Что значит муниципальное образование
Муниципальное образование
Содержание
Муниципальные образования в России
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:
В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).
Территории муниципальных образований в большинстве субъектов Российской Федерации совпадают с административно-территориальным делением, при этом городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению — город или посёлок городского типа районного значения, сельскому поселению — сельсовет или сельский округ, но во многих регионах имеются расхождения.
В гражданских правоотношениях муниципальные образования выступают наравне с другими участниками гражданских правоотношений — гражданами, юридическими лицами, а также Российской Федерацией и ее субъектами. От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления.
Количество муниципальных образований в России
По данным Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (на 26 мая 2005 года), в Российской Федерации с 2006 года было образовано 24 079 муниципальных образований (исключая Чеченскую Республику, Ингушскую республику и Владимирскую область), из них 19 769 сельских поселений, 1773 городских поселения, 1780 муниципальных районов, 521 городской округ, 236 внутригородских территорий (125 в Москве, 111 в Санкт-Петербурге, в других городах с 2006 года внутригородские территории отменены), однако с этого времени во многих регионах произошли преобразования, и эти показатели изменились.
Муниципальные образования — что это, их назначение и структура
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наша страна занимает 1/7 часть суши планеты Земля.
Управление (что это?) такими огромными территориями, координирование процесса развития всех без исключения (даже самых отдаленных) районов требует дифференциации страны на отдельные территориальные образования, подчиненные централизованной власти.
Разберемся, как решена эта проблема в Российской Федерации, что такое муниципальные образования (МО), и какие виды МО существуют.
Муниципальные образования — это.
Все субъекты РФ для удобства управления, ведения хозяйственной деятельности, решения локальных вопросов поделены на части, называемые муниципальными образованиями.
Они не одинаковы по размеру, по количеству проживающих людей, имеют свои территориальные центры, подчинены определенной иерархии (одни МО входят в состав других МО).
Практически во всех субъектах России деление на муниципальные образования совпадают с территориально-административным делением нашей страны (т.е. делением по природным, национальным, экономическим и др. признакам на районы, области, края, автономные республики).
Управление муниципальными образованиями осуществляется местным населением посредством выбранных ими органов управления.
МО наделены правами и обязанностями субъектов, находящихся в гражданско-правовых отношениях (так же как физические или юридические лица, субъекты РФ и государство).
Законодательное регламентирование
Очевидно, что деление страны на муниципальные образования проведено не стихийно, а согласно определенному законодательному акту на основании исторически сложившихся территориальных, производственных и общественных связей.
На сегодняшний день таковым документом является Федеральный Закон (ФЗ) РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. в редакции от 06.02.2019 г. Данный закон определяет:
Например, наделение местных органов самоуправления правом лицензирования каких-либо товаров или видов деятельности, регулирования тарифов тепловой энергии и т.д.;
Виды и структура муниципальных образований
Упомянутый ранее ФЗ № 131-ФЗ учреждает 7 видов МО (восьмой вид включен в классификацию Госдумой 19.04.2019 г.) и их иерархию. Рассмотрим эту тему немного подробней.
Примечание: на этой схеме нет нового типа МО – муниципального округа.
Управление осуществляется населением или (и) органами самоуправления (ОС), которые могут быть наделены некоторыми гос.полномочиями:
К городскому округу могут относиться только территории, где не менее 2/3 жителей проживают в городах, а плотность проживания больше среднего по стране в 5 раз. Если же условия не соблюдены, то такой городской округ переводится в разряд Муниципального округа (подробней – в статье ниже). Данные уточнения введены 19.04.2019 г. Государственной думой РФ.
Управление городским округом выполняется населением или (и) ОС, наделенными некоторыми гос.полномочиями.
Заключение
Разделение субъектов РФ на муниципальные образования и двухуровневая иерархия позволяют оптимально управлять всеми МО внутри каждого субъекта.
Читайте наш блог, знания никогда не бывают лишними.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
И в чем заключается их управление? Нет, понятно, что если дорога муниципальная, то и бремя её содержания ложится на муниципальную власть, тоже самое с муниципальным жильем.
А платные парковки муниципальная власть вводит на своей территории или этим занимается региональная власть?
Если платная парковка размещается на федеральной трассе, проходящей по территории муниципального образования, то все, что касается этой парковки «разруливает» федеральная власть.
Если парковка на территории муниципальной территории, то принятие решения о ее существовании находится в компетенции муниципальной власти.
Муниципальное образование
— субъект местного самоуправления, который может существовать в виде следующих образований: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
Комментарий
В России государственное и общественное управление делится на три основных уровня: федеральный уровень, уровень субъекта Российской Федерации и уровень местного самоуправления. Причем последний уровень не считается государственным, а является самостоятельным звеном общественного управления. Так, статья 12 Конституции России предусматривает:
«В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.».
Термин «Муниципальное образование» определен в статье 2 «Основные термины и понятия » Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» :
«муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения».
Этим же нормативным актом определены и виды муниципальных образований:
Сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
Городское поселение — город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
Городской округ — один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
Городской округ с внутригородским делением — городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;
Внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением;
Внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
Примеры муниципальных образований
Московская область, Городской округ Коломна — (Код ОКТМО 46738000)
Москва, Администрация муниципального округа Коньково — (Код ОКТМО 45902000). Подробнее: Муниципальные образования города Москвы
Таймырский Долгано-Ненецкий район — самое большое муниципальное образование России (879 929 кв. км.).
Всего в России более 22 000 муниципальных образований. В том числе:
Муниципальных районов — около 1 800
Городских округов — около 600 (в том числе, городских округов с внутригородским делением — 3, в составе которых около 20 внутригородских районов)
Внутригородских районов — около 20
Внутригородские территории городов федерального значения — около 300
Городские поселения — около 1 600
Сельские поселения — около 18 000.
Классификатор муниципальных образований
Утвержден классификатор — ОКТМО (Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований). Классификатор определен в документе: ОК 033-2013. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований» (утв. Приказом Росстандарта от 14.06.2013 N 159-ст ).
Муниципальные учреждения
Муниципальные образования для реализации своих задач могут создавать Муниципальные учреждения.
Деление органов управления на три уровня
Российские бюджеты, как и органы государственного и общественного управления, также подразделяются на три основных уровня. Так, статья 10 «Структура бюджетной системы Российской Федерации» Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ определяет:
К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местные бюджеты, в том числе:
— бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
— бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.
Налоговая система России также состоит из трех уровней налогов: федеральных, региональных и местных (ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)).
Понятие и виды муниципальных образований
В рамках темы местного самоуправления актуальным является изучение такого явления, как муниципальное образование. От грамотной реализации стратегии его развития зависит уровень эффективности ключевых процессов региона и в итоге даже страны.
Суть определения
Согласно закону РФ, в категорию муниципальных образований попадают городские, сельские и объединенные общей территорией поселения или любой населенный пункт, у которого присутствует бюджет, собственность, и к тому же функционируют органы местного самоуправления.
Эти признаки имеют юридический характер, но есть и социально-экономические факторы, от которых зависит мотивация конкретных территорий относительно приобретения статуса муниципальных образований:
Виды муниципальных образований в Российской Федерации
Говоря о различиях между территориями, имеющими возможность осуществлять местное самоуправление, стоит выделить 5 типов поселений, которые определены законодательством РФ:
Стоит обратить внимание на факт реализации муниципальной реформы в РФ. Суть в том, что результатом этих изменений является система местного самоуправления, которая имеет два уровня. Речь идет о следующей структуре: территория всех субъектов Российской Федерации разделяется на городские округа и муниципальные районы.
Происходит и деление непосредственно самих районов на территории сельских и городских поселений. Если район не является густонаселенным, то не исключено образование межселенных территорий.
Городской округ как вид муниципального образования не подразумевает наличия населенных пунктов других типов.
Установление границ и территорий
Такой процесс можно определить как один из ключевых этапов формирования и, при необходимости, изменения образований муниципального типа. Также он может являться частью государственной регистрации уставов.
Под определение территорий подпадают земли сельских, городских населенных пунктов, а также рекреационные зоны, участки, используемые для развития поселений, и другие категории, находящиеся в пределах муниципального образования независимо от того факта, о каком целевом назначении или форме собственности идет речь.
При этом важно знать о следующей особенности: муниципальные земли являются объектом гражданского и земельного права. При этом территории в рамках образований можно определить, как объект конституционного права.
Сам процесс изменения территорий, какие бы виды муниципальных образований ни имелись в виду, инициируется населением или органами государственной власти, а также местного самоуправления. Причем подобные изменения могут быть произведены только после согласия местного населения.
Устав муниципальных образований
На основании нынешнего законодательства РФ, у каждого типа образования должен быть устав, в котором необходимо наличие следующей информации:
Любые виды территории муниципальных образований должны иметь сформированный устав, который будет выполнять функцию нормативного акта, позволяющего осуществлять саморегуляцию. Именно с ним будут соотноситься другие решения, действия и акты местного самоуправления и его органов.
Бюджет и собственность
Тот факт, что любые виды муниципальных образований в РФ подразумевают наличие местных финансов и собственности, очевиден. И данное обстоятельство ярко указывает на необходимость в некоторой степени автономности процесса управления экономическими отношениями на уровне конкретной территории.
Но реализация подобной стратегии усложняется определенными факторами. Речь идет об отсутствии стабильного опыта эффективной эксплуатации финансов и собственности, которые принадлежат конкретному образованию. Свою лепту в комплекс препятствий вносит неудобное и неполное правовое регулирование функций муниципального хозяйства.
Особенности управления финансами
Касаясь такой темы, как виды бюджета муниципального образования, стоит изначально прояснить терминологию. Под местным бюджетом нужно понимать образование и расходование денежных ресурсов, которое происходит в рамках расчета финансового года. Целью таких средств является выполнение расходных обязательств различных видов поселений. Это подразумевает формирование системы расходов и доходов муниципальных внутригородских образований, отдельных районов, округов, прилегающих к городу, а также сельских территорий.
Каждое из перечисленных выше образований формирует собственный резерв и вправе рассчитывать на получение средств федерального бюджета и ресурсов субъекта РФ в процессе регулирования финансовой деятельности.
Нюансы самоуправления
Изучая такую тему, как виды органов муниципального образования, стоит разобраться и с особенностями местного самоуправления.
При этом нужно понимать, что в систему государственной власти органы местного самоуправления не входят. Другими словами, такие формы управления отделены от государства в формате структурно-организационной власти. Также это означает, что все вопросы, касающиеся их формирования, решаются местным населением. Вышестоящие правительственные структуры в данные процессы права вмешиваться не имеют. При этом глава администрации, будучи должностным выборным лицом, получает «собственную компетенцию». Данный факт еще больше выделяет автономность, которой обладают различные виды муниципальных образований.
Особенности административного определения города
Говоря о таком типе образования, как город, нужно отметить, что он обладает рядом особенностей. Речь идет о таких показателях, как пространственная неоднородность, плотность и численность населения, размер, предельная самодостаточность, диверсификация и др. Поэтому, разбирая понятие и виды муниципальных образований, городу стоит уделить отдельное внимание.
В Российской Федерации используется формат городов-столиц, а также районного подчинения, краевых (областных) центров и малых населенных пунктов. Использование подобной классификации подразумевает учет таких признаков, как месторасположение в рамках административного деления и численность населения.
В качестве характерной особенности городов как формы территориальных поселений можно определить их принадлежность к административно-территориальным единицам. Рассматривая муниципальные образования, виды и порядок образования этих территорий, важно понимать, что более мелкие поселения сдерживаются на пути к официальному административному статусу такими факторами города, как неделимость и целостность хозяйства.
Принципы управления
Ключевой задачей любого муниципального образования является стабильный рост уровня жизни населения. Процесс достижения этой цели подразумевает обеспечение населения различными муниципальными услугами, которые и определяют качество жизни.
Если обратить внимание на тот факт, какой вид деятельности муниципального образования, имеющего формат города, является приоритетным, то стоит заметить, что спектр услуг будет довольно широк:
Такая тема, как понятие и виды муниципальных образований, включает информацию о двух направлениях вопросов, касающихся их деятельности.
Первое направление предполагает реализацию полной ответственности органов местного самоуправления за частичное или полноценное финансирование: содержание жилищного фонда, учреждений, относящихся к социальной сфере, нежилых помещений, систем снабжения территории водой, газом, теплом, организация транспортного, информационного обслуживания, противопожарной безопасности и др.
Второе направление деятельности ориентировано на реализацию определенных функций другими субъектами деятельности при отсутствии обязательного финансирования. Речь идет о содействии занятости населения, обеспечении необходимыми услугами питания, бытового обслуживания, торговли, социально-культурном и жилищном строительстве, а также деятельности СМИ.
Итоги
В качестве заключения стоит повторить ту мысль, что видами муниципальных образований являются сельские, городские и другие поселения, которые объединены общей территорией с реализованной системой местного самоуправления.
И это достаточно эффективная форма административного деления, которая предполагает определенную автономность посредством формирования собственного устава и бюджета.
Понятие и виды муниципальных образований
Муниципальные образования в России — это особенность административно-территориального деления, является основой для местного самоуправления.
Что такое муниципальное образование
Муниципальное образование — административная территория, обладающая рядом признаков:
Такое образование может быть:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Какие функции выполняет в современном обществе
Муниципалитеты в РФ созданы для решения политических, экономических, социальных и других проблем местного значения.
При этом у органов местного самоуправления свои ответственность и компетенции, которые четко разграничены от полномочий органов государственной власти.
К общим функциям муниципального управления относятся:
Специальные функции муниципального управления — это:
Виды муниципальных образований, статус, примеры
В настоящее время в России существует 7 видов муниципальных образований.
Городской округ — территория, которая не входит в состав муниципального района и управляется органами местного самоуправления, в ведении которых находятся как локальные вопросы, так и другие государственные полномочия, переданные им законами Российской Федерации. Количество населенных пунктов, входящих в городской округ, может составлять несколько сотен. Также в него могут входить и незаселенные территории. У городского округа, состоящего из нескольких поселений, в обязательном порядке есть административный центр. Этот населенный пункт определяется исходя из транспортной инфраструктуры и местных традиций.
Внутригородская территория города федерального значения — часть территории Москвы и Санкт-Петербурга, на которой местное самоуправление осуществляется населением и/или органами местной власти, избранной народным голосованием.
Городской округ с внутригородским делением — городской округ, внутри которого находятся муниципальные образования, состоящие из внутригородских районов. Такой формат характерен для крупных городов и административных центров.
Внутригородской район — внутригородское муниципальное образование, которое находится на части территории городского округа с внутригородским делением и на котором местное самоуправление осуществляется населением и/или через выборные и иные органы местного самоуправления.
Муниципальный район — несколько поселений с закрепленной общей территорией, на которой местное самоуправление решает вопросы и проблемы локального значения. Управление осуществляется населением и/или через органы местного самоуправления, которые помимо этого выполняют государственные полномочия, переданные им законами РФ. Главной характеристикой такого района является двухуровневая местная власть, первый уровень которой составляют городские и сельские поселения, второй — собственно сам район. Отношения между городскими и сельскими поселениями в пределах одного муниципального района есть взаимодействие, а не подчинение одного другому. Они объединяются в муниципальные образования для усиления сотрудничества и взаимосвязи.
Городское поселение — муниципалитет, состоящий из одного города (поселка городского типа) с окрестной территорией.
Сельское поселение — поселение, в составе которого могут быть один или несколько сельских населенных пунктов (станицы, села, деревни, аулы и др.), с закрепленной общей территорией.
Рассмотрим виды муниципальных образований на примере Ростовской области. В составе области находятся 463 муниципалитета, из них:
Сходство и различия муниципалитетов
Сходство всех муниципальных образований, независимо от вида, заключается в единой цели их создания и одинаковых функциях, которые они выполняют.
Целью, прописанной в Конституции, является проявление власти народа через органы местного самоуправления.
Функции у всех муниципалитетов одинаковые и условно делятся на 3 вида:
К экономическим относятся:
Социальные функции — это:
К культурным относятся:
Главные различия муниципалитетов — это размер территории и их состав. Наиболее контрастны между собой городское и сельское поселения. Различия между ними заключаются в: