Что значит нагорная проповедь

Нагорная проповедь

Наго́рная про́поведь – про­по­ведь Ииcyca Христа, в кото­рой выра­жена сущ­ность ново­за­вет­ного нрав­ствен­ного закона (нрав­ствен­ного учения) и его отли­чие от вет­хо­за­вет­ного.
Нагор­ная про­по­ведь была про­из­не­сена Спа­си­те­лем на холме близ Капер­на­ума в Гали­лее, вслед за при­зва­нием 12 апо­сто­лов. Содер­жа­ние про­по­веди изла­га­ется в Еван­ге­лии от Матфея гл. 5–7 и Луки гл. 6, 17–49.

Что значит нагорная проповедь. Смотреть фото Что значит нагорная проповедь. Смотреть картинку Что значит нагорная проповедь. Картинка про Что значит нагорная проповедь. Фото Что значит нагорная проповедь Jesus Sermon On The Mount drawing (Vector cliparts) clip art,jesus,appears,sermon

Нагор­ная про­по­ведь

про­то­и­е­рей Алек­сандр Глебов

Биб­лей­ская исто­рия Нового Завета

Только в Еван­ге­лие от Матфея есть связ­ная речь Христа, состо­я­щая из отдель­ных изре­че­ний. Эти изре­че­ния каса­ются нрав­ствен­ной жизни чело­века и его пове­де­ния. Назы­ва­ется эта речь – Нагор­ная про­по­ведь. Нагор­ная про­по­ведь пред­став­ляет собой очень тща­тель­ную ком­по­зи­цию. Она изло­жена единым блоком у еван­ге­ли­ста Матфея в пятой, шестой и седь­мой главах, то есть зани­мает три главы. Но, конечно, она не была про­из­не­сена так, как это опи­сано у еван­ге­ли­ста Матфея. Скажем, у еван­ге­ли­ста Луки темы, кото­рые затра­ги­вает Нагор­ная про­по­ведь, раз­бро­саны по всему Еван­ге­лию, что, навер­ное, более соот­вет­ствует тому, как Хри­стос и про­из­но­сил свои нрав­ствен­ные поуче­ния. Мы не можем гово­рить о Нагор­ной про­по­веди так, как будто это была отдель­ная про­по­ведь, про­из­не­сен­ная в одном месте. Есть веские и убе­ди­тель­ные доводы в пользу того, что Нагор­ная про­по­ведь намного больше, чем лишь только одна про­по­ведь. Просто еван­ге­лист Матфей для удоб­ства собрал все изре­че­ния Спа­си­теля, кото­рые каса­ются нрав­ствен­ной жизни чело­века и вза­и­мо­от­но­ше­ний между людьми, и объ­еди­нил их в одну ком­по­зи­цию. Напри­мер, любой чело­век, слу­ша­ю­щий Нагор­ную про­по­ведь в первый раз в ее изло­же­нии у Матфея, был бы просто пере­утом­лен еще задолго до ее окон­ча­ния. В ней зало­жено слиш­ком много, чтобы это можно было усво­ить за один раз. Ведь одно дело – сидеть и читать, задер­жи­ва­ясь, оста­нав­ли­ва­ясь при чтении, осмыс­ли­вая про­чи­тан­ное. И совсем другое – слу­шать ее впер­вые в устной форме. Читать мы можем так, как при­выкли, с при­выч­ной для нас ско­ро­стью, а слы­шать ее в первый раз, значит быть пере­гру­жен­ным избыт­ком инфор­ма­ции, а значит упу­стить из вида многое важное, что в этой про­по­веди содер­жится.

Еван­ге­лие от Матфея – это, прежде всего, Еван­ге­лие хри­сти­ан­ского учения. Для Матфея харак­терно, что он соби­рает учения и деяния Христа в отдель­ные блоки. Есть раздел, посвя­щен­ный прит­чам, есть – чуде­сам, есть – учению о конце света. Вот по такому прин­ципу и нрав­ствен­ное учение Христа Матфей собрал воедино для удоб­ства его изу­че­ния. В Еван­ге­лии от Луки Нагор­ная про­по­ведь сле­дует сразу за избра­нием две­на­дцати апо­сто­лов. В лице апо­сто­лов Хри­стос выби­рает себе помощ­ни­ков, но чтобы эти помощ­ники могли успешно и эффек­тивно выпол­нять свою работу, их надо сна­чала научить. Поэтому в Нагор­ной про­по­веди Гос­подь дает настав­ле­ния своим апо­сто­лам, а через них и всем нам. Поскольку Гос­подь сам ничего не запи­сы­вал, все, что мы о нем знаем, дошло до нас от его уче­ни­ков, поэтому Цер­ковь и назы­ва­ется «Апо­столь­ская». Поэтому один бого­слов назвал Нагор­ную про­по­ведь: «про­по­ве­дью по случаю посвя­ще­ния в сан две­на­дцати». Точно так же, как перед впер­вые при­сту­па­ю­щим к слу­же­нию моло­дым свя­щен­ни­ком должна быть постав­лена задача, так и Хри­стос про­из­нес перед две­на­дца­тью уче­ни­ками про­по­ведь, перед тем как они при­сту­пили к испол­не­нию своих задач. Есть такое пред­по­ло­же­ние, что, окон­ча­тельно избрав две­на­дцать апо­сто­лов, Хри­стос уда­лился с ними на неделю, может быть даже больше, в какое-то спо­кой­ное место и учил их в тече­ние этого вре­мени, а Нагор­ная про­по­ведь – это уже крат­кое изло­же­ние того учения. Но это, конечно, только пред­по­ло­же­ние.

Навер­ное, нет в Еван­ге­лии дру­гого такого мате­ри­ала, кото­рый бы столь тща­тельно обсуж­дался, как Нагор­ная про­по­ведь. Споры нача­лись уже с пер­вого века хри­сти­ан­ства и про­дол­жа­ются до сих пор. Одни пони­мают запо­веди бук­вально, другие – сим­во­ли­че­ски, и мно­же­ство раз­де­ле­ний про­изо­шло в хри­сти­ан­стве из-за раз­ного пони­ма­ния слов Нагор­ной про­по­веди. Неко­то­рые тече­ния, воз­ник­шие под вли­я­нием Нагор­ной про­по­веди в рус­ской куль­туре, нам хорошо известны, напри­мер, тол­стовцы – после­до­ва­тели рели­ги­оз­ного учения вели­кого рус­ского писа­теля, графа Льва Нико­ла­е­вича Тол­стого. Тол­стой по-своему пони­мал неко­то­рые поло­же­ния Нагор­ной про­по­веди, напри­мер, о непро­тив­ле­нии злу. Тол­стой вос­при­ни­мал это бук­вально и многое другое, чем он про­ти­во­по­ста­вил себя офи­ци­аль­ной Церкви. Одни видят в запо­ве­дях Нагор­ной про­по­веди тре­бо­ва­ния, кото­рые невоз­можно испол­нить в полной мере, и поэтому гово­рят о сим­во­ли­че­ском зна­че­нии запо­ве­дей. Другие видят кон­крет­ные ука­за­ния и гово­рят об их бук­валь­ном зна­че­нии. При чтении Нагор­ной про­по­веди мы не должны забы­вать и наш личный опыт. Вряд ли суще­ствует какой-то другой еван­гель­ский текст, кото­рый предъ­яв­лял лично нам, нашей сове­сти, такие тре­бо­ва­ния, как Нагор­ная про­по­ведь. Мы должны учесть, что Нагор­ная про­по­ведь была про­из­не­сена не для нашего кон­крет­ного обще­ства, а была про­из­не­сена в опре­де­лен­ной исто­ри­че­ской обста­новке. Ведь не хри­сти­ане слу­шали эту про­по­ведь, а иудеи. Необ­хо­димо пом­нить, что запо­ве­дям Нагор­ной про­по­веди пред­ше­ство­вала тыся­че­лет­няя рели­ги­оз­ная исто­рия иудей­ского народа – куль­то­вый закон, эти­че­ский закон. Поэтому слова Нагор­ной про­по­веди обра­щены не просто к пер­вому встреч­ному, но к людям, кото­рые прошли уже долгий путь рели­ги­оз­ного и нрав­ствен­ного раз­ви­тия. Это надо учи­ты­вать, когда мы читаем Нагор­ную про­по­ведь.

Пого­во­рим о форме Нагор­ной про­по­веди. Еван­ге­лист Матфей пыта­ется под­ра­жать Торе. Хри­стос вос­хо­дит на гору перед про­из­не­се­нием Нагор­ной про­по­веди, откуда Он и дает людям запо­веди, про­воз­гла­шает свой нрав­ствен­ный закон. В созна­нии иудеев все это ассо­ци­и­ро­ва­лось с даро­ва­нием вет­хо­за­вет­ных запо­ве­дей Моисею на горе Синай. Здесь еван­ге­лист Матфей пока­зы­вает Христа как нового Моисея. Хри­стос начал учить, когда сел. Это очень важно. Хри­стос сел на кафедру как учи­тель. Во время офи­ци­аль­ного учения иудей­ский раввин всегда сидел. Гре­че­ское слово «кафедра» значит «сиде­ние», и во многих евро­пей­ских языках до сих пор гово­рится, что стол про­фес­сора – это и есть кафедра. Кстати, папа рим­ский, когда он гово­рит ех cathedra, со своего сиде­ния, со своего трона, когда он гово­рит с кафедры, тогда он про­воз­гла­шает учение. Именно на этом зиждется догмат о пап­ской непо­гре­ши­мо­сти. Раввин часто учил, рас­ха­жи­вая или про­гу­ли­ва­ясь, но офи­ци­аль­ное учение он начи­нал, усев­шись на свое место, на кафедру. Таким обра­зом, само ука­за­ние на то, что Хри­стос сел, прежде чем начал учить своих уче­ни­ков, ука­зы­вает на то, что это учение зани­мает цен­траль­ное место и явля­ется как бы офи­ци­аль­ным.

Прежде чем рас­смот­реть само содер­жа­ние Нагор­ной про­по­веди, надо заду­маться о том, как пони­мать ска­зан­ное в ней Хри­стом. Это важный вопрос, ибо оче­видно, что Хри­стос здесь пред­ла­гает свое учение совер­шенно иначе, чем учеб­ники этики и даже иначе, чем то, как про­стые люди выра­жают те же мысли. Будучи хоро­шим учи­те­лем, Хри­стос есте­ственно исполь­зует формы языка и выра­же­ния, кото­рые много значат для тех, кто слу­шает Его. Его учение содер­жит, как мини­мум, три отли­чи­тель­ных свой­ства.

Первое. Бо’льшая часть Нагор­ной про­по­веди – стихи, хотя нам это трудно рас­по­знать как поэзию, поскольку наша поэзия стро­ится на эффекте рифмы и уда­ре­ния. Еврей­ская поэзия была иной. Она стро­и­лась на эффекте парал­ле­лизма, то есть соот­вет­ствия мысли. Сход­ства мысли или ее раз­ли­чия. Евро­пей­ская поэзия и ближ­не­во­сточ­ная, в том числе еврей­ская, стро­ятся на совер­шенно разных прин­ци­пах. Мы при­выкли к, так назы­ва­е­мой, сло­го­вой, рит­ми­че­ской поэзии. Любое наше сти­хо­тво­ре­ние делится на слоги, на слоги падает уда­ре­ние и полу­ча­ется какой-то опре­де­лен­ный ритм: «Мороз и солнце, день чудес­ный…». Сло­го­вая рит­мика создает нашу евро­пей­скую поэзию, она как бы про­ис­хо­дит из музыки. Но совер­шенно иная поэзия в Библии, а Библия про­ни­зана поэ­зией. Там очень много стихов, но мы, когда читаем Библию, Ветхий Завет, не заме­чаем этого, потому что мы при­выкли к другой поэзии. В Библии не ритм слогов, а ритм поня­тий, ритм слов, ритм сим­во­лов, и про­ис­хо­дит это сле­ду­ю­щим обра­зом. Напри­мер, любой псалом – это стихи. «Псалом» значит «песня». Он делится на строчки, и когда вторая строчка по смыслу повто­ряет первую строчку либо отри­цает ее, то эти строки парал­лельны либо анти­па­рал­лельны. Когда вторая строка по смыслу повто­ряет первую, то это назы­ва­ется – сино­ни­ми­че­ский парал­ле­лизм. И в псал­мах, и в других поэ­ти­че­ских раз­де­лах Вет­хого Завета этому много при­ме­ров. Любой псалом, напри­мер, самый извест­ный, 50-ый псалом начи­на­ется так: «Поми­луй мя, Боже, по вели­цей мило­сти Твоей» – это первая строчка. «И по мно­же­ству щедрот Твоих очисти без­за­ко­ние мое» – это вторая строчка. Они похожи по смыслу, просто в разных словах выра­жа­ется одна и та же мысль. «Наи­паче омый мя от без­за­ко­ния моего» – первая строчка. «И от греха моего очисти мя». Но «омый от без­за­ко­ния» и «очисти от греха» – это же одно и то же. Это назы­ва­ется в поэзии парал­ле­лизм или ритм по парал­ле­лям. Такая струк­тура про­ни­зы­вает прак­ти­че­ски всю Библию, потому что вся Библия очень поэ­тична. В Нагор­ной про­по­веди Гос­подь сле­дует этой поэ­ти­че­ской тра­ди­ции своего народа. Напри­мер, Хри­стос гово­рит: «Не давайте свя­тыни псам и не бро­сайте жем­чуга вашего перед сви­ньями». Перед нами под­лин­ная еврей­ская поэзия, в кото­рой вторя строка повто­ряет мысль, то есть парал­лельна первой, но исполь­зует просто иной образ. Псалом состоит из строф, в каждой строфе две строчки, но каждая из стро­чек может быть не только парал­лельна, но и анти­па­рал­лельна другой. Анти­па­рал­лель­ный тип еврей­ской поэзии назы­ва­ется анти­те­ти­че­ский парал­ле­лизм. При­ме­ров анти­па­рал­лель­но­сти также очень много. Напри­мер: «Всякое доброе дерево при­но­сит плоды добрые, а худое дерево при­но­сит плоды худые» или «Веру­ю­щий в Меня имеет жизнь вечную, а неве­ру­ю­щий идет в поги­бель». Обе строки содер­жат похо­жие уроки, но мысль выра­жена с исполь­зо­ва­нием прямо про­ти­во­по­лож­ных кон­цеп­ций. Такая поэзия также часто встре­ча­ется в Ветхом Завете. Даже молитва Гос­подня может быть рас­по­ло­жена поэ­ти­че­ски.

Второе свой­ство учения Христа – это его образ­ность. Иногда учение дается в форме притч, в других слу­чаях это просто живые иллю­стра­ции из повсе­днев­ной жизни. Многие притчи пре­по­дают нрав­ствен­ные уроки, но Нагор­ная про­по­ведь исполь­зует больше обра­зов из реаль­ной жизни. Мы чаще гово­рим об этике абстрактно, а Хри­стос всегда опе­ри­рует кон­крет­ными вещами. Напри­мер, мы можем ска­зать так: «Мате­ри­а­лизм может быть поме­хой духов­ному росту». А Хри­стос сказал так: «Никто не может слу­жить двум гос­по­дам. Не можете слу­жить Богу и мамоне», то есть более кон­кретно.

Третье. Хри­стос учит очень живо. Он часто при­бе­гает к пре­уве­ли­че­ниям, чтобы отте­нить смысл. Напри­мер, Он гово­рит, что «лучше вырвать глаз или отсечь руку, чем впасть в пре­лю­бо­де­я­ние». Понятно, что Хри­стос не при­зы­вает нас к чле­но­вре­ди­тель­ству, но Он исполь­зует столь экс­тра­ва­гант­ный язык, чтобы вызвать у слу­ша­те­лей чув­ство серьез­но­сти Его вести. Или, напри­мер, «кто соблаз­нит одного из этих малых, веру­ю­щих в Меня, тому лучше было бы, если пове­сили ему мель­нич­ный жернов на шею и уто­пили его в мор­ской глу­бине». Конечно же, это не призыв к убий­ству. Здесь речь идет о повы­шен­ной ответ­ствен­но­сти тех, кто своими сло­вами или дей­стви­ями может поко­ле­бать веру в людях. Еще Он гово­рит: «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: под­ни­мись и вверг­нись в море, и не усо­мнится в сердце своем, но пове­рит, что сбу­дется по словам его, – будет ему, что ни скажет». Но это не значит, что сте­пень своей веры надо про­ве­рять таким спо­со­бом – пове­ле­вать горам, чтобы они вверг­лись в море. Гос­подь этим срав­не­нием дает понять, какой силой обла­дает вера в Него. Для незыб­ле­мой веры нет ничего невоз­мож­ного, потому что для Бога нет ничего невоз­мож­ного. Когда мы читаем Нагор­ную про­по­ведь, то необ­хо­димо иметь в виду эти раз­лич­ные приемы, исполь­зу­е­мые Хри­стом в своем бла­го­ве­стии. Рас­по­зна­ние раз­лич­ных форм может помочь нам лучше понять, что Хри­стос имел в виду и о чем Он гово­рил.

Итак, какую этику пред­ло­жил Хри­стос? Какие прин­ципы пове­де­ния должны руко­во­дить теми, кто при­ни­мает боже­ствен­ную волю в своей жизни? Есть два момента, кото­рые отли­чают этику Нового Завета от боль­шин­ства других эти­че­ских систем.

Первое. Эти­че­ское учение Христа совер­шенно неот­де­лимо от Его учения о власти Божьей в жизни людей. Без пони­ма­ния этого, очень трудно понять смысл Нагор­ной про­по­веди. Все эти­че­ские системы имеют фун­да­мент, на кото­ром они стро­ятся. Эти­че­ское учение Христа осно­вано на заяв­ле­нии, что Бог, сотво­рив­ший все и дей­ство­вав­ший в исто­рии Изра­иля в Ветхом Завете, может быть познан дей­стви­тель­ным, личным обра­зом. Пове­де­ние и образ жизни Его после­до­ва­те­лей явля­ются путем позна­ния Бога. Этот прин­цип всегда зани­мал цен­траль­ное место в иуда­изме. Сам Ветхий Завет был осно­ван на начале, кото­рое фун­да­мен­тально для учения Христа и в Новом Завете. Этой осно­вой явля­ется то, что доб­рота чело­века имеет свое начало в Боге. Цен­траль­ным поло­же­нием одного раз­дела вет­хо­за­вет­ного закона было утвер­жде­ние: «Святы будьте, ибо Свят Я, Гос­подь Бог ваш». И Хри­стос гово­рит в Нагор­ной про­по­веди: «Будьте совер­шенны, как совер­шен Отец ваш Небес­ный». В Ветхом Завете Гос­подь при­зы­вает людей к свя­то­сти, но зачем при­зы­вает? Почему люди должны быть свя­тыми? Потому что Бог свят, а люди должны быть подобны Ему. «Святы будьте, ибо Свят Я, Гос­подь Бог ваш». И Хри­стос дает то же самое обос­но­ва­ние своему нрав­ствен­ному учению: «Будьте совер­шенны, как совер­шен Отец ваш Небес­ный», то есть мы должны быть совер­шенны, потому что Бог совер­шен. Эти­че­ские нормы, кото­рых тре­бу­ется дости­гать людям Божьим, были не менее как отра­же­нием харак­тера самого Бога. Нам важно пони­мать, для чего нам дан нрав­ствен­ный закон. Совер­шенно непра­вильно думать, что если мы будем испол­нять запо­веди, то, когда умрем, полу­чим за это награду, как ребе­нок за хоро­шее пове­де­ние поощ­ря­ется роди­те­лями. А если мы не будем испол­нять, то в буду­щем нас ждет рас­плата. Конечно, воз­да­я­ние суще­ствует, и каждый из нас полу­чит то, что он заслу­жил, но боже­ствен­ное воз­да­я­ние – это не при­го­вор судьи пре­ступ­нику за совер­шен­ное пре­ступ­ле­ние. Бог в юри­ди­че­ском смысле не нака­зы­вает и не поощ­ряет. Он просто выяв­ляет внут­рен­ний мир каж­дого чело­века и состо­я­ние этого мира либо обре­кает чело­века на стра­да­ние, либо откры­вает ему радость обще­ния с Богом. В Еван­ге­лии есть рас­сказ об исце­ле­нии Гос­по­дом бес­но­ва­того чело­века. Инте­ресно, что когда Хри­стос стал к нему при­бли­жаться, то бес­но­ва­тый закри­чал: «Не мучай меня». Значит Бог, кото­рый есть любовь, явился источ­ни­ком муче­ний для беса, кото­рым был одер­жим чело­век, а значит, если люди упо­доб­ляют себя темной силе, если они творят волю дья­вола, а не волю Божию, то пред­сто­я­ние перед Богом станет для чело­века муче­нием. Не в том смысле, что Бог начнет мучить чело­века, а в том, что чело­век ощутит свою полную несов­ме­сти­мость. Ведь каждый чув­ствует себя ком­фортно только в сопри­род­ном себе мире, среди еди­но­мыш­лен­ни­ков. Для каж­дого нор­маль­ного чело­века, слу­чайно осту­пив­ше­гося, попа­да­ние в тюрьму будет муче­нием, потому что он попал в совер­шенно чуждый ему мир: со своими зако­нами, поня­ти­ями, лек­си­кой, взгля­дами на жизнь и так далее. Но с другой сто­роны, когда зако­ре­не­лый реци­ди­вист выхо­дит на сво­боду, то он не может найти себя среди нор­маль­ных людей. Этот нор­маль­ный мир ему чужд, он в нем муча­ется. Такие люди часто вновь совер­шают пре­ступ­ле­ния не для наживы, а только для того, чтобы вновь попасть на нары, в мир несво­боды, кото­рый так пугает любого чело­века, но для пре­ступ­ника он есте­стве­нен. Он в камере как рыба в воде. Это, конечно, срав­не­ние и хотя каждое срав­не­ние грешит неточ­но­стью, но все-таки оно может помочь нам понять при­роду стра­да­ний греш­ной чело­ве­че­ской души, когда она пред­стает перед Богом. Для того чтобы стра­да­ния не было, чтобы мир Бога стал близок миру чело­века, надо взять на себя труд по фор­ми­ро­ва­нию в себе мира Божия. И вот запо­веди и вообще все нрав­ствен­ные поло­же­ния еван­гель­ского учения, изло­жен­ные в Нагор­ной про­по­веди, явля­ются теми меха­низ­мами, теми инстру­мен­тами, с помо­щью кото­рых чело­век фор­ми­рует в себе каче­ства Бога. Бог – это не нечто аморф­ное, Бог – это живая лич­ность, а значит, у Него есть харак­тер, есть какие-то каче­ства, свой­ства. В цикле наших бесед я уже упо­ми­нал, что чело­век создан по образу и подо­бию Божию. Подо­бие – это цель чело­ве­че­ского бытия. В резуль­тате жизни чело­век должен упо­до­биться Богу, стать похо­жим на Него. Совер­шив грех, люди утра­тили эту спо­соб­ность, поскольку порвали связь с Богом, но во Христе сооб­ще­ние между Богом и людьми было вос­ста­нов­лено. Бог вошел в мир силой своей бла­го­дати, и цель бого­упо­доб­ле­ния стала опять реаль­ной. Дар бла­го­дати – это то, что Бог сделал для нас, а в Нагор­ной про­по­веди Гос­подь гово­рит, что нам надо делать для дости­же­ния этой цели. С помо­щью нрав­ствен­ного закона чело­век – образ Божий – раз­ви­вает себя до бого­по­до­бия. Испол­няя запо­веди, чело­век выра­ба­ты­вает в себе каче­ства Бога, Его харак­тер, посту­пает так, как посту­пал Хри­стос, а, как известно, подоб­ное позна­ется подоб­ным. Пред­ста­вая после физи­че­ской смерти перед лицом Божьим, чело­век попа­дает в близ­кий и сопри­род­ный ему мир Цар­ствия Божия.

Вторая основа ново­за­вет­ной этики – в чем она состоит? Один ученый, сум­ми­ро­вав все поло­же­ния Нагор­ной про­по­веди, описал биб­лей­скую этику как «науку чело­ве­че­ского пове­де­ния, как она опре­де­ля­ется боже­ствен­ным пове­де­нием», то есть люди должны посту­пать так, как посту­пает Бог. Одна из самых харак­тер­ных черт дей­ствия Бога в опыте Изра­иля – это Его готов­ность забо­титься о людях, кото­рые о Нем даже не думают. Авраам был вызван из Месо­по­та­мии, ему была дана новая страна, но не по при­чине какого-то его нрав­ствен­ного или духов­ного пре­вос­ход­ства, кото­рым бы он обла­дал, а просто потому, что вни­ма­ние и любовь Божьи были излиты на него. Впо­след­ствии Изра­иль был сохра­нен во всех труд­но­стях исхода из Египта и того что за этим исхо­дом после­до­вало, не за его соб­ствен­ное нрав­ствен­ное совер­шен­ство, а просто бла­го­даря заботе любя­щего Бога. На осно­ва­нии этих неза­слу­жен­ных дей­ствий мило­сти Бог предъ­явил опре­де­лен­ные тре­бо­ва­ния своему народу. Ведь десять запо­ве­дей начи­на­ются поло­же­нием: «Я Гос­подь, Бог твой, Кото­рый вывел тебя из земли Еги­пет­ской, из дома раб­ства» и так далее. Это та пред­по­сылка, на кото­рой осно­ваны запо­веди. Поскольку Бог сделал нечто для своего народа, он должен Ему отпла­тить любо­вью и послу­ша­нием. То же можно найти и в других местах вет­хо­за­вет­ного закона: «Помни, что ты был рабом в земле Еги­пет­ской и изба­вил тебя Гос­подь Бог твой, потому Я сего­дня и запо­ве­даю тебе…», дальше то, что Он уже запо­ве­дает. Ново­за­вет­ная этика имеет точно такую же основу. Напри­мер, пора­зи­тельно, что апо­стол Павел, желая оста­но­вить раз­доры, про­дол­жа­ю­щи­еся в Филип­пий­ской церкви, при­зы­вает не к обыч­ному здра­вому смыслу, чтобы раз­ре­шить про­блему, но именно к тому же аспекту харак­тера Божия, кото­рый мы видели в Ветхом Завете. Он при­во­дит пример того, как Бог во Христе отдал Себя для нашего спа­се­ния. Я зачи­таю этот отры­вок: «Ибо в вас должны быть те же чув­ство­ва­ния, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи обра­зом Божиим, не почи­тал хище­нием быть равным Богу; но уни­чи­жил Себя Самого, приняв образ раба, сде­лав­шись подоб­ным чело­ве­кам и по виду став как чело­век; смирил Себя, был послуш­ным даже до смерти, и смерти крест­ной» ( Флп. 2:5-8 ). Вот что делает апо­стол Павел осно­вой своего нрав­ствен­ного при­зыва к чита­те­лям: поскольку Хри­стос для нас отка­зался от всего, то мы должны быть готовы пожерт­во­вать нашим эго­из­мом, чтобы быть угод­ными Ему. Мы должны посту­пать так же, как посту­пал Хри­стос: «в вас должны быть те же чув­ство­ва­ния, какие и во Христе Иисусе». В другом месте апо­стол скажет, что мы должны иметь «ум Хри­стов» ( 1Кор. 2:16 ). Име­ется в виду, конечно, не Боже­ствен­ная Пре­муд­рость, а чело­ве­че­ский ум Христа. Мыс­лить надо в тех кате­го­риях, в кото­рых мыслил Он. А что эта за кате­го­рии ясно из запо­ве­дей и эти­че­ского учения Нагор­ной про­по­веди.

Значит, есть два момента, на кото­рых осно­вы­ва­ется ново­за­вет­ная этика. Первое: мы должны быть совер­шенны и святы, потому что Бог совер­шен и свят, а люди должны быть подобны ему. И второе: мы должны отно­ситься к Богу так, как Он отно­сится к нам. В конеч­ном итоге это то, что Сам Хри­стос про­воз­гла­сил как высшую и дву­еди­ную запо­ведь о любви к Богу и ближ­нему. Через любовь к ближ­нему про­яв­ля­ется наша любовь к Богу. Когда мы любим ближ­него, то пыта­емся отне­стись к Богу так, как Он отно­сится к нам.

Источник

Нагорная проповедь

Вве­де­ние

Пол­но­стью Нагор­ная про­по­ведь изло­жена только у Ев. Матфея. В сокра­щен­ном виде ее изла­гает Ев. Лука, у кото­рого отдель­ные части Нагор­ной про­по­веди встре­ча­ются даже в разных местах его Еван­ге­лия.

Нагор­ная про­по­ведь заме­ча­тельна тем, что содер­жит всю сущ­ность еван­гель­ского учения. Неда­леко от Ген­ни­са­рет­ского озера между Капер­на­у­мом и Тиве­ри­а­дой доселе пока­зы­вают «гору бла­женств», с кото­рой была про­из­не­сена Гос­по­дом ради удоб­ства мно­го­чис­лен­ного слу­ша­ю­щего народа Нагор­ная про­по­ведь. Гордый своим избран­ни­че­ством и не могший при­ми­риться с поте­рей своей само­сто­я­тель­но­сти еврей­ский народ начал меч­тать о при­ходе такого Мессии, кото­рый осво­бо­дит их от чуже­зем­ного вла­ды­че­ства, ото­мстит всем врагам, воца­рится над евре­ями и пора­бо­тит им все народы земли, причем даст им чисто ска­зоч­ное бла­го­по­лу­чие: пове­лит морю выбра­сы­вать жемчуг и все свои сокро­вища, оденет народ свой в баг­ря­ницу, укра­шен­ную дра­го­цен­ными кам­нями и будет питать его манною, еще более слад­кою, чем та, какая посы­ла­лась им в пустыне. С такими лож­ными меч­тами о земном бла­жен­стве, кото­рое дарует им Мессия, они окру­жили Иисуса, ожидая, что вот-вот Он про­воз­гла­сит Себя Царем Изра­и­ле­вым и насту­пит этот бла­жен­ный век. Они думали, что насту­пает конец их стра­да­ниям и уни­же­ниям, и они будут отныне счаст­ливы, бла­женны.

I — Первая часть Нагор­ной про­по­веди ( Мф.5 )

1. Запо­веди бла­жен­ства ( Мф.5:3-12 )

И в ответ на эти их мысли и чув­ства, Гос­подь рас­кры­вает им Свое еван­гель­ское учение о бла­жен­ствах, в корне раз­би­вая их заблуж­де­ния. Он учит здесь о том же, о чем гово­рил Нико­диму: о том, что нам необ­хо­димо духовно пере­ро­диться, чтобы создать на земле Цар­ство Божие, этот поте­рян­ный людьми рай, и тем при­го­то­вить себе бла­жен­ство вечной жизни в Цар­стве Небес­ном. Первый шаг к этому — сознать свою духов­ную нищету, свою гре­хов­ность и ничто­же­ство, сми­риться. Вот почему «Бла­жени нищии духом, яко тех есть Цар­ствие Небес­ное». Бла­женны те, кото­рые, видя и созна­вая свои грехи, пре­пят­ству­ю­щие им всту­пить в это Цар­ствие, плачут о них, ибо они при­ми­рятся с своей сове­стью и уте­шатся. Опла­ки­ва­ю­щие свои грехи дохо­дят до такого внут­рен­него спо­кой­ствия, что уже ста­но­вятся неспо­соб­ными на кого-либо гне­ваться, дела­ются крот­кими. Крот­кие хри­сти­ане дей­стви­тельно уна­сле­до­вали землю, кото­рой прежде вла­дели языч­ники, но они насле­дуют землю и в буду­щей жизни, новую землю, кото­рая откро­ется по раз­ру­ше­нии этого тлен­ного мира, «землю живых» ( Исх.26:13 ; Откр.21:1 ). «Бла­жени алчу­щии и жаж­ду­щии правды», т.е. испол­не­ния во всем воли Божией, ибо они насы­тятся, достиг­нут той пра­вед­но­сти и оправ­да­ния Божия, кото­рые дает искрен­нее стрем­ле­ние испол­нять во всем волю Божию. Мило­сти­вый Бог тре­бует и от людей мило­сер­дия, доб­ро­де­тели, кото­рой дости­гают стре­мя­щи­еся жить по воле Божией. Поэтому «Бла­жени мило­сти­вии, яко тии поми­ло­вани будут» Богом, как и наобо­рот: «Суд без мило­сти не сотвор­шим мило­сти» ( Иаков. 2:13 ). Искрен­ние дела мило­сер­дия очи­щают чело­ве­че­ское сердце от всякой гре­хов­ной нечи­стоты, а чистии серд­цем бла­жени, потому что они своим серд­цем, как духов­ным оком, узрят Бога. Зрящие Бога стре­мятся под­ра­жать Ему, упо­доб­ляться Сыну Его, при­ми­рив­шему чело­века с Богом, при­нес­шего мир чело­ве­че­ской душе, они нена­ви­дят вражду и потому ста­но­вятся миро­твор­цами, стре­мясь всюду водво­рять мир. Поэтому и они бла­женны, ибо наре­кутся «сынами Божи­ими». Достиг­шие такой духов­ной высоты должны быть готовы к тому, что этот гре­хов­ный мир, «во зле лежа­щий» ( 1Ин.5:19 ), воз­не­на­ви­дит их за ту правду Божию, носи­те­лями кото­рой они явля­ются и начнет гнать их, поно­сить их, зло­сло­вить и вся­че­ски пре­сле­до­вать за их пре­дан­ность Гос­поду Иисусу Христу и Его Боже­ствен­ному учению. Тако­вых, кото­рые много терпят здесь за Христа, ожи­дает вели­кая награда на небе­сах.

Эти девять ново­за­вет­ных запо­ве­дей, нося­щих назва­ние Запо­ве­дей бла­жен­ства, пред­став­ляют собою в сокра­щен­ном виде как бы все Еван­ге­лие. Харак­терно их отли­чие от 10 вет­хо­за­вет­ных запо­ве­дей. Там гово­рится пре­иму­ще­ственно о внеш­них поступ­ках чело­века и нала­га­ются стро­гие пре­ще­ния в кате­го­ри­че­ской форме. Здесь гово­рится пре­иму­ще­ственно о внут­рен­ней настро­ен­но­сти чело­ве­че­ской души и изла­га­ются не тре­бо­ва­ния в кате­го­ри­че­ской форме, а лишь усло­вия, при соблю­де­нии кото­рых дости­жимо для чело­века вечное бла­жен­ство.

Еван­ге­лист Лука допол­няет учение св. Матфея о бла­жен­стве. Он при­во­дит слова Гос­пода Иисуса Христа, содер­жа­щие предо­сте­ре­же­ние тем людям, кото­рые видят бла­жен­ство лишь в упо­е­нии зем­ными бла­гами. «Горе вам, бога­тые!» — гово­рит Гос­подь, про­ти­во­по­став­ляя этих бога­тых нищим духом. Здесь име­ются в виду не просто обла­да­ю­щие земным богат­ством, конечно, а упо­ва­ю­щие на него, гордые, пре­воз­но­ся­щи­еся над­менно отно­ся­щи­еся к другим людям. «Горе вам, пре­сы­щен­ные ныне: ибо вза­л­чете» — в про­ти­во­по­лож­ность «алчу­щим и жаж­ду­щим правды», это люди не ищущие правды Божией, но доволь­ные своей лже­прав­дой. «Горе вам, сме­ю­щи­еся ныне: ибо вос­пла­чете и возры­да­ете» — такие несо­мненно про­ти­во­по­ла­га­ются пла­чу­щим, это люди бес­печ­ные, лег­ко­мыс­ленно отно­ся­щи­еся к про­вож­да­е­мой ими гре­хов­ной жизни. Мир, во зле лежа­щий, любит тех, кто потвор­ствует ему, кто живет по его гре­хов­ным обы­чаям; поэтому, «горе вам, когда все люди будут гово­рить о вас хорошо», это при­знак небла­го­по­лу­чия вашего нрав­ствен­ного состо­я­ния.

2. Вы — соль земли ( Мф.5:13 )

Далее Гос­подь гово­рит, что все Его после­до­ва­тели, испол­ня­ю­щие эти Его настав­ле­ния, будут солью земли. Соль предо­хра­няет пищу от порчи я делает ее здо­ро­вой, при­ят­ной на вкус — так и хри­сти­ане должны предо­хра­нять мир от нрав­ствен­ной порчи и спо­соб­ство­вать его оздо­ров­ле­нию. Соль сооб­щает свою соле­ность всем веще­ствам, с кото­рыми близко сопри­ка­са­ется, так и хри­сти­ане должны сооб­щать дух Хри­стов всем осталь­ным людям, еще не став­шим хри­сти­а­нами. Соль не изме­няет сущ­но­сти и внеш­него вида веществ, в кото­рых рас­тво­ря­ется, а только дает им свой вкус. Так и хри­сти­ан­ство не про­из­во­дит какой-либо внеш­ней ломки в чело­веке и чело­ве­че­ском обще­стве, но лишь обла­го­ра­жи­вает душу чело­века и через это пре­об­ра­жает всю чело­ве­че­скую жизнь, при­да­вая ей особый хри­сти­ан­ский харак­тер. «Аще же соль обуяет, чим осо­лится» — на востоке дей­стви­тельно есть вид соли, кото­рая под дей­ствием дождя, солнца и воз­духа, теряет свой соле­ный вкус. Такую соль уже ничем не испра­вишь. Так и те люди, кото­рые, одна­жды вкусив бла­го­дат­ного обще­ния со Св. Духом, впали в непро­сти­тель­ный грех про­тив­ле­ния Ему, уже неспо­собны без чрез­вы­чай­ной помощи Божией, обно­виться духовно.

3. Вы — свет мира ( Мф.5:14-16 )

Светом мира явля­ется соб­ственно Гос­подь Иисус Хри­стос, но поскольку веру­ю­щие вос­при­ни­мают этот свет и отра­жают его в мир, они также явля­ются «светом мира». Таковы в осо­бен­но­сти Апо­столы и их пре­ем­ники, назна­че­ние кото­рых в том и состоит, чтобы све­тить светом Хри­сто­вым, — пас­тыри Церкви. Они должны так жить, чтобы, видя их добрые дела, люди про­слав­ляли Бога.

4. Не нару­шить пришел Я, но испол­нить ( Мф.5:17-20 )

Наме­ре­ва­ясь пока­зать отно­ше­ние Своего нового закона к вет­хому, Гос­подь пред­ва­ри­тельно успо­ка­и­вает рев­ность иудеев по законе, под­чер­ки­вая, что Он пришел не нару­шить закон, но испол­нить. Хри­стос дей­стви­тельно пришел на землю для того, чтобы на Нем испол­ни­лось все вет­хо­за­вет­ное Слово Божие, чтобы рас­крыть, осу­ще­ствить и утвер­дить всю силу закона и про­ро­ков — пока­зать истин­ный смысл и дух всего Вет­хого Завета. «Как Он испол­нил закон?» — спра­ши­вает блаж. Фео­фи­лакт: «во-первых тем, что совер­шил все, пред­ска­зан­ное о Нем про­ро­ками. Он испол­нил и все запо­веди закона, ибо не сотво­рил без­за­ко­ния и не было лести во устах Его. Он испол­нил закон и тем, что вос­пол­нил его, ибо в совер­шен­стве начер­тал то, чего закон пред­став­лял одну тень», дал более глу­бо­кое и духов­ное пони­ма­ние всех вет­хо­за­вет­ных запо­ве­дей, уча о недо­ста­точ­но­сти одного внеш­него, фор­маль­ного их испол­не­ния. «Иота» — самая малая по начер­та­нию буква еврей­ского алфа­вита. Говоря, что «иота едина, или едина черта не прейдет от закона», Гос­подь под­чер­ки­вает, что и самое малое в законе Божием не оста­нется без испол­не­ния. Фари­сеи раз­де­ляли запо­веди на боль­шие и малые и не счи­тали грехом нару­ше­ние малых запо­ве­дей закона, относя к ним, между прочим, запо­веди о любви, мило­стыне и пра­во­су­дии. «Малей­шим наре­чется в Цар­ствии Небес­ном», по свой­ству гре­че­ского выра­же­ния, значит: будет отвер­жен, не войдет в Цар­ствие Небес­ное. Пра­вед­ность книж­ни­ков и фари­сеев харак­те­ри­зо­ва­лась лишь внеш­ним испол­не­нием правил и пред­пи­са­ний закона, притом, глав­ным обра­зом, мелоч­ных; она ужи­ва­лась поэтому в их серд­цах с само­мне­нием, над­мен­но­стью, без духа сми­ре­ния и крот­кой любви, и была наруж­ной и лице­мер­ной, под личи­ной ее могли гнез­диться гнус­ные пороки и стра­сти, в чем Хри­стос Спа­си­тель неод­но­кратно с силою обли­чал их. От такой внеш­ней, показ­ной пра­вед­но­сти Гос­подь и предо­сте­ре­гает Своих после­до­ва­те­лей.

5. Нельзя гне­ваться ( Мф.5:21 )

Далее на про­тя­же­нии всей 5‑ой главы, начи­ная с 21 ст., Гос­подь пока­зы­вает, в чем именно пришел Он вос­пол­нить вет­хо­за­вет­ный закон: Он учит здесь более глу­бо­кому и духов­ному пони­ма­нию и испол­не­нию вет­хо­за­вет­ных запо­ве­дей. Мало только не уби­вать чело­века физи­че­ски, нельзя уби­вать его и морально, гне­ва­ясь на него напрасно. «Всякий, гне­ва­ю­щийся на брата своего напрасно, под­ле­жит суду; кто же скажет брату своему «рака», под­ле­жит синед­ри­ону: а кто скажет «безум­ный», под­ле­жит геенне огнен­ной». Здесь при­ме­ни­тельно к еврей­ским пред­став­ле­ниям ука­зы­ва­ется раз­лич­ная сте­пень грехов гнева против ближ­него. Обыч­ный город­ской суд ведал мень­шими пре­ступ­ле­ни­ями; боль­шие пре­ступ­ле­ния под­ле­жали вели­кому Синед­ри­ону, или сон­мищу, выс­шему суди­лищу, нахо­див­ше­муся в Иеру­са­лиме и состо­яв­шему из 72 членов под пред­се­да­тель­ством пер­во­свя­щен­ника. «Рака» значит «пустой чело­век» и выра­жает собою пре­зре­ние. «Уроде», или «безум­ный» выра­жает собою край­нюю сте­пень пре­зре­ния или пре­не­бре­же­ния к ближ­нему: так назы­вали не только глу­пого, но и нече­сти­вого, бес­со­вест­ного чело­века. Нака­за­ние за эту высшую сте­пень гнева — «геенна огнен­ная». Так назы­ва­лась долина Энно­мова, нахо­див­ша­яся к юго-западу от Иеру­са­лима, в кото­рой при нече­сти­вых царях совер­ша­лось отвра­ти­тель­ное слу­же­ние Молоху ( 4Цар.16:3 и 2Парал.28:3), где про­во­дили юношей через огонь и при­но­сили в жертву мла­ден­цев. Эта долина, после пре­кра­ще­ния идо­ло­по­клон­ства, сде­ла­лась пред­ме­том ужаса и отвра­ще­ния. Туда стали сво­зить из Иеру­са­лима нечи­стоты и трупы оста­ю­щихся без погре­бе­ния; там же совер­ша­лись иногда и смерт­ные казни; воздух в этой долине был так зара­жен, что для очи­ще­ния его там посто­янно горел огонь; поэтому место это стало страш­ным и отвра­ти­тель­ным, про­звано доли­ной огнен­ной и стало слу­жить обра­зом вечных муче­ний греш­ни­ков. Кро­тость и любовь хри­сти­а­нина к ближ­ним должна про­сти­раться до того, чтобы не только самому не гне­ваться ни на кого, но и ничем не вызы­вать гнева против себя со сто­роны ближ­него, разу­ме­ется, с недоб­рым чув­ством. Это пре­пят­ствует с чистой сове­стью при­но­сить молитвы Богу, а потому надо поспе­шить при­ми­риться с братом. При­ме­ни­тельно к рим­скому судо­про­из­вод­ству, согласно кото­рому заи­мо­да­вец мог силою вести своего долж­ника к судье, оби­жен­ный нами брат назы­ва­ется нашим «сопер­ни­ком», с кото­рым мы должны при­ми­риться, еще нахо­дясь «на пути» этой земной жизни, чтобы он не отдал нас Судье — Богу, и мы не понесли бы заслу­жен­ного воз­мез­дия. И св. ап. Павел торо­пил обид­чика мириться с оби­жен­ным, говоря: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» ( Еф.4:26 ).

6. Нельзя пре­лю­бо­дей­ство­вать в сердце своем ( Мф.5:27 )

Точно также недо­ста­точно одним внеш­ним обра­зом испол­нять 7‑ю запо­ведь закона Божия: «Не пре­любы сотвори», ограж­дая себя от гру­бого нару­ше­ния ее впа­де­нием в грех самым делом. Воз­вы­шая эту запо­ведь, Гос­подь учит, что не только внеш­нее дей­ствие пре­лю­бо­де­я­ния есть пре­ступ­ле­ние, но и внут­рен­нее вожде­ле­ние, взгляд на жен­щину с вожде­ле­нием. «Любо­дей­ствует с женою в сердце», гово­рит св. Афа­на­сий Вел.: «тот, кто согла­сен на дело, но пре­пят­ствуют ему в том или место или время или страх граж­дан­ских зако­нов». Не всякий взгляд на жен­щину грех, но взгляд, соеди­нен­ный с внут­рен­ним поже­ла­нием совер­шить с нею грех пре­лю­бо­де­я­ния. В случае соблазна на грех нужно про­яв­лять такую реши­мость к пре­се­че­нию соблазна, чтобы не пожа­леть ничего самого доро­гого, како­выми явля­ются для чело­века соб­ствен­ные члены — члены его тела, глаз или рука. В данном случае глаз или рука ука­зы­ва­ются здесь, как сим­волы всего дра­го­цен­ного для нас, кото­рым мы должны пожерт­во­вать ради того, чтобы иско­ре­нить страсть и избе­жать впа­де­ния в грех.

7. Нельзя раз­во­диться ( Мф.5:32 )

В связи с этим Гос­подь запре­щает мужу раз­во­диться с своей женой, «разве сло­весе любо­дей­наго», т.е., «кроме вины любо­де­я­ния». Вет­хо­за­вет­ный закон Мои­сеев ( Втор.24:1-2 ) раз­ре­шает мужу раз­ве­стись с своей женой, дав ей раз­вод­ное письмо, пись­мен­ное сви­де­тель­ство, что она была его женой и что он отпус­кает ее от себя по такой или такой при­чине. Поло­же­ние жен­щины при про­из­воле мужа было тогда весьма тяже­лым.

Гос­подь в другом месте ( Мк. 10:2-12 ) гово­рит, что раз­ре­ше­ние раз­во­диться с женой дано Мои­сеем евреям, «по их жесто­ко­сер­дию», но что изна­чала не было так, что, брак уста­нов­лен Богом, как союз нерас­тор­жи­мый. Он рас­тор­га­ется сам собою только в случае пре­лю­бо­де­я­ния одного из супру­гов. Если же муж без этой при­чины раз­во­дится с своей женой, то он тол­кает ее на пре­лю­бо­де­я­ние, как равно явля­ется винов­ни­ком пре­лю­бо­де­я­ния того, кто возь­мет ее.

8. Не кля­нись вовсе ( Мф.5:33 )

В Ветхом Завете мы не нахо­дим запо­веди: «воз­не­на­ви­диши врага твоего», но, по-види­мому, иудеи сами извлекли себе такую запо­ведь из запо­веди о любви к ближ­нему, ибо «ближ­ними» они счи­тали только людей, близ­ких по вере, по про­ис­хож­де­нию или по вза­им­ным услу­гам. Осталь­ные, т.е. ино­верцы, ино­пле­мен­ники и люди, выка­зав­шие злобу, счи­та­лись «вра­гами», любовь к кото­рым каза­лась неумест­ной. Хри­стос же запо­ве­дал, чтобы, как Отец наш Небес­ный, чуждый гнева и нена­ви­сти, любит всех людей, далее злых и непра­вед­ных, как детей Своих, так и мы, жела­ю­щие быть достой­ными сынами Отца Небес­ного, любили бы всех, даже врагов своих. Гос­подь желает, чтобы Его после­до­ва­тели в нрав­ствен­ном отно­ше­нии были выше иудеев и языч­ни­ков, любовь кото­рых к другим людям осно­вана в сущ­но­сти на себя­лю­бии. Любовь ради Бога, ради запо­веди Божией, достойна награды, но любовь по есте­ствен­ной склон­но­сти или ради своей житей­ской выгоды, награды не заслу­жи­вает. Так, вос­ходя посте­пенно все выше по лествице хри­сти­ан­ского совер­шен­ства, хри­сти­а­нин дойдет, нако­нец, до высо­чай­шей и труд­ней­шей для есте­ствен­ного и невоз­рож­ден­ного чело­века запо­веди о любви к врагам, кото­рой заклю­чает Гос­подь первую часть Своей нагор­ной про­по­веди. И как бы желая пока­зать, насколько испол­не­ние этой запо­веди упо­доб­ляет сла­бого и несо­вер­шен­ного чело­века Богу, Он и под­твер­ждает, что идеал хри­сти­ан­ского совер­шен­ства и состоит именно в Бого­упо­доб­ле­нии: «Будите убо вы совер­шени, якоже Отец ваш Небес­ный совер­шен есть». Это вполне согласно с Боже­ствен­ным планом, выра­жен­ным еще при сотво­ре­нии чело­века: «Сотво­рим чело­века по образу Нашему и по подо­бию» (Бытия гл.1 ст. 26). Боже­ствен­ная свя­тость для нас недо­сти­жима, а потому здесь не равен­ство между нами и Богом име­ется в виду, но некое внут­рен­нее упо­доб­ле­ние, при­бли­же­ние посте­пен­ное бес­смерт­ной чело­ве­че­ской души к ее Пер­во­об­разу при помощи бла­го­дати.

II — Вторая часть Нагор­ной про­по­веди ( Мф.6 )

( Мф.6 ) Вторая часть Нагор­ной про­по­веди, состав­ля­ю­щая содер­жа­ние 6‑ой главы, изла­гает учение Гос­пода о мило­стыне, о молитве, о посте и уве­ща­ние стре­миться к глав­ной цели чело­ве­че­ской жизни — Цар­ствию Божию. Сказав уче­ни­кам Своим, чего они не должны и что должны делать, чтобы достиг­нуть бла­жен­ства, Гос­подь пере­шел затем к вопросу о том, как надо делать то, что Он запо­ве­дал. Ни дел мило­сер­дия, ни дел Бого­по­чте­ния, каковы молитва и пост, мы не должны делать на показ, ради люд­ской славы, ибо в таком случае люд­ская похвала и будет нашей един­ствен­ной награ­дой. Тще­сла­вие, как моль, съе­дает все добрые дела, а потому лучше тво­рить все доброе в тайне, чтобы не лишиться награды от Отца нашего Небес­ного. Здесь не запре­ща­ется, конечно, пода­вать мило­стыню и явно, но запре­ща­ется делать это с целью обра­тить на себя вни­ма­ние и снис­кать похвалу от людей. Не запре­ща­ется также молиться в храмах, но запре­ща­ется молиться наме­ренно на показ. Можно, по мысли св. Зла­то­уста, и в закры­той ком­нате молиться по тще­сла­вию, и тогда «затво­рен­ные двери не при­не­сут ника­кой пользы». Под мно­го­сло­вием в молитве пони­ма­ется мнение языч­ни­ков о молитве, как о закли­на­нии, кото­рое чем чаще его повто­рять, тем может быть дей­ствен­нее. Мы молимся не потому, чтобы Бог не знал наших нужд, а лишь для того, чтобы через молитву очи­стить сердце и сде­латься достой­ными Божиих мило­стей, всту­пив духом своим во внут­рен­нее обще­ние с Богом. Это Бого­об­ще­ние и есть цель молитвы, дости­же­ние кото­рой не зави­сит от коли­че­ства про­из­но­си­мых слов. Пори­цая мно­го­сло­вие, Гос­подь в то же время мно­го­кратно запо­ве­дует неустан­ные молитвы, научая, что должно всегда молиться и не уны­вать ( Лук. 18:1 ) и Сам ночи про­водя в молитве. Молитва должна быть разум­ной: мы должны обра­щаться к Богу с такими прось­бами, кото­рые достойны Его и испол­не­ние кото­рых спа­си­тельно для нас. Для науче­ния нас такой молитве Гос­подь и дает, в каче­стве образца, молитву «Отче наш», полу­чив­шую поэтому назва­ние молитвы Гос­под­ней. Как обра­зец, эта молитва отнюдь не исклю­чает собою других молитв: Сам Гос­подь молился, про­из­нося другие молитвы ( Ин.17 ). Назы­вая Бога нашим Отцом, мы сознаем себя Его детьми, а в отно­ше­нии друг ко другу — бра­тьями, и молимся не только от себя и за себя, но от лица всех и за всех. Говоря: «Иже еси на небе­сех», отре­ша­емся от всего зем­ного и воз­но­симся умом и серд­цем в горний мир. «Да свя­тится Имя Твое» — да будет Имя Твое свято для всех людей, да про­слав­ляют все люди и сло­вами и делами своими Имя Божие. «Да при­и­дет Цар­ствие Твое» — цар­ство Мессии Христа, о чем меч­тали все иудеи, непра­вильно только пред­став­ляя себе это цар­ство в чув­ствен­ном виде — здесь мы молимся о том, чтобы Гос­подь воца­рился в душах всех людей и, после этой вре­мен­ной земной жизни, спо­до­бил бы нас вечной бла­жен­ной жизни в обще­нии с Ним. «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли» — пусть все в мире совер­ша­ется по все­бла­гой и пре­муд­рой воле Божией и пусть мы, люди, так же охотно испол­няем волю Божию на земле, как испол­няют ее ангелы на небе. «Хлеб наш насущ­ный даждь нам днесь» — дай нам на сего­дня все, что необ­хо­димо для нашей телес­ной пищи; что будет с нами завтра, мы не знаем: мы нуж­да­емся только в «насущ­ном» хлебе, т.е. еже­днев­ном, необ­хо­ди­мом для под­дер­жа­ния нашего суще­ство­ва­ния. «И остави нам долги наша, якоже и мы остав­ляем долж­ни­ком нашим»: эти слова пояс­ня­ются св. Лукою, кото­рый при­во­дит эти слова так: «И остави нам грехи наша» ( Лк.11:4 ) — грехи это наши долги, потому что греша, мы не испол­няем долж­ного и оста­емся долж­ни­ками перед Богом и перед людьми. Это про­ше­ние с особой силой вну­шает нам необ­хо­ди­мость про­щать нашим ближ­ним все обиды: не прощая другим, мы не смеем про­сить о про­ще­нии Богом наших грехов, не смеем молиться сло­вами Молитвы Гос­под­ней. «И не введи нас в напасть, или в иску­ше­ние» — испы­та­ние наших нрав­ствен­ных сил путем скло­не­ния к какому-либо ненрав­ствен­ному дей­ствию. Мы просим тут Бога огра­дить нас от паде­ния, если такое испы­та­ние наших нрав­ствен­ных сил неиз­бежно и необ­хо­димо. «Но избави нас от лука­ваго» — от вся­кого зла и от винов­ника его — диа­вола. Молитва закан­чи­ва­ется уве­рен­но­стью в испол­не­нии про­си­мого, ибо Богу при­над­ле­жит в сем мире вечное цар­ство, бес­ко­неч­ное могу­ще­ство и слава. Слово: «Аминь» с еврей­ского озна­чает: «так», «дей­стви­тельно», «истинно», «да будет». Оно про­из­но­си­лось в сина­го­гах моля­щи­мися в под­твер­жде­ние молитвы, про­из­не­сен­ной стар­шим.

9. Не нужно поститься на показ ( Мф.6:16 )

Учение Гос­пода о посте, кото­рый также должен быть для Бога, а не для полу­че­ния похвалы люд­ской, ясно сви­де­тель­ствует о том, сколь неправы те, кото­рые гово­рят, будто Гос­подь не пред­пи­сы­вал Своим после­до­ва­те­лям поститься. Постясь, не сле­дует так изме­нять своего наруж­ного вида, чтобы этим при­вле­кать вни­ма­ние к себе, но являться перед людьми таким, как всегда: на Востоке было при­нято, совер­шив омо­ве­ние тела, ума­щаться маслом, осо­бенно пома­зать им голову; фари­сеи же в дни поста не умы­ва­лись, не рас­че­сы­вали волос и не мазали их маслом, при­вле­кая к себе общее вни­ма­ние своим необыч­ным видом, что и пори­цает Гос­подь.

10. Не соби­райте себе сокро­вищ на земле ( Мф.6:19 )

Далее с 19 стиха 6‑ой главы Гос­подь учит нас искать прежде всего Цар­ствия Божия и не отвле­каться от этого иска­ния ника­кой иной забо­той: не забо­титься о при­об­ре­те­нии и накоп­ле­нии земных сокро­вищ, кото­рые недол­го­вечны и легко под­вер­га­ются порче и уни­что­же­нию. Где у кого собрано сокро­вище, там он и пре­бы­вает посто­янно своими мыс­лями, чув­ствами и жела­ни­ями. Поэтому хри­сти­а­нин, кото­рый должен быть серд­цем своим на небе, не должен увле­каться зем­ными стя­жа­ни­ями, но должен стре­миться к при­об­ре­те­нию небес­ных сокро­вищ, како­выми явля­ются доб­ро­де­тели. Для этого нужно хра­нить сердце свое, как око. Мы должны обе­ре­гать свое сердце от земных жела­ний и стра­стей, чтобы оно не пере­стало для нас быть про­вод­ни­ком духов­ного, небес­ного света, как телес­ное око явля­ется для нас про­вод­ни­ком веще­ствен­ного света. Кто думает одно­вре­менно слу­жить Богу и Мам­моне (Мам­мона — сир­ское боже­ство, кото­рое почи­тали, как бога — покро­ви­теля земных сокро­вищ или благ, или вообще богат­ства, как Плутос у греков) тот подо­бен жела­ю­щему уго­дить двум гос­по­дам, име­ю­щим разный харак­тер и пред­став­ля­ю­щим разные тре­бо­ва­ния, что оче­видно невоз­можно. Гос­подь влечет нас к небес­ному и веч­ному, а богат­ство к зем­ному и тлен­ному. Поэтому, чтобы избе­жать такой двой­ствен­но­сти, меша­ю­щей делу веч­ного спа­се­ния, надо отка­заться от чрез­мер­ных, излиш­них, бес­по­кой­ных, томи­тель­ных забот о пище, питье и одежде — таких забот, кото­рые погло­щают все наше время и вни­ма­ние и отвле­кают нас от забот о спа­се­нии души. Если Бог так забо­тится о нера­зум­ной твари, давая пищу птицам и рос­кошно одевая поле­вые цветы, то тем более не оста­вит Он без всего необ­хо­ди­мого для земной жизни чело­века, создан­ного по образу Божию и при­зван­ного быть наслед­ни­ком Цар­ствия Божия. Вся наша жизнь — в воле Божией и не зави­сит от наших попе­че­ний: разве можем мы сами, забо­тясь, при­ба­вить себе росту хоть на один локоть? Все это, однако, не значит, что хри­сти­а­нин должен отка­заться от трудов и пре­даться празд­но­сти, как про­бо­вали неко­то­рые ере­тики истол­ко­вы­вать это место Нагор­ной про­по­веди. Труд запо­ве­дан чело­веку Богом еще в раю, до гре­хо­па­де­ния ( Быт.2:15 ), что под­твер­ждено вновь при изгна­нии Адама из рая (3:19). Тут осуж­да­ется не труд, а чрез­мер­ная гне­ту­щая забота о буду­щем, о зав­траш­нем дне, кото­рый не в нашей власти и до кото­рого нам еще надо дожить. Здесь лишь ука­зы­ва­ется иерар­хия цен­но­стей: «Ищите прежде Цар­ствия Божия и правды Его: в награду за это Гос­подь Сам поза­бо­тится о вас, чтобы вы имели все необ­хо­ди­мое для земной жизни, и мысль об этом не должна вас мучить и угне­тать, как неве­ру­ю­щих в Про­мысл Божий языч­ни­ков». Эта часть Нагор­ной про­по­веди 6:25–34 пред­став­ляет нам заме­ча­тель­ную кар­тину Про­мысла Божия, пеку­ще­гося о Своей твари. «Не пецы­теся убо на утрей, утрен­ний бо собою печется» — нера­зумно забо­титься о зав­траш­нем дне, потому что зав­траш­ний день вне нашей власти, и мы не знаем, что при­не­сет он с собой: зав­траш­ний день может при­не­сти с собой заботы, о кото­рых мы и не думаем.

III — Третья часть Нагор­ной про­по­веди ( Мф.7 )

( Мф.7 ) Третья часть Нагор­ной про­по­веди, заклю­ча­ю­ща­яся в 7‑ой главе, учит нас не осуж­дать ближ­них, охра­нять свя­тыню от пору­га­ния, о посто­ян­стве в молитве, о широ­ком и тесном пути, о лже­про­ро­ках, об истин­ной и ложной муд­ро­сти.

11. Не судите, да не судими будете ( Мф.7:1 )

«Не судите, да не судими будете» — эти слова св. Лука пере­дает так: «Не осуж­дайте, да не осуж­дени будете» (6:37). Здесь запре­ща­ется сле­до­ва­тельно не «суж­де­ние» о ближ­нем, а «осуж­де­ние» его, в смысле пере­су­дов, про­ис­хо­дя­щих, по боль­шей части, из каких-либо само­лю­би­вых и нечи­стых побуж­де­ний, из тще­сла­вия, гор­до­сти, запре­ща­ется зло­сло­вие, зло­язы­чие, злоб­ное пори­ца­ние чужих недо­стат­ков, про­ис­те­ка­ю­щее из чув­ства нелюбви, недоб­ро­же­ла­тель­ства к ближ­нему. Если бы здесь запре­ща­лось вообще всякое суж­де­ние о ближ­нем и его поступ­ках, тогда не мог бы Гос­подь ска­зать дальше: «Не дадите святая псом: ни поме­тайте бисер ваших перед сви­ни­ями» и не могли бы хри­сти­ане испол­нять своей обя­зан­но­сти — обли­чать и вра­зум­лять согре­ша­ю­щих, что пред­пи­сы­ва­ется Самим же Гос­по­дом дальше в гл. 18 ст. 15–171. Запре­ща­ется злое чув­ство, зло­рад­ство, но не сама по себе оценка поступ­ков ближ­него, ибо не заме­чая зла, мы легко могли бы начать отно­ситься без­раз­лично ко злу и добру, поте­ряли бы чув­ство раз­ли­че­ния добра и зла. Вот как гово­рит об этом св. Зла­то­уст:

«Если кто пре­лю­бо­дей­ствует, неужели я не должен ска­зать, что пре­лю­бо­де­я­ние есть зло, и неужели не должен испра­вить рас­пут­ника? Исправь, но не как непри­я­тель, не как враг, под­вер­гая его нака­за­нию, но как врач, при­ла­га­ю­щий лекар­ство. Надо не пори­цать, не поно­сить, но вра­зум­лять; не обви­нять, но сове­то­вать; не с гор­до­стью напа­дать, но с любо­вью исправ­лять» (Б. 23).

Здесь Хри­стос запре­щает с недоб­рым чув­ством пори­цать людей за их недо­статки, не заме­чая своих соб­ствен­ных, может быть, еще боль­ших недо­стат­ков, но тут нет речи о граж­дан­ском суде, как это хотят видеть неко­то­рые лже­учи­тели, как нет речи и об оценке поступ­ков чело­века вообще. Эти слова Гос­пода имели в виду гордых само­мни­тель­ных фари­сеев, кото­рые с неми­ло­серд­ным осуж­де­нием отно­си­лись к другим людям, себя одних считая пра­вед­ни­ками. Тут же после этого Гос­подь предо­сте­ре­гает Своих уче­ни­ков от про­по­веди Своего Боже­ствен­ного учения — этого под­лин­ного бисера — тем людям, кото­рые, подобно псам и сви­ньям, неспо­собны оце­нить его, по своему край­нему закос­не­нию во зле, и кото­рые, погрязши глу­боко в раз­врате, поро­ках и зло­де­я­ниях, с оже­сто­чен­ной злобой отно­сятся ко вся­кому добру.

12. Про­сите, и дано будет вам ( Мф.7:7 )

Далее в настав­ле­нии: «Про­сите и дастся вам» Гос­подь учит посто­ян­ству, тер­пе­нию и усер­дию в молитве. Истин­ный хри­сти­а­нин, пом­ня­щий настав­ле­ние Гос­пода: «Ищите прежде Цар­ствия Божия и правды его» не станет в своей молитве домо­гаться полу­че­ния чего-либо сует­ного, вред­ного для спа­се­ния души, а потому может быть уверен, что по молитве его «дастся» ему и «отвер­зется»ему, как обе­щает Гос­подь тому, кто усердно молится. Ев. Матфей гово­рит:«Отец ваш Небес­ный даст блага про­ся­щим у Него», а св. Лука сло­вами:«Даст Духа Свя­таго про­ся­щим у Него» разъ­яс­няет, какие это блага, о кото­рых стоит и нужно про­сить. Отец не даст сыну вред­ного, а потому и Гос­подь дает чело­веку только то, что явля­ется под­лин­ным благом для чело­века.

13. Золо­тое пра­вило ( Мф.7:12 )

В заклю­че­ние настав­ле­ний об отно­ше­нии нашем к другим людям, Гос­подь изре­кает пра­вило, кото­рое назы­вают «золо­тым»: «во всем, как хотите, чтобы с вами посту­пали люди, так посту­пайте и вы с ними». В этом — «закон и про­роки», ибо любовь к людям есть отра­же­ние любви к Богу, как любовь к бра­тиям есть отра­же­ние любви к роди­те­лям.

14. Вхо­дите тес­ными вра­тами ( Мф.7:13 )

Хри­стос пре­ду­пре­ждает, что после­до­ва­ние Его запо­ве­дям не так легко: это«путь тесный» и «врата узкия», но зато они вводят в вечную бла­жен­ную жизнь, в то время как путь широ­кий и про­стран­ный, при­вле­ка­тель­ный для тех, кто не любит бороться со своими гре­хов­ными стра­стями, ведет в поги­бель.

15. Бере­ги­тесь лже­про­ро­ков ( Мф.7:15 )

Тут же Гос­подь и предо­сте­ре­гает Своих после­до­ва­те­лей от разных лже­учи­те­лей и лже­про­ро­ков, кото­рые могут совра­тить с этого един­ствен­ного спа­си­тель­ного пути, каковы в насто­я­щее время мно­го­чис­лен­ные сек­танты, так заман­чиво про­по­ве­ду­ю­щие о лег­ко­сти спа­се­ния, минуя эти узкие врата и тесный путь. Эти лже­учи­тели имеют наруж­ный вид крот­ких овец, но внутри они, подобны хищным волкам, губя­щим довер­чи­вых овец. Этих лже­учи­те­лей можно рас­по­знать по «плодам их», т.е. по жизни и по делам их. Как бы против совре­мен­ных сек­тан­тов, учащих об оправ­да­нии чело­века одною верою, без добрых дел, направ­лены и даль­ней­шие слова Гос­пода: «Не всякий, гово­ря­щий Мне: Гос­поди! Гос­поди! войдет в Цар­ство Небес­ное, но испол­ня­ю­щий волю Отца Моего Небес­наго». Здесь ясно видно, что мало только веры в Гос­пода Иисуса Христа, но нужна и жизнь, отве­ча­ю­щая этой вере, т.е. испол­не­ние запо­ве­дей Хри­сто­вых, добрые дела. В начале про­по­веди хри­сти­ан­ства многие дей­стви­тельно тво­рили чудеса Именем Хри­сто­вым, даже и Иуда, полу­чив­ший эту власть, наравне с дру­гими 12 Апо­сто­лами, но это не спа­сает, поскольку такие люди не забо­ти­лись об испол­не­нии запо­ве­дей Божиих.

16. Притча о бла­го­ра­зум­ном стро­и­теле ( Мф.7:24 )

Ту же мысль Гос­подь повто­ряет и в заклю­че­ние всей Своей Нагор­ной про­по­веди: кто только слу­шает слова Хри­стовы, но не испол­няет их, т.е не творит добрых дел, тот подо­бен чело­веку, создав­шему свой дом на песке, и только испол­ня­ю­щий на деле заветы Хри­стова учения подо­бен постро­ив­шему свой дом на камне. Это срав­не­ние осо­бенно близко и понятно было иудеям, ибо в Пале­стине бывало частым явле­нием, как силь­ные про­лив­ные дожди, сопро­вож­да­е­мые бурями, сно­сили дома, постро­ен­ные на пес­ча­ном грунте. Только испол­ня­ю­щий запо­веди Хри­стовы на деле может усто­ять в час нашед­ших на него, подобно буре, тяжких иску­ше­ний. Не испол­ня­ю­щий запо­ве­дей Хри­сто­вых легко впа­дает в отча­я­ние и поги­бает, отре­ка­ясь от Христа. Поэтому Цер­ковь наша в своих пес­но­пе­ниях и просит Христа утвер­дить нас «на камени запо­ве­дей Его».

17. Конец Нагор­ной про­по­веди ( Мф.7:28 )

Св. Матфей закан­чи­вает свое повест­во­ва­ние Нагор­ной про­по­веди сви­де­тель­ством, что народ дивился учению Хри­стову, ибо Хри­стос учил их, как власть име­ю­щий, а не как книж­ники и фари­сеи. Учение фари­сеев состо­яло, боль­шей частью, в мело­чах, в бес­по­лез­ных сло­во­из­ви­тиях и сло­во­пре­ниях — учение Иисуса Христа было просто и воз­вы­шенно, ибо Он гово­рил, как Сын Божий, как никто до того не гово­рил, гово­рил при этом лично от Себя: «А Я говорю вам» — в словах Его ясно чув­ство­ва­лась Боже­ствен­ная власть и сила.

При­ме­ча­ние:

1 Итак, долг хри­сти­а­нина исправ­лять греш­ника. Конечно это нужно делать любя и осто­рожно. Между прочим именно в этом есть одна из зна­чи­тель­ных разниц в пове­де­нии рус­ского и запад­ного чело­века. Рус­ский чело­век не стра­дает гор­ды­ней и поэтому он легко при­ни­мает кри­тику и учится на своих ошиб­ках. Запад­ный чело­век стра­дает гор­ды­ней и его ни в коем случае нельзя кри­ти­ко­вать. Веру­ю­щие хри­сти­ане это обос­но­вы­вают тем, что в Еван­ге­лии ска­зано, что нельзя осуж­дать. Таким обра­зом они закры­вают себе дорогу не только к духов­ному, но и любому росту. Рус­ских с их пря­мо­той, запад­ные люди счи­тают гру­быми и неоте­сан­ными. Рус­ские же счи­тают запад­ных, что они стра­дают гор­ды­ней и манией вели­чия.
Есть еще одно место в Новом Завет где гово­рится о том же самом. ( Иак.5:20 ) «Пусть тот знает, что обра­тив­ший греш­ника от лож­ного пути его спасет душу от смерти и покроет мно­же­ство грехов».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *