Что значит мягкие и твердые согласные

Твердые и мягкие согласные звуки

Обычно с пониманием разницы между гласными и согласными у детей не возникает серьезных затруднений. А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.

Типичная ошибка:
Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.

Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

Мягкий знак и твердый знак

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.
При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

Таблица признаков твердых и мягких звуков

Твердые:

Мягкие:

Что значит мягкие и твердые согласные. Смотреть фото Что значит мягкие и твердые согласные. Смотреть картинку Что значит мягкие и твердые согласные. Картинка про Что значит мягкие и твердые согласные. Фото Что значит мягкие и твердые согласные

Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:

Что значит мягкие и твердые согласные. Смотреть фото Что значит мягкие и твердые согласные. Смотреть картинку Что значит мягкие и твердые согласные. Картинка про Что значит мягкие и твердые согласные. Фото Что значит мягкие и твердые согласные

Что значит мягкие и твердые согласные. Смотреть фото Что значит мягкие и твердые согласные. Смотреть картинку Что значит мягкие и твердые согласные. Картинка про Что значит мягкие и твердые согласные. Фото Что значит мягкие и твердые согласные

Звонкие и глухие согласные звуки

В русском языке 11 пар звонких/глухих согласных.
Фонетическое различие между звонкими и глухими согласными заключается в напряжении голосовых связок. Глухие звуки произносятся при помощи шума, без напряжения связок. Звонкие звуки произносятся голосом, вызываются колебанием голосовых связок, т.к. воздух с шумом выходит из гортани.

Таблица звонких и глухих звуков

Что значит мягкие и твердые согласные. Смотреть фото Что значит мягкие и твердые согласные. Смотреть картинку Что значит мягкие и твердые согласные. Картинка про Что значит мягкие и твердые согласные. Фото Что значит мягкие и твердые согласные
Мнемонический прием для запоминания глухих звуков:
Заучите фразу : «Степка, хочешь щец? – Фи!». Все согласные звуки здесь – глухие.

Примеры заданий для детей

Задания на тренировку различия парных согласных могут составляться на каждую пару по следующему принципу (на примере пары Д/Т):

Что значит мягкие и твердые согласные. Смотреть фото Что значит мягкие и твердые согласные. Смотреть картинку Что значит мягкие и твердые согласные. Картинка про Что значит мягкие и твердые согласные. Фото Что значит мягкие и твердые согласные
Задания на различие пары согласных Г/К

Источник

Твердый и мягкий согласный звук — понятие и основные отличия

Что такое твёрдые и мягкие согласные

Согласные звуки в русском языке бывают звонкими и глухими, а также твёрдыми и мягкими.

Разница между твердыми и мягкими согласными в положении языка при их произнесении.

Когда человек произносит мягкий согласный, середина (спинка) языка приподнимается, щель, через которую проходит воздух, сужается. Передняя часть языка при этом придвигается к зубам. При произнесении твёрдого звука такого не происходит.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Как сказано выше, мягкие и твердые согласные отличаются положением языка при их произнесении. Есть и другие признаки, по которым можно провести их дифференциацию.

Парные твёрдые и мягкие согласные

Почти все согласные звуки образуют пары по мягкости. Если звуки парные, они различаются только подъёмом середины языка и большим выдвижением вперёд кончика. Все остальные органы речи имеют одинаковое положение в момент произнесения звуков.

Таблица парных по твёрдости — мягкости согласных:

[б][в][г][д][з][к][л][м][н][п][р][с][т][ф][х]
[б’][в’][г’][д’][з’][к’][л’][м’][н’][п’][р’][с’][т’][ф’][х’]

На письме пара звуков обозначается одной буквой.

Непарные твёрдые и мягкие согласные

Шесть согласных в русском языке не имеют пар по твёрдости:

Положение буквы в слове не влияет на произношение этих звуков.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Для определения твёрдости или мягкости согласных в первую очередь нужно учиться различению их на слух. Для тренировки можно проговаривать твёрдые и мягкие согласные попарно, обращая внимание на разницу. Непарные согласные можно запомнить.

Если этого не достаточно, нужно обратить внимание на положение в слове. Об этом подробно было сказано выше, здесь перечислим основное.

Твёрдые согласные:

Мягкие согласные:

Вспомогательные признаки твердых и мягких согласных

Как вы уже знаете, при произнесении мягкого согласного середина языка приподнимается, а кончик приближается к зубам. Этот признак также может помочь отличить мягкий звук от твёрдого.

Источник

Звуки — мягкость и звонкость согласных

Дети с первого класса сталкиваются со звуками. Если с гласными все просто, то согласные вызывают сложности. При чем, не только у детей, но и у родителей.

Но по требованиям ФГОС ученик обязан знать звуко-буквенный анализ слов. Если с твердостью ещё более-менее понятно, то звонкие и глухие многих путают. А ведь есть простые способы их отличить!

Твердые и мягкие согласные звуки

Согласные звуки делятся на два типа: твёрдые и мягкие. При их произношении происходит смягчение артикуляции, меняется положение языка. Во время произношении основная часть языка продвигается вперёд по направлению к зубам, а средняя часть языка сводится к твёрдому нёбу.

К мягким согласным звукам относятся: [п’], [б’], [ф’], [в’], [т’], [д’], [ш’], [ж’], [к’], [г’], [х’], [ч], [м’], [н’], [р’], [л’], [j].

Многие из них образуют пары с твёрдыми согласными. Например, мягкий [н’] согласуется с твёрдым [н] — [н’]ёс — [н]ос, [м’]ел — [м]ал, пы[л] — пы[л’]ь.

Мягкость согласных звуков на письме выражается гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И, а также с помощью мягкого знака Ь, но указывают знаком мягкости (апострофом) только в транскрипции.

Чтобы отличить мягкие согласные звуки от твёрдых есть ряд правил:

Почувствуйте разницу в звучании [п] в словах [П’ет’я] и [пол’е]. Вы заметите, что в первом слове — середина языка поднимается к нёбу. А во втором слове язык даже немного опускается вниз и звук более низкий.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Если две согласные подряд, то первая даст твердость. Проверим: смена — [см’ена]. Твёрдый знак ъ — показатель твердости согласного: [съезд], [подъезд].

Так же мягкий знак, стоящий за согласной, помогает ребенку определить мягкость. Проверим: [пал’ьто], [крыл’ьцо], [учител’ьница]. Заметим, что мягкую [л’] в середине слова, всегда на письме обозначаем мягким знаком ь: [мул’ьтик], [стул’ьчик]. Для других букв нужно сверяться со словарём.

Таблица признаков твердых и мягких звуков

ТвердыеМягкие
перед а, о, у, ы, эперед е, ё, и, ю, я
ъь
перед другой согласной буквой

Всегда мягкие звуки в русском языке

Буквы ч, щ, й всегда мягкие, даже если следом идут гласные а, о, у, ы, э: [ч’ащ’а].

Всегда твердые звуки в русском языке

Буквы ж, ш, ц всегда твердые, даже если следом идут гласные е, ё, и, ю, я: [желоб].

Звонкие и глухие согласные звуки

Если гласная произносится голосом, то согласная сочетанием голоса и шума. Если голоса больше, то согласная — звонкая, а если шума больше, то глухая.

В русском языке всего 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Делятся они по твёрдости и мягкости, по звонкости и глухости, парности и непарности.

Звонкость согласных звуков проявляется от звучания и устройства речевого аппарата. При их произношении, помимо голоса, добавляются вибрации, разные шумовые препятствия. Эти преграды искажают волну звуков, при котором в полость рта проходит не чистый воздух, а звук.

К примеру, во время произношения звука [б], наши губы смыкаются, а воздух, что выдыхаем, старается пробить преграду. Исходя из этого, мы выделяем звонкие согласные звуки. К таким звукам относятся б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р — их произношение содержит шум и голос.

Большинство звуков имеют пары, к ним относятся: б — п (балка — палка), в — ф (влага — фляга), г — к (гол — кол), д — т (дом — том), з — с (злой — слой), ж — ш (жило — шило).

Остальные звонкие согласные звуки: й, л, м, н, р называются сонорными, что означает звучный. Сонорные звуки отличаются от остальных звонких согласных звуков тем, что при произношении уровень шума практически не участвует в образовании звука.

Сонорные шумные и шипящие согласные

Буквы й, л, м, н, р, образуются при помощи голоса и совсем немного шума. Их называют сонорными.

Когда мы произносим шумные согласные, то используем шум и немного голос. Они бывают звонкими [в], [з], [ж], [б], [д], [г] и глухими [ф], [с], [ш], [п], [т], [к], [х].

Звук шипения дают буквы ж, ч, ш, щ, поэтому они называются шипящими.

Парные и непарные согласные звуки

Согласные б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш, — парные, где первая — звонкая, вторая — глухая.

Есть согласные, которые не имеют пары:

В некоторых словах происходит оглушение звука: снег. Или озвончение: молотьба.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Ребенок усвоит разницу, если ему показать её визуально или дать почувствовать на опыте. Например, кубики Зайцева с мягкими согласными — маленькие по размеру, с твердыми — большие. Ребенок составляет слова и всякий раз видит эту разницу.

Так же разбирая слова, можно взять картинки, которые напоминают ребенку что-то мягкое и что-то твердое. Например, подушка и камень. Слыша мягкий звук, ребенок показывает картинку с подушкой. Картинки можно прикреплять к карточкам, рисовать рядом с буквами в тетради.

Примеры заданий для детей

Глухой или звонкий:

Твердый или мягкий:

Источник

Мягкие и твердые согласные звуки в русском языке

Что значит мягкие и твердые согласные. Смотреть фото Что значит мягкие и твердые согласные. Смотреть картинку Что значит мягкие и твердые согласные. Картинка про Что значит мягкие и твердые согласные. Фото Что значит мягкие и твердые согласные

В начальной школе дети знакомятся с буквами и звуками. Это тот возраст, когда ребёнок уже хорошо разговаривает, но не имеет особого представления, из чего состоит речь. Хотя некоторые мамы и папы начинают знакомить своих детей с алфавитом еще в дошкольном возрасте. Довольно не сложно объяснить дошкольнику, что существуют гласные и согласные звуки. А вот куда сложнее дается малышам усвоить, чем же отличаются твердые и мягкие звуки. Но есть несколько интересных и хитрых способов, которые помогут малышу усвоить эту разницу. При том сделать это можно в игровой форме, чтобы ребёнку было не скучно.

Однако, прежде, чем начать обучение, познакомьте ребенка с разными органами носоглотки. Это необходимо, чтобы ваш сын или дочь понимали, что эти органы должны быть задействованы, чтобы произнести тот или иной звук.

Что значит мягкие и твердые согласные. Смотреть фото Что значит мягкие и твердые согласные. Смотреть картинку Что значит мягкие и твердые согласные. Картинка про Что значит мягкие и твердые согласные. Фото Что значит мягкие и твердые согласные

Мягкие и твёрдые звуки в русском языке.

Как же лучше разъяснить ребенку, в чем отличие между мягкими и твердыми звуками? Лучше всего начать с того, чтобы ребёнок понимал, что твердость и мягкость присуща лишь согласным звукам. В то время как гласные звуки мы можем лишь напевать. Помните, что твердость и мягкость им не свойственна, но именно они влияют на качество согласного звука. Свойства твёрдых и мягких звуков заключается именно в разнице их произношения.

Когда вы произносите согласный звук мягко, то середина вашего языка преподносится к небу, и закрывает проход, через который должен пройти поток воздуха. В то же время кончик языка выдвигается прямо вперёд к зубам. Это явление называется палатализацией.

Конечно, малышей не стоит нагружать такой сложной информацией, зато родителям следует знать этот термин. Обратите внимание, когда мы произносим твердые согласные, никакой палатализации не происходит.

Для начала попробуйте самостоятельно разобраться с этой разницей. Для этого произнесите для примера слова, где один и тот же звук может быть как твердым, так и мягким.

Попробуем рассмотреть разницу на примере слова «переросток». Обратите внимание, когда мы произносим первый звук [р’], язык уверенно поднимается к небу. А вот когда мы произносим второй звук [р], мы не напрягаем свой язык так сильно, разве что только кончик языка прижимаем к небу.

Мамы и папы обычно легко усваивают этот материал, а вот как же объяснить это правило на пальцах, чтобы понял и ребёнок? Здесь остаётся лишь подключить фантазию, поискать интересные истории, простые игры, которые помогут дошкольнику уловить ту самую разницу между твердым и мягким звуком.

Парные гласные по твердости/мягкостиНепарные согласные звуки по твердости/мягкости
ТвердыеМягкиеТолько твердыеТолько мягкие
[Б][Б’][Ж][Ч’]
[В][В’][Ш][й’]
[Д][Д’][Ц][Щ’]
[Г][Г’]
[З][З’]
[К][К’]
[Л][Л’]
[М][М’]
[Н][Н’]
[П][П’]
[Р][Р’]
[С][С’]
[Т][Т’]
[Ф][Ф’]
[Х][Х’]

Как объяснить ребенку разницу между звуками.

Маленькие дети воспринимают прекрасно любую информацию, если она подаётся в игровой форме. Например, сочините для малыша (а лучше вместе с малышом) интересную сказку, которая поможет ребёнку разобраться, в чем заключается разница между твёрдыми и мягкими звуками.

Например, что-то вроде:

Жили-были гласные и согласные звуки. Жили они дружно и очень весело. Но случилось так, что буквы Е, Ё, И, Ю, Я захотели получить власть над остальными буквами и звуками. Буквы начали ругаться и ссориться между собой. И ссора эта продолжалась долгое время. Буквы А, О, У, Ы и Э, не хотели участвовать в этой войне, они долгое время не выбирали ничью сторону и пытались сохранить нейтралитет. Тогда решили гласные воспользоваться одной хитростью. Они решили попросить помощи у мягкого знака, который своего звука не имеет вообще. Зато он стравливает других между собой.

Эта буква рассказала главным, где прячутся согласные, но попросила кое о чем взамен. Так гласные буквы отыскали согласные и окружили их. А чтобы обойти беду стороной, согласным буквам пришлось согласиться на все, что просили гласные.

Так гласные буквы получили очень много привилегий. Теперь они могут решать, будут ли согласные звуки мягкими или твёрдыми. И такие же права получил и мягкий знак. Он тоже теперь может командовать побежденными буквами. Однако, не все согласные буквы согласились с такими правилами. Шипящие, например, решили, что они теперь сами по себе и убежали в лес. Теперь большинство согласных строго следуют правилам гласных, но некоторые по-прежнему прячутся и живут по своим законам.

Вот такая несложная, но интересная история поможет объяснить особенности взаимоотношений между гласными и согласными. А вот шипящие согласные стоит сразу упомянуть и, так сказать, внести их в чёрный список. Можно даже написать сверху «Разыскиваются», а внизу перечислить каждую букву, чтобы малыш запомнил. Пусть эта подсказка постоянно будет перед глазами будущего школьника. Например, закрепите список на холодильнике или на его рабочем столе. Остальные же согласные (те, что не в списке) теперь становятся то мягкими, то твёрдыми, если за ними следуют буквы Е, Е, Ю, Я, И и Ь. А если за согласными следуют те, что не смогли выбрать сторону, а именно А, О, У, Ы и Э или иная согласная, то согласная остаётся твёрдой.

ГласныеСогласные
АОУЫЭНМЛРЙБВГДЖЗЪ
ЯЁЮИЕПФКТШСХЦЧЩЬ

Как записать мягкие и твёрдые звуки

В транскрипции согласные мягкие звуки обозначаются с добавлением знака ‘. Этот знак называется апостроф. Например, твёрдый звук [р] таким и остаётся, а вот мягкий звук будет выглядеть вот так [р’].

Это не сложно. Когда вы закончите с объяснением теории, можно приступать к практике. Предложите вашему ребенку выполнить простое задание. Например, запишите несколько слов и предложите сыну или дочери выбрать лишь те, где есть мягкие звуки. А после пусть сделает транскрипцию с апострофом. Выполните несколько таких упражнений вместе с малышом, и он обязательно запомнит, как обозначается мягкий согласный и как найти его в словах.

Классификация звуков по твердости и мягкости.

15 согласных букв в русском языке образуют пары звуков по твердости и мягкости. К ним мы отнесем следующие согласные: Б, В, Г, Д, З, Л, М, Н, Р, П, Ф, К, Т, С и Х. От этих букв образуйте с ребёнком соответствующие пары твёрдых и мягких [б]—[б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [п] – [п’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [т] – [т’], [с] – [с’]. Это все парные звуки. Они образуют пары по глухости и звонкости. А остальные звуки [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [х] – [х’]— соответственно, без пары, ведь у них нет пары по звонкости и глухости.

Парные согласные
ТвердыеМягкие
ЗвонкиеГлухие
[Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [З][П], [Ф], [К], [Т], [Ш], [С][Б’], [В’], [К’], [Д’], [З’][П’], [Ф’], [К’], [Т’], [С’]
Непарные согласные
ТвердыеМягкие
ЗвонкиеГлухие
[Л], [М], [Н], [Р][Х], [Ц][Л’], [М’], [Н’], [Р’], [Й’][Х’], [Ч’], [Щ’]
Шипящие
[Ж’], [Ч’], [Щ’], [Ш’]

Звуки, которые постоянно сохраняют твердость и мягкость.

Как только ребенок усвоит парные твёрдые и мягкие звуки, начните знакомить его с теми бунтарями, которые не подчиняются общему правилу. Расскажите ему, что звуки Й, Ч, Щ могут быть только мягкими, а Ц, Ж и Ш на транскрипции обозначаются без апострофа, значит, они твёрдые. Эти буквы не подчиняются общему правилу и ведут свою тихую войну и не важно, какая буква следует за ними.

Что значит мягкие и твердые согласные. Смотреть фото Что значит мягкие и твердые согласные. Смотреть картинку Что значит мягкие и твердые согласные. Картинка про Что значит мягкие и твердые согласные. Фото Что значит мягкие и твердые согласные

Глухие и звонкие звуки

Кроме того, что согласные звуки могут быть твердые и мягкие, они также делятся на звонкие и глухие. Скажите ребёнку, что звонкие состоят из голоса и шума, а глухие— только из шума.

Выпишите и произнесите вначале глухие звуки— [К], [П], [Х], [Ц], [Ч], [С], [Т], [Ф], [Ш], [Щ]. А потом изучите вместе и звонкие— [Б], [Г], [Д], [Ж], [З], [В], [Й], [Л], [М], [Н], [Р].

Конечно, просто так выписывать и изучать звуки довольно скучно. Дети постарше смогут усидеть, изучая эти правила. А для совсем юных любознаек можно показать следующие предложения:

Эти предложения совсем не трудно выучить на память. Они помогут малышу классифицировать согласные на звонкие и глухие.

Парные согласные звукиНепарные согласные звуки
ЗвонкиеГлухиеТолько звонкиеТолько глухие
[Б], [Б’][П], [П’][й][Х], [Х’]
[В], [В’][Ф], [Ф’][Л], [Л’][Щ’]
[Г], [Г’][К], [К’][М], [М’][Ц]
[Д], [Д’][Т], [Т’][Н], [Н’][Ч’]
[Ж][Ш][Р], [Р’]
[З], [З’][С], [С’]

Упражнения для детей

Материал этот довольно обширный, но как только вы закончите разбирать правила, приступайте к выполнению упражнений. Лучше всего не разбирать весь материал за один раз. На первом занятии пусть малыш изучит правило о мягких и твёрдых согласных, а на втором занятии сделать упор на звонкие и глухие согласные. Если вы решили разбирать материал с дошкольниками, то пусть все буквы будут разных цветов. Например, нарисуйте несколько цветных табличек, где твёрдые согласные написаны синим цветом, мягкие согласные— зеленым, а гласные звуки можно отметить красным цветом. Такие цвета используют в школе, так что вашему малышу потом будет проще усваивать материал, когда он пойдет в первый класс. Так вы будете уверены, что малыш не запутается.

Проще всего обучить ребенка— это использовать специальные карточки, на которых написаны слова и звуки. Такие карточки можно купить или нарисовать самому (распечатать и разрезать). Эти карточки помогут не только разобрать и изучить звуки, но и составить новые слова. А это будет благоприятно влиять на расширение словарного запаса малыша. Это также является первым этапом для обучения чтению. Помните, что каждое новое правило должно сопровождаться простыми примерами, легкими и понятными для ребенка.

Помните также об интересных историях. Будет лучше, если вы придумаете их вместе с ребёнком. Так он будет знакомиться и с другими правилами фонетики. Тот пример, который был приведёт в начале статьи о войне между гласными и согласными звуками, всего лишь один из тех, которые вам стоит рассказать ребёнку. Возможно, вы сами сможете придумать что-то интереснее.

Для начала пусть малыш разберётся со слогами. Предложите ему определить, какой тип согласного представлен в том или ином слоге. Когда этот материал будет усвоен малышом, можно приступать к разбору слов. Подберите для него короткие и понятные слова, например, нос, рот, шок, круг и тому подобные. Предлагайте ребёнку по 10-12 слов каждый день и пусть он называет, какие звуки ему встречаются в каждом слове. А можно предложить ему выписать или назвать только те слова, где встречается твёрдый/мягкий или звонкий/глухой согласный.

Что значит мягкие и твердые согласные. Смотреть фото Что значит мягкие и твердые согласные. Смотреть картинку Что значит мягкие и твердые согласные. Картинка про Что значит мягкие и твердые согласные. Фото Что значит мягкие и твердые согласные

А ещё можно купить специальный музыкальный алфавит. Благодаря ему малыши лучше усваивают песни и сказки. А вот звуки с парными согласными быстрее усвоить ребёнок, если вы приведете ему слова-двойняшки. Придумайте разные пары слов, например, коса— коза, луг— лук, голос— колос и так далее. Пусть ребенок прочитает эти пары слов, разберите вместе значение каждого слова, а потом приступайте к разбору звуков. Позже предложите будущему ученику составить небольшие предложения с каждым из данных слов. Если малыш понял значение всех слов, то ему будет несложно составить предложения.

Порой ребёнку трудно усвоить новую информацию и различать твёрдые и мягкие звуки. Тогда предложите малышу обратить внимание на положение языка, пусть он потренируется и понаблюдает за произношением. Пусть он выполнит следующее задание: из слогов с твёрдым согласным составит слоги с мягкими согласным, например, са—ся, лу—лю, ты—ти и так далее. А потом такое же упражнение проделайте и со словами: лук—люк, тык—тик и так далее.

Изучение твердых и мягких звуков стоит начинать, когда ребенок освоит разницу между гласными и согласными звуками. Кроме того, не забывайте, что детям нужно также объяснять разницу между буквой и звуком. Буквы мы пишем и читаем, а звуки мы слышим и произносим. И помните, что в русском языке 33 буквы и 42 звука.

Каждый день отрабатывайте с ребёнком полученные знания, чтобы они закрепились. Малыш обязательно запомнит все, если вы проработаете все до автоматизма. Если ребёнок не понимает чего-то, приведите другие примеры и игры, которые понравятся малышу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *