Что значит философский вопрос
Что значит философский вопрос
Думаю, что это вопрос, на который не так-то просто дать ответ. А если серьёзно, то вопрос требующий знаний по вопросам сосуществования людей и общества.
Кому как.Если задавать: Что нас ждет впереди? то зачем. Если сколько весит кг гвоздей? То глупо.И наконец:Вы счастливы? А то.Даже не вопрос.
значит, на него нет однозначного ответа, можно только обсудить его с разных точек зрения, соответственно отвечать на него не требуется
Связанный с размышлениями о жизни, о том каким надо быть как себя вести чтобы она была благополучна и предсказуема.
вопрос на который ты лично не знаешь точного ответа и начинаешь лить воду. Вот он и становиться филосовским
Вопрос, на который нет однозначного ответа, он требует способности мыслить и рассуждать, не тест вобщем.
Вопрос- на который можно ответить только после долгого размышления! Тема жизни-есть сама философия!
это вопросы, на которые учёные не знают ответа. Например: Что такое жизнь? Что она представляет
наверное это вопрос не имеющий однозначного ответа,а требующий размышления на заданную тему
предположу, что ответ на который подразумевает рассуждение и в итоге несколько точек зрения
вопросы,которые всегда сохраняют свое значение и актуальность) так сказать «вечные вопросы»
я понимаю это как вопрос, на которого нет четкого ответа, а рассуждать о котором можно вечно
возможно, вопрос, на который можно дать несколько ответов, или вовсе, не требующий ответа.
Теорема, которую пытаются доказать рассуждениями не всегда соответствующими реальности.
когда не знаешь, что ответить, то можно сказать с умным видом «Это вопрос философский!» :)))))
Вопрос, в ответ на который можно долго филосовствовать. Часто так и не приходя к ответу.
где можно подумать, и дать совет выходя из опыта миллионных лет и нравоучений )
Что значит философский вопрос?
Иногда философские вопросы имеют разрешение в реальной жизни, а иногда поиски смыслов заканчиваются открытой проблемой и невозможностью найти решение здесь и сейчас.
Более не вижу смысла грузить теорией.
По сути Ницше сделал один из инвариаций «Нового завета», а его Заратустра был личностью сродни Христа, только без божественного начала а весь такой умный и мыслящей человек. Говорил же он точку зрения автора, то есть Ницше.
Конечно если так копнуть то гуманизма в книге маловато, так как весь лейтмотив сводится к тому что если люди отстают, то они не люди, а так пыль которую нужно подмести, поэтому Ницше и нравился Гитлеру, так как тот тоже считал что нет жизни недочеловекам (цигане, евреи, славяне), на планете земля.
Есть несколько значений.
Первые софисты просто были преподавателями ораторского мастерства. Причем преподавали в основном политикам, но не только.
Негативное отношения заработали в основном стараниями своих учеников, усвоивших мастерство риторических манипуляций. Хорошему ритору не нужно говорить правильные вещи, важно сказать, то что слушатели хотят услышать, но ловко связать это с нужным политику выводом/решением.
Может, но лишь Сократу и его последователям. Учить философии может практически каждый, научится философии способен лишь философ!
Так что вы тоже учитель философии,, и koweчкa учитель философии, и Larasha учитель философии, и я учитель философии.
Интересные парочки получились. А общее между ними то, что в каждой паре боги, так сказать, одинаковой специальности. Схожие по положению, роду занятий и даже в некотором роде по атрибутам и поведению.
Зевс и Один — верховные божества своих пантеонов. Зевс — греческого, а Один — скандинавского. Но и тот, и другой являлись Отцами Богов: в переносном смысле — как правители, и в прямом.
Даждьбог и Гелиос — солнечные боги. И тот, и другой вели колесницу Солнца, выезжая на небесные просторы утром и покидая их вечером. Только первый принадлежит к славянской мифологии, а второй — к греческой.
Перун и Тор — громовержцы, боги грозы. Оба были сильными и искусными воинами и сражались со злом во всех его проявлениях с помощью неотразимых молний. Правда, Перун на колеснице с крылатами конями патрулировал славянское небо, а Тор (тоже на колеснице, но запряженной козлами) — скандинавское.
Сложнее будет с парой Гефест и Локи. Греческий Гефест и в самом деле был искусным кузнецом и создателем необычных вещей, а вот коварный и злобный скандинавский Локи ни мастерством кузнеца, ни тягой к созданию чего-либо (кроме ссор и свар) явно не отличался. Но общее у них всё же есть: Гефест и Локи — боги огня.
«Это очевидно» предполагает, что у данного индивидуума, так утверждающего, есть какой-то набор доказательств. Пусть даже и интуитивных или на подсознательном уровне.
Простой пример: очевидно, что выходить из дома через окно неудобно, особенно если это окно находится на десятом этаже. В качестве строгого доказательства такого отверждения можно привести пару законов физики с соответствующими формулами. Очевидно, что совать пальцы в розетку вредно для здоровья. Очевидно, что переходить оживлённую улицу на красный свет тоже для здоровья неполезно. Тут в доказательство можно сослаться если не на законы физики и химии, то как минимум на данные статистики.
Вопросы философии
Философия никогда не потеряет актуальности; у человечества никогда не закончатся вопросы — в основном, потому, что мы не можем согласиться на единый ответ! Далее мы покажем несколько вопросов, старых и новых, которые до сих пор открыты для обсуждения и которые требуют основательных раздумий.
Всегда ли небо голубое?
Вспомните ваш первый разговор с родителями, о чем он был? Ну, ладно, скорее всего, вы его не помните, и если честно, это был достаточно односторонний диалог, так как все ваши аргументы сводились к агуканью. Но что было после этого? Родители стали давать вам игрушки и вещи, говорить их названия и указывать, как их правильно использовать.
Вскоре они, вполне буквально, добавили красок в вашу жизнь, объясняя вам оттенки разных вещей, которые попадали к вам в руки. Этот кубик красный, эти листья зеленые, небо голубое и так далее. Когда погода хорошая, небо всегда имеет один и тот же цвет, который мы все согласились называть голубым.
Многие другие вещи, в общем и целом, имеют такой же цвет. Их мы тоже называем голубыми. Но философы задаются вопросом, видим ли мы один и тот же голубой? Мы все говорим «голубой» и имеем в виду цвет неба, но наш личный чувственный опыт уникален для каждого из нас. Я не могу получить тот же опыт, что получаете вы, так же, как получаете его вы.
Возможно, то, что вы называете голубым, в моем представлении является зеленым и наоборот. Можем ли мы узнать это наверняка? Ведь мы можем задавать эти вопросы лишь с помощью слов, и, если я спрошу вас, является ли трава зеленой, вы согласитесь со словом, которое я использую, но при этом, возможно, будете представлять себе абсолютно отличный от моего опыт восприятия цвета. Философы называют это «проблемой инвертированного спектра». Свойственный характер нашего опыта — qualia — может быть разным для каждого из нас, и мы никогда не сможем узнать, так это или нет! Или сможем?
Должно ли правосудие быть основано на удаче?
Представьте себе судью, размышляющего над приговором для двух людей, осужденных за одинаковое преступление. Предположим, что оба украли батон хлеба из сумки другого человека. Альфред — сирота с рождения, вынужденный заботиться о себе сам с малого детства. У него уже давно нет денег, он не ел несколько дней подряд, поэтому он совершил кражу.
Берт, с другой стороны, ни в чем не нуждался с самого своего детства и украл хлеб лишь потому, что опаздывал на встречу и не хотел терять время на поход в магазин. В обоих случаях вред для жертвы одинаков, но означает ли это, что оба преступления также одинаковы между собой? Или неудача Альфреда, ставшего сиротой с рождения, делает его преступление не таким плохим, как преступление Берта? Должен ли судья вынести одинаковое решение для них? После этого судья рассматривает дело двух близняшек, Энжи и Зои. Они устроили гонку на шоссе, нарушив все возможные правила дорожного движения.
Будучи близняшками, они физически идентичны, при этом обе ехали на одинаковых машинах, колесо к колесу. Далее они видят пешехода, который решил перейти шоссе. Обе близняшки тормозят в один момент. Энжи врезается в светофор, Зои врезается в пешехода и убивает его. Должен ли судья наказать близняшек одинаково за их одинаково аморальные поступки? Или он должен наказать Зои сильнее из-за более серьезных последствий ее поступков?
Можете ли вы когда-либо облысеть?
Представьте мужчину, который гордится своими густыми волосами. Однажды он обнаруживает, что его волосы начинают выпадать и более не отрастают! Но, несмотря на это, все еще согласны, что у него полная голова волос. Проходит год, и все это время у мужчины выпадают волосы.
В какой конкретно момент времени у мужчины перестает быть полная голова волос? Когда именно мужчина станет лысым? Существует ли такой момент, когда потеря одного волоса способна сделать мужчину лысым? Когда у человека на голове 100 000 волос, мы, конечно, говорим, что у него полная голова волос, и, убрав один волос, мы не откажемся от этого мнения. Следовательно, убирая с головы человека волос за волосом, мы все равно оставляем у него пышную шевелюру, но в какой момент количество волос станет слишком мало?
Даже когда у человека останется один-единственный волос, это утверждение все равно будет верным, и даже после потери последнего волоса у человека все еще, по определению, будет полная голова волос. Следовательно, облысеть мы никогда не можем. Конечно, это нонсенс, но как еще нам сравнивать численные характеристики (количество волос) и качественные (облысение)?
Что делает вещи смешными?
Чувство юмора — универсальная человеческая черта, но почему мы вообще смеемся над чем-то? И почему, когда один смеется над каким-либо явлением, другой сидит с каменным лицом? Самая старая теория, связанная с этим вопросом, утверждает, что мы смеемся, чтобы показать нам самим, что мы превосходим того, над кем, или то, над чем смеемся.
Эта идея стара, как сама философия, и основана на простом наблюдении, что люди не любят, когда над ними смеются, — сам акт смеха обесценивает субъект шутки, а субъектом в этом случае являетесь вы сами. Однако наверняка есть и более качественные шутки, более сложные, чем смех над другими? Возможно, смех — это эмоциональный клапан безопасности. Одна из теорий предполагает, что эмоции — способ заделать пропасти нашего сознания и что мы их используем, когда у нас нет времени или возможности основательно подумать о чем-то. Наше эмоциональное состояние — испуг, злость, похоть — следит за тем, чтобы мы прошли сквозь какую-то ситуацию правильным образом.
Таким образом, смех является способом выпустить ненужную эмоциональную энергию, рассеять ее в физическом виде. Это теория облегчения — что мы смеемся, чтобы избавиться от ненужных эмоций. Теория неуместности схожа с ней, она гласит, что так же, как и остальные эмоции нужны, чтобы быстро отреагировать на какую-то ситуацию, счастливый смех позволяет нам быстро справиться с невозможностью понять неуместную ситуацию, — мы просто представляем ее шуткой.
Может ли что-либо быть неожиданным?
Время для сюрприза! Или нет? Поговорим о неожиданностях. Давайте представим себе жену, которая забыла о дне рождения своего мужа и … Так, ладно, это слишком неожиданно. Давайте представим мужа, который забыл про день рождения своей жены, и в качестве извинений говорит, что он устроит ей ужин в ресторане на следующей неделе (между понедельником и пятницей) и, чтобы добавить элемент неожиданности, он скажет жене о том, что они идут в ресторан, только в семь вечера в день ужина.
Жена понимает, что это не сюрприз. Она рассуждает, что ужин произойдет не в пятницу, потому что она не удивится выходу в свет в пятницу после семи вечера в четверг. Значит, четверг тоже отпадает, ведь пятница ее не удивит, а значит, четверг — последний возможный для сюрприза день, а после семи вечера среды никакого сюрприза не будет вообще.
Следуя этой логике, жена откидывает каждый следующий день недели и расстраивается тому, что у нее не будет никакого сюрприза. Жена решает, что муж никогда больше не поведет ее в ресторан, может быть, он это и имел в виду с самого начала? Впрочем, ей не приходится долго думать об этом, ведь в семь вечера в понедельник муж говорит ей, что сегодня они идут в ресторан. Вот это сюрприз!
Реально ли время?
Что такое время? Когда узнаете — запишите, пожалуйста, а то философы не могут этого понять. Написали? Каков ваш ответ? Верен ли он? Правда в том, что такая «простая» и вездесущая вещь, как время, все еще является для нас огромной загадкой. Есть три возможные природы времени. Первая предполагает, что время состоит из событий в будущем, событий в настоящем и событий в прошлом.
События в будущем неизбежно становятся событиями в настоящем, и, далее, в прошлом — это объясняет, почему время течет, и всегда будет течь лишь в одну сторону. Вторая подходит немного иначе, просто расставляя события согласно тому, раньше они произошли или позже. И в первом, и во втором случаях то, что произошло тысячи лет назад, так же реально, как и то, что произошло прямо сейчас. Реальность событий в будущем вызывает сомнения, чтобы оценить ее, надо подождать и увидеть самим, произойдут ли они. Впрочем, третий подход отделяется от других тем, что утверждает, что существует лишь то, что происходит прямо сейчас.
Каждое событие уничтожает то, что создало его, и будет уничтожено любым событием, которое вытечет из него. Переворачивая страницу книги, вы стираете эту страницу из этой реальности до тех пор, пока вы не перевернете ее обратно. Такой «презентистский» подход наиболее подходит нам для описания времени. В конце концов, что есть реальность как не то, что мы ощущаем здесь и сейчас? Прошлое и будущее существует лишь в нашем воображении. Однако концепция «презентизма» не вяжется с эффектами замедления времени теории специальной относительности.
Эта теория показывает, что одновременные события происходят в разное время для обычного наблюдателя и наблюдателя, перемещающегося в этот момент в пространстве с огромной скоростью. То есть относительность ломает нашу концепцию о настоящем. Делает ли это теорию «презентизма» ошибочной? Делает ли это неверной теорию относительности? Время могло бы дать ответы. Или нет?
Совпадает ли наше зрение с видением нашего внутреннего ока?
Если слепой от рождения человек научится отличать куб от шара на ощупь, сможет ли он это сделать с помощью своих глаз, если ему вернут зрение? Так сформулирована «Задача Молинью», отправленная Уильямом Молинью Джону Локку в XVII веке. Переводит ли наш мозг автоматически тактильное понимание в понимание визуальное?
В наши дни, в отличие от XVII века, многие люди, рожденные слепыми, имеют шанс на лечение, так что мы вскоре можем получить ответ на этот вопрос. В XVII веке наиболее вероятным ответом считалось «нет», и современные исследования косвенно это подтверждают — человеку с восстановленным зрением требуется несколько месяцев на то, чтобы научиться вновь узнавать формы.
Что такое философия: понятие, объект и предмет науки, методы
Приветствую Вас, друзья!
Философия – одна из древнейших наук. Во все времена находились люди, стремившиеся к знаниям и посвящавшие их поиску всё своё время. Древние мыслители прекрасно понимали, что им нужен эффективный инструмент, который позволил бы систематизировать знания и обмениваться ими. И таким инструментом стала философия. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, на какие вопросы отвечает, какие функции выполняет и какое место занимает среди современных наук.
Что такое философия?
Философия – это особая форма познания, стремящаяся понять фундаментальные принципы бытия и ответить на вопросы об отношениях человека и мира. Если говорить более простым языком, то это любовь к мудрости или «любомудрие», как её ещё иногда называют. О сути этой науки лучше всего говорит её название. Греческое слово φιλοσοφία образовано из слов φιλία (любовь, стремление) и σοφία (мудрость).
Философия всегда была обширной наукой, изучающей всеобщие законы устройства мира и общества, процессы познания и мышления, принципы нравственности и морали. Также она всегда пыталась отвечать на мировоззренческие вопросы. В качестве наиболее очевидных примеров можно привести такие философские вопросы как: «Есть ли Бог?», «Что есть Добро, а что – Зло?», «Возможно ли познать мир?», «Что есть истина?», «Что есть Человек?».
Вопрос про курицу и яйцо также считается одним из классических философских вопросов. Рассуждения на эту тему есть у Аристотеля, Плутарха и многих других известных мыслителей.
Характерной особенностью философии является то, что в ней всегда существовало множество школ и течений. Их названия могут отражать ключевые идеи и концепции (материализм, идеализм). Иногда названия связаны с именами основателей (пифагорейство, гегельянство, кантианство). Также названия философских школ могут быть связаны с определенными культурами (эллинизм) или архитектурными объектами (стоицизм). Фактически философия состоит из большого количества учений, в чём-то дополняющих друг друга, а в чём-то противоречащих.
Авторство слова φιλοσοφία приписывают Пифагору (но поскольку он не оставил сочинений, первым автором, использовавшим этот термин в своих трудах, стал Гераклит). Интересно, что Пифагор иначе понимал, что такое философия. Он называл этим словом любовь к знаниям вообще. Себя же он называл «философом» как человека, любящего знания и стремящегося к ним, а не как ученого, занимающегося конкретной наукой.
Объект и предмет философии
Объектом изучения называют определенную часть объективной реальности, представляющую интерес для науки. Предметом изучения называют процесс или явление, позволяющее понять свойства изучаемого объекта. К примеру, объектом изучения для социологии является общество, а предметом – взаимоотношения в обществе.
Материализм, идеализм и дуализм
Фундаментальный вопрос философии заключается в том, что первично: материальный мир (бытие) или идеальный (мысленный прообраз). Таким важным этот вопрос делают два тезиса:
В мире не существует ничего иного, кроме материального и идеального.
Ответ на этот вопрос определяет ответы на остальные вопросы философии.
Поскольку возможно только два ответа на данный вопрос, сторонники каждого из них образовали свои течения: материализм и дуализм. Кроме того, существует концепция дуализма, согласно которой существует два неразрывно связанных между собой начала. Рассмотрим все три воззрения подробнее.
Материализм
В этом мировоззрении полагается, что материя является основой объективной реальности, а идеальное – вторично. Иными словами, материальное – это причина, а идеальное – следствие. С точки зрения материализма, единственной «абсолютной» субстанцией является материя, а все явления идеального мира являются лишь процессами в рамках этой материальной реальности.
Идеализм
В рамках данного мировоззрения полагается, что идеальное первично по отношению к материальному. В рамках идеализма существует два направления: объективный и субъективный идеализм. Первый подразумевает существование нематериальной реальности, не зависящей от разума, второй утверждает, что реальность не может существовать независимо от воли и сознания субъекта.
Дуализм
С точки зрения дуализма, материальное и идеальное представляют собой две равные по значению субстанции, ни одну из которых нельзя признать первичной. Основоположником дуализма считается Аристотель, а полнее всего его суть раскрыл в своих работах французский философ XVII века Рене Декарт.
Структура философии
Философия – это самая обширная и всеобъемлющая наука, и у неё достаточно сложная внутренняя структура, некоторые составляющие которой могут претендовать на роль самостоятельных научных дисциплин. Рассмотрим наиболее важные элементы данной структуры:
Функции философии
Поскольку философия – это очень сложная и многогранная наука, список её функций весьма обширен. В качестве наиболее важных можно назвать такие функции как:
Методы философии
Философии, как и любой науке, необходимы инструменты для проведения исследований и постижения истины – методы. В качестве основных можно назвать следующие методы философии:
Философия в системе наук
Для полного понимания того, что такое философия, необходимо осознать её место среди современных наук и связь с отдельными дисциплинами. Различные течения могут соотноситься с разными видами наук. Так философская антропология исследует человека, его сущность, предназначение, систему ценностей и стоящие перед ним вызовы. Таким образом, она может считаться гуманитарной наукой.
Онтологию можно отнести к естественным наукам, поскольку она изучает объективный мир и зачастую сосредоточена на тех же объектах, что и другие естественные науки (пространство, материя, время, движение и прочее). С античных времён и вплоть до XVIII века существовала также натурфилософия – учение, сочетающее в себе философские и естественнонаучные знания.
Гносеология, которой свойственны логичность и методичность, может считаться технической дисциплиной. Данный раздел философии содержит больше всего разнообразных схематических диаграмм, графиков и формул – отличительных признаков технических наук. Интересно, что гносеологию иногда называют «технологией мышления».
Таким образом, философия одновременно является естественной, гуманитарной и технической наукой. При этом у неё есть точки соприкосновения с каждой из двух с половиной тысяч наук, признаваемых современным научным миром. И ни одна другая наука не может похвастаться подобной универсальностью.
Заключение
Философия считается самой обширной и многогранной из всех наук. Она состоит из большого количества разделов, имеет множество функций и методов. Это единственная наука, соприкасающаяся со всеми остальными двумя с половиной тысячами научных дисциплин. Иногда её называют родоначальницей всех наук, считая, что именно из её ответвлений так или иначе сформировались все естественные науки.
А ещё философия – это эффективная школа мышления, которую незаслуженно игнорируют многие молодые люди. Стремясь к знаниям и развитию, они недооценивают потенциал философии. А между тем она способна оказать существенную помощь в формировании мировоззрения и понимании базовых принципов мироустройства. Она не предлагает окончательных ответов и решений, но предоставляет нам инструменты для их поиска.
Предмет философии и её основной вопрос
Предмет, структура, функции и основной вопрос философии.
1.Философия как разновидность мировоззрения.
2.Предмет, методы и функции философии.
3.Основной вопрос философии и основные направления философии.
1. ФИЛОСОФИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
МИФОЛОГИЯ – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Основными мировыми религиями являются:
1. Христианство.
2. Ислам.
3. Буддизм.
Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
1. Основано на знании (а на вере либо вымысле);
2. Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
3. Логично (имеет внутреннее единство и систему);
4. Опирается на четкие понятия и категории.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретической системой мировоззрения, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
2. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.
Основными МЕТОДАМИ ФИЛОСОФИИ (путями, средствами, с помощью которого осуществляется философское исследование) являются:
1. Диалектика.
2. Метафизика.
3. Догматизм.
4. Эклектика.
5. Софистика.
6. Герменевтика.
1.ДИАЛЕКТИКА – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
2.МЕТАФИЗИКА – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
а) Обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности).
б) Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития).
в) Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
3. ДОГМАТИЗМ – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
4. ЭКЛЕКТИКА – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.
5. СОФИСТИКА- метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.
Одновременно и НАПРАВЛЕНИЯМИ в философии, и ФИЛОСОФСКИМИ МЕТОДАМИ являются:
1. МАТЕРИАЛИЗМ.
2. ИДЕАЛИЗМ.
3. ЭМПИРИЗМ.
4. РАЦИОНАЛИЗМ.
1. При МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание- ее модус- есть проявление материи.
2. Суть ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО философского метода- признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением.
3. ЭМПИРИЗМ- метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания.
4. РАЦИОНАЛИЗМ – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное. Абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений.
ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
Принято выделять ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ:
1. Мировоззренческую.
2. Методологическую.
3. Гносеологическую.
4. Критическую.
5. Аксиологическую.
6. Социальную.
7. Воспитательно-гуманитарную.
8. Прогностическую.
3.ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ.
ОСНОВНЫМ В ФИЛОСОФИИ традиционно СЧИТАЕТСЯ ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ МЫШЛЕНИЯ К БЫТИЮ, А БЫТИЯ К МЫШЛЕНИЮ (сознанию).
МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют ДВЕ СТОРОНЫ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – онтологическая и гносеологическая.
1. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
2. Суть ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЙ (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
МАТЕРИАЛИЗМ (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали. Что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Следовательно:
1. Материя реально существует
2. Материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет)
3. Материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
4. Материя существует и развивается по своим внутренним законам.
5. Сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю).
6. Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей.
7. Сознание определяется материей (бытием).
К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон, Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Макс; Энгельс;Ленин.
ИДЕАЛИЗМ («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношении материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
1. ОБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)
2. СУБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Беркли, Юм).
В противоположность объективным идеалистам, СУБЪЕКТИВНЫЕ идеалисты (БЕРКЛИ, ЮМ, ФИХТЕ и др.) считали, что:
1. Все существует только в сознании познающего субъекта (человека).
2. Идеи существуют в разуме человека.
3. Образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения.
4. Вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
ДУАЛИЗМ как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления).
ДЕИЗМ – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители 18 века) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей.
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ(познавательная) сторона основного вопроса философии представлена:
1. ЭМПИРИЗМОМ (сенсуализмом).Основателем эмпиризма является Ф.Бэкон.
Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях ( в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях».
2. РАЦИОНАЛИЗМОМ. Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р.Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.
В качестве особого направления выделяется ИРРАЦИОНАЛИЗМ (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.
С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.
Представители ГНОСТИЦИЗМА (как правило, материалисты) считают, что:
1. Мир познаваем.
2. Возможности познания неограниченны.
Противоположной точки зрения придерживаются АГНОСТИКИ (как правило, идеалисты):
1. Мир непознаваем.
2. Возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.
В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.