Что значит налог с оборота
Налог с оборота
Налог с оборота представляет собой один из видов косвенных налогов, который рассчитывается на основе размера оборота субъекта предпринимательской деятельности. Он вводится с целью стимулирования производства продукции и оказания услуг. Ввиду особенностей начисления налоговая нагрузка на предприятия, которые производят материальные ценности, уменьшается. А размер налогов для компаний, специализирующихся на купле-продаже продукции, увеличивается.
Этот вид налога является устаревшим и в Российской Федерации заменен на НДС в 1992 году. В настоящее время он действует в некоторых странах мира и имеет размер процентной ставки до 18%.
При начислении налога на оборот значение имеют операции, относящиеся к обороту. В них включается:
Объекты налогообложения включают в себя:
Плательщик налога на оборот обязан предоставлять в фискальные органы страны документы о своей регистрации в качестве предпринимателя (физического или юридического лица), а также отчетность по обороту и начисленным налогам.
Расчет этого вида налога максимально прост. Необходимо перечислить в государственный бюджет установленный законодательством процент от суммы оборота компании. При этом из получившейся суммы вычитается размер ранее начисленного и уплаченного налога на оборот.
В России налог появился в 1930 году. Позднее была введена система акцизных сборов, однако она была неэффективной и советское правительство вернулось к налогу на оборот. Тогда он рассчитывался на основе разницы между оптовой и розничной ценой товаров. А субъектами налогообложения выступали производственные компании. Механизмы плановой экономии и жесткого контроля позволяли эффективно наполнять бюджеты.
Минус этого способа налогообложения — взыскание налогового платежа в любом случае, независимо от фактической реализации товара. Поэтому он снижает эффективность хозяйственной деятельности, если компании не успевают реагировать на изменение спроса.
В России предложили ввести единый оборотный налог
Ai825 / Depositphotos.com |
Минэкономразвития России ежегодно формирует проект плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов (п. 5-6 Правил проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 30 января 2015 г. № 83). Соответствующий проект на 2021 год 1 ведомство представило на обсуждение вчера.
При формировании проекта указанного плана были рассмотрены все предложения заинтересованных лиц независимо от формы их представления. Одним из предложений, включенных в план, предусмотрено внесение поправок в Налоговый кодекс – в главы 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ. Рассмотрим его подробнее.
Предпосылки внесения поправок
Разработку инициативы ее авторы связывают с проблемами реализации в правоприменительной практике принципа равенства налогообложения, закрепленного в п. 1 ст. 3 НК РФ. Он означает, что хозяйствующие субъекты, юридически признаваемые плательщиками одного налога и осуществляющие одинаковые облагаемые налогом операции, не должны подвергаться различному налогообложению.
Как отметил Конституционный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 22 июня 2009 г. № 10-П, в налогообложении равенство понимается, прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. «Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование», – подчеркивается в документе.
Разработчики инициативы указывают, что в соответствии с главами 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ налогоплательщики на общеустановленной системе налогообложения при прочих равных условиях начисляют и уплачивают следующие дифференцированные налоги и взносы: НДС (по ставке 20% к выручке), налог на прибыль (20% к прибыли), НДФЛ (13% к фонду оплаты труда), страховые взносы в фонды (30% к фонду оплаты труда), налог на имущество (не более 2,2% от среднегодовой стоимости имущества). Причем в зависимости от функционала, определяемого с учетом долей фонда оплаты труда, материальных затрат и налога на имущество в выручке, налоговая нагрузка организаций из сфер строительства, транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства и машиностроения составляет примерно 24-27% к выручке, а аналогичный показатель для организаций из ТЭК и ритейла в 2-4 раза меньше (6-14% к выручке).
Это подтверждается не только анализом функционала, но и тем, что в соответствии с приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ налоговые нагрузки отраслей (без учета НДПИ и акцизов), находящихся на общеустановленной системе налогообложения, варьируют в пределах от 5% до 30%. Такое соотношение нагрузок приводит к неравенству, возникающему из-за различного соотношения материальных и трудовых затрат в себестоимости продукции различных отраслей. Кроме того, материало- и фондоемкие отрасли получают экономию по НДС, страховым взносам и НДФЛ, а трудо- и наукоемкие отрасли имеют сверхвысокую нагрузку по тем же налогам, отмечается в обосновании инициативы.
«В результате сегодняшняя дифференцированная система налогообложения (пять налогов и сборов), установленная в главах 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ, превращается в преференциально-дискриминационную. Она дает в скрытой, ползучей форме односторонние налоговые преимущества (преференции) одним отраслям (нефть, газ, энергетика, металлургия, химия, ритейл) за счет остальных отраслей, подвергающихся, также в завуалированной форме, налоговой дискриминации, то есть фактически попадающих в налоговое рабство (машиностроение, строительство, ЖКХ, сельское хозяйство, транспорт)», – считают авторы предложения. В связи с этим они предлагают кардинально перестроить систему налогообложения в России.
Суть инициированных поправок сводится к введению единого оборотного налога, исчисляемого в процентах к выручке, вместо четырех основных налогов и сборов – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ. По замыслу разработчиков, признаки и элементы нового налога будут выглядеть следующим образом:
Предусмотрены и особенности уплаты налога, а именно – безакцептное изъятие суммы налога при каждом поступлении на расчетный счет денежных средств от покупателей. То есть безналичное списание суммы налога при каждом поступлении денег на расчетный счет организации или ИП от покупателей, заказчиков или при инкассации наличных денег в ритейле. По мнению авторов идеи, упрощенному сбору данного налога будут способствовать современные банковские технологии.
В числе предполагаемых результатов введения единого оборотного налога указаны следующие:
Реализация предлагаемой инициативы, по мнению ее авторов, будет способствовать экономическому росту во всех отраслях.
Позиция заинтересованных органов
Стоит отметить, что идея введения единого оборотного налога выдвигалась уже давно. Так, позиция Минфина России по этому вопросу была озвучена еще в 2006 году в ответах на вопросы интернет-конференции Президента России Владимира Путина. Тогда в целях упрощения налоговой системы России предлагалось оптимизировать налоговую систему, исключив из нее лишние налоги. Речь шла о сохранении только двух налогов (НДФЛ и налога на прибыль) и введении третьего – единого оборотного налога при условии корректировки порядка распределения между бюджетами разных уровней доходов от их уплаты. Минфин России отметил, что налоговая система РФ включает в себя совокупность налогов, применяемых во многих странах мира с развитой экономикой, и предлагаемый переход на три налога может создать неоправданные трудности с наполнением доходными источниками бюджетов различных уровней. А значительные различия в налогооблагаемой базе по субъектам и муниципалитетам потребуют применения более сложного механизма перераспределения между ними собираемых налоговых доходов, подчеркнули в ведомстве. «Кроме того, произойдет неоправданное выпадение из налоговой системы имущественных и других видов налогов», – отмечалось в ответе.
Что касается ФНС России, то она не высказала свою позицию по рассматриваемому вопросу, подчеркнув в своем письме от 17 мая 2019 г. № СД-3-3/4898@ «О рассмотрении обращения», что служба не наделена правом законодательной инициативы, которым обладает Минфин России.
НК РФ находится в числе лидеров среди федеральных законодательных актов по числу ежегодно вносимых в него поправок. Помимо корректировки норм, касающихся конкретных налогов и сборов, совершенствуется и сама налоговая система страны. Так, если в момент принятия НК РФ в 1998 году было установлено 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов, то в настоящее время их насчитывается 9, 3 и 3 соответственно (ст. 13-15 НК РФ). Однако заданный курс на оптимизацию системы налогообложения не означает, что государство готово к таким радикальным мерам, как исключение традиционных и устоявшихся в российской системе НДС, налога на прибыль, страховых взносов, НДФЛ и замена их единым оборотным налогом. Даже если законодатель посчитает такую корректировку целесообразной и возможной к осуществлению, потребуется немало времени для подготовки необходимых законодательных решений и анализа всех возможных последствий их принятия.
Согласно проекту плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов на 2021 год рассматривать возможность внесения предлагаемых поправок в НК РФ будет Минфин России. Обсуждение проекта плана продлится до 26 августа.
1 С текстом Проекта Плана проведения ОФВ НПА на 2021 год и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 05/16/07-20/00106559).
НАЛОГ С ОБОРОТА
Полезное
Смотреть что такое «НАЛОГ С ОБОРОТА» в других словарях:
налог с оборота — Налог, взимаемый с объема продаж предприятия, т.е. с его оборота. См.: sales tax (налог на продажи). [http://www.vocable.ru/dictionary/533/symbol/97] налог с оборота Один из основных видов косвенных налогов, универсальный акциз, взимаемый с… … Справочник технического переводчика
НАЛОГ С ОБОРОТА — (turnover tax) Налог, величина которого пропорциональна обороту фирмы. Он дает стимул к вертикальной интеграции (vertical integration), так как налог может сделать более дешевым производство промежуточных продуктов в рамках фирмы, чем покупку… … Экономический словарь
Налог С Оборота — (sales tax) Налог, базой которого является цена реализации товара. В настоящее время такие налоги в целом расцениваются отрицательно, поскольку характеризуются каскадным эффектом. Это означает, что при перепродаже товара одним торговцем другому… … Словарь бизнес-терминов
Налог с оборота — Налог с оборота (Turnover (sales) tax) — один из основных видов косвенных налогов, универсальный акциз, взимаемый с оборота товаров, произведенных внутри страны, а также различных услуг. Ставки устанавливаются в процентах к цене товара… … Экономико-математический словарь
НАЛОГ С ОБОРОТА — налог в виде процента от цены произведенных внутри страны, а иногда и импортных товаров, взимаемый в государственный бюджет по мере торговой реализации этих товаров. Относится к числу косвенных налогов. Широко использовался в Советском Союзе, где … Энциклопедический словарь экономики и права
НАЛОГ С ОБОРОТА — налог, устанавливаемый в условиях государственного регулирования цен на некоторые высокорентабельные изделия. Ставка налога устанавливается либо в процентах к оптовой цене, либо в виде наценки (скидки) на цену в денежном выражении. Широко… … Большой бухгалтерский словарь
налог с оборота — налог, взимаемый в виде доли, процента от стоимости (цены) произведенных внутри страны, а иногда и импортных товаров, изымаемый в государственный бюджет по мере торговой реализации этих товаров. По сути представляет разновидность акцизного… … Словарь экономических терминов
НАЛОГ С ОБОРОТА — – налог в виде процента от цены произведенных внутри страны, а иногда и импортных товаров, взимаемый в государственный бюджет по мере торговой реализации этих товаров. Относится к числу косвенных налогов. Широко использовался в Советском Союзе,… … Экономика от А до Я: Тематический справочник
НАЛОГ С ОБОРОТА — налог, устанавливаемый в условиях государственного регулирования цен на некоторые высокорентабельные изделия. Ставка налога устанавливается либо в процентах к оптовой цене, либо в виде наценки (скидки) на цену в денежном выражении … Большой экономический словарь
Что бухгалтеры думают про новый оборотный налог
Сегодня на «Клерке» писали о новом налоге, идея о введении которого витает в правительственных умах. Единый оборотный налог со ставкой 6,2% должен, по идее, заменить НДС, НДФЛ, налог на прибыль и взносы.
Правда, как указали в той публикации, странно, что в Минэкономразвития считают, что НДФЛ платит компания. Вообще-то, его платит сам «физик», компания лишь в роли налогового агента его удерживает.
А в «Красном уголке бухгалтера» идет оживленная дискуссия на тему нового налога.
«Правительство предлагает ввести единый оборотный налог, исчисляемый 6,2 процентами от выручки. Новый налог должен заменить НДС (ставка 20% к выручке), налог на прибыль (ставка 20% к прибыли), НДФЛ (ставка 13% к фонду оплаты труда), страховые взносы в фонды (ставка 30% к фонду оплаты труда), налог на имущество (не более 2,2% от среднегодовой стоимости имущества). Обоснование простое — налоговый кодекс требует равенства в налогообложении, а действующая фискальная схема такого равенства не обеспечивает. Многим бухгалтерам точно придётся искать работу. Как считаете?».
Вот что пишут в комментариях:
«Я бы сказала — у бухгалтеров, наконец-то, станет поменьше работы».
Кто-то не настроен оптимистично:
«Любой закон вводится не на благо людей, не для облегчения жизни людей, не с заботой о людях! И уж точно не для того, что бы сделать жизнь бухгалтеров проще! Любой закон вводится либо для укрепления власти, либо для более эффективного сбора денежных средств в казну. Бабло! Бабло! Бабло!»
И это мнение не одно:
«Ко всем нововведениям-упрощениям прицепят сто-пицот отчетов. Как говорится, лучшая новость — это отсутствие новостей».
А кому-то не понравилось про поиск работы:
«„Многим бухгалтерам придётся искать работу“ — а по-вашему бухгалтер только налоги считает? По-моему бухгалтер у нас совмещает в себе юриста, кадровика, офис-менеджера, продажника и курьера-письмоводителя».
Иногда еще и уборщицы.
«Не думаю, что налог с оборота введут для ОСНО в РФ в ближайшее время. Наша налоговая система и бюджет под это не адаптируется. А что касается потери работы, то главным бухгалтерам было бы больше времени заняться управленкой и фин. анализом. Только в ближайшее время ожидать этого нет смысла. Поэтому, будем совмещать. Всё как всегда».
И еще мнение, что это вообще новый налог:
«Иногда полезно умение читать и хорошая память. Налог с оборота это так называемый налог с продаж. Ничего он не заменит, а будет новый. Скорее всего торговый сбор не дал никаких результатов, введут старый налог но с новым процентным содержанием».
А кто-то просто поинтересовался, шутка ли это.
В общем, хорошая такая пятничная дискуссия. И хорошо, что люди у нас не наивные.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
«Схема хороша для оборотов до 20 млн рублей в год»: бизнес о новом налоговом режиме от ФНС
Руководитель новостного отдела RB.ru
Новый налоговый режим, разрабатываемый Федеральной налоговой службой (ФНС) для малого и микробизнеса, снимет ряд издержек с предпринимателей, особенно выгодным он будет для компаний с оборотом до 20 млн рублей в год. Такое мнение RB.ru высказали предприниматели различных отраслей малого бизнеса.
Большинство из них позитивно оценили предложения налоговой, однако бизнес-сообщество хотело бы «взять паузу» и посмотреть на итоги пилота.
Содержание:
ФНС начала прорабатывать новый налоговый режим для микро- и малого бизнеса, узнали СМИ. Он предназначен как для индивидуальных предпринимателей, так и для юрлиц.
Основные условия нового режима:
— освободить бизнес от уплаты страховых взносов за счет увеличения ставки налога на деятельность (на 4 п.п.);
— ФНС будет сама рассчитывать налоги по данным банков и контрольно-кассовой техники (ККТ);
— сделать налоговый период равным одному месяцу;
— считать расходами только операции по безналичным расчетам и проведенные по расчетным счетам или зафиксированные ККТ;
— бизнес должен выплачивать заработную плату только через банк (будет выступать налоговым агентом по исчислению и уплате НДФЛ);
— освободить бизнес от бухгалтерского и налогового учета, подачи отчетности по упрощенной системе налогообложения, по НДФЛ и страховым взносам, от подачи отчетности в социальные фонды и Росстат.
Как бизнес платит налоги сейчаc
— по общей системе налогообложения (ОСНО): предусматривает ставку налога на прибыль 20% для юрлиц (плюс НДС) и НДФЛ 13% для ИП;
— по упрощенной (УСН) с двумя вариантами взимания налогов: со всех доходов (по ставке 6%) и с доходов за вычетом расходов (по ставке 15%);
— по патентной системе налогообложения (ПСН, только для ИП, специализирующихся на одной сфере бизнеса): ставка 6% от потенциального дохода.
— по единому сельскохозяйственному налогу (ЕСХН): ставка 6% (плюс НДС).
RB.ru узнал, существует ли спрос на новый налоговый режим в бизнес-среде.
Подойдет для компаний с небольшим оборотом
Государство, очевидно, делает правильные шаги — Россия движется к цивилизованным странам, которые заинтересованы не только в ресурсной экономике, но и в том, чтобы малый бизнес быстро рос, считает основатель Fotozona Lab Ираклий Наскидов. По его словам, при таком режиме повысится собираемость налогов и появится возможность обелить доходы граждан.
«Я бы хотел создавать рабочие места, но первое, что меня тормозит, — высокий налог, второе — сложности с бухгалтерией. Предприниматель, который только начинает бизнес, должен думать в первую очередь о продажах и о развитии продукта, но никак не мучиться с учетом. Новый налоговый режим способен решить проблему на старте», — считает основатель Fotozona Lab.
Режим идеально подойдет для малого бизнеса, согласна индивидуальный предприниматель Лариса Ковальчук. По ее словам, подобное уже применялось в начале 2000-х годов. «Мы платили налог УСН, и эта сумма распределялась по всем фондам. Страховых взносов за себя предприниматели не платили», — вспоминает она.
Расклад, при котором ФНС контролирует расходы и поступления по банковскому счету и ККТ и сама рассчитывает налог для предпринимателей, будет удобен для малого бизнеса, так как снимет часть головных болей по подготовке и подаче отчетности, сократит связанные с этим издержки, полагает гендиректор платформы «Рокет Ворк» Анастасия Ускова.
При этом, по ее словам, отмена страховых взносов взамен на увеличение ставки налога на деятельность может оказаться выгодной «только при не очень больших оборотах». С Усковой соглашается основатель Fotozona Lab Ираклий Наскидов. По его словам, «схема будет хороша для оборотов до 15-20 млн рублей в год».
Самостоятельный расчет налогов ФНС также исключит возможность ошибки в расчетах бухгалтера, из-за чего происходит неправильная подача сведений. «В итоге налоговая считает это за нарушение законодательства и блокирует счета компании. Такой процесс полностью исчезнет, если ФНС будет рассчитывать налоги самостоятельно», — говорит основатель и директор по развитию Promobot Олег Кивокурцев.
Также предприниматель видит плюсы в налоговом режиме сроком на один месяц. По словам Кивокурцева, это позволит минимизировать риск кассового разрыва, как это зачастую происходит у предприятий, которые «живут сегодняшним днем» и вынуждены кредитоваться в конце года для уплаты налогов.
«Интересной» инициативу ФНС называет доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова, глава регионального отделения Партии Роста в Липецкой области Вадим Ковригин.
«Бухгалтерский учет и риски штрафов за его нарушение для микро- и малого бизнеса — весьма ощутимые расходы. Не думаю, что повышение налога на 4 процентных пункта для такого бизнеса станет каким-то ощутимым, зато позволит сократить издержки на бухгалтерию и страховые взносы», — считает экономист.
Несколько «но»
Ковригин также выделил некоторые риски разрабатываемого режима — по его словам, необходимо предусмотреть в законе запрет на рост ставок за банковские услуги в случае, если на финансовые организации ляжет функция налогового агента.
«Исполнение такой функции не повлечет для банков каких-то серьезных издержек — все можно делать в автоматическом режиме. Однако, как прекрасный предлог для повышения оплаты, это может использоваться банками», — предупреждает он.
Еще один риск — усиление функций налогового органа и банка в отношении предпринимателя. По мнению Ковригина, это также необходимо запретить законодательно.
Предприниматель Лариса Ковальчук также сомневается в том, что предлагаемый проект ФНС будет осуществим в настоящее время, так как не все предприниматели установили онлайн-кассы (ФНС предлагает считать расходами только операции по расчетным счетам или ККТ, см. выше).
«Огромное количество предпринимателей не имеют расчетных счетов, предпочитая работать за наличный расчет. У некоторых предпринимателей и организаций до сих пор не прописывается наименование товаров в чеках, что является препятствием для этого проекта, ведь такой платеж не может являться подтверждением расхода», — предупреждает Ковальчук.
Для бизнеса, чей оборот превышает 20 млн рублей, рост ставки налога на деятельность за счет отмены страховых взносов может быть невыгоден, добавляет еще одно «но» к инициативе ФНС основатель Fotozona Lab Ираклий Наскидов.
«Лучше будет остаться на текущей налоговой нагрузке — 13% НДФЛ плюс 15% ФОТ. На цифре 20 млн начинается более системное планирование, бизнес уже не боится отчетов и взаимодействия, найма людей в штат и так далее. Эта цифра может служить индикатором», — полагает Наскидов.
Сооснователь и директор по маркетингу банка «Бланк» Дмитрий Салатов призывает задуматься, на кого реально направлена данная инициатива.
«Работать по такой схеме будет даже не так выгодно, как просто открыть самозанятость. Этот режим может стать популярным, если после его введения начнут закручивать гайки на других режимах, и он станет новой тихой гаванью для «серых» сотрудников, не оформленных официально в штат», — считает предприниматель.
Чего хотят предприниматели
Для «Рокет Ворк» все-таки удобнее стандартная УСН, признает гендиректор платформы Анастасия Ускова. При этом она не исключает, что если потенциальная выгода от нового режима будет очевидна, в компании обдумают такой формат.
В Promobot согласились бы перейти на новую систему при удачном проведении пилотов и подтверждении, что режим работает. «И еще, конечно же, при условии, что налоговая будет работать исправно, потому что в налоговой тоже могут быть проблемы, связанные с человеческим фактором. Хотелось бы понимать, что это все пойдет автоматизировано и четко», — говорит основатель Олег Кивокурцев.
Основатель Fotozona Lab Ираклий Наскидов отмечает, что «было бы здорово также перейти от карательной функции ФНС к сервисной». Предприниматель признает, что полностью снять с бизнеса необходимость расчета налогов и подачу отчетности — его мечта. Он также предлагает реализовать инициативу ФНС по самостоятельному расчету налогов для УСН.