Что значит фокальный объект

Значение слова «фокальный»

Что значит фокальный объект. Смотреть фото Что значит фокальный объект. Смотреть картинку Что значит фокальный объект. Картинка про Что значит фокальный объект. Фото Что значит фокальный объект

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

фока́льный

1. спец. связанный, соотносящийся по значению с существительным фокус; фокусный ◆ Она отсекает свет, поступающий от источников света, находящихся вне фокусной плоскости, то есть увеличивает контрастность изображения именно фокального оптического среза. Е. Кудрявцева, «Нанограммы, микрометры, гигаватты», 2008 г. // «Наука и жизнь» (цитата из НКРЯ)

2. мед. относящийся к очагу патологического процесса ◆ При простых фокальных приступах сознание больного полностью сохранено, эпилептический разряд остается локализованным и не распространяется на другие области коры. Мухин К. Ю., Пылаева О. А., «Энциклопедия эпилепсии для пациентов»

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит фокальный объект. Смотреть фото Что значит фокальный объект. Смотреть картинку Что значит фокальный объект. Картинка про Что значит фокальный объект. Фото Что значит фокальный объектПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова пифагорейцы (существительное):

Источник

Метод фокальных объектов (МФО)

Что значит фокальный объект. Смотреть фото Что значит фокальный объект. Смотреть картинку Что значит фокальный объект. Картинка про Что значит фокальный объект. Фото Что значит фокальный объект

Метод фокальных объектов является методом решения изобретательских задач и активизации творческого мышления, который широко применяется в ТРИЗ, педагогике, маркетинге и других областях, требующих нестандартного взгляда. Сегодня, в связи с развитием междисциплинарного подхода, МФО всё чаще используется не только как изобретательская методика. Этот материал мы публикуем, чтобы показать, как данная техника поможет развивать креативное мышление и генерировать новые идеи на основе ассоциаций, а также продемонстрируем применимость метода в разных областях.

Метод фокальных объектов как инструмент эвристического исследования

Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов. Отсюда другое название – метод случайных объектов. Отправные точки техники – ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.

Впервые метод предложил профессор Берлинского университета Фридрих Кунце в 1926 г., назвав его «методом каталога». Позже его исследованиями заинтересовался американский ученый Чарльз Вайтинг, который в 1958 г. впервые применил термин «фокальные объекты», имея в виду, что совершенствуемый объект лежит в фокусе переноса характеристик. Кстати, подобную технологию предлагает и специалист в области латерального мышления Эдвард де Боно, называя её «случайное слово».

Метод был предложен как средство преодоления инертности мышления, активизации способности генерировать новые идеи и находить инновационные решения. Перенос на исследуемый объект свойств других объектов, никак не связанных с исходным, нередко дает сильные ответы, поскольку позволяет взглянуть на условия под иным, неочевидным углом. При этом техника применения проста и инвариантна. Ещё одним преимуществом МФО считается содействие развитию ассоциативного мышления.

Но он не лишен и недостатков. Применяя метод, нет никакой гарантии, что вы получите сильное решение. Также слабыми сторонами являются непригодность в работе со сложными техническими задачами и отсутствие чёткости при выборе критериев оценки получаемых идей.

Практика применения

Теоретической основой МФО является алгоритм из 6 шагов, выполняемых последовательно. Это:

Теперь посмотрим, как можно применить этот метод в конкретных случаях.

Создание рекламы. Допустим, наш фокальный объект – шампунь. Стоит цель: показать свойства продукта не так, как у конкурентов. Берём три случайных объекта. Пусть это будут история, кровать, снег. Определяем их свойства. «История» – научная, гуманитарная, традиционная, прошедшая. «Кровать» – удобная, мягкая, тёплая, двуспальная. «Снег» – холодный, мокрый, белый, кристаллический. Применяем эти свойства по отношению к шампуню. Не будем перечислять всё, так как очевидно, что некоторые дают изначально слабые варианты. Но есть и интересные сочетания, которые можно развить с помощью ассоциаций. Например, «традиционный шампунь». Задаёмся вопросом, а сколько лет человечество использует шампунь и как обходилось без него? До его изобретения люди пускали в дело различные природные средства – отвары, настойки. Исходя из этого, в рекламе можно сказать, что основой для продукта служит целебный отвар из трав, приготовленный по рецепту наших предков.

Сильное решение даёт также комбинация «удобный шампунь». Почему бы не создать его для тех, кто по долгу службы часто ездит в другие города? В баночке небольшого объёма, со специфической крышкой, защищённой от протеканий. Гостиничным шампуням доверяют немногие, поэтому он пригодится и в командировке, и в отпуске, а также на даче.

Техника. Здесь приведём пример Балезина Н. М., изобретателя, конструктора-механика.

Наш ФО – кастрюля. Цель – расширение ассортимента и спроса на продукцию. Случайные объекты: дерево, лампа, кошка, сигарета. Их свойства: дерево – высокое, зелёное, с толстыми корнями; лампа – электрическая, светящаяся, разбитая, матовая; кошка – игривая, пушистая, мяукающая; сигарета – дымящаяся, с фильтром, брошенная, отсыревшая. Поочерёдно присоединяем полученные свойства к кастрюле и развиваем. Сильные решения дают: кастрюля с корнями – кастрюля с теплоизолирующим дном; разбитая кастрюля – разделённая на секции для одновременной готовки нескольких блюд; мяукающая кастрюля – подаёт сигнал, когда блюдо готово.

Педагогика. Метод фокальных объектов используется в целях развития у детей дошкольного возраста (3-7 лет) воображения, речи, фантазии. Для этого созданы различные игры: от простых, где нужно постараться объединить свойства разных объектов и нарисовать что получилось, до более сложных игр «Изобретатели», «Фантастические животные». В первой детей просят придумать новые предметы – мебель, кондитерские изделия, игрушки для ёлки – при этом соединяя свойства уже известных им предметов. Во второй задача более детальная – нужно не просто придумать новое животное и назвать его, но и описать где оно живёт, что ест, кто у него родители и т.д.

Написание статей, копирайт. Писательское мастерство немыслимо без развитого творческого мышления. Журналистам и копирайтерам МФО может быть полезным в плане поиска необычных тем для статей, создания ярких, бросающихся в глаза заголовков.

Саморазвитие. Метод фокальных объектов заточен под умение находить и развивать ассоциации, поэтому станет отличным практичным инструментом для всех, кто интересуется совершенствованием творческого воображения.

Отзывы и комментарии

Другими примерами использования метода, а также своим опытом, можно поделиться, оставив комментарий к этой статье.

Источник

Метод фокальных объектов: суть, преимущества и недостатки

Метод фокальных объектов позволяет посмотреть на привычную ситуацию через призму характеристик посторонних предметов. Это отличная возможность раздвинуть рамки сознания, научиться мыслить креативно, решать проблемы нестандартными, но при этом эффективными способами. В чем же сущность метода фокальных объектов? Чем еще он полезен взрослым и детям?

Как работает метод

Что значит фокальный объект. Смотреть фото Что значит фокальный объект. Смотреть картинку Что значит фокальный объект. Картинка про Что значит фокальный объект. Фото Что значит фокальный объект

Объяснить значение метода фокальных объектов (МФО) просто. Это процесс поиска идей, характеристик одного предмета путем переноса на него свойств другого. Причем последний определяется случайным образом. У техники есть второе название — метод случайных объектов.

Первым об МФО в 1926 рассказал Ф. Кунце, профессор Берлинского университета. В 1958 году появился термин «фокальные объекты». Его использовал Ч. Вайтинг, говоря о переносе характеристик при совершенствовании какого-либо предмета. Похожую технику предложил Эдвард де Боно, специализирующийся в области латерального мышления.

Изначально техника призвана победить ограниченность мышления. Ее главная цель – научить находить идеи, необычные, возможно, нестандартные решения. Перенесение характеристик других объектов порой подталкивает к абсурдным мыслям. Но это отличная возможность посмотреть на ситуацию со стороны.

МФО активно применяется педагогами. Он подходит для развития воображения, фантазии у маленьких детей и школьников.

Достоинства

У МФО есть масса преимуществ:

Другим несомненным достоинством является развитие способности мыслить нестандартно.

Недостатки

Из недостатков особо выделяются:

И еще. Эта техника не предполагает оценку полученных решений и идей на соответствие каким-либо правилам, критериям. Поэтому нет гарантии, что они подойдут к вашей ситуации.

План действий

Что значит фокальный объект. Смотреть фото Что значит фокальный объект. Смотреть картинку Что значит фокальный объект. Картинка про Что значит фокальный объект. Фото Что значит фокальный объект

На практике разработка изделия на основе метода фокальных объектов выглядит примерно так:

Осталось только оценить эффективность и целесообразность применения полученных решений в жизни.

Пример применения МФО на практике

Что значит фокальный объект. Смотреть фото Что значит фокальный объект. Смотреть картинку Что значит фокальный объект. Картинка про Что значит фокальный объект. Фото Что значит фокальный объект

Давайте усовершенствуем, к примеру, фонарик. Для этого выберем 3 случайных объекта: очки, парашют, валенки. Выделим их свойства:

Теперь перенесем эти свойства на фонарик:

Какие-то несуразные словосочетания, не так ли? Но давайте подумаем, как их можно использовать для создания новых идей методом фокальных объектов:

Примеры метода фокальных объектов для школьников и маленьких детей

Что значит фокальный объект. Смотреть фото Что значит фокальный объект. Смотреть картинку Что значит фокальный объект. Картинка про Что значит фокальный объект. Фото Что значит фокальный объект

Как сказано выше, с помощью этой техники педагоги развивают у детей воображение. Есть несколько интересных задач:

Подобные занятия учат детей разного возраста строить свои собственные гипотезы, изучать свойства, сверять их с реальностью.

Рекомендации по применению МФО

Эффективность метода зависит от многих факторов. Для получения максимально подходящих для вашей ситуации решений следуйте ряду советов:

Перенося свойства, развивайте идею до тех пор, пока не придете к нужному решению. Пусть даже сразу оно вам покажется нелепым.

Заключение

Иногда перед нами стоят непростые задачи, требующие нестандартного подхода. Метод фокальных объектов – то, что нужно. Попробуйте посмотреть на изделие или ситуацию с другой стороны, применить свойства окружающих предметов. А после развивайте цепочку до тех пор, пока не получите наиболее подходящее решение.

Источник

Что значит фокальный объект

Метод фокальных объектов

Метод изобретен Чарльзом Вайтингом (Англия) в 60-е годы ХХ столетия. Основная идея- расширение ассоциативных связей.

Выбирается несколько объектов (2-3), у которых выявляются специфические признаки. Затем поочередно признаки этих объектов переносятся на другой объект, который оказывается как бы в фокусе внимания (фокальный объект)

Что значит фокальный объект. Смотреть фото Что значит фокальный объект. Смотреть картинку Что значит фокальный объект. Картинка про Что значит фокальный объект. Фото Что значит фокальный объект

Веер неожиданных признаков позволяет создавать необычные объекты. Например, в качестве необычного (фокального) объекта выбран цветок.

Взрослый предлагает детям поочередно представить, как выглядит цветок жидкий, прокисший, фруктовый, вкусный, парчовый и т.д.

Кратко о методе фокальных объектов (МФО)

Алгоритм работы по МФО

1. Выбирается 4-5 случайных объектов (из словаря, книги…)

4. Признаки случайных объектов по-очередно присоединяются к фокальному объекту и записываются

5. ВСЕ полученные сочетания развиваются путём свободных ассоциаций.

6. Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения

В приведенном алгоритме, в отличие от «классических схем», работа по МФО начинается с выбора случайных слов и их свойств. Почему?
Практика применения метода показывает, что если человек заранее знает фокальный объект, то он бессознательно подбирает близкие слова и их «подходящие» свойства. Однако самые интересные сочетания МФО дает как раз при соединении принципиально различных слов и их свойств с фокальным объектом.

Например, при работе по МФО с хирургом он выбрал несколько слов, в т.ч.

«забор». Затем, записывая свойства, забору он приписал свойства «дырявый, грязный». И только потом ему был предъявлен фокальный объект для совершенствования: скальпель.

Если бы мы сначала выбрали объект для изменений, то вряд ли хирург назвал бы такие признаки забора как «грязный» и «дырявый». А именно они дали самые сильные необычные решения.
Именно поэтому мы советуем сначала заготовить разнообразные слова и их признаки. Кстати, если вы сделаете себе «домашнюю заготовку» из 50-100 слов и их свойств, то вы сможете на несколько лет обеспечить эффективную работу по МФО по любым фокальным объектам.

Рекомендации по применению метода фокальных объектов (МФО)

Метод раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям. Использование случайности позволяет получать решения, которые не могут быть получены другими, логическими способами, которые на подсознательном уровне «отсекают» кажущиеся необычными решения. Часть сочетаний окажется уже реализованной, часть бессмысленной, но возможны и интересные сочетания, из которых рождаются новые объекты и идеи. Более пристального внимания со стороны бизнеса заслуживают на первый взгляд абсурдные сочетания, т.к. при выборе соответствующего контекста они окажутся вполне реализуемыми.

Метод позволяет предложить принципиально новые подходы к конструированию среды, эффективен при поиске новых форм и принципов действия проектируемого объекта.
Эффективность МФО во многом определяется умением человека строить оригинальные ассоциативные цепочки.

Источник

Метод фокальных объектов (МФО)

Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов. Отсюда другое название – метод случайных объектов. Отправные точки техники – ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.

Впервые метод предложил профессор Берлинского университета Ф. Кунце в 1926 г., назвав его «методом каталога». Позже его исследованиями заинтересовался американский ученый Ч. Вайтинг, который в 1958 г. впервые применил термин «фокальные объекты», имея в виду, что совершенствуемый объект лежит в фокусе переноса характеристик. Кстати, подобную технологию предлагает и специалист в области латерального мышления Эдвард де Боно, называя её «случайное слово».

План действий

Теоретической основой МФО является алгоритм из 6 шагов, выполняемых последовательно. Это:

Результат

Списки идей и предложений по новым модификациям объекта.

Достоинства

Метод был предложен как средство преодоления инертности мышления, активизации способности генерировать новые идеи и находить инновационные решения. Перенос на исследуемый объект свойств других объектов, никак не связанных с исходным, нередко дает сильные ответы, поскольку позволяет взглянуть на условия под иным, неочевидным углом. При этом техника применения проста и инвариантна. Ещё одним преимуществом МФО считается содействие развитию ассоциативного мышления.

Недостатки

Применяя метод, нет никакой гарантии, что вы получите сильное решение. Также слабыми сторонами являются непригодность в работе со сложными техническими задачами и отсутствие чёткости при выборе критериев оценки получаемых идей.

Пример применения МФО

Объект – кастрюля (фокальный объект). Цель – расширение ассортимента выпускаемых на предприятиях кастрюль, повышение спроса на эту продукцию.

Случайные объекты: дерево, лампа, кошка, сигарета.

Признаки случайных объектов:
Дерево – высокое, зеленое, голое, срубленное, спревшее, чахлое, железное, хлебное, пробковое, с толстой корой, с корнями, раскидистое, колючее.
Лампа – электрическая, светящаяся, настольная, электронная, разбитая, паяльная, керосиновая, газовая, волшебная, матовая, цветная.
Кошка – живая, игривая, пушистая, сибирская, царапающаяся, голодная, злая, полосатая, нюхающая, мяукающая, дикая, домашняя.
Сигарета – дымящаяся, вредная, с фильтром, с опиумом, смятая, брошенная, отсыревшая, горящая.

4) Присоединяем к кастрюле признаки дерева: высокая кастрюля, хлебная кастрюля, кастрюля с корнями, кастрюля с колючками; лампы: электрическая кастрюля, разбитая кастрюля, волшебная кастрюля, светящаяся кастрюля; кошки:
нюхающая кастрюля, мяукающая кастрюля; сигареты: дымящаяся кастрюля, кастрюля с фильтром.

5) Развиваем полученные идеи: кастрюля с корнями – кастрюля с вделанной в нее теплоизолирующей прокладкой; разбитая кастрюля – кастрюля, разбитая на секции, в которой можно одновременно готовить несколько блюд; нюхающая кастрюля – кастрюля с индикатором, определяющим подгорание пищи; мяукающая кастрюля – подающая сигнал об окончании варки и т.д.

можно применить этот метод в конкретных случаях.

Педагогика. Метод фокальных объектов используется в целях развития у детей дошкольного возраста (3-7 лет) воображения, речи, фантазии. Для этого созданы различные игры: от простых, где нужно постараться объединить свойства разных объектов и нарисовать что получилось, до более сложных игр «Изобретатели», «Фантастические животные».

Игра «Изобретатели» — нужно придумывать новые строения, транспортные средства, технику, продукты, одежду. В общем, все, что придет в голову. Здесь уже нет рамок жизнеспособности проекта и можно не ограничивать свою фантазию. Например, возьмем слово стол. К нему подобрались слова кот, лицо, слива.

Кот бывает пушистый, мурлыкающий, игривый, голодный, сонный, теплый. Тут же возникает гениальное решение — изобрести стол, полностью покрытый мехом, со встроенной «мурчалкой» и подогревом. И… поставить такие столы вместо задних парт в классе, чтобы там можно было поспать или просто отдохнуть. Конечно, учителя будут недовольны… Значит, надо поставить такой стол и учителю, чтобы он тоже спал на уроках. И тогда все будут счастливы.

Игра «Фантастические животные». В нее можно играть на словах, а можно и рисовать, если речь идет о каких-то качествах внешности. К примеру, лошадь может обзавестись павлиньими перьями вместо хвоста, курица научится петь как соловей, а рыба — отрастить ноги. Животным нужно дать названия — например, «павлошадь», «куровей» и «рыбоног». Описать, где они живут, чем питаются, как общаются с сородичами, придумать истории из их жизни.

Эти веселые игры не просто развивают творческое мышление, они очень интересны и любимы детьми.

Рекомендации по применению метода фокальных объектов (МФО)

Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.
При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д. Они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет ИНОГДА. Например: трактор – застрявший, ветер – завывающий, лампочка – вспыхнувшая, забор – грязный, покосившийся, кошка – голодная, цветок – дырявый.
Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта установите цель его усовершенствования – это будет критерием, по которому потом будут отбираться идеи.
Необходимо выписать все варианты полученных сочетаний, соединив их в читаемое словосочетание. Например, если фокальный объект – будильник, то надо выписать ВСЕ варианты – голодный будильник, покосившийся будильник и т.д. и рассматривать любые ассоциации, которые возникнут.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *