Что значит на лоне скучного покоя
Дорогие друзья и любители сложных форм!
Слово «epiphora» (греч) означает «повторение, добавление». Кстати, правильное произношение с ударением на второй слог, то есть эпИфора.
Эпифора – это повторение звуковых сочетаний, слов, словосочетаний, которое используется в конце речевых конструкций. Служит для усиления выразительности речи и выделения наиболее важных моментов в тексте.
Чаще всего эпифору можно встретить в поэзии. Ведь любая рифма, по сути, может считаться повторением звукового ряда.
В полях такая благоДАТЬ,
Что словами и не переДАТЬ!
Прохладцей манит старый лЕС,
Вольный дух во мне воскрЕС. (Миркина)
Заколдован невидимКОЙ,
Дремлет лес под сказкой СНА.
Будто белою косынКОЙ
Подвязалася соСНА. (Есенин)
Но есть примеры более явной эпифоры. Когда в повторении участвуют целые слова и даже словосочетания.
Милый друг, в этом ТИХОМ ДОМЕ
Лихорадка бьет меня.
Не найти покоя в ТИХОМ ДОМЕ
Возле мирного огня. (Блок)
Все эпифоры можно разделить на несколько категорий в зависимости от того, как они образованы:
— грамматическая;
— лексическая;
— риторическая.
1) Грамматическая эпифора – это совпадение отдельных звуков в конце строк. То есть те самые рифмы в стихотворениях, о которых мы уже говорили. Кстати, очень часто идеальные повторения можно встретить в произведениях для детей. Это сделано для того, чтобы юные читатели лучше запоминали.
Птичка невеличка
Меньше, чем спичка
По полю летала,
Комариков глотала.
2)Лексическая эпифора – это повторение отдельных слов на конце разных строк. Мы уже приводили подобные примеры. Но иногда в качестве эпифоры используются целиком определенные строки. Например, в стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Мой талисман»:
Когда поднимет океан,
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,
ХРАНИ МЕНЯ, МОЙ ТАЛИСМАН.
В уединении чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
ХРАНИ МЕНЯ МОЙ ТАЛИСМАН.
Или у Сергея Есенина:
Шуми, левкой и резеда.
С моей душой стряслась беда.
С душой моей стряслась беда.
Шуми, левкой и резеда.
3)Риторическая эпифора – повторение некой конструкции в произведении. Некоторые авторы любят начинать и заканчивать стихотворения одними и теми же (или слегка измененными) строчками. Один из таких примеров – стихотворение «Есть время любить», которое написала Юлия Друнина:
ЕСТЬ ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ,
ЕСТЬ — ПИСАТЬ О ЛЮБВИ.
Зачем же просить
«Мои письма порви»?
Мне радостно,
Что жив на земле человек,
Который не видит,
Как времени снег
Давно с головой
Ту девчонку занес,
Что много хлебнула
И счастья, и слез.
Не надо просить
«Мои письма порви».
ЕСТЬ ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ,
ЕСТЬ — ЧИТАТЬ О ЛЮБВИ.
2)написать стихотворение, отвечающее всем законам классического стихосложения с использованием ЭПИФОРЫ любого вида на одну и ту же букву в любом количестве строф. Верлибр и белый стих приниматься не будут. Все эпифоры в целом произведении должны начинаться на одну букву.
4) Стихотворение д.б. новым, ранее написанный текст будет сниматься с конкурса.
5) Тема свободная, однако, стихи, призывающие к насилию, затрагивающие политические вопросы, способствующие к разжиганию межнациональной и религиозной розни, имеющие двусмысленное содержание с намёком на пошлость, будут отклонены. Также не будут приниматься тексты, содержащие слова тюремно-воровского жаргона
6)стихи, бессмысленные по содержанию, приниматься не будут.
КОНКУРС ПРОХОДИТ АНОНИМНО!
Приём работ до 26 МАРТА включительно или до использования всех букв алфавита. После будет объявлено голосование, которое будет проходить частично анонимно, без называния имён. По результатам голосования будут розыграны призовые места:
1 место: 800 баллов
2 место: 400 баллов
3 место: 200 баллов.
Занятые буквы алфавита: К, Л, Н, С, Т.
Друзья, присланные работы можно всегда исправить! Присылайте, и исправления тоже!
Краткий анализ стихотворения «Храни меня, мой талисман…» по плану
Многие люди считают, что вещи, подаренные близкими людьми способны оберегать от бед. Этого мнения придерживался и А. С. Пушкин, свидетельством чего является стихотворение, о котором пойдет речь в статье. Изучают его в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Храни меня, мой талисман» по плану.
История создания
Точную дату написания Пушкиным своего бессмертного произведения «Храни меня, мой талисман» исследователи не называют.
Предположительно, текст родился в 1824-1825 годах, когда поэт познакомился с графиней Воронцовой.
Также достоверно неизвестно, насколько близкие отношения связывали этих двух людей, особенно если учесть, что женщина была замужем. Но симпатия между ними определенно возникла.
Иначе Елизавета Воронцова не подарила бы Пушкину тот знаменитый перстень, который встречается на портретах и тетрадочных набросках поэта.
Об этом талисмане и говорится в рассматриваемом произведении.
Пушкин очень любил свой перстень. Будучи человеком глубоко суеверным, он наделял его мистической силой, и все его друзья тоже верили, что это самый настоящий любовный талисман.
Поэт практически не расставался с украшением. С пальца он его снял только перед смертью. Уже чувствуя, что умирает, Александр Сергеевич отдал свой талисман Жуковскому.
Отношения Е. К. Воронцовой и А. Пушкина
Правильно рассмотреть стихотворение нельзя, не зная, как складывались чувства юного поэта и великосветской дамы, которая была старше его. Елизавета Ксаверьевна поражала не только величественной красотой, но и живостью ума. Их романтические отношения зашли настолько далеко, что граф, генерал-губернатор бессарабский и новороссийский, сделал всё, чтобы изменить Пушкину место ссылки. Прощаясь, Е. Воронцова сделала подарок поэту: массивное золотое витое кольцо с сердоликом.
На нем была изображена стилистическая виноградная гроздь и вырезана восточная надпись. Точно такое же кольцо осталось у дарительницы – знак их неизменной связи. Своему кольцу поэт посвятил печальные раздумчивые строки «Храни меня, мой талисман…». Анализ стихотворения начинается.
Система образов
Центральным образом становится тот самый талисман. Именно обращение к нему звучит рефреном и проходит по всей ткани стихотворения.
Автор наделяет перстень, врученный ему любимой женщиной, волшебной силой. Он по-настоящему верит, что талисман может защитить от разных жизненных невзгод.
Но образ талисман не единственный. В произведении автор красочно рисует и картины несчастий, от которых он просит перстень уберечь его:
Когда подымет океан Вокруг меня валы ревучи, Когда грозою грянут тучи — Храни меня, мой талисман. В уединенье чуждых стран, На лоне скучного покоя, В тревоге пламенного боя Храни меня, мой талисман.
Вообще, все стихотворение построено на ярких образах. Благодаря такой форме и реализации читатель может воочию представить, чего боялся Пушкин, чего он хотел избежать в своей жизни и от чего просил свой талисман уберечь его.
Пушкин раскрывает тему оберега человека. Для этого он выбирает распространенную в литературе форму обращения. В центре произведения лирический герой, который просит талисман быть ему оберегом.
Герой, видимо, испытал на себе множество жизненных трудностей, а теперь уповает на силу талисмана. Мужчина знает, что его жизнь преподнесет еще много неприятных сюрпризов, поэтому просит дорогую сердцу вещицу оберегать в дни волнений, печали и гонений. Свою жизнь лирическое «Я» представляет как океан, который часто бурлит вокруг него валами. Герой просит талисман защитить его от таких стихий.
Мужчина уже успел познать внутренние потрясения. Чтобы сберечь свое сердце от новых ран, он прощается с желаньями и надеждами, и снова обращается к талисману все с той же просьбой.
Средства художественной выразительности
Самое первое, что сразу бросается в глаза, это рефрен, заканчивающий каждую строфу: «храни меня мой талисман». Пушкин словно заклинает волшебный перстень, постоянно обращаясь к нему. Благодаря такому приему, текст приобретает признаки заклинания, завораживает читателя, получает характерный ритм.
Кроме того, поэт наполняет ткань произведения
Текст построен на олицетворении. Он является посланием к неодушевленному предмету, что уже само по себе оживляет талисман. Да и из самого произведения становится понятно, что лирический герой относится к перстню, как к живому созданию.
Что произошло с перстнем поэта
Пушкин не снимал перстня с большого пальца левой руки.
Его с ним положили в гроб. Однако В. А. Жуковский стал его наследником. Он опечатывал им свои письма. Далее талисман был подарен И. С. Тургеневу сыном Василия Андреевича Павлом. В Британии И. Тургенев заказал расшифровку текста, но она не сохранилась. Он также делал им оттиски на своих письмах. После кончины И. Тургенева печатка стала принадлежать Полине Виардо. Она, в свою очередь, вернула ее в Россию в 1887 году. Перстень обрел свое постоянное место в музее лицея, где учился А. Пушкин. В 1917 году, в смутные апрельские дни, его похитили, и по сей день никто не знает, где он находится.
На этом можно закончить анализ стихотворения Пушкина «Храни меня, мой талисман…». Творческое наследие А. Пушкина постоянно изучается и переосмысливается каждым читателем, не только профессионалом. Поэтому мы видим непосредственные связи этого стихотворения с другими произведениями. В частности, сразу вспоминается «Сожженное письмо» (в нем упоминается, как плавится сургучный оттиск перстня в огне) и «Талисман», в котором есть таинственная сила. Чтение произведений поэта, историка, драматурга только сильнее утверждает нас в мысли, что А. Пушкин был величайший гений и на наше счастье творил и преобразовывал русский язык, и мы наслаждаемся его слогом в оригинале.
Стихотворение «Храни меня, мой талисман» – анализ по плану
Вариант 1
История создания
История создания произведения связана с пребыванием А. С. Пушкина в Южной ссылке, где он познакомился Елизаветой Воронцовой. Перед отъездом из Одессы поэта женщина подарила ему золотой перстень с сердоликом. Камень украшала фраза на древнееврейском языке.
Для Пушкина этот подарок был очень дорог. Он верил в его волшебную силу и способность защищать от напастей. После того как Александр Сергеевич был убит на дуэли, кольцо с его руки снял В. Жуковский. Позже владельцем перстня был Тургенев. В 1917 г. подарок Воронцовой украли из музея, до сих пор неизвестно, где он находится.
Стихотворение датируют приблизительно. Исследователи считают, что оно было написано в период с 1924 до 1925 г. Точно известно, что так, кому посвящено произведение – Елизавета Воронцова.
Тема
Пушкин раскрывает тему оберега человека. Для этого он выбирает распространенную в литературе форму обращения. В центре произведения лирический герой, который просит талисман быть ему оберегом.
Герой, видимо, испытал на себе множество жизненных трудностей, а теперь уповает на силу талисмана. Мужчина знает, что его жизнь преподнесет еще много неприятных сюрпризов, поэтому просит дорогую сердцу вещицу оберегать в дни волнений, печали и гонений. Свою жизнь лирическое «Я» представляет как океан, который часто бурлит вокруг него валами. Герой просит талисман защитить его от таких стихий.
Мужчина уже успел познать внутренние потрясения. Чтобы сберечь свое сердце от новых ран, он прощается с желаньями и надеждами, и снова обращается к талисману все с той же просьбой.
Композиция
Стихотворение создано в форме монолога-обращения к талисману. Оно не делится на смысловые части. Создается впечатление, что автор нанизывает просьбы к оберегу. Формально произведение состоит из пяти катренов. Особенность произведения – рефрен. Стих «Храни меня, мой талисман» повторяется в каждом четверостишии и обрамляет весь текст.
Жанр
Жанр стихотворения – послание, хоть адресатом его является невоодушевленный предмет. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использует кольцевую рифмовку АВАВ.
Средства выразительности
Для раскрытия темы, а также передачи отношения лирического героя и автора к жизни используются средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры: «когда поднимет океан вокруг меня валы ревучи вокруг меня валы ревучи», «лоно скучного покоя», «тревога пламенного боя», «души волшебное светило». Эпитетов в произведении немного: «валы ревучи», «чужие страны», «волшебное светило».
Вариант 2
Любовная лирика – одна из центральных тем творчества Александра Сергеевича Пушкина. Стихотворение «Храни меня, мой талисман» посвящено воспоминаниям поэта об ушедшем чувстве, память о котором он хранил в течение многих лет.
История создания
Во время своей одесской ссылки Александр Сергеевич познакомился с графиней Елизаветой Воронцовой. Несмотря на то, что женщина была старше поэта, она смогла привлечь его своей красотой, блестящей эрудицией и тонко чувствующей душой.
Пушкин страстно влюбился в графиню, и она отвечала ему взаимностью, однако у этих отношений не было будущего – Воронцова был замужней дамой. Влюбленным пришлось расстаться, и в память о себе графиня сделала Пушкину прощальный подарок – золотой массивный перстень с драгоценным камнем, на котором была выгравирована надпись на иврите. Александр Сергеевич с большим трепетом относился к этому подарку и искренне верил в его магическую силу.
Исследователям творческого наследия Пушкина так и не удалось установить точную дату написания стихотворения «Храни меня, мой талисман». Предположительно, поэт работал над ним в 1824–1825 годах. Поскольку оно было слишком личным для Пушкина, опубликовано оно было только после его смерти.
Тема
В центре произведения – тема талисмана, подарка любимой женщины, который имеет большое значение для лирического героя. Стихотворение, проникнутое глубоким чувством, напоминает магическое заклинание, которое автор обращает самому себе.
Строчки стихотворения вызывают легкую грусть, поскольку настроение лирического героя весьма безрадостно. Он предчувствует скорые перемены в его жизни, которые вряд ли принесут с собой отраду и успокоение. В предчувствии надвигающейся беды лирический герой с отчаянием обращается к своему заветному талисману, чтобы тот уберег его в дни серьезных жизненных испытаний.
Свое будущее он сравнивает с океаном во время шторма, и надежду на спасении видит лишь в своем обереге, который имеет для него большое значение. При этом автора в равной степени страшит как «лоно скучного покоя», так и «тревога пламенного боя».
Лирический герой дает обещание, что навсегда сохранит в себе память о былой любви. В стихотворении не говорится напрямую о даме его сердца и о причинах их разлуки, однако становится понятно, что, несмотря на сильные чувства, возлюбленные не могут быть вместе.
Устав от душевных переживаний и сердечных ран, лирический герой просит свой талисман уберечь его и от терзающих душу воспоминаний. Он хочет оставить их в прошлом и начать новую жизнь.
В произведении автором сделан значительный акцент на талисмане. Он относится к нему, как к некоему живому существу – нежно и трепетно. Этим он демонстрирует свое отношение к женщине, которую некогда любил, и которая преподнесла ему этот подарок.
Композиция
Стихотворение представляет собой монолог в виде обращения к талисману. Фраза «Храни меня, мой талисман», является ключевой, и повторяется в каждом четверостишии.
Произведение не делится на смысловые части, формально состоит из пяти четверостиший – катренов.
Жанр
Стихотворение «Храни меня, мой талисман» написано в жанре любовной лирики. Особенность произведения заключается в том, что оно представляет собой не что иное, как письмо-послание, обращенное талисману лирического героя.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Для придания произведению выразительности и особой мелодичности автор использует кольцевую рифмовку, для которой характерно чередование мужской (ударение на последнем слоге) и женской (ударение на предпоследнем слоге) рифм.
Средства выразительности
Для раскрытия всей глубины своих душевных переживаний поэт использует разнообразные средства художественной выразительности. Среди них – метафоры («валы ревучи», «лоно скучного покоя»), эпитеты («пламенный», «чуждые», «сладостный», «священный»), олицетворения («подымет океан», «грозою грянут тучи»).
Вариант 3
Стихотворение А.С. Пушкина “Храни меня, мой талисман…” было написано в 1825 году и основано на событиях, имевших место в жизни поэта. Перед отъездом Пушкина в Михайловское княгиня Воронцова подарила ему кольцо с сердоликом.
Впоследствии оно стало для поэта талисманом, в образе которого предстало само чувство, любовь, живущая в воспоминаниях. Лирический герой верит в силу духа и превосходные качества своей возлюбленной, поэтому подаренная вещь становится для него талисманом, защищающим от “скучного покоя” и “пламенного боя”.
Особое настроение передается с помощью повторяющейся фразы “Храни меня, мой талисман”, звучащей, словно заклинание. Герой упоминает о разлуке, уходящем чувстве: “Души волшебное светило…//Оно сокрылось, изменило…” Но воспоминания остаются такими же светлыми (“Пускай же ввек сердечных ран//Не растравит воспоминанье…”) Поэт использует много эпитетов, передающих чувственную атмосферу торжественности (“Пускай же ввек сердечных ран…”).
Поэт использует опоясывающую рифму, которая смягчает ритм и не позволяет произведению преобразоваться в пафосное. Каждая строфа стихотворения несет свою мысль, плавно сочетающуюся со следующей.
В целом эти идеи составляют единое повествование героя. Стихотворение проникнуто чувственностью и легкой грустью, что является характерным для произведений Михайловского периода. Герой словно обещает помнить о чувстве, постепенно уходящем из его жизни: “Прощай, надежда; спи желанье;//Храни меня, мой талисман”.
Композиция стихотворения
Композиция стихотворения не имеет какой-то замысловатой конструкции. Поэт делит произведение на смысловые части.
В первой строфе Пушкин обращается к талисману и просит у него о том, чтобы тот сохранил его от невзгод. Читателю может показаться странным, что поэт использует только слово «храни», а не какую-нибудь другую форму. Таким образом Александр Сергеевич делает отсылку к выражению «Спаси и сохрани». Этот момент показывает отношение автора к перстню. Писатель верит в могущественную силу талисмана и приравнивает его к чему-то божественному, что обладает чудодейственным средством от всех невзгод.
В последующих строфах автор «нанизывает» на перстень свои просьбы. Он не только просит сохранить от всего злого, но и конкретизирует место и время, когда талисман должен его спасти. Последняя строфа описывает чувства автора по отношению к любви. Поэт находится в глубокой печали из-за того, что он лишился возлюбленной, а его надежды канули в небытие. Он также просит своего «спасителя» не будить старые раны в его сердце.
Стих состоит из 5 катренов. Фразу «Храни меня, мой талисман» поэт повторяет в каждом четверостишьи и обрамляет ею своё произведение.
Краткий анализ стиха А. С. Пушкина «Храни меня, мой талисман»
Вариант 1
«Храни меня, мой талисман» — эта строка является лейтмотивом всего стихотворения. Она повторяется пять раз! С неё начинается стихотворение, которое написано в форме послания — обращения, и ею заканчивается. И эта же самая строка выражает основную мысль, идею стихотворения — надежду на лучшие времена в судьбе лирического героя.
Особенностью этого произведения является еще и то, что это стихотворение не что иное, как письмо — послание к самому себе.
Основной словесный образ — это талисман. Пушкин мастерски подчеркивает трепетное, бережное к нему отношение. В этом ему помогает использование звукописи: ассонанса (очень много звука ‑а-) и аллитерации, например:
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи.
Вариант 2
В творческих работах поэта часто встречается пейзажная и философская лирика Пушкина, однако большая часть стихотворного наследия Пушкина представлена образцами любовной лирики. Это стихотворения наряду с еще тремя многие исследователи объединяют, в связи с возникшим в Одессе романом поэта и Е. Воронцовой.
Графиня была замужней дамой, и не смотря на то, что ответила на ухаживания Александра Сергеевича, была вынуждена прервать их связь, в знак дружбы она подарила ему золотой перстень, которым поэт очень дорожил, даже считал, что он обладает чудодейственной силой.
Однако, до сих пор нет точных сведений о существовании этих любовных отношений. Кроме того у Пушкина было и еще одно кольцо- оберег. Нельзя так же конкретно говорить и дате создания стихотворения, приблизительно это двадцать четвертый или двадцать пятый годы.
Данный период жизни был особенно трудным в жизни поэта, на него производились постоянные нападки за его творчество, именно поэтому стихотворение исполнено в столь печальной тональности. Произведение написано четырехстопным ямбом, с кольцевой рифмовкой.
В качестве основного объекта описания использован некий талисман, подарок любимой женщины. Мысли о том, чтобы скрыться от постоянного гнета властей поэта не покидали, поэтому это и пробивается в стихотворных строках. Однако он так же понимал, что вдали от Родины он будет абсолютно одинок, и единственным спасением в этом одиночестве для него может стать лишь вещь, таящая в себе любовь другого человека.
Этот заветный предмет лирический герой получил в день печали, возможно, связанной с разлукой с этим человеком. Талисман должен оберегать его и в момент изгнания, и когда он не будет писать свои шедевры, и когда он вновь будет бороться с толпой.
Предмет данный является олицетворением несбыточной сладострастной любви, от которой на душе становится светло. Он способен только лишь своим присутствием вновь разбередить, казалось бы, забытые чувства. Но нет, лирический герой осознает, что все кончено, нет надежды, и лишь талисман – как символ недосягаемости заветной любви останется с ним.
Стихотворение написано в интересной форме, ведь на протяжении всего текста лирический герой обращается к самому себе. Использование инверсий, подчеркивает веру лирического героя в магическое воздействие данного талисмана на его жизнь. В этом случае, обращая так же внимание на слово «храни» ( славянские корни), талисман выступает в роли спасительного креста для лирического героя.
Вариант 3
Стихотворение-обращение к, собственно, талисману с просьбой сохранить. В первой строфе представляет общая мольба сохранить в разных ситуациях: в печали, в опасности… И поэт признаётся, что дар этот он получил в дни печали. Скорее всего, на память.
В следующих трёх строфах подробней описываются ситуации, в которых может понадобиться помощь. Каждая строфа завершается одинаковым обращением к талисману. В первой представляется буря – на море и на суше.
В другой, по контрасту, говорится о скуке и уединении, о чужих краях, а такой штиль может быть страшней любой бури для сознания. Следующая строфа показывает людской обман, очарование любовью и дружбой. Здесь много недосказанности, пауз. Тот, кого считаешь светилом, может предать. Однако и это поможет пережить волшебный талисман.
В последней строфе опасности, страшные для Пушкина как для тонкой натуры: сердечные раны. Воспоминания о несчастной любви он не хочет, естественно, ворошить. И от них молит он спасти. Странно, но одной из таких ран, видимо, талисман и является.
Да, это стихотворение любовной лирики. Пушкин не разрешал его публиковать при жизни, ведь оно слишком личное. И речь здесь идёт о реальном подарке уехавшей возлюбленной – о её кольце.
Эпифора — это повторение с особым смыслом
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Повторение – не только мать ученья.
Именно так можно перефразировать известную поговорку, когда речь идет об определенном стилистическом приеме в русском языке. Называется он ЭПИФОРА.
Определение — что это такое
Как и многие термины в русском языке, этот пришел к нам из Древней Греции. Слово «epiphora» в переводе означает «повторение, добавление». Кстати, правильное произношение с ударением на второй слог, то есть эпИфора.
Определение этого термина будет звучать так:
Эпифора – это повторение звуковых сочетаний, слов, словосочетаний, которое используется в конце речевых конструкций. Служит для усиления выразительности речи и выделения наиболее важных моментов в тексте.
Примеры эпифоры в литературе
Чаще всего эпифору можно встретить в поэзии. Ведь любая рифма, по сути, может считаться повторением звукового ряда.
В полях такая благоДАТЬ,
Что словами и не переДАТЬ!
Прохладцей манит старый лЕС,
Вольный дух во мне воскрЕС. (Миркина)
Заколдован невидимКОЙ,
Дремлет лес под сказкой СНА.
Будто белою косынКОЙ
Подвязалася соСНА. (Есенин)
Но есть примеры более явной эпифоры. Когда в повторении участвуют целые слова.
Милый друг, в этом ТИХОМ ДОМЕ
Лихорадка бьет меня.
Не найти покоя в ТИХОМ ДОМЕ
Возле мирного огня. (Блок)
Иногда можно встретить эпифоры и в прозе. Но там этот прием используется гораздо реже, так как велик риск, что повторение будет выглядеть как тавтология. А это всегда плохо для любого текста. И все-таки некоторые писатели умело пользуются всем литературным арсеналом.
Например, часто эпифоры можно найти в произведениях Николая Васильевича Гоголя.
Мне хотелось бы понять, отчего я титулярный советник? Почему я именно титулярный советник?
Фестончики, кругом фестончики. Пелеринка из фестончиков, фестончики и на рукавах, из фестончиков эполетцы, фестончики внизу, фестончики везде.
Последняя фраза наиболее известна как пример использования эпифоры. В ней слово «фестончики» (разновидность декора в виде цветов и листьев) повторено 7 (. ) раз. И сразу понятен эмоциональный посыл автора. Гоголь не просто говорит, а прямо кричит о том, как сильно его раздражают эти фестончики.
Разновидности эпифор
Все эпифоры можно разделить на несколько категорий в зависимости от того, как они образованы:
Грамматическая эпифора – это совпадение отдельных звуков в конце строк. То есть те самые рифмы в стихотворениях, о которых мы уже говорили. Кстати, очень часто идеальные повторения можно встретить в произведениях для детей. Это сделано для того, чтобы юные читатели лучше запоминали.
Птичка невеличка
Меньше, чем спичка
По полю летала,
Комариков глотала.
Лексическая эпифора – это повторение отдельных слов на конце разных строчек. Мы уже приводили подобные примеры. Но иногда в качестве эпифоры используются целиком определенные строчки. Например, как в стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Мой талисман»:
Когда поднимет океан,
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,
ХРАНИ МЕНЯ, МОЙ ТАЛИСМАН.
В уединении чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
ХРАНИ МЕНЯ МОЙ ТАЛИСМАН.
Кстати, примером лексической эпифоры может быть практически любая песня, в которой есть припев. Ведь он, как правило, повторяется несколько раз.
Риторическая эпифора – повторение некой конструкции в произведении. Некоторые авторы любят начинать и заканчивать стихотворения одними и теми же (или слегка измененными) строчками. Один из таких примеров – стихотворение «Есть время любить», которое написала Юлия Друнина:
ЕСТЬ ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ,
ЕСТЬ — ПИСАТЬ О ЛЮБВИ.
Зачем же просить
«Мои письма порви»?
Мне радостно,
Что жив на земле человек,
Который не видит,
Как времени снег
Давно с головой
Ту девчонку занес,
Что много хлебнула
И счастья, и слез.
Не надо просить
«Мои письма порви».
ЕСТЬ ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ,
ЕСТЬ — ЧИТАТЬ О ЛЮБВИ.
А еще примеры риторических эпифор можно найти в русско-народных песнях. Вспомните хотя бы известную песню про двух гусей. В ней после каждого куплета повторяется «Один серый, другой белый», а уже дальше идет повтор последней строчки.
Эпифора в рекламе
Любой литературный прием повышает выразительность текста и акцентирует внимание на наиболее важных деталях. А потому неудивительно, что их в своих целях используют и акулы рекламного бизнеса. И эпифора тут не исключение.
Вот лишь несколько известных слоганов:
Эпифора в повседневной речи
Редко, но и этот литературный прием некоторые из нас используют в повседневной жизни. Приведем только один пример:
Ты сумеешь. Ты обязательно сумеешь всё преодолеть!
Этой фразой тренер может настраивать спортсмена на очередные свершения. Или родители успокаивать ребенка перед важным экзаменом. Или начальник так дает ц/у своему подчиненному.
Но в любом случае, этой короткой фразой с применением эпифоры можно заменить огромный мотивационный текст, типа «Я в тебя верю. У тебя достаточно сил, чтобы преодолеть возникшие сложности. Просто соберись и сделай все то, чему тебя учили. И так далее…»
Отличие от анафоры
По аналогии с эпифорой в русском языке есть еще один стилистический прием – это АНА́ФОРА. Они очень похожи по своей сути, так как речь также идет о повторении определенного звукового ряда или слов. Вот только в эпифоре эти повторы всегда в конце строчки, а в анафоре – в начале.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Понятно, эпифора есть то, за что учителя русского языка ругают своих учеников. Всегда ведь нам говорили, что подобных повторений нужно избегать, оно и понятно, одно дело я и совсем другое Пушкин с Гоголем, они классики, им можно.
Смотрю, Древняя Греция на нас сильнейшее влияние оказала, что ни слово, то от древних греков перепало.
Даже не задумывался, что есть такой особый прием в литературе и уж тем более в рекламе, но стоит признать, рекламные слоганы весьма талантливо звучат.