Что значит муж в древней руси
Что значит муж в древней руси
Древнерусское слово «моужь» происходит из праславянского *mọžь и родственно старославянскому моужь («муж, мужчина, супруг»).
В историографии XX века существовала точка зрения, согласно которой Мужи в Древней Руси называли исключительно представителей социальной элиты или даже только дружинников (Б.Д. Греков, С.В. Юшков, К. Цернак и другие). Однако слово «Мужи» чаще всего не носило терминологического характера и обозначало просто людей мужского пола, мужчин вне зависимости от их социального статуса. Об этом свидетельствует, в частности, то, что в источниках это наименование используется как по отношению к знатным людям, так и по отношению к рядовому населению.
Одновременно употребление слова «Мужи» могло иметь социальное значение. Слово «Мужи» в сочетании с эпитетом обычно употреблялось для характеристики представителей элиты. В начальном летописании «нарочитыми» и «лучшими» Мужами названа знать древлян. Впрочем, первое определение, по всей видимости, носит литературный характер и представляет собой перевод греческих эпитетов, чаще всего ἐπίσημος («выдающийся, замечательный, видный»).
Словосочетания «вячьшии (большии, добрии, стар¬ишии и тому подобные) моужи», как правило, в Древней Руси применялись для характеристики привилегированной части свободного населения, прежде всего бояр. В предании о юноше-кожемяке (в «Повести временных лет» 992 года) рассказывается о том, как киевский князь Владимир Святославич «створил» совершившего подвиг в войне с печенегами героя и его отца «великими» Мужами, то есть, вероятно, сделал их своими приближёнными, включил в дружину.
В Сказании о чудесах святых Романа и Давида (христианские имена святых князей Бориса и Глеба) говорится о том, что в 1113 году после смерти киевского князя Святополка Изяславича в Киев приглашали Владимира Всеволодовича Мономаха «вси людие, паче же большии и нарочитии» Мужи (под ними понимается элитарная категория населения Киева, определявшая позицию остальных киевлян).
Кого на Руси называли мужем на самом деле
В старославянском языке мужчина обозначался величественным словом «муж» (mo˛zhь), которое наиболее полно раскрывало сущность человека мужского пола и противопоставляло его женщинам – жёнам. «И придя Олег в Смоленск и посади в нем мужъ свой» («Повесть временных лет»).
Само слово «муж» имеет индоевропейское происхождение и родственно с этим словом в других языках. Например, со словом man в английском. Причем, часто в родственных языках этим же словом или его производным обозначают и супруга – мужчину, который является мужем своей жены.
Кроме «мужа» для обозначения возраста мужчины и указания на его дееспособность на Руси существовали такие слова, как «малец», «отрок» и «старец» «. и рѣша старцѣ козарьстии: «Не добра дань, княже. » (там же).
Мужчину могли обозначить и по его социальному статусу – раб, слуга, князь, воин.
Как же так получилось, что библейский «муж» стал мужчиной, а потом и вовсе – мужиком, то есть его стали обозначать словом, несущим долю уничижительности?
Мужи бывали «великие» и «малые»
Исследовавший проблему именования мужчины филолог Валерий Анатольевич Ефремов в своей работе «Номинации мужчины в русском языке» (журнал «Мир русского слова») указывает, что вплоть до XIII века мужем на Руси называли свободного гражданина. А не раба и не слугу. Причем, в среде мужей была своя иерархия.
В летописях часто говорилось о мужах «знатных», «славных», «великих» и о мужах «меньших» или «младших». Очевидно, что в последнем случае речь не всегда шла о подрастающем поколении, но и о более простых людях, которые тоже были свободными гражданами, но несли меньше ответственности перед другими людьми и отечеством и не имели знатного происхождения.
Мужчина – это общность!
Первоначально слово «мужчина» употреблялось как просторечие, но со временем стало входить в разговорную речь русских людей. Постепенно оно утратило первоначальное значение общности и стало означать «лицо мужского пола», по аналогии с «женщиной», «деревенщиной» или «безотцовщиной».
Как «муж» стал мужем
Разделение смыслового значения слов «муж» и «мужчина» произошло примерно в XVIII веке. Безличный «мужчина» заменил «мужа», как представителя пола, а «муж» в нейтральном контексте стал означать женатого мужчину. А в «высоком» стиле так стали называть достойного человека, имеющего заслуги перед другими. Распространились также словосочетания «сей достойный муж», «ученые мужи» и другие.
В XIX веке слово «мужчина» вошло в активное употребление, а XX век окончательно закрепил это слово в лексиконе советских граждан, но сделано это было ради. идеологии! Но все по порядку.
Откуда взялись «мужики»?
Что же касается слова «мужик», то как пишет Ефремов, оно возникло примерно в то же время, что и «мужчина» – около XV века и впервые встречается в «Хождении за три моря» Афанасия Никитина, который пишет: «А мужики и жонкы всѣ нагы, а всѣ черны».
По версии филологов слово «мужик» произошло от того, что на Руси простолюдинов часто обозначали как несовершеннолетних, недееспособных в полном смысле слова, ограниченных какими-либо обстоятельствами, например, бедностью.
Виноваты большевики?
Первые три века слово это несло в себе все три смысла – оно означало, собственно, мужчину, как носителя мужского пола, женатого мужчину и так же называли крестьян, жителей сельской местности. Вплоть до начала XX века слово было вполне нейтральным, так его определял «Словарь Академии Российской», и только с приходом к власти большевиков произошло резкое разделение значения слов «мужчина» и «мужик».
Мужиком стали называть грубого, неотесанного человека и стали противопоставлять его «мужчине», который должен был быть умным и образованным, «настоящим». Произошло образование оппозиции мужчина – мужик, в которой последнему отводилась роль идеологического маргинала – кулака, одурманенного попами или пьяницы и разгильдяя.
«Мужик» возвращается!
Однако в последнее время, как отмечает В. А. Ефремов, к слову «мужик» начинает возвращаться положительная оценка: «Настоящий мужик!», «Он честный трудяга, а главное – мужик!», в то время как слово «мужчина» приобретает все больше отрицательных оттенков, которые связывают с неспособностью интеллектуалов быстро решать повседневные задачи, с «изнеженностью» горожан и, возможно, с гомосексуализмом.
Учёные не знают, с чем связано такое переосмысление старых слов: возможно к русскому народу возвращается самосознание, а может быть, в городской культурной среде люди просто играют словами. В любом случае ученые считают, что вскоре слово «мужик» может окончательно вытеснить слово «мужчина».
Что значит муж в древней руси
(стар.). — Все население Руси первых веков нашей истории распадалось на М. и холопов, а М. — еще на две группы: княжих М. (состоявших на службе у князя. смотреть
Мужи (стар.). — Все население Руси первых веков нашей истории распадалось на М. и холопов, а М. — еще на две группы: княжих М. (состоявших на службе у князя) или дружину и людей (см.). В удельный период словом М. иногда означали и все население города; напр. суздальская летопись называет М. всех жителей Торжка. Словом М. обозначали и разные слои населения, прибавив к нему эпитеты: лучший, вячший, больший, старший, нарочитый или мелкий, меньший, простой и черный. «Лучшие М.» появились с XI в. вместо прежних «старцев градских» или «людских» и были обыкновенно коноводами городского веча, а иногда и посредниками между вечем и князем. Хотя термин «княж М.» в XIII в. исчезает, но слово «М.» попадается и позже. В уставных грамотах XV и XVI в., а также и в судебниках упоминаются «судные М.», ассистенты князя-судьи, представители земского мира, в пределах которого совершался суд. В. P — в.
Му́жи, село в Ямало-Ненецком автономном округе, центр Шурышкарского района, в 100 км (воздушным путём) к юго-западу от Салехарда. Расположено на р. смотреть
свободные общинники-воины, участники народных собраний у восточных славян. В Древнерусском государстве княжеские М.- дружинники, управлявшие хозяйством, судьи; приближенные князя (бояре). смотреть
свободные общинники-воины, участники народных собраний у восточных славян. В Древнерусском государстве княжеские М.- дружинники, управлявшие хозяйством, судьи; приближенные князя (бояре). смотреть
свободные общинники-воины, участники народных собраний у восточных славян. В Древнерусском государстве княжеские М.дружинники, управлявшие хозяйством, судьи; приближенные князя (бояре). смотреть
МУЖИ ВЕЛИКОГО СОБРАНИЯ
(Аншей Кнесет Гагдола) Собрание руководителей народа, которое состоялось в период Эзры* и Нехемьи* и провозгласило Тору* законом государства. Собрани. смотреть
Что значит муж в древней руси
Смотреть что такое «мужи» в других словарях:
МУЖИ — свободные общинники воины, участники народных собраний у восточных славян. В Киевском государстве княжеские мужи дружинники, управляющие хозяйством, судьи; приближенные князя (бояре) … Большой Энциклопедический словарь
МУЖИ — МУЖИ, свободные общинники воины, участники народных собраний у восточных славян. В Древнерусском государстве княжеские М. дружинники, управлявшие хозяйством, судьи; приближённые князя (бояре). Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
Мужи — Село Мужи Страна РоссияРоссия Субъект федерации … Википедия
Мужи — (стар.). Все население Руси первых веков нашей истории распадалось на М. и холопов, а М. еще на две группы: княжих М. (состоявших на службе у князя) или дружину и людей (см.). В удельный период словом М. иногда означали и все население города;… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
мужи́к — а, м. 1. устар. Крестьянин. Раз я видел, сюда мужики подошли, Деревенские русские люди. Н. Некрасов, Размышления у парадного подъезда. В овчинных тулупах, в коломенских шапках, С обозом и с правой и с левой руки, В лаптях и онучах, в больших… … Малый академический словарь
Мужи — Мужи, село в Ямало Ненецком автономном округе, центр Шурышкарского района, в 100 км (воздушным путём) к юго западу от Салехарда. Расположено на р. Малая Обь (бассейн Оби), в 276 км к югу от железнодорожной станции Лабытнанги. Население около… … Словарь «География России»
Мужи-Юш-Ов-Соим — Характеристика Длина 12 км Бассейн Карское море Водоток Устье Сыня · Местоположение 162 км по левому берегу Расположе … Википедия
Мужи апостольские — Апостольские мужи (греч. Αποστολικοί Πατέρες апостольские отцы) современники и сотрудники апостолов, непосредственные их ученики. Сочинения апостольских мужей показывают отношение раннехристианской церкви к иудаизму и язычеству, содержат сведения … Википедия
МУЖИ ВЕЛИКОГО СОБОРА — или ВЕЛИКОЙ СИНАГОГИ (евр. аншей кнессет ха–гдола), коллегия ветхозав. учителей *иудейства, существовавшая согласно *Талмуду во *ВТОРОГО ХРАМА ПЕРИОД (Авот 1,1–2). М.В.с. считались преемниками *пророков, им приписывались 3 изречения: «будьте… … Библиологический словарь
мужи́цкий — ая, ое. устар. и прост. прил. к мужик (в 1 и 2 знач.). Компания охотников ночевала в мужицкой избе на свежем сене. Чехов, Зиночка. Я был мужицкий сын, чувствовал себя мужиком, знал твердо, что предстоит жить и работать в деревне. Арамилев, В… … Малый академический словарь
И бе он яко тела великого мужъ, такъ и разума многа,
и мужъ чистого и воистину святаго жителства, и
Священных Писаний последователь, и ревнитель
по Бозе, и во отрудехъ духовныхъ многъ
Андрей Курбский. История о великом князе Московском (1564-1583)
1) Существующая этимология
Этимологический словарь Макса Фасмера (ст. сокращена)
2) Применение термина в церковно-славянском языке
а) Срезневский, Измаил Иванович (1812-1880). Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам, с. 113-115; https://dlib.rsl.ru/viewer/01004012017#?page=113
Мужъ (У через УК (оу), форма графики У = евр. АИН); мюжъ (через Юс большой (также оу); человек, свободный, именитый, почтенный.
* В примерах представленных И.И. Срезневским часто применяется форма «моужъ» и сочетания: именитый, почтенный человек, большие мужи, вячшие мужи, лучшии мужи, старейшии мужи, и др. Эти формы очевидно указывают на процесс выделения из княжеской дружины должностных лиц (специалистов): в военном деле (воеводы), дипломатии (послы), административных деятелей, судебных чиновников, а также специалистов в области торгово-экономических отношениях (купцов и налоговиков).
б) См. также Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1982, с. 300-302 ; http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_9.pdf
в) Национальный корпус русского языка
* Сказание о Довмонте (1325-1350)
Боголюбивый же князь Тимофей не стерп; дождати мужь своихъ болшея рати и выехал с малою дружиною с мужи съ псковичи и с Ываномъ с Дорогомиловичем и сь его дружиною, противо имъ вполчився.
Мужъ мудръ; мудрым и смысльным другъ, а несмысленым; Богъ.
г) Повесть временных лет; http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4869
* Под 862 г. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом.
* Под 907 г. И да входять в городъ одиными вороты съ цесаревымъ мужемъ, безъ оружья, мужь 50, и да творят куплю.
* Под 912 г. Послал Олег мужей своих заключить мир и ряд между греками и русскими.
3) Обобщение и вывод
а) Лингвисты XIX-XX вв. не смогли связать церковнославянский термин «мужъ» с социальной действительностью средневековых восточноевропейских государств.
Муж в феодальном государстве деятель на каком-либо общественном поприще, чаще всего это общий титул служилого дворянства.
б) Библейский образ (выделение знати)
Числа 1:16: «Это — избранные мужи общества, начальники колен отцов своих, главы тысяч Израилевых».
Числа 11:16: «И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшены и надзиратели его. ».
Притчи 28:2: «Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна».
Числа 1:5: «И сия имена мужей, иже станут с вами. ».
Притчи 28:2: «За грехи нечестивых судове востають: мужъ же хитрый оугаситъ я»
в) У нас «вырисовывается» образ «мужа», в первую очередь это человек обладающий выдающимися личными качествами и способностями в какой-либо области деятельности или в нескольких смежных областях.
* Мужчин оценивают внешне по физической форме (виду), сильный физически человек всегда имеет преимущество перед физически неразвитым, тщедушим, в силу того, что он может выполнять тяжелую физическую работу лучше и быстрее. В средние века, где каждый мужчина в поселении нес военную обязанность, этот показатель был часто решающим.
* Кроме физических данных для управляющих коллективом людей нужен также и сильный дух (психические качества): быстрый, широкий и глубокий ум, память, способности к обучению. Люди отличаются друг от друга по: направленности (добро, зло), способностям (овладение специальностью), темпераменту (скорость протекания псих. процессов), характеру (дисциплина, решительность, воля).
Мы приходим к выводу, что термин «мужъ» состоящий из 4 знаков, необходимо должен содержать в себе понятие СИЛА. Мужчина по сравнению с другими группами общества: дети, женщины, старики — обладает более высокими физическими и психическими качествами, в связи со своей (природой определенной) деятельностью: война, охота, земледелие, скотоводство, ремесло и т.д.
Итак, мужъ, мужчина = СИЛА.
4) Терминология иврита и библейский образ
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корень — МУЖЪ = М+УЖЪ = М+УЗЪ.
а) Автор нашел ряд логических и лексических соответствий, когда русская быква Ж при транслитерации библейских терминов заменяла в термине букву иврита З (заин).
* ЖЕРЕ+Б+ЕЦ = ивр. ЗЕРА семя, сперма, потомство + Б (связка слова) в, внутри, как, в виде (посредством чего) + ЙАЦА выходить, выбрасывать, производить; рождаться.
* ЖЕР+ЛО = ивр. ЗЕР кайма, венец, ободок + ЛОА глотка, пасть, кратер (вулкана), дуло, сопло, жерло, воронка, кромка отверстия колодца. Жерло – выходящая на поверхность часть кратера, воронки, кайма воронки, кратера.
* ЖУТЬ = ивр. Ж(З)У+ТЬ = ЗУ+ТЬ = ивр. ЗУА дрожать, быть в ужасе, устрашать; потеть, вызывать потение; т.е. видимые глазом признаки страха, ужаса.
Мы помним, что в древних текстах в слове «мУжъ» написание русской буквы У- УК (ОУ) = еврейской букве АИН (А, О, У, Е).
МУЖЪ = М+УЖЪ = М + УЗЪ = ивр. М от, из, из-за + АЗ (аин, заин) сила, сильный, жестокий, грозный, дерзкий, наглый, грубый, свирепый; т. е. СИЛЬНЫЙ (главная характеристика мужчины).
Формы
ОЗ сила, крепость, величие, слава.
АЗАЗ быть сильным, преобладать, не покорятся.
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.;
См. стронг иврита АЗ; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/5794.html
* Пояснение транслитерации. См. ЕЭБЕ/Алфавит сравнительный
Буква Аин (0 звука);, произносимое как придыхание, среднее между spiritus asper и lenis, в русской транскрипции ничем не отмечается, а потому имеются формы: Овадия или Авдия, Еглом, Ог, Илий, Имануил.
** Произношение еврейской буквы АИН утеряно, озвучивался знак огласовки — А,О, У, Е. На русский язык в слове «мУжъ» буква Аин была передана как У.
в) Библейский образ
Судей: И в седьмой день до захождения солнечного сказали ему граждане: что слаще меда, и что сильнее (АЗ) льва».
Исаиа 19:4: «И предам Египтян в руки властителя жестокого, и свирепый (АЗ) царь будет господствовать над ними, говорит Господь, Господь Саваоф».
Таким образом, используя библейскую терминологию и образы, а также пояснения исследователей по транслитерации еврейских библейских терминов на русский язык, мы нашли содержание необъясненного церковнославянского термина МУЖЪ = быть сильным.