Что значит мэйд ин чайна
Made in China: как китайские поставщики и производители обманывают партнёров
На что обращать внимание при работе с китайскими фабриками
Многие российские предприниматели выбирают для производства своей продукции или закупок фабрики в Китае. О том, с какими сложностями можно столкнуться при работе с партнёрами из Поднебесной и как избежать наиболее распространённых ошибок, в своей книге «Сделай это в Китае!» рассказала Ольга Новикова. У неё 12-летний опыт в сфере закупок в этой стране. «Сделай это в Китае!» поступит в продажу в январе 2020 года. С разрешения издательства «Альпина Паблишер», выпускающего эту книгу, мы публикуем некоторые её ключевые идеи до официального выхода в свет.
Мошенник представляет себя как поставщика, на самом деле им не являясь
Бывает, что контрагент намеренно отгружает совсем не то, что у него заказывали, например, мел вместо дорогого химического вещества. Обнаруживается это только после прихода товара на склад импортёра, а заказ к тому времени уже полностью оплачен. Когда проводят запоздалое расследование, выясняется, что поставщик и не производитель вовсе,
а самый настоящий мошенник. Причина проста: поставщика не проверили, а товар перед отгрузкой никто не осматривал и не тестировал. Поэтому мошенников надо распознавать ещё до того, как вы начали с ними сотрудничество.
Ушлый сотрудник фирмы-поставщика решил нечестно заработать деньги
Представьте такую ситуацию: импортёр собрался делать крупную оплату, а нечестный сотрудник поставщика предоставил банковские реквизиты своей недавно зарегистрированной компании, чтобы получить деньги и скрыться. Важно тщательно сверять правильность банковских реквизитов, по которым будет производиться оплата, привлекая к этому процессу владельца компании-контрагента.
Если известные вам реквизиты вдруг меняются, обязательно позвоните владельцу и уточните, правда ли, что его компания решила изменить банковские реквизиты и хочет получить оплату именно по ним.
Внедрение в переписку между поставщиком и импортёром
Китайские хакеры могут взламывать электронную почту поставщиков. После чего на протяжении нескольких недель или даже месяцев мониторят переписку с клиентами. И как только вы собираетесь перевести существенную сумму поставщику, хакеры включаются в переписку. В результате вы общаетесь с хакером, а поставщик переписки уже не видит.
Хакер подписывается так же, как и ваш поставщик, отправляет письма с того же почтового адреса. Разница может быть только, например, в мобильном телефоне в подписи. Хакеры стараются регистрировать себе номера, которые отличаются одной-двумя цифрами от телефона поставщика, чтобы подмена не сильно бросалась в глаза. Мошенник уведомляет вас о том, что компания поменяла банковские реквизиты, и высылает просьбу произвести оплату по новым реквизитам другой компании. Эта другая компания оказывается фирмой-однодневкой.
Неопытные менеджеры по ВЭД могут так и заплатить по новым реквизитам, ничего не проверяя. Или позвонить по номеру мобильного телефона, указанному в хакерском e-mail, не сравнив с тем номером, который у них был записан. Если менеджер до этого не общался с поставщиком по телефону, хакеру легко будет обмануть собеседника.
Сразу после получения оплаты хакер выводит деньги с банковского счёта, закрывает его и скрывается. Деньги бесследно потеряны. После этого поставщик, естественно, потребует оплату с импортёра, так как тот заплатил неизвестно кому.
Поэтому обязательно звоните для проверки банковских реквизитов не по телефону, указанному в последних письмах поставщика, а по номеру с визитки, которую вы получили при личной встрече, или по телефону, по которому вы уже общались до обсуждения оплаты. Советую также отправить реквизиты в WeChat, QQ, Skype, чтобы поставщик подтвердил их и там. Только после многократной проверки можно оплачивать по новым реквизитам. Если вы общаетесь с менеджерами, обратитесь также за подтверждением реквизитов к владельцу фабрики.
Если поставщик меняет реквизиты для оплаты или присылает вам их впервые, попросите прислать официальное письмо с ними (на бланке компании с её печатью и подписью владельца). Просите поставщика всегда указывать банковские реквизиты в инвойсах для сверки. Если хотите подойти основательно, то установите в своей компании процедуру проверки банковских реквизитов с поставщиками и всегда следуйте ей. В общем, при должной осторожности у вас не будет никаких проблем.
Отношения установлены, вы начали сотрудничать. Здесь вас обманывают не какие-то хакеры или мошенники, а сами поставщики. Они могут вами манипулировать, вести себя нечистоплотно. Сразу успокою: адекватные и надёжные поставщики, конечно, существуют, просто их нужно искать и тщательно выбирать. Но даже с поначалу надежными партнёрами нужно всегда быть начеку.
Никогда не стоит расслабляться: любой поставщик может сильно подвести, хотя порой и не намеренно. Важно, как он будет решать возникшие проблемы.
Какие же виды обмана и риски вас подстерегают?
Увеличение цены после того, как заплачен аванс по заказу
Поставщик назначает цену, заполучает заказ клиента и аванс, а после этого сообщает, что цена увеличилась. Причины могут называться самые разные: материалы подорожали, пока утверждался заказ и переводилась оплата, затраты или время на производство увеличились по сравнению с планировавшимися и т.д. Если же клиент просит вернуть аванс, поставщик говорит, что это невозможно, потому что он уже использовал деньги на закупку материалов и компонентов.
Варианты решения проблемы:
Увеличение цен, не обусловленное ростом издержек производства
Предположим, что юань вырос в цене относительно доллара США на 10%. Тогда вы не будете удивлены, что поставщик увеличил цены на последующие заказы на 10%. А теперь представьте, что цена на нефть увеличилась на 10%, а ваш товар сделан из пластика. И поставщик сразу увеличивает цены на 10%. Это на самом деле несправедливо, поскольку не только покрывает увеличение цен на сырьё, но и увеличивает маржу. Стоимость закупаемого им пластика явно не составляет 100% цены, по которой он продаёт вам товар. А значит, и цена товара увеличится меньше чем на 10%.
Точную калькуляцию себестоимости товара, всех её элементов и маржи поставщика вы не увидите. Это всегда тайна, покрытая мраком. Поэтому любые увеличения в цене непрозрачны, и определить, какую долю в себестоимости составляют затраты на конкретный материал или рабочую силу, стоимость которых увеличилась, невозможно.
Кроме того, поставщик может воспользоваться для повышения цены тем, что импортёр вносит изменения в продукцию, хотя по факту себестоимость особо и не увеличится. Или даже использовать свои ошибки в расчётах для повышения цен.
Варианты решения проблемы:
Если поставщик постоянно повышает цены, образумьте его, показав, что у вас есть альтернатива и, если он будет так себя вести и дальше, вы просто не будете больше размещать у него заказы. Или поскорее перенесите производство товара на фабрику альтернативного поставщика, который будет придерживаться договоренностей.
Закрепите в контракте цены на товар в форме приложений к документу. Включите в контракт пункт о том, что нельзя менять установленные цены в течение, скажем, одного года со дня их утверждения.
Ненадёжность поставщика
При работе с ним возникают задержки поставок, невозможно наладить конструктивное общение и всегда получать актуальную информацию. Что значит «ненадёжный поставщик»? Это партнёр, при работе с которым случаются следующие ситуации:
Отгрузка товара задерживается, но вы узнаёте об этом в последний момент, а не за несколько недель, когда менеджеры поставщика уже понимали, что задержка неизбежна.
Производитель склонен к необоснованному оптимизму и неспособен рассчитать свои возможности, что приводит к разочарованию с вашей стороны. Например, менеджеры фабрики уверяют, что товар будет произведён согласно стандартам качества в определённый срок. Однако на деле какой-то из этих параметров (срок или качество) не выдерживается либо фабрика вообще не справляется с производством вашего товара.
Поставщик не придерживается договоренностей, не соблюдает условия, закрепленные в контрактах.
Менеджеры и владелец фабрики труднодоступны, им часто невозможно дозвониться, ответы на сообщения и письма приходят лишь через несколько дней.
Варианты решения проблемы:
Такие трудности встречаются сплошь и рядом, и тут мало что сделаешь. Спасёт только постоянное напоминание поставщику о том, как для вас важен заказ, сотрудничество и сроки. И нужно выстраивать отношения с фабрикой, которая со временем будет больше ценить вас как клиента и больше доверять вашим обещаниям, позволяющим планировать загрузку производства за счёт ваших заказов. Тогда поставщик будет постепенно всё больше и больше уделять вам внимания и форсировать производство ваших товаров. Всё дело в деньгах. Чем больше вы вкладываетесь в фабрику, тем более выгодные условия получаете.
Если, несмотря на все усилия по налаживанию партнёрских взаимоотношений, вы постоянно сталкиваетесь с недопониманием и неуважением, игнорированием вас и ваших требований, то нужно срочно искать альтернативные варианты и уходить от такого контрагента.
Невозможность или нежелание соблюдать стандарты качества, установленные клиентом
Проблемы с качеством продукции возникают довольно часто. Бывает, например, что поставщик вначале пытается полностью выдерживать высокие стандарты качества, но, поняв, что это трудно, отказывается производить товар по таким стандартам и предоставляет клиенту выбор: либо больше не изготавливать этот товар, либо повышать на него цену.
Иногда поставщик не в состоянии изготавливать качественный товар на потоке, и ему приходится отсортировывать много некондиционной продукции. Даже если отсортированный товар перерабатывается, процент брака в партии всё равно остаётся большим. В итоге затраты поставщика значительно возрастают. Иногда производитель категорически отказывается от заказа, потому что доля брака в производстве больше 50%, и после переработки она не сильно снижается. Такая ситуация может возникать, когда проблемный производственный процесс не осуществляется на фабрике поставщика, а передан на аутсорсинг.
Поставщик перебирает всех возможных производителей, чтобы решить проблему, но ни один из них не может добиться нужного качества. Тогда поставщик, скорее всего, посчитает такое производство нецелесообразным, даже если клиент готов переплачивать: легче отказаться от заказов, чем тратить время и силы на контроль над проблемным производством.
Варианты решения проблемы:
Стоит обсудить возникшую проблему с альтернативными поставщиками и проверить, могут ли они с ней справиться. Если найдётся решение, надо подсказать его нынешнему партнёру. Если он всё равно не может ничего исправить, то нужно разместить пробный заказ на альтернативной фабрике.
Следует договориться с фабрикой об усилении контроля качества на производстве, расставить людей для проверки на новые точки, предварительно задав стандарты и обучив контролёров правильной проверке.
Можно рассмотреть такие меры, как смена материалов и компонентов продукции, или варианты её упрощения, чтобы фабрика могла справиться с производством.
Подобная ситуация может возникнуть, если вы поспешили и разместили заказ на фабрике до получения идеальных образцов, рассчитывая, что во время производства всё будет доработано. Не любые ваши замыслы можно воплотить в жизнь. Китайские поставщики не волшебники.
Часто оказывается, что выбран не тот материал, не тот тип производства, не те процессы или не те поставщики. Поэтому лучше всего для начала убедиться в том, что ваш товар реально производить, и именно того качества, которое необходимо. А уже потом размещать заказ.
Халатное отношение к интеллектуальной собственности клиента
Предположим, импортёр просит двух китайских производителей разработать новый дизайн продукта по его указаниям. Но заказ в итоге получает только одна фабрика. Дальше может произойти следующее:
фабрика, которая получила заказ, попытается производить такой же товар и продавать другим клиентам;
сотрудники фабрики, которая не получила заказ, могут посчитать, что они вправе делать всё что угодно с дизайном этого продукта: фабрика же потратила много времени, сил и денег на то, чтобы разработать прототипы. Поэтому они попробуют окупить затраты и заработать на этом товаре, продавая его идею другим клиентам.
Варианты решения проблемы:
Заранее, до предоставления своих идей, эскизов и чертежей фабрикам надо подписать с каждой из них соглашение о защите интеллектуальной собственности. Если такого соглашения нет и фабрики уже начали пользоваться вашей разработкой, тут ничего не поделаешь.
Следует патентовать товар (если он действительно уникален), как только появляется рабочий образец. С этим нельзя медлить.
Сразу же забирайте пресс-формы для изготовления вашего товара с фабрики, на которой не собираетесь размещать заказ.
Подписывайте контракт о покупке и использовании пресс-форм с каждой фабрикой, у которой заказываете их.
Отсутствие прозрачности в деятельности поставщика
Приведу случаи, когда отсутствие прозрачности вредило импортёру.
Поставщик изменяет компоненты или материалы товара, качество упаковки или процессы производства, что ведёт к ухудшению качества товара в целом. В 99% случаев производитель не уведомляет об этих изменениях импортёра.
Варианты решения проблемы:
С поставщиком подписывается контракт на поставку продукции, в котором чётко обозначается, что субконтракт запрещён.
Нужно точно описать спецификации товара со всеми составляющими и материалами. Поставщик должен подписать этот документ.
Если возникли описанные выше ситуации, потребуйте, чтобы качество продукции соответствовало ранее утвержденным стандартам. Пообещайте, что вы не перечислите оставшуюся часть оплаты и не станете принимать товар с фабрики до тех пор, пока не будете удовлетворены качеством всей заказанной продукции.
Снижение мотивации поставщика при разработке вашего нового продукта
Бывает, что владелец компании и менеджеры не верят в потенциал товара. Они не мотивированы и поэтому не предоставляют достаточно ресурсов для продолжения работы по проекту. Они не говорят об этом напрямую. Вместо этого они будут задерживать процессы настолько, насколько это возможно, придумывать кучу оправданий, ставить палки в колёса, долго отвечать на письма и сообщения или вообще не снимать трубку.
Варианты решения проблемы:
До того, как вы с поставщиком окончательно договоритесь о совместной разработке продукции, предупредите, что итераций будет много. Так вы определите, готов он к этому или нет. Посоветуйтесь, как можно сократить количество итераций. Узнайте, что помогло бы поставщику это сделать. Может быть, вы изначально спланируете работу так, что усовершенствований будет меньше и отладка производства пройдёт быстрее.
Постоянно поддерживайте заинтересованность поставщика в разработке продукции, показывайте, что этот проект для вас очень важен. Рассказывайте в красках, что опрашиваемым потребителям и инвесторам понравились первые прототипы, что они хотят купить этот продукт и с нетерпением его ждут. Эта информация должна доходить не только до менеджеров, но и до владельца фабрики, так как тормозит проекты именно владелец, а менеджеры вряд ли будут вступаться за ваш продукт.
Нежелание перерабатывать бракованную продукцию
Представим, что инспектор по качеству импортёра обнаружил серьёзные проблемы с товаром. Импортёр расстраивается и просит поставщика разобраться и устранить недостатки. Поставщик берёт паузу, а потом говорит, что заказ доработан и соответствует требованиям. Приезжает в очередной раз инспектор по качеству и видит, что проблемы
остались. Логика поставщика проста: если он видит, что импортёр спешит получить товар, значит, так или иначе отгрузка будет подтверждена, независимо от того, сколько некондиционных изделий останется в партии даже после устранения недостатков. Поэтому поставщик думает: «Зачем же тогда перерабатывать продукцию? Проще ничего не делать. Лучше потяну-ка я время».
Варианты решения проблемы:
Сообщите поставщику, что, пока товар не будет соответствовать утверждённым стандартам качества, он не получит от вас ни денег, ни подтверждения отгрузки.
Отправьте инспектора по качеству, чтобы он проследил за переработкой товара.
Внезапное увеличение логистических затрат
Причина – в том, что поставщик неправильно посчитал объём и вес груза. Для некоторых импортёров увеличение затрат на доставку и растаможивание означает, что они полностью потеряли маржу. А большинство китайских поставщиков неаккуратны в расчетах объёма и веса грузов. Это может не только увеличить затраты импортёра, но и задержать отгрузку товара.
Иногда ошибка в расчётах приводит к тому, что в заказанный контейнер товар не умещается и приходится заказывать больший по размеру контейнер, дополнительное место в сборном контейнере или в самолете. В результате не только растут затраты, но и теряется время.
Варианты решения проблемы:
До отгрузки товара несколько раз объясните поставщику, к каким последствиям приводят ошибки в расчётах логистических данных. Например, скажите, что ошибки в расчётах будут тщательно выявляться на таможне, при несоответствии обязательно выписывают огромные штрафы, и вы потребуете, чтобы поставщик их компенсировал. Сгустите краски. Сообщите, что расхождение между предоставленными данными и реальным весом и объёмом товара часто приводит к тому, что таможня просто конфискует контейнер и получить его импортёр уже не может.
Не используйте таблицы с логистическими данными, которые вам предоставляют поставщики. Создайте собственный удобный шаблон и вносите туда данные. Китайские поставщики часто делают в таблицах Excel глупейшие ошибки и могут, например, вручную вносить нужные цифры в некоторые ячейки без оглядки на установленные формулы. Вам нужно самим пересчитать общий вес, объём, количество коробов и т. д., ориентируясь на предоставленные данные.
Попросите поставщика считать объём груза по формуле «длина х ширина х высота» каждого короба. Вы должны видеть эти расчёты, чтобы перепроверить их за поставщиком. Это снижает ошибки.
Если вес и объём для вас критичен, то при приёмке товара на фабрике перед отгрузкой попросите вашего инспектора по качеству перепроверить все данные по весу и объёму вместе с поставщиком и зафиксировать расхождения.
Описанные проблемы, которые возникают при сотрудничестве с поставщиком, можно объединить в два сценария.
1. Если поставщик ведёт себя по-хамски или безразлично и постоянно нарушает договорённости, то с ним нужно как можно скорее расставаться. Ищите альтернативу. Нет смысла строить отношения, если это не даёт никакого результата и не ценится. Какие бы строгие условия вы ни зафиксировали в контракте, поставщик не будет стараться их выполнить и всё равно найдёт способ сэкономить и вас подставить.
2. Если в целом вы видите, что поставщик адекватный и какие-то недочёты с его стороны связаны всего лишь с ошибками в управлении или с неразвитой системой производства, то вполне возможно, что конструктивный диалог позволит разобраться в проблемах, чтобы совместно их решить.
10 фактов о товарах с пометкой «Made in China»
«РГ» собрала несколько любопытных фактов о китайских товарах.
1. Поскольку надпись «Made in China» уже давно может отпугнуть потребителя, производители прибегают к различным трюкам, размещая на продукции, к примеру, стикеры «Designed in Japan» и им подобные.
3. С китайскими товарами принято делать две вещи: ругать и покупать. Согласно опросу ВЦИОМ 60 процентов россиян покупают китайские товары, а 80 процентов опрошенных считают такую продукцию низкокачественной.
5. Китайская модель производства породила один из главных парадоксов современной экономики: в Поднебесной сосредоточено основное производство товаров самых крупных европейских и американских марок. Например, среди производителей электроники Phillips, Nokia, Sony, HP, Canon, Intel, LG и многие другие переместили физическое производство своих новинок в Китай. Впрочем, после экономических потрясений последних лет наметилась и обратная тенденция.
8. В Китае стремительно сокращается количество мелких кустарных производств. Поскольку производство известных брендов во многом перенесено в Китай, копии, как правило, производят на тех же заводах. Ну а мелкое производство становится убыточным.
9. Не стоит забывать о китайских продуктах, которые исторически производились здесь и имеют высочайшее качество. Например, только на территории Поднебесной можно купить настоящий китайский чай, фарфор или шелк.
10. Поскольку большая часть копий создается для внутреннего рынка, стереотип о низком качестве зачастую является заблуждением. Дело в том, что за товары низкого качества для самих китайцев производителя может ждать серьезное наказание, даже смертная казнь.
Какой товар из Китая качественнее: «Made in PRC» или «Made in Сhina»? В чём отличие?
В таких действиях сложно найти логику. Ведь фабричная продукция из КНР, производимая по разработанным в США, Европе и Японии технологиям, имеет достаточно хорошее качество. Такие товары экспортируются не только в Россию, но и в те же Соединенные Штаты и Европу. В этой связи представляется, что более логично бороться с изготовлением и вывозом контрафакта внутри государства, в таком случае и маркировка Made in PRC потребителями будет восприниматься лучше. Однако китайское правительство относительно качества экспортируемых изделий имеет свои взгляды.
Так, надпись Made in PRC можно увидеть и на изделиях как раз тех транснациональных корпораций, чьи промышленные фабрики и заводы расположены в Китае и производят довольно качественную продукцию, и на товарах, сделанных в китайских подвалах, где люди на табуретках или собственных коленках мастерят различные телефоны, зарядные устройства, коммуникаторы, шьют «брендовую» одежду на допотопных ручных станках и т. п. Становится понятно, что ни о каком повышении качества не заботится страна-производитель. PRC или China – разницы, в сущности, нет. Китайские предприниматели и транснациональные корпорации имеют одну цель – избежать негативных ассоциаций.
Если не брать в расчет эфемерность и масштабность изменения маркировки Made in China на Made in PRC, то в результате получается, что это обыкновенный ребрендинг торговой марки.
Китайское — значит, лучшее
Сначала анекдот. Встречаются два новых русских. Один другому хвалится: “Смотри, какую антикварную вещь оторвал”. Тот смотрит на этикетку и говорит: “Да тебе подделку подсунули. Видишь, написано “мэйд ин Чайна”.
Но это всего лишь анекдот. А вот что такое настоящее “мэйд ин Чайна”, могут увидеть, к сожалению, пока не мы, а немцы. В Бонне открылась сенсационная выставка редчайших китайских древностей из Тайваньского национального дворца-музея. Коллекция покидала остров считанные разы, и европейцы практически впервые могут прикоснуться к легендарным сокровищам древнейшей цивилизации. Самые старые экспонаты, притом бесподобно сохранившиеся, сделаны во времена неолита, а значит, возраст их не меньше 5—6 тысяч лет. И многие из раритетов, относящихся к самому истоку древнейшей мировой цивилизации, заставляют вспомнить поговорку: “Все новое — хорошо забытое старое”. Невероятной красоты вазы напоминают нам русскую Гжель. А керамика из неолита вполне была бы уместна на современной кухне в стиле хай-тек.
Отношение китайцев к собственной культуре поражает в очередной раз. По словам куратора боннской выставки Урсулы Тойка-Фуонг, в экспозиции есть один из древнейших каталогов художественной коллекции, относящийся к XII веку. Живший тогда император Уй-Цунг любил собирать придворных и обсуждать с ними достоинства собранных шедевров. Тогда же при дворе и была составлена опись собрания, куда входили изделия из яшмы, каллиграфии, ритуальные статуэтки. Но вот вечность той самой культуры характеризует надпись на одной чаше. Когда-то, 5 тысяч лет назад, ее владелец оставил на ней следующий текст: “Эта чаша отлита из бронзы для моих детей и для детей моих детей, с тем чтобы они всегда пользовались этой вещью и вспоминали обо мне”. Остается помечтать, что когда-нибудь древние свидетели трепетного отношения к собственной культуре смогут побывать и у нас.