Что значит художественная литература

Художественная литература

Что такое художественная литература

Понятие «литература» произошло от латинского слова «littera» — буква, письменность.

Представление о художественной литературе как особом виде искусства сложилось в эпоху романтизма — в конце XVIII-начале XIX века. Первые художественные произведения появились гораздо раньше. Одним из наиболее ярких образцов древней литературы является поэма «Одиссея», созданная Гомером в XI-VIII веках до нашей эры.

Художественная литература — это вид искусства, в котором материалом и средством для образного отображения действительности служат словесные конструкции.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Что включает в себя понятие

К художественной литературе относятся авторские произведения, в том числе анонимные. Этим она отличается от фольклора, который является плодом коллективного творчества.

В отличие от других видов литературы, в художественных произведениях присутствует художественный вымысел. Это плод фантазии автора, который подразумевает построение вымышленного мира и отражает его мировоззрение.

При этом вымысел в художественных произведениях соединяется с жизнеподобием — стремлением придать воображаемому миру реальные черты. Сочетание этих двух компонентов варьируется в разных жанрах литературы. Например, в реализме высокой является степень соответствия действительности, в фантастике — нарушаются привычные границы реальности.

Как вид искусства художественная литература включает в себя все типичные свойства и категории культуры:

Особенности, какую роль играет в жизни человека

Для художественной литературы характерны следующие особенности:

Художественная литература играет большую роль в жизни человека. Она выполняет следующие задачи:

Значение художественной литературы в развитии детей

Художественная литература оказывает большое влияние на развитие детей в следующих направлениях:

Она развивает различные познавательные процессы:

Чтение книг является одним из главных условий развития речевого слуха, который является основой когнитивного и социального развития детей.

Для всестороннего развития личности ребенка важен правильный подбор художественных произведений. Они должны:

При знакомстве с новой книгой рекомендуется сначала довести до сознания ребенка художественное произведение в целостности. Затем следует:

Часто сюжеты литературы переводятся в игры. Проживая в игре жизнь того или иного персонажа, ребенок обогащается эмоционально, развивает фантазию, учится эмпатии.

По мере взросления ребенка необходимо включить в перечень книг для чтения лучшие образцы русской и зарубежной литературы, способствующей формированию его мировоззрения. Например, произведения Чарльза Диккенса учат сопереживать и ценить моральные качества человека. Книги Виталия Бианки — прививают любовь к природе.

Деление на жанры

Художественная литература многообразна по содержанию, структуре, стилевым особенностям.

Выделяют 3 ее основных рода:

Эпическая литература описывает события, произошедшие в прошлом и вспоминаемые повествователем.

Эпические жанры:

Примеры эпических произведений:

Лирика

Для лирической литературы характерна концентрация внимания на внутреннем мире героя, его мыслях и переживаниях.

Лирические жанры:

По содержанию лирика бывает:

Драма

Драма возникла на стыке литературного и театрального искусства. Драматические произведения воспроизводят внешний для автора мир. В отличие от эпоса, сюжет разворачивается не в повествовательной, а в диалогической форме.

Характерные особенности:

Драматические жанры:

Примеры драматических произведений:

По структурному типу текста литература делится на:

Для поэзии характерно наличие ритмической структуры текста, не совпадающей с естественным ритмом языка. В русской литературе преобладает силлабо-тонический ритм. Он характеризуется чередованием в определенном порядке ударных и безударных слогов и наличием рифмы.

В прозе содержание текста не зависит от речевого ритма.

В некоторых произведениях происходит сознательное смешение прозы и поэзии. Например, проза русского писателя Андрея Белого сильно ритмизована.

Источник

Художественная литература

Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня, визуальная поэзия), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.

Содержание

Художественная литература по родам

Структурные типы текста

Проза

Что значит художественная литература. Смотреть фото Что значит художественная литература. Смотреть картинку Что значит художественная литература. Картинка про Что значит художественная литература. Фото Что значит художественная литература

Что значит художественная литература. Смотреть фото Что значит художественная литература. Смотреть картинку Что значит художественная литература. Картинка про Что значит художественная литература. Фото Что значит художественная литература

Прозаическим считается такой литературный текст, в котором отдельный, независимый от речевого ритм не вторгается в языковую ткань и не влияет на содержание. Известен, однако, целый ряд пограничных явлений: многие прозаики сознательно придают своим произведениям некоторые признаки стихотворности (можно упомянуть сильно ритмизованную прозу Андрея Белого или зарифмованные фрагменты в романе Владимира Набокова «Дар»). О точных границах между прозой и поэзией не прекращается спор литературоведов разных стран на протяжении последнего столетия.

Проза широко используется в беллетристике — при создании романов, коротких историй и т. д. Отдельные примеры таких произведений известны уже много веков, однако в самостоятельную форму литературных произведений они развились относительно недавно.

Роман — наиболее популярная разновидность современной прозы (впрочем, в литературе известен и роман в стихах) — представляет собой достаточно длинное повествование, охватывающее значительный период жизни одного или нескольких персонажей и описывающее этот период с достаточной подробностью. Как распространённый жанр романы появились сравнительно поздно, хотя уже в позднеантичное время сложился античный роман, во многом близкий по устройству и задачам к современному. Среди ранних классических образцов европейского романа можно выделить «Гаргантюа и Пантагрюэля» (1533—1546) Франсуа Рабле и «Дон Кихота» (1600) Сервантеса. В азиатской литературе к роману в современном понимании близки более ранние произведения — например, китайский классический роман «Троецарствие» или японский «Гэндзи-моногатари» («Повесть о принце Гэндзи»).

В Европе ранние романы не рассматривались в качестве серьёзной литературы, их создание казалось совсем не трудным. Позже, однако, стало ясным, что и проза может обеспечивать эстетическое удовольствие без привлечения поэтических техник. Вдобавок, отсутствие жёстких рамок поэзии позволяет авторам глубже сосредоточиться на содержании произведения, полнее работать с деталями сюжета, по сути, полнее, чем это можно ожидать даже от повествований в стихотворной форме. Такая свобода также позволяет авторам экспериментировать с различными стилями в рамках одного произведения.

Поэзия

В общем случае, стихотворение — это литературное произведение, обладающее особой ритмической структурой, не вытекающей из естественного ритма языка. Характер этого ритма может быть различным в зависимости от свойств самого языка: так, для языков, в которых большое значение имеет различие гласных звуков по долготе (таков, например, древнегреческий язык), естественно возникновение стихотворного ритма, построенного на упорядочении слогов по признаку долготы/краткости, а для языков, в которых гласные различаются не долготой, а силой выдоха (подавляющее большинство современных европейских языков устроено именно так), естественно использование такого стихотворного ритма, который упорядочивает слоги по признаку ударности/безударности. Так возникают разные системы стихосложения.

Для русского слуха привычный облик стихотворения связан с силлабо-тоническим ритмом и наличием в стихотворении рифмы, но ни то, ни другое не является в действительности необходимой чертой поэзии, отличающей её от прозы. В целом роль ритма в стихотворении состоит не только в придании тексту своеобразной музыкальности, но и в том воздействии, которое этот ритм оказывает на смысл: благодаря ритму некоторые слова и выражения (например, оказавшиеся в конце стихотворной строки, зарифмованные) оказываются в стихотворной речи выделенными, акцентированными.

Поэтическая речь раньше, чем прозаическая, была осознана как особое явление, свойственное именно литературному тексту и отличающее его от обычной бытовой речи. Первые известные литературные произведения — по большей части, древние эпосы (например, шумерское «Сказание о Гильгамеше», датируемое около 2200—3000 лет до н. э.) — это тексты стихотворные. В то же время стихотворная форма не обязательно связана с художественностью: формальные особенности поэзии помогают ей выполнять мнемоническую функцию, а потому в разное время в разных культурах были распространены научные, юридические, генеалогические, педагогические сочинения в стихах.

Художественная литература по периодам

Первым периодом появления художественной литературы как вида искусства считается античность — средиземноморская цивилизация I тысячелетия до н. э. Античная литература — это литература древних греков и римлян, состоящая из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской.

Одновременно с античной культурой в бассейне Средиземного моря развивались другие культурные ареалы, среди которых выдающееся место занимала древняя Иудея. Античная и иудейская культура стали основой всей западной цивилизации и искусства.

Параллельно с античной развивались другие древние культуры и, соответственно, литературы: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская, древнееврейская. Древнеегипетская литература переживала на тот момент период расцвета.

В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе. Эстетическая наука античности определила три основные литературные рода: эпос, лирику и драму (Аристотель), эта классификация сохраняет свое базовое значение до сегодняшнего дня.

Зарождение и развитие литературы Средневековья (с IV—V и до XV века) определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества, культурным влиянием античного мира и христианством.

Своей кульминации средневековое искусство достигло в XII—XIII веках. В настоящее время средневековую литературу принято разделять на латинскую литературу и литературу на народных языках (романских и германских). Жанровое деление латинской литературы в целом воспроизводило античное. В средневековой литературе впервые появилась письменная проза.

Источник

Виды художественной литературы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Определение понятия художественная литература

Под термином «художественная литература» современные литераторы понимают вид искусства, в котором материалом для создания произведения является литературный язык и человеческая речь. Продуктом искусства художественной литературы является литературное произведение.

Этот вид искусства способен с помощью языка выражать мнения, взгляды и настроения как отдельной личности, так и обществ в целом. Книги дают нам возможность окунутся в мир других эпох, мы можем узнать и понять, как именно жили люди, какие у них были интересы, что они чувствовали, какими были их ценности и потребности. Основным ведущим признаком художественного произведения является описание действия. Действия всегда выполняются главным героем произведения. Обязательно в произведении присутствует описание: описание места действия событий, внешности героя, описание его характера, настроения и так далее. Таким способом у нас в голове возникает образ героя произведения, на создание этого образа оказывает влияние как сам автор произведения, так и наше собственное воображение и сознание.

Художественная литература преследует очень важные цели. Она демонстрирует нам через своих героев каким образом следует поступать человеку в тех или иных ситуациях, она учит нас опыту, которого у нас пока еще нет.

Классификация видов художественной литературы

Художественную литературу можно классифицировать по родам и по структурному типу. По родам художественная литература делится на:

По структуре вся художественная литература делится на две большие группы:

Эпическая литература

Эпическая литература повествует о событиях, которые предполагаемо имели место быть в прошлом. Этот вид литературы появился в далекие античные времена, уже тогда эпос определяли, как беспристрастный и объективный род литературы.

Эпическая литература имеет ряд определенных специфических характеристик:

Произведение эпического жанра имеют разный объем. Произведения могут быть как небольших размеров, так и достаточно крупными романами, и эпопеями из нескольких книг. Особое место в эпической литературе занимает образ самого рассказчика, от лица которого идет повествование, читатель может проследить его манеру рассказа, склад ума.

Готовые работы на аналогичную тему

Эпос прибегает к использованию всего многообразия литературных средств. Эпические жанры в свою очередь подразделяются на крупные, средние и малые жанры. К крупным относятся:

К средним относятся:

К малым жанрам относят:

Достаточно долгое время, примерно до 18 века главным жанром эпической литературы была поэма-эпопея. Этот жанр имеет ряд специфических черт:

Затем, в 18-19 веке, на смену поэме-эпопее приходит роман. Его особенности следующие:

Драматургическая литература

Драма по сути является не только литературным родом, но также принадлежит и к театральному искусству. Это направление предназначено для игры на сцене, где чаще всего демонстрируются трагические эпизоды. Основное отличие драмы от других родов литературы заключается в том, что ее текст представлен в виде реплик, так же присутствуют авторские ремарки, все произведение поделено на действия и явления. К драматической литературе относят так же комедию, трагедию, драму, фарс, водевиль.

Первые намеки на драму можно заметить еще в первобытной литературе. Как вид поэзии раньше всех драма появилась в Индии и Древней Греции. Сюжеты греческой драмы были основаны на мифологии, а также бытовых ситуациях.

В 16 веке в Европе начинается возрождение греческой драмы. Европейцы старались подрожать греческой традиции, которая проявлялась в:

Позднее в структуру произведения начинают внедрять изменения.

Отличием драматической литературы от других видов художественной литературы так же заключается в наличии в драме строгой структуры. Текст драмы включает:

Лирическая литература

Лирическая литература или лирика — это род литературы, который отражает личное чувство и настроение самого писателя. В лирическом произведение ведущая роль отдается эмоциональным переживаниям, иными словами лирический образ — это образ переживаний. Но, несмотря на имеющийся личностный характер, переживания, которые испытывает главный геро,й являются общественными и выходят за рамки личностного.

В лирической литературе сюжет выходит на второй план. Лирическое произведение обычно написано в настоящем времени. Лирическая поэзия по своей сути представляет переживание, эмоции и чувства которые главный герой или сам же писатель испытывает в данную минуту. Для лирики большое значение имеет интонация, ритм, паузы.

Основными лирическими жанрами являются романс, послание, элегия, ода, эпиграмма, идиллия.

Проза

Под прозой понимают такой вид литературного текста, в котором ритм не играет существенной роли, то есть он не внедряется в текст и не влияет на содержание. Прозаический текст используют в беллетристике, при написании романов, рассказов. Основным представителем прозаического текста является роман. Под романом понимают достаточно объемное произведение, в котором речь идет о длительном периоде жизни главного героя или главных героев, этот период описан достаточно подробно.

Поэзия

Под поэзией понимают такой способ организации речи, в котором преобладает ритмическая структура. Люди осознали особенность поэтической речи раньше, чем прозаической. Интересен этот вид был тем, что стихотворный ритм дает тексту некоторую музыкальность, а ритм в свою очередь влияет на смысл. Первые литературные произведения были именно поэтическими.

Источник

ЛИТЕРАТУРА

Эс­те­тический ха­рак­тер литературного твор­че­ст­ва по­зво­ля­ет рас­смат­ри­вать Литературу как часть искусства ли­бо как близ­ко­род­ст­вен­ную ему дея­тель­ность (ср. час­то ис­поль­зуе­мое вы­ра­же­ние «Литература и ис­кус­ст­во»). В то же вре­мя мно­го­образ­ная со­от­не­сён­ность литературных со­чи­не­ний с различными сфе­ра­ми прак­тической и ду­хов­ной жиз­ни (в том числе с ре­ли­ги­ей, фи­ло­со­фи­ей, по­ли­ти­кой) при­да­ёт Литературе так­же вне­эс­те­тиче­скую, со­цио­куль­тур­ную зна­чи­мость, обу­слов­ли­ва­ет её важ­ную роль в об­щественных дис­кус­си­ях и в тео­ре­тических по­ис­ках гу­ма­ни­тар­но­го зна­ния.

Ли­те­ра­ту­ра и фоль­клор

По­яв­ле­ние пись­мен­но­сти как пред­по­сыл­ки фор­ми­ро­ва­ния Литературы ста­ло хро­но­ло­гической гра­ни­цей, от­де­ляю­щей её от фольк­ло­ра: но­вое сред­ст­во об­ще­ния по­зво­ля­ло за­кре­п­лять по­зи­цию ав­то­ра (а не под­чи­нять­ся «кол­лек­тив­ной цен­зу­ре» бес­пись­мен­но­го об­ще­ст­ва) и фик­си­ро­вать текст в про­ти­во­по­лож­ность про­цес­су по­сто­ян­но­го им­про­ви­зационного варь­и­ро­ва­ния в фольк­ло­ре. Со­глас­но кон­цеп­ции Алек­са­нд­ра Н. Ве­се­лов­ско­го, соб­ст­вен­но сло­вес­ные ро­ды и жан­ры по­сте­пен­но вы­де­ли­лись из син­кре­тического об­ря­до­во­го твор­че­ст­ва («об­ря­до­во­го хо­ра»), со­еди­няв­ше­го в се­бе по­этические, музыкальные и тан­це­валь­ные эле­мен­ты.

Вме­сте с тем на на­чаль­ном эта­пе Литература во мно­гом за­ви­се­ла от по­ро­ж­дён­ных фольк­ло­ром сю­же­тов, пер­со­на­жей, вы­ра­зительных средств. Ран­няя Литература так­же со­хра­ня­ла из­на­чаль­ную вклю­чён­ность сло­вес­но­го искусства в куль­то­вую, об­ря­до­вую прак­ти­ку; по­доб­но фольк­ло­ру, она вы­пол­ня­ла роль хра­ни­ли­ща «по­зи­тив­но­го» зна­ния о ми­ре в фор­ме ди­дак­ти­че­ской ли­те­ра­ту­ры.

Фор­ми­ро­ва­ние по­ня­тия ли­те­ра­ту­ры

Об­ще­ев­ро­пей­ское обо­зна­че­ние «Литературы» и свя­зан­ное с ним по­ня­тие вос­хо­дит к латинскому сло­ву lit(t)eratura [от lit(t)era «бу­к­ва»], пер­во­на­чаль­но оно обо­зна­ча­ло пись­мен­ность, письменную куль­ту­ру во­об­ще и пред­став­ля­ло со­бой, со­глас­но сви­де­тель­ст­ву Квин­ти­лиа­на («Вос­пи­та­ние ора­то­ра» 2:1:4), пе­ре­вод греческий γραμματιϰή с тем же зна­че­ни­ем. По­доб­ное ши­ро­кое по­ни­ма­ние Литературы про­дол­жа­ло су­ще­ст­во­вать на про­тя­же­нии многих сто­ле­тий и от­час­ти со­хра­ни­лось в современном упот­реб­ле­нии (ср. «на­уч­ная», «спе­ци­аль­ная», «по­пу­ляр­ная» Литература). Во 2-й половине XVII века во Фран­ции по­яв­ля­ет­ся уточ­няю­щее обо­зна­че­ние belles lettres (в Рос­сии дав­шее ро­ж­де­ние тер­ми­ну бел­лет­ри­сти­ка), ко­то­рое к концу XVIII века ста­но­вит­ся в различных национальных ва­ри­ан­тах обо­зна­че­ни­ем сло­вес­но­го ху­дожественного твор­че­ст­ва как та­ко­во­го (средне немецкий schöne Lite­ra­tur, русский «изящ­ная сло­вес­ность, изящ­ная Литература», а за­тем и «ху­до­же­ст­вен­ная Литература») в от­ли­чие от письменной куль­ту­ры во­об­ще. Од­на­ко осо­зна­ние свое­об­ра­зия Литературы как эс­те­ти­че­ски зна­чи­мой творческой дея­тель­но­сти, при­зна­ние за ней осо­бой ро­ли в об­ще­ст­ве про­изош­ло уже в клас­сическую древ­но­сть, ко­гда кор­пус ху­дожественных тек­стов обо­зна­чал­ся тер­ми­ном «по­эзия» (греч. ποίησις пер­во­на­чаль­но оз­на­ча­ло со­тво­ре­ние че­го-ли­бо, твор­че­ст­во во­об­ще), что и бы­ло за­фик­си­ро­ва­но в сис­те­ма­тическом ви­де в «По­эти­ке» Ари­сто­те­ля. «По­эзия» и впо­след­ст­вии не­ред­ко по­ни­ма­лась в ши­ро­ком смыс­ле, как не толь­ко сти­хо­твор­ное, но вся­кое литературное твор­че­ст­во. В це­лом ос­мыс­ле­ние Литературы как эс­те­тической дея­тель­но­сти окон­ча­тель­но за­кре­п­ля­ет­ся в ев­ропейской куль­ту­ре в пе­ри­од ро­ман­тиз­ма.

Ли­те­ра­тур­ный ка­нон; ро­ды и жан­ры

Ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние как нау­ка о Литературе де­лит сло­жив­ший­ся мас­сив литературных про­из­ве­де­ний про­шло­го и на­стоя­ще­го со­от­вет­ст­вен­но различным ас­пек­там струк­ту­ры и функ­ций литературных про­из­ве­де­ний. Тра­ди­ци­он­но Литература под­раз­де­ля­ет­ся на ро­ды ли­те­ра­тур­ные (с XVIII века ут­вер­жда­ет­ся сис­те­ма трёх ро­дов: эпос, ли­ри­ка и дра­ма), а так­же жан­ры. На­чи­ная с эпо­хи ро­ман­тиз­ма в Литературе происходит ин­тен­сив­ный про­цесс раз­мы­ва­ния жан­ро­вых гра­ниц; всё боль­шую эс­те­тическую и со­цио­куль­тур­ную зна­чи­мость при­об­ре­та­ют тек­сты, не имею­щие жан­ро­вой оп­ре­де­лён­но­сти, но так­же по­яв­ля­ют­ся и но­вые жан­ро­вые фор­мы (та­кие как де­тек­тив, на­уч­ная фан­та­сти­ка, фэн­те­зи и т.п.). С раз­ви­ти­ем кни­го­из­да­ния и уде­шев­ле­ни­ем пе­чат­ной про­дук­ции в XVII-XVIII века фор­ми­ру­ет­ся мас­со­вая ли­те­ра­ту­ра, об­ла­даю­щая осо­бым жан­ро­во-те­ма­тическим со­ста­вом, ко­то­рый не ох­ва­ты­ва­ет­ся тра­диционной сис­те­мой жан­ров. Де­ле­ние Литературы на сфе­ры опи­са­ния и ана­ли­за с прак­тической и тео­ре­тической це­ля­ми про­ис­хо­дит так­же по та­ким при­зна­кам, как гео­гра­фи­че­ский (литература боль­ших и ма­лых ареа­лов, например Латинской Аме­ри­ки или Центральной Ев­ро­пы), эт­ни­че­ский и на­цио­наль­ный, хро­но­ло­ги­че­ский (литература раз­ных пе­рио­дов, ис­то­рия отдельных ли­те­ра­тур).

Кон­вен­цио­наль­ность по­ня­тия ли­те­ра­ту­ры

Уни­вер­саль­ные при­зна­ки ли­те­ра­ту­ры

Мож­но на­звать лишь два при­зна­ка Литературы, ко­то­рые при­ме­ни­мы прак­ти­че­ски ко всем её жан­ро­вым, ис­то­ри­че­ским и про­чим раз­но­вид­но­стям. Как вид ху­дожественного твор­че­ст­ва Литература пред­став­ля­ет со­бой «бес­ко­ры­ст­ную», не­ути­ли­тар­ную дея­тель­ность (ис­клю­че­ние со­став­ля­ет лишь «ан­га­жи­ро­ван­ная» Литература, слу­жа­щая по­ли­тическим и иным це­лям); на неё рас­про­стра­ня­ет­ся прин­цип не­за­ин­те­ре­со­ван­но­сти, за­кре­п­лён­ный за лю­бым ху­дожественным твор­че­ст­вом в эс­те­ти­ке И. Кан­та. По­ми­мо это­го ро­до­во­го при­зна­ка, ко­то­рый объ­еди­ня­ет Литературу со все­ми ви­да­ми исккусства, она об­ла­да­ет и соб­ст­вен­ным спе­ци­фическими при­зна­ком, от­ли­чаю­щим её от про­чих ис­кусств: сло­вес­ной при­ро­дой. Эти два при­зна­ка Литературы, не вы­зы­ваю­щие со­мне­ния, в то же вре­мя но­сят слиш­ком об­щий и аб­ст­ракт­ный ха­рак­тер, что­бы слу­жить прак­тическими кри­те­рия­ми. Уже эс­те­ти­ка XVIII века пы­та­лась точ­нее оп­ре­де­лить сущ­ность Литературы в срав­не­нии с другими ви­да­ми ху­дожественной дея­тель­но­сти. Так, Г.Э. Лес­синг в трак­та­те «Лао­ко­он» ус­мот­рел «об­щий за­кон» Литературы в том, что она все­гда изо­бра­жа­ет «дей­ст­вие» (в от­ли­чие от пла­стических ис­кусств, ко­то­рые изо­бра­жа­ют «те­ла с их ви­ди­мы­ми свой­ст­ва­ми»).

По­пыт­ки най­ти бо­лее кон­крет­ные при­зна­ки литературного про­из­ве­де­ния осу­ще­ст­в­ля­лись в основном по двум ли­ни­ям: вы­яв­ле­ния осо­бых за­ко­но­мер­но­стей внут­рен­ней ор­га­ни­за­ции про­из­ве­де­ния и изу­че­ния его функ­цио­наль­ных осо­бен­но­стей.

Язы­ко­вая при­ро­да ли­те­ра­ту­ры

По­сколь­ку Литературы пред­став­ля­ет со­бой сло­вес­ное искусство, изу­че­ние внут­рен­ней, ав­то­ном­ной ор­га­ни­за­ции литературного про­из­ве­де­ния опи­ра­лось в пер­вую оче­редь на язы­ко­вые осо­бен­но­сти Литературы. В ре­зуль­та­те сло­жи­лась це­лая тра­ди­ция изу­че­ния язы­ка ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры. Уже в пер­вых по­эти­ках от­ме­ча­ет­ся и ана­ли­зи­ру­ет­ся «осо­бый» ха­рак­тер язы­ка по­эзии. Же­ла­ние за­кре­пить во мно­гом ин­туи­тив­ное це­ло­ст­ное пред­став­ле­ние о язы­ко­вых осо­бен­но­стях твор­че­ст­ва отдельного ав­то­ра, про­из­ве­де­ния, жан­ра на­шло от­ра­же­ние и в по­ня­тии сти­ля, ко­то­рое в Литературе в зна­чительной ме­ре опи­ра­ет­ся имен­но на язы­ко­вые ха­рак­те­ри­сти­ки. На про­тя­же­нии XIX-XX веков ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние (в осо­бен­но­сти та­кие его на­прав­ле­ния, как куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская шко­ла и струк­ту­ра­лизм) на­ко­пи­ло боль­шой опыт в изу­че­нии язы­ко­вых при­зна­ков литературных тек­стов. Од­на­ко ес­ли язы­ко­вое свое­об­ра­зие сти­хотворной ре­чи бо­лее оче­вид­но и по­сле­до­ва­тель­но про­смат­ри­ва­ет­ся на всех уров­нях язы­ко­вой струк­ту­ры, на­чи­ная с эле­мен­тар­ных зву­ко­вых еди­ниц, то про­за­ические про­из­ве­де­ния да­ют на­столь­ко раз­но­об­раз­ную и не­ус­той­чи­вую кар­ти­ну, что ука­зать ка­кой-то об­щий на­бор язы­ко­вых при­зна­ков про­зы не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным.

Ес­ли не ог­ра­ни­чи­вать­ся «грам­мма­ти­кой по­эзии», а пе­ре­не­сти рас­смот­ре­ние язы­ко­вой про­бле­ма­ти­ки на бо­лее вы­со­кий уро­вень, то об­на­ру­жи­ва­ют­ся и другие важ­ные па­ра­мет­ры Литературы, свя­зан­ные с язы­ком. Об­ра­ща­ясь к ло­ги­ко-фи­лосской про­бле­ме от­но­ше­ния язы­ка и дей­ст­ви­тель­но­сти, мож­но об­на­ру­жить, что Литература за­ни­ма­ет осо­бое по­ло­же­ние в об­щем мас­си­ве язы­ко­вых тек­стов и в этом ас­пек­те. Литературный текст не под­ле­жит ло­гическому ана­ли­зу и про­вер­ке на пря­мое со­от­вет­ст­вие фак­тической ре­аль­но­сти: мы не мо­жем на­звать по­этическое про­из­ве­де­ние «ис­тин­ным» или «лож­ным» (в от­ли­чие от бы­то­вых и на­учных вы­ска­зы­ва­ний). Эта осо­бен­ность литературного вы­ска­зы­ва­ния бы­ла от­ме­че­на уже в по­эти­ках эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния, например в «За­щи­те по­эзии» Ф. Сид­ни, где о по­эте го­во­рит­ся: «Он ни­че­го не ут­вер­жда­ет, и, сле­до­ва­тель­но, ни­ко­гда не лжёт». Литература твор­че­ски пре­об­ра­зу­ет и различным об­ра­зом ис­поль­зу­ет та­кую осо­бен­ность че­ло­ве­че­ско­го язы­ка, как его спо­соб­ность обо­зна­чать не толь­ко фак­тическую ре­аль­ность, но и «обо­зна­чать», а по су­ти, вы­страи­вать, тво­рить ли­бо ни­ко­гда не су­ще­ст­во­вав­шее, ли­бо вос­соз­да­вать ут­ра­чен­ное. Во всех этих слу­ча­ях язы­ко­вая ре­аль­ность Литературы ока­зы­ва­ет­ся во­пло­ще­ни­ем фан­та­зии, вы­мыс­ла. Суг­ге­стив­ная си­ла соз­дан­но­го ав­то­ром про­из­ве­де­ния «по­гру­жа­ет» чи­та­те­ля в со­тво­рён­ный ав­то­ром мир, за­став­ля­ет его пе­ре­жи­вать со­бы­тия, сви­де­те­лем ко­то­рых в сво­ей ре­аль­ной жиз­ни он не был (имен­но за эту спо­соб­ность соз­да­ния ил­лю­зии ре­аль­но­сти Пла­тон тре­бо­вал из­гнать по­этов из иде­аль­но­го го­су­дар­ст­ва).

Ли­те­ра­ту­ра в социо­куль­тур­ном кон­те­кс­те

Не­воз­мож­ность све­сти литературные про­из­ве­де­ние к его струк­тур­ным, внут­рен­ним осо­бен­но­стям вы­зва­ла по­треб­ность до­пол­нить им­ма­нент­ное изу­че­ние Литературы её функ­цио­наль­ной ха­рак­те­ри­сти­кой. Ра­ди­каль­ные по­ис­ки русских фор­ма­ли­стов в 1-й тре­ти XX века, от­час­ти про­дол­жен­ные Праж­ским лин­гвис­тическим круж­ком (пре­ж­де все­го Р.О. Якоб­со­ном и Я. Му­кар­жов­ским), под­дер­жан­ные ис­сле­до­ва­те­ля­ми в раз­ных стра­нах, ук­ре­пи­ли во 2-й половине XX века осо­з­на­ние то­го фак­та, что литературное про­из­ве­де­ние су­ще­ст­ву­ет и мо­жет быть по­зна­но лишь во взаи­мо­дей­ст­вии различных об­стоя­тельств и ви­дов че­ло­ве­че­ской ак­тив­но­сти: по­ни­ма­ние про­из­ве­де­ния вклю­ча­ет и по­ни­ма­ние ав­тор­ской по­зи­ции (ко­то­рая не сво­дит­ся к опи­са­нию ав­то­ра как кон­крет­но­го ин­ди­ви­да с оп­ре­де­лён­ной био­гра­фи­ей), и зна­ние си­туа­ции чи­та­те­ля, и учёт об­стоя­тельств, обес­пе­чи­ваю­щих рас­про­стра­не­ние и со­хра­не­ние (ли­бо не­со­хра­не­ние) литературных тек­стов в той или иной со­цио­куль­тур­ной си­туа­ции. При та­ком взгля­де на Литературу она пред­став­ля­ет со­бой слож­ное и под­виж­ное про­цес­су­аль­ное и ком­му­ни­ка­тив­ное един­ст­во, в ко­то­ром литературное про­из­ве­де­ние пред­ста­ёт как «опе­ра­тив­ная про­грам­ма» (У. Эко), реа­ли­зуе­мая не толь­ко творческими уси­ли­ем ав­то­ра, но и со­твор­че­ст­вом различных чи­та­те­лей, дей­ст­вую­щих со­об­раз­но сво­ей си­туа­ции и собственным ин­те­ре­сам (специальное вни­ма­ние к ро­ли чи­та­те­ля на­шло от­ра­же­ние в ре­цеп­тив­ной кри­ти­ке). Функ­цио­наль­ный под­ход при­во­дит к то­му, что про­из­ве­дение Литературы при­об­ре­та­ет «от­кры­тый» ха­рак­тер, рас­смат­ри­ва­ет­ся как не­ко­то­рая воз­мож­ность ис­тол­ко­ва­ния, пе­ре­тол­ко­вы­ва­ния, вклю­че­ния в дру­гое про­из­ве­де­ние, транс­ме­дий­но­го пе­ре­во­да (эк­ра­ни­за­ции, пре­вра­ще­ния в ком­пь­ю­тер­ную про­грам­му, ху­дожественную ин­стал­ля­цию и т.п.). Та­кое по­ни­ма­ние литературного про­из­ве­де­ния от­ве­ча­ет пост­струк­ту­ра­ли­ст­ско­му, по­ст­мо­дер­ни­ст­ско­му со­стоя­нию гу­ма­ни­тар­но­го зна­ния и пост­аван­гард­ной, по­стмо­дер­ни­ст­ской си­туа­ции в Литературе и исккусстве на ру­бе­же XX и XXI ве­ков.

Рас­смот­ре­ние сло­вес­но­го твор­че­ст­ва в ши­ро­ком со­цио­куль­тур­ном кон­тек­сте по­зво­ля­ет ха­рак­те­ри­зо­вать современную Литературу как от­но­си­тель­но ав­то­ном­ную сфе­ру че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти, как со­ци­аль­ный ин­сти­тут, пред­став­ляю­щий со­бой един­ст­во ав­то­ра (за­ни­маю­ще­го оп­ре­де­лён­ное об­щественное по­ло­же­ние), средств рас­про­стра­не­ния и хра­не­ния литературных про­из­ве­де­ний (из­да­тель­ст­ва, жур­на­лы, пуб­лич­ные биб­лио­те­ки), средств ор­га­ни­за­ции об­щественной ре­ак­ции на пуб­ли­ка­ции (рек­ла­ма, ли­те­ра­тур­ная кри­ти­ка, ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние) и чи­таю­щей пуб­ли­ки. Ка­ж­дая из со­став­ляю­щих это­го ин­сти­ту­та под­ле­жит различным ви­дам тео­ре­тического и при­клад­но­го ана­ли­за, вклю­чая со­цио­ло­гический и да­же эко­но­ми­че­ский (например, изу­че­ние ста­ти­сти­ки чи­та­тель­ско­го спро­са, чи­та­тель­ских ожи­да­ний и сте­пе­ни их удов­ле­тво­рён­но­сти и т.п.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *