Что значит хорошее воспитание
Воспитание благородства: секреты воспитанности академика Д. С.Лихачева
«Воспитанный человек – тот, кто хочет и умеет считаться с другими», – считал литературовед, филолог Дмитрий Лихачев. Человек высокой культуры, сам он удивлял собеседника доступностью и простотой обращения.
Уровень – есть, воспитанности – нет?
Понятие воспитанности в ХХI веке всё более размыто. Оно уходит из нашей жизни. А ведь это довольно точная величина, у которой есть собственная шкала. Недаром школьные учителя еще употребляют этот непопулярный термин – уровень воспитанности.
Быть хорошо воспитанным и иметь приличные манеры сегодня кажется немного странным и даже ретроградным. А ведь совсем недавно, в веке ХХ‑м, важно было быть не просто воспитанным, но и благородным.
Внутреннее благородство – вечная ценность и сегодня как никогда актуально – отчасти потому что редко. Можно ли воспитать в ребёнке такое благородство и что для этого нужно?
Обратимся за ответами к эпистолярному и прозаическому наследию Дмитрия Сергеевича Лихачева.
Достойная жизненная цель – увеличивать добро в мире
Человек, рожденный в царское время и воспитанный в имперской гимназии, потрудившийся в стране Советов, Дмитрий Сергеевич никогда не переставал учиться и воспитывать себя самого.
И, как пишет Д. С. Лихачёв, его учителями и воспитателями были герои и события древних эпох, памятники родной истории и старины, древнерусской литературы, а также встреченные им люди и реальный жизненный опыт.
Лихачёв – настоящий русский интеллигент, который естественно и просто нес в себе царственное достоинство. Он не считал себя верующим, однако тексты, с которыми он соприкасался всю жизнь, были христианскими.
Христианским же – то есть бого- и человеколюбивым – было и его поведение, и его отношение к окружающим, многие из которых еще помнят примеры его действенной помощи.
Вхожий в высшие круги советского общества, он был общедоступен и демократичен, прост в обхождении, заботлив и снисходителен. Вот несколько ярких высказываний Дмитрия Сергеевича.
«Умение сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить другим настроение, быть всегда ровным в обращении с людьми, быть всегда приветливым и веселым – настоящее искусство.
Нет лучшей “музыки в человеке”, чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место».
“В жизни надо иметь служение – служение какому-то делу. Пусть это дело будет маленьким, оно станет большим, если ты будешь ему верен… А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас”.
«Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость».
«Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже…»
«Стравинский говорил о В.Стасове, что он не отзывался плохо даже о погоде».
«Речь характеризует человека в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. Совершенствовать свой язык – громадное удовольствие, не меньшее, чем хорошо одеваться, только менее дорогое…»
«Письма о добром и прекрасном»
Академик Д. С. Лихачёв, помимо научных трудов, создал много публицистических очерков, читательская аудитория которых – молодые люди.
«Письма о добром и прекрасном» – не только собственные мысли признанного ученого и писателя, достигшего в своей области больших высот.
Это обобщенный Лихачёвым опыт его предшественников – то есть большие пласты истории, этики и философии. И, конечно, педагогики. Процитируем пару глав из этого актуального произведения
Письмо тринадцатое. «О воспитанности»
Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.
Я не берусь давать «рецепты» воспитанности, так как сам себя вовсе не считаю образцово воспитанным. Но кое-какими мыслями я хотел бы поделиться с читателями.
Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.
Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, – он невоспитанный человек.
Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, – он невоспитанный человек.
Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких – он невоспитанный человек.
Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, – он невоспитанный человек.
Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), – он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.
Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп.
Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна.
Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.
Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя «громко», экономит время других («Точность – вежливость королей» – говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же – дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.
Читатель заметил, вероятно, что я обращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи. Это потому, что женщине действительно нужно уступать дорогу… не только в дверях.
Умная женщина легко поймет, что именно надо делать, чтобы, всегда и с признательностью принимая от мужчины данное ей природой право, как можно меньше заставлять мужчину уступать ей первенство.
А это гораздо труднее! Поэтому-то природа позаботилась, чтобы женщины в массе своей (я не говорю об исключениях) были наделены большим чувством такта и большей природной вежливостью, чем мужчины…
Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих.
Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.
Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно. Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки.
Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.
В чем же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все?
В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу.
Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши – вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды.
Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений.
И не надо класть локти на стол опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим – к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть.
Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение.
Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и… красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна».
И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры – это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть.
Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т.д.
Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.
Письмо двадцать восьмое. «Быть вместе»
Меня часто спрашивают, почему в быту совершенно исчезают русские игры. Лапта, горелки, городки или рюхи?
Сложный вопрос. Исчезают не только русские игры, исчезают игры вообще. Они заменяются танцами или тем, что называется танцами.
А между тем игры очень важны в воспитательном отношении.
Игра – будь это лапта, волейбол, горелки или еще какая-нибудь – воспитывает социальность, она воспитывает умение держаться вместе, играть вместе, ощущать партнера, ощущать противника.
Это очень важная воспитательная вещь – игра.
Игры должны быть возрождены в нашей жизни. Потому что я уже не вижу, чтобы играли, скажем, в крокет. А крокет – важная игра, потому что в крокет играют и взрослые, и дети, это общение взрослых и детей. Это важно.
Дома заняты тем, что смотрят телевизор. Вот тут телевизор оказывается серьезным конкурентом. А раньше играли в цифровое лото, играли дети, играли взрослые, и это служило общению взрослых и детей, это был один из моментов, очень важный в воспитательном отношении.
Но не только лото, существовали разные игры, в которых принимала участие вся семья. Так же, как, скажем, вся семья на Севере где-нибудь принимала участие в пении хоровых народных песен.
Это важный момент, потому что хор, он не только доставляет эстетическое удовольствие, он нравственно организует семью, нравственно организует общество, собравшееся где-то в деревне, в зимнюю пору, при вьюге снежной.
Поют – люди общаются этим способом друг с другом, они вступают в контакт. А как мало у нас сейчас контактов между людьми!
Они очень важны, непосредственные контакты, контакты интуитивные, которые вот в играх, в хоровом пении, в музыке организовывались.
Поэтому на эту сторону нашего быта, на то, что уходят из нашего быта игры, надо обратить внимание педагогическим организациям.
И не сделать ли уроки физкультуры в наших школах игровыми? Это давало бы одновременно и физическое развитие, и нравственное, и объединяло бы класс».
Публикацию отрывков глав этого сочинения хотелось бы завершить ещё одной веской цитатой Дмитрия Сергеевича:
«Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной осёдлости человека».
Вступительная статья Валентины Киденко (по материалам СМИ)
Образованный, но невоспитанный человек куда опаснее для себя и для других, чем человек воспитанный, но необразованный.
Воспитанность – это качество личности, одна из множества характеристик человека.
Обществу она видится обязательной, недаром ее пытаются взрастить еще в детстве – родители, педагоги и прочие старшие товарищи. Трудно поспорить: социуму выгодно иметь дело с воспитанными людьми, свято чтущими его законы.
Воспитанность подразумевает вежливость, тактичность, уважение, соблюдение правил этикета и общепринятых норм поведения, но это далеко не все.
В воспитанном поведении проявляется внутренняя культура человека, его хорошие привычки и самые лучшие свойства характера.
С чего начинается воспитанность?
Чем занимаются денно и нощно родители, а в их отсутствие – весь персонал детского сада? Правильно, воспитывают. Сеют доброе и вечное, прививают хорошие манеры – кнутом, пряником, собственным примером и длительными беседами.
Во многом воспитанность – это выработанная с годами привычка, устойчивый навык грамотного поведения в социуме.
С детства в малыше взращиваются самые славные его черты, подпитываются достоинства, искореняются недостатки.
Параллельно с этим идет работа по обучению крохи должному поведению в социуме.
Но не стоит думать, что воспитанный человек – это реальный пример качественной родительской дрессировки. Отнюдь!
Невозможно просто сделать ребенку «прививку хороших манер» и рассказать, какие нормы поведения в обществе нынче в моде.
Многие мамы и папы полагают, что достаточно обучить кроху этикету и внедрить в мозг уважение к другим (как правило, старшим), и дело сделано – воспитание прошло успешно!
Возможно, такой ребенок будет говорить «волшебные слова», правильно пользоваться вилкой и убирать локти со стола, но будет ли он по-настоящему воспитанным – внутри, под наносной вежливостью и тактичностью?
Как стать воспитанным человеком?
Мы можем много и долго говорить о воспитанности, о необходимости тех или иных действий, направленных на повышение воспитанности… Но как же мне не хочется, чтобы эти разговоры напоминали прежние разговоры о повышении удоев в наших колхозах, когда в действительности всё было как раз наоборот.
Но ведь всё это уже было сказано и/или написано умными людьми.
Всякий человек, которому хотелось бы стать хоть чуточку лучше, воспитаннее (а что же вы думаете, таких желающих не бывает?), благороднее, наконец, может это сделать. Как? Читайте книги, написанные умными и благородными людьми.
Замечательная книга «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. Сборник советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни». Книга сия была издана в Санкт-Петербурге (в типографии В.А.Тихонова) аж в позапрошлом веке (в 1889 году).
Давайте, я приведу вам, дорогие пользователи, выдержки из вышеназванной книги о хорошем тоне.
Критерии воспитанности: такая разная черта
В обществе широко распространено понимание воспитанности, включающее в себя учтивость, сдержанность, самообладание и вежливость.
Воспитанные люди далеки от истерик и склок, не распространяют слухов и избегают пошлости. Благонравный юноша, истинный джентльмен, скромная и порядочная леди, ребенок, уважительно обращающийся к старшим… Все, что ценилось триста лет назад, востребовано и в наши дни.
Это лежит на поверхности, однако, истинная воспитанность – куда более глубокое понятие: лишь баланс между убеждениями, мыслями, знаниями человека и его поступками порождает гармоничную личность.
Когда в словах и жестах одно, а в сердце – другое, человек буквально разваливается на составные части.
В философских размышлениях в воспитанном человеке видят эталон образованности и нравственного совершенства. Это интеллигентный, безупречно ведущий себя индивид, всерьез заботящийся об этике и морали.
Обычно воспитанность свойственна порядочным, высоконравственным, толерантным и альтруистичным особам. Трудно повстречать эгоиста и подлеца с этой жизненноважной чертой. Но это не непреложное правило: мир видывал тысячи воспитанных воров, обманщиков и лентяев!
Воспитание «Человека» статья по теме
Выступление на IV Покровских чтениях
Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего — люди.
Из них на первом месте — родители и педагоги.
Семья является источником передачи тех традиций, которые складывались из поколения в поколение, способствует раскрытию заложенных в ребенке способностей. В воспитании и становлении личности семья играет главенствующую роль.
Родительская семья должна служить для ребенка прообразом будущего жизненного устройства. Семья призвана не только передавать из поколения в поколение духовную, национальную и культурную традиции, а в первую очередь воспринимать их и поддерживать.
Необходимо помнить, что ребенку необходимы реальные примеры и достойные авторитеты, а не формально – абстракционный идеологизм.
В семье ребёнок находится значительную часть своей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка. И оттого, какие складываются взаимоотношения между взрослыми и ребенком, какие примеры видит он перед собой, какой смысл вкладывают в семье в понятие «что такое хорошо и что такое плохо», таким и будет его мировоззрение на окружающий мир, так же он будет выстраивать взаимоотношения во взрослой жизни.
Поведение наших детей – это проекция нашего отношения к ним.
Без примера и наставления родителей ребенок теряет способность формироваться как личность.
Вслед за участием родителей и близких в воспитание и формирование духовно-нравственных ценностей включаются и социальные институты: детский сад, школа, ВУЗ и т.д.
Школа призвана укрепить личностные характеристики ребенка, создать благоприятную среду для его развития, научить выбирать верные ориентиры в жизни и сопротивляться тлетворному влиянию безнравственного поведения окружающих.
Воспитание духовно богатой, нравственной и морально устойчивой личности – это общая задача семьи и школы.
Преемственность традиций формирования мировоззрения ребенка в семье основанных на любви, уважении, доверии, почитании – первоочередная задача школы. Но не всегда, к сожалению, семья является положительным примером. В том случает, когда поведение близких асоциально и не несет в себе здравых ценностей, направлено скорее на разложение личности, нежели на ее формирование, школа должна стать тем определяющим фактором в развитии ребенка, который поможет сформировать иерархию ценностей, восполнит пробелы духовно-нравственного воспитания, привьет любовь к традиционному семейному укладу, поможет социальной адаптации и сформирует устойчивые жизненные ориентиры.
Введение в общеобразовательную программу курса «Основы православной культуры» помогает обратиться к исконно русским традициям воспитания духовно обогащенной и нравственно устойчивой личности. Знакомство с основами православной культуры раскрывает знания о культуре человеческого бытия, исконно русских традициях, формировавшихся под влиянием христианской религии, благотворно воздействовавшими на моральный облик человека. Учитель должен быть знатоком и ценителем русских традиций, передавать не только энциклопедические знания, а нести духовность и культуру таким образом, чтобы ребенок осознанно стремился сохранять и укреплять эти традиции. А значит тогда можно верить, что заложенные в ребенка православные принципы помогут вырасти сильной и духовно здоровой личности.
Т.И. Игольницына (социальный педагог, учитель православной культуры)
Цели воспитания — это нужно обществу или индивиду
Теперь мы поняли, что такое воспитание, но зачем нам воспитывать детей? Какой смысл сего мероприятия? В настоящий момент существует две концепции цели воспитания.
Прагматическая концепция (кстати, ее придерживается США) предполагает, что целью воспитания является выживание.
То есть общество должно воспитывать социально эффективных, наделенных ответственностью и законопослушных граждан, чтобы они успешно ладили между собой и вместе думали над тем, как жить дальше. Может поэтому американцы такие спокойные, улыбчивые и доброжелательные?
Вторая концепция – это гуманистическая, которая «видит» своей целью организацию таких условий, которые помогут индивиду развить таланты и проявить свое «Я».
Некоторые ученые мужи на полном серьезе говорили о том, что само по себе воспитание в том виде, который существует на данный момент, бессмысленно и его нужно отменить, чтобы дать человеку возможность развиваться естественно, не вмешиваться в его истинную природу.
Первая концепция ставит в приоритет интересы общества (в США — это интересы капиталистов, которые получают послушное стадо), вторая – индивида. Какая из них более эффективная и правильная, неизвестно. По крайней мере, этот вопрос в ученом пространстве до сих пор стоит ребром.
Нравственный человек – продукт воспитания моралью
Любое воспитание имеет свою конечную цель. В нашем случае целью является личность, обладающая определенным набором качеств, таких как доброта, честность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность, а также верность. Нравственность есть качество индивидуальное для каждого. Каждый из нас вносит в это понятие свои характеристики. Определенные моральные качества диктует человеку его профессия: солдат должен быть смел, доктор и педагог – добрым, человечным, судья – честным, а пожарный – самоотверженным.
Цели и задачи нравственного воспитания
Стоит ли намеренно заниматься нравственным воспитанием? Об этом писал Л.С. Выготский, утверждая, что попытки намеренного обучения нравственности бессмысленны. Такое воспитание должно осуществляться незаметно, как бы растворяясь в повседневной жизни. Нельзя воспитать лекцией нравственности. Лучший метод – пример родителей и педагогов. Воспитание нравственностью происходит в процессе просмотра фильма, беседы или чтения рассказа с последующим анализированием поведения и чувств героев. Невозможно представить специального занятия «по морали», это было бы просто нелепо. Претворяя в жизнь идею нравственного воспитания, педагог должен уметь «растворить нужную порцию воспитательной деятельности» в привычный учебный процесс. Уметь правильно и четко организовать свою нравственно-воспитательную деятельность так, чтобы ребенок об этом не знал, а только чувствовал и впитывал, как губка – это признак мастерства педагога. А результатом станет зрелая, нравственно воспитанная личность, богатая духовно и выносливая психически – отличная основа для нашего «светлого завтра».
Делаем ставку на воспитанность человека
Если бы вас попросили изобразить на бумаге воспитанную личность, что бы вы нарисовали? Или еще сложнее, как вы объяснили бы ребенку точное значение этой теряющей добрую славу фразы?
Многим из нас пришлось бы непросто. Ведь мы отлично понимаем, что уступить место в транспорте — это еще далеко не всё (хотя уже немало).
Воспитанность человека, по моему мнению, это особая степень такта. Когда вместо того, что бы послать обидчика куда-нибудь подальше, обычно с улыбкой произносишь: “Я вижу вы далеко пойдете”.
Спросите у меня «у кого ты учился воспитанности?» и я отвечу вам «у невоспитанных. Я просто избегал делать то, что делали они»
Воспитанный полон достоинства, а потому тих и мирен. Его трудно спровоцировать на безрассудство. Он уважителен и аккуратен в словах. Его чувства всегда сбалансированы, а эмоции подчинены благоразумию.
Разумеется у него есть собственные желания, но он никогда не удовлетворяет их, бортируя желания дорогих ему людей. Обладая многими правами, он не настаивает на них, наступая на чужие права и свободы.
Такая воспитанность всегда проявляется во внешнюю среду, даже если в потаенной комнате она скрывает несколько шкафов со скелетами. Другими словами воспитанная личность не удерживает себя от добрых проявлений, несмотря на то, что прекрасно осознает собственную ограниченность и дефектность.
Кроме тактичности воспитанность превозносит скромность. Она не позволит себе заполнять собой чужое пространство. Иначе сказать, она не любит шумливость, хотя не станет возбранять пошуметь другим.
Правота воспитанности как и мудрости всегда подтверждается ее делами
Что значит быть воспитанным человеком?
Одним из по-настоящему умных, воспитанных и благородных людей был академик, учёный-литературовед Дмитрий Сергеевич Лихачёв, проживший 93 года.
Вот я и приведу вам выдержки из рассуждений этого умнейшего человека. А вы прочтите, пожалуйста. Может быть даже и не раз…И даже не два… Видит Бог, знакомство с рассуждениями таких людей пойдёт всем нам на пользу. Именно таких людей и имеют в виду, когда говорят, что они сеют разумное, вечное, доброе.
Вот что говорил и писал замечательный русский мыслитель Лихачёв Дмитрий Сергеевич…
Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя. Надо только знать, что такое воспитанность.
Убеждён, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях с родными.
Если мужчина на улице пропускает впереди себя незнакомую женщину и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, – он невоспитанный человек.
Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, – он невоспитанный человек.
Если во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, – он невоспитанный человек.
Если он громко включает радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома читает или готовит уроки (скажем, дети-школьники), – он невоспитанный человек. И никогда не сделает воспитанными своих детей.
Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим, и с младшим и годами, и по положению.
Воспитанный человек во всех отношениях не ведёт себя «громко», экономит время других, помня поговорку «точность – вежливость королей».
Воспитанный человек при любых обстоятельствах выполняет данные им обещания, не задирает носа, и всегда ровен со всеми – дома, в школе, в институте, на работе, в магазине, в общественном транспорте.
Вы, наверное, заметили, что я обращаюсь главным образом к мужчине. Это потому, что женщине действительно надо уступать дорогу. И не только в дверях.
Но умная женщина поймёт, что именно надо делать, чтобы с признательностью принимая от мужчины данное ей природой право, как можно меньше заставлять мужчину уступать ей первенство. А это гораздо труднее!
В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.
Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнёшь уши – вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо громко красть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей по столу не возникало опасений.
Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим – к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть.
Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами, анекдотами, особенно такими, которые уже были рассказаны. Этим вы ставите окружение в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но позвольте другим что-либо рассказать.
Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к природе, к обществу, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к историческому прошлому тех мест, где живёшь, где находишься в данный момент…
Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим.
Это лишь малая толика мудрых мыслей о воспитанности и вежливости, почерпнутых мной в книгах и рассуждениях замечательных людей. Читайте, изучайте их – здесь вы найдёте осмысление правил хорошего поведения и руководство для воспитания ваших детей.
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Получайте новые статьи прямо на почту!