Что значит хороший читатель
Каким должен быть читатель
Читатель должен быть доброжелательным и понятливым человеком.
Он должен знать своего писателя, понимать, что не от хорошей жизни тот вступил на тернистый путь.
Возможно, у писателя было трудное детство. Возможно, его не понимали или бросили родители и он с детства скитался.
Читатель должен снисходительно относиться к грамматическим ошибкам писателя. Ведь правильно писать могут многие.
Читатель должен сквозь пальцы смотреть на то, что писатель не совсем правильно употребляет некоторые слова родной речи, а также все, без исключения, латинские изречения.
Какая разница!
Ведь важно не то, что писатель сказал, а то, что он хотел сказать!
Читатель должен сам догадаться и понять все так, как было задумано, а не так, как оно вышло.
Первая поправка Херца:
Вторая поправка Херца:
Поправка Кима Гарбуза:
Фи, как мало Вы, Хелью, требуете от Читателя. Перечислить зарплату? А если зарплата «с гулькин нос» по сравнению с потребностями Писателя? Нет. Читатели должны организовать «ФОНД ПИСАТЕЛЯ» с привлечением к этому делу олигархов и просто богатых любителей словестности (думаю, изящной. Так вот этот «Фонд» берет полностью на себя
а) публикацию произведений Писателя(что не обязательно) и,ГЛАВНОЕ-
б) Обеспечение постоянно растущих ПОТРЕБНОСТЕЙ Писателя в виде Яхты, Виллы, Роллс Ройса, и прочих мелочей. Вот за что нужно бороться.
(Примечание: Ким Гарбуз живет в Америке:))
Дополнение Ирины Сабировой:
если вдруг на глаза читателя попадется произведение Другого Писателя, он должен стыдливо отвести глаза, сделав вид, что ему совершенно не интересно. В случае же, если читатель поддался соблазну и прочитал произведение Другого Писателя, то он должен в красках рассказать Своему Писателю, как ему было скучно и противно читать Другого Писателя, что он глубоко сожалеет о своем легкомысленном поступке, раскаивается и никогда больше так не будет.
Дополнение Доры Карельштейн:
Настоящий читатель должен заботиться о вдохновении писателя и с этой целью исправно осведомлять его в своих письмах о всех городских сплетнях и разборках.
Что навсегда избавит песателя от мук творчества по высасыванию сюжетов из пальца.
Как стать хорошим читателем
Каждый, кто занимается саморазвитием, хочет извлекать максимальную пользу из каждой прочитанной книги. По данным Google в современной истории опубликовано около 130 миллионов книг. Излишне говорить, что это громадное количество. И если доступно так много книг, то какие из них вы должны прочитать?
Каждый разумный человек постоянно задается такими вопросами:
Кроме этого, перед каждым человеком становится еще один вопрос: каким образом удержать прочитанное в долговременной памяти? Марелиса Фабрега пытается найти ответы почти на все эти вопросы.
Что было бы хорошо прочесть?
Первый вопрос, который люди обычно задают себе, когда они решили, что они хотят много и разумно читать, таков: что мне читать?
К счастью, это вопрос, на который многие пытались ответить, поэтому вы можете просмотреть их рекомендации, чтобы сделать свои собственные выводы.
Список Томаса Джефферсона
На протяжении всей своей жизни несколько человек писали Джефферсону с просьбой рекомендовать список книг, которые они должны прочитать. Джефферсон отвечал на эти письма. Вот список обязательных для прочтения книг от него.
1001 книга, которую вы должны прочесть перед смертью
Этот литературный справочник был составлен более чем 100 литературными критиками и был отредактирован Питером Боксаулом. Он включает в себя как романы, так и рассказы, и каждый заголовок сопровождается кратким описанием и объяснением того, почему он был выбран. С другой стороны, есть несколько подобных списков (включающих то же число книг), так что выбирать есть из чего.
Книги западной цивилизации
Это один сборник книг, который призван дать читателю гуманитарное образование в соответствии с Гарвардской классикой. Данный список придумал небезызвестный Мортимер Адлер. Он содержит те книги, которые известны как западный канон.
Список Стивена Кинга
Стивен Кинг рекомендует 96 книг, которые должны прочесть как начинающие писатели, так и все люди, которые ценят литературу.
Генеральные принципы
В дополнении к чтению хороших книг, вы должны научиться хорошо читать. Вот общие принципы.
Читайте обдуманно и избирательно
Как было сказано выше, вместо того, чтобы каждый раз задаваться вопросом «что читать», создайте план для чтения на всю жизнь. Подбирайте книги внимательно и преднамеренно. В конце концов, как однажды сказал Генри Торо: «Сначала прочтите хорошие книги, иначе у вас не будет возможности прочитать их вообще».
Читайте для удовольствия
Вы никогда не сможете найти время для чтения, если не нашли книги, которые, по вашему мнению, вам понравятся. То есть, читать надо для удовольствия, а не из обязательств. Жизнь слишком коротка, чтобы заставлять себя читать книги, которые вы не хотите читать.
Выделите время
Чтобы читать больше, вам нужно выделить на это время в своем расписании. Когда вы собираетесь читать? Первым делом с утра? Перед сном? Отведите на чтение конкретное время в своем расписании.
Уберите все отвлекающие факторы
Относитесь к своему времени, выделенному на чтение, как к священному. Найдите тихое место, закройте дверь, выключите телефон и сделайте все, что вам нужно, чтобы полностью сосредоточиться на чтении.
Будьте терпеливы
Сначала ваш «интернет-мозг» не захочет оставаться неподвижным в течение времени, которое вы выделили для чтения книг. Вместо этого он будет жаждать постоянной стимуляции, которую получает из интернета. Однако если вы имеете терпение, то обнаружите, что через некоторое время снова обрели способность полностью погрузиться в то, что читаете.
Перемещайтесь между разными уровнями сложности
Не следует пытаться заставлять себя читать книги, но вы должны добавить сложные книги в свой список чтения. Те, которые в настоящее время превышают ваш уровень понимания. В конце концов, именно так и происходит личностный рост.
Отличный способ заставить себя читать трудные книги — чередовать различные уровни сложности чтения. Выполните следующие действия:
Активно думайте о том, что читаете
Как однажды сказал Денис Парсонс Буркит: «Лучше немного почитать и задуматься, чем много читать и немного мыслить». В конце каждого абзаца, каждой страницы или каждой главы книги, которую вы читаете, остановитесь на мгновение и подумайте о том, что вы только что прочитали. Вспомните школу, когда учитель просил вас прочесть отрывок из книги, а затем объяснить всему классу, что же вы только что прочли.
Делайте заметки на полях
Сделайте книгу своей собственной, опишите свои мысли на полях и выделите фрагменты, которые считаете особенно важными. Кроме того, вы держите разговор с автором, когда читаете и записываете, где вы согласны с автором и где не согласны. Как однажды сказал Мортимер Адлер: «Запись в книге указывает на интеллектуальную собственность».
Заведите журнал
Это один из самых лучших способов стать хорошим читателем. Вот формат, который вы можете использовать:
planetaryi
хаотичные записки невротика
Друзья, это глава из «лекций по зарубежной литературе», которую я взяла из сети.
Вы уже в курсе, что Владимир Набоков один из моих любимых писателей. И что полный сборник его рассказов я рекомендую всем начинающим авторам, желающим творить в этой форме, а также всем читателям с хорошим вкусом.)
Для удобства чтения я разбавила текст фотографиями и почаще разбила на абзацы, та что имейте ввиду, может где-то я рано перескочила.
О ХОРОШИХ ЧИТАТЕЛЯХ И ХОРОШИХ ПИСАТЕЛЯХ
Время и пространство, краски времен года, движения мышц и мысли — все это (насколько можно судить, и мне кажется, тут нет ошибки) для писателя, наделенного высоким даром, не традиционные понятия, извлеченные из общедоступной библиотеки расхожих истин, но ряд уникальных открытий, для которых гениальный мастер сумел найти уникальный же способ выражения. Удел среднего писателя — раскрашивать клише: он не замахивается на то, чтобы заново изобрести мир — он лишь пытается выжать все лучшее из заведенного порядка вещей, из опробованных другими шаблонов вымысла. Разнообразные сочетания, которые средний литератор способен выстроить в заранее заданных рамках, бывают не лишены своеобразного мимолетного очарования, поскольку средним читателям нравится, когда им в привлекательной оболочке преподносят их собственные мысли. Но настоящий писатель, который заставляет планеты вертеться, лепит человека и, пока тот спит, нещадно мнет его ребро, — такой писатель готовыми ценностями не располагает: он должен сам их создать.
Писательское искусство — вещь совершенно никчемная, если оно не предполагает умения видеть мир прежде всего как кладовую вымысла. Если материя этого мира и реальна (насколько реальность вообще возможна), то она отнюдь не является целостной данностью: это хаос, которому автор говорит: «Пуск!» — и мир начинает вспыхивать и плавиться.
В одном провинциальном колледже, куда меня занесло во время затянувшегося лекционного тура, я устроил небольшой опрос. Я предложил десять определений читателя; студенты должны были выбрать четыре, каковой набор, по их мнению, обеспечит хорошего читателя. Список куда-то задевался, но попробую восстановить его по памяти.
Выберите четыре ответа на вопрос, каким должен быть и что делать хороший читатель:
Что же касается читательского воображения, есть по меньшей мере две его разновидности. Давайте выясним, какая из них требуется при чтении. Первая — довольно убогая, питающаяся простыми эмоциями и имеющая отчетливо личный характер. (Этот первый тип эмоционального чтения, в свою очередь, делится на несколько подвидов.) Мы остро переживаем ситуацию, описанную в книге, поскольку она напоминает о чем-то, что довелось испытать нам или нашим знакомым. Либо опять же книга оказывается близка читателю потому, что вызывает в его памяти некий край, пейзаж, образ жизни, которые дороги ему как часть прошлого. Либо — и это худшее, что может произойти с читателем — он отождествляет себя с персонажем книги.
Я не советовал бы читателям прибегать к этой разновидности воображения. Каков же тот единственно правильный инструмент, которым читателю следует пользоваться? Это — безличное воображение и эстетическое удовольствие. Следует стремиться, как мне кажется, к художественно-гармоническому равновесию между умом читателя и умом автора. Следует оставаться немного в стороне, находя удовольствие в самой этой отстраненности, и оттуда с наслаждением, — переходящим в страсть, исторгающим слезы и бросающим в дрожь, — созерцать глубинную ткань шедевра. Разумеется, полной объективности тут быть не может. Все ценное в какой-то степени всегда субъективно. Мне могло присниться, что вы сидите здесь; или я — привидевшийся вам кошмар. Я лишь хочу сказать, что читатель должен уметь вовремя обуздывать свое воображение, а для этого нужно ясно представлять тот особый мир, который предоставлен в его распоряжение автором. Нужно смотреть и слушать, нужно научиться видеть комнаты, одежду, манеры обитателей этого мира. Цвет глаз Фанни Прайс в «Мэнсфилд-парке», обстановка ее холодной комнатки — все это очень важно.
Три грани великого писателя — магия, рассказ, поучение — обычно слиты в цельное ощущение единого и единственного сияния, поскольку магия искусства может пронизывать весь рассказ, жить в самой сердцевине мысли.
Шедевры сухой, прозрачной, организованной мысли способны вызывать художественное потрясение не меньшей мощности, чем «Мэнсфилд-парк» или самый бурный каскад диккенсовской образности. Точность поэзии в сочетании с научной интуицией — вот, как мне кажется, подходящая формула для проверки качества романа.
Для того чтобы погрузиться в эту магию, мудрый читатель прочтет книгу не сердцем и не столько даже умом, а позвоночником. Именно тут возникает контрольный холодок, хотя, читая книгу, мы должны держаться слегка отрешенно, не сокращая дистанции.
И тогда с наслаждением, одновременно и чувственным и интеллектуальным, мы будем смотреть, как художник строит карточный домик и этот карточный домик превращается в прекрасное здание из стекла и стали.
Сочинение на тему: Что значит быть талантливым читателем
Формирование литературных предпочтений
В знаменитой поэме Гоголя присутствует персонаж, проявляющий необыкновенную любовь к книгам. Но автор отмечает, что читать он любит не оттого, что ценит литературные сочинения, а из любви складывать буковки в слова, а слова в предложения. Увлечение этого героя автор описал не без сарказма. В реальной жизни если и встречаются подобные личности, то весьма редко.
Талантливый читатель – это личность, которая получает удовольствие от знакомства с книгой, но содержание ее не забывает сразу же после прочтения. Литература – источник духовного, нравственного и интеллектуального обогащения. Читать нужно уметь. И тот, кто освоил это искусство, увлекаться художественными произведениями бессистемно не будет. А следовательно, талантливый читатель – это любитель прозы и поэзии, сформировавший собственные литературные предпочтения.
Словосочетание, значение которого раскрывает эта статья, можно использовать по отношению к человеку, который изучил не одно сочинение русского или зарубежного писателя. Но, в отличие от героя Гоголя, научился анализировать прочитанное.
Сочинение рассуждение на тему что значит талантливый читатель
Смолякова С.Н. Эссе Воспитание «талантливого читателя» в процессе изучения литературы. В своём эссе я попытаюсь ответить на очень важный и интересный вопрос: что значит быть «талантливым читателем» и как его воспитать в процессе изучения литературы? И вообще, правомерно ли такое словосочетание – «талантливый читатель»? Существует огромное количество замечательных произведений мировой литературы, созданных талантливыми, а подчас и гениальными писателями. А вот при чём здесь «талантливый читатель»? Может ли каждый из нас стать читателем? Или таким надо родиться? И начать я хотела с ответа на вопрос: для чего люди читают? На мой взгляд, можно выделить три причины, побуждающие людей к чтению. Во-первых, они читают для овладения какой-нибудь специальностью. Во-вторых, читают, чтобы удовлетворить свои художественные запросы, из любви к прекрасному. Наконец, мы читаем, чтобы получить информацию об окружающем мире. Правда, может быть, есть ещё одна причина – «убить время». Таким образом, чтение может приносить огромную пользу, но может и не оставить заметного следа в уме и сердце человека. Всё дело в умении читать. Конечно, прочесть книгу может любой из нас, владеющих грамотой. А вот что же значит уметь читать, быть «талантливым читателем»? Великий русский педагог В.А. Сухомлинский по этому поводу писал: «Чтение – это окошко в мир, важнейший инструмент учения… Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам». А замечательный мастер художественного слова К.Г. Паустовский призывал: «Читайте не торопясь, чтобы не потерять ни одной капли драгоценного содержания книг. Человек, глотающий книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга. Только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем мир». Таким образом, читать по-настоящему – это читать неторопливо, вдумчиво, стремясь проникнуть в художественную глубину произведений, уловить множество оттенков мысли и чувства автора. Лучшие произведения русской и мировой литературы обладают одним общим свойством – неисчерпаемостью их смысла, художественного содержания. Сколько бы мы ни перечитывали их, всякий раз находим что-то новое для себя. Умению находить это новое, всё глубже и глубже проникая в суть художественных произведений, умению читать по-настоящему можно и нужно учиться всю жизнь. Из всего выше сказанного следует, что «талантливый читатель» – это читатель, который умеет ориентироваться в мире литературы, обладает литературным и художественным вкусом, которому доступна не только событийная, сюжетная сторона произведения, но и те глубинные смыслы, которые в нём заложены. «Талантливый читатель» – это человек, который не мыслит себя без книги, для которого чтение – это жизненная необходимость, естественная потребность организма, необходимое условие полноценного существования. Недаром ещё Д. Дидро, великий французский просветитель, написал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Так как же выработать это умение читать по-настоящему, как воспитать «талантливого читателя» в процессе изучения литературы? На мой взгляд, огромную роль в этом процессе играет личность учителя, его увлечённость предметом, профессионализм, эрудиция, присутствие творческого начала в его работе, нацеленность не на оценку деятельности учащихся, а на пробуждение в них интереса к предмету, литературе, книге. Я глубоко убеждена, что талантливого ученика может воспитать только талантливый учитель. Если учитель любит свой предмет, знает его, очарован им, это обязательно передается его ученикам, пусть не всем, но многим. Недаром замечательный педагог Е.Н. Ильин сформулировал закон трёх О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. Большую роль в развитии литературного вкуса, навыков «правильного чтения» играет тактичное, ненавязчивое руководство учителя чтением учащихся, непринуждённый, непосредственный обмен впечатлениями по поводу прочитанного как на уроке, так и вне его. Но воспитание «талантливого», профессионального читателя невозможно без развития умения анализировать произведение, т.е. читать текст лингвистически вооружённым взглядом. Это объясняется тем, что любой текст создаётся для выражения словами определённого содержания. Это содержание не может быть выражено иначе, чем в словесной форме. Смысл текста – это единство его содержания и словесной формы выражения. Поэтому, если мы хотим понять содержание текста, проникнуть в его смысл, нам необходимо рассматривать, какими языковыми средствами оно выражено. Иного пути понимания содержания нет. «Чтение – это труд и творчество», – сказал современный философ В.Ф. Асмус. И без такого творческого труда невозможно воспитание «талантливого читателя», становление настоящего человека, уникальной личности. И закончить свои размышления я хотела бы словами академика Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей, служит нам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей, – одним словом, делает вас мудрым. Но всё это даётся вам только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи, ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием…»
Любовь к книгам
Персонаж, о котором речь шла выше, – Петрушка, лакей прохвоста Чичикова. По отношению к этому литературному герою неприменимо словосочетание «талантливый читатель». Синоним этого понятия – вдумчивая личность. Петрушка не затрудняется пониманием содержания книг. Он с одинаковым рвением берется за чтение букваря, молитвенника и французского романа. Но кто такой талантливый читатель? Синоним этого понятия – человек, знающий толк в литературе. Тот, кто не читает без разбора, а умеет выбирать из многообразного книжного мира то, что ему действительно интересно и нужно.
Популярные сочинения
Как научиться читать?
Литературный вкус можно сравнить с музыкальным слухом. Один читатель получает удовольствие исключительно от прочтения качественной литературы. Другого интересует лишь захватывающий сюжет. Бездарный читатель не способен оценить художественные средства, которые использует автор. Ему недоступна главная идея произведения. Его можно сравнить с человеком, которому «медведь на ухо наступил». С тем, кто не отличает гармонию от дисгармонии. Но в отличие от музыкального слуха, литературный вкус не является врожденным. Его можно приобрести.
Итак, в чем заключается смысл словосочетания «талантливый читатель»? Это кто? Человек, который прочитал романы Толстого, Достоевского, рассказы Бунина и повести Пушкина? Школьный минимум предполагает изучение книг великих классиков. Для удачной сдачи ЕГЭ ученики читают произведения, которые входят в список обязательной литературы. Зетам анализируют, пишут по ним сочинения. Однако после окончания школы далеко не все увлекаются чтением. Следовательно, не для каждого человека, изучившего школьный минимум, применимо понятие «талантливый читатель».
Предложение за предложением, страница за страницей… И в воображении читателя рождается целый мир художественных образов. В него он погружается, проживая жизнь героев и сопереживая им. Это состояние знакомо человеку, которого можно наделить таким званием, как «талантливый читатель». Значение этого понятия сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Талантливым можно назвать читателя, который обладает богатым воображением, имеет за своей спиной не один десяток прочитанных книг, умеет отличить классику от «чтива». Способность понимать и анализировать великие произведения литературы приходит с опытом. Рассмотрим способности вдумчивого читателя на примере всем известного романа.
Книги и собственное сознание
Читая книгу, я часто уношусь в неведомые дали, которые отличаются от далей, описанных автором. Часто мои мысли ассоциируются с сюжетом, но развиваются самостоятельно, рисуя в моем сознании развитие событий, которых нет в тексте.
Вот так, читая страницу за страницей, я действую механически, но при этом мой ум в этот момент где-то очень далеко. Я думаю, меня поймут многие люди, которые выполняют монотонную работу, но при этом думают о чем-то другом. Здесь напрашивается вывод о том, что читать нужно учиться: проявлять старание и концентрировать свое внимание.
Это умение тоже по своей сути механическое и не относится к таланту. Быть талантливым читателем, значит — подключить творчество. Нужно осознавать то, что пытается передать автор, но при этом пропустить все эти мысли через свое сознание.
Можно провести аналогию с картиной, в которой масса разных оттенков и интересных деталей. В книжке также есть много граней, а каждое слово внесет какой-то смысл. Кроме этого, есть контекст, особенности самого автора и так далее.
Не всегда талантливый читатель должен быть эрудированным, но полезно знать что-то об авторе и самом произведении. Сознательный человек выделяет для себя из книги такие моменты:
Прочитав книгу, человек «проработает» ее в своем сознании, и даже может додумать или доделать работу автора, фантазируя в своей голове. Такие рассуждения о работе писателя помогут понять суть произведения и сделать правильные выводы.
Пример: «Мастер и Маргарита»
Роман завоевал любовь миллионов читателей. В чем уникальность этого произведения? Почему оно вызывает интерес у людей различного возраста и уровня образования? В подростковом возрасте читатель знакомится с творением Булгакова, и его завораживает мистичность сюжета. С приобретением жизненного опыта он способен оценить и искрометный булгаковский юмор. Но лишь поистине талантливому читателю доступна глубокая философская идея этого произведения.
Идея романа основана на библейском сюжете. Оценить мудрость слов Иешуа может лишь личность глубокая, мыслящая. Герой Булгакова говорит о трусости как о самом страшном пороке. Он намекает на недостоверность записей Матвея. Использование евангельских мотивов позволяет автору выразить свою нравственную позицию, оригинальные взгляды на историю христианства. Познать идею романа не может читатель, для которого эта книга стала одной из первых. Для анализа произведения следует прочитать немало критических статей, биографических произведений о писателе. Следовательно, читать книги — не значит понимать их содержание. Для понимания термина «талантливый читатель» следует привести еще один пример из литературы.
Талант – дар природы?
В словаре Брокгауза талант определяется как высокое природное дарование, выдающаяся способность к деятельности в какой-либо области.
Сразу же вспоминаются имена знаменитых актеров, ученых, музыкантов, писателей. Достоевский, Бетховен, Менделеев, Миронов — вот кого, бесспорно, можно назвать людьми талантливыми, вот кого щедро наделила природа!
Талантливый ученый, словно живущий в мире абстракций, размышляющий над новым произведением писатель или создающий музыку композитор иногда кажутся остальным людям несколько странными…
То есть талантливый человек – особенный, тот, кто от рождения имеет выдающиеся способности? И обладателями талантов могут быть лишь избранные?
Да, талант – это, бесспорно, показатель особой одаренности. Но не избранности!
И в применении к обычным людям мы тоже нередко пользуемся словом «талант». И даже больше – каждый человек по своей природе в чем-то талантлив.
«Преступление и наказание»
Книгу Достоевского называют образцом криминального романа. Это произведение, действительно, имеет все признаки детективного жанра. Но слово «наказание» здесь имеет отнюдь не юридический оттенок. Скорее христианский. Раскольников нарушает одну из заповедей. Он действует согласно античеловеческой теории. И это едва не приводит его к нравственной гибели. Спасает его вера.
Понять глубину романа Достоевского в подростковом возрасте сложно. Талантливым читателем можно назвать, пожалуй, человека, который после окончания школы снова возвращается к произведениям классической литературы, среди которых одним из важнейших является «Преступление и наказание», дабы взглянуть на переживания героев с высоты жизненного и читательского опыта.
Книгам великих авторов посвящают свои труды критики. Стоит ли читать эти сложные литературоведческие сочинения?
Что такое гениальность
Говоря, что гениальность выходит за пределы нормы, мы имеем в виду не патологию, не болезнь, а то, что способности гения существенно превышают некую стандартную, принятую в обществе норму. Это и позволяет гениям не только добиться успеха часто в нескольких видах деятельности, но и оказать влияние на сам ход развития человеческой цивилизации.
Талантливый человек от просто способного отличается количественно – уровнем развития способностей, а вот гениальный отличается качественно.
Высший уровень способностей человека
Для гения характерно:
Причем креативности спонтанной, когда новые, оригинальные идеи рождаются как бы сами по себе, а интуитивное мышление опережает рациональное.
Не менее важно такое качество гения, как заинтересованность, увлеченность, нередко переходящая в одержимость. Гениальные люди часто увлекаются разными областями, видами деятельности, и везде способны добиться успеха не только благодаря своей одаренности, талантливости, но и колоссальному трудолюбию, упорству, целеустремленности. Ради нового знания или овладения новой деятельностью гений может жертвовать многим, в том числе и собственным здоровьем, и благополучием близких.
Гении обладают способностью научного предвидения не только благодаря своим анализаторским способностям, но и потому, что сами во многом опередили свое время, а их открытия и творения, казалось бы, взяты ими из будущего.
Основа гениальности – очень высокий уровень одаренности и таланта, который проявляется в разных видах деятельности. Казалось бы, гений способен добиться успеха во всем. Например:
Читая о гениях, понимаешь, что это люди, которые находятся явно за пределами нормы. Но насколько они ненормальны?
Может, все же патология?
Именно к такой мысли пришли ряд исследователей, изучавших в начале XX века феномен «гения», — уж слишком деятельность этих гениальных людей и их поведение отличались от обычных.
Одним из наиболее известных сторонников идеи связи гениальности с психической патологией был итальянский психиатр Чарльз Ломброзо. Он написал книгу «Гений и сумасшествие», в которой собрал и проанализировал большой статистический материал различных отклонений талантливых людей. Ломброзо сделал вывод, правда, довольно осторожный, что гениальность часто связана с проявлением болезни, причем не только психической. Прав ли он?
Отчасти да, прав. Но не в том, что между гениальностью и сумасшествием имеется очевидная связь, а в том, что гениальные люди часто предрасположены к болезням, в том числе психическим. Причин тут несколько:
Есть и еще одна причина, не связанная напрямую с гениальностью. Гении заметны в толпе, они слишком неординарны, нестандартны, чтобы считаться нормальными. Они кажутся странными, а слухи, бывает, значительно преувеличивают эти странности.
Но гениев можно назвать настоящими двигателями цивилизации. А странности? Они есть у всех. Современные психологи вообще утверждают, что нормальных людей не существует, норма – это абстракция. Гению, по крайней мере, странности простительны.
Школы для одаренных детей: хорошо или плохо?
Критик или читатель?
Есть ли разница между этими понятиями? Критик – это больше, нежели талантливый читатель. Употребление в речи такого понятия довольно распространенное. Критиком называют специалиста, который анализирует художественные произведения и делает это профессионально. Читатель – это тот, что получает удовольствие от знакомства с художественным миром писателя. Оценка профессиональных критиков более объективна. Их статьи публикуют в учебниках по литературе. Имена лучших из них входят в историю литературы. Но стоит помнить, что ни проза, ни поэзия не может существовать без благодарного читателя. Писатель создает свои книги не для прославленных критиков. Аудиторией его являются талантливые читатели.
Что такое одаренность и какого ребенка можно назвать одаренным презентация к уроку на тему
Что же такое одарённость? И какого ребёнка можно считать одарённым?
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Какого ребенка можно назвать одаренным?
На данный момент одаренными детьми считаются дети, интеллектуальный уровень которых на порядки превосходит уровень других детей в его возрастной категории. Однако, одаренными можно считать и тех детей, которые самостоятельно проявляют знания в одной или нескольких областях или проявляющие способности, не свойственные возрасту.
В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:
дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность). дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность); дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми; дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность); дети со «специальными способностями» (экстрасенсорнык способности); дети одаренные в психомоторной сфере (спортсмены, танцоры).
Современная наука различает следующие Степени одаренности детей.
Также следует помнить, что одаренность, талант, и гениальность, не являются нормой развития ребенка, современная наука определяет одаренность, высокий уровень развития интеллекта и таланта, гениальность как патологию нормы.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
• Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
• Не могут четко развести реальность и фантазию.
• Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
• Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
• Для одаренных детей, как правило — характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Итак:одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке специалистов, в силу своих способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах:
К группе одаренных детей могут быть отнесены обучающиеся, которые испытывают радость от умственного труда, имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
Всего насчитывают шесть ступеней выраженности способностей у детей:
Врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Вместе с тем, нельзя считать, что задатки. совсем нейтральны по отношению к будущим способностям. Так, особенности зрительного анализатора скажутся именно на способностях, требующих участия данного анализатора (рисование, проектирование, образное мышление), а особенности речевых центров мозга более непосредственно выступят в видах деятельности, связанных с речевыми способностями (актерское мастерство, журналистика, иностранные языки), и т. п.
В качестве таких задатков принято выделять:
1. Типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных неравных связей, их прочность, легкость дифференцировок; 2. Анатомические особенности строения анализаторов — и отдельных областей коры головного мозга.
Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности. Это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Склонности представляют собой мотивационный компонент деятельности. Поэтому, без наличия склонности определённая деятельность может и не начаться, и способность, соответственно не сформируется. С другой стороны, если не будет успешной деятельности, склонности человека не будут опредмечены.
Это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.
Одаренность — это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.
Определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.
Практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.
Показатели одаренности ребенка.
Существует ряд признаков, характеристик, которые наблюдаются практически у всех одаренных детей. Одаренность ребенок определяется следующими качествами:
1. Ребенок начал рано говорить и ходить.
2. Значительно раньше сверстников начал проявлять интерес к цифрам, буквам, рисованию, музыке, пению и т.д. Некоторые вундеркинды уже в два года интересуются географией, иностранными языками, математикой и другими науками.
3. Хорошее развитие речи, ребенок не по годам четко и ясно излагает свои мысли, используя слова, которые у большинства детей еще отсутствуют в лексиконе.
4. Память ребенка заставляет удивляться, он с легкостью запоминает стихии, способен рассказывать наизусть сказки.
5. При возникновении какой-либо проблемы, задачи, одаренный ребенок пытается найти нестандартные способы решения.
6. Одаренный ребенок очень любознателен, он проявляет живой интерес ко всему новому.
7. Одаренный ребенок, как только научился читать, буквально не выпускает книги из рук. Именно чтение он предпочитает просмотру телевизора и компьютерным играм.
8. От познавательной, интеллектуальной деятельности одаренный ребенок получает большое удовольствие. Он не может оторваться от складывания пазла, решения головоломки и т. д.
9. Одаренный ребенок предпочитает больше общаться со взрослыми людьми, а не со сверстниками, потому что именно старшие товарищи могут ему дать ценные и интересные знания.
10. Такие дети в своем большинстве очень эмоциональны и порой очень резко проявляют свои чувства. Это создает некоторые проблемы в коммуникации с окружающими детьми и взрослыми. Порой повышенная эмоциональность одаренного ребенка путается с избалованностью и капризностью.
11. У одаренных детей повышенное чувство справедливости. Они всегда соблюдают установленные правила и нормы.
12. У многих одаренных детей отмечается отставание в социальном развитии, что во многом обусловлено с проблемами в общении вследствие повышенной эмоциональности.
13. Благодаря своему богатому воображению, одаренные дети ко всему подходят творчески, проявляя свой изобретательский талант. Но нередко воображение порождает у таких детей необоснованные страхи, в своем мозгу они могут нарисовать самые невероятные картины.
14. Стремление во всем докопаться до истины толкает их на настоящие подвиги. В поиске правильного решения они будут докапываться до взрослых, перечитывать массу литературы, ставить опыты и т. д.
15. Большинству одаренных детей требуется гораздо меньше времени для сна, чем сверстникам. Это далеко не весь список показателей детской одаренности. Их насчитывается около тридцати. Сюда еще можно добавить, что у многих одаренных детей отмечается хорошее чувство юмора, интерес к религии, Богу, происхождению человечества.