Почему же пришел в упадок режим под управлением сегун? Отзывы историков свидетельствуют о том, что в стране в связи с ростом торговых отношений появился класс мелкой буржуазии, которую сильно подавляли чиновники от сегуната, и это вызывало протесты.
В городском слое зародились представители интеллигенции, которую также стремились задавить, в частности, из-за ее стремления к синтоизму, провозглашавшему родство всех японцев вне зависимости от класса и др.
Правительство запрещало иные религии (христианство), ограничивало контакты с другими странами, что привело к протестам и, в конце концов, к передаче сегунатом Токугава государственной власти обратно императору в 1867 году.
Сегодня «сегун» в Японии – это исторический термин, так как такая должность была упразднена в ходе революции Мэйдзи, имевшей место в 1868 – 1889 годах.
Несколько слов о кланах сёгун
Камакурский сёгунат — Камакура бакуфу (1192-1333)
Клан Минамото: 1192—1210 годы (3 сёгуна)
Клан Фудзивара: 1226—1252 годы (2 сёгуна)
Императорские принцы (синно): 1252—1333годы (4 сёгуна)
Киотский сёгунат — Муромати бакуфу (1338-1573)
Клан Асикага : 1338 —1573 годы (16 сёг унов)
Эдоский сёгунат — Эдо бакуфу (1603-1867)
Клан Токугава: 1603—1867 годы (15 сёгунов)
В период с 1573 года по 1603 год в течение тридцати лет сёгунов фактически не было, а страной управлял Ода Набунага.
Он был таким же полновластным вл астителем, как и бывшие сёгуны, однако не получил титула сэйи-тайсёгун.
Исключением был Акэти Мицухида, официально признанный императором как сёгун, однако свергнутый Хидэёси 13 дней спустя. Дело в том, что было распространено убеждение, что сёгун может быть только из клана Минамото, к которому по легенде восходил корнями клан Акэти.
Жены и наложницы
Одно из преимуществ сёгуна заключалась в том, что хотя число его официальных наложниц ограничивалось штатным расписанием женской половины замка, само это расписание он был вправе менять. Этим сёгун отличался от других уважаемых людей эпохи. Императору, например, разрешалось иметь до двенадцати наложниц, удельным князьям и хатамото — до восьми, их прямым вассалам — не больше пяти, а рядовым самураям — не больше двух. Так было записано в завещании Иэясу, основателя династии Токугава, долгое время имевшем силу закона. Иэясу знал, что делал. Из всех его потомков превзойти первого сёгуна Токугава по числу наложниц (19) сумел только одиннадцатый сёгун Иэнари. Остальные ограничивались гораздо меньшим числом. На третьем месте по числу наложниц (9) оказался уже упоминавшийся Иэмицу, внук Иэясу и третий сёгун Токугава.
Знатная дама высокого ранга
Жены и наложницы сёгунов Токугава
1 Только имевшие от Иэнари детей. Всего официальных наложниц было больше 40, их точное число неизвестно.
Источник: Фукаи Масауми. Эдодзё — Хоммару годэн то бакуфу сэйдзи = Замок Эдо — Главный покой и политика бакуфу. Тюо коронся, 2008. С. 197.
Время от времени сёгун проводил ночь в спальне законной жены, но это бывало нечасто. По мере приближения к 30 годам супруга сёгуна отдалялась от мужа, и это была не прихоть, а неписаное правило эпохи: в 30 лет женщина выходила из детородного возраста. Достигнув этого возраста, добропорядочная жена сёгуна благодарила мужа и рекомендовала на свое место в супружеской спальне какую-либо молодую достойную фрейлину — “отказ взойти на ложе” (оситонэ окотовари) в исполнении жены. Она удалялась во внутренние покои для тихой благонравной жизни, оставаясь при этом хозяйкой женской половины замка, и наложницы не составляли ей конкуренции: их статус не менялся даже после того, как они рожали сёгуну детей. Только если рожденный наложницей сын занимал высший воинский пост, она возносилась на самый верх и превращалась в матушку сёгуна — вторую после жены хозяйку замка Эдо, а иногда и равную ей. К 30 годам наложницы тоже выходили в отставку, а если этого вдруг не происходило, в замке начинали говорить об их неумеренной и неприличной сексуальности. Вокруг таких нарушительниц сгущалась атмосфера осуждения.
В деле продолжения сёгунского рода и борьбе с человеческой природой наложницы служили гораздо более надежным резервом, чем законные жены. Из приводимой ниже таблицы видно, что наложницы родили пятнадцати сёгунам Токугава в общей сложности 127 детей, а жены — только 15. В действительности детей наложниц было еще больше, так как не все наложницы получали придворный ранг, особенно в XVII веке. А из 15 детей, рожденных законными женами, лишь один сумел занять высший воинский пост (третий сёгун Иэмицу). Это лишний раз доказывает, что сёгуны Токугава за редким исключением вступали в брак по расчету — для укрепления авторитета и политической власти, а не для любви или рождения детей.
Источники: Фукаи Масауми. Эдодзё — Хоммару годэн то бакуфу сэйдзи = Замок Эдо — Главный покой и политика бакуфу. Тюо коронся, 2008. С. 197.
Из таблицы видно, что рекордсменом и по числу детей вообще, и по числу детей от наложниц стал одиннадцатый сёгун Иэнари — 55 и 54 ребенка соответственно. Его первая дочь родилась в 1789 году, когда Иэнари было 15 лет, последняя — в 1827 году, когда ему исполнилось 54. При одиннадцатом сёгуне женская половина замка разрослась и стала самой многочисленной за всю ее историю, что неудивительно — такому количеству наследников требовались заботливый уход и прислуга. При Иэнари штатное расписание Большого внутреннего покоя превысило тысячу человек, чего раньше никогда не было, и казне пришлось нелегко. При этом сёгунов Токугава вряд ли можно назвать плодовитыми. Только трое из пятнадцати правителей имели более семи детей, семеро — от двух до пяти. У троих детей вообще не было.
Порядок ночных свиданий сёгунов с законными женами был хорошо отлажен и не менялся веками. На женской половине замка для правителя были подготовлены несколько комнат, в которых он мог ночевать по своему желанию. Их называли одзасики (малая палата). Когда он появлялся там, жена встречала мужа с двумя приближенными фрейлинами, первого и третьего ранга. Выпив зеленого чая или сакэ и поговорив, супруги начинали готовиться ко сну. Весь вечер владетельную чету обслуживали две фрейлины, 3-го и 6-го рангов, а за столом сёгуну и его жене прислуживала ее ближайшая подруга и наперсница, фрейлина 1-го ранга (дзёро тосиёри) — как правило, родовитая аристократка из Киото. Убрав со стола, она помогала супругам переодеться и тихо удалялась. В “малой палате” были приготовлены две постели: высокий футон сёгуна располагался точно в центре комнаты, постель его жены — рядом, но уровнем ниже. Никто в замке ни при каких обстоятельствах не мог оказаться выше сёгуна, и никакая вещь не могла располагаться выше, чем принадлежащая ему вещь, в том числе постель. Супружескому уединению никто не мешал, но в соседней комнате всю ночь дежурили две фрейлины (3-го и 6-го рангов — те самые, которые прислуживали хозяйке вечером). Вызывали их колокольчиками, подвешенными у изголовья обеих постелей. Близость к правящей чете в минуты их уединения требовала от приближенных фрейлин особых качеств. Согласно давней замковой традиции, на ночное дежурство заступали только непорочные девушки.
Одиннадцатый сёгун Токугава Иэнари. Старинное изображение
Однако гораздо чаще сёгун проводил ночи с наложницами. Они составляли особую категорию замковых фрейлин и имели 6-й ранг — тюро. За состав и формирование резерва любимых женщин сёгуна отвечали фрейлины-распорядительницы 3-го ранга (тосиёри). По статусу они были выше наложниц, как правило, старше их и опытнее. Девушка из семьи хатамото или гокэнин обычно начинала карьеру в замке с 15-го ранга. Став наложницей, она поднималась до 6-го ранга и попадала в элиту.
Получив распоряжение фрейлины 3-го ранга, девушка принимала ароматическую ванну, переодевалась в белоснежное кимоно без рисунка и, сделав необходимую прическу, отправлялась в назначенное время в спальню сёгуна на женской половине. Все население Большого внутреннего покоя знало о выборе правителя, и пока девушка шла по длинному внутреннему коридору, из комнат ее провожали долгими взглядами. В приготовленной спальне избранницу ждала дежурная фрейлина 6-го ранга. Раздев девушку и осмотрев ее (нет ли с собой режуще-колющих предметов или тайных записок?), фрейлина распускала ей волосы и также их проверяла. Если все было в порядке, положенную по случаю прическу прислуга быстро восстанавливала в соседней комнате, и девушку допускали к высокому ложу. Оно было пустым — сёгун появлялся позднее.
Девушек выбирал сам сёгун либо фрейлины-распорядительницы 3-го ранга. Если правитель желал проявить инициативу, он как бы невзначай интересовался у фрейлины тосиёри, как зовут девушку, которая промелькнула мимо него тогда-то и там-то. Все знали, что это означает, и вечером девушка отправлялась в одну из спален. Если же сёгун не передавал никаких пожеланий, фрейлины 3-го ранга должны были сами сделать выбор и кого-то ему порекомендовать с учетом настроения, физического состояния и других факторов. Чем чаще они угадывали, тем лучше было для всех.
С наложницами сёгуны встречались не так, как с женами. Прежде всего для этой категории фрейлин таинство любви в замке Эдо таинством вовсе не являлось. По крайней мере в XVIII и XIX веках. Так же, как и постель законной супруги, футон наложницы располагался справа и ниже ложа правителя. Но рядом с ее постелью ставилась еще одна, совсем скромная, а у противоположной стены, на более почтительном расстоянии от сёгунского ложа — другая такая же. Свидания сёгунов Токугава с наложницами проходили при двух свидетельницах — правда, в высшей степени дисциплинированных и деликатных. Первая постель (рядом с наложницей) предназначалась для дежурной фрейлины шестого ранга, вторая — для штатной монахини (ободзу). Монахини составляли единственную в замке категорию женщин, половая принадлежность которых в силу их буддийской углубленности игнорировалась, что позволяло им свободно находиться рядом с мужчинами.
Спальня сёгуна на женской половине. Старинное изображение
Обе присутствующие в спальне свидетельницы ложились на бок и поворачивались лицом к стене, спиной к ложу правителя. Оглядываться они не имели права. Их работа состояла в том, чтобы всю ночь бодрствовать и слушать. Эта ночная служба, как и все прочие, имела свое название — соинэяку (букв. постельная дежурная) — и поручалась только фрейлинам 6-го ранга, многие из которых в прошлом были наложницами. Утром дежурная соинэяку представляла фрейлине-распорядительнице 3-го ранга подробнейший отчет обо всем, что слышала ночью. Это было не заговором, а одним из правил цитадели власти. Ночная, интимная жизнь правителей охранялась так же тщательно, как и дневная, публичная.
Дежурные фрейлины появились у постели сёгунов не сразу. Еще в XVII веке многим в замке приходила в голову мысль, что недурно бы иметь надежных свидетелей зачатия, особенно когда дело доходило до чувствительных вопросов наследования высшей воинской должности. Наложницы рожали правителям множество потенциальных наследников, и обстоятельства их появления на свет часто бывали неочевидны. Отсюда, кстати, и ограниченность контактов между мужчинами и женщинами в замке.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Приобретение наложницы путем измерения земли
Приобретение наложницы путем измерения земли Один юноша, не достигший еще совершеннолетия, но весьма смышленый, рано лишился обоих родителей и жил под опекой своего дяди. Однажды юноша заметил, что у дяди очень обеспокоенный вид. Он стал расспрашивать о причинах этого.
3.12. Ван Сифэн и две наложницы
3.12. Ван Сифэн и две наложницы В романе «Хун-лоу мэн» («Сон в Красном тереме») Цао Сюэциня (ум. ок. 1763), одном из известнейших произведений классической китайской литературы, шестьдесят девятая глава называется так: «Пригласила в дом наложницу и утонченным способом
13.4. Приобретение наложницы путем измерения земли
13.4. Приобретение наложницы путем измерения земли Текст см. на с. 32. Дерзкие претензии молодого человека на наследство — битье по траве — повергли в ярость тетку, то есть «вспугнули змею». К тому же они побудили женщину разрешить мужу то, что раньше ему запрещалось, лишь бы
21.9. Из черниц в жены
21.9. Из черниц в жены «В эру Обширного Благоденствия[302] за восточными воротами областного града Хучжоу жила семья, принадлежавшая к кругу ученых. Глава семьи к тому времени, о котором идет речь, уже умер, и в доме оставалась вдова с двумя детьми: мальчиком и юной девушкой.
Самоубийство жены
Жены Лукулла
Жены Лукулла С женами Лукуллу повезло еще меньше, чем с общественным мнением.Его первая избранница — Клодия — оказалась средоточием всех пороков, которыми природа только может наградить женщину. Древний автор говорит о ней, используя эпитеты «разнузданная»,
ЖЕНЫ ОРАНСКОГО
ЖЕНЫ ОРАНСКОГО В конце жизнеописания великого Оранского нужно прежде всего проверить, действительно ли все в его жизни определялось политикой, даже браки. Это соответствует действительности только частично. Восемнадцатилетний габсбургский придворный Вильгельм
Глава 11 Жены
Глава 11 Жены Читатель, хоть немного знакомый с древней историей, наверное, знает, каким способом воспользовался Ромул, чтобы найти жен для жителей своего города. Этот эпизод носит название «похищение сабинянок». В действительности это событие, наверное, было отмечено
Верные жены
Верные жены Выходя замуж, девочки посвящали богине Артемиде свои детские игрушки, одежду и волосы. Так, одна приносит в подарок: «Тимпаны и мячик любимый, Сетку, что кудри держала, и сами кудри девичьи, И девственные одежды»< Брюле П. Повседневная жизнь древнегреческих
4. Самоубийство жены
ГИБЕЛЬ НАЛОЖНИЦЫ ЧЖЭНЬ
Наложницы султана и осада Мальты
Наложницы султана и осада Мальты Это произошло в 1564 году. Разве могли предположить мальтийские рыцари, какой вызовет резонанс захват ими турецкого торгового корабля у острова Занте в Ионическом море? Потеря этого судна вызвала настоящий переполох в Стамбуле, во дворце
Жены имама
Жены имама С женами Шамиля у пленниц сложились разные, но довольно близкие отношения. Загидат, дочь шейха Джамалуддина, считалась старшей и заведовала всеми делами дома. Шуайнат была царицей сердца имама и этим довольствовалась. Когда Загидат завидовала княгиням, что у