Что значит ходить в истине
Ходить в истине
Объяснение и толкование.
Самооправдание в грехах.
Дух Истины
Артур Кац
Оглавление книги
Истина, которая преображает
Сотворен жить в истине
Истина в характере и поведении
Абсолютная истина и дух лжи
Истина: дух без лукавства
Кротость: путь панны
Ходить в истине
Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя. Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине. Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине. — 3 Ин. 2-4
Нет большей радости
Почему Иоанн выбрал слово «ходить» из всего того, чем можно назвать наше отношение к истине? И что же это за хождение в истине, которое вызывает у Иоанна самую большую радость? Можно было бы использовать более возвышенное выражение, которое наводило бы на размышления о чем-то величественном и духовном. Но ходить — настолько банальное и заурядное занятие, что обычно мы не задумываемся об этом. Это неосознанно, как дыхание, поэтому столь важно и показательно. Ходить — это точное слово, поскольку оно не предполагает ничего величественного или возвышенного. Оно приносит истину в будни, в каждую сторону жизни личности, в которую оно и направлено.
Чем бы мы ни занимались, мы вынуждены ходить. Мы постоянно куда-то идем, то к холодильнику, то к кафедре. Едва ли можно найти слово более емкое, а потому и более соответствующее тому, чтобы описать нашу жизнь, чем слово «ходить».
Поэтому неудивительно, что Иоанн выбрал его, чтобы определить наше отношение к истине, и неудивительно, что Иоанн, и, мы можем добавить, Сам Бог рад видеть Своих детей, ходящих в истине. «. Для меня нет большей радости. « Не следует ли из этого, что Ему печально слышать о Своих детях, наученных истине, но ходящих в притворстве, обмане и лжи?
Хождение в истине — это не что-то, происходящее само собой. Хотя ходить в истине так естественно, но нельзя достигнуть этого не размышляя или случайно. Мы учимся ходить в истине так же, как учатся ходить дети — шаг за шагом. Выбор за выбором, момент за моментом — так определяется пребывание любого человека в истине или в неправде. Становиться в позу или нет, вычислять с выгодой для себя результат слова или жеста, или нет, говорить соответствующую моменту, но неискреннюю речь, или нет — такой выбор возникает снова и снова в течение дня, и он свидетельствует о привычно истинной или неистинной жизни человека.
Являть истину во всем
Расширенный перевод Библии так передает утверждение Павла из послания Ефесянам: «. Дабы мы. истинною любовью являли истину во всем — говоря истинно, поступая истинно, живя истинно» (Еф. 4:14-15.Расширенная версия). Немногие утверждения так хорошо объясняют, что значит ходить в истине. «Во всем» — значит действительно во всем. Невозможно ограничиться истиной только на словах, не исполняя того, о чем говорит Павел. Мы склонны видеть нашу жизнь не как нераздельное целое, но думать о ней как о чем-то, состоящем из малых отдельных фрагментов. Мы склонны все отделять. Мы живем так, как будто наше здоровье, и душевное, и физическое, наша вера, наши доктрины, наши взаимоотношения — все существует в различных сферах, в каждой из которых есть свои правила и предписания, совершенно изолированные и не связанные между собой. Таким образом, мы подвергаемся опасности иметь неправильное представление о собственной природе как о состоящей из отдельных фрагментов, от чего и страдаем. И неудивительно, потому что мы неправильно истолковываем природу самой истины и считаем, что она относится только к нашим доктринам и нашему мышлению. И нам едва ли приходит в голову, что истина должна пропитывать все стороны нашей жизни, отражаться во всем, и что жизнь каждого из нас — это единое целое, где и должна проявляться истина. Именно истина, Дух Истины, объединяет и сохраняет нас как единое целое. Ограничивая истину малой словесной, доктринальной частью своей жизни, мы обрекаем себя к такому существованию, в котором всё происходит лишь отчасти, к существованию, полному внутренних противоположностей и противоречий; иначе говоря, мы обрекаем себя на жизнь в неистинности.
Когда мы ходим, то идут не только ноги, но и все тело. Если все тело не идет, то никакая его часть не движется. «. Являли истину во всем. « И если мы не являем ее во всем, являем ли мы ее вообще? Может быть, мы и способны утверждать нечто истинное, но такие словесные формулировки — это просто следствие истины, они говорят о ней, сами же они не составляют ее сущности, не являют её. Истина, поскольку это прежде всего образ жизни, живой дух, требует жизни, чтобы являть себя. Нужно жить по истине, или она перестает быть истиной. Бот почему Иоанн и Сам Бог радуются, когда мы ходим в истине. «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине».
Дом, разделенный в себе, не устоит. И человек, разделенный внутри себя, не сможет ни стоять, ни ходить. Иисус подошел к человеку, сидящему у купальни Силоам, который был расслабленным 38 лет, и спросил его, хочет ли он быть цельным (исцеленным, здоровым). Какой был бы наш ответ, если бы Он внезапно задал нам тот же вопрос?
Многие из нас находятся в подобном расслаблении столько же или дольше, сидят, все понимают правильно, но не способны ходить в истине. Чтобы быть способным ходить в Духе Истины, нужно стать цельным. Хотим ли мы стать цельными? Когда Бог приходит и задает такой вопрос, Он спрашивает о чем-то гораздо большем, чем наше здоровье или наш счет в банке. Он спрашивает о всей нашей жизни. Хотим ли мы, чтобы истина пришла, как свинцовый отвес, во все уголки нашей жизни, открывая и исправляя всякое несоответствие ей? Хотим ли мы чтобы всякие ложь и обман удалились, чтобы мы могли говорить истинно, поступать истинно и жить истинно? Мы все хотим ходить в истине, но хотим ли мы ходить в истине всю жизнь? Иисус сказал: «. Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. « (Ин. 14:6). Чтобы стать цельными, чтобы быть способными ходить этим путем, мы не должны взывать: «Бог, дай мне больше истины», но «Бог, сделай меня истинным! Сохрани мое сердце в страхе имени Твоего!»
Человека, ходящего в истине, нетрудно узнать. Он постоянен и целостен в браке, служении, на работе и в поклонении. Его гардероб, шкафчик с медикаментами и лицо не противоречат друг другу. Через целостность и искренность такого человека видна истина. Когда внутренняя и внешняя жизнь приходят в единство, это всегда видно. Это и есть истина. Это и есть спасение — жизнь, освобожденная от бремени и тяжести, вызванных старанием собрать все стороны жизни воедино, не быть разным на работе, в церкви, дома и наедине с самим собой. Но хотим ли мы так много истины? Хотим ли мы полного спасения? Хотим ли мы целиком посвятить жизнь Богу? Говорить: «Я люблю истину»,— но не жить в истине — такое же противоречие, как говорить: «Я люблю Бога»,— но не любить Его всем своим сердцем, разумом и силой. Наша любовь к Богу на самом деле не больше, чем наша любовь к истине. В нас не может быть больше одного, чем другого. Истина, как и Бог, не будет принуждать нас. Она проникнет ровно настолько, насколько мы позволим ей жить в нас, ровно настолько, насколько мы желаем ее и хотим ходить в ней.
Серебро внутри и снаружи
Много лет назад, когда серебряные доллары были действительно сделаны из серебра, существовал простой способ определить, настоящие они или нет. Все, что нужно было сделать, это бросить их вниз и слушать, с каким звуком они упадут на землю. Если монета была поддельной, просто покрытой серебром, то издавала глухой звук при падении. В то же время, настоящий серебряный доллар звенел по-настоящему, поскольку он был серебряный не только снаружи, но и внутри. Подделка могла быть серебряной сверху и выглядеть, как настоящая, но она все равно ничего не стоила. Доллар должен был быть из одного и того же материала как внутри, так и снаружи, иначе это вообще не был серебряный доллар.
К сожалению, сегодня в церкви много «покрытых серебром христиан». На поверхности нашей жизни лежит слой настоящей истины. То, что мы говорим, звучит по-библейски. Однако наше настоящее состояние, истинное положение нашего внутреннего человека определяется не тем, насколько правильные с точки зрения Библии слова мы говорим, но тем, остаемся ли мы истинными, когда падаем. Что происходит, когда мы брошены вниз, то есть когда мы столкнулись с неожиданной ситуацией, несчастьем или искушением? Как мы реагируем, когда нет времени на то, чтобы сочинить религиозную фразу или сделать благочестивое лицо? Звучит ли наша жизнь истинно дома и на работе, и когда мы одни, и никто не видит и не слышит нас? Каковы наши мысли, когда мы можем думать, о чем хотим? Мы серебряные целиком или только на поверхности? В Псалмах Давид выражает свое понимание того, как Бог относится к истине. «Вот, Ты возлюбил истину в сердце. « (Пс. 50:8),— говорил Давид Богу. Он понимал в тот момент то, что Иоанн высказал намного позже: Бог радуется о своих детях, ходящих в истине.
Заблуждение Давида
Давид написал пятидесятый псалом в результате глубокого и болезненного откровения о своем внутреннем человеке. Это известная история. Не желая, чтобы был пролит свет на его прелюбодеяние, Давид устроил так, чтобы муж Вирсавии, Урия, был убит в сражении. Прошло немало времени, прежде чем пророк Нафан пришел к Давиду, чтобы обличить его. Он обличает косвенно, рассказывая сначала притчу. Он говорит о том, как богатый человек, которому была нужна овца, чтобы накормить гостя, берет любимую овечку бедного соседа. Чувство справедливости Давида было возмущено, и в гневе он произносит суровый приговор богатому человеку: «Жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это. И за овечку он должен заплатить вчетверо за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания» (2 Цар. 12:5-6). И в этот момент, а не минутой раньше, Нафан обращается к Давиду и говорит: «Ты — тот человек!» (2 Цар. 12:7).
Много времени прошло между грехом Давида и днем, когда Нафан обличил его. Почему Бог не послал Нафана немедленно? Почему Он позволил Давиду двигаться в своем грехе? Ответ лежит в сердце самого Давида и в том, что ему необходимо было время, чтобы увидеть в себе грех. Он, вероятно, продолжал править Израилем как царь, не задумываясь о ежедневных взаимоотношениях с Вирсавией. Как такое могло случиться с ним?
Давид был ужасно несправедлив, и тем не менее, его грех не помешал ему распознать и отреагировать с великим негодованием на несправедливость богатого человека из истории Нафана. Давид был всецело предан справедливости, и в то же время сам оставался несправедливым. Дело в том, что мы часто так же быстры и горячи в том, чтобы находить чужие ошибки, как Давид в своем гневе по отношению к человеку из притчи Нафана. Мы можем быть пылкими «мужами истины» внешне, в то же время внутренне жить во лжи о себе и не понимать этого. Когда Нафан сказал: «Ты тот человек»,—Давид явно увидел разрыв между внутренним и внешним человеком. Он увидел несправедливое сердце посреди горящей ревности по справедливости. Это и сделало его покаяние таким глубоким и полным.
Истина во внутреннем человеке
Нам должно молиться Богу, чтобы Он послал немного больше Нафанов, и не только к нашему соседу, чье лицемерие мы видим так ясно. Бог желает истины и мудрости во внутреннем человеке. Если этого нет в нас, мы фальшивы, невзирая на все наши внешние исповедания. Истина — это дух, который связан в первую очередь с нашим духом, нашим сердцем, нашим внутренним человеком. Ходить в истине — значит ходить в Духе Истины и по Духу Истины. Ходить в духе — значит всегда говорить истину и думать истинно. Это значит, что наши слова и мысли не противоречат сердцу, а скорее наше сердце выражается и проявляется в них. Бот что значит ходить в истине.
Живет ли Христос в нас? Мы говорим, что живет, и мы говорим об этом другим, но их это не трогает и не впечатляет. Мы можем сколько угодно убеждать себя, что это, так сказать, теоретическая данность, а не жизненный факт, что эта теория не относится к реальной жизни. Но это объяснение вряд ли устроит нас, не говоря уже о скептически настроенных неверующих. Иисус не сказал: «Я есть теоретическая истина» или: «Истина сделает вас теоретически свободными». Мы знаем, что это не Евангелие. Мы знаем интуитивно, что истина по своей природе — это что-то более сильное. Ложь делает нас рабами реально, а не теоретически, потому что ложь — это сильный дух. Истина должна быть, по крайней мере, настолько же сильна, как и ложь. Тогда почему она выглядит такой слабой и хилой?
Слова, сила и полная уверенность
Павел писал фессалоникийцам: «. Наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами» (1 Фес. 1:5). У слов апостола была такая сила, потому что в его повседневной жизни те, кому он проповедовал, видели подтверждение его слов. Он был истинным, и поэтому истинные слова, которые он говорил, были сильными и убеждали. Ходить в Боге — значит ходить в истине, и другие узнают Его в нас настолько, насколько мы действительно ходим в Нем.
Дата добавления: 2015-01-02 ; просмотров: 952 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Что значит ходить в истине
Олег, нет, являюсь верным чадом Церкви, и учение не мое привожу, а святых отцов.
«Почитающий епископа, почтен Богом; делающий что–нибудь без ведома епископа, служит дьяволу».
(Св. Игнатий Богоносец. Послание Смирнянам).
Показать полностью.
«Итак, если хотим получить Духа от Главы, будем в союзе друг с другом. Есть два рода отделения от Церкви: один, когда мы охладеваем в любви, а другой, когда осмеливаемся совершить что-нибудь недостойное по отношению к этому телу (Церкви). В том и другом случае мы отделяемся от целого. Если же еще нам поручено созидать и других, и мы не созидаем, но сами первые производим разделения, то чего не придется потерпеть за это? Ничто не может столько производить разделений в Церкви, как любоначалие; ничто так не оскорбляет Бога, как разделения в Церкви. Хотя бы мы совершили тысячу добрых дел, подвергнемся осуждению не меньше тех, которые терзали тело Его, если будем расторгать целость Церкви. Первое совершено было для пользы всего мира, хотя и не с тем намерением; а последнее не доставляет никому никакой пользы, напротив составляет великий вред. Сказанное мною относится не к начальствующим только, но и к подчиненным. Один святой муж сказал нечто такое, что могло бы показаться дерзким, если бы не им было сказано. Что же именно? Он сказал, что такого греха не может загладить даже кровь мученическая. В самом деле, скажи мне, для чего ты принимаешь мучения? Не для славы ли Христовой? Итак, будучи готов положить свою душу за Христа, как решаешься ты разорять Церковь, за которую положил душу Христос?».
(Св. Иоанн Златоуст. 11 беседа на послание к Ефесянам).
ХОДИТЬ В ИСТИНЕ
ЕВАНГЕЛИЕ
Я есмь Путь и Истина и Жизнь.
Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам». И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь Путь и Истина и Жизнь, никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14:1-6).
Апостол Иоанн Богослов
Об истинной свободе
Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда, как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно, сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин.8:31-36).
Для меня нет бóльшей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине
Старец – возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине. Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя. Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине. Для меня нет бóльшей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине. Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников. Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога, ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников. Итак, мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине. Я писал церкви, но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви. Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога, а делающий зло не видел Бога. О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною, свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно. Многое имел я писать, но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам. Мир тебе. Приветствуют тебя друзья, приветствуй друзей поименно. Аминь (3Ин.1-15).
Святитель (Апостол) Ерм
Люби истину, и пусть исходит из уст твоих всякая истина, чтобы дух, который Господь поселил в этом теле, обрелся истинным пред всеми людьми, и чтобы прославлялся Господь, Который дал тебе дух, потому что Бог истинен во всяком слове и никакой лжи нет в Нём.
Святой Макарий Великий
Сама истина побуждает человека искать истины
Преподобный Исаак Сирин
Истина есть ощущение по Богу, какое только вкушает в себе человек ощущением чувств духовного ума.
Нет ничего светлее и сильнее истины.
Таково свойство истины, что она возвышается и тогда, как многие восстают против нее.
Свидетельства (о вере) неверующих и врагов благочестия всегда имеют особенную важность; и это дело есть благоискусной Премудрости Божией, когда она и врагов истины делает свидетелями истины.
Сила Божественных истин есть источник, постоянно текущий, никогда не оскудевающий и не истощающийся.
Нет ничего светлее и сильнее истины. Истина открыто предлагает себя всем желающим видеть красоту ее. Она не любит скрываться, не боится опасности, не трепещет наветов, не домогается славы народной, не подвержена ничему другому человеческому; она стоит выше всего, подвергаясь, конечно, тысячам наветов, но оставаясь необоримою; прибегающих к ней она охраняет, как крепкою стеною, величием своей силы, не терпит скрытных убежищ, но предлагает открыто всем все, что есть в ней.
Во всем нужна благонамеренность души; если коснется такой души истина, то удобно овладевает его, а если не овладевает, то это происходит не от слабости самой истины, а от неразумия души. Так и солнце, когда касается чистых глаз, то легко освещает, если же не доставляет света, то это знак не бессилия солнечного света, а болезни глаз.
Нет ничего. проще истины, если мы действуем не злонамеренно, но когда мы поступаем злонамеренно, тогда нет ничего ее труднее.
Таково свойство истины, что от того, чем люди думают подорвать ее, она становится сильнее, и просиявает чрез то, чем хотят затмить.
Держащийся истины, если никто не совращает его, не был бы крепким любителем истины, а когда многие совращают его, тогда он делается славным.
Кто ищет истины, в том должны соединиться все добродетели.
Хочешь воспринять луч, просвещающий твои очи? Соделай их чистыми, здравыми и зоркими. Господь показал тебе свет истинный, но если ты, убегая света, устремишься ко тьме, — какое тогда обретешь ты оправдание, какое прощение?
Кто ищет истины, тот не пристращается к земле, потому что все не истинное — от земли. Это видно из того, что все внешние (язычники) служат страстям, следуя собственным мудрованиям.
Препоясанный истиною, во-первых, никогда не почувствует изнеможения, во-вторых, хотя бы он и утомился, все же получит подкрепление в той же истине. В самом деле, скажи мне, заставит ли страдать его бедность? Нисколько. Мысль об истинном богатстве успокоит его, а бедность напомнит ему об истинной нищете (духовной).
Преподобный Ефрем Сирин
Блажен, кто всегда служит истине!
Кто пребывает в истине, тот подлинно и Богу всегда благоугоден, и всем людям полезен, в братстве прекрасен и во всяком деле правилен. Человек истинный не угождает лицам, не судит неправедным судом, не присвояет себе достоинства и чести, не презирает нищего и нуждающегося, в ответах не льстив, в суждении правилен, в деле рачителен, в общем составе братства почтен, не знает коварства, не любит лицемерия, всяким добрым делом украшен и водится только добродетелью. Итак, блажен, кто всегда служит истине!
Кто не озарил ума своего Божественным учением, тот далек умом от истины.
Истина да будет наставницею мне, поклоннику Твоему, Господи, она и вблизи и вдали да содержит меня в целомудрии.
Премудро, что истинно, особливо, когда это просто и кратко
Кто вначале отпал от истины, тот, без сомнения, совратится с предположенного пути и придет к срамному концу.
Затемняющие истину искусственностью слов, по моему мнению, гораздо более жалки, нежели вовсе ее не постигающие. Последние не уловляют истины по медлительности мысли, и потому, может быть, достойны извинения. А первые по быстроте мысли уловляют истину, но злонамеренно делают ее неприметною и потому грешат непростительно.
Истине не делай насилия спорными речениями и не оскорбляй ее софистическим искусством, омрачая точное знание, но признавая, что все ниже истины, произноси о ней искренний и неподкупный приговор.
Премудро, что истинно, особливо когда это просто и кратко, а ложь ужасна, хотя по видимому прикрашена силою речи и красными словами.
Более приятным и желательным почитаю быть побежденным, чтя истину, нежели, солгав, победить; потому что, когда храню истину, если почтут меня и побежденным, я победил, а когда одержу верх обманом, если почтут меня и победившим, я побежден.
Похвал достоин не тот, кто истину преодолевает искусством, но кто безыскусственно выражает ее. Посему, отложив в сторону силу в слове, держись истины и, ее имея в виду, сообразуй с нею жизнь свою. Ибо, хотя возможешь вводить в заблуждение людей (но и от них всего чаще будешь уличаем), однако же, не обманешь не дающегося в обман Судию.
Авва Фалассий
Ум, правотою движимый, находит истину, движимый же какой-либо страстью не улучит ее.
О хранении познанных истин
Не должно без нужды другому открывать сердца своего, из тысячи можно найти только одного, который сохранил бы твою тайну. Когда мы сами не сохраняем ее в себе, то как можем надеяться, что она может быть сохранена другим. С душевным человеком надобно говорить о человеческих вещах, с человеком же, имеющим разум духовный, надобно говорить о небесных. Исполненные духовною мудростию люди рассуждают о духе какого-либо человека по Священному Писанию, смотря, сообразны ли слова его с волею Божиею, и по тому делают о нем заключение. Когда случится быть среди людей в мире, о духовных вещах говорить не должно, особенно, когда в них не примечается и желания к слушанию. Надобно в сем случае следовать учению святого Дионисия Ареопагита: «Соделавшися сам божествен божественных вещей познанием, и в тайне ума святая сокрыв от неосвященного народа, яко единообразная, храни: не бо праведно есть, якоже Писание глаголет, повергнути в свиния умных маргаритов чистое, световидное и драгоценное благоукрашение». Надобно содержать в памяти слово Господне: «Ни пометайте бисер ваших пред свиниями, да не поперут их ногами своими и вращшеся расторгнут вы» (Мф.7:6). А потому всеми мерами должно стараться скрывать в себе сокровище дарований. В противном случае потеряешь и не найдешь. Ибо, по опытному учению святого Исаака Сирина, «лучше есть помощь, яже от охранения. паче помощи,яже от дел». Когда же надобность потребует или дело дойдет, то откровенно в славу Божию действовать должно по глаголу: (Аз) «прославляющих Мя прославлю» (1Цар.2:30), потому что путь уже открылся.
Авва Евагрий Понтийский
Муж кроткий пьет воду истинную, а вода лживая дается мужу гневливому.
Умалчивать истину значит золото зарывать в землю.
Преподобный Иоанн Кронштадский
Истина – основа и многоразличие всего, что ни сотворено
Иисус Христос вчера и днесь, Тойже и во веки (Евр.13:8). Так и истина Божия, все, что читается в Евангелии, в церковных молитвах, канонах, акафистах, псалтири – одна и та же вечно, она и теперь та же, какою ты нашел ее в первый раз, или, когда молился усердным сердцем, чувствовал всю истину, сладость, мирность и животворность ее. Ты изменяешься и становишься к ней в разные отношения, а она одно и то же – вечное солнце, просвещающее, согревающее, оживотворяющее.
Истина – основа и многоразличие всего, что ни сотворено, и в твоих делах (внутренних и наружных) истина да будет основою всего, особенно – основою молитвы; пусть на истину, как на основу, нанизывается вся жизнь твоя, все дела твои, все мысли и желания твои.
Когда усумнишься в истине какого-нибудь лица или события, описываемого в Священном Писании, тогда вспомни, что все Свящ. Писание богодухновенно есть (2Тим.3:16), как говорит Апостол, значит истинно и в нем нет вымышленных лиц, басней и сказок, хотя есть притчи, а не собственное сказание, где всякий видит, что идет речь приточная. Все слово Божие есть единая истина, целостная, нераздельная, и если ты признаешь за ложь одно какое-нибудь сказание, изречение, слово, ты погрешишь против истины всего Священного Писания, а первоначальная истина его есть Сам Бог. Аз есм Истина (Ин.14:6), говорит Господь; слово Твое Истина есть (Ин.17:17), говорит Иисус Христос Богу Отцу. – Итак, все Священное Писание почитай истиною: как о чем говорится, так то и было, или бывает.
Если истина чего-либо открыта в божественном слове, исследована и объяснена богопросвещенным умом св. мужей, прославленных Богом, и познана сердцем в ее свете и животворности, тогда сомневаться в ней, недоумевать о ней есть тяжкий грех, есть диавольское кичение ума и сердца.
Зачем мнительность там, где она не должна быть, напр. при чтении и слышании Божия слова, церковных чтений и пений, на молитве и проч. Бог есть истина, этого довольно; Церковь есть столп и утверждение истины (1Тим.3:15); диавол – ложь, клеветник, противник, – этого довольно. Знай одного Бога и Его истину; будь чужд диавола и его лжи, его мечтаний, нелепостей.
Истиной. ты говоришь: да святится имя Твое
Духом и истиной покланяйтесь Богу (Ин. 4:23). Истиной – например, ты говоришь: да святится имя Твое. Есть ли в тебе действительно желание, чтобы имя Божие святилось добрыми делами людей и твоими? Ты говоришь: да приидет Царствие Твое, – желаешь ли ты в самом деле наступления Царствия Божия, желаешь ли быть селением Духа Божия, а не селением греха, не охотнее ли ты желаешь жить во грехах? Говоришь: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, – не ищешь ли ты скорее своей воли, чем Божией? Ей, так! Говоришь: хлеб наш насущный даждь нам днесь, – не говоришь ли ты в сердце своем другое: мне не нужно просить у Тебя этого, я имею без прошения, пусть так взывают неимущие, или с жадностью ищем многого и не довольствуемся малым или тем, что Бог дал нам, не благодарим за то, что имеем, а надо благодарить. Просишь в молитве Бога: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, – а сам не думаешь ли: я не Бог знает какой грешник, я, кажется, живу не хуже других, и нет мне нужды просить оставления долгов моих или грехов, – или, молясь, не имеешь ли ты какого неудовольствия, гнева и, таким образом, ты нагло лжешь в молитве к Богу. Говоришь: не введи нас во искушение, – а сам не натыкаешься ли, не устремляешься ли без искушений на всякие грехи? Говоришь: избави нас от лукавого, – а сам не живешь ли в содружестве с лукавым, или со злом всякого рода, которого начальник – диавол? Смотри же, чтобы язык твой не был в разногласии с сердцем, не лги же, смотри, Господу на молитве твоей. Это имей всегда в виду, как тогда, когда читаешь молитву Господню, так и тогда, когда читаешь другие молитвы. Наблюдай, согласно ли сердце твое с тем, что произносит язык.
Если истина чего-либо открыта в божественном слове, исследована и объяснена богопросвещенным умом святых мужей, прославленных Богом, и познана сердцем в ее свете и животворности, тогда сомневаться в ней, недоумевать о ней есть тяжкий грех, есть диавольское кичение ума и сердца.
Все, что есть в Церкви, начиная со Слова Божия до самой краткой молитвы, есть истина, что Церковь Божия есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15) как основанная на краеугольном камне – Христе, Который есть Истина, и одушевляемая и руководимая в веке Духом Святым, Который есть Дух истины.
Господь – Истина: все, что Он сказал, есть чистая истина и не допускает ни тени сомнения
Господь – Истина: все, что Он сказал, есть чистая истина и не допускает ни тени сомнения. Итак, есть надежда, что Бог придет опять судить живых и мертвых, что будет жизнь будущего века, блаженство праведных и мука грешных.
Истина учения, жизни и деяний Христа Спасителя засвидетельствована четырьмя свидетелями – евангелистами. Если двух свидетелей по закону достаточно для утверждения истины и «устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Мф. 18:16), то тем более – четырех! Поэтому горе не верующим Евангелию! В частности, истина воскресения Христова (основная в нашей вере, так как на ней утверждается истина всего прочего) засвидетельствована двенадцатью свидетелями. Поэтому сугубое горе не верующим воскресению Спасителя как Бога.
«Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10), – это как в нравственном, так и в догматическом отношении. Кто всем истинам здраво учит, да погрешит в одной какой-либо, тот против всех виноват или против единой нераздельной в существе своем Истины, против Господа Иисуса Христа, рекшего: «Я есмь истина» (Ин. 14:6). Почему? Потому что Бог есть простое, хотя и безконечное Существо. Мерзость пред Господом и один помысел неправедный (Притч. 15:26). Погрешающий в истине догматов погрешает против Того, Кто сказал о Себе: Я есмь истина.
Душа наша есть, так сказать, отражение лица Божия, чем яснее, больше это отражение, тем она светлее, покойнее, чем меньше – тем темнее, беспокойнее. А как душа наша – сердце наше, то надобно, чтобы в нем отражалась через чувство, через благодарность всякая истина Божия, а отражения лжи, чтобы вовсе не было. Чувствуй любовь Божию в пречистых Тайнах, чувствуй истину всех молитв. Наше сердце – зеркало, истина, как предметы мира внешнего в обыкновенном зеркале, должна отражаться со всею точностью в нашем сердце.
Истина
Если ищешь Истину с любовью и ради любви, Она откроет тебе свет лица Своего настолько, насколько ты сможешь его вынести, не сгорев. В придачу Она принесет тебе все, но ты поймешь, что тебе не нужно ничего больше, кроме Ее сияющего и сладчайшего лика. Когда же в сумятице жизни ты на мгновение упустишь из вида лик Истины, то ощутишь потерянность и печаль даже среди самых своих близких — друзей и родных. Как дитя среди братьев и сестер, но без матери: для ребенка нет никого ближе матери, сколько бы родных ни окружало его. Так и ты почувствуешь, что Истина для тебя стала ближе и дороже всех тех, с кем ты каждый день делишь трапезу.
Истина есть Слово Божие, Евангелие. Истина есть Христос
Научись читать Евангелие: от него услышишь истину, в нем увидишь истину. Истина откроет тебе падение твое и узы лжи, узы самообольщения, которыми невидимо связана душа всякого человека, не обновленного Святым Духом.
Падшее человечество приступает к святой истине верою — другого пути к ней нет.
Истина есть Господь наш Иисус Христос. Усвоимся этой Истине верою в Нее, возопиим молитвою к этой Истине, — и Она извлечет нас из пропасти самообольщения и обольщения демонами.
Подчинившийся Истине получает нравственную и духовную свободу, получает нравственное и духовное счастье.
Истина есть слово Божие, Евангелие; Истина есть Христос. Познание истины вводит в душу Божественную правду, изгнав из души падшую и оскверненную грехом правду человеческую, вшествие Свое в душу Божественная правда свидетельствует Христовым миром.
Приятие Истины есть вместе приятие Святаго Духа. Равным образом, где действует Святый Дух, там бывает обильнейшее явление Истины.
Хранится богодарованная, богооткрытая человекам святая истина в Священном. Писании. Здание добродетелей, когда зиждется не на этом основании, вполне непрочно, непотребно.
Познавшие и приявшие святую истину вступили под влияние, водительство Святаго Духа, суть часть Господня, жребий Его.
Надо, чтоб наш образ мыслей был проникнут Истиною. Кроме Христа, не понимаю и не знаю другой Истины. И не слепцы ли те, кто бы они ни были, которые в то время, когда предстоит им Христос в страшном величии смирения, вопрошают: что есть Истина?
Истина засвидетельствована на земле Духом Святым. Где нет свидетельства от Духа, там нет доказательства Истины.
Святитель Феофан Затворник
Кто примет эту истину сердцем и станет так жить, тот будет ходить в этой истине
Что значит «ходить во истине» (3Ин.1:3–4 )? Значит, приняв истину в сердце, так держать себя в мыслях и чувствах, как требуется истиною. Таким образом, что Бог есть везде и все видит – это есть истина. Кто примет эту истину сердцем и станет держать себя – и внутренне и внешне – так, как бы пред ним был Сам Бог и все в нем видел, тот будет и ходить в этой истине. Что Бог все содержит, и что без Него мы ничего не можем успешно делать – это истина. Кто примет ее сердцем и станет во всем, что бы ни делал, обращаться в молитве за помощью к Богу, и принимать все, что с ним ни случилось бы, как от руки Господней, тот будет ходить в этой истине.
Истина о Христе ясна как день: ищи и обрящешь
«Неверующий в Сына Божия уже осужден». За что же? За то, что когда кругом свет, он остается во тьме, по любви к ней. Тьмолюбие, ненавидение света делает его кругом виноватым, даже без определения в чем истина, потому что у кого есть эта искренняя любовь к истине, того она изведет из тьмы заблуждения и приведет к свету истины. Пример в св. ап. Павле. Он был искренний истинолюбец, вседушно преданный тому, что считал истинным, без всяких интересов. Потому, как скоро указана была ему истина не в том, что он считал истинным, он в ту же минуту бросил это древнее, оказавшееся не истинным, и всем сердцем прилепился к новому, осязательно доказанному истинным. То же самое бывает со всяким искренним истинолюбцем. Истина о Христе ясна как день: ищи и обрящешь. Помощь же свыше всегда готова искреннему искателю. Потому, если кто остается во тьме неверия, тот остается только по любви ко тьме, и за это уже осужден.
Лишение истины порождает в уме… растление зловерием
Инок Никодим
Ходить в истине, означает следовать за Христом – Истиной по указанному Им пути
Таким образом, формула для желающих спастись, следующая: Путь (земная жизнь) в Жизнь (вечную, небесную), должен проходить в Истине (правде и совести). «Храни совесть свою незапятнанною, чтобы она ни в чем не обличала тебя и ни за что не грызла, но была мирна и в отношении к Богу, и в отношении к тебе самому, и в отношении к ближним, и в отношении ко всем внешним вещам» (Преподобный Никодим Святогорец).