Исследование истории возникновения фамилии Кузнецова открывает забытые страницы жизни и культуры наших предков и может поведать много любопытного о далёком прошлом.
Фамилия Кузнецова принадлежит к старинному типу русских фамилий, образованных от личного прозвища.
Традиция давать человеку в дополнение к имени, полученному при крещении, индивидуальное прозвище издревле существовала на Руси и сохранялась вплоть до XVII века. Это объясняется тем, что в обиходной жизни бытовало относительно немного церковных имён, которые поэтому часто повторялись. Запас же прозвищ был практически неисчерпаем, что позволяло легко выделить человека среди других носителей того же имени.
Прозвища на Руси были чрезвычайно разнообразны и зачастую отражали какие-то яркие качества внешности, характера или род занятий человека. К числу «профессиональных» именований относится и старинное личное прозвище Кузнец. В старину кузнец был самым необходимым и приметным человеком в селении. Работающим с огнём кузнецам – людям зажиточным и важным – приписывались многие волшебные свойства, и именование по этому признаку было повсеместно. В древних деловых актах упоминаются сольвычегодский посадский человек Иван Панфилов Кузнец (1618), крестьяне Вилегодской волости Сольвычегодского уезда Митрофан Титов Кузнец (1557) и Федор Кузьмин Кузнец (1597) и очень много других людей с подобными именованиями, переходящими из поколения в поколение.
Эта фамилия возникла очень рано и фиксируется в архивных документах, начиная с XV века. В давние времена её носили жители самых разных российских земель: новгородский крестьянин Ортемко Кузнецов (1495), московский поручной мастер Кузнецов (1504), крестьянин Сольвычегодского уезда Иов Ильин Кузнецов (1567), некто Замятня Поздеев Кузнецов (1607), елецкие казаки Терех и Якушко Кузнецовы (1615), московский купец Леонтий Кузнецов (1699), севский пушкарь Петрушка Кузнецов (1659) и другие.
Сегодня фамилия Кузнецовы – одна из самых частых в России. Так, в Москве в 1964 году было 78 тысяч Кузнецовых, лишь Ивановы были более распространены (их было 90 тысяч). А в огромной полосе южнее и восточнее Москвы – от Верхней Оки до Средней Волги, то есть в Туле, Горьком, Пензе, Ульяновске – Кузнецовы встречались наиболее часто.
Таким образом, старинная фамилия Кузнецова свидетельствует о неисчерпаемом богатстве русского языка и многообразии путей возникновения русских фамилий.
Источники: Ганжина И.М. Словарь современных русских фамилий. Ведина Т.Ф. Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения. Федосюк Ю.А. Русские фамилии: популярный этимологический словарь. Хигир Б.Ю. Энциклопедия русских фамилий.
Анализ происхождения фамилии Кузнецова подготовлен специалистами Центра исследований «Анализ Фамилии»
Поделиться ссылкой:
Напишите, что вам известно о происхождении фамилии Кузнецова:
Раскройте тайну фамилии КУЗНЕЦОВА (в латинском транслите KUZNECOVA) глядя на результаты расчета в нумерологической магии цифр. Вы узнаете скрытые таланты и неизвестные желания. Возможно, вы не понимаете их, но чувствуете, что чего то не знаете о себе и ваших близких.
Первая буква К фамилии КУЗНЕЦОВА расскажет о характере
Характерные черты фамилии КУЗНЕЦОВА
КУЗНЕЦОВА: число взаимодействия с миром «8»
Люди, находящиеся под влиянием числа восемь, отличаются характером беспокойным и целеустремленным. Они редко бывают довольны тем, что имеют, и стремятся максимально расширить границы своих возможностей. Потенциал «восьмерочников» очень велик, но и запросы маленькими не назовешь, поэтому чувство удовлетворения от проделанной работы или радость победы они испытывают редко. Люди восьмерки умеют строить планы и воплощать их в реальность, но вынуждены мириться с тем, что все получается немного (а то и вовсе) не так, как было задумано.
«Восьмерочники» мало чего боятся. Ответственность за других и руководство большими коллективами для них естественны, как и резкие перемены в жизни. Как правило, они хорошо ладят с окружающими, но стараются избегать слишком большой близости и предпочитают играть роль лидера в отношениях. Высоко ценя интеллект, моральные качества и чувство юмора, они не переносят лести и лжи, а также бывают очень чувствительны к проявлениям невежливости и бестактности.
Супружеские отношения «восьмерочников» складываются мирно, хотя не всегда в них присутствуют страсть или даже глубокая привязанность. Тем не менее, люди восьмерки почти всегда стремятся к устойчивым отношениям и браку – без постоянного спутника жизни они чувствуют себя дискомфортно. Избегать ссор в семье им помогает врожденный такт, а справляться с бытовыми проблемами – умение как действовать самостоятельно, так и распределять обязанности.
«Восьмерочники» любят принимать гостей и не упускают возможности похвастаться своим домом, как правило – большим и уютным. Собственное жилье – «пунктик» многих людей восьмерки; в съемных квартирах или родительском доме они обычно чувствуют себя не слишком уютно. При этом стяжателями, интересующимися только материальными благами, их назвать никак нельзя; многие «восьмерочники» щедро делятся всем, что зарабатывают, активное участие принимают в деятельности благотворительных организаций и помогают близким и дальним родственникам деньгами. Но главное, что дают люди восьмерки окружающим – это их любовь и искренняя заинтересованность.
«Восьмерочники» так заботятся о других, что порой им не хватает сил и энергии на то, чтобы обустроить собственную жизнь. Другой распространенной проблемой является стремление к недосягаемым целям и неспособность сохранять спокойствие и здравый смысл, если на пути появляются препятствия.
КУЗНЕЦОВА: число душевных стремлений «8»
Восемь – число устремлений души, придающее человеку громадное желание независимости. Для таких людей не существует авторитетов. Собственные мысли и идеалистические представления о мире делают их изгоями и отщепенцами. Однако громадная целеустремленность и умение диктовать собственные правила приводят людей «восьмерки» к признанию и заслуженному лидерству в коллективе.
Жажды власти, богатства и славы предостаточно. Желая обеспечить достойный уровень жизни для своего семейства, человек числа восемь может ступить на опасный путь, но природная осторожность не даст пострадать от собственной неосмотрительности. Чем раньше такой человек найдет наиболее подходящее дело для себя, тем скорее он приобретет авторитет, и тем более размеренной будет его жизнь.
Если такого не происходит, то «восьмерочник» погружается в борьбу со стереотипами, предубеждениями, нормами и кажущейся несправедливостью. Вечный бой лишает людей числа восемь сил и бодрости, а также вероятности найти свое счастье. «Восьмерочники» часто имеют способности предпринимателя, но своими деньгами не рискуют. Их бизнес успешен, а партнеры и инвесторы честны.
Удача сопутствует людям восьмерки только тогда, когда выбрано правильное направление для самовыражения и реализации. Жизнь только своими интересами приводит к тоске, унынию и одиночеству, но эгоизм угасает, как только приходит понимание, что чем больше отдаешь, тем больше приобретаешь.
Люди числа восемь имеют огромные амбиции, но не всегда находят силы для их воплощения. Умение убеждать, увлечь за собой других открывает соратникам немалые возможности, однако чересчур трудный выбор ведущего наказывается своими же единомышленниками ударом в спину. Находчивость помогает сориентироваться в сложной ситуации, а речь, подкрепленная обоснованными аргументами, вызывает безграничное доверие.
Самый худший вариант «восьмерочника» нетерпелив, лишен благоразумия, капризен и невероятно придирчив в любовных отношениях, но даже такой всегда прислушивается к голосу разума и пересмотрит свои поступки, если убедится, что так надо для исполнения задуманного.
КУЗНЕЦОВА: число истинных особенностей «9»
Люди, которые находятся под влиянием этого числа, отличаются обостренным чувством справедливости и стремлением к гармонизации окружающего мира. У них, как правило, есть свой кодекс чести, причем к себе они бывают гораздо более требовательны, чем к окружающим. Из-за нежелания поступиться своими принципами «девяточники» иногда могут даже упускать возможность устроить свою судьбу.
Эти люди не приемлют лжи, в какую бы красивую обертку она ни была упакована. Вряд ли человек, на чью судьбу оказывает влияние число 9, станет общаться с лжецом. Но если кто-то честно пытается бороться со своими слабостями и недостатками, он всегда может рассчитывать на помощь «девяточников», ведь к другим людям они проявляют больше снисхождения, чем к самому себе.
Жизнь человека под влиянием 9 насыщенна разнообразными событиями. У него обычно гибкий ум и широкий кругозор. Этим обусловлен интерес к самым разным областям знаний.
Еще одна особенность таких людей—это способность поддерживать и направлять окружающих. «Девяточник» с удовольствием даст вам совет в любой жизненной ситуации, но навязывать свою волю не будет.
Кроме того, люди 9—очень интересные собеседники. С ними любой заурядный разговор может превратиться в увлекательную дискуссию, причем их аргументы и выводы могут быть крайне нетривиальными. Однако они не стремятся убедить собеседника с своей правоте любой ценой—скорее, их оппонент сам согласится с приведенными доводами, ведь они настолько уверены в себе, что что это действует лучше любых аргументов.
«Девяточники» не любят сидеть на одном месте, они постоянно находятся в поисках приключений. Часто они стремятся в большие города с их разнообразными возможностями. При этом стоит сказать, что людей 9 привлекают в первую очередь не деньги, а возможности собственной реализации. Им зачастую так хочется облагодетельствовать все человечество, что они могут не замечать проблем тех, кто находится рядом с ними. Поэтому часто «девяточники» не очень близки со своей семьей.
Самое сложное для человека, находящегося под влиянием числа 9—это стремление относится ко всему очень серьезно. Если «девяточник» научится позволять себе некоторое легкомыслие, его жизнь станет гораздо счастливее.
Значение фамилии Кузнецов: Фамилия «Кузнецов» образована от русского слова «кузнец», она синонимична таким фамилиям, как, например, Шмидов, Шмидт. Вероятно, такова была профессия предка Кузнецовых.. Происхождение фамилии Кузнецов: Еврейские фамилии.
Видели сон со значением фамилии Кузнецов? Узнайте толкование сна: Имя, фамилия, по имени, фамилии, Бранные слова, Вычеркивать слова, Кузнец, Кузница, кузнец.
Число фамилии
Число фамилии семь (7) характеризует талантливых людей, способных добиваться больших успехов как в научной сфере, так и в гуманитарных дисциплинах. Способность размышлять, анализировать и планировать свои действия, умение увлечь за собой, помогает людям с фамилией Кузнецов становиться во главе различных групп людей и организаций. Этим людям для раскрытия своего творческого потенциала необходимо уединение. Кого-то это повергнет в депрессию и мрак, кому-то откроет новые горизонты для самореализации и общественного признания.
Значение букв
Смотрите также фонетический разбор фамилии Кузнецов.
Совместимые фамилии
Проверьте также совместимость других фамилий с фамилией Кузнецов.
Раскройте тайну фамилии КУЗНЕЦОВ (в латинском транслите KUZNECOV) глядя на результаты расчета в нумерологической магии цифр. Вы узнаете скрытые таланты и неизвестные желания. Возможно, вы не понимаете их, но чувствуете, что чего то не знаете о себе и ваших близких.
Первая буква К фамилии КУЗНЕЦОВ расскажет о характере
Характерные черты фамилии КУЗНЕЦОВ
КУЗНЕЦОВ: число взаимодействия с миром «7»
Люди, находящиеся под влиянием семерки, реже других бывают правильно поняты окружающими. Часто их считают надменными снобами, не склонными к общению и мало с кем идущими на контакт, однако это вовсе не так; просто в данном случае поведение, особенно в кругу малознакомых людей, в очень малой степени соответствует внутренней сущности. Итак, «семерочник», это вовсе не мрачный бука, который только и ждет, пока другие ошибутся или выставят себя в смешном свете; на самом деле он наделен любовью к миру и всем его представителям, а также душой неутомимого искателя, любопытство которого безгранично.
«Семерочники» сами выбирают, с кем им общаться, и обычно предпочитают одиночество скучному обществу и пустым разговорам, но они чутко прислушиваются к словам каждого в надежде найти в них разумное зерно. Склонный к переменам и непостоянству, человек семерки лучше других понимает, что в одну реку нельзя войти дважды – но он верит в то, что люди меняются к лучшему, и всегда готов дать некогда провинившемуся второй, а то и третий шанс. Саморазвитие является неотъемлемым атрибутом жизни «семерочников», а для того, чтобы не стоять на месте, им необходимы свобода и отсутствие ограничений, в том числе и внутренних. Именно поэтому, взрослея, они первым делом пробуют то, что долгое время запрещалось родителями, не ведут себя так, как их учили, а, освободившись от опеки, начинают формировать собственную личность.
Завоевать расположение «семерочника» не трудно, поскольку такой человек обычно щедр на эмоции, но сохранить его привязанность надолго практически невозможно. Это удается только тем, кто готов работать над собой, не раскрываться до конца, ускользать и скрываться; тот, в ком нет непредсказуемости и загадки, «семерочнику» быстро наскучит.
Личная жизнь людей семерки складывается непросто. На их долю выпадает череда браков, легкомысленных и серьезных связей, а вместе с ними – болезненные разрывы, скандалы, взаимные претензии. Такова плата за право не принадлежать до конца никому, кроме самого себя.
«Семерочники» часто стремятся к недосягаемому и обычно прекрасно знают это. В своей борьбе, пусть даже обреченной на неудачу, они обретают бесценный опыт, необходимый им для движения вперед. Эти люди обладают сильной склонностью к философии и метафизике; часто именно знание оккультных наук помогает им не падать духом.
КУЗНЕЦОВ: число душевных стремлений «7»
Люди, относящиеся к категории тех, чьим числом душевных стремлений является семерка – истинные жизнелюбы. С самого детства и до преклонного возраста они полны сил для постижения процессов, закономерностей и тайн, которые вызывают у них невероятный интерес. Используя все возможные способы, учась на собственных ошибках, но все же приобретая важные и желанные для них знания, они стремятся поделиться ими абсолютно безвозмездно.
Нередко их основным занятием становится наставническая деятельность, которой они посвящают максимум времени. Такие люди наделены необычайным чувством такта, позволяющим передавать свои знания и опыт, при этом, не навязывая другим собственную позицию и взгляд на вещи, как единственно правильный.
В жизни «семерочники» полагаются исключительно на себя, охотно предлагают помощь другим, но практически никогда не принимают ее со стороны, отчего нередко страдают. Вместе с тем, проблемы для них – не повод для отчаяния. Благодаря внутренней энергии, они в силах справиться с любой проблемой самостоятельно, не выставляя напоказ собственные слабости. Нередко малознакомые люди считают «семерочников» замкнутыми, мрачными, и даже чванливыми, в то время как для близких людей они всегда открыты, искренни и общительны.
Люди – «семерки» зачастую не любят излишнего внимания к своей персоне. Они никогда открыто не хвастаются собственными достижениями, но и не скрывают успеха. Дисгармонию в их жизнь нередко привносит желание перемен: такие люди хоть и стремятся найти источники новых впечатлений, но в то же время очень бояться сделать решительный шаг, очутившись перед необходимостью выбора. «Семерочники» могут долго сомневаться и колебаться, пытаясь предугадать вероятные «опасности». В итоге, после длительных раздумий, они нередко остаются в привычной для себя зоне комфорта.
Несмотря на то, что «семерочники» довольно общительны, они предпочитают проводить время с единомышленниками – случайных людей в их окружении почти не бывает. Развитая интуиция и проницательность позволяет им «с ходу» составить мнение о человеке и привлечь в «свой круг» именно тех, кто похож на самого «семерочника»: гордых, умных, целеустремленных людей с чувством собственного достоинства.
Люди – «семерки» никогда не теряют самоуважения, несмотря на то, каких успехов в жизни они достигли. Зачастую их материальное состояние и карьерный рост весьма солидны, но даже если все не настолько шикарно, как хотелось бы, «семерочник» из-за этого никогда не опустится на дно. Тем не менее, такие люди не состоят сплошь из достоинств: при определенных жизненных обстоятельствах они превращаются в настоящих надменных эгоистов, пренебрегая интересами и проблемами даже самых близких людей.
К выбору спутника жизни «семерки» относятся очень скрупулезно и придирчиво, нередко перевоспитывая его всю совместную жизнь. Споры в их семье – дело привычное и частое, при этом решающее слово – прерогатива «семерки».
КУЗНЕЦОВ: число истинных особенностей «9»
Люди, которые находятся под влиянием этого числа, отличаются обостренным чувством справедливости и стремлением к гармонизации окружающего мира. У них, как правило, есть свой кодекс чести, причем к себе они бывают гораздо более требовательны, чем к окружающим. Из-за нежелания поступиться своими принципами «девяточники» иногда могут даже упускать возможность устроить свою судьбу.
Эти люди не приемлют лжи, в какую бы красивую обертку она ни была упакована. Вряд ли человек, на чью судьбу оказывает влияние число 9, станет общаться с лжецом. Но если кто-то честно пытается бороться со своими слабостями и недостатками, он всегда может рассчитывать на помощь «девяточников», ведь к другим людям они проявляют больше снисхождения, чем к самому себе.
Жизнь человека под влиянием 9 насыщенна разнообразными событиями. У него обычно гибкий ум и широкий кругозор. Этим обусловлен интерес к самым разным областям знаний.
Еще одна особенность таких людей—это способность поддерживать и направлять окружающих. «Девяточник» с удовольствием даст вам совет в любой жизненной ситуации, но навязывать свою волю не будет.
Кроме того, люди 9—очень интересные собеседники. С ними любой заурядный разговор может превратиться в увлекательную дискуссию, причем их аргументы и выводы могут быть крайне нетривиальными. Однако они не стремятся убедить собеседника с своей правоте любой ценой—скорее, их оппонент сам согласится с приведенными доводами, ведь они настолько уверены в себе, что что это действует лучше любых аргументов.
«Девяточники» не любят сидеть на одном месте, они постоянно находятся в поисках приключений. Часто они стремятся в большие города с их разнообразными возможностями. При этом стоит сказать, что людей 9 привлекают в первую очередь не деньги, а возможности собственной реализации. Им зачастую так хочется облагодетельствовать все человечество, что они могут не замечать проблем тех, кто находится рядом с ними. Поэтому часто «девяточники» не очень близки со своей семьей.
Самое сложное для человека, находящегося под влиянием числа 9—это стремление относится ко всему очень серьезно. Если «девяточник» научится позволять себе некоторое легкомыслие, его жизнь станет гораздо счастливее.
Фамилия широко распространена как на Урале, так и в целом по России: «Так как кузнец был необходимейшим и всем известным человеком в селении, то именование по этому признаку было повсеместно. Поэтому фамилия Кузнецов — одна из самых частых в России; в Москве (1964) жили 78 тыс. Кузнецовых (уступая по количеству только Ивановым, которых 90 тыс.). В некоторых местностях фамилия Кузнецов занимала первое место по частоте (например, в 17 волостях Керенского и Чембарского уездов Пензенской губернии 1917 г. из 69 тыс. русских, охваченных подсчетами, 1031 человек — Кузнецовы)» (Никонов. С.58).
В «Списке 100» фамилия занимает 23-е место, но «среди фамилий, образованных от названий профессий, ее опережает только фамилия Попов» (Унбегаун. С.99). Несомненно, Кузнецов — одна из самых «уральских» фамилий; ср.: в Камышловском у. в 1822 г. Кузнецовы проживали в 45 населенных пунктах (24 прихода из 44).
Фамилия (или еще именование по отцу) фиксируется с конца XV в.: «Ортемко Кузнецов, крестьянин, 1495; Кузнецов, московский поручной мастер, 1504; Исачко Гридин Кузнецов, крестьянин белозерский, 1504; Офонасий Михайлов сын Кузнецов, тавренский крестьянин, 1604; Петрушка Кузнецов, севский пушкарь, 1659» (Тупиков); Богдан Захарьевич Кузнец, Вологда, 1629 г. (Чайкина).
Приуральские примеры: «Житель Соли Камской Неклюд Иванов сын Кузнец, 1574; крестьянин Орла-городка Осипко Мелентьев сын Кузнецов, 1647» (Полякова); см. также: Житников. С.38-41.
На Среднем Урале прозвище и фамилия встречаются уже в переписи 1624 г.: на посаде Верхотурья были дворы посадского (из числа «молотчих людей») Пантелея Кирилловича Кузнеца и стрельца Андрея Кузнецова; своим двором в бобылях на р.Тагиле жил Никита Гаврилович Кузнец.
Позднее крестьяне с прозвищем Кузнец жили в д.Ярославской в Невьянской сл. и в Белослудской сл., Кузнецовы — ямщики в Мугайском погосте, в д.Махневой и Дедюхиной в Тагильской сл., крестьяне в слободе Невьянского Богоявленского монастыря и вкладчики Верхотурского Николаевского монастыря, в д.Маслыковой на р.Реже и Шогрынской на р.Шогрыше в Невьянской сл., в д.Гостьковой в Арамашевской сл., в д.Филинской в Ницынской сл., в д.Зайковой в Ирбитской сл., а также в деревнях Чусовской Уткинской сл.: Полской (уроженец д.Лапшиной в Ильинском погосте Соликамского у.), Левиной, Фоминой (в обоих дворах этой деревни; владелец одного из них, Фома Никитич Кузнецов, по-видимому, основатель деревни, был уроженцем Обвинской вол. Соликамского у., во втором дворе жил его сын Иван) и Завьяловой (родился в д.Сарале Елабужского/Алабужского у.) (перепись 1680 г.). В 1674 г. в Аятской сл. четверо «промышленных людей» записаны с прозвищем Кузнец (Любимов. С.13). О Кузнецовых из Покровской вол. Верхотурского у. см.: Брылин, Елькин. С.16.
Распространение фамилии отражено в топонимике северной части Свердловской обл.: д.Кузнецова в Гаринском р-не, д.Кузнецово в Туринском и Таборинском р-нах.
Прозвище и фамилия упоминаются в десяти записях о вкладах в Далматовский монастырь (см.: Манькова. С.214).
В пределах будущего Камышловского у. прозвище и фамилия известны со второй половины XVII в. В 1666/67 г. в Пышминской сл. (20:1) поселился затинщик (стрелок у затинной пищали, «крепостного ружья, уставляемого на сошке» — Даль) Петр Мануилович Кузнец, сын крестьянина из Чарондской округи, владелец кузницы, а годом позже — его брат, крестьянин Лазарь Мануилович Кузнецов (перепись 1680 г.). В целом уральские источники подтверждают наблюдения Д.Я.Резуна, сделанные на сибирских материалах, что фамилия Кузнецов «намного чаще встречается среди посадских и крестьян, чем среди служилых» (Резун. С.100).
С конца XVII в. Кузнецовы жили в Беляковской и Куяровской сл., потомки некоторых из них учтены в ИР 1822 в пределах Куяровского, Талицкого, а возможно, и некоторых других приходов. В Беляковской сл. (23:1) раньше других упоминается крестьянин Петр Иванович Кузнецов (1690/91 г.); позднее здесь жили крестьяне Гавриил Семенович Кузнецов (д.Верхняя Арамылская — 23:13) и Иван Григорьевич Кузнецов (д.Озерная, «над озером Полоусным» — 23:25), а в д.Малаховской (23:4) — бобыль Леонтий Лукьянович Кузнецовских (перепись 1710 г.).
Среди крестьян Куяровской сл. (21:1) в 1691/92 г. были Петр Иванович Кузнецов и переведенные из Киргинской сл. Семен Кузнецов с детьми (ср.: в д.Галишевой в Киргинской сл. жил крестьянин Василий Мартемьянович Кузнецов — перепись 1719 г.). Позднее в слободе жили сыновья Семена — Влас и Каллиник (Калина) Семеновичи, а также Родион Дмитриевич и Григорий Кириллович Кузнецовы; еще одним сыном С.Кузнецова мог быть Дмитрий Семенович Кузнецов из д.Ефремовой (26:10); в д.Горбуновой (22:7) жил Василий Иванович Кузнецов, в д.Луговой (22:5) — Антон Васильевич Кузнецов, но особенно много Кузнецовых проживало в д.Белояланской (22:3) — Петр и Лука Афанасьевичи и Козма Матвеевич, и в д.Яровской (21:7) — Митрофан Устинович, его сын Евстафий (Остафий), а также Петр Козмич (перепись 1710 г.).
С конца XVII в. фамилия известна в пределах Калиновской сл.: крестьяне этой слободы Василий Васильевич и Герасим Семенович Кузнецовы упоминаются в документе 1681/82 г. (Шишонко III. С.825-826); позднее в д.Латышевой (43:1) жил на подворье Лазарь Агафонович Кузнецов (перепись 1710 г.), в д.Калашниковой — бобыль Родион Дмитриевич Кузнецов, а в самой слободе в доме зятя, дьячка Ф.И.Кадилова, Афанасий Никитич Кузнецов (перепись 1719 г.).
В Новопышминской сл. (34:1) проживали крестьяне Тимофей Васильевич (с сыновьями Иваном, Феоктистом/Феклистом и Артемоном; в конце XVII в. он был беломестным казаком — см.: Шишонко III. С.837) и Козма Иванович (с сыном Иваном) Кузнецовы (переписи 1710 и 1719 гг.), в д.Рудянской (37:6) на подворье — бобыль Андрей Епифанович Кузнецов (перепись 1719 г.). Среди них могли быть предки Кузнецовых, учтенных в этих местностях в ИР 1822.
Кузнецовы из юго-западных приходов Камышловского у. также, возможно, ведут свой род от предков, поселившихся в этих местах еще в конце XVII в. В 1682/83 г. пришли в Катайский острог и обосновались в д.Катайке (6:1) крестьяне Константин Алексеевич и Дорофей Мефодиевич (Нефедьев) Кузнецовы, уроженцы Демьянской вол. Тотемского у. (перепись 1695 г.); Константин Алексеевич Кузнецов Летяга и его сын Иван в 1709 г. учтены в Катайском остроге, а Дорофей Мефодиевич — в Катайке. Переписью 1719 г. в с.Троицком (бывшая Катайка) зафиксирован живший на подворье крестьянин Иван Лукьянович Кузнецов с сыном Трофимом; в д.Лукину (14:5) перебрались упоминавшиеся выше катайцы: с К.А.Кузнецовым жили сын Иван с сыновьями Борисом, Афанасием, Степаном и Денисом и внуки Василий и Михаил Игнатьевичи, с Д.М.Кузнецовым — сыновья Иван (с сыном Онуфрием/Анофреем) и Аврам, еще один его сын, Григорий, жил своим двором с сыном Иваном; в д.Бол.Трестовке (14:1) жил крестьянин Тимофей Семенович Кузнецов с сыном Евтихием (Ефтифеем). Их потомки проживали в 1822 г. в приходе Крестовской сл. В д.Бол.Шутихе возле Катайского острога жил крестьянин Яков Козмич Кузнецов с сыном Федором (перепись 1719 г.).
В 1690/91 г. пришел в Колчеданский острог и поселился в д.Батухтиной Иван Фомич Кузнецов, уроженец Ильинской вол. в Соликамском у. (перепись 1695 г.).
В первой половине XVIII в. фамилия получила широкое распространение в пределах Каменской сл.: в самой слободе жили крестьянин Михаил Леонтьевич Кузнецов (умер в 1729 г.) с сыновьями Степаном (в 1725 г. взят в плотники на строящийся Верх-Исетский завод) и Иваном, бобыльские дети Иван и Петр Аврамовичи Кузнецовы (умерли в 1726 г.), на Каменских верхних заводах (2:4) — крестьяне, братья Авксентий (Оксен) Васильевич Кузнецов (в 1735 г. вместе с сыновьями Антоном, Ефимом и Иваном причислен в Багаряцкую сл.), Алексей Васильевич Кузнецов (он и его сын Павел умерли в 1740 г.) и Иван Васильевич Кузнецов (он и его сын Петр умерли в 1731 г.), у которого были сыновья Феоктист/Феклист, Алексей, Матвей (написанный в перепись 1722 г. как Степан), Петр и Иван (II ревизия, 1745 г.). В материалах II ревизии упоминается также сотник Каменской сл. Евсей Аврамович Кузнецов.
Предками Кузнецовых в приходе Щербаковской сл. были крестьянин с.Николаевского Щербакова (12:1) Иван Емельянович Кузнецов с сыновьями Терентием, Ульяном, Афанасием и Аврамом и его брат Даниил, у которого были сыновья Борис, Федот и Филипп (перепись 1719 г.; II ревизия, 1745 г.).
В 1822 г. в Камышлове фамилию носили неслужащий рядовой инвалидной команды и казеннорабочие мастеровые, в Каменском заводе — мастеровые (у них фамилия встречалась особенно часто), заводские непременные работники и солдатка, в Талицком заводе — мастеровые, в с.Юрмытском, Куровской и Калиновской сл. — священно- и церковнослужители, в с.Травянском, Пироговском, Черемховском, Крестовской, Балаирской и Троицкой сл. — солдатки и отставные солдаты, в Щербаковской сл. и с.Захаровском — солдатки и крестьяне, в других местах — крестьяне.
Фамилия распространена повсеместно, особенно в Далматовском (Память — 107 чел.), Талицком (Память — 101 чел.), Камышловском (Память — 52 чел.) и Каменском (Память — 47 чел.) р-нах.
1.1. Камышлов город, приход Покровского собора город Камышлов, с 1668 – Камышевская (после 1686 – Камышловская) слобода, с 1781 – уездный город
1.5. Обухова деревня, приход Покровского собора город Камышлов
1.10. Кокшарова деревня, приход Покровского собора город Камышлов
2.1. Каменский завод, приход Свято-Троицкой церкви Каменский завод, основан в 1701; с 1935 – г. Каменск (с 1940 – Каменск-Уральский)
2.5. Позоришская деревня, приход Свято-Троицкой церкви Каменский завод, деревня Позориха, «она же Степанова» (1745); Позоришина (1869), с 1975 – село Позарихинское
3.1. Травянское село, приход Введенской церкви село Травянское, до 1750 – деревня Травянская
3.4. Суворская деревня, приход Введенской церкви село Травянское, деревня Суворкова (1745), деревня Суворы (1904), позднее село (1956)