Что значит фенологические исследования в природе

Что такое фенология?

Фенология – наука о сезонных изменениях в развитии растений и животных, сроках их наступления и продолжительности фаз развития, а также установлении взаимосвязи и зависимости от метеорологических условий и места наблюдения.

Наблюдения за ходом сезонных изменений ведутся на основе заметных изменений природы, например, начало и окончание листопада, прилёт и отлёт птиц, появление грибов, первый снег и заморозок – такие явления называют феноиндикаторами, и они же определяют наступление той или иной фазы развития природы.

За явлениями природы наблюдают несколько лет, а затем выводят среднюю дату их наступления. С помощью такого календаря можно спрогнозировать лучшие сроки для проведения сезонных работ в лесном, сельском, охотничьих хозяйствах.

Традиционный метод сбора фенологической информации – визуальный, он не требует специального оборудования и приборов, может быть организован в любой природной зоне по всему миру.

Места наблюдений должны находиться в пределах ландшафта, характерного для данной местности, где достаточно полно представлены все предполагаемые объекты наблюдений.

Что значит фенологические исследования в природе. Смотреть фото Что значит фенологические исследования в природе. Смотреть картинку Что значит фенологические исследования в природе. Картинка про Что значит фенологические исследования в природе. Фото Что значит фенологические исследования в природе

При организации фенологических наблюдений необходимо соблюдать следующие правила:

Наблюдения необходимо проводить только над теми объектами (виды растений и животных), которые хорошо известны наблюдателю.

Точно указывайте место наблюдения (район, населённый пункт, географические координаты).

Наблюдение должно быть подробно записано и внесено в базу фенологической сети в тот же день, когда оно проводилось.

Наблюдения должны быть регулярными: в весенний и осенний периоды не реже одного раза в 2–3 дня (в связи с быстрой сменой явлений); летом допускаются бо́льшие перерывы; в конце лета и осенью снова нужны более частые выходы.

Источник

О фенологии

Что значит фенологические исследования в природе. Смотреть фото Что значит фенологические исследования в природе. Смотреть картинку Что значит фенологические исследования в природе. Картинка про Что значит фенологические исследования в природе. Фото Что значит фенологические исследования в природеЧто значит фенологические исследования в природе. Смотреть фото Что значит фенологические исследования в природе. Смотреть картинку Что значит фенологические исследования в природе. Картинка про Что значит фенологические исследования в природе. Фото Что значит фенологические исследования в природе

Феноло́гия – наука о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки. Появление листьев и окончание листопада, зацветание деревьев и кустарников, прилет птиц и появление грибов, первый снег и последний заморозок – вся череда множества сезонных явлений в природе – это и есть фенологические фазы, за которыми ведутся наблюдения. По сути, все мы является фенологами, поскольку вольно или невольно на протяжении года отмечаем эти события в природе около дома, школы или в лесу.

Сезонные изменения в природе определяют уклад жизни многих народов. Наблюдения за ними (фенологические) – самый массовый, многолетний и достоверный источник информации о состоянии природы. Их проведение во многом способствовало развитию логического мышления у людей, становлению экологической культуры населения.

Люди с давних пор вели наблюдения за сезонными изменениями в природе. Это было не просто проявление любопытства, а суровая необходимость: от умения делать выводы на основе наблюдений, прогнозировать развитие ситуации, зависела напрямую жизнь наших предков. Да и сейчас мы пытаемся по характеру прилета птиц, цветения растений и другим явлениям предугадать раннюю весну, жаркое лето или затяжную, снежную зиму. Причем велись эти наблюдения большим количеством людей, а не одиночными жрецами или монахами (как это происходило, например, в случае с астрономическими наблюдениями). В быте, эпосе, традициях, приметах, поговорках, костюмах разных народов можно видеть тесную зависимость и связь уклада жизни наших предков с сезонными изменениями в природе. Особенно она характерна для истории народов нашей северной страны, где четко проявляется смена четырех сезонов года, каждый из которых требовал от людей соответствующих действий, навыков, приспособлений. И только успешное «прохождение» каждого сезона («готовь сани летом!») обеспечивало продолжение жизни людей по итогам года.

Фенология стоит на стыке биологии и географии. В биологическом плане она изучает особенности сезонного развития организмов (деревьев, птиц, насекомых и т.д.). В географическом – закономерности сезонного развития природы в связи с положением объектов наблюдений в пространстве и на местности. Это очень интересная и важная для людей система знаний и сведений о жизни окружающей нас природы.

О фенологической сети

Что значит фенологические исследования в природе. Смотреть фото Что значит фенологические исследования в природе. Смотреть картинку Что значит фенологические исследования в природе. Картинка про Что значит фенологические исследования в природе. Фото Что значит фенологические исследования в природе

Систематические фенологические наблюдения в России ведутся уже более 200 лет. Первую программу для наблюдений в Восточной Европе в 1848 году для натуралистов-любителей создает Русское Географическое общество (отдел статистики, П.И.Кеппен, В.С.Порошин). 12 000 таких программ было распространено на территории России. В 1938 г была опубликована единая методика и расширенная усовершенствованная программа для наблюдений, которая и послужила первым руководством для добровольных корреспондентов фенологической сети.

В дореволюционной России фенологическими наблюдениями занимались крестьяне и учителя, врачи и гимназисты, энтузиасты и чиновники. Традиция добровольных наблюдений была продолжена в советское время, когда они велись на сотнях пунктов. Количество пунктов наблюдений достигало нескольких тысяч. Почтовые отправления с пометкой «фенологическое» пересылались бесплатно. Тысячи школьников были увлечены наблюдениями за природой родного края. Составлялись и издавались календари природы, сборники статей, на ежегодных конференциях добровольные наблюдатели и специалисты обменивались опытом.

Однако в годы перестройки и реформ это истинно народное движение стало уделом немногих энтузиастов. Отменили бесплатную почтовую пересылку, мизерные доходы не позволяли людям из деревень даже послать письма с материалами наблюдений. Фенологическая сеть стала стремительно редеть. Но и сейчас энтузиасты занимаются организацией фенологических наблюдений. Присылают в центр (Санкт-Петербург и Москва) сообщения примерно из 100 пунктов. Наблюдения продолжают вести в региональных отделениях РГО.

Источник

Фенология в помощь садоводу

Время чтения: 10 минут Нет времени читать?

Пора ли открывать розы после зимы? Можно ли обрезать кустарники? Когда высаживать рассаду цветов? Опытные садоводы, услышав эти вопросы, снисходительно улыбнутся – за долгие годы практики они научились понимать язык природы и распознавать ее сигналы. Но как быть тем, кто только начинает садоводческую карьеру? У них есть хороший помощник – фенология. Что изучает эта наука и как влияет на расписание садовых работ – расскажем в статье.

Что значит фенологические исследования в природе. Смотреть фото Что значит фенологические исследования в природе. Смотреть картинку Что значит фенологические исследования в природе. Картинка про Что значит фенологические исследования в природе. Фото Что значит фенологические исследования в природе

Мы определяем времена года по астрономическому календарю, а природа – по погоде

Что такое фенология и фенологические сезоны?

Фенология изучает сезонные изменения природы во взаимосвязи с жизненными циклами растений и животных. Из огромного количества наблюдений ученые выделяют наиболее устойчивые и приметные природные явления, по которым определяют наступление того или иного сезона.

В европейской части России к таким приметам (феноиндикаторам) относят зеленение березы, цветение черемухи, яблони, черной смородины, появление первых одуванчиков, колошение ржи, первые холодные росы и т. п.

Это те самые сигналы природы, по которым можно определить, насколько прогрелась почва, стоит ли ожидать возвратных заморозков, когда появятся те или иные насекомые и многое другое.

Что значит фенологические исследования в природе. Смотреть фото Что значит фенологические исследования в природе. Смотреть картинку Что значит фенологические исследования в природе. Картинка про Что значит фенологические исследования в природе. Фото Что значит фенологические исследования в природе

Зеленение березы – один из важнейших маркеров весеннего сезона

Фенологические сезоны не совпадают с астрономическим календарем. Даже в одной и той же местности временной разброс природных явлений-маркеров может быть довольно большой. Например, были случаи, когда черемуха, обычно цветущая в средней полосе России в середине мая, расцветала в конце апреля или в начале июня.

Фенологи делят весну, лето и осень на 9 сезонов (по 3 в каждом времени года) – вместе с зимой их получается 10. Каждый фенологический сезон начинается с типичного и очень заметного проявления развития в растительном мире (мы приводим их в таблице).

Фенологические сезоны

Заметные природные индикаторы

Распускаются желтые котики вербы, появляются сережки на осине

Зацветают форзиция и смородина, распускаются листья березы

Цветут черемуха и сирень

Цветут черная бузина и шиповник, выбрасывают колоски злаки

Созревает черная смородина

Созревают рябина, брусника и ранние яблоки

Созревают плоды бузины и сливы

Массовое пожелтение листвы

Осыпается листва дуба

Наступает с конца ноября / начала декабря и длится до середины/конца февраля

Ориентируясь на природные индикаторы, фенологи прослеживают их взаимосвязь с другими биологическими процессами. Это помогает садоводам и огородникам более точно рассчитывать графики посева и посадки растений, определять, когда пора обрезать деревья или когда следует ожидать нашествия тех или иных вредителей.

Что значит фенологические исследования в природе. Смотреть фото Что значит фенологические исследования в природе. Смотреть картинку Что значит фенологические исследования в природе. Картинка про Что значит фенологические исследования в природе. Фото Что значит фенологические исследования в природе

Цветущие пионы – классический феноиндикатор начала лета

Фенологические индикаторы для декоративного сада

Наблюдая за окружающей природой, фиксируя, что происходит вокруг, можно достаточно точно составить календарь садовых работ. Предлагаем перечень наиболее заметных природных явлений, которые помогут вам ухаживать за садом.

Что значит фенологические исследования в природе. Смотреть фото Что значит фенологические исследования в природе. Смотреть картинку Что значит фенологические исследования в природе. Картинка про Что значит фенологические исследования в природе. Фото Что значит фенологические исследования в природе

С черемухой связана еще одна примета – во время ее цветения на улице холодает, наступают так называемые «черемуховые холода». Правда, это не черемуха приносит холод, а наоборот, она ждет похолодания, чтобы раскрыть цветки

Проект озеленения
участка от Sad-dizain

Если вы опытный садовод, возможно, у вас тоже есть похожие приметы, которыми вы руководствуетесь, планируя работы в саду. Если нет – воспользуйтесь нашими советами. Главное преимущество фенологического календаря в том, что он работает независимо от климата и от того, рано или поздно в этом году наступила весна.

Что значит фенологические исследования в природе. Смотреть фото Что значит фенологические исследования в природе. Смотреть картинку Что значит фенологические исследования в природе. Картинка про Что значит фенологические исследования в природе. Фото Что значит фенологические исследования в природе

Мы научились управлять ростом лиственных деревьев и кустарников, формируя их с помощью стрижки. А можно ли то же самое делать с хвойными растениями?

Что значит фенологические исследования в природе. Смотреть фото Что значит фенологические исследования в природе. Смотреть картинку Что значит фенологические исследования в природе. Картинка про Что значит фенологические исследования в природе. Фото Что значит фенологические исследования в природе

Сортов пионов – великое множество. Есть среди них гиганты и карлики, с махровыми и простыми цветками, роскошные букетные сорта и растения природного облика. Сегодня мы расскажем, как из этого изобилия выбрать те, которые вам наверняка понравятся и не создадут проблем в уходе.

Что значит фенологические исследования в природе. Смотреть фото Что значит фенологические исследования в природе. Смотреть картинку Что значит фенологические исследования в природе. Картинка про Что значит фенологические исследования в природе. Фото Что значит фенологические исследования в природе

Чтобы садовый пруд стал настоящей изюминкой вашего участка, его необходимо вырастить. Да-да, мы не ошиблись, именно вырастить. Ведь без растений это будет не пруд, а просто большая лужа. В этой статье мы расскажем и покажем, какие бывают водные растения, на какой глубине их нужно сажать и как за ними правильно ухаживать.

Что значит фенологические исследования в природе. Смотреть фото Что значит фенологические исследования в природе. Смотреть картинку Что значит фенологические исследования в природе. Картинка про Что значит фенологические исследования в природе. Фото Что значит фенологические исследования в природе

Прополка цветников и рыхление почвы необходимы садовым растениям. Но сколько же времени и сил отнимает эта работа!

Что значит фенологические исследования в природе. Смотреть фото Что значит фенологические исследования в природе. Смотреть картинку Что значит фенологические исследования в природе. Картинка про Что значит фенологические исследования в природе. Фото Что значит фенологические исследования в природе

Мы уже писали о том, как зонировать участок с помощью живых изгородей. Но если вы не хотите ждать, пока они вырастут, или для вашего сада это слишком громоздкий вариант, можно использовать другой способ разграничения пространства – вертикальное озеленение.

Что значит фенологические исследования в природе. Смотреть фото Что значит фенологические исследования в природе. Смотреть картинку Что значит фенологические исследования в природе. Картинка про Что значит фенологические исследования в природе. Фото Что значит фенологические исследования в природе

Почвопокровными называют растения, имеющие способность стелиться густым ковром и заполнять собой всю отведенную для них территорию.

Оставьте контактные данные
и мы поможем вам определиться

ООО «Сад Дизайн» (далее Оператор) настоящим сообщает, что в рамках использования сайта по адресу в сети Интернет: sad-dizain.ru (далее Сайт), оператор запрашивает и собирает ваши персональные данные, в том числе с использованием интернет-сервисов Google Analytics, Яндекс.Метрика.

В соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О защите персональных данных», вы подтверждаете, что при использовании Сайта предоставляете согласие на обработку Оператором ваших персональных данных (далее – Согласие) и подтверждаете, что, давая такое согласие, вы действуете свободно, по своей волей и в своем интересе, предоставляя данные в соответствии со следующим перечнем:

Вы, предоставляете Оператору право осуществлять следующие действия (операции) с персональными данными: сбор и накопление; хранение в течение установленных нормативными документами сроков хранения отчётности, но не менее трёх лет, с момента даты прекращения вами пользования услуг; уточнение (обновление, изменение); использование; уничтожение; обезличивание; передача по требованию суда, в т.ч., третьим лицам, с соблюдением мер, обеспечивающих защиту персональных данных от несанкционированного доступа.

Данное Согласие распространяется исключительно на те персональные данные, которые обрабатываются в рамках использования Сайта.

Отзыв согласия на обработку персональных данных может быть осуществлен путём направления Вами соответствующего распоряжения в простой письменной форме на адрес электронной почты info@sad-dizain.ru

Сайт не несёт ответственности за использование (как правомерное, так и неправомерное) третьими лицами информации, размещённой Пользователем на Сайте, включая её воспроизведение и распространение, осуществленные всеми возможными способами.

Сайт имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления.

Согласие вступает в силу с момента вашего перехода на Сайт и действует в течение сроков, установленных действующим законодательством РФ.

Признаю и подтверждаю, что я внимательно и в полном объеме ознакомился с настоящим Соглашением и содержащимися в нем условиями обработки моих персональных данных, указываемых при регистрации на Сайте.

Выражаю согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Признаю и подтверждаю, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных мне понятны.

Источник

Влияние фенологического наблюдения на развитие дошкольника

Понятие “фенологические наблюдения”

За последние десятилетия мир основательно изменился. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей, о том, что большая часть населения Земли оторвана от природы, так как живет в городах среди асфальта и железобетонных конструкций. Все больше разрастаются города, вырубаются леса, заболачиваются пруды и озера, загрязняются земля, вода в реках и морях. Пагубное воздействие на природу – результат разрушения личности, внутреннего мира человека, его мировоззрения и сознания. Очень важно переосмыслить те ценности, по которым живет человечество и по-новому оценить и осознать все возможные формы взаимодействия с окружающим миром природы. Ведь именно природа по праву является кладовой нашего развития – физического, интеллектуального, духовного. Исходя из этого, одной из наиболее актуальных современных проблем является проблема “экологизации” сознания всех слоев населения, выработки у каждого человека независимо от его возраста потребности экологически грамотного взаимодействия с миром природы. И очень важно с первых лет жизни формировать у ребенка начало экологической культуры, каждодневно приобщать детей к таинствам и красоте природы, чтобы уже в раннем детстве в каждом человеке зародилось чувство общности с ней. Необходимо воспитывать гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Рассматривая биоэкологию и ведя речь о природных факторах, оказывающих влияние на жизнедеятельность живых организмов, нельзя не коснуться такого вопроса, как фенологические наблюдения. На основе наблюдений за природой, за изменениями, происходящими в ней, у детей формируется не только наблюдательность, интерес и любовь к природе, бережное отношение ко всему живому, но и происходит развитие познавательной деятельности, влияющее на гармоничное всестороннее развитие личности ребенка.

Закономерности периодических сезонных изменений в жизни растений и животных изучает наука фенология; наблюдения за наступлением этих явлений называют фенологическими.

В Большом энциклопедическом словаре “Сельское хозяйство” дается следующее определение фенологическим наблюдениям: это наблюдения за сезонными явлениями и процессами в жизни растений и животных и предсказание сроков их наступления.

Сезонными изменениями в природе называют периодические явления, повторяющиеся ежегодно в одной и той же последовательности. Времена года характеризуются различными световыми и температурными условиями, определяющими ход изменений жизненных процессов растений и животных. Каждый из периодов времен года обусловлен географическим положением и климатическими условиями.

При проведении фенологических наблюдений регистрируют даты наступления фаз развития дикорастущих и культурных растений (например, распускание почек деревьев и кустарников, их цветение, образование плодов); сроки прилёта и отлёта птиц; появление различных видов насекомых и другое. Фенологические наблюдения дают информацию о динамике развития растительного и животного мира в течение годичного цикла в сопоставлении с гидрометеорологическими условиями.

Например, лето начинается у нас не 22 июня, с началом астрономического лета, а раньше, и кончается оно не 23 сентября, а также раньше этого срока. Это обстоятельство заставило исследователей природы принять во внимание, кроме астрономических, другие показатели времен года.

Изучение сезонных явлений. Сущность этих наблюдений состоит в том, чтобы следить за ходом сезонных явлений и записывать даты их наступления, а в некоторых случаях и окончания. На основании многолетних фенологических наблюдений краеведческие организации составляют фенологические календари (календари природы). Наблюдая из года в год за одними и теми же объектами, и фиксируя одни и те же явления, ученые тщательно записывают сроки этих явлений, а потом выводят (вычисляют) средние сроки наблюдаемых сезонных явлений в той или иной местности. Например, средний срок зацветания вербы в Подмосковье приходится на 22 апреля.

Наблюдения за сезонными явлениями включают наблюдения за изменением продолжительности разных частей суток, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков. Основным содержанием наблюдений являются наблюдения за ростом, развитием, а также состоянием растений и животных. В процессе систематических наблюдений ученые отмечают определенные моменты (фенофазы) в жизни наблюдаемых объектов. Так, у деревьев и кустарников это будут начало сокодвижения, набухание почек, начало развертывания листьев, появление бутонов, зацветание, массовое цветение, конец цветения, начало созревания плодов и семян, начало осеннего окрашивания листьев, начало листопада, полное осеннее окрашивание листьев, конец листопада. Фенологические прогнозы, предсказывающие, какими будут предстоящие весна и лето, помогают полеводам выбрать для посева, нужные сорта растений, садоводам – защитить сады от губительного воздействия заморозков. Фенологические наблюдения за жизнью насекомых в связи с ростом и развитием растений позволяют установить сроки борьбы с вредителями культурных растений.

Значение изучения сезонных явлений: Потребность в изучении сезонных явлений возникла у человека очень давно, в связи с развитием земледелия, рыболовства, охоты. В наше время стремительно меняется климат, и эти изучения не теряют своей актуальности для сельского хозяйства.

Параллельные наблюдения за ходом развития растений и питающихся ими насекомых облегчают установление сроков борьбы с вредителями культурных растений.

Влияние фенологического наблюдения на развитие дошкольника.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей, она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Опыт экологического воспитания дошкольников показывает, что систематические наблюдения за природными явлениями, за каждым живым существом оказывает глубокое воздействие на детей.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у них лучших черт характера, таких как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению.

Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Всю жизнь хранит человек воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке, на которой бегал за пестрой бабочкой и собирал цветы. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.

Если взрослый приучит детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, замысловатой формой снежинок, полетом птицы, у ребенка разовьется художественный вкус, он сможет глубже понять окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи.

Природа окружает ребенка с ранних лет, это – источник новых знаний различных природных явлений. Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы “…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов”.

Умение наблюдать за изменениями, происходящими в природе со сменой времен года, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развития мышления и речи идет как единый процесс.

Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Чтобы в процессе ознакомления с природой мышление ребенка продолжало развиваться, необходимо целенаправленное руководство педагога. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что и когда происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К.Д. Ушинский говорил о том, что необходимо «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Роль фенологического наблюдения в системе экологического воспитания дошкольников впервые была сформулирована в работах З.Д. Сизенко-Казанец, А.Ф. Мазуриной, М.В. Лучич и др. и долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были их методические пособия и рекомендации. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.); не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, А.М. Низова, Л.И. Пушнина, М.В. Лучич, А.Ф. Мазурина и др.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *