Что значит хозрасчетная организация
Что такое хозрасчёт. Объясняем простыми словами
Хозрасчёт (хозяйственный расчёт) в плановой экономике — ведение хозяйства предприятия на основе самоокупаемости, без помощи из государственного бюджета.
При хозрасчёте государственное предприятие существует за счёт продажи своей продукции, то есть должно работать в плюс, а не в убыток. Предприятие получает больше самостоятельности и может тратить часть заработанного на свои нужды, а также на поощрение работников — премирование, обеспечение их жильём, улучшение досуга.
В таких условиях организация должна быть заинтересована в том, чтобы выпустить и продать как можно больше своей продукции и получить больше прибыли. А рабочие коллективы и отдельные сотрудники материально заинтересованы в результатах своего труда: чем больше работник произведёт, тем больше заработает.
Самоокупаемость предприятия не исключала прямого бюджетного финансирования некоторых видов капитальных вложений. Например, за счёт государственного бюджета в СССР покрывались плановые затраты совхозов на строительство птицефабрик, животноводческих комплексов, теплиц, жилых домов, объектов культурно-бытового и коммунального назначения.
Пример употребления на «Секрете»
«В моём хозяйстве охраны нет с 2006 года, а последний случай воровства произошёл в середине 1990-х годов — тогда украли матрасы из сельского общежития. Всё потому, что мы работаем по системе хозрасчёта — каждое подразделение хозяйства ведёт свой бюджет, контролируют расходы, прибыль делим в пропорции 60/40. Большую часть забирает бригада, меньшую — предприятие. А воровать у себя или соседа колхознику непозволительно».
(Директор фермерского хозяйства «Галкинское» Василий Мельниченко — о хозрасчёте в условиях рыночной экономики.)
Нюансы
В советский период хозрасчёт противопоставляли коммерческому расчёту, то есть работе предприятия в условиях рыночной экономики. Коммерческий расчёт предполагает получение максимальной прибыли при минимальных затратах и служит частным интересам. А хозяйственный расчёт, базирующийся на общественной собственности на средства производства, — общественным, проповедовали идеологи плановой экономики.
Хозрасчётные предприятия в СССР и других соцстранах должны были выполнять план, утверждённый государством. Из-за этого они почти не работали с ассортиментом выпускаемой продукции, то есть не конкурировали за покупателя и не старались предложить лучший товар по наиболее привлекательной цене.
Более того, в плановой экономике власти устанавливали фиксированные цены практически на все товары и услуги. В итоге предприятие — хоть обычное государственное, хоть хозрасчётное — покупало материалы по фиксированной цене и продавало продукцию тоже по утверждённой на годы вперёд цене.
Ситуация заметно отличалась только в период НЭПа и во время перестройки — тогда хозрасчётные предприятия могли сами утверждать ассортимент и устанавливать цены на свою продукцию.
Первые хозрасчётные предприятия появились в Советской России в 1921 году, с началом новой экономической политики (НЭП), которая пришла на смену военному коммунизму.
Что такое хозрасчет?
В практической деятельности введение хозрасчета предполагает возмещение расходов доходами с целью получения прибыли в таких количествах, которых будет достаточно для самоокупаемости (воспроизводства затрат) и самофинансирования (появления дополнительных денежных средств).
Суть хозрасчета
Классификация хозрасчета
Данный метод ведения хозяйственной деятельности с точки зрения организационной позиции подразделяется на внутрихозяйственный и общехозяйственный варианты.
Общехозяйственный расчет является вариантом проявления экономических отношений между компаниями. Внутрихозяйственный вариант хозрасчета предполагает охватывание взаимоотношений администрации предприятия с его подразделениями, а также между работниками и отделениями, которые ограничиваются рамками предприятия.
Введение хозрасчета на предприятиях выполняется в разрезе одного хозяйства. В сельскохозяйственной организации применяют одну из двух форм данного метода:
В первом случае предполагается разность между выручкой и себестоимостью продукции. Под себестоимостью подразумевают трудовые (оплата сотрудников) и материальные затраты. С получаемой прибыли высчитывают налоги, в итоге остается определенная хозрасчетная прибыль компании.
При нормативном распределении доход определяют после вычета всех материальных затрат. Большая часть компаний функционирует по нормативному варианту распределения прибыли. Каждый месяц руководитель выдает заработную плату сотрудникам, а в конце календарного года премирует за перевыполнение экономических и производственных показателей.
Некоторые кооперативы работают по нормативному варианту распределения доходов. Здесь не выдают ежемесячную заработную плату, вместо этого выдается аванс, а в конце календарного года выдают поощрение и зарплату (ЕФОТ).
Такая категория, как «хозяйственный расчет», имеет переходящий исторический характер. Его принципы обуславливаются законом стоимости. Можно ли в государственные структуры вводить хозрасчет? Поликлиника, например, считается хозрасчетной в том случае, если в ней клиентам предлагаются дополнительные платные услуги, которые позволяют организации компенсировать часть понесенных затрат.
С помощью хозрасчета можно устранить любые противоречия, которые возникли между ценой продукции и потребительской стоимостью ее в рамках функционирования рыночной модели экономики.
Интересные моменты хозрасчетной деятельности
Началось введение хозяйственного расчета на предприятиях в 1922 году. Сначала его именовали коммерческим вариантом ведения хозяйственной деятельности. По мере увеличения плана в управленческой сфере он превратился в хозяйственный вариант. Сначала предприятие финансировалось только бюджетными ресурсами.
Они направлялись в соответствии с теми фактическими расходами, которые затрачивались на производство продукции. Подобный вариант финансирования не приводит к повышению производительности труда. Только после введения хозрасчета происходит формирование экономического стимула для ее повышения.
Заключение
Социалистическая система хозяйствования не предполагала эффективного хозяйствования, в результате чего нельзя было вести речь о полноценном развитии производства. Например, не шло речи о полноценной конкуренции, отсутствовал элемент состязательности между потребителями, собственниками, продавцами.
Для рыночной системы хозяйствования хозрасчет является необходимым условием для полноценного развития бизнеса. Именно он становится важным экономическим инструментом, который обеспечивает полноценность работы предприятия, гарантирует получение стабильного материального дохода.
Определение хозяйственного учета
Что понимается под учетным измерителем: понятие и его виды
Учетные измерители — единицы измерения хозяйственных фактов, явлений и процессов, необходимые для их отражения в учете. С помощью измерителей выявляются: объем, количество, время и прочие показатели деятельности предприятия.
Существуют три вида учетных измерителей: натуральные, трудовые и денежные.
Натуральные измерители, такие как кг, м, шт., кв. м, необходимы для количественного отражения объектов учета: готовой продукции, штата, материалов и пр. в единицах длины, массы, объема, счета. Они нужны для надзора за сохранностью ценностей, объемом заготовления, производства и реализации, для анализа отчетных показателей.
С помощью таких трудовых измерителей, как человеко-час, человеко-день, можно определить затраченный труд и измерить его в единицах рабочего времени. Данный вид измерителей используют одновременно с натуральными. На их основе устанавливаются различные нормативы, рассчитывается зарплата, определяется производительность труда.
Денежные измерители — центральные и обобщающие измерители учета, т. к. этот вид измерителей позволяет выразить все хозяйственные явления и процессы в денежном эквиваленте. На их основании определяется стоимость имущества, себестоимость продукции, производятся расчетные процедуры, составляются баланс и отчеты.
Что представляют собой виды хозяйственного учета
Управление предприятием невозможно без учета хозяйственного деятельности, который включает в себя: оперативный, статистический, бухгалтерский, налоговый учет. При этом бухгалтерский учет состоит из финансового (для внешних пользователей) и управленческого (для внутренних целей). Остановимся на каждой из составляющих подробнее.
Оперативный учет
Необходим для быстрого получения информации по отдельным этапам хозяйственной деятельности. Оперативный учет помогает своевременно принимать управленческие решения по возникающим ситуациям в хозяйственной деятельности, повышает эффективность работы всех служб предприятия.
Оперативный учет осуществляется на местах производства (выполнения работ, оказания услуг): учет выработки, выпуска продукции, ее отгрузки, реализации, учет на складах (наличие запасов), учет данных по сотрудникам (прием, увольнение) и т. п.
Оперативный учет выполняет задачи каждодневного аккумулирования данных по всей деятельности предприятия для своевременного реагирования на возникающие вопросы, которые требуют неотлагательного решения.
1. Данные по объему выпуска продукции за месяц в случае необходимости помогают принять решение по изменению технологии производства.
2. Учет расходования сырья и выявленные отклонения от норм помогают контролировать его сохранность и использование.
Таким образом, целью оперативного учета является возможность своевременно реагировать на отклонения от принятых нормативов, выявление скрытых резервов, контроль производственных затрат.
Бухгалтерский (финансовый) учет
Бухгалтерский учет подразумевает под собой сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия на основании первичных документов в различных измерителях.
В бухгалтерском учете ведется учет всех без исключения свершившихся и документально оформленных фактов, называемых хозяйственными операциями. Таким образом, раскрывается особенность сплошного отражения деятельности предприятия.
Принцип непрерывности характеризуется в постоянном наблюдении и записи операций в документах.
Особенность взаимосвязанного отображения означает отражение в учете любой хозяйственной операции как одновременное изменение двух или более взаимосвязанных объектов. Например, выплата зарплаты из кассы уменьшает задолженность предприятия перед сотрудниками и средства в кассе.
Этим бухгалтерский учет отличается от других видов учета и повышает его роль и значение в общей системе учета.
Какими нормативными актами регламентирован бухгалтерский учет, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Рекомендации по совершенствованию ведения бухучета вы получите в статье «Совершенствование бухгалтерского учета на предприятии».
Управленческий учет
Управленческий учет представляет собой наблюдение, измерение, регистрацию и документальное оформление операций производственно-хозяйственной деятельности.
Он необходим на каждом этапе деятельности предприятия.
Управленческий учет помогает принимать решения, направленные на повышение эффективности деятельности предприятия, что способствует росту его конкурентоспособности.
Методы управленческого учета: планирование, нормирование, анализ, организация управления.
Объектами управленческого учета являются: ресурсы, структурные подразделения, внутренние бизнес-процессы, количественные и качественные показатели.
Получить исчерпывающую информацию о методах и принципах данного вида учета вы сможете в материале «Что является объектами управленческого учета (перечень)?».
Управленческий учет в отличие от обязательного финансового ведется по желанию компании.
Разобраться в отличительных признаках бухгалтерского и управленческого учета поможет статья «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».
Налоговый учет
Полнота, своевременность начисления и уплаты налогов и сборов являются одними из важнейших задач бухгалтерской службы предприятия.
Общие принципы построения налоговой системы в РФ устанавливает Налоговый кодекс. В нем указан перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, ставки, объекты налогообложения, а также размеры финансовых санкций за неисполнение налогового законодательства.
Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой приказом (распоряжением) руководителя.
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения.
Как вести регистры налогового учета? Ответ на этот вопрос есть в типовой ситуации от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
Статистический учет
Целью данного вида учета является наблюдение за экономическими и социальными процессами общественной жизни, сбор информации о ценах, объемах производства, прочих данных и, как следствие, формирование прогноза социально-экономического развития общества.
Методы статистического учета: наблюдение и регистрация, перепись, использование данных оперативного и бухгалтерского учета. Обязанности по ведению статистического учета возложены на бухгалтерию предприятия.
Данные статистического учета используются не только предприятием, но и внешними органами управления отраслью и народным хозяйством.
Итоги
Совокупность применения всех видов учета, их своевременность, полнота и объективность позволяют предприятию осуществлять эффективную деятельность, не допуская непроизводительных затрат, потерь от брака, изыскивать резервы производства, снижать себестоимость, увеличивать прибыль.
Хозрасчёт
Хозрасчёт или хозяйственный расчёт — термин, широко использовавшийся в условиях социалистической экономики, предполагавший такое ведение хозяйственной деятельности на социалистическом предприятии, когда окупаются все затраты на производство продукции, у предприятия и его работников появляются экономические стимулы, что приводит к увеличению объема производства, улучшению качества продукции, увеличению заработной платы.
Большая советская энциклопедия определяла хозрасчёт следующим образом:
Хозяйственный расчёт, система экономических отношений, возникающая в процессе социалистического воспроизводства между обществом в целом и отдельными его производственными звеньями (предприятиями, объединениями) и между самими подразделениями по поводу общественно необходимых затрат труда и распределения чистого дохода предприятий. Государство организует Х. р., законодательно оформляя хозрасчётные отношения в правовых и административных актах. На практике Х. р. выступает как метод ведения хозяйства и управления, сущность которого состоит в том, что каждое предприятие в денежной форме соизмеряет затраты на производство и результаты своей хозяйственной деятельности, покрывает свои расходы денежными доходами от реализации продукции и обеспечивает рентабельность производства. Поэтому рентабельность и самоокупаемость составляют важнейшие особенности этого метода. Х. р., базирующийся на общественной собственности на средства производства, принципиально отличается от коммерческого расчёта, который служит частным интересам. Х. р. осуществляется в интересах всего общества, повышения благосостояния трудящихся, то есть направлен на реализацию основного экономического закона социализма. Он позволяет сочетать интересы общества с интересами отдельных коллективов предприятий и каждого трудящегося.
Содержание
История
Теоретические основы хозяйственного расчёта были заложены В. И. Лениным, который писал: «перевод госпредприятий на так называемый хозяйственный расчет неизбежно и неразрывно связан с новой экономической политикой, и в ближайшем будущем неминуемо этот тип станет преобладающим, если не исключительным» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 44, с. 342—43). [1]
Однако в начале 1923 года все государственные тресты были переведены на коммерческий расчет (сб. НЭП и хозрасчет М., 1991), а не на хозяйственный расчет, таким образом точка зрения Ленина была проигнорирована.
Дальнейшее развитие хозяйственный расчёт в СССР получил в документах КПСС и Советского правительства, в работах экономистов СССР. [1]
Интерес к хозрасчёту возникал в годы хозяйственной реформы 1965 года и в годы перестройки.
Принципы хозрасчёта
Основные принципы хозяйственного расчёта: [1]
Хозрасчёт основан на использовании товарно-денежных отношений, характерных для капиталистической экономики — в частности таких категорий, как цена, прибыль, себестоимость продукции и т. п. [1]
Организация внутрихозяйственного расчета
Хозрасчетная деятельность предприятия.
Экономическая сущность и принципы хозрасчета.
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
1)Всякое с.-х. предприятие в условиях рынка работает в условиях экономической свободы и хозяйственной самостоятельности. Значит денежная выручка от продажи произведенной продукции или оказанных услуг должна покрывать издержки производства и приносить прибыль. Предприятия, которые не могут покрывать свои производственные затраты, полученные денежной выручкой, являются убыточными и в условиях рынка объявляются банкротом. Эти предприятия не могут самостоятельно существовать и должны или изменить форму и вид своей деятельности, или самоликвидироваться.
Цикл производства можно выделить категориями:
Хозрасчет – метод хозяйствования, основанный на соизмерении расходов и доходов с целью обеспечения работы предприятия.
Хозрасчет имеет внешние и внутренние отношения. При хозрасчете складываются особые отношения, которые базируются на таких эконом стоимостных отношениях: товар, цена, себестоимость, деньги, прибыль хозрасчетный доход.
Внешние отношения хозрасчета строятся на полном хозрасчете, иногда государство в целях поддержки выплачивает датации, трансферные выплаты.
Внутри предприятия каждое предприятие организует, самостоятельно разрабатывает и применяет хозрасчет.
1. Экономическая самостоятельность предприятия в выборе организационно-правовой формы; определение каналов и способы сбыта продукции.
2. Самоорганизация предприятия.
3. Свобода предпринимательства, конкурентная способность в рыночной среде.
4. Окупаемость затрат, рентабельность производства, самофинансирование производства.
5. Сочетание деятельности работников, интересов личных, коллективных, общественных.
6. Ответственность работников за результаты производства.
7. Учет и контроль, анализ расходов и доходов.
2)Хозяйственная деятельность предприятия предусматривает определенную организационную структуру, составляется перечень хозрасчетных подразделений.
1. Организация производственных бригад, доведение производственно-годового задания.
2. Оплата труда от валового дохода.
3. Хозрасчет на принципах аренды, при этом производится годовое задание. Вся получаемая продукция бригады взвешивается и оценивается по внутрихозяйственному расчету.
Хозрасчетный доход = СВП – ПЗ
4. Переведение бригад подразделений на полный хозрасчет с открытием текущего счета в банке.
Каждое подразделение становится дочерним предприятием.
ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗРАСЧЕТА НА С.-Х. ПРЕДПРИЯТИЯХ
1) Формирование рабочих коллективов (подразделений).
Наблюдательный совет – совет собственников.
Каждое подразделение имеет свою печать.
Все подразделения делятся на:
— производственные, которые производят продукцию (цеха по переработке продукции)
— вспомогательные, выпускают продукцию, а обслуживают производство (электроцех, водоснабжение и т.д.)
— обслуживающие, социальные подразделения (детские ясельки, интернаты, спорткомплексы и т.д.).
Хозрасчет – это экономическая категория.
2) Разработка производственного годового задания хозрасчетному подразделению.
— за бригадой закреплена техника
Вся продукция, произведенная бригадой и привезенная в склады оценивается по внутрихозяйственным ценам. Внутрихозяйственная цена = полная себестоимость * нормативная прибыль.
Рассмотрим, почему планирование как система волевых, сознательно принимаемых решений вытесняет рынок во внутренней деятельности фирмы. У экономистов есть несколько ответов на этот вопрос:
1. Ограниченные размеры фирмы позволяют контролировать действия, происходящие внутри ее и т.о. сводить к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия.
2. Применяя планирование фирма устраняет те издержки, которые она могла бы иметь, если бы все действия внутри фирмы совершались на основе купли-продажи.
Управление понимания планирования – это умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.
На основе систематических планов, созданных фирмой в дальнейшем осуществляется запланирование работы, разрабатывается мотивация работников, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.
Планирование – это не только умение предусмотреть все необходимые действия, но и способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть и умение с ними справиться. При помощи эффективного предвидения фирма в своей деятельности способна управлять рисками.
Применение планирования создает следующие важные преимущества:
1. Делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий.
2. Проясняет возникновение проблемы.
3. Стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе.
4. Улучшает координацию действий в организации.
5. Создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров.
6. Способствует более рациональному распределению ресурсов.
7. Улучшает контроль в организации.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет