Что значит хамить пример

Кто здесь хам? Семь признаков хамства

Недавно один мой старый знакомый написал мне: «Не хочу тебя обидеть, но у тебя православие головного мозга». Повторю, господа, знаю этого человека давно – и верю, что он действительно обидеть меня не хотел. Честно скажу, эта фраза таки действительно не вызвала у меня каких-то особенных эмоций. Привык. Привык я к тому, что хамство стало неотъемлемой частью мышления многих и более того, многим теперь оно кажется проявлением истинной свободы. Особенно страшно, когда хамство приходит в семью и становится нормой семейных отношений. И тут уже не столь важно, кто кому хамит – супруги друг дружке, родители детям или дети родителям.

Попытки защищать право на хамство — это верный признак упадка культуры диалога. Не умеем и не хотим слушать, хотим только самовыражаться. Любые собственные проявления кажутся человеку столь ценными, что для него тяжела мысль о каком-то ограничении выразительных средств. (То-то вдруг проявилась такая болезненная реакция на запрет мата в кино.) Монологизм — вот примета времени, наш мир подвержен эпидемии монологизма.

А вот некоторые маркеры упадка культуры диалога.

Что значит хамить пример. Смотреть фото Что значит хамить пример. Смотреть картинку Что значит хамить пример. Картинка про Что значит хамить пример. Фото Что значит хамить пример

Кто здесь хам? 7 признаков хамства

1. Человек постоянно перебивает собеседника. И не только перебивает, но и оправдывает этот недостаток живостью своей реакции, особой своей чувствительностью, а когда ему указывают на неприличие такого поведения, искренне обижается. Ему претит мысль о том, что диалог невозможен без обоюдного соблюдения некоторых правил общения.

2. Человек слушает не собеседника, а себя. Часто нас интересует не то, что вкладывает в свои слова собеседник, но ассоциации, которые вызывают у нас отдельные его фразы, долетающие до нашего сознания сквозь наш внутренний монолог. И мы считаем себя вправе не только эмоционально реагировать на эти вырванные из контекста фразы, но и не скрывать своих реакций. Увы, некоторые психологи даже дают такому поведению псевдонаучные оправдания, побуждая доверчивых клиентов не сдерживаться. Часто люди, увлечённые своими ассоциациями больше, чем информацией, доносящейся до них извне, пытаются выгородить себя, выдавая подобную истеричность за внимание к нюансам, забывая о том, что, во-первых, увлекаясь собственными эмоциями, они как раз и упускают множество нюансов, во-вторых, пренебрегают целым.

3. Уверенность в том, что имеешь право высказываться по любому вопросу – вне зависимости от уровня своей компетентности. Причина этого та же, что и в предыдущем случае, то есть инфантильность. Да, такой человек похож на невоспитанного ребёнка, который при этом требует, чтобы к нему относились, как к зрелой личности, уважали его мнения и т. д. Но на вежливые предложения хотя бы немного разобраться в вопросе эти люди порой реагируют агрессивно, их лозунг: «Не знаю и знать не хочу, мне и так всё понятно». Одна из крайних форм: «Я так чувствую, и мне достаточно» (чем-то это напоминает ход мысли маньяка).

4. Человек перетолковывает слова собеседника, сообщает им смыслы, которые собеседник в них не вкладывал. «Ну, я понял, ты вот что на самом деле думаешь…» Понятно, это делается с одной целью – дискредитировать собеседника. Дескать, говори, говори, но я-то знаю, что у тебя на уме. В крайней форме у такого человека всегда присутствует презумпция виновности или несостоятельности собеседника. Не обходится здесь и без самообольщения – человек кажется себе проницательным, умеющим понимать больше, чем ему сказано.

5. Человек не находит аргументов в защиту своей позиции, но категорически отказывается это признать. Вместо этого он выдаёт фразы вроде «ты меня не слушаешь» и т. п. (вообще обвинять собеседника в том, в чём виноват сам, характерно для не владеющих культурой диалога). Ещё вариант – пресловутое «ой, всё», то есть резкое и недостаточно мотивированное прекращение разговора, даже если сам прекращающий этот разговор и начал.

6. Этакий романтик, говорит загадками, постоянно на что-то намекает, считает, что собеседник должен либо ломать голову над его ребусами, либо признать себя существом низшего порядка. Такой человек любит отвечать вопросом на вопрос и вообще всячески уходить от прямых и чётких ответов. При этом сам же часто страдает от одиночества, от непонимания окружающих. Непоследовательность — тоже обычное дело в таких случаях.

7. Провокатор особого типа, готовый целенаправленно раздражать собеседника, и в случае, если тот сорвётся, объявить себя жертвой. Истеричные черты у такого человека выражены ярко, а обвиняет окружающих он с особой оголтелостью. Такому человеку особенно трудно задуматься о том, что во многих своих бедах он виноват сам – слишком он занят либо провокациями, либо переживаниями обид и травм, нанесённых «насильниками» и «сатрапами».

Список этот можно продолжать и продолжать, но в мою задачу не входит составление энциклопедии хамства.

Хам – это не просто человек, не умеющий сдерживаться. И это не обязательно человек, сознательно желающий зла своему ближнему. Вспомним, кстати, и библейскую историю, давшую название явлению, о котором говорим. Хам смеётся над спящим пьяным отцом – значит ли это, что он желает отцу зла? Не любит отца? Да нет, ничего такого в тексте Священного Писания мы не находим. Однако не находим мы и описания раскаяния Хама. Он не просит прощения. Как не просили его и Адам с Евой, нарушившие Божий запрет…

Хам всегда оправдывает своё поведение, травмирующее других людей, порой даже подводит под такое поведение философскую базу. Именно потому распоясавшегося хама так нелегко остановить – порой кажется, что для этого вообще нет никаких средств, кроме шоковой терапии. А уж каков будет этот шок – каждый решает в зависимости от своих убеждений и уровня культуры. К тому же, хам бывает так беспечен, что не готов к встрече с другим хамом. Несмотря на то, что хамы постоянно отстаивают своё право обижать всех, кого им вздумается, сами они бывают очень обидчивы. Любая негативная реакция на их поведение, даже довольно мягкая словесная, вызывает у них возмущение. Один мой знакомый хам очень любит повторять: «Зато я говорю правду, пусть даже это только моя правда». Этой вот «якобы правдой» хамы то и дело себя оправдывают: «Мы имеем право хамить потому, что мы прогрессивные, цивилизованные и честные, а вы должны терпеть потому, что вы отсталые и правды знать не хотите». Но есть хамы, готовые драться. И когда хамы — оба собеседника, такой разговор чреват большой бедой.

А нам что? А нам то, что все мы живём в том мире, в котором живём, и в той или иной степени пропитываемся его веяниями. Чтобы не сдаться, не впасть в безумие, мы должны замечать хамские проявления в себе и вовремя останавливаться, постоянно спрашивать себя: «Кто я в этом разговоре? Не хам ли я?» Как в песне поётся: «Следи за собой, будь осторожен!»

Источник

«Позвольте, я вас покритикую»: как распознать и остановить хамство на рабочем месте

Позвольте, я вас покритикую

Мир меняется и может показаться, что сегодня мы живем и работаем в мире гиперчувствительных людей, которые готовы смертельно обидеться на любое резонное замечание — документ был оформлен неподобающим образом или не соблюдены сроки подачи заявки. Далеко не все корпоративные споры могут быть проявлением хамства, потому что хамство не равно критике. Когда сотруднику сложносочиненно указывают на то, что он не профессионал, это хамство? Порой это даже может быть не засчитано за легкое оскорбление. У каждого человека есть право на мнение, но не каждый обладает достаточным запасом психоэмоциональной энергии и терпения, чтобы высказывать его вежливо («позвольте, я вас покритикую»). И иногда вам могут сказать прямо в лоб: «Ты непрофессионал» и быть на 100% правым. Если ремарка, которую вы слышите, можно определить как критику, под которой есть фактическая основа — то ее запретить нельзя, ваш собеседник имеет на это право. Можно лишь попросить критиковать в более вежливой манере.

С хамством все значительно проще. Спецназ перед тем, как штурмовать помещение, применяет светошумовая гранату. Задача гранаты — вывести из равновесия все системы чувств находящегося там противника: он должен ослепнуть, оглохнуть и потеряться в пространстве. И хамство в корпоративном пространстве — та же самая граната, которая не ранит, но дезориентирует.

Надо ли отвечать на хамство?

Нередкая ситуация на корпоративном совещании. Вы слышите в свой адрес фразу: «Вы идиот, ничего не понимаете в этом, вы вообще никто. Как вы могли вообще это произнести/сделать/подумать!». Надо ли на это отвечать, учитывая, что вы находитесь в корпоративном поле, где присутствуют ваши коллеги и, возможно, даже начальство?

Есть несколько вариантов ответа.

Вспомним японскую притчу. Однажды старый учитель — мастер меча сидел и пил чай, а рядом выполнял работу по дому его ученик. И вдруг в дом ворвался самурай, который хотел вызвать на поединок мастера меча, оскорбляя его, но и не нападая первым — в Японии были достаточно жесткие правила, запрещающие поднимать меч на человека равного, если нет формального повода для боя. Самурай продолжал говорить нелицеприятные слова, а мастер меча — пить чай. Когда самурай истощил запас ругательств и ушел, потому как поводов достать меч не было, потрясенный ученик спросил у учителя, почему тот промолчал? На что мастер ответил: «Скажи мне, если к тебе приходит человек и приносит дар, который тебе не нужен, и ты его не берешь, кому останется дар?». Ученик ответил: «Тому, кто дарил».

В этом правиле важно то, как вы будете молчать. Молчание с осознанием свой уверенности и силы «звучит» и воспринимается иначе, чем молчание, проистекающее от слабости. Представьте себе, что к вам подбежала маленькая собачка «не более наперстка» и начинает гавкать на уровне стопы. Наверное, вы не будете обращаться на нее внимания и она не затронет ваше чувство собственного достоинства.

Но если вы промолчите с позиций слабого, то вы признаете, что оскорбляющий вас хам — ровня или старше, потому что имеет право вас оскорблять.

Мы все забываем прекрасную фразу: «Прекратите со мной так разговаривать» и ее более вежливый вариант: «Я прошу вас в присутствии всех прекратить разговаривать со мной в таком неуважительном тоне».

Хамы нападают только в том случае, когда считают битву заранее выигранной

Первое, что можно сделать, — это попросить помощи. Прийти к руководителю и попросить остановить хамство в ваш адрес, потому что он — ваш руководитель. Мы постоянно решаем за других и ничего не просим. Но мы забываем, что человеку (в данном случае вашему начальнику) будет приятно проявлять свою силу и великодушие, и это нужно использовать, чтобы остановить корпоративного хама.

Кроме того, никто не обязан думать за вас, «прочитывать» ваши чувства и реакции. Ваш начальник, может даже не замечать, что ситуация вышла из-под контроля, или полагать, что для вас это норма. Пока не прозвучала просьба о помощи, проблема остается в области догадок.

В-третьих, тестирование своего окружения на поведение в кризисной ситуации — это то, что должен делать любой разумный человек в фоновом режиме. Если вам отказывают в необходимой помощи, это повод задуматься, нужен ли вам такой начальник и такая работа. Можно сравнить тестирование окружения с прогулкой по тропинке через болото: если палка, которой вы прощупываете почву для следующего шага, ушла под воду — понятно, что туда наступать не стоит. Точно так же в корпоративном мире — вы получаете знание, к кому и с какими вопросами вы можете обратиться. Знание, на кого можно положиться, а на кого нельзя, стоит золота.

Хамство со стороны начальства

Хамство — это самый доступный способ утвердиться на фоне другого человека. Поэтому, если вам хамит в присутствии всех ваш руководитель, то нет другого способа с этим справиться, кроме как поменять руководителя. В российской корпоративной культуре абсолютно бесполезно и бесперспективно вступать в перебранку с человеком, который изначально назначен «командиром».

Если вы считаете, что действия вашего начальника нанесли вам моральный ущерб, вы можете подать заявление в этический комитет (при его наличии) и положить заявление об увольнении на стол. Или — отправить заявление вышестоящему руководству о неподобающем поведении вашего начальника, и опять же положить заявление об увольнении на стол. К сожалению, других методов защиты от этого нет.

Что если вам регулярно хамит начальник, но при этом продолжает платить хорошие (по вашему мнению) деньги? В рамках российской системы сдержек и противовесов деньги уравновешивают хамство. Было бы слишком хорошо, если бы и зарплата была прекрасной, и начальник — идеалом, списанным с книг по менеджменту, но чаще всегда все бывает не так. Поэтому, если система равновесная, то делать ничего не надо. А если она неравновесная, тогда заявление об увольнении и жалоба руководству не должны вас стеснять вообще.

Хотя на моей практике я еще ни разу не видел, чтобы человеку, которого унижают, платили по достоинству. Подобная ситуация допустима только в некоем начале корпоративной игры, когда вам дали условные 100 рублей, а потом начинают проверять на прочность и стрессоустойчивость. Если подобное происходит уже на регулярной основе, то тогда вы можете оказаться в позиции человека, который не имеет ни премий, ни выходных.

Если вы оказались втянуты в эти корпоративные телодвижения, то надо решить для себя вопросы:

1) Каковы ваши личные ощущения?

2) Каков смысл ведущейся корпоративной борьбы?

3) Что надо лично вам? Вы создаете добавленную стоимость или вам скучно и вы хотите позаниматься мелкой возней под столом?

Слишком активное самоутверждение на рабочем месте — это еще и сигнал того, что в коллективе компании потеряна главная цель любой совместной деятельности — создавать добавленную стоимость.

Элемент большой игры

Хамство также может быть элементом большой игры внутри коллектива — «человеческой стаи». Когда бодрый и зубастый сотрудник постоянно борется за свой статус, то у его начальника может возникнуть вопрос: «Он очень резвый и борзый. Может ли он претендовать на мое место?» Такое поведение всегда вызывает больше опасения, чем желания восхищаться. Начальник будет даже рад, если в этой борьбе подчиненный чуть оступится. Ему выгодно истощить моральные ресурсы потенциального соперника. И он не будет его защищать по той же самой причине. Он руководствуется очень простым мотивом: чтобы любое корпоративное трение начало влиять по-настоящему на качество работы и на создание добавленной стоимости, должна разгореться настоящая травля. Поэтому любой начальник готов допустить несущественные «разборки» и мелкие конфликты, которые не ведут к уменьшению производительности труда: ему выгодно, если борзый сотрудник об кого-то «обломает зубы»: поплачет, покричит, поистерит. Он утратит часть морально-волевого стержня временно и перестанет быть конкурентом.

Что делать с хамом дальше?

Вопрос дальнейших взаимоотношений — это вопрос культурных кодов. И в культурном коде, в котором я проживал свои юношеские годы, были слова, в ответ на которые ты должен был броситься в драку и бить. Обычно эти слова произносили те, кто сильнее тебя, и дальше у тебя не оставалось выбора, как быть избитым.

Но мы находимся в корпоративном мире, где всегда можно сказать вашему обидчику: «Василий Петрович, я вас поздравляю, это последний раз, когда мы с вами разговаривали. Мы будем общаться с вами по электронной почте и только через руководство в копии. До свидания». Все. Вы не обязаны продолжать с этим человеком общение. Он может прокричать в ответ, что вы истерик, но если у вас совместный проект — за его эмоциональной эскападой стоит просто непонимание, что делать дальше.

Если же после этого случая к вам приходит ваш руководитель и просит объяснить, то ответ очень простой: «Этот человек сказал мне такие и такие слова. Я не считают возможным работать с ним, пока он не принесет публичные извинения. Возможно, вы выступите в этом вопросе медиатором». Допустим, руководитель говорит: «Я тебе приказываю». Но он не может вам приказывать работать с быдлом.

И это главный вопрос: зачем работать с токсичными людьми? Потому что жизнь сложнее копирки? Если вы работаете в средней компании на проходном месте, вы найдете себе работу на среднем проходном месте где угодно. А если вы работаете в выдающейся структуре, гордитесь своими титулами, но не умеете справляться с такими ситуациями, то возникает резонный вопрос: как вы туда попали?

Источник

Хамство: как правильно реагировать и как поставить хама на место?

Встреча с хамом или грубияном в повседневной жизни стало уже нормой. Грубость в ответ на хамское общение грозит неприятной перепалкой. Можно и промолчать, но не всегда получается из-за уязвленного самолюбия и чувства собственного достоинства. Как бы не развивались события, а настроение испорчено на весь оставшийся день. К сожалению, по ряду причин хамство стало хронической болезнью общества. Порой кажется, что недуг невозможно вылечить.

Как же с ним бороться и достойно противостоять без ущерба для своего эмоционального состояния? Что по этому поводу советуют психологи? Возможна ли моральная победа в схватке с хамом?

Психология хамства

Что значит хамить пример. Смотреть фото Что значит хамить пример. Смотреть картинку Что значит хамить пример. Картинка про Что значит хамить пример. Фото Что значит хамить пример

История появления в разговорной речи этого слова в различных культурах разнообразна. Так в переводе с арабского «хам» означает «горячность, горячий», с русского церковнославянского – «человек из простонародья», с египетского – «раб», а на иврите – «жаркий, темный». Из этимологии слова уже складывается первоначальное понимание термина.

Существует сказание в Библии о сыне Ноя, которого звали Хам. В нем говорится о том, как он зашел к отцу в шатер, когда тот был пьян и лежал нагим. Об увиденном он рассказал братьям, чем проявил неуважение к отцу. Братья зашли и прикрыли наготу, сделав это скромно и с почтением. Когда Ной узнал о поступке сына, то проклял сына Хама и нарек рабом рабов братьев. Непонятно почему внука проклял Ной, но это уже другая история. Интересно завещание, оставленное Хамом перед смертью, в котором он нарекал любить друг друга, любить разбой и разврат, ненавидеть господ и не говорить правды.

Отойдем от исторических и библейских сказаний к научному объяснению и постараемся выяснить природу грубого поведения, как психологического феномена.

В психологии хамство характеризуется грубыми эмоциями и отображается в виде перехода от религиозных норм поведения к светскому (нерелигиозному) поведению в обществе. Такое секулярное сознание у индивида возникает, когда духовный мир опустошен и стремится к катастрофе. В силу этого мироощущения человек не испытывает надобности в общепринятых нормах поведения. Страшнее всего, что такое положение становится закономерным. Становясь заложником ряда причин антропологической природы, в человеке накапливается избыток зла, с которым он уже справиться не может.

В такие моменты подобная аномалия берет верх над принципами, нормами и моралью в поведении. Личностное «Я» подвергается пагубному влиянию в условиях травмированного мира носителя, вследствие, культивируется устойчивое психическое и ментальное поведение к окружающему миру. В этом ключе становится понятным завещание Хама о непристойном поведении в постоянной лжи и ненависти.

Кто такие хамы?

Что значит хамить пример. Смотреть фото Что значит хамить пример. Смотреть картинку Что значит хамить пример. Картинка про Что значит хамить пример. Фото Что значит хамить пример

Почитание родителей детьми в разные времена выражалось в уважительном отношении. Возвращаясь к библейской истории с Хамом, который непочтительно отнёсся к отцу, напрашивается вывод, что он не способен уважать. Увидев изъян в поведении отца, он поглумился над этим, привлекая к этому братьев. Поиск слабых мест у человека с целью нападения на чувство его достоинства – основная причина хамства. Хам по сути социопат, лишенный самоконтроля и самоограничений. Социопат – человек без совести. Хамство – признак психоэмоционального расстройства.

Здесь скрыты различные причины поведения, которые имеют корни в детстве. Даже элементарная невоспитанность ведет к грубому общению. Человек порой и не понимает, что ведет себя неподобающе, его просто никто не научил вести себя иначе. Любые попытки обратить его внимание на это упущение сразу же «принимаются в штыки». Среда, окружение, семья, в которых развивается человек, пропорционально влияют на поведение в будущем.

Если ребенок рос в окружении хамства, то он вероятнее всего вырастет хамом. Люди с заниженной самооценкой, подверженные насилию в прошлом, не упустят момент поиздеваться над другим человеком. В таких случаях не имеется в виду обычная агрессия на неадекватные действия, а работает связка жертва-садист. Являлся жертвой в какой-то момент и не упустил возможности ударить в слабое место своего обидчика в прошлом. Любая задача на нравственность и совесть будет провалена хамом, из-за неспособности решить ее, поэтому ответ будет угадываться. Моральная боль, нанесенная человеку в общении недоступна к пониманию для хамов.

Основные причины грубости

Что значит хамить пример. Смотреть фото Что значит хамить пример. Смотреть картинку Что значит хамить пример. Картинка про Что значит хамить пример. Фото Что значит хамить пример

Как гласит поговорка: «Не груби малому, не вспомянет старый». Неужели сталкиваясь с грубостью и хамством, человек может это запомнить на всю жизнь? Зачатки хамства зарождаются в подростковом возрасте. Основной причиной хамства в этом возрасте является дефицит внимания и общения. Хамами становятся, а не рождаются. Происходит это в обстановке недостаточного общения и любви, когда взрослые не уделяют должного серьезного отношения к словам ребенка, не хвалят его за достигнутые успехи.

Часто подростки стремятся к самоутверждению за счет неподобающего поведения. Как говорится, как только обидели ребенка, он в эту же минуту научился обижать. Видя, что в беседе не отвечают достойно на хамство, подросток избирает такой тип поведения, как способ возвышения в собственных глазах. Довольно часто в самоутверждении звучат оскорбления в адрес взрослого. По наблюдениям психологов замечено, что неадекватное хамство чаще встречается у людей с обостренным желанием манипулировать, в частности, обремененных даже минимальными властными полномочиями.

Еще одной причиной становится состояние разочарования и усталость, а иногда и отчаяния. В минуты обострения даже спокойный в обычной жизни человек становится способным нахамить. После подобных инцидентов следуют неизбежно извинения, и они будут приняты, если собеседником в данном случае окажется культурный человек. В противном случае в извинениях не будет толка, если общение состоится с хамом, так как он сделает всё для начала конфликтной ситуации, нередко приводящих к психическим расстройствам.

Рекомендации, как вести себя с хамами

Что значит хамить пример. Смотреть фото Что значит хамить пример. Смотреть картинку Что значит хамить пример. Картинка про Что значит хамить пример. Фото Что значит хамить пример

Как реагировать на хамство? Психологи рекомендуют не отвечать агрессией и проявить сочувствие, используя юмор и сарказм для снятия возникшей напряженности. Быть уверенным при встрече с хамом и сохранить хладнокровие и спокойствие помогут некоторые лайфхаки:

Источник

Что значит хамить пример

Как узнать хамство?

Чтобы понять что такое хамство, придется двигаться от обратного.

Все это так, только если целью общения является понимание.
Так вот, целью хамства является совсем другое.
Хам не пытается вас понять: либо вы ему не интересны, либо он убежден, что и так все про вас знает и понял с первого прочтения или взгляда. И то, что он «понял», как вы догадываетесь, не позитивно.

Хам сообщает вам свою негативную оценку вас, вашего туалета или интеллекта.

Хам дает вам советы. Непрошенные советы.

Хам задает вопросы, на которые невозможно или нет смысле отвечать.

Хам отдает команды.

Хам обсуждает нас с третьими лицами в нашем присутствии.

Хам искажает факты и аргументацию.

От рядовых ситуаций хамство отличает отсутствие какой бы то ни было правомерности и правомочности этих действий.

Никто не делегировал хаму полномочий и не давал права на оценку, советы, вопросы, команды. Никто не просил его об этом и не признавал его компетентности.

Может ли выбранный хамом метод привести к взаимопониманию? Конечно, нет.

Может взрослый человек этого не понимать? Нет.

Какова же цель этих действий?

По-русски говоря, «сбить спесь», «поубавить гонору», «поставить на место».

При этом хам априори уверен в своем праве на эти действия.

Хамством по форме могут являться и доброжелательные по цели и содержанию поступки.
Пример? Если вас неожиданно хлопнет по заду незнакомый человек и с восхищением в голосе скажет «Ах, какая ж. я бы такую. » При всей искренности его восхищения, поступок безоговорочно хамский.

Классическим примером будет комплимент более молодой женщины более зрелой:

— Как вы сегодня прекрасно выглядите! Просто удивительно, как Вам это удается. У Вас, наверное, дорогой косметолог? Хотела бы я в Вашем возрасте выглядеть также!

С критериями эффективности коммуникации и конфликтогенности, мне кажется, все понятно: чем ниже одно, тем выше другое. Хамство не способствует взаимопониманию и установлению дружеских или партнерских отношений, зато

прекрасно служит агрессивным функциям: при помощи угрозы, вызывающего поведения или провокации легко можно добиться возникновения конфликта.

Неуместность хамского поведения, не соответствие обстоятельствам места и времени обращает на себя внимание сразу. Дело не в наших индивидуальных ожиданиях, а в общественных договоренностях. Мы ждем и в праве ждать от продавца, официанта или парикмахера любезного поведения. Если его поведение не соответствует стандартам, предъявляемым обществом, мы тут же заметим несоответствие. Если мы рассчитываем на знание партнером правил поведения, предписываемых в конкретном кругу, мы будем неприятно удивлены и разочарованы, если выясним, что ошибались. Ну и, наконец, существует хамство такого уровня, что в любых кругах и культурах его не спутают ни с чем другим. В животном мире за такое наказывают. В человеческом мире тоже есть риск «получить по морде».

Можно класть ноги на стол, но не тогда, когда за столом обедают или работают.

Более тонкая или более грубая чувствительность к нюансам своего и чужого поведения зависит от полученного воспитания. То, что уместно в крестьянской среде, может оказаться совершенно не уместным в среде дипломатической. Тот стиль общения, который был приемлемым в родительской семье, может оказаться неприемлемым в профессиональном кругу.

Собственно, способность вести себя адекватно ситуации, не создавая окружающим трудностей, не воздвигая препятствий к общению и называется хорошим воспитанием.

С чем нужно дифференцировать хамство?

Как ни странно, некоторые считают необходимым дифференцировать хамство с прямотой, откровенностью, конструктивной критикой.

Прямота, которая хуже воровства, подразумевает что-то неудачно ляпнутое в неподходящий момент и может не быть хамством, если вырвалось это случайно, ненамеренно и не имело целью понизить статус собеседника. Как отличить? Да очень просто: если вы не спрашивали ничьего мнения о своей персоне, не просили совета и т.д., то любые оценки, советы и т.п. не легитимны.

Что же касается критики, то конструктивной является критика: 1) по праву статуса (от начальника, например), 2) по конкретному поводу, 3) критикуется действие, а не личность, 4) вносятся конструктивные предложения по изменению ситуации, 5) целью является оптимизация процесса, а не изменение оппонента.

Надо ли дифференцировать хамство со списком близких понятий, я не уверена. Мне сложно представить себе грубиянство, невежливость, неотесанность, беспардонность, бесцеремонность, грубость чем-то отличным от хамства. Если вы можете представить ситуацию, когда грубиян не будет тождествен хаму, сообщите мне, пожалуйста.

На мой вкус, я бы разделила хамство и резкость, дерзость, нахальство, наглость и неучтивость.

Бороться? Воспитывать? Не отвечать?

Прекрасный образчик чистого хамства, борьбы с ним и исхода борьбы предложен М.А. Булгаковым в «Собачьем сердце».

Если же говорить о способах реагирования, то тут надо иметь в виду две стороны:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *