Что значит фронтальные занятия
Формы организованной образовательной деятельности в ДОУ
Анжела Булдакова
Формы организованной образовательной деятельности в ДОУ
В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.
Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.
При проведении непосредственно образовательной деятельности выделяется три основные части:
Требования к организации непосредственно образовательной деятельности
Гигиенические требования:
-непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;
-воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка,
-не допускать переутомления детей на занятиях.
-предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.
Дидактические требования:
— точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности;
— творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве;
— определять оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;
— выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД;
— обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер НОД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия;
— использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки, словесные и игровые приемы, дидактический материал.
— систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.
Организационные требования:
— иметь в наличие продуманный план проведения НОД;
— четко определить цель и дидактические задачи НОД;
— грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;
-поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении НОД.
— не смешивать процесс обучения с игрой, т. к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.
— НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям;
— НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности);
— организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.
Формы работы, соответствующие видам детской деятельности.
Двигательная деятельность:
— Физкультурные праздники и досуги.
— Самостоятельная двигательная деятельность детей.
— Интегрированные физкультурные занятия: с развитием речи, с познавательными и музыкой.
Игровая деятельность:
— Сюжетно – ролевые игры.
-Изготовление продуктов детской деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, творческие работы.
Коммуникативная деятельность:
— Просмотр видеофильмов по правилам этикета и общения детей и взрослых.
Трудовая деятельность:
— Труд в природе, уход за растениями.
Познавательно – исследовательская деятельность:
— Решение проблемных ситуаций.
— Опыты и экспериментирование.
— Дидактические познавательные игры.
— Сбор информации об изучаемом объекте.
Музыкально-художественная деятельность:
— Подвижные игры с музыкальным сопровождением.
Чтение художественной литературы:
— Пересказывание и рассказывание.
— Ролевая игра «Библиотека».
— Развлечения и досуги по литературным материалам.
Нетрадиционные формы организации образовательной деятельности по физическому развитию в ДОУ «Нетрадиционные формы организации образовательной деятельности по физическому развитию в ДОУ» «Здоровье дороже богатства» – утверждал.
Формы детской деятельности в ДОУ В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации.
Формы организованной образовательной деятельности Формы организованной образовательной деятельности Индивидуальная Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако.
Карта анализа организованной образовательной деятельности КАРТА АНАЛИЗА ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ___ 1. Тема: 2. Дата проведения: 3. Возрастная группа: 4.
«Зимушка-зима». Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие» Раздел: Связная речь Тема: Возрастная группа: подготовительная Программное содержание: 1. Развивать умение поддерживать беседу;.
Конспект организованной образовательной деятельности по модульно-конструкторской деятельности «Как мы мосты строили» (4–5 лет) Конспект организованной образовательной деятельности по модульно- конструкторской деятельности «Как мы мосты строили» (средняя группа).
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе на тему «Зимушка-зима».
Конспект организованной образовательной деятельности «Вулкан» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Детский сад комбинированного вида «Сардана» С. ХатыстырАлданский район Республика Саха (Якутия).
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри» Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 36 «Светлячок»» Кузнецова Т. Г..
Вариативные формы, методы и средства в образовательной деятельности ДОУ Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Вариативность.
Фронтальные занятия
Смотреть что такое «Фронтальные занятия» в других словарях:
фронтальные занятия — frontaliosios pratybos statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Pratybos, kuriose visa grupė (komanda) turi tą pačią užduotį ir daro tuos pačius pratimus. Frontaliosios pratybos dažniausiai naudojamos norint veiksmingai atlikti… … Sporto terminų žodynas
Школьные занятия фронтальные — Фронтальные занятия все учащиеся сидят лицом к классной доске и учителю. Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 01.06.2004 N 352 ПП ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ (МГСН) 4.06 03 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ … Официальная терминология
ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ — лабораторные работы, один из видов самостоят. практич. работы и исследования учащихся в ср. общеобразоват., спец. и высш. школе с целью углубления и закрепления теоретич. знаний, развития навыков самостоят. экспериментирования. Включают… … Российская педагогическая энциклопедия
ТСН 31-306-2004: Общеобразовательные учреждения. г. Москва — Терминология ТСН 31 306 2004: Общеобразовательные учреждения. г. Москва: 6. Автономная школа школа с равным числом параллелей классов по всем возрастным группам Например: 1 4:5 9:10 11 классы 2:2:2 параллели Определения термина… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
МГСН 4.06-03: Общеобразовательные учреждения. г. Москва — Терминология МГСН 4.06 03: Общеобразовательные учреждения. г. Москва: 6. Автономная школа школа с равным числом параллелей классов по всем возрастным группам Например: 1 4:5 9:10 11 классы 2:2:2 параллели Определения термина из… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Виды обучения — Виды обучения классификация учебных процессов по какому либо основанию. Виды обучения могут быть выделены по разным основаниям. Содержание 1 1. По общности осваиваемого обучающимися содержания образования … Википедия
ГЕРМАНИЯ — (Deutschland), Федеративная Республика Германия, гос во в Центр. Европе. Пл. 357 тыс. км2. Нас. 78,7 млн. чел. (кон. 1990). Столица Берлин. Первые школы у германцев появились с распространением христианства при монастырях (с 7 в.) и… … Российская педагогическая энциклопедия
direct training session — frontaliosios pratybos statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Pratybos, kuriose visa grupė (komanda) turi tą pačią užduotį ir daro tuos pačius pratimus. Frontaliosios pratybos dažniausiai naudojamos norint veiksmingai atlikti… … Sporto terminų žodynas
frontale Trainingsstunden — frontaliosios pratybos statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Pratybos, kuriose visa grupė (komanda) turi tą pačią užduotį ir daro tuos pačius pratimus. Frontaliosios pratybos dažniausiai naudojamos norint veiksmingai atlikti… … Sporto terminų žodynas
frontaliosios pratybos — statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Pratybos, kuriose visa grupė (komanda) turi tą pačią užduotį ir daro tuos pačius pratimus. Frontaliosios pratybos dažniausiai naudojamos norint veiksmingai atlikti parengiamąją ir baigiamąją… … Sporto terminų žodynas
Фронтальное занятие по логопедии в подготовительной группе
Речь является важным навыком человека. Любые отклонения в развитии речи должны быть вовремя замечены. Дети познают мир играя. Поэтому для развития речи лучше всего подойдут игры, скороговорки, сказки, логопедические игры. Различают несколько видов логопедических занятий: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные.
Что собой представляют фронтальные занятия по логопедии
С 1 января 2014 года вступил в силу Приказ «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования». Цель ФГОС ДО — получение дошкольниками качественного образования. В соответствии с данным приказом, цель логопеда в детском саду — своевременное выявление нарушений речи и помощь в их устранении.
Образовательные отрасли ФГОС ДО
Важно! Новые стандарты дошкольного образования основываются на том принципе, что ребенок тоже является личностью. Он субъект образования и имеет право выбора в процессе обучения.
ФГОС ДО выделяет пять образовательных отраслей. Речевое развитие — одна из этих отраслей — напрямую связана с логопедией, остальные четыре (социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое и физическое развитие) идут параллельно с ней.
Фронтальные занятия по логопедии представляют собой систему, совмещающую игры, артикуляционную гимнастику, физические занятия и различные логопедические задания устного и письменного характера. Это подготовительный этап перехода из детского сада в школу. Задания при этом даются одинаковые для всех детей в группе.
Важно! Посредством игр малыши знакомятся с социальными нормами, примеряют на себя различные роли, моделируют интересные им ситуации. В игре малыш не боится совершить ошибку, он раскован и ведет себя естественно.
Логопеду в это время следует отслеживать динамику в речевом развитии. Ребенок может ошибиться и это нормально, не стоит его торопить. Он только изучает родной язык, сравнивает свое произношение и произношение взрослых.
Примеры фронтальных занятий
Проведение фронтальных занятий по логопедии можно рассмотреть на ниже представленном примере.
Фронтальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Цель: обучение различию между звуками [Т] и [Т‘]
Подготовка к занятию: вырезать картинки со звуками [Т] и [Т‘]. Количество картинок должно быть равно числу детей в группе. Поставить на стол сундучок. На доске написать звуки [Т] и [Т‘], приклеить рисунок буквы Т с картинкой и звуковым профилем, подготовить ребусы на тему занятия, загадки, игры. Подготовить фишки за правильные ответы. Разделить детей на 2 команды. Объяснить, что за правильно выполненные задания они будут получать фишки. Победителем станет та команда, которая соберет больше фишек.
Важно! Перед проведением занятия следуют установить благоприятный психологический климат. Заранее определиться с темой занятия и разработать план.
Логопед спрашивает детей: «Как вы думаете, кто же спрятался в моем сундучке?» и показывает фотографию лапок.
«Что это?» — спрашивает логопед.
«Лапки» — отвечают дети.
«А теперь поменяйте первую букву в слове на „Т“. Что получилось?».
«Тапки!» — отвечают дети.
Логопед достает из сундука тапочки.
После этого педагог предлагает назвать тапки ласково (тапочки, тапули, тапоньки)
Логопед подводит детей к доске, на которой нарисован звуковой профиль буквы «Т».
И показывает, что происходит с губами и языком, в момент произношения звука.
Артикуляционный профиль звука Т
Логопед просит детей рассказать, что они знают о звуке [Т] (согласный, глухой, твердый) и превратить его в мягкий [Т’](Ть). Нужно показать звуковой профиль звука [Т’]
Артикуляционный профиль звука Т’
Затем логопед просит показать букву Т с помощью тела и рук.
Логопед: «У меня на столе есть карточки со звуками [Т] и [Т‘]. У кого будет карточка с твердым знаком — садится за правый стол, а у кого с мягким — за левый»
Логопед: «Придумайте теперь название своим командам. Справа команда со звуком [Т], а слева со звуком [Т‘]». Дети совещаются и объявляют названия своих команд.
Логопед объявляет следующую игру. Дети должны топнуть, если услышат звук [Т] и хлопнуть, если услышат [Т‘].
Тренировка речевого дыхания и силы голоса. Логопед просит завести моторчик: ТТТТТьТьТьТьТЬ… — пока моторчик не заглохнет.
Логопед говорит, что пора бы подкрепиться. И дети должны назвать, что б они съели со звуком [Т] и [Т‘] соответственно.
Разминать пальчики с помощью пальчиковой гимнастики.
Логопед благодарит детей за работу и считает кто сколько фишек заработал.
Важно! Количество заданий может быть больше или меньше. Темы могут быть разнообразные: новогодние, осенние, весенние. В зависимости от задач, стоящих перед логопедом, могут видоизменяться ребусы и игры.
Целесообразность и преимущества фронтальных занятий перед другими видами занятий
Фронтальные логопедические занятия проводятся со всеми детьми в группе. Они выполняют одинаковые задания на таких занятиях. Для подготовки к фронтальным занятиям, дети посещают индивидуальные и подгрупповые. Если при проведении подгрупповых занятий большая часть времени уделяется постановке звуков детям, с одинаковыми речевыми дефектами, то фронтальное занятие — это уже следующая ступень.
Взаимосвязь всех видов занятий
Проведение фронтальных занятий дает логопеду большую свободу выбора в постановке цели и содержания урока. На этих занятиях происходит закрепление звуков, добавляются упражнения, расширяющие словарный запас, происходит обучение грамматически правильной речи. Фронтальные занятия — основа коррекционного обучения и подготовки ребенка к школе. Проводятся они в течении всего времени обучения по специально разработанному плану. Несомненным преимуществом такого типа занятий является то, что дети имеют возможность наблюдать за сверстниками. Происходит социальное взаимодействие.
Фронтальное обучение дает возможность всей группе детей поработать над единой задачей. Дети сотрудничают между собой. Эффективность такого обучения зависит от умения логопеда создать атмосферу единой творческой работы, важности каждого участника при достижении результата. Важно поддерживать внимательность и активность детей, при этом учитывая их индивидуальные особенности.
Важно! Фронтальные занятия являются окончательным этапом в логопедическом обучении. Подгрупповые и индивидуальные занятия — подготовка к фронтальным.
Логопедические сказки и скороговорки
Четкое произношение звуков тесно связано с постановкой хорошей дикции. У многих детей старшего дошкольного возраста наблюдается проблема с дикцией. Речь часто смазанная и неясная. Причина этому — вялые движения губами, неэнергичное движения языком. Нижняя челюсть малоподвижна. Из-за того, что рот недостаточно открывается — гласные звучат нечетко.
Все эти дефекты речедвигательного аппарата можно исправить с помощью игр на звукосочетание. Проще это сделать у детей младшего возраста. У дошкольников с малоподвижными губами, процесс приучения проходит значительно сложнее. Логопед, показывая как нужно произносить звуки, делает четкие движения ртом и слегка протягивает гласные.
Логопедические скороговорки для детей 6-7 лет
Для улучшения дикции используют скороговорки. Сначала новая скороговорка произносится медленно, четко, с выделением значимых звуков. Логопед должен прочитать ее несколько раз, тихо, ритмично, без резких перепадов интонации. Затем ребенок должен сам попробовать повторить скороговорку. Сначала медленно и четко, а со временем ускорять темп.
Чтобы детям было интересней запоминать скороговорки — они должны быть смешными и забавными. Вот несколько примеров на проработку самых проблемных звуков:
Для детей 5-6 лет тоже можно использовать скороговорки как метод исправления дикции.
Примеры скороговорок, для коррекции произношения конкретных звуков можно найти в работах Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Жуковой Н. С., Куликовской Т. А.
Чем интересней и понятней будет скороговорка, тем лучше и быстрее малыш ее запомнит. Родители могут самостоятельно проговаривать с ребенком скороговорки по дороге в сад. 5-7 минут в день в итоге дадут заметный результат.
Логопедические сказки для развития речи
Все дети любят сказки. Через сказки они познают мир, различие добра и зла. С помощью сказок развивается воображение и пробуждаются эмоции. Логосказки — еще один занимательный метод работы с детьми с ОНД и коррекции различных речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Благодаря такому подходу, дети воспринимают обучение как игру, они лучше усваивают информацию.
Логопедическое занятие в форме сказки можно провести в несколько этапов:
Логопедические сказки преподаватель-логопед может обыгрывать на уроках самостоятельно. А можно брать готовые. Целая серия логосказок есть у Савченко С. Ф. и Петровой Е. А. Например сказка «Теремок» является прекрасным пособием для детей, с нарушениями речи и интеллектуального развития разной степени.
В форме сказки можно также проводить артикуляционную гимнастику. В интернете очень много сказок о язычке, вот пример одной из них:
Во время занятий по материалам сказок отрабатываются упражнения на развитие голоса, внимания, речевого дыхания. Для большей наглядности используются игрушки, картинки, костюмы. После проведения занятия дети могут нарисовать рисунок на тему только что проработанной логосказки. Детям также можно предложить рассказать сказку дома родителям.
Самостоятельный анализ логопедического занятия в ДОУ
Самоанализ занятий по логопедии является важным элементом в деятельности педагога. Это основной способ повышения квалификации. Качество самоанализа зависит от критического отношения логопеда к своим занятиям, от привычки к рефлексии своих действий.
Критерии и оценки занятий по логопедии
Проводя самоанализ логопедического занятия в школе или детском саду, логопед должен ответить себе на такие вопросы:
Важно! Самооценка является условием творческой работы преподавателя-логопеда. В проведении самоанализа поможет технологическая карта самоанализа логопедического занятия.
Самоанализ логопедического занятия в детском саду образец
Как измерить результативность занятия по логопедии
Результативность занятий с логопедом можно оценить с трех позиций:
Анализируется полнота и качество усвоенного материала, умение применить знания на практике. Рассматривается насколько осознанно ребенок усвоил материал. Важным аспектом является дисциплина.
Проводится оценка личного развития обучающегося, умения оценивать свои и чужие поступки, оценка самостоятельности. Анализируется помощь педагога в развитии творческих способностей ребенка, социальной адаптации, нравственных устоев.
Оценивается активность ребенка на занятиях, отсутствие негативных эмоций, чувства того, что он тут не по своей воле, отсутствие нервно-эмоциональной напряженности на уроке.
Развитие детской речи — одна из главных целей обучения детей дошкольного возраста. Самые быстрые и хорошие результаты можно получить благодаря совместной работе логопеда, воспитателя и родителей. Занятия в логопедических группах, проработка домашнего задания дома, дополнительные онлайн уроки могут существенно ускорить исправление дефектов речи. Четкая речь — залог хороших отношений со сверстниками.
Индивидуальные и фронтальные формы логопедической работы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Логопедическая работа – это коррекционная работа, направленная на развитие всех компонентов речи ребенка и организованная в соответствии с его возрастными особенностями и соблюдением психолого-педагогических условий.
Характеристика фронтальных логопедических занятий
Фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия – это занятия, позволяющие эффективно решать коррекционные задачи и задачи по общему развитию речи у детей, посредством формирования у них умений входить в общий ритм работы, следовать указаниям и инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.
Основой фронтальной формы логопедической работы являются концентрический и тематический подходы.
Фронтальная форма логопедической работы в образовательном учреждении включена в тематическое планирование, соответственно подбор тем и их расположение определяется рядом условий: сезон, социальная значимость, нейтральный характер.
Главным фактором реализации тематического принципа является концентрированное изучение определенной темы, что позволяет многократно повторять одно и то же речевое содержание за короткий промежуток времени. Необходимо также отметить, что именно многократное повторение является одним из важнейших приемов по восприятию речи детьми. При этом восприятие происходит пассивно, а повторение позволяет активизировать словарь.
Таким образом, концентрический подход во фронтальной логопедической работе, позволяет сфокусироваться на определенной теме, а интегрированный характер занятий органично дополняет коррекцию тех или иных речевых компонентов.
При организации фронтальной формы логопедической работы необходимо учитывать возрастные особенности детей, их индивидуальные возможности и потребности. Так, если логопедические занятия организуются в рамках ДОУ, то педагог должен опираться на игру, так как ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра.
Готовые работы на аналогичную тему
Немаловажным является и создание благоприятного психологического климата. В том случае, если дети не будут испытывать дискомфорта или стеснения, можно добиться более высоких результатов в логопедической работе.
Логопедические занятия, проводимые во фронтальной форме должны соответствовать следующим требованиям:
Характеристика индивидуальных занятий
Индивидуальные логопедические занятия – это занятия, которые позволяют корректировать индивидуальные речевые недостатки конкретного ребенка.
Индивидуальные логопедические занятия проводятся в том случае, если у ребенка имеются проблемы с установлением контакта с другими людьми. Если ребенку сложно общаться не только со взрослыми, но и со сверстниками. Организованное индивидуальное занятие позволяет педагогу выстроить с ребенком взаимоотношения, на основании которых в последующем строится вся коррекционная логопедическая работа.
Таким образом, индивидуальная форма логопедической работы позволяет оптимизировать временные затраты и перейти к формированию у ребенка необходимых речевых навыков, а также скорректировать имеющиеся речевые нарушения.
При организации индивидуальной формы логопедической работы педагог-логопед должен соблюдать ряд требований и условий:
Основной целью индивидуальной формы логопедического занятия является первоначальное формирование звуковой стороны речи.
Содержание индивидуального логопедического занятия включает в себя практический речевой материал, понятный и интересный ребенку, способствующий повышению речевой активности ребенка.
Например, при организации индивидуального логопедического занятия с ребенком дошкольного возраста целесообразно использовать лексико-грамматические игры и игры на развитие высших психических функций.
Структура индивидуального логопедического занятия:
Используемый логопедом материал, должен способствовать: