Что значит характер музыки
Какой бывает музыка
Музыка сопровождает нас в любой момент жизни. Она повсюду: в телевизоре, метро, магазине, парке, маршрутке. Именно музыка помогает нам отвлечься, отдохнуть, расслабиться, даже нормально грустить помогает музыка. Но если спросить, какой она бывает, ответить сможет далеко не каждый. В этой статье мы постараемся ответить, какой может быть музыка по жанру и характеру.
Жанры музыки
Музыкальные предпочтения у каждого индивидуальные, но если вы определились со своей любимой музыкой, это не значит что вы слышали обо всех музыкальных стилях. Давайте попробуем разобраться, какие бывают жанры музыки:
1. Поп-музыка. Это самая распространенная и популярная музыка во всем мире. Ее можно назвать наиболее нейтральной, попса очень ритмичная и идеально подходит для танцев и отдыха. Кроме того, песни в этом стиле есть в 90% музыкальных исполнителей. Основное, о чем поется в таких песнях, это любовь и неразделенные чувства. Но самое интересное в поп-культуре, это интриги и сплетни окружающие ее исполнителей.
2. Классика. Музыка прошлого. Она переливается разными красками и никогда не выйдет из моды. Классические произведения не одну сотню лет заставляют трепетать сердца людей. Многие ходят на концерты, посещают филармонии, только ради того, чтобы услышать удивительные сонеты Моцарта.
3. Рок. Самый неординарный музыкальный жанр. Он бывает легким и тяжелым. Она появилась от блюда, но в те времена рок-музыка была совершенно другой, и исполнители этого жанра не вели себя как настоящие дикари на сцене. Сегодня рок стал очень многообразным, это настоящая субкультура. Он разделяется на десятки поджанров, таких как поп-рок, готика, металл, хард-рок, рок’н’рол и многие другие.
4. Джаз и блюз. Это самые душевные музыкальные жанры. Они не могут исполняться одним человеком, это обязательно коллектив. Для джаза характерно использование духовых инструментов, например саксофона, трубы, барабана ил и тромбона. Блюз, да, он похож на джаз, но для него больше характерна импровизация. В блюзе играет только один инструмент, а остальные подыгрывают.
5. Хип-хоп. Первооткрывателями этого стиля были афроамериканцы, сюда же можно отнести РнБ и рэп. Это всегда модная музыка. Парни читают рэп, рассказывая свои жизненные истории, все с серьезными лицами, с огромными украшениями на шее и в модных одеждах.
6. Электронная. Это самый современный стиль музыки. В нем нет никакого текста, только обработанная на синтезаторе или компьютере музыка. Часто такую музыку можно услышать на дискотеке или в клубе. Как правило, это ремиксы старых песен, обработанные по новому.
Музыка по характеру
В целом, уважаемый педагог действительно был прав, и все эти составляющие просматриваются во многих музыкальных произведениях. Но музыка настолько противоречива и неординарная, что ее характер просто невозможно определить. Одно произведение может срау соединять несколько сюжетов, казалось бы, совершенно несовместимых историй, и соединяет самые противоречивые темы. Именно по такому принципу построены классические симфонии и сонеты, и большинство других стилей.
Легче всего разделить музыку на веселую и грустную, но это не так. Музыка способна выразить всю палитру эмоций и состояний человеческой души. Если говорить о настроении музыки, то по характеру ее можно разделить на следующие категории:
1. Трагичная. Такие композиции способны окрасить в черные тона даже самый радостный день. Их часто используют в фильмах для создания правильной атмосферы. Одним из примеров может послужить финальная сцена фильма «Иди и смотри», которая была озвучена произведением Моцарта «Лакримоза» из «Реквиема».
Важно! Если прослушать пару секунд этой композиции, вы сразу вспомните ее, ведь «Лакримоза» стала «фигуранткой» многих трагических сцен в разных фильмах. Она действительно вызывает сильные эмоции грусти и страданий.
2. Лирическая. Такие песни мы слышим повсюду. Особенно сильно они задевают чувствительные струны души влюбленных. Из классики примером такой композиции может стать «К Элизе», Людвига Ван Бетховена.
3. Патриотические. Ну о таких песнях точно знают все. Один из лучших примеров может послужить гимн страны, причем любой.
4. Радостная. Такие мелодии наполняют теплыми и нежными эмоциями радости. Они буквально пронизаны этим чувством и моментально поднимают настроение. Такая музыка помогает выйти из депрессии и вернуть себе хорошее расположение духа.
5. Созерцательная. Пожалуй, самое сложное из всех перечисленных. Вы когда нибудь слушали мелодию, которая буквально переносит вас в какое-то место? Закрываешь глаза, и видешь то, что хотел показать композитор, даже чувствуешь окружающие тебя ароматы только из-за музыки. Именно это и называется созерцанием. Такие мелодии позволяют прочувствовать и увидеть все, что изображено в самой композиции.
Это далеко не все, только маленькая часть характеров музыки. И примеры таких произведений, конечно, не ограничиваются классиком. Джаз, рок, поп-музыка, они тоже могут передавать и демонстрировать множество эмоций: радость, восхищение, вдохновение, драматичность, тревожность, все оттенки человеческой души.
В заключение
Музыка. Она такая необычная, непостоянная.. Слушая ее мы соединяемся с душой композитора и проникаемся теми эмоциями, которые он испытывал в момент написания своего творения. Это необъяснимое явление, но и самое очаровательное что есть в музыки. Главное уметь ее чувствовать.
Какая бывает музыка по характеру?
В принципе, Дмитрий Борисович был прав, под такую классификацию может попасть любая мелодия. Но мир музыки настолько многообразен, наполнен тончайшими эмоциональными нюансами, что характер музыки не является чем-то статичным. В одном и том же произведении очень часто переплетаются и сталкиваются темы, абсолютно по характеру противоположные. На таком противопоставлении основано строение всех сонат и симфоний, да и большинства других музыкальных произведений.
Говоря о характере музыкальных произведений, мы, скорее, имеем в виду то настроение, которое они передают. Очень условно можно всю музыку разделить на весёлую и грустную. На самом же деле она способна выразить все полутона состояния души – от трагизма до бурной радости.
Попробуем на известных примерах продемонстрировать, какая музыка бывает по характеру.
Конечно, это лишь малая часть возможных настроений. Кроме этого, музыка по характеру может быть тревожной, таинственной, драматической, бодрой, шутливой и другой (тут можете сами добавить бесконечное число вариантов).
Ограничившись здесь примерами из популярных классических произведений, не будем забывать, что современная, народная, эстрадная, джазовая – любая музыка, тоже имеет опредёленный характер, даря слушателю соответствующее настроение.
То, какая бывает музыка по характеру, может зависеть не только от её содержания или эмоционального тонуса, но и от многих других факторов: например, от темпа. Быстро или медленно – это ведь очень важно? Кстати, табличку с основными обозначениями, которые композиторы используют для передачи характера, можно скачать тут.
Закончить хочется словами Толстого из «Крейцеровой сонаты»:
Характер музыкального произведения
Музыка, как конечный результат смешения звуков и тишины во времени, передаёт эмоциональную атмосферу, тонкие чувства человека написавшего её.
Согласно трудам некоторых учёных, музыка обладает свойством влиять как на психологическое, так и физическое состояние человека. Естественно, такое музыкальное произведение имеет свой характер, заложенный создателем либо целенаправленно, либо не осознанно.
Определение характера музыки по темпу и звучанию.
Из работ В. И. Петрушина, российского музыканта и педагога-психолога, можно выделить следующие основы музыкального характера в произведении:
Следует подчеркнуть, что такие элементы выразительности в музыке, как ритм, динамика, тембр и средства гармонии являются очень важными для отражения какой-либо из эмоций, от них сильно зависит яркость передачи музыкальной характерности в произведении. Если провести эксперимент, и проиграть одну и ту же мелодию в мажорном или минорном звучании, быстром или медленном темпе, то мелодия будет передавать уже совсем другую эмоцию и, соответственно, общий характер музыкального произведения поменяется.
Соотношение характера музыкального произведения и темперамента слушателя.
Если сравнивать опусы классических композиторов с произведениями современных мастеров, то можно проследить некую тенденцию в развитии музыкальной окраски. Она становится всё более сложной и многогранной, а вот эмоциональный фон, характер, существенно не подвергается изменениям. Следовательно, характер музыкального произведения это константа, не подвергающаяся изменениям по истечении времени. Произведения, написанные 2-3 века назад, так же воздействуют на слушателя, как и в период популярности у современников.
Выявлено, что человек выбирает музыку для прослушивания не только исходя из своего настроения, но неосознанно учитывая свой темперамент.
Абсолютно все музыкальные произведения имеют свой характер и темперамент. Их изначально заложил автор, руководствуясь чувствами и эмоциями в момент создания. Однако не всегда слушатель может расшифровать именно то, что хотел донести автор, так как восприятие субъективно, проходит через призму ощущений и эмоций слушателя, исходя из его личного темперамента.
Кстати, вам интересно узнать, как и с помощью каких средств и слов в нотном тексте композиторы пытаются донести до исполнителей их произведений задуманных характер? Читайте небольшую статью и скачивайте таблицы характера музыки.
Что может говорить о твоём характере твоя любимая музыка?
Знаете ли вы что музыка сохраняет молодость нашего мозга?
Рэперы делают упор на материальную сторону жизни, подкрепляя это чувствами и эмоциями. Даже самая чувственная песня про любовь в этом стиле музыки может иметь хотя бы одну строчку об общественном статусе, о деньгах, об уважении, о бизнесе.
Рэп — это музыка улиц, как принято говорить, поэтому психологи выделили некоторые особенности людей, которые слушают такую музыку. Эти люди чтят неписанные законы и мораль, но не в отношении всех людей, а только по отношению к самым близким. Эти люди редко нарушают обещания, они на своей волне.
Рэперы обладают высокой самооценкой. Это практически факт. Те, кому нравится этот жанр музыки, обычно, знает себе цену и не дает себя в обиду. Это самостоятельные люди, а также щедрые во многом, временами ветреные и непонятные остальным.
Поклонники жанра «хип-хоп» – ярко выраженные экстраверты. Они любят общаться и делиться эмоциями с окружающими. Едва ли такие люди будут слушать музыку в одиночестве, надев наушники. Они обожают подпевать любимым исполнителям и двигаться в такт зажигательным ритмам. Фанатов хип-хопа отличает ещё одна особенность. Они, не задумываясь, говорят всё, что приходит им в голову. Такие вот дерзкие и прямолинейные люди!
Звуки скрипки, фортепиано, органа, виолончели — это всё удел людей собранных. Эти люди хотят быть непохожими ни на кого, но не возводят это в абсолютную степень. Им не нужно что-то доказывать, потому что они оперируют фактами. Эмоции им не чужды, но негатив они излучать умеют «будь здоров». Их лучше не выводить из себя. Помните, что если человек увлекается прослушиванием классической музыки, то лучше не играть с огнем, пытаясь вывести его на эмоции.
Это может показаться немного страшным, но, по статистике, причинение тяжких физических увечий в состоянии аффекта производится именно любителями Баха, Шопена, Бетховена и прочих. Эта музыка не спокойна — она не обладает расслабляющим действием. Она провоцирует на размышления, она стимулирует работу мозга. Именно поэтому такую музыку любят математики, программисты. Не всегда это так, но зачастую. Если разделять любителей музыки по типу темперамента, то классику любят истинные холерики.
Тяжелые гитарные риффы, барабаны, громкие крики и мощь — это удел людей эмоциональных, чувствительных и скрытных. Такие люди не будут рассказывать вам о своей несчастной любви, а если и будут, то шокируют вас этим. Внешне такие люди выглядят зачастую как белые вороны, но внутри они являются олицетворением красоты.
Такую музыку слушают очень талантливые люди. Они могут быть ленивыми, но обожают работать на результат. Они любят физический и умственный труд одинаково, поэтому им чуждо разделение на какие-либо фракции. Любители метала и хардкора универсальны в выборе профессий. Зачастую поклонники гитар, барабанов, длинных волос являются очень творческими личностями. Они любят рисовать, писать, сочинять музыку самостоятельно.
Фанаты рок-музыки предпочитающие классическое направление этого жанра, способны погружаться в работу с головой, но в то же время им свойственна беспечность. Любимые композиции они часто связывают с яркими событиями в жизни, поэтому музыка для них нечто вроде «регулятора настроения». В отличие от поклонников иных жанров, они достаточно эгоистичны. Это подтвердит каждый, кто столкнулся с ярыми фанатами рок-музыки на многолюдных музыкальных фестивалях и попытался занять удобное место для обзора шоу. Это не так легко, как кажется!
А что можно сказать о характере любителей джаза, блюза и фолка? Они, как и поклонники классики, относятся к категории мыслителей. Для них музыка – зарядка для ума, а не для тела. В таких людях однозначно есть творческая жилка. Кроме того, их отличает небывалая широта взглядов. Люди с подобными музыкальными вкусами лишены предрассудков, и неважно, идёт ли речь о политических воззрениях или просто о новом опыте.
А вот поклонники кантри-музыки обычно консерваторы. Их совершенно не привлекает неизведанное. Такие люди, как правило, слывут трудоголиками. Они непритязательны, общительны, во всех отношениях приятны. К ним можно обращаться в тяжёлых ситуациях, ведь они способны сопереживать окружающим.
Любители данного жанра отличаются заниженной самооценкой, очень высоким уровнем креативности, неусидчивостью, и их совершенно нельзя назвать неженками. Тут также стоит оговориться: именно это течение чаще всего «не по-настоящему» называется любимым, в данном случае из-за моды.
Популярную музыку, которую изо дня в день крутят по радио, слушают те, кому хочется отдохнуть. Это люди, которые всегда тяжело работают. Они не серые и незаметные. Любители попсы не должны восприниматься как обыватели, серая масса. Это те люди, которым нужна свобода, но они сами об этом не догадываются.
Поп-музыку слушают те, у кого в жизни есть стабильность, а также те, кого все устраивает. Узнать таких людей очень просто — в машине и дома они слушают радио. Те же, кто предпочитает конкретного исполнителя, немного отличается. Это уже больше человек жизнерадостный и позитивный. Эти люди пытаются идти в ногу со временем. Они любят все новое и высокотехнологичное.
Электронная музыка — это выбор людей, которые, по мнению психологов, любят быть впереди. Они обожают, когда на них смотрят, когда ими восхищаются. Не имеет значения, медленная эта музыка или это какой-нибудь drum and bass. Любители «электроники» всегда на своей волне. Они забывчивы, за ними всегда по пятам идет их непростой характер.
Зачастую электронную музыку любят люди помоложе, потому что она стала модной только в конце 20 века, но это уже является просто понятным фактом, а не выводом психологов.
Таблицы характера музыки
В нотной записи, как это ни парадоксально, композиторы фиксируют не только «ноты», но и «шифруют» большое количество самой разнообразной информации, которая должна помочь исполнителю, умеющему читать между строк, раскрыть художественную сущность исполняемого произведения.
Конечно, большую смысловую нагрузку несёт, к примеру, название, заголовок, но есть в нотном тексте и другие словесные и буквенные обозначения, через которые мы узнаём о характере музыки. Это темповые указания, это динамические оттенки или слова, относящиеся к настроению и т.д.
Эти специальные обозначения музыканты узнают частью во время своей учёбы, а частью, просто обращаясь к словарю иностранных музыкальных терминов. Однако, как правило, словарь не в любой нужный момент оказывается под рукой, а уж что делать в этой ситуации самоучкам вообще не понятно.
Решение проблемы такое: просто завести собственный словарик – некие таблицы характера музыки, постоянно пополняемые всё новыми и новыми терминами (по мере их обнаружения). Чтобы облегчить эту задачу, предлагаю скачать и распечатать (или сохранить) уже готовые таблицы характера музыки. Я сделал их в двух вариантах:
1) вариант для самоучек и начинающих музыкантов – несколько таблиц (основные музыкальные темпы, динамические оттенки и собственно таблицы итальянских терминов с переводами из числа тех, которые довольно часто встречаются в нотах для вокалистов и инструменталистов).
Этот вариант можно взять здесь – Таблицы музыкальных терминов
2) вариант для учёных музыкантов – сокращённый, таблицы только итальянских слов, с помощью которых чаще всего передают настроение и характер музыки.
На случай, если у вас таблички не открылись по первым ссылкам, предлагаю альтернативную ссылку, скачать pdf-файл можно с «народа»: отсюда – Таблицы характера музыки.pdf
Что вы найдёте в этих файлах? Упорядоченные таблички самых нужных музыканту терминов. В одном месте собрано самое необходимое: показано, как обозначать, как читать (транскрипция итальянского языка русскими буквами + правильные ударения), ну и, разумеется, перевод.
Справочный материал по этой теме можно найти не только в словарях и в Интернете. Практически в любом магазине канцелярских товаров продаются специальные дневники для музыкальной школы. Как правило, на последних страничках таких дневников и публикуется «куча всякой полезной всячины», в том числе и таблицы музыкальных терминов и таблицы характера музыки.
Надеюсь, что у вас всё открылось и распечаталось как надо. Если нет, то добавляйтесь в друзья в контакте, пишите – пришлю. Что ещё добавить? Если вам понравился пост, то обязательно его «лайкните».
На десерт предлагаю посмотреть и послушать коё-что клёвенькое. Это зажигательные Румынские танцы Б. Бартока – венгерского композитора. В видео их исполняют скрипачка и пианист, но, кстати, есть версия и для сольного фортепиано. Так что, кому понравится – дерзайте (выучить под силу каждому)! Запись сделана прямо с открытого концерта на площади в Амстердаме. Обязательно дослушайте до конца!
Бела Барток. Шесть румынских танцев