Что значит наивное искусство
Такое наивное
искусство
Я сижу в кафе. Ко мне за столик подсаживается женщина в возрасте – видно, что достатка совсем не большого. Достает листы А3, уголь. «Хотите я вас нарисую?». Я не соглашаюсь, но и не отказываюсь – интересно. Бормоча себе что-то под нос, женщина буквально за 5 минут изображает мой портрет и предлагает мне забрать его – понятное дело, не бесплатно. Через пару минут я уже иду к метро, держа в руках лист с очень примитивным моим изображением. Я заплатила за него пятьдесят рублей.
Эта женщина заставила меня вспомнить о наивном искусстве. Энциклопедия искусства дает такое определение этого жанра: «традиционное искусство народных мастеров, а также художников-самоучек, сохраняющее детскую свежесть и непосредственность видения мира». Может быть, вам встречались эти картины – простые, искренние, кажется, что их нарисовал ребенок, но на самом деле авторство принадлежит взрослому человеку. Чаще всего это люди даже пожилые. У них есть своя профессия – рабочая, как правило. Они живут в деревнях, и каждый день ходят на работу. Наивное искусство — направление довольно старое. Еще в XVII веке непрофессиональные художники создавали свои «беспощадно правдивые» портреты, а в XX веке наив выделился в отдельное направление, свободное от академических правил и норм.
Прародителем наива считается иконопись. Увидев такие иконы, вы наверняка без труда отличите их от традиционных. Они непропорциональны, примитивны, как будто бы даже неаккуратны. Все эти характеристики можно применить к любой картине наивного искусства, не только к иконам.
Работы Руссо часто подвергались насмешкам и жесткой критике, особенно поначалу. А широкую популярность художник приобрел после того, как к одной из его картин подвели Камиля Писсаро – хотели позабавить, а мэтр стал восхищаться стилем художника и хвалить картину. Это был «Карнавальный вечер», 1886.
Детали пейзажа слишком уж тщательно выписаны, да и построение планов забавляло зрителей, но именно это и восхитило Писсаро.
Другой, не менее известный наивный художник – грузин Нико Пиросмани. В начале ХХ века, когда Пиросмани начал активно заниматься искусством, он рисовал самодельными красками на клеенках – белого или черного цвета. Там, где нужно было изобразить эти цвета, художник просто оставлял клеенки незакрашенными – так и выработал один из своих основных приемов.
Пиросмани любил изображать животных, а его друзья говорили, что в этих зверях он, скорее, рисует самого себя. И на самом деле, «лица» всех животных у Пиросмани мало похожи на настоящие животные морды, и у всех них одинаковый взгляд: грустный и беззащитный, будь то «Жираф» (1905) или «Медведь в лунную ночь» (1905).
Нико Пиросмани умер в бездомной нищете от голода и лишений. И это при том, что у него время от времени была работа по оформлению вывесок общепитов.
Большая же часть представителей наива своим художественным творчеством и вовсе не зарабатывают, оставляя на него в лучшем случае пару часов в день, в качестве хобби. Профессии этим не сделать – именно это и выделяет наивных художников в отдельную касту. Это очень честное искусство, от всей души – над художником нет ни гнета заказов, ни материальной зависимости от творчества. Он просто рисует, потому что любит это – и сбор урожая, и обряды сватовства, и родную речку в лесу. Любит и воспевает так, как умеет.
Совсем по-особенному умеет это румынский художник-наивист Михай Даскалу (Mihai Dascalu). Его работы похожи на иллюстрации детских книжек — они красочные, добрые и сказочные. Даскалу отличается от многих художников наивного искусства тем, что изображает фантазийные сюжеты, а не обыденные жизненные ситуации. Там и дом из ботинка, и лилипуты с великанами, и летающие единороги. При этом, его картины не перестают быть простыми — как по форме, так и по содержанию. Глядя на них, хочется перечитать любимые сказки и немного помечтать.
Наив включает в себя творчество самоучек и самодеятельное искусство. «Наивный» – не значит «глупый» или «недалекий». Это, скорее, противопоставление профессиональному искусству. Художники наивного искусства не имеют профессиональных художественных навыков. В этом их отличие от художников примитивизма: те, будучи профессионалами, стилизовали свои работы под «неумелые» и простые. А главное, – наивные художники не стремятся рисовать по канонам, профессионально. Они не хотят развивать свое искусство и делать его своей профессией. Художники наива пишут мир не так, как учат, а так, как чувствуют его.
Сначала мне показалось, что наивное искусство похоже на частушки. Я так обрадовалась этому сравнению – очень уж получилось оно красочным и ярким. Но разобравшись, я поняла, что неправа. Наивное искусство очень светлое, но «чугунно серьезное». В нем, в отличие от едких частушек, нет юмора, гротеска, карикатурности – хотя на первый взгляд кажется совсем иначе. В наиве у автора всегда восторженное восприятие того, что он изображает. А там, где восторга нет, нет и наивного искусства – они просто не показывают эти области жизни. Наив – это искреннее восхищение.
В Москве есть Музей наивного искусства – его работники ведут серьезную работу по сбору экспонатов, общаются с авторами. Сейчас в музее около 1500 работ, но места для демонстрации немного, поэтому экспозиции меняются чуть ли не каждый месяц.
Этот текст не расскажет всего о художниках наивного искусства, но пускай хотя бы заинтересует и вдохновит дойти до музея или полистать эти наивные картинки в поисковике. Эти взрослые художники-мечтатели заслуживают простого внимания – пускай без восхищения и мирового признания, но давайте постараемся хотя бы знать их.
Наивное искусство. Мир глазами
взрослого ребенка
Фольклор с именем художника на обороте
В этом материале речь пойдет о направлении искусства, которое существует с тех пор, как древний человек в первый раз расписал стены своей маленькой пещеры. Наивное искусство — это свежий взгляд художника-самоучки, взявшего кисти для самовыражения; это простодушное направление, наивное, как дитя. Его художник — взрослый человек, познающий по-своему мир. Он пытается передать впечатления от реальности и рассказать о них зрителю с помощью ярких красок в простых, доступных фольклорных формах.
XVII век
Парсуны
В это время еще не было самого понятия «наивное искусство», но именно тогда помимо мифических и религиозных сюжетов начали появляться бытовые произведения. Ренессанс, конечно, говорил о гармонии человека и природы, но это были обученные мастера с идеалами гуманизма. Необученный человек был обычным дилетантом или ремесленником. Его творчество называлось фольклором, а имя терялось во времени. В России существовали только школы иконописи, но само государство уже становилось более светским. По прежним моральным устоям, исходившим от церкви, искусство должно было поучать, а не быть средством самовыражения. Показывать свое «я» было чем-то постыдным, поэтому произведения живописцы не подписывали. Лишь в XVII веке произошло «обмирщение» искусства. Переходом от икон к портрету стали парсуны Строгановской школы иконописи. Термин «парсуна» был введен историком Иваном Михайловичем Снегиревым в XIX веке и обозначен как примитивный жанр портрета. В парсунах были элементы иконописи, но исторические личности выглядели на них более реалистично.
Эти произведения были обращены больше к реальности, чем к Богу. Чуть позже творчеством начали заниматься не только обученные люди, но и рядовые помещики, мещане и даже крепостные крестьяне. Это были первые «наивные» портреты неизвестных художников.
XVIII век
Романтизм
Еще долгое время в искусстве царил классицизм с его академизмом и рациональностью. В полемику с ним вступили художники романтизма. Они обвиняли классицистов в отсутствии жизни и холодной рассудочности, предлагали вспомнить о категориях чувственного, человеческого и природного. Пока классицизм отметал «лишнее» и провозглашал главенство разума, романтики подготовили почву из образов благородных дикарей, вооруженных народной мудростью, вспомнили о мифах и фольклоре. Мастера начали говорить не только об идеалах, но и о естественной жизни со всеми ее тайнами, загадками и чувственными противоречиями.
1863
Салон отверженных
В 1863 году жюри Парижского салона — самой престижной выставки Франции — отвергли более шестидесяти процентов присланных работ. При поддержке Наполеона III из-за жалоб художников был создан Салон отверженных, так как сам император не нашел особой разницы между отвергнутыми и одобренными картинами. Там был выставлен скандальный «Завтрак на траве» Эдуарда Мане.
Причинами споров и критики послужили резкий фотографический свет, непропорциональность и «нагло» смотрящая на зрителя нагая девушка в окружении одетых как денди мужчин. Картина выглядела неоконченной, как застывшее мгновение. И художники начали ловить эти счастливые мгновения, выходя на пленэр. Так появился импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление), укрепивший отказ от академизма в изобразительном искусстве.
1886
Анри Руссо
По такому же принципу в противовес Парижскому салону в 1884 году был образован Салон Независимых художников во Франции. Там могли выставляться мастера не только не принятые обществом, но и подвергавшиеся политическим гонениям. В 1886 году таможенник Анри Руссо, художник-самоучка, взявший кисти в зрелом возрасте, представил здесь несколько работ.
Хотя большинство и высмеивало странную, выражавшуюся лишь в изменении тона перспективу на его картинах, он был замечен авангардистами. Спустя некоторое время картины Анри стали пользоваться огромным спросом. В них будто жило волшебство, которое мог бы увидеть среди причудливых джунглей или кипящей жизни города ребенок. Именно к творчеству Анри Руссо был впервые применен термин «наивное искусство». Однажды художник был втянут учеником в денежные махинации и после раскрытия авантюры предстал перед судом. Чтобы судья поверил в безграничную доверчивость взрослого человека, ему показали работы Анри. Они были так наивны, что вершитель закона осудил мастера только на два года условно.
1913
«Мишень»
В России только на выставке «Мишень», организованной авангардистом Михаилом Федоровичем Ларионовым, публика увидела, что любительское искусство может быть чем-то большим, чем фольклор. Сюда из Грузии были привезены работы Нико Пиросмани, «художника-самородка», писавшего у себя на родине практически за еду.
Он был из простой крестьянской семьи и слыл человеком «не от мира сего», но его имя не исчезло во времени, подобно именам неизвестных художников семнадцатого столетия. Вывески заведений, изображения животных в три четверти, сцены пира и кипящей вокруг жизни, поданные в живой, детской манере без скрытых символов, поразили публику и вдохновили других художников.
1945
Ар брют
Французский художник-сюрреалист Жан Дюбюффе интересовался живописью душевнобольных, инвалидов, бродяг, городских чудаков и т.д. «Грубым искусством» (так переводится «Art Brut» с французского, но подразумевается «необработанное/не огранённое» искусство) он назвал свою огромную коллекцию собранных картин маргинальных художников. Эти произведения действительно живут вне канонов, привычных материалов, времени, классических сюжетов, пространства и правил. Ар брют, по разным доводам, если и не разновидность наива, то его родственное направление.
2018
На сегодняшний день наив не претерпел никаких изменений. Впрочем, он и не может их претерпевать. Это направление никогда «не вырастет», потому что в нем должна жить детская непосредственность, которая делает его самим собой. Меняются обстоятельства жизни вокруг «наивного» художника, а он все также продолжает говорить о них в своей яркой колоритной манере, смешивая сказки и реальность, и не испытывая робости перед какими бы то ни было эталонами.
Наивное искусство в живописи: особенности стиля, художники, картины
Знакомьтесь: «наив»
Итак, что же принято называть наивным искусством? В живописи этим термином обозначают особый художественный стиль, творчество народных мастеров и самоучек, сохраняющее детскую свежесть и непосредственность в видении окружающего мира. Такое определение дает Энциклопедия искусств. Впрочем, оно также присутствует в скульптуре, архитектуре, графике.
Вам будет интересно: Картина «Дама в шляпе», или искусство во всех его проявлениях
Наивное искусство (или «наив», как его еще нередко именуют) – направление не такое уж и новое. Еще в XVII веке в Европе непрофессиональные художники создавали свои «примитивные» шедевры. Однако всерьез эти картины никто не рассматривал. В самостоятельный художественный стиль наивное искусство выделилось лишь к началу ХХ века.
Корни «наива» принято искать в иконописи. Вы наверняка видели такие иконы в каком-нибудь сельском провинциальном храме: они непропорциональны, примитивны, невзрачны, однако невероятно душевны. Черты наивного искусства можно отыскать и в так называемых фигурах – скульптурных изображениях на религиозную тематику. Такие изваяния принято устанавливать возле католических костелов и церквей (см. фото).
Вам будет интересно: Эклектика архитектура: характерные черты, особенности и примеры
Наивное искусство и примитивизм – это одно и то же? На этот счет у искусствоведов существует три разных мнения:
Основные черты стиля
Наивное искусство внесло значительный вклад в художественную культуру многих стран и народов. Попробуем выделить самые главные черты этого художественного стиля. Прежде всего к ним относятся:
Вам будет интересно: Как рисовать зуб, если вы не художник и не студент-стоматолог
Стоит отметить, что произведения наивного искусства весьма разнообразны по своей индивидуальной стилистике. Тем не менее почти все они оптимистичные и жизнеутверждающие по духу.
География наивного искусства
Подавляющее большинство известных художников-наивистов – это обычные люди, живущие в деревнях или же небольших городках. Как правило, они зарабатывают на жизнь физическим трудом, а творят – в свободное от работы время. Нередко страсть к рисованию просыпается в зрелом или преклонном возрасте.
Наивное искусство зародилось во Франции, но затем приобрело небывалую популярность за океаном – в США. Еще в конце XIX века картины наивистов в этой стране собирали для музейных и приватных коллекций. В России же это направление начало серьезно развиваться лишь в 80-90-е годы прошлого столетия.
Рассказывая о наивном искусстве, нельзя не упомянуть о так называемой Хлебинской школе. Это условное название для нескольких поколений крестьянских художников из села Хлебине, что на севере Хорватии. У истоков Хлебинской (Подравской) школы стоял, как ни странно, академический художник Крсто Хегедушич (1901-1975). Ее мастера довели до совершенства технику рисования по стеклу. Для Хлебинской живописи характерны мотивы из повседневной деревенской жизни.
Главные музеи «наива»
«Наив – это состояние души» (Александр Фомин).
Среди всех музеев наивного искусства в мире следует особо выделить три: Парижский, Московский и Загребский.
С 1985 года у подножия холма Монмарт в здании бывшего текстильного рынка действует Парижский музей примитивизма. Своим возникновением и существованием он обязан французскому издателю Максу Фурни. Благодаря усилиям последнего было собрано ядро нынешней коллекции, которая сегодня насчитывает свыше 600 полотен.
Московский музей наивного искусства существует с 1998 года. Он расположен в старинном каменном особняке по адресу: Союзный проспект, 15 а. Сейчас в музее насчитывается около 1500 работ. Так как места в небольшом здании мало, то экспозиции меняются едва ли не ежемесячно.
Свой музей «наива» и примитивизма есть и у хорватской столицы – Загреба. Он находится в Верхнем городе, на площади Марка. В его экспозициях представлены работы двадцати хорватских художников, в частности, Ивана Генералича и Ивана Рабузина.
Еще один своеобразный образец «наива» расположен в северной Румынии. Это так называемое «Веселое кладбище» в селе Сэпынца. Здесь можно увидеть сотни красочных надгробий с поэтическими текстами и оригинальными рисунками.
Вам будет интересно: Идеальная пропорция в архитектуре: использование и примеры
Наивное искусство: картины и художники
Территориально в развитии «наива» и примитивизма можно выделить три региона: США, Западная Европа и Балканы. Наиболее известные представители наивного искусства в живописи – художники второй половины XIX – ХХ веков, в числе которых:
Давайте поближе познакомимся с творчеством вышеперечисленных мастеров «наива».
Анри Руссо
Основоположником наивного искусства в живописи считается Анри Руссо, служащий таможни, который после выхода на пенсию решил посвятить себя изобразительному творчеству. Он украшал свои полотна неуклюжими человеческими фигурами и забавными зверушками, не особо беспокоясь о перспективе. Первым по достоинству оценил творчество Руссо его современник Пикассо. А Поль Гоген, увидев картины Анри, воскликнул: «Это истина и будущее, это – настоящая живопись!»
Иван Лацкович-Кроата
Лацкович-Кроата – один из учеников Хегедушича. Помимо живописи, он также занимался общественной и политической деятельностью, принимал активное участие в борьбе Хорватии за независимость в начале 90-х, дважды избирался депутатом в хорватский парламент. На своих полотнах Иван Лацкович чаще всего изображал натюрморты, сцены из деревенской жизни, детализированные пейзажи.
Иван Рабузин
Иван Рабузин – еще один хорватский художник, и еще один видный представитель наивного искусства в живописи. Его картины нередко называют райскими. Самого же Рабузина искусствовед Анатолий Яковский наградил званием «величайшего наивного художника всех времен и народов». Пейзажи Ивана Рабузина воплощают в себе чистоту, внеземную красоту и гармонию. Почти все его картины украшают диковинные деревья и фантастические цветы. Причем все объекты на полотнах Рабузина, будь то холмы, леса или облака, стремятся к некой шарообразности.
Мария Примаченко
Гениальная украинская художница Мария Примаченко родилась и прожила всю жизнь в крохотном селе Болотня под Киевом. Рисовать начала в 17 лет, расписывая соседские хаты. Талант Марии заметили еще в конце 30-х годов. Ее работы побывали на выставках в Париже, Монреале, Праге, Варшаве и других городах. За всю свою жизнь художница создала не менее 650 картин. В основе творчества Марии Примаченко – волшебные цветы и нереальные, выдуманные ею же животные.
Мозес Анна Мэри
Бабушка Мозес – известнейшая американская художница, всемирно признанная икона наивного искусства. Она прожила 101 год, оставив после себя сотни ярких, красочных и жизнерадостных полотен. Уникальность Бабушки Мозес в том, что она впервые начала рисовать в 76 лет. Известной художница стала лишь в конце 1930-х, когда именитый коллекционер из Нью-Йорка случайно увидел в окне аптеки один из ее рисунков.
Центральными сюжетами в картинах Анны Мэри Мозес являются деревенские пасторали, бытовые сцены из жизни фермеров, зимние пейзажи. Максимально емко творчество художницы охарактеризовал один из критиков в следующей фразе:
«Привлекательность ее картин заключается в том, что в них изображен тот стиль жизни, в существование которого американцы так любят верить, но которого больше нет».
Норваль Мориссо
Норваль Мориссо – канадский художник-примитивист индейского происхождения. Родился в племени оджибва в окрестностях Онтарио. О себе он писал так: «Я – художник от природы. Я вырос на историях и легендах моего народа – и я рисовал эти легенды». И этим, по большому счету, все сказано.
Любопытный факт из биографии художника: в 1972 году во время пожара в гостинице города Ванкувера Норваль Мориссо получил серьезные ожоги. В тот момент, по словам самого Норваля, ему явился Иисус Христос. Впоследствии он стал для него новой путеводной звездой в творчестве. Художник начинает активно рисовать библейских персонажей, удивительным образом вплетая их в канву традиционных индейских мотивов.
Екатерина Медведева
Екатерина Медведева – художник-самоучка родом из деревни Голубино Белгородской области, один из самых ярких представителей современного русского «наива». Впервые взяла в руки кисть в 1976 году, а уже в начале 80-х годов в московской прессе стали появляться заметки о «новом народном таланте». На то время Катя Медведева работала обычной санитаркой в доме престарелых. В 1984 году работы художницы отправились на выставку в Ниццу, где произвели настоящий фурор.
Вам будет интересно: Модерн: узоры и орнаменты
Валерий Еременко
Еще один талантливый художник-примитивист из России – Валерий Еременко. Родился в Семипалатинске (Казахстан), учился в Ташкенте, сегодня живет и работает в Калуге. На счету у художника – более десятка различных выставок, его работы экспонируются в Калужском музее изобразительных искусств, Московском музее наивного искусства, а также хранятся в многочисленных частных коллекциях. Картины Валерия Еременко яркие, ироничные и невероятно живые.
Михай Даскалу
Особым символизмом в работах Михая Даскалу наделены деревья. Они присутствуют почти на всех его картинах. То в виде основных сюжетных фигур, то в качестве фона. Дерево в творчестве Даскалу, собственно, и символизирует собой человеческую жизнь.
Ради Неделчев
Ключевым объектом в творчестве болгарского художника Ради Неделчева является дорога. То ли это обычная сельская грунтовка, поросшая спорышом, то ли каменная мостовая старинного города, то ли едва заметная тропинка, по которой уходят в снежную даль охотники.
Ради Неделчев – общепризнанный мастер в мире наивного искусства. Его полотна широко известны далеко за пределами скромной Болгарии. Неделчев учился в школе живописи в городе Русе, а затем отправился за европейским признанием в Швейцарию, где провел свою персональную выставку. Ради Неделчев стал первым болгарским художником, картины которого попали в Парижский музей примитивного искусства. Работы автора побывали в десятках крупных городов Европы и мира.
Стейси Лавджой
Современная американская художница Стейси Лавджой получила признание благодаря своему неповторимому стилю, в котором черты «наива», абстракционизма и футуризма смешались в один яркий и сногсшибательный коктейль. Все ее работы – это, по сути, отражение реального мира в неком абстрактном зеркале.
Саша Путря
Александра Путря – уникальная художница из Полтавы. Она начала рисовать в три года, будто бы предчувствуя свой ранний уход из жизни. Умерла Саша в возрасте одиннадцати лет от лейкоза, оставив после себя 46 альбомов с карандашными и акварельными рисунками, набросками, шаржами. В ее многочисленных работах присутствуют антропоморфные животные, сказочные персонажи, а также герои популярных индийских фильмов.
В заключение…
Это искусство принято называть наивным. Но если внимательно ознакомиться с работами видных представителей стиля, возникает закономерный вопрос: настолько ли наивны их авторы? Ведь «наивный» в данном случае вовсе не значит «глупый» или «невежественный». Эти художники попросту не умеют, да и не хотят рисовать по общепринятым канонам. Они изображают мир так, как чувствуют его. В этом и заключается вся красота и ценность их картин.