Что значит моральные проблемы
Моральная проблема
Смотреть что такое «Моральная проблема» в других словарях:
ОРИЕНТАЦИЯ МОРАЛЬНАЯ — – система основных нравственных установок и позиций личности, ее моральный вектор, определяющий отношение к самому себе и к окружающим. О. м., как и моральное регулирование, осуществляется с помощью присущих морали ценностей, способов… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
moral matter — Моральная проблема … Вестминстерский словарь теологических терминов
РЕФОРМИЗМ — в рабочем движении, политич. течение, которое отрицает необходимость классовой борьбы, социалистич. революции, выступает за сотрудничество классов и надеется с помощью серии реформ, проводимых в рамках бурж. законности, превратить… … Философская энциклопедия
Ботаника — Объекты исследования … Википедия
ТЕХНИКА — любое изготовление объектов. Техника может быть ремесленной (ручной труд) или промышленной (изготовление с помощью машин). Проблемы отношения науки и техники можно разделить на три группы: 1) историческая проблема: является ли техника достижением … Философский словарь
Фромм Эрих — Порок ли неподчинение? Человек рождается тогда, когда он разрывает первобытные связи с природой, характеризующие животное существование. Такова точка зрения Эриха Фромма (1900 1980). Порвав цепи, человек остается одиноким. Дискомфорт изоляции … Западная философия от истоков до наших дней
Реформизм — в рабочем движении, политическое течение, которое отрицает необходимость классовой борьбы, социалистической революции и диктатуры пролетариата, выступает за сотрудничество классов и надеется с помощью серии реформ (См. Реформа),… … Большая советская энциклопедия
Террор во Франции — (la terreur). Этим словом обозначается в истории первой французской революции эпоха, не совпадающая ни с историей конвента (см.), ко времени которого она относится, ни с историей якобинцев (см.), к которым принадлежали главные деятели Т. Эпоха Т … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Террор — (la terreur). Этим словом обозначается в истории первой французской революции эпоха, не совпадающая ни с историей конвента (см.), ко времени которого она относится, ни с историей якобинцев (см.), к которым принадлежали главные деятели Т. Эпоха Т … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
СОРЕЛЬ — (Sorel) Жорж (род. 2 нояб. 1847 – ум. 30 авг. 1922) – франц. философ эклектик, писатель, теоретик анархосиндикализма. Находился под влиянием Джамбаттисты Вико, резко критиковал рациональное познание, научное понимание истории, современную… … Философская энциклопедия
Нравственные проблемы
Что такое нравственные проблемы
Нравственность — комплекс ценностей определенного человека. Речь идет о представлении о добре и зле, о том, что такое хорошо, а что плохо.
Каждый индивид обладает своим представлением о нравственности. Если для одних, например, гражданский брак — это норма, то другие назовут его безнравственным сожительством. У каждой стороны на этот счет будут свои аргументы.
Несмотря на существенные различия, представления о том, что правильно, а что нет, у большинства людей едины. Это обусловлено основными нормами морали, которые закладываются изначально в семье, затем корректируются в таких социальных институтах как детские сады, школы, вузы.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Благодаря единому подходу к формированию нравственно-моральных качеств в ребенке, сегодня закрепилось мнение, что нравственный поступок — это действие, которое не идет в разрез с интересами кого-либо.
История
Каждая эпоха накладывает свой отпечаток на представление общества о нравственности. Первым источником учений о нравственности принято считать Библию.
Позже на первый план вышли учения более светского характера. Это связано с необходимостью формирования государства, с потребностью завоевания территории и укрепления границ. В это время в центре учения оказывается фигура идеального монарха. «Идеальный» означает отважный, воинствующий, честный, заботящийся о жизни своего народа.
Если взять эпоху средневековья, то идеальные, казалось бы, на первый взгляд правители совершали такие поступки, что мягко говоря, противоречили все нормам морали. Речь идет об убийстве младенцев из-за боязни потерять престол, о произволе по отношению к женщинам и этот перечень можно продолжать до бесконечности.
С развитием цивилизации и формированием правового государства внимание стали привлекать купцы и люди высших сословий. В эти времена в подсознании людей прочно закрепились понятия «честь» и «бесчестный поступок». Неслучайно А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» дает совет молодому поколению «Береги честь смолоду». В XIX веке нарушить данное слово означало совершить безнравственный поступок. Люди дорожили своей репутацией, поэтому старались не совершать подобных поступков.
В наше время термин «репутация» в частной жизни человека имеет второстепенное значение. На первый план выносятся собственные интересы. Люди осознают, что живут они один раз, поэтому руководствуются сугубо собственными предпочтениями.
Понятия «свобода», «равноправие» кардинально изменило роль женщины в современном мире: от хранительницы семейного очага до президента. И женщина сама сегодня решает на какой ступени социальной лестнице ей оставаться. А в древние времена, к примеру, показаться на людях с распущенными волосами для девушек означало прослыть распущенной. Сегодня это понятие никак не связано с волосами.
Какие бывают нравственные проблемы
Забота человека о формировании собственной личности и об обустройстве собственной жизни — это хорошо. Но отсутствие границ допустимого и дозволенного повлекло за собой появление некоторых проблем.
В первую очередь это связано с относительно низким пониманием людей о роли семьи в жизни ребенка. Современные дети часто живут в условиях, когда оба родителя заняты построением карьеры. Это во многих случаях становится причиной того, что ребенок предоставлен сам себе. Живое общение с семьей заменено на переписку в соцсетях и на онлайн игры с незнакомцами. Такое общение чревато отчужденностью подрастающего поколения от реального мира и высокой вероятностью оказаться в руках аморальных людей.
Желание обогатиться и прославиться зачастую никак не связано с культом труда или с этическими понятиями. В поисках легкой наживы находятся, как взрослые, так и дети. А это опасно вовлечением в дурные компании, где деятельность связана с мошенничеством и грабежом.
Активное внедрение через СМИ в жизнь человека выдуманных шаблонов, будь то компьютерные игры, кино, истории обогащения стали причиной полного стирания с подсознания чувства меры. В погоне за навязанным идеалом человек не знает границ в похудении, в проявлении силы, в обогащении. А это, так или иначе, пагубно сказывается на здоровье как физическом, так и психологическом.
Все вышеперечисленное становится причиной того, что мы живем не своей жизнью, а жизнью навязанной СМИ. И теряем при этом самое дорогое — семейные ценности.
Почему проблема нравственности актуальна во все времена
Нравственные проблемы актуальны всегда, потому что на нравственности держится общество. Если каждый представитель социума будет совершать поступки без учета интересов остальных, то это станет причиной появления хаоса.
В социальной среде он проявляется в появлении беспредела и безнаказанности. Еще в древние времена было определено, что для процветания государства нужен правитель, который мог бы урегулировать возникающие споры. Для этих целей выбирались старейшины рода, князья, а в дальнейшем правители. К тому же наши предки активно распространяли учение о том, что сила заключается в единстве.
Получается, что для процветания государства нужен был всеми уважаемый правитель и единство в обществе.
Попытки решения проблемы
Для урегулирования конфликтов в древние времена прибегали к применению силы. Сжигали, казнили тех, кто распространял лжеучения или каким-либо образом мешал правлению. Для самих правителей устраивали перевороты.
Но сегодня к решению любой проблемы нужно подходить более гуманным и цивилизованным путем. Значимая роль в современном мире отводится различного рода социальным институтам. Это детские сады и школы. Именно здесь формируется первоначальное представление о нравственности.
Даже руководителями различных трудовых коллективов могут вести работу по агитации к здоровому и правильному образу жизни среди взрослых людей. Это может быть организация экскурсий, коллективные походы в театр, различного рода поощрения.
Играющую роль в формировании представления о нравственности играет классическая литература. Любовь к чтению должна в обязательном порядке прививаться молодому поколению в семье и в учебных учреждениях.
В современном кинематографе активно пропагандируются традиционные ценности, что формировались веками нашими предками. В последнее время появилось множество хороших экранизаций на военную тему, о дружбе и справедливости.
Моральные проблемы
Моральные проблемы связаны с религиозными интересами в том, что официальные религии содержат этические и моральные кодексы и используют вес религиозных авторитетов для укрепления кодексов. Моральные проблемы, в широком смысле определяемые как виды поведения, противоречащие установленным традициям общественного строя, могут существовать отдельно от проблем религиозных убеждений. Основные интересы терапевтического психолога в области морали касаются преодоления чувства вины, связанного с аморальным поведением и защитной функцией, которая формируется у человека в связи с аморальным поведением. Психологзанимается также обогащающим или вредящим влиянием морального или аморального поведения на клиентов и другими вредными влияниями их поведения.
В качестве основы для обсуждения терапевтического консультирования по моральным проблемам коротко описываются некоторые концепции морали. Одна точка зрения подчеркивает двойственность и одновременность существования «хорошего» и «плохого» вчеловеке. Например, человек говоритотом, что он грешен и деструктивен, а еще добродетелен и способен к любви. Проблема состоит втом, как помочь человеку одержать победу «хорошего» над «злым». Эта позиция предполагает или врожденное существование знания хорошего и злого, или заученную последовательность отношений и способов поведения. Противоположный взгляд основывается натом, что «хорошее» и «плохое», используемые как существительные, являются социальными продуктами, и что человек ни тот ни другой по природе. Когда они используются как прилагательные, то подразумевается произвольность стандартов без достаточной значимости.
Мнение, что человек по природе есть грешное существо (поэтому, по определению, плохой и достойный осуждения), обычно принадлежит иудейско-христианскому миру. Эта концепция природной грешности морального состояния человека сочетается с убеждением, что есть в человеке и потенциально хорошее, выраженноев таких понятиях, как человеческая способность быть добрым, любящим, честным, способность придерживаться подобных добродетелей. Концепты «грешная природа» и «полная порочность» относятся ксостояниючеловекасточки зрения Бога. С человеческой позиции как классический иудаизм, так и христианство придерживаются мнения, что человек имеет большой потенциал или для хорошего, или для порочного.
Конечно, не вселюди, имеющие иудейско-христианские моральные устои, строго придерживаются этой позиции; однако это характерно для большинства. Это мнение о внутренне присущей порочности в некоторой степени также характерно для последователей Фрейда. Основной смысл здесь заключается в том, что концепция внутренне присущей порочности морального поведения ведет к такому отношению, согласно которому нельзя доверять человеческой природе, ее надо ограничивать внешними силами или трансформировать мистическими процессами.
Третье мнение о моральной природе человека заключается в том, что человек наследует, в основном, социально конструктивные силы. Это является верой в «добродетель» человека. Главный смысл заключается втом, что основной моральной проблемой человека является создание условий, при которых «хорошее» может быть извлечено, а усвоенное «плохое» нейтрализовано.
Хорни придерживается мнения оросте и личной ответственности в области морали, что коротко описывается следующим образом:
Киркендал представляет гипотезу о том, что безнравственное поведение разрушает самоуважение и усложняет межличностные отношения:
«Очевидный интерес студентов к ценностям и принципам морали в браке и семейной жизни привел меня к созданию концепции о хорошем или плохом. Концепция заключается втом, что моральным решением или поведением является то, которое приводит к улучшению способности людей работать вместе, испытывая при этом доверие и понимание. Помощь людей и групп другим должна постоянно нарастать, а личное самоуважение должно повышаться при соблюдении морали. Аморальным или неправильным поведение считается тогда, когда оно создает недоверие и подозрительность, ведет к отдалению и уменьшению самоуважения» [169, р. 5]. Мы признательны Хью Белл за многочисленные иллюстрации по вопросу обсуждения морали поведения и консультирования [25]. Белл иллюстрирует многообразие форм, в которых моральные проблемы представляются психологу-консультанту. Наиболее часты проблемы сексуального плана, которые принимают форму тревоги по поводу неразборчивости, гомосексуальности, измены, мастурбации и эксгибиционизма. Второй тип относится к правдивости сообщения в степени от редкой нечестности и постоянного обмана до выраженной, привычной лжи и мошенничества.
Следующей областью морали является нарушение собственности и личных прав других лиц, что относится к редким клиентам. Нарушение прав других часто ведет к вине и тревоге, если действия совершены импульсивно или под влиянием наркотиков.
Есть еще одна категория моральности поведения всвязисклас-сификацией психопатических или неадекватных личностей. Эта группа включает правонарушителей, алкоголиков, бродяг, лентяев и наркоманов. Хотя их враждебные действия направлены против самих себя, однако иногда они направляются на других людей. Их чувства скорее, чем их действия, представляют главный интерес для терапевтических психологов.
Большинство проблем психопата включают некоторые легальные действия против него самого. В данном обсуждении мы не будем рассматривать правовые, моралистские или дисциплинарные последствия такого поведения, но попытаемся представить терапевтические роли и техники для работы с чувствами, связанными с проблемами, которые согласно суждениям клиента или общества являются моральными проблемами. Терапевтический психолог не обращается к дихотомии «хорошее» — «плохое», которые, как правило, оказывают давление на поведение человека. Прежде всего, он заинтересован в реабилитационном подходе, хотя его интересы распространяются также на диагностические проблемы влияния аморального поведения на клиента и выявление причины такого поведения. Терапев- ; тический психолог интересуется также этической проблемой защиты клиента и других, кто мог оказаться под воздействием ; его поведения. ;
Второй тип чувства вины тот, который переживается как острая эмоциональная реакция на специфическое поведение. Например, нарушение прав путем обмана, соучастие в мошенничестве или кража собственности вызывают сильные субъективные чувства, что было сделано нечто осуждаемое, которые могут быть описаны как вина. Человек ясно понимает, что нарушил социальные нормы,религиозные предписания или моральный «закон».
Эти чувства являются характеристикой большинства кУ ль >тур в виде осведомленности, что человек контролируем и будет нести ответственность за свои действия. Фромм подытоживает происхождение и последствия предыдущего чувства вины следующим
«Проблема вины играет в процедуре психоанализа не мены^У 10 роль, чем в религии. Иногда это представляется пациентом как один из основных симптомов. Он чувствует вину за нелюбовь к родителям, за неудачу на работе, за причинение страданий другим людям. Чувство вины подавляет разум пациента, и он реагирует чувством неполноценности, безнравственности и, часто, осознанным или неосознанным желанием наказания. Обычно нетрудно обнаружить, что всепроникающее действие вины происходит из авторитарной ориентации. Клиенты моглИ бы более точно выразить свои чувства, если бы вместо того, чтобы сказать, что они чувствуют вину, они бы говорили, что они боятся, боятся наказания, или чаще не быть больше любимыми авторитетными для них людьми, которым они не подчиняются. Такие пациенты в аналитической процессе будут медленно узнавать, что за их авторитарным чувством рины находится другое чувство вины, которое вытекает из их собственно 1 » 0 мнения, из совести в гуманистическом смысле. Предположим, что паи иент Ч У В
ствует вину за неразборчивость связей. Первым шагом в анал^ зи Р ованиИ этого чувства вины будет обнаружение того, что он реально чувствует угрозу критики и лишения поддержки со стороны родителей, жены, общественного мнения, церкви, короче говоря, всех, кто предс тавляет Дл я него авторитет. Только тогда он будет способен понять, что за ег0 авторитарным чувством вины есть другое чувство. Он узнает, что е го «любовные» действия в реальности являются выражением страха любви, неспособности любить кого-либо, связать себя близкими или ответственными отношениями. Он узнает, что его грех направлен против себя самого, что это грех — позволять своей способности любить растрачиват!> ся впустую» [117, р. 90-91].
Нам кажется, что Фромм в своей цитате указывает на различия между нормальной и невротической виной, которая рассматривается далее в этом разделе.
Миел и его коллеги по симпозиуму представили различия между действительной и вытесненной виной. Действительной вина считается в случае, когда человек осознает, что его отношения с Богом не истинны. Его чувство проявляется осведомленностью о наличии тревоги или даже ужаса. На симпозиуме действительная вина описывалась следующим образом:
«. мы предположили, что реальная грешность человека и отчужденное отношение к Богу с его сопутствующим влиянием на отношения с близкими, вызывает психологическое состояние действительной вины» [203, р. 221].
Вытесненная вина — это чувство вины, которое отделено от первичной идеи (феномен отчуждения, описанный выше) и проявляется в представлении человека как другая идея, например, такая как раскаяние по поводу незначительных поступков или навязчивый страх, что он совершил что-то предосудительное, подобное повреждению автомобилем кого-либо.
Совесть. Существует большое различие мнений, касающееся обоснованности и происхождения концепта «совесть». В общеупотребительном смысле термин «совесть» ассоциируется с тремя весьма различающимися представлениями: 1) ненамеренное подчинение внешней власти, сопровождаемое страхом обнаружения и наказания; 2) осуждающие самоупреки; 3) недовольство собой в конструктивном смысле [148].
Классическая религиозная концепция сознания, основанная наточкезрения западного христианства, заключается втом, что человек рождается с рудиментарными и незрелыми знаниями о правильном и неправильном. Это рудиментарное сознание развивается в процессе религиозного обучения посредством следующих объяснений: Бог создает человека определенной природы; человек обязан жить согласно этой природе; Бог показывает, как человек должен себя вести согласно его желанию; если человек не повинуется, он оскорбляет Бога и потому отстраняется от Бога. Результатом является чувство вины; это чувство вины создает потребность в прощении Богом и в конечном счете возвращает человека к Богу. Это в упрощенном, конечно, виде показывает основные объяснения развития совести и чувства вины с религиозной точки зрения. В противовес этому фрейдистское понимание развития Суперэго является типичной психологической точкой зрения насовесть. Оно рассматривает научный концепт, возникший, главным образом, из интернализации или, как называл Фрейд, «интроекции» родительских запретов, угроз и ценностей. Данные интернализованные ценности развиваются в процессе ситуативного обучения на протяжении раннего детства. При этом наказание скорее, чем вознаграждение, является решающим фактором. Ребенок учится «слышать» родительский авторитарный голос, когда бы он не выступил против подобных обстоятельств, и испытывает болезненные чувства в случае нарушений.
По представлениям фрейдистов, личностные проблемы вызываются, в значительной степени, сильным Суперэго, подавляющим Эго и принуждающим его подавлять биологические примитивные импульсы Ид. Моурер [216] полагает, что более правильным взглядом на фрейдистскую модель было бы представление, что личностные расстройства вызваны Ид и Эго, объединивших усилия против Суперэго. Последнее, это тип теории вины, согласно которому функции Эго являются незрелыми, и поэтому под влиянием Ид совершаются действия, которые не одобряются Суперэго. В этом смысле личность с незначительным Суперэго и незрелым Эго будет стремиться к антисоциальным, криминальным действиям, тогда как личность со сверхразвитым Суперэго будет вести себя сверхсоциализировано и ригидно, что будет создавать выраженные требования к Эго и ограничения для Ид. Согласно Моуреру [216], двойная задача консультанта заключается в помощи клиенту развить сильное Эго, что позволит избежать контроля Ид и развить рабочие отношения с Суперэго.
Предыдущее уточнение по поводу Суперэго по Фрейду и теории совести, атакже их применения для консультирования и психотерапии, является упрощением очень сложной метафорической систе мы. Мы обрисовали ее здесь потому, что это часто используемая в терапевтической психологии точка зрения. Мы предпочитаем думать о совести и вине в терминах собственной теории системы самости, о которой речь пойдет далее.
Олпорт [3] утверждает, что предыдущее объяснение помогает понять совесть ребенка, но оно не дает адекватных объяснений совести взрослого. Он постулирует изменение от специальных
способов послушания, созданных путем обусловливания и наказания, кболее широкому включению личности (в нашей модели — системы самости). Изменение происходит от страха наказания до чувствадолга. Другими словами, личность инкорпорирует предыдущие познания в структуру ценностей системы самости. Она изменяет представления с «должен» на «следует» и с «принуждения» на «обязанность». После этого человек ведет себя в соответствии с образом системы самости.
Нормальная или здоровая вина у зрелого взрослого становится чувством нарушения единства системы самости, чувством враждебности к себе за недостижение идеального собственного образа. Таким образом, более произвольный и, по-видимому, целенаправленный этический акт замещает условно-рефлекторную привычку и страх наказания. Согласно Олпорту, привычка подчинения у взрослого открывает путь для самоуправления, основанного на «широкой схеме ценностей, которая дает направление поведению» [3, р. 73]. В процессе развития этой зрелой схемы ценностей ребенок видит, что сдержанность и идеалы имеют другие цели, чем простое удовлетворениеродителей. Хорни своим термином «конструктивное недовольство собой» также выделяет этот подход к нормальной вине или зрелой совести [147].
Мы верим, что предыдущая теория совести имеет следствием стабильность и гибкость, в отличие от представлений, подчеркивающих интернализацию родительского авторитета, или теорий генетического происхождения. Нам также кажется, что совесть может быть позитивной творческой силой в межличностных отношениях, так же как и угнетающей, вызывающей вину силой. Согласно взглядам Мэя [200] на совесть, познания, основанные на прошлом опыте, смешиваются с настоящим опытом таким образом, что этическая восприимчивость человека обостряется, и уровень его инсайта углубляется. После этого нравственная совесть становится механизмом сохранения обогащенного опыта, развития зрелого «Я» и систем самости.
На рис. 34 авторы представляют свои взгляды на развитие зрелой совести, берущей начало в рудиментарной осведомленности о социальных ценностях, проистекающих из требований и наказаний родителей. По мере роста ребенка родительские требования интернализуются в представление о «правильном» и «неправильном». При этом значительную роль играет механизм
обусловливания в силу важности влияния вознаграждения и наказания. При
Ребенок старшего возраста
Требования Маленький ребенок учителей
Ответы в виде нормальной вины, основанные на ценностях системы самости
Рис. 34. Развитие зрелой совести
превращении ребенка в подростка у него формируется представление о себе, как о личности, обладающей моралью, а также нравами, включенными в систему базисных ценностей. Эта система ценностей основывается на ранее усвоенных ценностях, возрастающей осведомленности о себе и рационально определенных представлениях о нравах. В качестве зрелого взрослого, в соответствии сростом отношений самоуважения, человекдает более избирательные и рациональные ответы натребования окружения. Он все еще чувствует вину, но это нормальная вина, которая помогает ему уменьшить разрыв между собственными нравственными ценностями и несвойственным ему поведением.
Невзирая на позицию в отношении природы и происхождения совести, психологи тяготеют к соглашению, что феномен совести является сильным фактором контроля над импульсивным поведением и приспособлением. Они верят, что он оказывает также сильное долгосрочное влияние на цели и ценности. Здесь ключевым терапевтическим применением служитто, что одной из ролей консультирования является облегчение и трансформация слепой, импульсивной, инфантильной совести в зрелую структуру ценностей в составе системы самости. Второе использование заключается в возможности помощи клиенту, чья детская совесть чрезмерно требовательна или фиксирована на детском уровне. Консультант может помочь изменить компульсивные требования такой совести и последующее чувство невротической вины в процессе развития зрелой системы ценностей.