Что значит фильтровать личные данные

Как научиться фильтровать информацию и не воспринимать любую новость за истиную

Одна из главных вещей, влияющих на нас — это информация, которую мы потребляем. В современном мире рекламные потоки льются из всех щелей: новости в соцсетях, ТВ, газеты.

Более 67% информации мало того, что нам не нужны, но и неизбежно приводят к поверхностности: сначала восприятия, затем мышления.

Мы перестаем анализировать информацию, просто пропитываемся чужими мыслями и идеями, не всегда верными.

Как выйти из состояния «заспамленности» и научиться анализировать входящие потоки информации:

Самая большая ошибка – привязываться к знаниям. Если вам одну и ту же мысль передали 2-3 знакомых, это еще не говорит о ее достоверности. Привязываясь к знаниям, человек костенеет.Оспаривайте любую поступающую новость. Это поможет научиться задавать логические и аргументированные вопросы сначала самому себе, а в дальнейшем и другим.

Задайте несколько раз подряд себе вопрос: почему?почему я должен этому поверить? И таким немудреным способом вы будете перебирать гипотезы, вспоминать старые факты и сопоставлять их с происходящим. Аналитико-скептические практики заставят мозг поработать, а возможно и прийти к логическим выводам об истинность утверждений.

2. Смотрите на знания издалека.

Если вы услышали новую информацию, не стоит тут же бежать и примерять её на себя, прилаживать к своей жизни и внедрять в систему ценностей. Так вы рискуете потерять время, здоровье, деньги и многое другое, а кроме того, в подобном хаосе вы рискуете пропустить те знания, которые могли бы оказаться для вас действительно важными.

Постарайтесь забыть её. Если не получается – значит, в ней может оказаться что-то полезное для вас. Что? Проанализируйте! С какими смежными сферами ваших интересов она пересекается.

3. Не ищите прямую зависимость событий от условий.

Широко распространена ситуация, когда анализируются только факторы, ведущие к определенному исходу. Только представьте, насколько часто победителей спрашивают, как именно они добились успеха, а потом стараются этот успех воспроизвести, выполняя в точности те же действия.

Подобный подход полон недостатков по многим причинам, включая то, что люди просто не слишком хорошо умеют определять существенные факторы, недооценивают роль случайностей и переоценивают свои способности. В результате мы не только путаем факторы, которые по чистой случайности сопутствуют желаемому эффекту, с теми, которые действительно его обеспечивают, но и видим иллюзорные корреляции там, где их нет.

Источник

Контентная фильтрация: зачем и как это делать

Привет, Хабр! Сегодня мы поговорим о фильтрации интернет-контента. Три года назад вступил в силу федеральный закон 139-ФЗ, дополнивший уже принятый 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В соответствии с российским законодательством, доступ в интернет в школах возможен лишь «при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию». Другими словами, закон требует обязательной фильтрации интернет-контента. Добро пожаловать под кат.

Что значит фильтровать личные данные. Смотреть фото Что значит фильтровать личные данные. Смотреть картинку Что значит фильтровать личные данные. Картинка про Что значит фильтровать личные данные. Фото Что значит фильтровать личные данные

Возможно, кто-то считает, что это исключительно российская новация. Вовсе нет. Практика фильтрации контента давно есть во многих странах, делается это по-разному. Например, во Франции министерство народного образования запустило автоматизированную и централизованную фильтрацию контента в школах на основании двух «чёрных списков»: в первом списке – порнографические ресурсы, во втором – расистские и антисемитские сайты. Он составлен в соответствии с общеевропейским проектом по развитию безопасного интернета (Safer Internet Action Plan).

В США «Акт о защите детей от интернета» был принят еще в 2001 году. Для фильтрации используются коммерческие фильтрующие программные пакеты, а в некоторых штатах — блокирование IP-адресов на уровне провайдера.

В Канаде в рамках проекта «Чистая связь» с 2006 года провайдеры, добровольно участвующие в программе, блокирует переход по ссылкам из «черного списка», который формируется аналитиками Канадского центра по защите детей (Canadian Centre for Child Protection). Провайдеры сами решают, как блокировать контент — по IP-адресу или доменному имени, а Sasktel BellCanada и Telus принципиально блокируют только ссылки, чтобы избежать случайного блокирования ресурсов, не содержащих запрещенного контента.

Большинство поисковых систем в Германии — Google, Lycos Europe, MSN Deutschland, AOL Deutschland, Yahoo!, T-Online и T-info — присоединились к соглашению «Добровольный самоконтроль для мультимедийных сервис-провайдеров». Они фильтруют интернет-сайты на основе списка, который определяется Федеральным департаментом по медиаресурсам, вредным для молодежи.

Контентная и url-фильтрация необходима не только в библиотеках, школах и университетах, где делать это нужно обязательно.

Уже давно большинство компаний старается закрыть доступ к развлекательным ресурсам и социальным сетям для своих сотрудников. Нет нужды объяснять — почему. С другой стороны, делать это необходимо с умом. Ведь доступ к Facebook и LinkedIn для HR, PR и сотрудникам отдела продаж нужен для повседневной работы. Да, полностью закрыть доступ к ресурсам, которые в компании считаются нежелательными для посещения, нельзя. Можно обойти эти запреты, выходя в интернет со смартфона или планшета. Но хотя бы не через корпоративную сеть.

Для простоты рассмотрим настройки фильтрации контента на примере обычной школы. Настройка модуля NetPolice и правил пользователей по типу, группе и категории для любой другой организации происходит аналогично.

Что нам нужно сделать? Запретить для всех доступ к сайтам из списка Росреестра, настроить школьникам доступ только по разрешенным категориям, а учителям — доступ по всем категориям, кроме запрещенных.

1. Начинаем с создания групп пользователей. В нашем случае это группы «Учителя» и «Школьники». Разумеется, в компании необходимо будет создать больше групп: «Руководители», «Сотрудники», «PR», «HR» и так далее. Принцип создания групп пользователей тот же, что и в нашем примере.

Для создания группы пользователей переходим в раздел консоли управления «Пользователи и группы». В блоке «Пользователи и группы» во вкладке «Действия» нажимаем на ссылку «Добавить группу»:

Что значит фильтровать личные данные. Смотреть фото Что значит фильтровать личные данные. Смотреть картинку Что значит фильтровать личные данные. Картинка про Что значит фильтровать личные данные. Фото Что значит фильтровать личные данные

2. Сначала создаём группу «Учителя»:

Что значит фильтровать личные данные. Смотреть фото Что значит фильтровать личные данные. Смотреть картинку Что значит фильтровать личные данные. Картинка про Что значит фильтровать личные данные. Фото Что значит фильтровать личные данные

3. Теперь создаём правила для пользователей при помощи модуля NetPolice. В консоли управления переходим в раздел «Модули расширения – NetPolice – Правила» и добавляем его:

Что значит фильтровать личные данные. Смотреть фото Что значит фильтровать личные данные. Смотреть картинку Что значит фильтровать личные данные. Картинка про Что значит фильтровать личные данные. Фото Что значит фильтровать личные данные

4. Называем правило «Запрет по категориям (учителя)» и выбираем категории запрета:

Что значит фильтровать личные данные. Смотреть фото Что значит фильтровать личные данные. Смотреть картинку Что значит фильтровать личные данные. Картинка про Что значит фильтровать личные данные. Фото Что значит фильтровать личные данные

Что значит фильтровать личные данные. Смотреть фото Что значит фильтровать личные данные. Смотреть картинку Что значит фильтровать личные данные. Картинка про Что значит фильтровать личные данные. Фото Что значит фильтровать личные данные

5. создаём пользовательское правило и выбираем тип правила «Запретить доступ»:

Что значит фильтровать личные данные. Смотреть фото Что значит фильтровать личные данные. Смотреть картинку Что значит фильтровать личные данные. Картинка про Что значит фильтровать личные данные. Фото Что значит фильтровать личные данные

6. В настройке правила выбираем группу «Учителя». На этом настройка для этой группы завершена:

Что значит фильтровать личные данные. Смотреть фото Что значит фильтровать личные данные. Смотреть картинку Что значит фильтровать личные данные. Картинка про Что значит фильтровать личные данные. Фото Что значит фильтровать личные данные

7. Теперь переходим к созданию правил для группы «Школьники». Сначала (пусть это не покажется странным) нам необходимо запретить доступ ко всем ресурсам:

Что значит фильтровать личные данные. Смотреть фото Что значит фильтровать личные данные. Смотреть картинку Что значит фильтровать личные данные. Картинка про Что значит фильтровать личные данные. Фото Что значит фильтровать личные данные

Что значит фильтровать личные данные. Смотреть фото Что значит фильтровать личные данные. Смотреть картинку Что значит фильтровать личные данные. Картинка про Что значит фильтровать личные данные. Фото Что значит фильтровать личные данные

Что значит фильтровать личные данные. Смотреть фото Что значит фильтровать личные данные. Смотреть картинку Что значит фильтровать личные данные. Картинка про Что значит фильтровать личные данные. Фото Что значит фильтровать личные данные

7. Добавляем правило, разрешающее пользователям работу с DNS (53 порт), чтобы выход в интернет был возможен. Для этого создаём правило «DNS-клиент», выбираем протоколы TCP/UDP и изменяем диапазон портов назначения на 53 порт:

Что значит фильтровать личные данные. Смотреть фото Что значит фильтровать личные данные. Смотреть картинку Что значит фильтровать личные данные. Картинка про Что значит фильтровать личные данные. Фото Что значит фильтровать личные данные

Что значит фильтровать личные данные. Смотреть фото Что значит фильтровать личные данные. Смотреть картинку Что значит фильтровать личные данные. Картинка про Что значит фильтровать личные данные. Фото Что значит фильтровать личные данные

8. Теперь добавляем пользовательское правило, разрешающее ученикам просмотр сайтов:

Что значит фильтровать личные данные. Смотреть фото Что значит фильтровать личные данные. Смотреть картинку Что значит фильтровать личные данные. Картинка про Что значит фильтровать личные данные. Фото Что значит фильтровать личные данные

9. В отличие от группы «Учителя», которой разрешено посещать любые ресурсы, кроме запрещенных, пользователи из группы «Школьники» могут попасть только на определенные интернет-ресурсы:

Что значит фильтровать личные данные. Смотреть фото Что значит фильтровать личные данные. Смотреть картинку Что значит фильтровать личные данные. Картинка про Что значит фильтровать личные данные. Фото Что значит фильтровать личные данные

Что значит фильтровать личные данные. Смотреть фото Что значит фильтровать личные данные. Смотреть картинку Что значит фильтровать личные данные. Картинка про Что значит фильтровать личные данные. Фото Что значит фильтровать личные данные

10. Создаём новую категорию и подтверждаем автоматическое создание нового правила на разрешение:

Что значит фильтровать личные данные. Смотреть фото Что значит фильтровать личные данные. Смотреть картинку Что значит фильтровать личные данные. Картинка про Что значит фильтровать личные данные. Фото Что значит фильтровать личные данные

Что значит фильтровать личные данные. Смотреть фото Что значит фильтровать личные данные. Смотреть картинку Что значит фильтровать личные данные. Картинка про Что значит фильтровать личные данные. Фото Что значит фильтровать личные данные

11. И, наконец, настраиваем правило для работы с группой «Школьники».

Что значит фильтровать личные данные. Смотреть фото Что значит фильтровать личные данные. Смотреть картинку Что значит фильтровать личные данные. Картинка про Что значит фильтровать личные данные. Фото Что значит фильтровать личные данные

12. Возвращаемся к настройкам групп пользователей, ведь нам еще необходимо, чтобы весь трафик проходил через прокси-сервер и блокировался при запросах мимо прокси.

Что значит фильтровать личные данные. Смотреть фото Что значит фильтровать личные данные. Смотреть картинку Что значит фильтровать личные данные. Картинка про Что значит фильтровать личные данные. Фото Что значит фильтровать личные данные

13. Первыми в списке должны идти правила на разрешения. Для группы «Учителя» правило «Запрет по категориям (учителя)» добавляется автоматически:

Что значит фильтровать личные данные. Смотреть фото Что значит фильтровать личные данные. Смотреть картинку Что значит фильтровать личные данные. Картинка про Что значит фильтровать личные данные. Фото Что значит фильтровать личные данные

Что значит фильтровать личные данные. Смотреть фото Что значит фильтровать личные данные. Смотреть картинку Что значит фильтровать личные данные. Картинка про Что значит фильтровать личные данные. Фото Что значит фильтровать личные данные

Нам осталось только внести пользователей в определенные группы и проверить правильность настроек, перейдя по ссылке www.smart-soft.ru/ru/solutions/check-federal-law/.

Этим возможности Traffic Inspector не ограничиваются. Кроме контентной фильтрации мы можем, создав так называемый «черный» список, запретить доступ к определенным сайтам, которые могут не быть включены в уже запрещенные категории. Например, таким образом в компании можно запретить для определенных категорий сотрудников доступ к социальным сетям и развлекательным сервисам.

Подробнее о настройках «черного» списка здесь.

Если наши читатели знают другие интересные решения этой проблемы, как всегда, приглашаем к обсуждению.

Источник

Новые правила обработки и распространения персональных данных с 1 марта 2021 года

Что значит фильтровать личные данные. Смотреть фото Что значит фильтровать личные данные. Смотреть картинку Что значит фильтровать личные данные. Картинка про Что значит фильтровать личные данные. Фото Что значит фильтровать личные данные

Изменения в законе о персональных данных с 1 марта 2021 года

Федеральный закон № 519-ФЗ от 30.12.2020 дополнил закон о персональных данных новой статьей 10.1, которая регулирует порядок обработки персональных данных, разрешенных гражданами для распространения.

Под персональными данными, разрешенными для распространения, понимается любая открытая информация о человеке, в том числе его контактные данные. При этом под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие этих данных неопределенному кругу лиц (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Таким образом, говоря о персональных данных, разрешенных для распространения, всегда имеются в виду общедоступные сведения о человеке, получить которые может неограниченный круг лиц. То есть практически любой желающий. Именно порядок обработки таких данных и регулирует новый закон. И хотя неограниченный доступ к такой информации осуществляется с согласия самих граждан, до последнего момента такое согласие могло получаться операторами персданных по умолчанию. Например, давая согласие на обработку персональных данных какому-либо сайту, магазину или банку, гражданин зачастую автоматически соглашался на распространение информации о себе среди неограниченного круга всех прочих лиц. При этом о предоставлении неограниченного доступа к своей личной информации он мог и не догадываться.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 1 марта 2021 года изменился порядок обработки персональных данных, разрешенных гражданами для распространения.

2. Согласие на распространение персональных данных теперь оформляется отдельно от всех прочих соглашений, связанных с обработкой персональных данных.

3. Получить согласие гражданина на предоставление неограниченного доступа к его личной информации в рамках разрешения на обработку персданных нельзя. Нужно заключить отдельное соглашение, в котором гражданин четко дает понять, к каким конкретно сведениям и в каком объеме он разрешает неограниченный доступ третьих лиц.

4. Конкретные требования к содержанию согласия на обработку данных, разрешенных для распространения, будут установлены отдельным приказом Роскомнадзора.

5. Гражданин вправе установить запрет на передачу (кроме предоставления доступа) своих общедоступных данных неограниченному кругу лиц.

6. По новым правилам физлицо в любое время может обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан в течение трех рабочих дней изъять эти сведения из общего доступа.

7. Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет штраф для ИП и должностных лиц организаций от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.

Существующий правовой пробел позволял любым третьим лицам осуществлять сбор и последующее бесконтрольное использование общедоступных персональных сведений, в том числе и в социальных сетях. Причем собранные таким образом сведения зачастую используются третьими лицами в целях, отличных от цели их первоначального распространения, – для рассылки рекламы, предложения услуг и т.д.

Новые правила исключают для операторов персданных и третьих лиц подобную возможность и устанавливают четкие правила дачи согласия на распространение и обработку общедоступных личных сведений.

Одновременно вступившие в силу поправки регламентируют процедуру отзыва согласия на распространение общедоступных персональных данных, а также определяют последствия несоблюдения операторами порядка получения согласия на их обработку и распространение.

Все это позволит избежать бесконтрольного использования третьими лицами общедоступных сведений о гражданах вопреки целям их первоначального получения и обработки.

Согласие на обработку данных, разрешенных к распространению

Теперь согласие на распространение персональных данных оформляется отдельно от всех прочих соглашений, связанных с обработкой персональных данных. То есть получить согласие гражданина на предоставление неограниченного доступа к его личной информации в рамках разрешения на обработку персданных нельзя.

Что значит фильтровать личные данные. Смотреть фото Что значит фильтровать личные данные. Смотреть картинку Что значит фильтровать личные данные. Картинка про Что значит фильтровать личные данные. Фото Что значит фильтровать личные данныеДля этого необходимо заключить отдельное соглашение, в котором гражданин четко дает понять, к каким конкретно сведениям и в каком объеме он разрешает неограниченный доступ третьих лиц.

Получение такого согласия автоматом и по умолчанию также не допускается. В этих целях закон прямо установил правило, согласно которому молчание или бездействие физлица ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку его персональных данных, разрешенных для распространения (ч. 8 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие во всех случаях должно содержать перечень сведений, разрешенных к распространению среди неограниченного круга лиц. Причем компании, получающие такое согласие, должны обеспечить физлицу возможность самостоятельно определить содержание данного перечня персональных данных. Это значит, что теперь любой магазин, кредитная организация, новостной портал и прочие операторы персданных, запрашивающие согласие на их передачу, обязаны уточнять у гражданина, какие именно сведения о нем можно публиковать и распространять для неограниченного доступа.

Конкретные требования к содержанию согласия на обработку данных, разрешенных для распространения, будут установлены отдельным приказом Роскомнадзора (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020).

В согласии гражданин вправе установить запрет на передачу (кроме предоставления доступа) своих общедоступных данных неограниченному кругу лиц. Это значит, что если в согласии будет установлен подобный запрет, то третьи лица будут иметь доступ к личным данным физлица, но не смогут их передавать другим лицам для дальнейшего использования, обработки и распространения.

Право на установление такого запрета является безусловным. Отказ оператора в установлении данного запрета не допускается (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020). Если гражданин установит в согласии запрет на дальнейшую обработку и распространение своих общедоступных сведений, оператор, первоначально получивший согласие, обязан будет публично уведомить о таком запрете всех третьих лиц.

Информацию об условиях обработки и о наличии запретов в отношении общедоступных сведений оператор персональных данных обязан публиковать не позднее 3 рабочих дней с момента получения согласия на обработку и передачу таких данных неограниченным кругом лиц (п. 10 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Если в полученном оператором согласии отсутствует прямое волеизъявление физлица на возможность использования его личных данных неограниченным кругом лиц, то персональные данные могут обрабатываться только самим оператором без права их публикации в открытом доступе (п. 4 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

При этом само согласие на обработку и передачу общедоступных персональных данных должно передаваться непосредственно компании, запрашивающей такое согласие. С 1 июля подобное согласие можно будет передавать через специальный электронный сервис Роскомнадзора.

Отзыв согласия на обработку и распространение общедоступных персональных данных

Важнейшее нововведение Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020 – это презумпция неправомерности распространения и обработки общедоступных личных сведений третьими лицами. Гражданам, желающим удалить свои персональные данные из общего доступа, больше не придется доказывать неправомерность их обработки третьими лицами.

Теперь обязанность предоставить доказательства законности распространения и обработки общедоступных персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение (п. 2 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

По новым правилам физлица в любое время вправе обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан удалить персональные данные физлица из общего доступа по факту получения соответствующего требования.

Что значит фильтровать личные данные. Смотреть фото Что значит фильтровать личные данные. Смотреть картинку Что значит фильтровать личные данные. Картинка про Что значит фильтровать личные данные. Фото Что значит фильтровать личные данныеПри этом требование о прекращении передачи общедоступных данных должно содержать следующие сведения (п. 12 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ):

Причем все вышеуказанные персональные данные могут обрабатываться только оператором, которому было направлено требование. С момента получения оператором персданных указанного требования действие согласия физлица на обработку его общедоступных сведений считается прекращенным.

Получив от физлица требование о прекращении передачи общедоступных сведений, оператор персданных обязан в течение трех рабочих дней изъять эти сведения из общего доступа (п. 14 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). В противном случае он понесет административную ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ (нарушение законодательства в области персональных данных).

Новые штрафы за нарушение правил обработки персональных данных

Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет для организаций и ИП штрафы по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Эта норма предусматривает для ИП и должностных лиц организаций в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а для самих организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.

Но уже с 27 марта 2021 года штрафы за совершение вышеуказанных нарушений будут в значительной степени увеличены (Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ). Так, штраф для ИП и должностных лиц организаций составит от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.

Повторное нарушение повлечет взыскание штрафа с должностных лиц организаций в размере от 20 000 до 50 000 рублей, с ИП – в размере от 50 000 до 100 000 рублей, а с организаций – в размере от 100 000 до 300 000 рублей (новая ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ).

Одновременно будут увеличены штрафы и за саму обработку персональных данных без получения соответствующего согласия в письменной форме (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ). Сейчас обработка персональных данных без согласия гражданина грозит физлицам штрафом в размере от 3 000 до 5 000 рублей, должностным лицам – от 10 000 до 20 000 рублей, а организациям – от 15 000 до 75 000 рублей. Такие же штрафы назначаются и за обработку персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в согласие.

С 27 марта обработка персональных данных без разрешения повлечет наложение на физлиц штрафа в размере от 6 000 до 10 000 рублей. Должностным лицам организаций и ИП совершение этих нарушений обойдется штрафом в размере от 20 000 до 40 000 рублей, а организациям – от 30 000 до 150 000 рублей.

Источник

Как научиться фильтровать информацию

Что значит фильтровать личные данные. Смотреть фото Что значит фильтровать личные данные. Смотреть картинку Что значит фильтровать личные данные. Картинка про Что значит фильтровать личные данные. Фото Что значит фильтровать личные данные

Специфическим качеством самой информации (в отличие от знания) являются ее избыточность и фрагментарность. Обилие информации неизбежно приводит к поверхностности: сначала восприятия, затем — мышления.

Картина мира современного человека состоит из знаний, приобретенных посредством собственного опыта, примерно лишь на 10-15%. Основным же каналом получения информации, способом приобщения к миру и его событиям, являются именно средства массовой коммуникации, творящие информационный мономир. Именно через систему коммуникации и информации большинство членов общества подчиняются единому поведению, представлениям, увлечениям, моде и ценностным стереотипам.

Поль Валери сравнивает ощущение «потерянности» и «удрученности», охватывающее современного человека, имеющего доступ в цифровом формате ко всем художественным феноменам, с тем, которое охватывает человека в музее. Здесь «продукция бесчисленных часов, потраченных столькими мастерами на рисование и живопись, обрушивается в несколько мгновений на ваши разум и чувства». Под влиянием «этого бремени» «мы становимся поверхностными. Или же делаемся эрудитами».

В демократическом обществе присутствует определенная закономерность: финансовые потоки соответствуют потокам информационным по направленности и по интенсивности. Здесь присутствует прямая зависимость. По интенсивности денежных потоков можно представить сферы информационной активности в обществе. В свою очередь движение политических партий и личностей к власти (особенно в период парламентских и президентских выборов) сопровождается усиливающимся потоком информации вокруг этого движения. По интенсивности информационных потоков, их содержанию можно увидеть намерения лиц и партий.

В отличие от энтропии, неопределенности или хаоса, информация должна иметь определенность. Информация, исходящая от определенного источника, должна быть систематизирована, выстроена, ориентирована.

Второе качество информации связано с такой ее характеристикой, как ценность, полезность или бесполезность. О ценности информации можно говорить тогда, когда она способствует достижению определенных целей человеческой деятельности. Здесь очень важен элемент новизны информации. Упорядочивающая деятельность человека, которая уменьшает хаотичность среды, основывается как раз на ценности и полезности, новизне информации.

Еще одним важным качеством информации является ее избыточность. Избыточность сообщения в суждениях повышает их убедительность и делает более достоверными. С другой стороны, чрезмерная избыточность, в которой «тонет» суть вопроса, снижает ценность информации.

Есть общий критерий, позволяющий определить наличие упорядоченности, ценности, новизны и избыточности информации. Этот критерий вытекает из принципов кибернетики. Информация — все то, что вводится в систему в целях управления ею. Если сообщение не удовлетворяет требованию — оно не информация.

Как в океане информации найти ту, которая необходима для деятельности субъекта управления? Информационное поле становится организованным, если появляются цель, проект, замысел. Они предопределяют отношение к отбору и анализу информации. Это отношение пробуждает внимание, в результате чего из потоков информации вылавливаются нужные сообщения, факты, события.

Таким образом, информация — это результат взаимодействия замысла и внимания. Иными словами, информация — это: замысел — внимание — ключевое слово или понятие. Все остальное — информационный шум.

Методы анализа информации

Информация может оцениваться по степени важности, точности (достоверности) и значимости. Важная информация та, которая полезна для вас, фирмы, организации или корпорации. Точность информации оценивается по надежности источника и по надежности самой информации. Проверка этой надежности осуществляется по другим источникам. Оценка важности и точности информации называется ее анализом.

О значимости информации можно судить, исходя из двух понятий: циркуляции и синтеза. Циркуляция — это быстрота прохождения информации среди заинтересованных лиц с целью взаимодействия с информацией иного плана, что позволяет найти решение проблемы или отыскать ответ на сложный вопрос. Синтез — это соединение различных отрывков информации для воссоздания полной картины того или иного процесса. Таким образом, если информацию можно использовать для циркуляции и синтеза — это значимая информация.

Сам процесс использования информации начинается с отбора фактов, оценки их, определенного истолкования, построения на их основе гипотезы, с помощью которой можно составить связное представление обо всем изучаемом явлении и взаимосвязи отдельных его элементов. Далее делается попытка подтверждения гипотезы благодаря приемам циркуляции и синтеза. Здесь важно прибегать к мнению разных лиц, выступающих с различных позиций. Это уменьшает вероятность ошибки.

Анализ информации — чрезвычайно важный этап. От выводов, которые делаются на его основе, зависят судьбы людей, компаний, фирм, предприятий, организаций, партий, движений — в конце концов, государства.

Поиск решений на основе анализа и синтеза информации осуществляется двумя методами: «гипотезы» и «намерения». Метод «гипотезы» заключается в том, что гипотеза строится исходя из имеющейся информации, имеющихся фактов. Гипотеза при этом может быть не одна. Тогда между ними обнаруживаются противоречия. В данном случае надо придерживаться «худшей» гипотезы.

Метод «намерения» состоит в том, что определяется действующее лицо, чьи намерения соответствуют имеющимся фактам. Здесь важно понять те цели, которые преследует это лицо, чтобы предугадать его возможные действия.

Какая информация вам нужна

Замысел связан с действием. Значит, полезная информация не может появиться без связи с действием. Абсолютной информации не существует, а есть только информация по отношению к намерениям лица, которое опрашивает внешний мир для того, чтобы действовать в этом мире и воздействовать на этот мир. Что для одного является информацией, для другого — просто шум.

Ясно, что наличие качественной полезной информации в нужный момент позволяет принимать правильные решения. Но как собирать качественную информацию, если неизвестно какие решения придется принимать? Какую информацию следует собирать с учетом ее потенциальной полезности для будущих решений? Здесь нужна такая структура действий по сбору информации: цели — потребности — информационные базы.

Цели для личности или организации могут быть стратегические, тактические и оперативные. Каждая из этих целей ориентируется на свой вид информации (стратегическую, тактическую и оперативную). Каждый вид информации имеет разные базы для наблюдения.

Информация для стратегических решений. Стратегические цели определяют главные, принципиальные пути развития организации. Стратегические цели определяют стратегические потребности в информации. Перечень потребностей в стратегической информации предполагает максимальную полноту. Нередко события, не имеющие прямого отношения к деятельности организации, вдруг оказывают немалое влияние на ее судьбу.

На основе потребностей в стратегической информации создается база данных, в которой предусмотрены основные направления для отслеживания информации. Вот как может выглядеть база данных для промышленной фирмы:

Стратегическую базу данных можно рассматривать и через сферу действий организации. Эта сфера действий состоит из трех областей, которые становятся основными разделами базы данных:

Информация для тактических решений. Если стратегическая цель для организации — ответ на вопрос, куда идти, то тактическая цель — это ответ на вопрос, как идти. Тактическая цель предполагает и тактические потребности в информации. На основании этого строятся тактические базы данных. Они могут быть двух типов.

Тактические базы данных первого типа («по запросу»). Основные направления (разделы) этой базы на примере промышленной фирмы могут быть следующие:

База данных для решения оперативных вопросов. Эта информация складывается из данных о наиболее выгодных поставщиках, о клиентах фирмы-конкурента, о возможных угрозах деятельности своей фирмы (например, банкротство субподрядчика и т. д.) Подобная информация должна быть точная и надежная, ибо на ее основе оперативно вырабатываются необходимые меры, руководство принимает и осуществляет быстрые решения. Оперативная база данных включает в себя следующие разделы: конкуренты, их коммерческая политика; цены на продукцию, рекламные кампании конкурентов; поставщики; клиенты; субподрядчики, система торговли и т. д.

От отдельных баз данных к группам баз. Для любой фирмы есть устойчивые постоянные объекты наблюдения, информация о которых используется в стратегических, тактических и оперативных целях. Например, это касается деятельности конкурентов. Поэтому отдельные базы данных можно объединить в определенные группы баз, в основе которых — постоянные объекты наблюдения. Эти группы баз, в которых отслеживается информация одновременно на стратегическом, тактическом, оперативном уровнях, могут быть созданы по следующим основаниям:

Таким образом, чтобы получить качественную информацию, необходимо сформулировать цели, определить потребности и построить базы данных. Опыт и отечественная практика фирм показывают, что достаточно шесть баз для отслеживания информации: конкуренты, технология и производство, ресурсы, рынок, законодательство, общество.

Aннa Влaдимиpoвна Kocтина — доктор философских наук, профeccор, заведующая кафедрой философии, политологии и культурологии Московского гуманитapного унивеpcитета (МocГУ), эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *