Что значит ходить под богом
Все под богом ходим
Смотреть что такое «Все под богом ходим» в других словарях:
все мы под Богом ходим — (иноск.) зависим во всем от Бога. (Он в жизни и смерти волен все умрем.) Ср. Смотри ж у меня неровен час, все под Богом ходим, как вдруг пошлет Господь смертный час, ты. Груню без меня не обидь. П.И. Мельников. В лесах. 1, 10. Ср. Все под Богом … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Все мы под Богом ходим. — Все мы под Богом ходим. См. БОГ ВЕРА … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Все под богом — Устар. Никто не гарантирован от чего либо опасного, непредвиденного; всё может произойти, случиться с каждым. [Семёнов:] Ну вот, Иван Иваныч, твоего отца и благодетеля не стало. Всем горе, а тебе, чай, вдвойне. [Биркин:] Что ж? Все под Богом.… … Фразеологический словарь русского литературного языка
Все мы под Богом ходим — Всѣ мы подъ Богомъ ходимъ (иноск.) зависимъ во всемъ отъ Бога. (Онъ въ жизни и смерти воленъ всѣ умремъ.) Ср. Смотри жъ у меня неровенъ часъ, всѣ подъ Богомъ ходимъ, какъ вдругъ пошлетъ Господь смертный часъ, ты. Груню безъ меня не обидь. П. И … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Все под одним Богом ходим, хоть и не в одного веруем. — Все под одним Богом ходим, хоть и не в одного веруем. См. ВЕРА ИСПОВЕДАНИЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
ПОД — муж. пол, низ, земь, настилка долу, подошвенная выстилка, дно. Под водоема, устланное, убитое дно, пол. | Под, в избе крестьянской, жернов угол, кутник, куть, род нар, помост в углу наискось против дверей, где спят женщины и где бывают ручные… … Толковый словарь Даля
ПОД — муж. пол, низ, земь, настилка долу, подошвенная выстилка, дно. Под водоема, устланное, убитое дно, пол. | Под, в избе крестьянской, жернов угол, кутник, куть, род нар, помост в углу наискось против дверей, где спят женщины и где бывают ручные… … Толковый словарь Даля
Бог — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? Бога, кому? Богу, (вижу) кого? Бога, кем? Богом, о ком? о Боге; мн. кто? боги, (нет) кого? богов, кому? богам, (вижу) кого? богов, кем? богами, о ком? о богах 1. Богом называют Создателя,… … Толковый словарь Дмитриева
БОГ — [бох ], бога, мн. боги, ов, зв. боже, муж. 1. В религии: верховное всемогущее существо, управляющее миром или (при многобожии) одно из таких существ. Вера в бога. Языческие боги. Б. войны (у древних римлян: Марс). Возносить молитвы богу (богам).… … Толковый словарь Ожегова
ходи́ть — хожу, ходишь; несов. 1. Обладать способностью, быть в состоянии двигаться, ступая ногами, делая шаги (о человеке и животном). Солдаты совсем обессилели. Некоторые не могли ходить. Пушкин, История Пугачева. Пантелей Прокофьевич только что начал… … Малый академический словарь
Храм Владимирской иконы Божией Матери
с.Анат-Киняры
Все мы под Богом ходим
« Все мы под Богом ходим » — выражение насколько заезженное, настолько же странное. Его привыкли воспринимать как символ благочестия и даже богобоязненности. То есть, чего-то, с христианской точки зрения, очень хорошего. Дескать, все проблемы решатся, не волнуйся, — ведь все мы под Богом ходим. Или: не делай этого, этого же грех, а Господь все видит — ведь все мы под Богом ходим.
А мне вот лично это выражение кажется не совсем христианским. Во-первых, под Богом ходят не только верующие, но и, например, атеисты. Это то же самое, что ходить под солнцем. В том, что мы под ним ходим, нет никакой нашей заслуги. Это не результат нашего духовного усилия. А значит, наши отношения с Богом тут не причем.
А во-вторых — и это главное — «под Богом» — в каком-то смысле означает «отдельно от Бога». То есть, есть я, в границах своего тела, — и надо мной есть Бог. Мы с ним не связаны, но мы как будто просто взаимодействуем. Я могу у него о чем-то просить, чего-то требовать, могу даже благодарить и поклоняться ему, слушать его и хотеть узнать его волю. Но я все равно остаюсь как бы отдельно от Него. И получается, что я, верующий церковный человек, не достигаю главной цели христианской жизни — стать к Богу ближе. Я под Богом — ¬но не с Богом и не в Боге. А это уже, насколько я могу судить, очень далеко от христианского миропонимания.
Помню, в одной книге про Иисусову молитву меня в свое время буквально перевернула одна мысль. Привожу дословную цитату: «Мы не знаем даже, как молиться, а если и молимся, то молимся — не сами. Никто не может молиться иначе, как только Духом Святым, молитва есть не что иное, как действие в душе человека его Творца — за этим Бог послал в сердца наши Духа, молитвенно вопиющего из наших сердечных недр». Конец цитаты. Как же это точно сказано! Ведь и вправду — все светские разговоры о том, что Бог — внутри каждого из нас — это же как раз об этом.
И это очень близко к тому, о чем в послании к Галатам сказал апостол Павел: «отныне живу не я, но живет во мне Христос». Ключевые слова для меня здесь — «во мне». Это суть мироощущения христианина. И это совсем непохоже на то, чтобы просто ходить «под Богом». Ходить под Богом может каждый. Но для христианина этого, мне кажется, недостаточно.
Все мы под Богом ходим
«Все мы под Богом ходим» — выражение насколько заезженное, настолько же странное. Его привыкли воспринимать как символ благочестия и даже богобоязненности. То есть, чего-то, с христианской точки зрения, очень хорошего. Дескать, все проблемы решатся, не волнуйся, — ведь все мы под Богом ходим. Или: не делай этого, этого же грех, а Господь все видит — ведь все мы под Богом ходим.
А мне вот лично это выражение кажется не совсем христианским. Во-первых, под Богом ходят не только верующие, но и, например, атеисты. Это то же самое, что ходить под солнцем. В том, что мы под ним ходим, нет никакой нашей заслуги. Это не результат нашего духовного усилия. А значит, наши отношения с Богом тут не причем.
А во-вторых — и это главное — «под Богом» — в каком-то смысле означает «отдельно от Бога». То есть, есть я, в границах своего тела, — и надо мной есть Бог. Мы с ним не связаны, но мы как будто просто взаимодействуем. Я могу у него о чем-то просить, чего-то требовать, могу даже благодарить и поклоняться ему, слушать его и хотеть узнать его волю. Но я все равно остаюсь как бы отдельно от Него. И получается, что я, верующий церковный человек, не достигаю главной цели христианской жизни — стать к Богу ближе. Я под Богом — ¬но не с Богом и не в Боге. А это уже, насколько я могу судить, очень далеко от христианского миропонимания.
Помню, в одной книге про Иисусову молитву меня в свое время буквально перевернула одна мысль. Привожу дословную цитату: «Мы не знаем даже, как молиться, а если и молимся, то молимся — не сами. Никто не может молиться иначе, как только Духом Святым, молитва есть не что иное, как действие в душе человека его Творца — за этим Бог послал в сердца наши Духа, молитвенно вопиющего из наших сердечных недр». Конец цитаты. Как же это точно сказано! Ведь и вправду — все светские разговоры о том, что Бог — внутри каждого из нас — это же как раз об этом.
И это очень близко к тому, о чем в послании к Галатам сказал апостол Павел: «отныне живу не я, но живет во мне Христос». Ключевые слова для меня здесь — «во мне». Это суть мироощущения христианина. И это совсем непохоже на то, чтобы просто ходить «под Богом». Ходить под Богом может каждый. Но для христианина этого, мне кажется, недостаточно.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Об опыте «хождения пред лицем Божиим»
Сегодня за материальную благоустроенность жизни, скорость перемещения и обмена информацией, доступность множества услуг и удобств современный человек платит утратой внутреннего мира и покоя. На смену страхам умереть от болезни или голода пришел страх погибнуть в автокатастрофе или от теракта, страх потери житейского и душевного комфорта, появилось беспокойство потерять работу или близкого человека и т.д. Как избавиться от этих страхов, вновь обрести и сохранить мир в душе, как связаны мир в душе и доверие к Богу, чем может помочь в этом опыт святых, размышляет клирик и духовник Казанского храма в Вырице иеромонах Кирилл (Зинковский).
Ключ к покою – духовная брань
Ваше Преподобие, есть ли какой-нибудь способ научиться контролировать свои страхи и сохранять душевный покой и равновесие для современного человека, который живет в миру и стремиться сохранить в своей душе образ Божий?
Это непростая задача. Как говорит преподобный Серафим Саровский, мир и покой в душе приобретаются через духовную брань. И нет какого-то одного легкого способа, чтобы душа оставила свои беспокойства и быстро обрела мирное устроение. Для этого требуется духовный труд и духовный подвиг. Но в чем должен заключаться этот подвиг прежде всего? Библия говорит нам о праведных Енохе (Быт. 5:22), Ное (Быт. 6:9), пророке Давиде (3 Цар. 3:6) и некоторых других, что они «ходили пред Богом» или «пред лицем Божиим», то есть ощущали себя мысленно перед Его взором. Пророк Илия говорит: «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою» (3 Цар. 17:1). Также и новозаветные святые учат нас, что если христианин «живет всегда в присутствии Бога, видит Господа перед собою, то не споткнется вовек и никогда не прогневает Бога. Если же он как человек и споткнется, то сразу же, имея перед очами Бога, встанет, исправится, и сбудется на нем слово псалма: «Когда он будет падать – не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку»» (Пс. 36:24) (святитель Димитрий Ростовский). Да, Бог хранит всех людей, но особенной Своей благодатью, спасающей, помогающей, покрывающей и сохраняющей, Он находится с тем, кто учится всегда чувствовать себя в Его присутствии. Как говорит царь-пророк Давид, «Всегда видел я пред собою Господа» (Пс. 15:8).
Из воспоминаний родственников преподобного и его духовных чад становится понятным, что уже в миру он научился такому духовному деланию, как «хождение пред лицем Божиим». Василий Николаевич ежедневно исполнял свое личное молитвенное правило, а также каждый воскресный день посещал храмовые службы. Но, и выполняя обычные ежедневные обязанности на работе и дома, находясь среди заказчиков, покупателей, партнеров, Василий Николаевич постоянно старался помнить, что на него смотрит Сам Господь. Так учат нас Священное Писание и святые Отцы Церкви: «Господь Бог – великий зритель» (свт. Василий Великий, Беседа 20).
Обычные дела купец Муравьев решал, не оставляя внутренней тайной молитвы. Святой Серафим может быть примером для многих современных руководителей. Допустим, кого-то из коллектива надо как-то поощрить. Можно сделать это на ходу, не задумываясь, похвалить или вручить публично награду. А можно прежде помолиться и оценить, как это сделать, чтобы в коллективе не возникло слишком большой зависти или чтобы человек не возгордился. Или, наоборот, как наказать провинившегося человека, если он недобросовестно исполняет свои обязанности? Как выбрать тон и слова, чтобы не ввести в озлобление или уныние, но пробудить в человеке желание исправиться? Или вопрос милостыни. Известно, что супруга святого Ольга Ивановна (в монашестве Серафима) говорила: «Иногда казалось, что Василий Иванович хочет разориться». И здесь ключевое слово «казалось», потому что преподобный и милостыню раздавал с молитвой: одна и та же милостыня одному человеку может быть полезна, а другому вредна. То есть ответ на бытовые вопросы, даже самые незначительные, он искал через тайную мысленную молитву.
Это, конечно, трудно: ведь получается, что его душа постоянно была открыта к поиску воли Божией. И он спрашивал себя: в чем состоит воля Божия в каждом конкретном моменте нашей жизни? Мы знаем святые заповеди и наставления святых отцов, но как поступить в конкретном случае, чтобы исполнить эту заповедь, – это самое сложное. Это то, что оптинские старцы называли «практическое христианство». Этому невозможно научиться теоретически, но можно приобрести только через личный опыт. Сложность в том, чтобы действовать не по схеме и к каждой ситуации подходить как к уникальной и исключительной, искать ответ-решение с Божиим благословением, а не только исходя из обычной человеческой логики. Вот через такой ежедневный подвиг сердца, открытого к поиску воли Божией, преподобный Серафим приготовил себя к тому, чтобы быть наставником многих людей, которые обращались к нему со своими и бытовыми, и духовными проблемами. Когда человек в разных трудных ситуациях, положившись на Бога, получает Его помощь, только тогда он приобретает мир сердечный, ощущая Божие присутствие как реальность своей жизни и понимая, что Господь рядом и Он никогда не оставляет.
Предположим, человек решился довериться Богу и доходит до ситуации, когда понимает: а вдруг я буду оставлен Богом и Господь не придет и не поможет мне? Как преодолеть эти сомнения?
Это, как уже было сказано, дело опыта. Пока человек это на себе не проверил, тут ничего посоветовать нельзя. Но необходимо помнить, что если мы во всем полагаемся на Бога, то, кроме этого, нужно прикладывать и свой труд. Как в пословице преподобного Амвросия Оптинского: «Боже-то, помози, но и сам мужик на печи не лежи». Или как часто говорят даже почти неверующие люди: на Бога надейся, а сам не плошай. Правда, когда спросишь человека, повторяющего эту поговорку: «У Вас главный акцент сделан на «не плошай» – а в чем у Вас надежда на Бога?» – то большинство не могут ответить, потому что надеются только на себя.
Поэтому более глубоко ваш вопрос звучит так: как научиться надежде на Бога в той мере, чтобы это не являлось просто нашей ленью, но и так, чтобы не надеяться только на свои силы? Как учит преподобный Серафим Саровский, надежда на Бога связана с понятием мира сердечного, добродетелями смирения и преданности воли Божией, доверия Богу. Все эти духовные состояния и добродетели связаны друг с другом как колечки золотой цепочки, соединяющей нас с Господом. Прп. Серафим Саровский объяснял в поучениях, что такое надежда на Бога: это когда человек часть своего времени, часть своих душевных и телесных сил посвящает Богу и добродетелям, спасению души. При этом подразумевается, что всё остальное, что христианин уже, в основном, выполнил из своих главных обязанностей, житейских и социальных, но, скажем, не до полного совершенства, но оставил ради дел благочестия, Бог покроет Своей Божественной заботой потому, что в течение дня человек нашел полчаса или час и на духовные дела. Если человек в эти минуты полностью отключит свою заботу о всех мирских попечениях, Бог восполнит с лихвой то, о чем бы человек мог думать и беспокоиться. Хотя человеческим беспокойством ничего не решается – даже отдохнуть нормально у человека не получается из-за современного бесконечного беспокойства.
А Бог хочет, чтобы мы могли и умели отдыхать от многоразличных забот – это тоже благословение Божие, – чтобы мы уделили время своей душе, своим ближним, оставив всякие свои переживания. Как часто бывает, когда человек приходит с работы и отрицательные эмоции, накопленное за день, выливает на близких, а он должен оставить это всё и сказать: «Пусть все проблемы останутся за дверями моего дома – я должен посвятить это время тому, что Бог мне доверил: моим близким людям, моей душе. Я должен заняться этим, а те проблемы Бог поможет решить завтра – сейчас я должен всё оставить». И, когда он научится отпускать в благоразумной мере на какое-то время эти проблемы, тогда начнет приобретать мир сердечный. А если человек не может отпустить эти проблемы, то они начинают съедать его изнутри и он приходит в состояние, когда можно стать больным и физически, и психически. Такие случаи известны всем духовникам. К слову, так и формируется та или иная зависимость. Например, от алкоголизма, потому что Вам надо как-то расслабиться, а другого способа Вы не знаете. Как много православных по имени людей не имеют почти никакого понятия о том, как снимать напряжение через молитву и чтение духовной литературы, через участие в Таинствах Церкви.
То есть речь идет о смирении, потому что без смирения ты и гнев унять не сможешь, и помолиться толком не получится, и слова святых пустыми покажутся. И, очевидно, существует какая-то тонкая связь между смирением, миром сердечным и доверием к Богу?
В слове смирение – корень «мир», и человек мирно-смиренно может относиться ко всему окружающему, только когда он доверяет Богу. Но ведь смирение люди часто неправильно понимают. Им кажется, что смирение – это какая-то забитость, покорность всему и всем, убогость, отсутствие творческого подхода к жизни. Смирение зачастую понимается как полнейшая пассивность восприятия всего как неизбежной данности. Но это карикатурная картина этой важнейшей христианской добродетели. На самом деле суть смирения в том, о чем Христос сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29).
Смирение всегда было особой темой рассуждения и обсуждения у святых Отцов. Об этом подробно говорит святой Иоанн Лествичник в своей «Лествице» (Леств. 25:3–4). Он пишет, что однажды встретились святые Отцы и пытались дать определение этой добродетели, но все определения давались разными словами: «Тогда один сказал, что смирение есть всегдашнее забвение своих исправлений. Другой сказал: смирение состоит в том, чтобы считать себя последнейшим и грешнейшим всех. Иной говорил, что смирение есть сознание умом своей немощи и бессилия. Иной говорил, что признак смирения состоит в том, чтобы в случае оскорбления предварять ближнего примирением и разрушать оным пребывающую вражду. Иной говорил, что смирение есть познание благодати и милосердия Божия. Другой же говорил, что смирение есть чувство сокрушенной души и отречение от своей воли». Святой Иоанн резюмирует, что одной общей формулировки не нашлось не потому, что отцы говорили о разном, а потому, что эта добродетель так велика и высока, что ее невозможно зафиксировать в той или иной формуле.
Но, в отличие от той карикатуры, что я обозначил выше, смирение на самом деле великая сила, исходящая по дару Божию из сердца и души человека, дающая ему трезвый и очень оптимистичный взгляд на действительность, а это невозможно без доверия Богу. Это возможно только, если человек очень глубоко прозревает смысл событий, тайны Промысла Божия, и если не до конца прозревает, то по крайней мере верит, что Бог управит всё ко благу и только тогда он сможет спокойно, и не теряя оптимизма, смотреть на многие проблемы, трагедии и даже катастрофы в окружающей нас действительности. Смирение – это то, когда человек благодатно соединен с Богом и имеет от Него духовное удостоверение, что Бог не оставляет этот мир и не оставляет никого из нас, живущих на земле. Тогда человек может и мир в душе обрести, и спокойствие, и внутреннюю силу, которая противоположна агрессии. Потому что агрессия очень часто не что иное, как попытка защитить себя от разных ложных страхов. Агрессия – это следствие неуверенности в себе, в своем настоящем и своем будущем. А смирение – это уверенность в своей жизни и жизни своих близких через веру и доверие Богу, через живое проживание того откровения, которое дошло до нас в словах Святого Писания и живом опыте Священного Предания Церкви, в строчках из житий святых. Как учил прп. Серафим Вырицкий, «От Меня это было», то есть «всё – от Бога». Важнейшая наша задача – научиться принимать и хранить тот мир, который, как бесценное сокровище, оставил нам Господь наш Иисус Христос через святых апостолов, сказав им: «Мир оставляю вам, мир Мой даю Вам» (Ин. 14:27). Будем помнить, что мир Христов невозможно принять, если мы не будем стараться изгонять из ума и сердца все плотские помыслы, злобу и неприязнь. Зная последнее, диавол не дает нам жить в мире и радости, которые хочет дать нам Бог. Лукавый мучает нас злопамятством и ревностью. А мы будем трудиться, чтобы сердца наши сделались чистыми и приняли заповеди нашего Владыки и одновременно умиротворение и любовь Божию.
biblecomua
Твоя Библия
Ответы на библейские вопросы
Вопрос: «Как понять, ходил Енох пред Богом (Быт.5:24)? Он с Ним все время разговаривал или обращался к Нему в молитве несколько раз в день? Если человек молится утром и вечером и живет согласно Библии, можно ли применить к нему выражение, что он ходит перед Богом? Может, ходить перед Богом означает, что нужно говорить с Богом, позразумевая не как молитву, а как разговор?»
Ходить пред Богом означает любить Его.
Это и понятно. станете ли вы ходить перед тем, кого боитесь или не уважаете, или к кому безразличны? Конечно, можно немножко поболтаться рядом, но надолго задержаться там невозможно. А вот если в вас живет горячее чувство любви, то вы только то и будете делать, что ходить там, где обитает предмет ваших воздыханий, даже если физически это делать не сможете, то ваши мысли и чувства будут «ходить» там безостановочно.
Мы все «ходим» там, где нравится. Любителя выпить на аркане не затащишь в оперный театр, а любитель экстрима не сможет радостно проводить время за вышиванием. И то же самое в духовной сфере нашего существования: если мне не нравится Бог и Его правила, то я в принципе не смогу ходить в Его присутствии. Конечно, могу иногда заглянуть туда, но если нет в моем сердце любви или хотя бы уважения, ну на худой конец, какого-то интереса к тому, как Он живет или Какой Он, то долго я там не задержусь.
В Библии очень часто употребляется это заинтересовавшее вас выражение со словом «ходить». Если мы исследуем его, то увидим, что люди ходят либо перед Богом, либо перед другими богами.
Втор.11:22 Ибо если вы будете соблюдать все заповеди сии, которые заповедую вам исполнять, будете любить Господа, Бога вашего, ходить всеми путями Его и прилепляться к Нему. никто не устоит против вас.
Ис.2:3 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его.
Суд.8:33 Когда умер Гедеон, сыны Израилевы опять стали блудно ходить вслед Ваалов и поставили себе богом Ваалверифа; и не вспомнили сыны Израилевы Господа Бога своего, Который избавлял их из руки всех врагов, окружавших их.
Само собой разумеется, что где человек ходит, там он и говорит, и думает, и учится. Поэтому неудивительно, что люди, ходящие перед Богом, постоянно пребывают в общении с Ним, молитва для таких людей — не обязанность, которую надо выполнять несколько раз в день, а почти как дыхание, которого если не хватает, так сразу трудно двигаться и жить. И исполнение заповедей Бога тоже становится естественным делом. Ведь пока я пред Богом хожу, я же у Него волей-неволей учусь. Он не лжет. и я перестаю лгать, Он любящ. и я начинаю любить, Он мудр. и я набираюсь мудрости. Так ведь и в физической нашей жизни, если я постоянно хожу на любимые тренировки, а там хороший тренер, то мои возможности возрастают с каждой тренировкой.
Библия так же предупреждает нас о возможности самообмана, когда мы можем уверить себя в том, что ходим перед Богом, что любим Его, а на самом деле быть просто лицемерами:
Иер.7:9 Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицом Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости.
Хождение перед Богом всегда будет содействовать изменению человека по Божьему подобию. Но если человек крадет, убивает, прелюбодействует, лжесвидетельствует и пр., а потому заявляет всем, что он спасенный, что он христианин, просто потому что ведь ходит же в Дом молитвы и даже служение какое-то в церкви несет, то он обманывает сам себя.