Что значит характеристика произведения
Способы характеристики произведения
Комментированный пересказ произведения – основной прием рецензирования. Активно используются при этом приемы скрытого комментария: оценочные эпитеты, глаголы, словосочетания и т.д. (См. Тему 3.)
Характеристика фрагментов произведения предваряется или резюмируется оценкой. За характеристикой чаще всего следует анализ, который призван аргументировать выдвинутые оценки.
Необходимо проанализировать художественные средства, с помощью которых создается образ:
— характеристика героя через его действия и поступки,
— прямая авторская характеристика,
— описание среды обитания,
— психологический анализ – чувства, мысли, побуждения героя,
— портрет героя, визуальный и речевой,
— характеристика героя другими действующими лицами,
Анализ этих элементов предваряется или заканчивается оценочным суждением.
Начнем с основной мысли автора, высказанной им в предисловии…
Писательница предпочла обычным мемуарам жанр романа.
Такова общая сюжетная схема рассказов.
Композиционные блоки рецензии
Традиционными являются следующие структурные элементы рецензии.
· Сообщение о произведении (автор, название, место и время издания)
· Общая характеристика-оценка произведения (комментированный пересказ сюжета, описание кульминационного момента, цитирование)
· Анализ содержания и формы
· Определение места произведения в творчестве автора или литературном процессе в целом.
· Обращение к читателю.
Названные композиционные блоки не обязательно строятся в этой последовательности.
«Определение места произведения», как правило, начинает или завершает рецензию и выполняет роль тезиса. Этот фрагмент определяет угол зрения рецензента. Если речь идет о литературном новаторстве – значит, внимание в рецензии будет сосредоточено на эстетических достоинствах, если определяется социальная значимость произведения, значит, будет преобладать анализ содержания.
«Характеристика и оценка произведения». Особенностью рецензии является совмещение характеристики и оценки произведения. Представляя произведение, критик дает первые оценки.
Рецензент создает своего рода метатекст: главный его аргумент в подтверждение своих тезисов-оценок – цитаты (во всех видах их подачи: прямое и косвенное цитирование, несобственно-прямая речь). В газетном издании их не должно быть слишком много. Журнальная рецензия может позволить более подробное цитирование.
Виды рецензий
По объему: гранд-рецензия и мини-рецензия. Первая развернутая и более авторская (возможны лирические отступления, репрезентирующие личность автора). Такая рецензия характерная для специализированных изданий.
Более распространен в современной публицистике второй тип рецензии, для которого характерен сжатый динамичный анализ без лирических отступлений. Оценка здесь – четкая и емкая.
По характеру оценки: позитивная и критическая.
По теме: научная рецензия, литературная, театральная и т.д. В последнее время появляются новые виды рецензий – на телевизионную передачу, на рекламный ролик, музыкальный клип… и т.д.
Наиболее сложными считаются театральная и музыкальная рецензии.
Театральная рецензия потому, что предполагает сопоставительный анализ литературного произведения и его сценического воплощения. Нужно знать произведение, чтобы правильно оценить сценический образ, созданный режиссером и актерами.
Музыкальная рецензия. Музыкальное произведение – одно из самых сложных видов искусства. От музыкального критика требуется не только специальные знания, но и наличие специальных талантов – музыкального слуха, как минимум. В музыкальной рецензии усиливается задача грамотного и внятного разъяснения идеи музыкального произведения и его стилистических особенностей.
По адресату. Необходимо учитывать уровень знаний адресата рецензии или тип издания. В специализированном издании потребуется более профессиональный уровень рецензирования, с использованием специальной терминологии и знанием контекста. В общем издании, наоборот, необходимо избегать узко специальных тем и терминов.
При написании рецензии нужно помнить о ее рекламном эффекте. Рецензия в большей степени, нежели аннотация формирует потребительский спрос. Важным становится уже сам выбор предмета рецензирования. Учитывая это, особенно внимательно нужно отнестись к доказательности оценок. Малоубедительная рецензия, даже если она позитивна, может сыграть роль антирекламы.
Практические задания
1. Заинтересовавшую вас рецензию проанализировать на предмет ее актуальности и особенностей композиционного построения. Определить тип рецензии.
2. Дать характеристипо Семиотикеку способов и средств комментирования.
3. Выбрать тему рецензии, наметить логику ее изложения и план композиционного построения материала.
4. Найти несколько вариантов лидов для разных типов рецензий. Дать их характеристику и определить целесообразность выбора.
Экзамен состоит из 4 вопросов.
2. Теория конкретных жанров.
3. Анализ публикаций текущей периодики из собранного студентом досье, в котором должны быть представлены все аналитические жанры. Схема анализа: характеристика темы и идеи, формы авторского присутствия (способов и средств авторской оценки), композиции, речевых средств..
4. Творческая работа. Дневное отделение – во всех жанрах, заочное – статья и колонка.
1. Аналитические жанры: параметры объединения. Новость в аналитических жанрах. Современное состояние аналитических жанров в отечественной журналистике, центральной и местной.
2. Анализ в публицистике: определение понятия, основные характеристики, разновидности и этапы. Отличие от научного анализа.
3. Методы сбора информации в аналитической журналистике: общее и особенное.
4. Идейно-тематическое своеобразие аналитической журналистики: тема, проблема, идея.
5. Основные этапы работы журналиста-аналитика.
6. Аргументация в аналитических жанрах: понятие, специфика, структура.
7. Аргументация в аналитике. Тезис: разновидности, требования к тезису.
8. Аргументация в аналитике. Аргументы: понятие, основные типы, требования логики к аргументам.
9. Выводы в аргументации: понятие, основные типы.
10. Способы аргументации (полнота аргументации, формы умозаключений, характер связи аргументов с тезисом и порядок предъявления аргументов).
11. Прямая и косвенная аргументация.
12. Порядок предъявления аргументов.
13. Индукция, дедукция и аналогия в аналитике.
14. Композиция в аналитических жанрах: понятие, основные виды композиционного построения, жанровые предпочтения.
15. Заголовочный комплекс в аналитических жанрах: специфика и структура.
16. Зачин в аналитических жанрах: своеобразие и основные виды.
17. Концовка в аналитических жанрах: функции и разновидности.
18. Корреспонденция: определение жанра, специфика предмета, особенности анализа и композиции, разновидности.
19. Особенности и приемы скрытого комментария в аналитике.
20. Разновидности зачинов в корреспонденции.
21. Основные типы корреспонденции.
22. Характеристика жанра корреспонденции в современной отечественной журналистике: распространение, основные издания, тенденции развития.
23. Статья: определение жанра. Предмет, специфика анализа, целевая установка. Особенности этапов работы над статьей.
24. Композиция статьи. Характеристика основных композиционных частей.
25. Виды статей: основания классификации и общая характеристика.
26. Проблемная статья и ее разновидности.
27. Полемическая статья: полемическая аргументация и композиционные особенности.
28. Приемы полемической аргументации. Требования логики, этики и психологии к полемике. Демагогические ошибки.
29. Состояние жанра статьи в современной периодике: рейтинг жанра, основные виды, тенденции развития.
30. Авторские жанры аналитики: общее и особенное. Характеристика авторских жанров в центральной и местной периодике: издания, авторы, особенности и перспективы развития.
31. Обозрение: определение, специфика предмета, приемов анализа и позиции автора. Композиционные особенности обозрения.
33. Жанр обозрения в текущей периодике: издания и программы, авторы, основные виды, периодичность, тенденции развития.
34. Колонка: определение жанра, особенности предмета и анализа. Методы оперативного комментария.
35. Композиция колонки: принцип построения, характер основных композиционных частей. Зачин колонки: специфика и разновидности.
36. Характеристика состояния жанра колонки в современной российской периодике: периодичность, основные издания и авторы, тенденции развития. Жанр колонки в местной периодике.
37. Рецензия: определение жанра, предмет и характер анализа. Основные виды рецензий.
38. Композиция рецензии: специфика и структура.
39. Состояние жанра рецензии в текущей периодике: центральной и местной. Основные издания, авторы, тенденции.
40. Аналитический обзор СМИ: определение жанра, тема и характер анализа. Основные виды обзоров.
41. Жанр обзора СМИ в современной российской журналистике: периодика, телевидение, радио. Авторы, тенденции развития.
42. Речевые средства аргументации в аналитической журналистике.
43. Расследовательская журналистика как вид журналисткой деятельности: предмет, цели, основные методы и жанры.
44. Специфика методов сбора информации в журналистском расследовании.
45. Этапы журналистского расследования. Техника безопасности.
46. Журналистика расследований сегодня: в центре и в Перми. Издания, программы, Интернет-сайты, авторы. Основные зоны расследований. Проблемы и тенденции развития.
Литература
Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000.
Тертычный А. А. Расследовательская журналистика. М., 2000.
Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. М., 1998. 2005.
Скуленко М. И. Убеждающее воздействие публицистики. Киев, 1986.
Ученова В. В. Гносеологические проблемы публицистики. М., 1971
Шостак М. И. Оперативное комментирование // Журналист. 1997. № 12.
Шостак М. И. Диалог и полемика // Там же. 1998. № 2.
Шостак М. И. Журналистское расследование // Там же. № 10.
Шостак М. И. Аналитическая публицистика. М.: ИМПЭ, 1999.
Характеристика
Полезное
Смотреть что такое «Характеристика» в других словарях:
ХАРАКТЕРИСТИКА — (греч. charakter характер). 1) краткое, но верное описание главных отличительных признаков, свойств чего либо. 2) в математике: характеристика логарифма, часть этого логарифма, объясняющая целые единицы. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
Характеристика — Характеристика совокупность отличительных свойств кого либо или чего либо. Характеристика официальный документ, содержащий оценку деловых и личных качеств человека. Характеристика понятие в теории дифференциальных уравнений с… … Википедия
ХАРАКТЕРИСТИКА — ХАРАКТЕРИСТИКА, характеристики, жен. (от греч. charakter). 1. Описание, определение отличительных свойств, достоинств и недостатков кого чего нибудь. «Общая характеристика коммунистического общества дана в трудах Маркса, Энгельса и Ленина.»… … Толковый словарь Ушакова
Характеристика — ХАРАКТЕРИСТИКА (Χαρασσω черчу). Выбор из многообразия признаков, которые несет от каждого предмета или явления окружающей нас действительности наше восприятие, самого существенного, определяющего, характерного принадлежит к числу основных… … Словарь литературных терминов
характеристика — атрибут совокупности объектов; отличительный, определяющий, характеризующий объект; компонент содержания объектов; определенность объекта; определяет принадлежность объекта к к л. множеству; одноместное отношение (иметь характеристики); положение … Идеографический словарь русского языка
характеристика — Отличительное свойство. Примечания 1. Характеристика может быть присущей или присвоенной. 2. Характеристика может быть качественной или количественной. 3. Существуют различные классы характеристик, такие как: физические (например, механические,… … Справочник технического переводчика
характеристика — электровакуумного прибора; характеристика Зависимость какого либо параметра электровакуумного прибора или параметра режима от другого параметра электровакуумного прибора или параметра режима при неизменных остальных независимых параметрах режима… … Политехнический терминологический толковый словарь
Как правильно делать анализ произведения по литературе: план, приемы, схема, виды
Анализ произведения — одно из самых распространённых заданий по литературе в школе и вузе. От того, насколько хорошо учащийся делать этот вид работы, часто зависит его итоговый балл по предмету. Мы расскажем, как написать анализ произведения по литературе, а вам останется действовать по представленному плану.
Больше советов, которые помогут повысить оценки по любому предмету, вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале с лайфхаками и рекомендациями. А ещё советуем подписаться на интересную группу с акциями и выгодными предложениями.
Что значит анализ произведения
Под анализом текста понимают его разбор по определённым параметрам. Этот процесс позволяет лучше понять произведение, отследить не только его сюжетную линию, но и внутренний смысл.
Благодаря анализу литературного произведения, можно разобраться, что имел в виду писатель, какие идеи и мысли вложил в свой рассказ, пьесу или стихотворение.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Тем, кто интересуется, как делать анализ произведения, поможет план. Он подойдёт для разбора прозы, лирики или пьесы.
Схема анализа литературного произведения
Главный секрет успешного разбора — соблюдение плана анализа произведения по литературе:
История создания
Этот пункт позволяет лучше понять условия, в которых писался текст, даёт представление о том, что на тот момент происходило в жизни автора и современном ему обществе.
Смысл названия
В некоторых случаях этот пункт можно пропустить (например, если стихотворение называется по первой строке), но обычно за названием скрывается определённая идея, ключевая мысль произведения.
Определение жанра — одно из важных умений, которым должны обладать учащиеся. Определиться с жанром поможет форма произведения и его особенности (характер повествования, герои, тема и пр.).
Тема, идея и проблема
Это один из основных пунктов плана анализа художественного произведения. Под темой понимают то, о чём идёт речь в стихотворении, рассказе, повести или романе. Идея — ключевая мысль произведения, тот посыл, который автор хочет донести до читателя. Обычно раскрытие идеи происходит через освещение определённых проблем, которые также нужно отразить в анализе.
Например: «Главная тема романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — разногласия между поколениями, которые писатель отражает через проблему взаимоотношений консерваторов Кирсановых и разночинца Базарова. Основная идея произведения — идейные противоречия между представителями русской интеллигенции разных поколений».
Композиция и ключевые эпизоды
В данном разделе анализа необходимо отразить сюжетную структуру произведения, показав, что происходит на его разных этапах:
Конфликт
Стержнем большинства произведений является конфликт: внешний (героя и общества или протагониста и антагониста) либо внутренний (героя с самим собой). Этот конфликт зачастую выступает двигателем сюжета и находит разрешение в развязке.
Система героев и образов
В данном пункте литературоведческого анализа произведения необходимо описать основных героев (как положительных, так и отрицательных) и образы, которые использованы в тексте.
Позиция автора
Схема анализа произведения по литературе не будет полной без отображения авторского отношения к происходящему в сюжете. Следует указать, какой стороны придерживается автор, мысли и поступки каких героев ему ближе.
Художественные средства
Этот пункт чрезвычайно важен при анализе поэзии: языковые средства помогают даже в малой форме раскрыть ключевые мысли автора, понять, что стоит за тем или иным образом. Здесь необходимо найти не только характерные лексические единицы и синтаксические конструкции, но и средства выразительности:
Выводы
Заключение — неотъемлемый элемент целостного анализа произведения. В нём студент ещё раз отмечает ключевую идею стихотворения или прозы, даёт комплексную характеристику прочитанному.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Сделать анализ и интерпретацию литературного произведения поможет чтение критики и рецензий
Виды анализа художественного произведения
Для разных видов разбора характерны разные приёмы анализа художественного произведения. Рассмотрим самые распространённые из них.
Анализ прозаического произведения
Специфика анализа прозы зависит от объёма произведения. Рассказы и повести анализировать проще: как правило, в них меньше героев и сюжетных поворотов, стройная и понятная композиция. При анализе романов очень важно умение выделить главные сюжетные линии и ключевых персонажей, не отвлекаться на второстепенное.
Лайфхак: чтобы проанализировать роман, совсем необязательно читать его полностью. Краткое содержание расскажет о сюжете и основном конфликте, а несколько цитат дадут представление об авторском стиле и героях.
Анализ поэтического произведения
План анализа лирического произведения может не содержать некоторых пунктов, нужных для понимания прозы: например, в стихотворении не всегда есть конфликт и конкретные герои, может не проявляться авторская позиция. В то же время, некоторые пункты придётся добавить: указать стихотворный размер и тип рифмы.
При анализе стихотворения или поэмы важную роль приобретают художественные средства, поэтому данному пункту нужно уделить особое внимание.
Пример краткого анализа лирического произведения можно увидеть на картинке.
Анализ драматического произведения
Учитывая специфику пьес (обилие диалогов, отсутствие активных действий), при их анализе необходимо обращать особое внимание на речь героев и символику, которая часто заложена в самом названии произведения. Например, в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» сам сад символизирует Россию, а в «Доходном месте» А. Н. Островского в названии отражена мечта главного героя — устроиться так, чтобы много получать и мало работать.
Анализ фольклорного произведения
При анализе фольклорного произведения (эпос, сага и пр.) важное значение приобретают истории и традиции конкретного народа. В фольклоре находят отражение мифы и религиозные представления разных наций, их менталитет, и эту взаимосвязь нужно отразить в анализе.
Если несмотря на наши советы, вы все ещё не разобрались, как писать анализ произведения, обратитесь в студенческий сервис. Его эксперты прекрасно справляются даже с самыми сложными учебными задачами.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Анализ литературного произведения: как правильно правильно его сделать?
Анализировать прочитанные произведения мы учимся со школьной скамьи. Первые задания получают ученики 5-6 классов, постепенно требования ужесточаются. К моменту окончания школы выпускники умеют писать детальный обзор литературных произведений, написанных в разных жанрах. Эти знания впоследствии облегчают жизнь студентам изучающим филологию. Что такое анализ произведения и как его писать? В статье мы дадим ответы на эти вопросы.
Понятие и структура анализа художественной литературы
Анализ художественного произведения – это выполнение определенных действий с целью определения способов выражения идей и замыслов автора. В процессе работы над материалом проводится его по определенным параметрам. Предполагается проведение тщательного углубленного исследования, позволяющего выявить наиболее ценную информацию, заложенную в тексте, отследить сюжетную линию, внутренний смысл и ключевую идею.
Анализ художественного произведения – задание, подразумевающее выполнение следующих действий:
Обычно автор проводит анализ по определенной схеме. Он исследует:
Завершается обзор выводами, которые сделал исследователь в результате анализа произведения.
Особенности анализа разных типов художественных трудов
Порядок проведения анализа литературного произведения зависит от его типа. Чтобы разобраться в особенностях процесса, давайте рассмотрим, как нужно исследовать прозу, поэзию, драматические и фольклорные материалы:
Основной целью анализа каждого из перечисленных типов произведений заключается в исследовании поведения персонажей, определении основной мысли произведения и идей, которые автор хотел донести до нашего времени.
Рекомендации по написанию анализа художественного произведения
Как мы уже говорили, анализ литературного произведения нужно писать после его прочтения. Во время ознакомления с текстом рекомендуется:
Завершить обзор нужно предоставлением доказательств подтверждающих правильность выводов исследователя.
Характеристика литературного героя: делаем анализ по плану и пишем сочинение (план внутри!)
Сочинения по мотивам литературных произведений писать сложно, но интересно. Сперва нужно прочитать текст, затем проанализировать персонажа, не упустив самые важные моменты, составить план сочинения и, наконец, написать его. Ух! Работа предстоит долгая, поэтому тебе наверняка пригодится наша небольшая шпаргалка.
Что значит «характеристика литературного героя»?
Фактически всё, что можно сказать о литературном герое, будет его характеристикой. Образ литературного героя — не только его мысли, высказывания или описание автора. О многом говорит поведение, отношение к окружающим, образ жизни, манеры Для полноценной характеристики литературного героя нужно рассмотреть его фигуру в различных обстоятельствах, вывернув наизнанку внутренний мир.
Во время чтения произведения очень удобно иметь при себе карандаш и выделять ключевые места в тексте, которые понадобятся при анализе литературного героя. Если читаешь произведение в электронном варианте, достаточно помечать в блокнот номера страниц
Анализ героя литературного произведения: план характеристики
Самая ответственная часть — непосредственно анализ литературного героя. Чтобы было проще, мы сделали документ с планом характеристики. Скачивай и дополняй его, это будет лучшая шпаргалка для подготовки к сочинению о литературном герое. Основные пункты мы рассмотрим чуть подробнее.
Место героя среди других персонажей произведения. Герой главный или второстепенный?
Имя и фамилия героя. Есть ли какая-то их трактовка? Нередко автор вкладывает в имя или фамилию героя какой-то аспект характера. Вспомним ряд произведений русской классики: «Недоросль» Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), «Горе от ума» Грибоедова (Молчалин, Хлестов) и «Ревизора» Гоголя (Держиморда).
Внешность героя и то, как он одет. На что автор обращает особое внимание? Как сопоставляется внешность героя с его характером? Ряд характеристик герою могут давать другие персонажи, что тоже любопытно.
Характеристика речи персонажа. Какая манера речи у героя? Есть ли у нее какие-то особенности? Возможно, есть фразы, которые персонаж любит использовать? Слова-паразиты? О чём это может говорить?
Описание жилища героя, его быта. Как выглядит место, где живёт литературный герой? Есть ли какие-то интересные детали, которые могут раскрыть его характер, привычки, переживания, факты из прошлого? Как в реальной жизни жилище говорит о человеке, так и в литературе, стоит только присмотреться.
Взять хотя бы «говорящую» комнату Родиона Раскольникова
Происхождение героя. В какой семье родился литературный герой, как прошло его детство? Как особенности эпохи отразились на воспитании героя? Какое у него образование, род занятий? Как он относится к своему делу — любит, ненавидит
Социальное и материальное положение героя. На какой ступени социума находится литературный герой? По большей части ему приходится подчиняться или распоряжаться? Есть ли у него финансовые проблемы, если да, то как он воспринимает их?
Черты личности героя и его мотивация. Что можно сказать о мировоззрении героя? Какие у него интересы, занятия, профессия. Есть ли у него в жизни цель, к чему он стремится? О чём он мечтает?
Поведение и поступки героя. Какие ключевые поступки героя можно выделить в произведении? Как он ведёт себя с другими персонажами и как те относятся к нему (и почему)?
Как развивается образ персонажа на протяжении всего произведения. Есть ли изменения в герое? Какие? Проследить динамику образа литературного героя — важная задача, пусть тебя не сбивает, что этот пункт стоит ближе к концу списка.
Сравнение персонажа с другими участниками действия. В чём разница, в чём отличие?
Оценка героя автором. Как относится к герою сам писатель? Как можно несколькими словами охарактеризовать это отношение: любование, нелюбовь, негодование, безразличие
Определение типического и индивидуального в личности и поведении героя. Это может касаться его происхождения, статуса, возраста или поведения в определённых ситуациях.
Можем вспомнить Плюшкина из «Мёртвых душ» Гоголя, который хоть и был помещиком, а больше походил на старуху-ключницу или и вовсе нищего, который с болезненной маниакальностью собирает у себя дома всякий хлам.
Роль героя в произведении. Какие повороты сюжета — заслуга описываемого персонажа? Как он влияет на завязку сюжета, его развитие и развязку? Какое отношение имеет к главному конфликту в произведении?
Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решить в произведении? Здесь будут самые интересные выводы.
Анализ готов, приступаем к технической части.
Как написать сочинение-характеристику литературного героя
Подробно останавливаться на правилах, которые касаются любого типа сочинений, мы не будем. Но вспомним главные нюансы, на которые стоит обратить внимание.
Прочти произведение
Первый пункт, без которого не получится идти дальше. Да, возможно, есть вариант где-то списать сочинение-характеристику литературного героя из нужного произведения, но это не то. Самостоятельно написать качественное сочинение, не читав при этом оригинал, невозможно.
Проанализируй и выбери самое важное
Не пиши бесполезные факты в сочинении просто для галочки. Из любого факта должна вытекать какая-то мысль. Не просто «персонаж выглядел так, вот вам цитата», а «его внешность говорила о таких качествах, как…» И так далее. Всю собранную информацию о персонаже нужно проанализировать.
Цитаты
Не стесняйся использовать отрывки произведения, но только не увлекайся с объёмом и не наделай ошибок в оформлении. Самые ёмкие, меткие и яркие цитаты достойны быть в твоём сочинении.
Не бойся своих мыслей
Появилась интересная или даже необычная мысль? Запиши её на черновик и используй в сочинении. Не можем говорить за всех учителей, но обычно такое очень ценится. Сочинение — это не просто писанина, а проверка твоего умения думать. И это ценный опыт в первую очередь для тебя, а не для учителя.
Поэтому обязательно постарайся! Пусть сочинение-характеристика получится шикарным!
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё: