Что значит фактурная гимнастка
Что значит фактурная гимнастка
Высокий подъем
В классическом танце высокий подъем играет немалую эстетическую роль, создавая своим вытянутым подъемом вместе с вытянутой ногой законченную линию в рисунке танца.
Длинные конечности
Есть даже такое понятие как «коэффициент фактурности».
Его определяют следующим образом: измеряют рост стоя и сидя (от макушки до пятой точки), потом рост сидя делят на рост стоя и умножают на 100%. То есть определяют, какую часть роста составляет туловище и голова вместе взятые. Балетная норма (работает для гимнасток): 49-52 %. Чем ниже это значение, тем лучше. Пояснить смысл этих вычислений можно так: ноги должны быть как минимум одной длины с суммой длины туловища и головы. Но лучше, если ноги будут длиннее, а коэффициент меньше 50%.
Индивидуальность
Еще одним важным фактором, хоть и не относящимся к фактуре, является индивидуальность. Блестящая техника и работа с предметом может обеспечить золотые медали, награды и титулы. Можно восхищаться способности гимнастки крутить 10 поворотов, гнуться непостижимым уму образом или делать захватывающие дух риски. Но для того, чтобы зажечь сердца зрителей, вызвать желание снова увидеть выступление этой спортсменки, нужна особая, уникальная энергетика. Такие гимнастки могут не быть титулованными чемпионками, но именно они запоминаются зрителям и имеют наибольшее число фанов.
Насколько важны вышеперечисленные характеристики? Они не являются определяющими, хотя многие тренеры стараются отбирать «фактурных» детей. Если ваш ребенок не попадает в категорию «фактурных», не отчаивайтесь! Никакие данные и обаяние не компенсируют трудолюбия и упорной работы в зале.
Анна Казанцева: Для успеха должен сформироваться своего рода треугольник — родители, тренер и ребенок
Старший тренер города Ханты-Мансийска и сборной команды Югры по художественной гимнастике, тренер Высшей категории и судья Всероссийской категории Анна Казанцева тренирует юных спортсменок в одном из залов стадиона «Югра-Атлетикс». О том, кто и в каком возрасте приходит в гимнастику, какие качества необходимы для того, чтобы стать чемпионом, и как не навредить в таком раннем спорте и нашем интервью с тренером.
— Анна Владимировна, расскажите вкратце о себе: как пришли в художественную гимнастику, где занимались, каких успехов добились?
— Я начала заниматься художественной гимнастикой в пятилетнем возрасте. Это произошло в городе Лесной Свердловской области. Мой отец военный, и на тот момент это было место его службы. Большого количества спортивных секций в Лесном не было, поэтому выбора как такового передо мной не стояло. Там я занималась вплоть до окончания школы, выполнила норматив мастера спорта и поступила в Санкт-Петербургский индустриально-педагогический колледж. К сожалению, набора на художественную гимнастику в университет имени Лесгафта на тот момент не было. Гимнастика всегда была смыслом моей жизни, моей целью и моей любовью.
— Художественная гимнастика является одним из самых «ранних» видов спорта. Какой оптимальный возраст для того, чтобы начать заниматься ею, а после какого возраста идти в этот спорт уже слишком поздно?
— Художественная гимнастика всегда была спортом юных, но последнее время наблюдается еще большее его омоложение. Если говорить о всероссийских стандартах, то в специализированные детско-юношеские школы набор детей начинается с шести лет. Безусловно, оздоровительной физкультурой и гимнастикой нужно заниматься с самого раннего возраста. В таких уроках есть спортивные элементы — растяжка, работа с предметами на развитие координации — но это еще не специализация. Академия нашего прославленного тренера Ирины Винер начинает внедрять такого рода занятия уже в детских садах, с трех лет. Но эти группы должны быть оздоровительными, не должно быть специальной направленности с изнурительными ежедневными тренировками.
Многие родители ошибочно думают, что, чем раньше ребенок научится делать тот или иной элемент — тем перспективнее он будет. Однако, дети, которые приходят заниматься с пяти-шести лет, зачастую к семи уже догоняют того, кто начал раньше, но уже без лишних эмоциональных травм. От трех до пяти лет гимнастику надо преподавать в процессе игры. Не должно быть места соревновательному элементу, только поощрительный — открытые уроки, праздники, групповые упражнения. Сначала необходимо взрастить в ребенке любовь к художественной гимнастике.
— Принимаете ли вы всех желающих или проводите определенный отбор по росту, весу, задаткам и, возможно, даже внешним данным?
— Сейчас в Ханты-Мансийске очень много молодых тренеров, они начинают набирать, а не отбирать детей. Лет до десяти любому ребенку рекомендуется аниматься гимнастикой. Уже позднее, если он видит, что он не настолько гибкий и растянутый, либо чувствует склонность к другим, например, командным или циклическим видам спорта, он переходит в лыжи, биатлон или плавание. В любом случае, он придет туда подготовленным, растянутым, атлетичным. Поэтому я всем рекомендую заниматься гимнастикой в детстве. С 4 до 5 лет идут ознакомительные занятия. По сути девочки заканчивают играть с куклами, а вместо кукол у них появляются мяч, обруч и скакалка. Необходимо привыкнуть работать в группе, слушать тренера. Специализация идет уже позднее. Когда девочки достигают шестилетнего возраста, и можно начинать вводить спортивную направленность в тренировки, я отсматриваю всех желающих и выявляю перспективных. Критериями оценки являются рост, гибкость, психологическое желание ребенка и родителей.
— Всегда ли сразу становится ясно, способен ли ребенок «выстрелить», или для него художественная гимнастика останется лишь на уровне общефизической подготовки? Говорите ты вы об этом напрямую родителям воспитанниц?
— Об этом обязательно надо говорить, чтобы не получилось такого, что не сбылось то, чего ждали. Конечно, кто-то обижается, чувствует, что его недооценили, но это дело лично каждого, выбирать свою дорогу. Тем не менее, невозможно однозначно сказать, вырастет из ребенка чемпион или нет. Когда в 12 лет идет углубленная специализация и ребенок начинает выступать на первый взрослый разряд и кандидата в мастера спорта, здесь можно делать какие-то прогнозы, но и они будут неоднозначными. Всегда все решается свыше. Здоровье, финансовая составляющая, удача, умение пожертвовать учебой в школе — все это влияет на результат. В пример приведу нашу спортсменку из Мегиона Юлию Кутлаеву 2003 года рождения. Сейчас Юлия попала в сборную России и тренируется в Москве. Хотя этот ребенок, будучи маленьким, все время стояла у нас на четвертых местах. Она «выстрелила» в 10-11 лет, развитие пошло семимильными шагами. Конечно, тренировки в Москве тоже принесли свой результат, повлияли и финансовые инвестиции, т.к. Юлия не из богатой семьи, родители искали спонсора, который возьмет на себя часть расходов. Для успеха спортсменки, все параметры должны сойтись вместе.
— Растяжка очень важна для гимнаста и занимает большую часть тренировки. Это довольно болезненный процесс. Как с этим справляются такие маленькие девочки?
— Знаете, бывает как раз наоборот, когда от природы у ребенка очень гибкие суставы и связки и растянуть его на шпагат легче, чем правильно закачать. Бывает очень сложно научить девочку управлять всеми гибкими и растянутыми рычагами своего организма. В этом вопросе к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Конечно, бывают дети с очень тугими связками. Об этом надо говорить и предупреждать. Важно не навредить ребенку. Не стоит забывать, что у нас детский спорт.
— В одной телевизионной рекламе товаров для детей звучит слоган «За каждым чемпионом стоит сильная мама». Насколько вы согласны с данным заявлением? Велика ли роль родителя в становлении ребенка как спортсмена?
Роль родителей здесь огромна. Мать девять месяцев носит ребенка под сердцем, она следит за его питанием, влияет на психологический настрой. Однако и переигрывать тоже не надо. Если вы доверяете тренеру, все равно за результат отвечает он. Должно быть безграничное доверие ему. Конечно, может возникнуть недопонимание, обиды, ссоры. Всегда надо вести диалог, объяснять, слушать. Мы не можем знать всего, что происходит дома, а родитель не знает нюансов происходящего на тренировках. Ребенок может поделиться с тренером и с мамой совершенно разными вещами. Чтобы не навредить ребенку, нужно знать обе стороны. Кстати, это касается не только мам, но и пап. Очень важно, чтобы оба родителя хотели одного и того же.
Преувеличить роль родителя на начальном этапе очень сложно. Это же касается и роли тренера. Для успеха должен сформироваться своего рода треугольник — родители, тренер и ребенок.
— Кстати, в роли мамы гимнастки вам тоже приходилось выступать. Ваша дочь Анастасия Орел сейчас тоже преподает художественную гимнастику. Сложно было выступать в роли и матери, и тренера одновременно?
— Да, тренировать своего ребенка очень сложно. В первую очередь это касается подросткового возраста. Уже когда ребенок достигает осмысления того, чего он действительно хочет, становится легко. Мама становится и тренером, и другом. А пока идет подростковая борьба характера… Конечно, если бы мама была дома, а тренер в зале, у него было бы больше авторитета. И ребенок был бы с двух сторон обогрет теплом. А здесь один и тот же человек. Если поругался на тренировке, дома приходится находить пути примирения. Все-таки, подростки все воспринимают остро и с обидой. Но, конечно, когда у меня родилась дочь, вопрос о том, к какую спортивную секцию ее отдавать даже не стоял.
— Насколько субъективным видом спорта является художественная гимнастика? Может ли внешняя красота спортсменки или, например, красивый купальник, повлиять на решение судей?
— Это все оговорено правилами соревнований. Судьями оценивается и купальник, и прическа, и фактурность спортсменки. Существуют таблицы соответствия роста и веса. Однако гимнастка может быть очень фактурной, в очень дорогом купальнике, выступать под красивую музыку, но прежде всего изнутри у нее должна идти энергетика, девочка должна хотеть это делать. Например, Алина Кабаева всегда была иконой стиля в художественной гимнастике. По-моему, нет человека, который бы не знал это имя. Но сказать про нее, что она была худышкой или длинноногой нельзя, зато она была очень гибкой и прыгучей. Эти два качества очень редко совмещаются в одной спортсменке.
— Кстати, о купальниках. Художественная гимнастика один из самых ярких видом спорта, в прямом смысле этого слова. Дорого ли обходится родителям участие девочек в соревнованиях?
-В бальных танцах существует правило, что до определенного возраста нельзя выступать в платьях с пайетками и камнями. У нас такого, к сожалению, нет. Конечно, сейчас купальники можно найти на разный кошелек. Задача тренера — с детства привить ребенку вкус, сделать так, чтобы родители не заказывали швее купальники усыпанные камнями. Достаточно сшить интеллигентный купальник, который будет стоить недорого и не сделает дыру в семейном бюджете. Притом, когда ребенок еще не умеет двигаться в соответствии с дорогим костюмом, это выглядит некрасиво. Все должно гармонировать: уровень физической подготовки, и то, во что одета девочка. Элегантный, скромный купальник более уместен на маленьких спортсменках.
— Наверняка у ваших воспитанниц есть кумиры среди лидеров российской олимпийской сборной по худ. гимнастике. Будут ли девочки смотреть выступления наших прославленных гимнасток в Рио? Ставят ли они перед собой столь же высокие цели?
— Это, конечно, лучше спросить у них самих. Мне кажется, они пофамильно знают всю сборную России. Не только наши воспитанницы, я сама равняюсь на сборную страны. Постоянно смотрю новые элементы, черпаю вдохновение, отмечаю, как работают над упражнением в эмоциональном плане. Золотые медали нашей российской сборной делают художественную гимнастику безусловным брендом. Недостатка в желающих заниматься ею нет.
— Расскажите о зале в котором тренируются дети. Все ли в нем есть для занятий вашим видом спорта?
— В художественной гимнастике всегда есть нехватка специализированных залов. У нас зал тоже неспециализированный. По стандарту площадка должна быть 13 на 13 метров, а высота потолка – 15 метров. Тем не менее, я считаю, что мы тренируемся в хороших условиях по сравнению с тем, что зачастую доводится видеть в других городах. У нас стационарный ковер, который регулярно чистится, а это очень важно, в зале всегда тепло. Пусть зал у нас и нестандартный, но мы его любим и лелеем.
— Как в целом вы оцениваете уровень развития художественной гимнастики в регионе? Растет ли профессионализм спортсменов, тренерского состава? Какие серьезные соревнования с участием югорчан проходят в регионе и вне его?
— Бесспорно, большим шагом вперед для развития художественной гимнастики в регионе стало включение нашей спортсменки Юлии Кутлаевой в сборную России. Это наша первая звездочка. Надеюсь, она прославит наш округ. Если говорить о соревнованиях, то на территории Югры проводится три открытых окружных турнира: «Дебют» для совсем маленьких спортсменок до третьего взрослого разряда, «Югорские россыпи» и «Весна Победы», который в этом году проходил уже шестой раз и собрал рекордное количество участников – 280 гимнасток. Также по округу проводятся открытое первенство города Сургута, открытое первенство Ханты-Мансийска, Кубок главы города Ханты-Мансийска, первенство и чемпионат Югры. На всех этих соревнованиях дети выполняют разряды до первого взрослого и кандидата в мастера спорта. Хотелось бы, чтобы количество участниц турниров росло, но в индивидуальных дисциплинах это сделать довольно сложно, так как, чтобы отсмотреть всех участниц, требуется очень много времени. Это можно сделать за счет групповых упражнений. В них участвует шесть гимнасток, поэтому за две с половиной минуты можно отсмотреть сразу шесть спортсменок. В индивидуальных соревнованиях это займет 20 минут. Кроме того, мы уже успели вырастить в округе свое поколение тренеров. Те девочки, которые сами были гимнастками, кандидатами в мастера спорта, сейчас работают тренерами и обучают новых спортсменок.
«При отборе оценивают телосложение родителей». Тренер по художественной гимнастике — о большом спорте и шпагате в четыре года
В Москве завершился первый в истории юниорский Чемпионат мира по художественной гимнастике — главные награды предсказуемо завоевали наши спортсменки. Мастер спорта, член сборной России и тренер по художественной гимнастике Анастасия Кадочникова рассказывает, к чему нужно готовиться родителям, которые впечатлились и теперь мечтают об этом виде спорта для своих детей.
Конкуренция начинается на этапе отбора в секцию
Художественная гимнастика — один из самых зрелищных и эстетичных видов спорта. Чемпионаты мира и тем более соревнования на Олимпийских играх имеют неизменно высокие рейтинги, а российские гимнастки стабильно завоёвывают награды. Неудивительно, что тысячи российских родителей, выбирая спорт для своих дочерей, отдают предпочтение именно этому виду. Спрос рождает предложение — помимо известных государственных центров, почти в каждом районе Москвы и других крупных городов сейчас есть коммерческие секции художественной гимнастики. И у тех, и у других есть свои плюсы и минусы.
Государственные спортивные школы
Сюда чаще всего идут с конкретными целями — серьёзная спортивная карьера, работа на результат. Берут не всех. Так как в художественной гимнастике немаловажную роль играет эстетическая составляющая, при отборе детей в секцию оценивается не только природная гибкость, но и внешние данные девочек. Будущая гимнастка должна быть стройной, пропорционально сложенной, миловидной.
Если девочка пухленькая, тренер может вызвать обоих родителей, чтобы посмотреть на их телосложение
И по опыту прикинет, как ребёнок станет развиваться в будущем: вытянется и похудеет либо, напротив, будет склонен к полноте. В последнем случае девочке, увы, откажут — конкурс в государственные центры довольно серьёзный, к этому нужно быть готовыми. Но если ребёнок всё же прошёл отбор, можете быть уверены: с ним будут работать лучшие в своём деле специалисты. Потому что требования к тренерам в таких школах не менее строгие.
Частные студии
В такие студии принимают всех, с любыми данными и в любом возрасте, даже в 15–16 лет можно прийти, и тебя всему обучат (но это будет уже гимнастика для себя, не большой спорт). Часто бывает, что девочку не берут в госсекцию, она идет в частную, занимается там пару лет, потом снова пробуется в государственную, и её в итоге принимают. Но случается и обратное: в частном центре попадается непрофессиональный тренер, и девочка с хорошими данными не показывает результатов. Поэтому в случае с коммерческими секциями очень важно обращать внимание на то, кто будет тренировать ребёнка. Это обязательно должна быть гимнастка с высшим тренерским образованием, а не танцовщица, не балерина, не инструктор по аэробике — увы, в частных студиях такое сплошь и рядом. Наличие призов и спортивных разрядов желательно, но не обязательно — часто в гимнастике случается так, что девочки не показывают выдающихся результатов как спортсменки, но зато становятся отличными тренерами.
В целом же частные центры больше подходят тем, кто хочет заниматься для себя, для поддержания осанки, гибкости. А в государственных — требования, высокая конкуренция и соревновательный график: всё заточено на воспитание спортивного характера и высокие результаты.
Жёсткая дисциплина и слёзы на тренировках
Пик спортивной формы художественной гимнастки приходится, как правило, на подростковый возраст и юность — примерно в 20–22 девочки обычно уже завершают карьеру. Чтобы за столь короткий период успеть многое, растяжка, шпагаты, упражнения на координацию движений начинаются с первого года обучения, то есть с четырех-пяти лет (а в шесть дети уже сдают свой первый разряд — III юношеский).
Как вырастить из ребёнка олимпийского чемпиона по фигурному катанию
Безусловно, это непросто. Многие девочки быстро теряют энтузиазм, начинают плакать: кому-то не хочется расставаться с мамой, кто-то не привык к строгости. Слёзы бывают и на растяжке, но скорее потому, что четырёхлетнему ребёнку не всегда просто объяснить: для того чтобы тело тебя слушалось, нужно расслабиться, а не сопротивляться по инерции. И здесь очень важна позиция родителей. Нужно много разговаривать с ребёнком, объяснять, почему тренера необходимо слушаться и исправлять ошибки, зачем нужны строгость и дисциплина; важно заниматься с ребенком дома, помогать тянуться, учить расслабляться. При этом водить на тренировки насильно всё-таки неправильно, мотивация в спорте очень важна, если её нет — толку, скорее всего, не будет.
Лет 15 назад тренеры, кстати, были намного строже, нас самих воспитывали ещё довольно сурово. Сейчас времена меняются. И хотя тренер всё ещё может повысить голос на ребёнка (и это нормально, хороший тренер должен быть требовательным!), но чрезмерной жесткости, авторитарности, переходящей границы, становится всё меньше.
Деньги и модный диктат
Так как художественная гимнастика — эстетический вид спорта, помимо безупречного выполнения упражнений судьи оценивают ещё и внешний вид спортсменок. Качественная стойкая косметика, средства для укладки, пошив купальника (он может стоить и 20, и 50 тысяч рублей) — всё это требует финансовых вложений. Моду диктуют звёзды мировой художественной гимнастики: все смотрят, в каких купальниках они выступают в этом сезоне, и стараются подражать.
С каждым годом костюмы становятся всё более креативными, красочными. Мы видим на них всё больше камней и стразов, встречаются даже купальники с иконами и картинами. Раньше у самых маленьких гимнасток костюмы были попроще, но теперь мода на стразы и блеск дошла и до них — часто у девочек второго, третьего года обучения купальники на соревнованиях не уступают нарядам больших спортсменок. То есть сегодня, чтобы не отстать от моды, финансово родителям придется вкладываться с самого начала пути.
Деньги часто нужны и для индивидуальных занятий. Бывает, что родителей не устраивает, как составляет то или иное упражнение тренер, и они обращаются к частным хореографам-постановщикам. Цена тут зависит от региона и в целом сравнима со стоимостью работы хорошего репетитора.
При этом жёсткой конкуренции или зависти, как, например, в балете, в гимнастике всё-таки нет. Есть соперничество, могут быть даже сплетни, что, дескать, кому-то дали награду не справедливо. Но разговорами всё и заканчивается, историй из серии «подсыпать толчёное стекло в пуанты» (известная балетная байка) в гимнастике быть не может. Просто потому, что это ещё и командный вид спорта.
«Занятия хореографией необходимы каждой девочке». Правила воспитания балерины Илзе Лиепы
Девочки же выступают не только в индивидуальном зачёте, но и в командных упражнениях — строить козни соперницам бесполезно, потому что таким образом ты подведёшь и себя. Кроме того, в командах обычно есть психолог, который следит за эмоциональным состоянием спортсменок, за общей атмосферой и не допускает конфликтов. Я лично за 15 лет гимнастической карьеры ни разу не сталкивалась с неспортивным поведением товарищей, не видела, чтобы кого-то обижали или травили.
Допинг, домогательства, анорексия — правда или нет?
Сегодня в медиа всё чаще разоблачают мир большого спорта: рассказывают про харассмент, применение запрещённых препаратов. Замалчивать эту тему невозможно, случаи сексуальных домогательств, например, действительно известны — об этом публично заявляли участницы китайской сборной, некоторые спортивные гимнастки.
Безусловно, гимнастки очень привлекательные, но именно поэтому и они, и персонал сборной России прекрасно понимают, насколько осторожно нужно себя вести
Даже если на медосмотре кто-то отпустит странный или неприятный комментарий, спортсменка может пожаловаться тренеру, и за неё, конечно, заступятся. Тренерская опека в России традиционно очень серьёзная.
Есть также миф, что для поддержания веса гимнастки массово принимают диуретики и другие фармпрепараты, — ответственно могу заявить, что у нас это однозначно запрещено. Если тренер узнает, что кто-то из девочек принимает что-либо помимо прописанных спортивным врачом витаминов, у спортсменки будут большие проблемы. Мы используем единственную проверенную временем схему. Нужно похудеть? Увеличиваем нагрузки и уменьшаем калорийность питания.
Случаи анорексии в большом спорте — даже в таком эстетичном, как художественная гимнастика — скорее исключение и большая редкость. Последствия анорексии — это истощение, обмороки, упадок сил. Такой человек не в состоянии тренироваться и тем более выступать на соревнованиях. К тому же тренеры и диетологи тщательно контролируют рацион спортсменок. Шок-инфо: гимнасткам можно даже сладости (глюкоза спортсменам необходима)! Просто все должно быть в разумных пределах.
Художественная гимнастика для малышек
Я пока могу только на вопрос №1 со слов моей двоюродной сестры. Она зам. дир. в спортивной школе и успешный хореограф, которая как раз занимается тем, что ставит программы девочкам, которые в худ. гимнастике. Они как тренерский коллектив достаточно успешны, и девочки хорошо себя проявляют на соревнованиях. Поэтому ее мнению можно доверять. Так вот она говорит, что до 5 лет нет смысла вообще мучить ни ребенка, ни педагога. Как она говорит, «это тем более издевательство над педагогом». Так что по сути вам рано. Но если очень хочется, то, конечно, почему бы и нет.
Аноним Я пока могу только на вопрос №1 со слов моей двоюродной сестры. Она зам. дир. в спортивной школе и успешный хореограф, которая как раз занимается тем, что ставит программы девочкам, которые в худ. гимнастике. Они как тренерский коллектив достаточно успешны, и девочки хорошо себя проявляют на соревнованиях. Поэтому ее мнению можно доверять. Так вот она говорит, что до 5 лет нет смысла вообще мучить ни ребенка, ни педагога. Как она говорит, «это тем более издевательство над педагогом». Так что по сути вам рано. Но если очень хочется, то, конечно, почему бы и нет.
Ну я без фанатизма конечно хочу, меня сейчас не интересуют соревнования и медали всякие в таком возрасте, меня интересует развитие ребенка, судя по ее чрезмерной активности, будет полезно эту активность направлять немного.
Ну я думаю что на занятия спортом сильно жалеть не надо финансы, есть и другие сферы где можно экономить)))