Что значит хорошая школа
Что такое хорошая школа?
Несколько лет назад по заданию «Русского журнала» главный редактор газеты «Литература» Сергей ВОЛКОВ брал серию интервью у директоров сильных школ. Эти беседы публиковались еженедельно в рамках проекта «Директорский клуб РЖ». Среди вопросов, заданных директорам, был в том числе и вопрос о том, что такое в их понимании «хорошая школа». Сколько собеседников – столько и мнений. Собранные вместе, они дают возможность увидеть целый спектр представлений, иногда противоречащих друг другу. Тем интереснее их читать и сравнивать. Особенно если знаешь, что за плечами отвечающих – реальный опыт создания разных по своей природе, но очень успешных школ.
Михаил Яковлевич Шнейдер, директор гимназии № 45, г. Москва:
– Хорошая школа удовлетворяет потребности близлежащего социума. Это значит, что хорошие школы должны быть разными. И в Москве такие есть – мне, например, очень нравится опыт Ямбурга или Рачевского.
Для меня как для либерального по мировоззрению человека (и директора) очевидны следующие положения. Во-первых, мы не имеем права решать за ребенка, каким он должен стать. Мы лишь можем предполагать, каким он может стать, и предлагаем набор образовательных услуг, чтобы он сам выбрал свой путь. Во-вторых, мы должны создавать максимально благоприятные условия для формирования толерантности, способности жить в гражданском обществе, законопослушности. Социальное измерение вообще очень важно в образовании – сейчас оно почти ушло из школ. Родители и ученики, к сожалению, часто воспринимают школу как «магазин знаний». Мне кажется, что у нас – не только в школе, но и вообще в стране – очень серьезные проблемы именно в сфере «человек – человек». Вот этим образование должно заниматься. Все остальное гораздо более понятно.
Наталия Анатольевна Курдина, директор МОУ СОШ № 9 им. А.С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла, г. Пермь:
– Мне лично близка и дорога точка зрения о том, что образование человека – это процесс обретения им своего образа. Хорошая школа должна помочь ребенку обрести свой образ. Признаюсь, у меня до сих пор, несмотря на возрастающую с годами профессиональную искушенность, замирает сердце, когда я встречаюсь с хорошей школой.
Я радуюсь за детей, которые имеют возможность бывать в такой школе каждый день; за родителей этих детей, которые не тратят усилий на ежедневное «гашение школьных пожаров» и могут без суеты обдумывать вопросы образования своего ребенка; за педагогов, не расплескавших в суете жизни своего учительского счастья; за город, деревню, где есть такая школа: рядом с ней теплее, надежнее жить.
Убеждена, что хорошая школа – это маленькое чудо, сотворенное людьми.
Ефим Лазаревич Рачевский, директор Центра образования «Царицыно» № 548, г. Москва:
– Хорошая школа – эффективная школа. В чем для меня заключается понятие эффективности? Прежде всего, школа должна быть культуросообразной. Нужно исключить из нее ту архаику, которая мешает жить. Нужно видеть личность и максимально персонализировать педагогический процесс: учить не класс, а ребенка. Кроме того, пришло время отойти от школоцентризма в образовании. Пора понимать, что школа как источник информации стоит теперь далеко не на первом месте. У нас в вестибюле школы висит лозунг – слова Марка Твена: «Хождение в школу не должно мешать моему образованию». Сначала обрадовались те, кто в школу ходить не любит. Но очень быстро стало понятно, что имеется в виду. Посмотрите: сегодня чрезвычайно актуальным становится дополнительное образование. Я не помню кто, но очень верно назвал дополнительное образования зоной ближайшего развития общего образования. Тут мотивация у ребенка совсем другая, его никто сюда не загоняет. Дополнительное образование – один из важнейших элементов эффективной школы.
Далее, эффективная школа – это такая школа, где доминирует ресурсный подход. Кстати, ресурсы – не только деньги. Первый и главный – это квалификационный ресурс персонала. Второй – ресурс времени школьника и учителя. Третий – информационный. Сегодня неизмеримо возросла роль школьной библиотеки. Чепуха, что дети стали меньше читать. В бюджете нашей школы библиотека – защищенная статья.
Еще один аспект эффективной школы – управление ею не должно быть монополизировано администрацией. В такой школе есть реальное правовое пространство, а субъекты образовательного процесса четко осознают свои права и обязанности. У нас, например, есть омбудсмены – уполномоченные по правам участников процесса образования. Очень эффективная вещь.
Татьяна Николаевна Ромашина, директор гимназии № 1567, г. Москва:
– Хорошая школа – такая, куда хочется приходить, не дожидаясь конца каникул, и откуда не хочется уходить. Это школа, где учат. У нас есть одна родительница, которая, прежде чем отдать сюда ребенка, ходила вокруг школы и слушала, о чем говорят дети. И выяснила, что одни разговаривают про уравнения, другие про какую-то астролябию – в общем, про учебу. И по коридорам у нас пройдитесь, посмотрите. Чтобы просто так «бузили», этого очень мало. На переменах дети продолжают учиться.
Еще хорошая школа – это школа, которая имеет хороший векторный результат обучения, потому что важно не только учиться, но и выучиться. Померить этот результат просто – сколько ребят поступает в вуз.
Татьяна Георгиевна Малинкина, директор школы № 992 «Излучина», г. Москва:
– Я думаю, в хорошей школе должна быть построена некая общая линия, на которую бы работали все службы. Может быть, у меня этот аспект превалирует, сами мы сейчас занимаемся созданием и обкаткой системы, еще пока складываемся как школа. Надеемся, что хорошая.
Для нас основным ориентиром в «строительстве» является ученик: мы хотим воспитать, научить, приготовить такого выпускника, за которого не было бы стыдно. Ведь после нас они идут в разные школы, а мы все время находимся в ситуации «госприемки» (наша школа – экспериментальная: в ней есть только начальные классы). Поэтому если мы будем выпускать слабых учеников, то тут же почувствуем это на себе, потеряв доверие средних школ и родителей учащихся, чем мы очень дорожим.
Игорь Анатольевич Фастовский, директор школы № 1301 с углубленным изучением экономики, г. Москва:
– Это та школа, которая предоставляет ребенку возможность получить то образование, какое он хочет, того качества, которое он «может взять». Это главное: она должна предоставить возможность. А ребенок и его родители либо эту возможность используют, либо нет.
Александр Аронович Рывкин, директор Центра образования № 1811 «Измайлово», г. Москва:
– Ребенок должен получить в хорошей школе желание и умение находить знания, а через них и вход в культуру. Нам нужно помочь ребенку построить первичный вектор своего ближайшего развития. То есть ответить на вопрос, как я могу развить то индивидуальное, что у меня есть, чтобы двигаться по пути построения своей личности.
Хорошая школа должна развивать компетентности, которые так или иначе связаны с будущей деятельностью человека. Проще говоря, это то, что человек должен уметь, чтобы начать действовать. Первое – это порождение идеи, или принятие для себя чьей-то идеи, которая станет рабочей, определение того, что я хочу делать. Затем нужно инициировать возникновение какого-то круга людей, которые эту идею вместе со мной будут реализовывать. Это абсолютно необходимая компетентность для любого человека. Умение проектировать ход реализации идеи, анализировать ситуацию, просчитывать ресурсы, умение представить весь ход работы, коммуницировать с людьми и использовать информационные технологии – вот что важно.
Помимо всего прочего, есть еще одна необходимая вещь, которую я бы определил как создание собственного нравственного образа. Тут совмещается очень много всего: и как нужно останавливать гордыню, и как быть терпимым, что значит любить, как бороться с ненавистью и так далее. Ведь всякой деятельности, даже тщательно спланированной, всегда что-нибудь угрожает. Если мы научимся завистников делать соратниками, то тогда можно говорить, что мы что-то умеем.
Хорошая школа – деятельностная школа. Деятельностно не прожитое знание мертво и бесполезно. Вот, пожалуй, главное – прожить знание в действии, так, как его проживали те люди, которые его порождали.
Александр Семенович Бубман, директор Московской городской лингвистической гимназии № 1513:
– Хорошая школа дает хорошее образование. А чтобы такое образование состоялось, ученик должен эволюционировать за время школы от обучаемого к учащемуся. От обучения, при котором он – объект воздействия, необходимо идти к учению – равноправному партнерству.
Мария Александровна Стеблина, директор средней школы № 18, г. Сургут:
– Хорошая школа – это школа, в которой никого не сковывает страх, куда хочется идти, где можно быть самим собой, и окружающим это будет приятно. Это место, где уважение к человеку – факт, где у ребенка есть право на ошибку, где взаимодействие всех со всеми строится на нормах культуры, а главные принципы жизни – целе- и природосообразность, здравый смысл.
Владимир Львович Чудов, директор лицея № 1502 при МЭИ, г. Москва:
– Хорошая школа – это школа с сильным педколлективом. Школа, пытающаяся идти навстречу чаяниям родителей – то есть, в первую очередь, дающая базу для развития и самоопределения ребенка, школа с хорошим микроклиматом. Нужно много поездок, разных событий, чтобы жить было интересно.
Детям не хватает нормальной социализации – они сидят по квартирам, уткнувшись в компьютеры. Родители растят их, как цветочки на окошке, всего боясь и передавая свой страх детям. Хорошая школа – это не обязательно школа, готовящая в вуз. Это образовательное учреждение с развитой системой социализации ребенка, в том числе и в рабочих профессиях.
Сильная школа для ребенка – лучший выбор?
Елизавета Филоненко
Большая лягушка в маленьком пруду
В середине пошлого века американский исследователь Д. Дэвис обнаружил интересную закономерность, которую назвал «эффектом большой лягушки в маленьком пруду».
Английская пословица Better a big frog in a little puddle, than a little frog in a big puddle, означает, что лучше быть значимой фигурой в небольшом коллективе, чем посредственной в более крупном.
Русский аналог пословицы «Лучше быть первым в своей деревне, чем вторым в городе».
Ученый обнаружил, что ребята из элитных школ реже стремились попасть в такие же элитные вузы, чем ребята с тем же уровнем оценок и знаний, но из средних или даже слабых школ. Дети из более сильных школ имели гораздо более скромное мнение о своих способностях.
«Эффект большой лягушки» связан с самооценкой ученика, ее академической частью. Благодаря тому, что ребята из сильных школ имели высоко конкурентную среду и постоянно сравнивали себя с более сильными одноклассниками, их уровень самооценки был ниже, чем у ребят из обыкновенных школ (при том же уровне знаний и оценках). То есть ребенок, получавший средние баллы в сильной школе считал, что способности у него так себе, и учится он похуже многих. А ребенок из обыкновенной школы, где были собраны ученики разного уровня, получая средние баллы, считал себя способным и преуспевающим учеником.
Ученики, которые оценивают себя, как способных, больше интересуются предметом, склонны углубляться в него, более восприимчивы к информации, активно включены в процесс обучения
— уровень притязаний
Оценивание себя, как способного и успешного позволит ученику претендовать на большее в своих планах, иметь большие учебные и профессиональные амбиции, ставить высокую планку и ожидать от самого себя наилучших результатов.
Итак, «эффект большой лягушки» влияет и на сегодняшнее состояние учебных дел и на то, как будет развиваться учебная и даже профессиональная деятельность после школы.
Это открытия, более чем полувековой давности не потеряло актуальности и сегодня. Эксперименты доказали, что «эффект большой лягушки в маленьком пруду» актуален в разных странах, хотя выражен в разной степени в зависимости от культурных особенностей. Недавно «эффект большой лягушки» изучался и на материале российских школ, также подтвердив свою актуальность. У российских школьников академическая самооценка также связана с тем местом, которое ребенок занимает в классе и меньше связана с объективными результатами учебы. Самооценка влияет на то, какую тактику дальнейшего образования выберет ученик и на что он будет претендовать. Дети с высокой академической самооценкой склонны брать более сложные задачи, претендовать на более высокий уровень.
«Эффект большой лягушки» хорошо понятен на интуитивном уровне, он связан с иерархическим статусом, местом, которое ребенок занимает в классе. Самооценка ученика больше связана с его окружением, чем с реальными знаниями и оценками. Высокая самооценка соответствует высокому иерархическому уровню, тогда как более низкая – результат сравнения себя с блестящими одноклассниками.
Решая, в какую школу отдавать ребенка, нужно учитывать «эффект большой лягушки», его возможное влияние на будущее ребенка. Это, конечно, не означает, что сильных школ лучше избегать, дабы не навредить самооценке ребенка. Это скорее значит, что вопрос о школе должен решаться строго индивидуально, в зависимости от личных характеристик каждого ребенка.
Не может быть универсальных решений типа – «только самая сильная школа в городе» (чтобы обеспечить блестящий уровень знаний) или «только школа попроще, рядом с домом» (чтобы у ребенка не было стресса).
У сильных в академическом отношении школ есть много преимуществ – преподавательский состав, отношение к учебе, адекватный уровень контроля, настрой учеников на высокие результаты. Все это, безусловно, дает преимущества ученикам. Кроме того, сама принадлежность к сильной школе часто дает ученику чувство сопричастности чему – то значительному, повышает его чувство собственного достоинства. Также известно влияние оценок окружающих учеников на то, насколько старательно учится каждый из них. Если оценки высокие, то старания больше, чтобы дотянуться до более высоких баллов, соответствовать общему уровню. Это хорошо знают родители, чьи дети попали в сильные классы и старались учиться, чтобы не отстать (а желательно и перегнать остальных). Это здоровая естественная конкуренция, но, доходя до очень большой интенсивности, она может начать оказывать негативное влияние на эмоциональных фон учеников.
Решая в какой школе будет учиться ребенок, важно внимательно рассмотреть следующие вопросы:
Насколько ребенок эмоционально устойчив
Ребенку сильного, уравновешенного темперамента, оптимистично настроенному, устойчивому к неприятностям будет легко переносить конкуренцию и высокие требования. Если же ребенок подвержен эмоциональным колебаниям, склонен к подавленности или повышенной возбудимости, то ему нагрузку будет переносить сложнее. Школа с самыми высокими требованиями, возможно, не лучший вариант для него.
Насколько поездки в школу соответствуют общим возможностям семьи
Если отвезти ребенка в школу – это подвиг местного значения для родителей, то общая обстановка в семье перегревается, рано или поздно это скажется на ребенке. Родители склонны ожидать осязаемых бонусов за свои жертвы.
Этими бонусами должны стать академические успехи ребенка или уж по крайней мере его радость и увлеченность школьной жизнью. Если ребенок этих успехов и радости не демонстрирует, то разочарование и соответственно давление на ребенка может стать чрезмерным. Это не улучшит в итоге учебных результатов, которые и были изначально главной целью.
Общее состояние здоровья ребенка
Уровень учебной мотивации ребенка
Весьма спорное решение: поместить ребенка, который не хочет учиться в сильную школу или сильный класс. «Он же способный!», восклицают родители, игнорируя тот факт, что далеко не только, и даже не столько способности отвечают за успешное обучение. Энергии и энтузиазма родителей хватает надолго, они уверены, что даже при отсутствии желания ребенка, смогут его заставить учиться («потом спасибо скажет!»). Часто это касается первенцев, старших детей, со вторым уже, наломав дров, реже пускаются в подобные авантюры.
Лошадь можно, как известно, привести к ручью, но нельзя насильно заставить ее пить. Так и родители учеников с низкой учебной мотивацией выбиваются из сил, делая с ними домашнюю работу (предварительно выяснив ежедневно, что же задали). Но они не могут насильно заставить ребенка включиться, быть активным или хотя бы элементарно внимательным на уроках или собранным на контрольных. В итоге ребенок приходит домой, не усвоив значительной части учебного материала в школе, все, что можно, прослушав, и садится вместе с родителями за уроки, которые, как знают все участники, продлятся до позднего вечера и будут похожи на маленькую войну. Слезы детей, раздражение и бессилие взрослых – не лучшая основа для завтрашнего учебного дня, и ситуация выходит на новый виток.
Те, кто побывал в подобных обстоятельствах знают, насколько непереносимой может стать жизнь в семье в результате всего лишь ежедневного домашнего задания школьника. Тем не менее, родители готовы сражаться за будущее ребенка до последнего. Однако, их ожидает неприятное открытие – власти над ребенком по мере взросления становится все меньше, а учебных задач прибавляется. То, чего можно добиться от 7 летнего ребенка уже не добьешься от 12 летнего, рычаги управления стремительно исчезают, а учебная деятельность держалась на принуждении и контроле.
В сильные классы лучше отдавать детей, в ответственности и познавательной активности которых вы уверены, так как вы не сможете учиться за ребенка (то есть вместо него).
Объективный уровень знаний и способностей ребенка
Исследования показывают, что дети в сильных классах показывают наивысшие результаты и склонны стремиться к большему в том случае, если их личные результаты средние или выше средних, то есть, когда разница с наивысшими результатами в классе не слишком большая и наивысший успех представляется достижимым. В том же случае, когда разрыв с «идеалом» слишком значительный это уже не стимулирует ребенка, а наоборот вызывает у него пассивность и отказ от борьбы.
Если по каким-то причинам ребенок тяжело усваивает школьный материал, имеет объективные трудности с обучением, то сильная школа не лучший выбор. В результате сравнения себя со значительно более сильными одноклассниками, ребенок будет испытывать постоянную фрустрацию, учиться и чувствовать себя хуже. В таком случае лучше выбрать более спокойную школу, где при поддержке взрослых можно добиться во всех отношениях более позитивного результата.
Признаки хорошей школы. Как выбрать?
О том, как пристроить своё чадо в школу, родители беспокоятся ещё задолго до первого сентября. Покупка прописки для определения ребёнка в лучшую гимназию, обсуждения, сравнения, жалобы, похвалы, изучение форумов и пабликов. Есть ли тут универсальная стратегия?
Конечно, решать, куда устроить ребёнка, только вам. Но мы составили несколько рекомендаций, которые — возможно! — хотя бы немного вам помогут. Приступим!
Зависимость качества от количества
По мнению аналитиков, в школах не хватает порядка шести миллионов мест, причём ситуация в дальнейшем только усугубится. Школ мало, учащихся — много. К 2020 году школьников станет около 19 млн, и это при том, что ещё в 2014 году их было 13 млн.
Но специалисты НИУ ВШЭ уверены, что качество образования практически не зависит от количества учащихся. От чего же зависит? Об этом и поговорим.
1. Учебная программа
Убедитесь, что учебная программа подходит именно вашему ребёнку! Лицеи, гимназии и МОУ СОШ внедряют всевозможные экспериментальные программы, разрабатывают авторские и внутришкольные обучающие системы на любой вкус. Узнайте о них больше, почитайте о преимуществах и недостатках. И помните, что востребованность тех же языков не значит, что они подойдут вашему чаду. Может, он тяготеет к естественным наукам? Или к творческим дисциплинам? В такой ситуации принуждение ребёнка к языкам будет только лишней тратой времени и ресурсов.
2. Школа как она есть
Прогуляйтесь по школе и прилегающей к ней территории, отобедайте в столовой, пообщайтесь с вахтёрами или охранниками. Не нужно судить по фасаду, лучше сфокусироваться на внутреннем содержании. Школа должна быть чистой, ухоженной и на 100% оснащённой всем тем, что нужно. Обратите внимание даже на незначительные на первый взгляд вещи: санузлы, классные комнаты, раздевалки. Не поленитесь посетить несколько учебных заведений в День открытых дверей, чтобы сравнить их и составить собственное мнение.
Хороший знак, если после уроков дети остаются на территории школы, чтобы играть, общаться и социализироваться. И хорошо, если школьная территория для этого оборудована.
3. Престиж — отнюдь не всё
Попасть в некоторые школы очень трудно — они считаются элитными, престижными, дающими лучшее образование. Естественно, что родители стремятся устроить детей именно в такие учреждения. Но стоит ли гнаться за престижем? Объективно оцените способности своего ребёнка: если он с трудом справляется даже с обычной школьной программой, в гимназии ему будет совсем несладко. Стоит ли престиж неврозов, комплексов и депрессии?
Имеет смысл пообщаться с родителями и учащимися, например, встретив их после уроков. Отличный показатель — когда в одной школе учатся сразу несколько братьев или сестёр. Если бы школа не понравилась старшему ребёнку, родители не стали бы отдавать туда младшего.
4. Учительница первая моя
Мало что влияет на становление человека больше, чем образ первого учителя. Нередко родители выбирают детям не первую школу, а первого педагога — того, кто поможет привить любовь к знаниям и любознательность, мотивировать и сложить академический фундамент. Очень важно, чтобы учитель был заинтересован в своих учениках, чтобы он был эмоционально открыт и готов помочь.
Никто не знает вашего ребёнка лучше, чем вы сами. Пообщайтесь с педагогами, которые набирают первоклашек. Возможно, вы познакомитесь с тем, который точно подойдёт именно для вашего ребёнка.
5. Так ли плохи новые школы?
Некоторым кажется, что чем старее школа, чем внушительнее у неё история, тем лучше. Так ли это? Нет. Новые школы могут быть не хуже, ведь первоочередное значение имеют коллектив педагогов и оснащение. Если преподаватели амбициозны, горят желанием учить, заинтересованы в обучении, то школа может быть хоть только-только открывшейся, это не сделает её хуже старейшего лицея города.
Как выбрать хорошую школу: 5 правил
1. Доступная информация. Хорошей школе, которая гордится своей работой, нечего скрывать. Здорово, если у неё будет свой веб-сайт, где помимо сухих фактов найдутся фотографии, интересная информация, полезные статьи, а также возможность пообщаться с учительским и родительским составами.
2. Чистота. Школа обязана быть чистой! Во время Дня открытых дверей прогуляйтесь по коридорам и принюхайтесь. Звучит смешно, но на деле это крайне важно: ни одна хорошая школа не будет пахнуть туалетом.
3. Внутришкольная жизнь. На стенах должны быть стенгазеты, объявления о наборе в кружки, секции, походы. Это выдаёт заинтересованность учеников и преподавателей в учебном и внеучебном процессе.
4. Учащиеся. Школьники здороваются с вами и не боятся смотреть в глаза, пусть даже впервые вас видят? Прекрасно! Ещё один «плюсик» к образу.
5. Сухая статистика. Большинство школ «привязываются» к детским садам. Качество учебного заведения достаточно просто определить: посмотрите, сколько детсадовцев идут в «привязанную» к саду школу. Если большинство, значит, всё замечательно. Если меньшинство или половина — всё не очень.
Как выбрать школу
Какой родитель не хотел бы, чтобы его драгоценное чадо училось в хорошей школе? Но определение «хорошая школа» при этом многих ставит в тупик.
Какой родитель не хотел бы, чтобы его драгоценное чадо училось в хорошей школе? Но определение «хорошая школа» при этом многих ставит в тупик.
Что такое «хорошая школа»?
Для одних образцом будет «хорошая советская школа», в которой когда-то учились они сами (и ничего, нормальными людьми выросли!), так что теперь они хотят для своих детей примерно того же самого только за деньги. Увы, то же самое осталось в советском прошлом. И безвозвратно.
Для других хорошая школа – это та, где учатся дети «приличных людей», т.е. престижная. Такая школа непременно должна занимать в разнообразных рейтингах только первые места, находиться в самом современном здании, иметь имидж Крутой Школы. Видимо, в ней, по мнению родителей, и сосредоточены самые лучшие педагоги и самые высокие требования.
Третьи настаивают на том, что в джентльменский набор «Хорошей Школы» обязательно должны входить охрана, бассейн, углубленное изучение языка и второй иностранный язык. А еще чтобы была высокая «поступаемость», индивидуальный подход, психологический комфорт и при этом жесткая дисциплина.
Как же найти школу, которая подойдет именно вашему ребенку?
Школьный маркетинг в теории
Для начала вам надо будет собрать самую разную информацию о школах – ближайших и не очень. Каналов для поиска информации множество: от справочников до соседей по лестничной клетке. Но имейте в виду, всякая информация, даже представленная в официальных источниках, нуждается в проверке. Например, в справочнике может быть написано, что школа сотрудничает с определенным вузом. Но в реальности оказывается, что отношения между школой и вузом – вещь непостоянная. «Сарафанное радио», естественно, может быть субъективным, ведь, как известно, каждый выбирает для себя, по своим собственным критериям и представлениям.
Существуют еще рейтинги школ. Разнообразные справочно-информационные журналы (например, «Образование и карьера», «Карьера», «Лучшие школы Москвы», «Элитные школы») ежегодно публикуют свои рейтинги школ. Казалось бы, яснее некуда – сразу видно, какая школа лучше всех. Но и тут есть свои подводные камни.
И дело даже не только в продажности мест (из-за этого многие интересные школы (и частные, и государственные) просто не принимают участия в рейтингах, экономя нервы и средства), а в том, что практически все рейтинги составляются исключительно по формальным критериям. Важную роль в них играет быт и техническая оснащенность, преподавательский состав оценивается по формальным признакам (ученые степени, публикации и пр.), и по таким же формальным признакам оценивается успеваемость учеников. Регалии отдельных учителей не гарантируют, что в школе будет команда учителей-единомышленников, а победы отдельных учеников на олимпиадах – что все ученики одержимы жаждой познания.
Что же нужно учесть при выборе школы?
Казалось бы, все ясно – к чему у ребенка есть склонность, такую школу и следует предпочесть. Но имейте в виду, что столь популярные во все времена языковые спецшколы подходят не всем. У ребенка должна быть достаточно неплохо сформирована родная речь, произношение без логопедических проблем, хороший словарный запас.
«Домашнему» ребенку, который никогда не ходил в детский сад, больше подойдет небольшой класс. Нередко родители выдвигают взаимоисключающие требования – хотят, чтобы в школе был принят индивидуальный подход, но при этом достаточно большие классы. Класс в 6-7 человек (а в частных школах это обычное дело) их пугает своей необычностью.
В т.н. «сильных» школах нагрузка «хуже института». И это не преувеличение. По медицинским нормам на выполнение домашнего задания в начальной школе ученик должен тратить не больше часа. В престижных же, «сильных» школах первоклассники нередко корпят над домашними заданиями до одиннадцати часов вечера. И если абсолютно здоровый организм (пусть с большим трудом!), но все-таки справляется с такой нагрузкой, то для ослабленного ребенка она может стать катастрофой. «Сильная» школа категорически не подходит для часто болеющих детей, для тех, у кого есть хронические заболевания.
Государственные школы считаются бесплатными. В реальности родители собирают на многочисленные «нужды класса» от 300 до 2000 рублей в месяц (иногда эта сумма официально назначается опекунским советом). Обучение в частной школе в среднем стоит около 500-700 долларов в месяц. Однако далеко не всегда высокая оплата в частной школе гарантирует качество обучения. Бывает, что недорогие частные школы дают гораздо лучший результат (в том числе и по сравнению с государственными).
Конечно, чем младше ребенок, тем важнее для него, чтобы школа была рядом с домом. Но если выбирать между плохой школой во дворе и хорошей через два квартала от него, то лучше выбрать ту, что подальше. Оцените, удобно ли будет вам и ребенку пользоваться транспортом, подземными и наземными переходами и пр.
Личное знакомство
Итак, в результате теоретического маркетинга вы выбрали несколько подходящих школ. Теперь вам предстоит лично познакомиться с ними. Сходите, оцените обстановку на месте. У директора и завуча обычно есть приемные часы, когда он отвечает на вопросы населения. Нелишне будет поговорить и с родителями детей, которые уже учатся в этой школе.
На что обратить внимание в школе?
Родители нередко первым делом выясняют, есть ли в школе (и если есть, то в каком состоянии) спортивные и компьютерные залы, лаборатории, игровые комнаты, бассейны. Однако порой в школе может не быть собственного бассейна, но она арендует помещение спорткомплекса и проводит занятия там. По качеству они будут ничуть не хуже.
А вот на территорию вокруг школы стоит посмотреть внимательно. Выяснить, например, не валяются ли на ней использованные шприцы.
И совершенно необходимо познакомиться с будущей учительницей вашего школьника. Ведь именно с ней ему придется проводить большую часть времени. Некоторые опытные родители считают, что для первоклассника лучше выбирать не столько школу, сколько учительницу. Следует учесть, например, такую вещь, как темперамент. Если у педагога быстрая речь, резкие движения, быстрый темп деятельности, то медлительному ребенку учиться у такого человека будет неимоверно тяжело. Конфликтные ситуации и постоянный цейтнот здесь просто неизбежны. Заметим, кстати, что и гиперактивному ребенку подобный наставник не подходит. Лучше всего, если первая учительница вашего малыша будет спокойной и уравновешенной.
Одним словом, ищите да обрящете. В одной маленькой статье мы все равно не сможем дать универсальных рецептов. Помните только – выбор школы – дело нелегкое, и от него зависит очень много. Прежде всего, в жизни вашего ребенка (ну и в вашей, понятное дело, тоже).