Что значит хлеб батюшка а водица матушка
Хлеб – батюшка, а водица – матушка. или Спеши в Кижи!
В памяти русского народа хранится немало пословиц и поговорок о хлебе, об отношении к нему.
Хлеб — основа жизни и благополучия, залог будущих успехов, символ радости и счастья человека.
«Хлеб будет, так и все будет»;
«Будет хлеб, будет и песня».
Трудную и скудную жизнь русского крестьянина-земледельца в старину отразили пословицы и поговорки, бывшие широко в ходу еще в прошлом веке:
«Где пашет сошка, там хлеба крошка»;
Хлеб да вода — крестьянская еда»;
«Хлеб батюшка, водица матушка»;
«Хлеб вскормит, вода вспоит»;
«Хлеб да квас — вот и все у нас»;
«Покуда есть хлеб да вода — все не беда».
Ржаной хлеб — главный крестьянский продукт. И не случайно поэтому в народных поговорках и присловьях он ставится во главу угла, противопоставляется другим яствам, любой другой еде:
«Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной»;
«Ржаной хлебушко пшеничному калачу дедушка».
Хлеб символ хлебосольства, основа и званого обеда и повседневного, будничного стола:
«Будет хлеб — будет и обед»;
«Худ обед, коли хлеба нет»;
«Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай»;
«Хлеб на стол — и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска»;
«За хлебом-солью, всякая шутка хороша»;
«Хоть хлеба краюшка, да пшена четвертушка, от ласкова хозяина и то угощенье».
И хоть замечалось в народе, что «не шуба, а хлеб греет», все же никогда не было для него самоцелью простое насыщение и бездумная сытость. А потому и говорилось так:
«Одним хлебом сыт не будешь»;
«Не будь сыт куском, а будь сыт другом»;
«Сердись, бранись, а за хлебом-солью сходись».
Трудом и потом добывается хлеб. И в народных присловьях говорится об этом так;
«Кто в небо глядит, тот без хлеба сидит»;
«Баловством хлеба не добудешь»;
«Потом добытый хлеб и черствый сладок»;
«Зернышко пуд бережет»;
«Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в сусеке» (т. е. убранный) ;
«Хлеб в закрому — что хозяин в дому».
Доброй, лукавой улыбкой освещены многие народные поговорки о хлебе, о приметах хорошего работника, неотделимых от его отношения к хлебу:
«Каков у хлеба, таков и у дела» (т. е. если споро ешь, то хорошо и работаешь);
«У пахаря рука черна, да хлеб бел»;
«Ретивый с хлебом смеется, а ленивый без хлеба плачет»;
«На чужой каравай рот не разевай, а пораньше всевай да свой припасай».
Подлинная народная мудрость, тонкая и чуткая приметливость отразились и в таких пословицах:
«Без хлеба все приестся»;
«Калач приестся, а хлеб никогда»;
«Сколько ни думай, а лучше хлеба да соли не придумаешь».
Многие слушатели, приславшие нам эти и другие народные присловья, высказали свои мысли о роли и месте хлеба в нашей современной жизни. В письме Ольги Шевчук из Винницкой области читаем: «Хлеб — это сама жизнь. И это слово надо писать с большой буквы!»
Ленинградец Павел Степанович Карпенко пишет: «Мы все должны относиться к хлебу как к святыне, ибо хлеб — основа всему. Выращивать хлеб — работа многотрудная и почетная, поэтому беречь и расходовать хлеб нужно как жизненно необходимую драгоценность. И уважение к хлебу должно быть высочайшее».
«Задача взрослых,— пишет ленинградка Ольга Григорьевна Клюева, воспитатель-методист детского сада,— прививать детям уважение к хлебу, учить их беречь каждую крошку хлеба, высоко ценить труд крестьянина».
Если бы все приславшие нам письма могли встретиться и поговорить на волнующую их тему: «Отношение к хлебу»,— это был бы серьезный, очень важный и душевный разговор.
Большой поток писем был связан с оценкой в пословицах и поговорках такого социального зла, как пьянство и алкоголизм.
Хлеб – батюшка, а водица – матушка. или Спеши в Кижи!
Представим себе: школа, урок природоведения в третьем классе, тема занятия «Хлеб насущный». Но в руках у учителя не учебник, не книга о земледелии на Руси с обилием иллюстраций, а копии тех самых орудий труда из школьного музея, которыми пользовались для выращивания хлеба наши предки. Каждому ученику можно не только разглядеть необычный предмет, но и, почувствовав себя настоящим крестьянином, опробовать деревянный цеп, косарь, севатку на воображаемом поле. А вознаграждением за проделанную работу становится лакомый кусочек каравая, который, как кажется ребятам, только что вынули из печи. «Ребята, а как вы понимаете пословицу «Хлеб – батюшка, а водица – матушка?» – задает вопрос учитель. И целая череда объяснений наперебой сыплется от новоявленных земледельцев. Раздается звонок, и ребята с подарочками – колосками ржи в руках – бегут на переменку рассказывать школьным друзьям о, казалось бы, привычном чудо-хлебе.
Это не выдуманная история, а описание открытого урока СветланыТепловой, в московской прогимназии №1768. Светлана Анатольевна, организатор музейной деятельности 43-й школы Петрозаводска, приехала в октябре в Москву вместе с коллективом музейных педагогов и сотрудников музея-заповедника «Кижи» для участия в семинарах по музейной педагогике: «Музейная педагогика в учебно-воспитательном процессе школы» и «Менеджмент в музейно-образовательной сфере». Две незабываемые встречи коллег и единомышленников состоялись 13 и 16 октября в стенах той же прогимназии №1768, где в октябре открылась интерактивная выставка «Кижи – мастерская детства».
Музейная педагогика в современном понимании дисциплина, существующая на стыке педагогики, психологии и музейного дела. Область педагогики, в которой историко-культурное и природное наследие используется в учебно-воспитательной работе школы. Таким образом, мир предметной культуры любого музея, будь то подлинник или копия, созданная руками самих ребят, находит свое применение на уроке независимо от изучаемой дисциплины. По примеру трех образовательных учреждений Петрозаводска возможно формирование целого музейно-образовательного комплекса, интерактивной (доступной каждому) экспозиции любого музея, а значит, и неограниченной свободы творчества как педагогов, так и детей, позволяющей прожить, по желанию, крестьянский день за 4 часа, а может быть, побывать в «музее в чемодане».
Столь значимая идея музейной педагогики родилась 12 лет назад, когда музей «Кижи» запустил инновационный социокультурный проект – «Республиканский детский музейный центр», который под руководством замдиректора музея-заповедника «Кижи» Людмилы Шиловой объединил в своей межведомственной работе более 30 учреждений культуры и образования. Сегодня РДМЦ – один из ведущих музейно-педагогических центров России, аналогов которому нет ни в Европе, ни в Скандинавии. Центр на основе партнерских отношений осуществляет долгосрочные музейно-образовательные проекты, участниками которых становятся не только дошколята и школьники, но и студенты вузов. В результате за время существования РДМЦ более 600 тысяч ребят со всего мира приняли участие в изучении историко-культурного наследия острова Кижи.
Закрытость систем образования и культуры до настоящего времени не позволяла осуществлять в Москве подобные детские программы. По словам директора прогимназии №1768 Татьяны Воробьевой, «только благодаря опыту «кижан» сообщество учителей столицы начинает сотрудничать с музейщиками на качественно новом уровне «образования культурой». «Открытие экспериментальной площадки по музейной педагогике на базе нашей гимназии – настоящий прорыв в деле создания единого образовательного пространства музея и школы», – сказала Татьяна Анатольевна.
«Педагоги и музейщики всей страны, объединяйтесь!» – хочется воскликнуть от лица всех теоретиков и практиков музейной педагогики. Что может быть прекраснее совместного творчества во благо воспитания будущего нашей страны с уважением к прошлому?
Пословицы, поговорки, чистоговорки, загадки и много другое о хлебе.
Пословицы, поговорки, чистоговорки, загадки и много другое о хлебе.
В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.
Пословицы и поговорки о хлебе.
Дай Бог покой, да хлеб
святой Без соли, без хлеба — половина обеда Хлеб — всему голова Хлеб – батюшка, вода – матушка Худ обед, когда хлеба нет Береги хлеб для еды, а деньги для беды Хлеб черствый – обед честный Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит
Чистоговорки о хлебе.
Жок-жок-жок — это пирожок. Шки-шки-шки — мама жарит пирожки. Шки-шки-шки — мы любим пирожки. Жок-жок-жок — кушай Женя пирожок. Ач-ач-ач — вот калач. Чи-чи-чи — пекуться в печке калачи. Чи-чи-чи — мы любим калачи. Чи-чи-чи — на праздник будут калачи.
Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. Комковато, ноздревато, И губато, и горбато, и твердо, И мягко, и кругло, и ломко, И черно, и бело, и всем мило.
Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб) Комковато, ноздревато, И губато, и горбато, и твердо, И мягко, и кругло, и ломко, И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб) Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб) Бьют меня палками, жмут меня камнями, Держат меня в огненной пещере, Режут меня ножами. За что меня так губят? За то, что любят. (Хлеб) Круглобок и маслян он, В меру крут, посолен, — Пахнет солнечным теплом, Пахнет знойным полем. (Хлеб) Мнут и катают, В печи закаляют, Потом за столом Режут ножом. (Хлеб) Вот он – Тёплый, золотистый. В каждый дом, На каждый стол – Он пожаловал – пришёл. В нем – Здоровье, наша сила, В нем – Чудесное тепло. Сколько рук Его растило, Охраняло, берегло! (Хлеб) Кольцо не простое, Кольцо золотое, Блестящее, хрустящее, Всем на загляденье… Ну и объеденье! (Баранка или бублик.) Что на сковородку наливают Да вчетверо сгибают? (Блины.) В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят! По кусочку все съедят. (Пирог.) Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно) Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)
«Дождик, дождик, поливай — будет хлеба урожай. Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки». «Катилася торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль,пшеница. С кем ты хочешь поделиться?»
Существует превеликое множество высказываний с упоминанием о хлебе
, причем авторства очень разных людей: политиков, писателей, военных, религиозных деятелей, правителей и философов.
-«Ученье — свет, а неученье — тьма. Дело мастера боится, и коль крестьянин не умеет сохою владеть — хлеб не родится.» Суворов А.В.
-«Если есть у тебя для жилья закуток В наше подлое время — и хлеба кусок, Если ты никому не слуга, не хозяин — Счастлив ты и воистину духом высок.» Омар Хайям.
-«Когда, делая добро, не думаешь ни о себе, ни о других, горсть зерен дарит милостью за тысячу пудов хлеба. Когда, помогая другим, бахвалишься своей щедростью и требуешь от людей благодарности, то сотня золотых не принесет тебе пользы даже и на половину медяка.» Хун Цзычен.
-«Не корми словами вместо хлеба.» Аристофан.
-Хлеба и зрелищ — Panem et circenses (крылатое выражение на латинском
-«Сухари — это похудевший хлеб, торт — это ожиревший хлеб, а пельмени — замоченный, пережеванный и отмороженный.» Стас Янковский.
-«Если у тебя есть хлеб, заработанный своими руками, то можно попросить Бога, чтобы Он намазал его маслом.» Бауржан Тойшибеков.
-«Трезвость кладет дрова в печку, мясо — в кастрюлю, хлеб — на стол, кредит — государству, деньги — в голову, довольство — в семью.» Бенджамин Франклин.
-«Не следует ежедневно есть хлеб у того, кто богаче тебя. Когда ты бываешь у него за столом, он специально для тебя ничего не тратит, но если он придет к тебе, ты потратишь сразу все, что накопил за месяц, а потом тебя будут мучить угрызения совести.» Менандр.
—«Коль нет зубов — хлеб разжуешь всегда, Коль хлеба нет — вот горшая беда!» Саади.
—«Закон, воплощая в себе величественную идею равноправия, запрещает спать под мостом, располагаться на ночлег на улице и красть хлеб одинаково всем людям — богатым так же, как и бедным.» Франс.
«Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны.» Чарльз Лэм.
-«Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе.» Иоанн Златоуст.
-«Хлеб, который ты хранишь в своих закромах, принадлежит голодному; плащ, лежащий в твоем сундуке, принадлежит нагому; золото, что зарыл ты в земле, принадлежит бедняку.» Василий Великий.
-«Стал ли ты чистым воздухом, хлебом и лекарством для друга своего? Иной не в силах освободиться от собственных цепей, однако друга своего спасает.» Фридрих Ницше.
Объясни смысл пословиц хлеб батюшка а. Хлеб — батюшка, водица — матушка — ано семья россии. Утренник «Хлеб — всей жизни голова»
Земля – матушка, а хлеб – батюшка
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
С 1979 года 16 октября во всём мире отмечается День хлеба.
«Хлеб – всему голова», «Без соли, без хлеба – половина обеда», «Берегите хлеб – он наше богатство» – так в разные времена говорили о хлебе. Во все времена хлеб был символом жизни, благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое важное и почетное место на нашем столе. Его считали кормильцем и отцом.
Бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, его вырастивших, к ценностям и традициям должно прививаться с дошкольного детства.
В русском народном стиле прошёл праздник «День хлеба» в детском саду №172 города Тюмени. Ведущая Русская красавица рассказала воспитанникам о хлебных богатствах нашей страны, откуда появилась традиция встречи дорогих гостей «хлебом — солью», напомнила о том, что нужно ценить хлеб –в него вложен человеческий труд.
Все собравшиеся с радостью встретили хлебосольную Хозяйку-Осень, которая поведала детям сказ о длинном пути хлеба к столу: от выращивания зерна, сбора урожая, хранения, производства муки, до получения конечного продукта – хлеба. Без хлеба не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол.
Выразительное чтение стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе помогли нашим воспитанникам понять, что хлеб – это одна из самых больших ценностей, один из самых главных продуктов питания.
На празднике дети играли в народные хороводные игры, отгадывали загадки, исполнили песню-танец с ложками «Бабушка, испеки оладушки». Завершился праздник исполнением общего танца в честь именинника – «Каравай» и Осень угостила всех ребят вкусным хлебушком.
Через народные праздники мы приобщаем детей к истокам народной культуры, стараемся создать условия, в которых бы дети ощутили духовную жизнь своего народа, свои ценности и традиции. «День хлеба» внёс в жизнь наших воспитанников незабываемые эмоциональные переживания.
Мы желаем всем крепкого здоровья и добрых начинаний!
Автор: Тырина Виктория Петровна, старший воспитатель
Детскийй сад №172 города Тюмени.
Детский сад № 172 г.Тюмени
От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области» Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать «Свидетельство о публикации в СМИ». Образец: Свидетельство о публикации в СМИ.pdf
Перейти к форме заказа >>>
Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором >>>
Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2020/2021 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.
Хлеб – батюшка, а водица – матушка. или Спеши в Кижи!
Представим себе: школа, урок природоведения в третьем классе, тема занятия «Хлеб насущный». Но в руках у учителя не учебник, не книга о земледелии на Руси с обилием иллюстраций, а копии тех самых орудий труда из школьного музея, которыми пользовались для выращивания хлеба наши предки. Каждому ученику можно не только разглядеть необычный предмет, но и, почувствовав себя настоящим крестьянином, опробовать деревянный цеп, косарь, севатку на воображаемом поле. А вознаграждением за проделанную работу становится лакомый кусочек каравая, который, как кажется ребятам, только что вынули из печи. «Ребята, а как вы понимаете пословицу «Хлеб – батюшка, а водица – матушка?» – задает вопрос учитель. И целая череда объяснений наперебой сыплется от новоявленных земледельцев. Раздается звонок, и ребята с подарочками – колосками ржи в руках – бегут на переменку рассказывать школьным друзьям о, казалось бы, привычном чудо-хлебе.
Это не выдуманная история, а описание открытого урока СветланыТепловой, в московской прогимназии №1768. Светлана Анатольевна, организатор музейной деятельности 43-й школы Петрозаводска, приехала в октябре в Москву вместе с коллективом музейных педагогов и сотрудников музея-заповедника «Кижи» для участия в семинарах по музейной педагогике: «Музейная педагогика в учебно-воспитательном процессе школы» и «Менеджмент в музейно-образовательной сфере». Две незабываемые встречи коллег и единомышленников состоялись 13 и 16 октября в стенах той же прогимназии №1768, где в октябре открылась интерактивная выставка «Кижи – мастерская детства».
Музейная педагогика в современном понимании дисциплина, существующая на стыке педагогики, психологии и музейного дела. Область педагогики, в которой историко-культурное и природное наследие используется в учебно-воспитательной работе школы. Таким образом, мир предметной культуры любого музея, будь то подлинник или копия, созданная руками самих ребят, находит свое применение на уроке независимо от изучаемой дисциплины. По примеру трех образовательных учреждений Петрозаводска возможно формирование целого музейно-образовательного комплекса, интерактивной (доступной каждому) экспозиции любого музея, а значит, и неограниченной свободы творчества как педагогов, так и детей, позволяющей прожить, по желанию, крестьянский день за 4 часа, а может быть, побывать в «музее в чемодане».
Столь значимая идея музейной педагогики родилась 12 лет назад, когда музей «Кижи» запустил инновационный социокультурный проект – «Республиканский детский музейный центр», который под руководством замдиректора музея-заповедника «Кижи» Людмилы Шиловой объединил в своей межведомственной работе более 30 учреждений культуры и образования. Сегодня РДМЦ – один из ведущих музейно-педагогических центров России, аналогов которому нет ни в Европе, ни в Скандинавии. Центр на основе партнерских отношений осуществляет долгосрочные музейно-образовательные проекты, участниками которых становятся не только дошколята и школьники, но и студенты вузов. В результате за время существования РДМЦ более 600 тысяч ребят со всего мира приняли участие в изучении историко-культурного наследия острова Кижи.
Закрытость систем образования и культуры до настоящего времени не позволяла осуществлять в Москве подобные детские программы. По словам директора прогимназии №1768 Татьяны Воробьевой, «только благодаря опыту «кижан» сообщество учителей столицы начинает сотрудничать с музейщиками на качественно новом уровне «образования культурой». «Открытие экспериментальной площадки по музейной педагогике на базе нашей гимназии – настоящий прорыв в деле создания единого образовательного пространства музея и школы», – сказала Татьяна Анатольевна.
«Педагоги и музейщики всей страны, объединяйтесь!» – хочется воскликнуть от лица всех теоретиков и практиков музейной педагогики. Что может быть прекраснее совместного творчества во благо воспитания будущего нашей страны с уважением к прошлому?
Хлеб батюшка, водица матушка.
Смысл пословицы
Толкование пословицы «Хлеб батюшка, водица матушка.» по словарю Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.
1. То же, что отец (в 1 знач. ) ( устар. ). По батюшке звать (по отчеству).
2. Фамильярное или дружеское обращение к собеседнику.
3. Православный священник, а также обращение к нему. Деревенский б.
• Батюшки (мои)! ( разг. ) и батюшки светы! ( устар. и прост. ) выражение изумления, испуга.
1. То же, что мать (в 1 знач. ) ( устар. и разг. ). Барыня-м. ( употр. как выражение почтительности).
2. перен. В нек-рых выражениях: то же, что мать (во 2 знач. ). Лень-м. раньше нас родилась ( посл. ). Земля-м. (в народной словесности). Русь-м. ( высок. ). Волга-м.
3. Обращение к женщине, обычно пожилой ( прост. ).
4. Жена священника, а также обращение к ней. Попадья-м.
5. То же, что монахиня ( устар. разг. ). Игуменья-м.
• Матушки мои! ( разг. ) выражение удивления, радости или испуга и разных других чувств.
По матушке пустить (к такой-то матушке послать) кого ( прост. ) грубо выругаться.
1. ед. Пищевой продукт, выпекаемый из муки (во 2 знач. ). Печёный х. Ржаной или чёрный х. Пшеничный или белый х. Ломоть хлеба. Кусок хлеба (также перен. : о пропитании, пище вообще).
2. (мн. хлебы). Такой продукт в виде крупного выпеченного изделия. Круглый, высокий х. Ставить хлебы в печь.
3. ед. Плоды, семена злаков, размалываемые в муку (во 2 знач. ). Сеять х. Сдача хлеба государству. Х. всему голова ( посл. ).
4. ( мн. хлеба). Такие злаки. Урожай хлебов. Уборка хлебов комбайнами. Х. на корню.
5. ( мн. хлеба), перен. То же, что пропитание. Зарабатывать себе на х. Х. насущный (то, что необходимо для пропитания, существования). Не хлебом единым жив человек ( посл. ). Быть на хлебах у кого-н. (устар. и прост.).
6. ед. Средства к существованию, заработок. Эта работа верный х.
• Хлеб да соль ( устар. и прост. ) приветствие тому, кто ест.
Второй хлеб о картофеле.
Хлебом не корми кого ( разг. ) о чьёмн. сильном увлечении, желании. Его хлебом не корми, только пусти на каток.
Хлеба не просит что ( разг. ) о вещи, к-рая хранится, никому не мешая, и может когдан. пригодиться.
Свой хлеб есть ( разг. ) самому зарабатывать себе на жизнь.
И то хлеб ( разг. ) и за это спасибо (о чёмн. немногом). Помог немножко и то хлеб.
Хлеб отбить (отнять) у кого ( разг. ) лишив чего-н., перебив, захватить, оказаться первым.