Что значит этнические литовцы

Литовцы

Литовцы (лит. lietuviai ) — европейский народ. Общая численность в мире составляет около 3,2 миллиона человек (2012 г.).

В основном они проживают в Литве (2 561 314 человек в 2011 г.), где они составляют около 84 % населения. Значительное количество литовцев проживает в США (около 654 000 человек литовского происхождения по переписи 2010 г.), Великобритании, Ирландии, Бразилии, Канаде и России (в основном в Калининградской области — 9,7 тыс. литовцев по данным переписи 2010 г.).

Используется литовский язык, который принадлежит к балтийской группе индоевропейской языковой семьи. Современный литовский литературный язык начал создаваться в 1880-х годах на основе прибалтийских диалектов вокруг города Мариямполе (по современной классификации — сувалкский говор аукштайтского диалекта литовского языка, составленный под влиянием ятвягских говоров [1] ). Литературный языковой алфавит на основе латиницы.

Верующие литовцы преимущественно католики; есть небольшое количество протестантов (лютеране, кальвинисты) и православных.

Содержание

[править] Этногенез литовцев

Что значит этнические литовцы. Смотреть фото Что значит этнические литовцы. Смотреть картинку Что значит этнические литовцы. Картинка про Что значит этнические литовцы. Фото Что значит этнические литовцы

Что значит этнические литовцы. Смотреть фото Что значит этнические литовцы. Смотреть картинку Что значит этнические литовцы. Картинка про Что значит этнические литовцы. Фото Что значит этнические литовцы

Вторая теория утверждает, что этногенез литовского этноса имеет более позднее происхождение, и отрицает этническое единство в VI — первой половине XIII века балтских племен литва и жемайтов. Утверждается, что литовский этнос возник в результате консолидации различных балтских племен, происходившей в ВКЛ во второй половине XIII века. [4] [5] [6]

Согласно третей теории, которой придерживаются некоторые белорусские ученые, современный литовский этнос возник во времена Великого княжества Литовского в основном на основе балтийского жемайтского племени, в которое входила определенная часть других балтийских племен (куршей, пруссов, скальвов, ятвягов и др.), в том числе балтийские племена Нальшаны и Деволтвы — балтоязычные жители северной (балтийской) части топонима/омонима «Литва» [7] (в ВКЛ), что позже дало новому этносу название «литовцы», а большая часть самого литовского племени (в Вильнюсском районе — в окрестностях Вильно (Вильнюса)) во времена Великого княжества Литовского была славянизирована. [8]

[править] Религия

Первоначально балтийские племена практиковали племенные культы (язычество). В 1251 году великий князь Литовский Миндовг перешел в католицизм, что считается первой волной христианизации балтов в Великом княжестве Литовском (ВКЛ). Между тем, есть также факты определенного и добровольного распространения православия как среди балтийской знати Великого княжества Литовского (например, великий князь литовский Войшелк и братья великого князя литовского Тридена), так и среди простых крестьян. Однако к концу XIV века большая часть балтского населения ВКЛ была языческой. В 1387 году по приказу Великого князя Ягайло в ВКЛ языческое население Балтии начало переходить в католицизм, что считается второй волной христианизации балтов. После присоединения земель Жемайтии к Великому княжеству Литовскому в 1413 году началось крещение в католицизм и этой языческой части государства. Считается, что Жемайтия была одним из последних регионов Европы, отказавшихся от язычества.

В середине XVI — начале XVII века волны религиозной Реформации, а затем Контрреформации прокатились по Великому княжеству Литовскому, затронув в основном местную знать. Среди литовцев (так называемых малолитовцев), переселившихся с 1525 года на земли Тевтонского ордена (позднее — Герцогство Пруссия), получило распространение лютеранство. [11]

[править] Язык, письменность и группы диалектов

Что значит этнические литовцы. Смотреть фото Что значит этнические литовцы. Смотреть картинку Что значит этнические литовцы. Картинка про Что значит этнические литовцы. Фото Что значит этнические литовцы

Что значит этнические литовцы. Смотреть фото Что значит этнические литовцы. Смотреть картинку Что значит этнические литовцы. Картинка про Что значит этнические литовцы. Фото Что значит этнические литовцы

Выделение балтийских языков и формирование ранних форм литовского языка относятся к V—VII вв. [13] Современные формы разговорного литовского языка начали складываться после 13 века в результате тесного взаимодействия восточно-балтских племен, входивших в состав Великого княжества Литовского. [14]

С XIV века основным письменным языком канцелярии Великого князя Литовского и местных администраций в Великом княжестве Литовском был славянский — так называемый «русский язык», который изначально являлся церковнославянским языком (или «древнерусским языком»), постепенно к середине XVI века он приобрел многие черты разговорного белорусского языка и не приобрел черт балтийских диалектов, поэтому современные ученые называют литературный «русский язык» Великого княжества Литовского неологизмом «старобелорусский язык». Латинский язык также использовался в качестве письменного языка (особенно в католической церкви), а с середины 17 века в общественной жизни городов и высших слоев Великого княжества Литовского вместо «русского» стал преобладать польский. [15] [16] [17]

С XIX века постепенно возрастал интерес к созданию художественной литературы на балтских диалектах, но в основном на жемайтском диалекте. Развитию литературного языка препятствовала антилитовская политика Германской империи. В Российской империи в 1864—1904 годах действовал только запрет на литовское печатание на латыни, а литовское печатание на кириллице, наоборот, поощрялось. Современный литовский литературный язык начал создаваться в 1880-х годах на основе прибалтийских диалектов вокруг города Мариямполе (по современной классификации — сувалкский говор аукштайтского диалекта литовского языка, составленный под влиянием ятвягских диалектов). По этой причине нормы нового литературного языка отличались удаленностью от разговорной речи и большинства диалектов. В то же время в литературном языке появилось много неологизмов на основе польских и белорусских слов, в том числе и в основной лексике. В 1890-х годы литовская литература разных жанров стала интенсивно развиваться, нормы литературного языка стабилизировались, его стили развивались. Наиболее благоприятные условия для развития литературной формы появились в XX веке, особенно после образования Литовской Республики в 1918 году, в которой литовский язык стал государственным языком и использовался в официальных документах.

[править] Традиционная культура

[править] Традиционные занятия и типы поселений

Традиционная культура и занятия литовцев в древности были типичными для балтийских народов. К ним относятся земледелие (рожь, ячмень, овес, пшеница, горох, лён, картофель с конца 18 века) и животноводство (лошади, крупный рогатый скот, свиньи и т. д.). Пахотные орудия труда представляли собой однозубый плуг (арклас) или саху (жагрэ). Косили рожь наискось (на западе), полукосо (в центральных районах) или серпом (на востоке). Рыболовство было развито на побережье и Куршской косе. Второстепенное значение имело бортевое пчеловодство, затем пасека (с конца 19 века). [28]

Наиболее древним типом поселения были села (каймас) с бессистемной (кучевой) планировкой (от нескольких до нескольких десятков усадеб), причем с XVI века распространяется и планировка улиц (после проведения волочной померы), в XIX—XX вв. по всей Литве появились фермы из одного двора, которые были характерны для Жемайтии с древних времен. [28] Первые города, образовавшиеся вокруг первоначальных замковых поселений, появились во второй половине 13 — начале 14 веков. В XIV—XV вв. количество городов растет. [11]

До ХХ века сами крестьяне производили инструменты, предметы домашнего обихода и одежду. Сегодня наиболее популярными видами декоративно-прикладного искусства, сохранившимися с древности, являются деревянные скульптуры (кресты, столбы, часовни, изображения Христа, христианских святых и т. д.), часто украшенные железом; лубок; ткачество; художественное ткачество; ковка и обработка янтаря. [27]

[править] Социальные традиции и праздники крестьян

С возникновением Великого княжества Литовского было ликвидировано разделение балтийского населения на племена и внутриплеменные крупные роды, и стали формироваться различные слои нового, феодального общества — феодалы (шляхтичи), мещане и крестьяне. Состав феодалов и мещан в городах Великого княжества Литовского определялся этническим разнообразием. [33]

С принятием христианства вместо прежней полигамии устанавливается моногамия. К началу XVI века большая семья в селе исчезает и заменяется небольшими семьями. Главную роль в семье играл отец, двор которого наследовал старший сын или зять. В нем по-прежнему преобладает билинейное родство (гимнастэ) и небольшая семья (шейма). Семьи создавались путем сватовства с учетом прежде всего имущественного положения родителей. Особую роль в свадебных церемониях играли сваха (пиршлис) и конный ведущий (квеслис), объявлявшие свадьбу. Система терминов родства имеет линейный тип с элементами описательной терминологии; братья и сестры делятся по полу. Термины родство для матери, сестры, брата, внука, мужа, отца супруга имеют индоевропейское происхождение, а остальные термины уникальны для литовского языка. [34]

Традиции народных гуляний сохранились и по сей день. Рождественский ужин (кучас) начинается с использования тонких вафель (каляйдас) с рельефными изображениями на тему Рождества Христова, а заканчивается гаданием. В канун Нового года идет процессия сельских жителей в костюмах волхвов («трех королей»). На Масленицу (Ужгавенес) катаются на санках, сжигают женскую куклу «Морэ» и ставят сатирические сцены в масках («Пан», «Жандарм», «Обжора Лашинис», «Жених-неудачник Сидарас» и др.). На Пасху (Великас) раскрашивают и скатывают яйца, качаются на качелях, поливают их водой, тянут друг за друга веточками. На Ивана Купалу (День Святого Иоанна — Ёнины) зажигаются костры, через которые люди прыгают, собирают цветы, плетут венки и бросают их в воду. [34]

После принятия христианства в знак искренней веры население (особенно крестьяне) возводило в деревнях, на холмах и у дорог символические деревянные католические кресты, часто в нетрадиционных формах, поскольку они сочетали христианские и языческие традиции (в том числе богато украшенные капеллы-столбы «Стогастулпис» и «Коплытстулпис»). Иногда даже целые холмы украшают группами крестов. Литовские традиции изготовления деревянных католических крестов и их символов были включены в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в 2008 году.

[править] Традиционный костюм

Традиционный мещанский или шляхетский костюм вписывается в общие западноевропейские модные тенденции, но при этом создается своеобразная аристократическая «сарматская система», имевшая ярко выраженный национальный характер.

Традиционный крестьянский костюм имел несколько вариантов (в зависимости от района проживания) и получил определенное влияние в Жемайтии и т. н. Литве со стороны немцев, а в Аукштайтии и Дзукии — со стороны славян. [37]

[править] Крестьянские пищевые традиции

Что значит этнические литовцы. Смотреть фото Что значит этнические литовцы. Смотреть картинку Что значит этнические литовцы. Картинка про Что значит этнические литовцы. Фото Что значит этнические литовцы

Что значит этнические литовцы. Смотреть фото Что значит этнические литовцы. Смотреть картинку Что значит этнические литовцы. Картинка про Что значит этнические литовцы. Фото Что значит этнические литовцы

И по сей день у большинства литовцев популярны традиционные блюда с тертым картофелем и мясом, сыром и другими начинками (цеппелины), молочные супы (с мукой и крупой или с картофельными клецками), картофельные оладьи, картофель с молоком или простоквашей, сыр с тмином, тушеная капуста с мясом (бигас), колбасы (дешра, скиландис), копченая свинина, кровяной суп (юкка), борщ, рассол и др. К национальным блюдам также относятся шупинис (каша из гороха, картофеля и свинины), ведарай (свиные кишки, начиненные тертым сырым картофелем или крупой и запеченные), овсяные хлопья и другие. Из традиционных напитков распространены березовый сок (сула), квас (в том числе грушевый) и мед (мидус). [38] [39]

[править] Устное творчество и музыка

Из фольклорных записей Жемайтии конца XVIII века (сначала тексты, затем тексты с мелодиями, затем инструментальные мелодии) началось развитие литовского фольклора. Трудности в научной фиксации фольклора связаны с незнанием литовского языка славяноязычными исследователями и учеными ВКЛ и Российской империи, что снизило интерес этих ученых к содержанию фольклора. Немного больший интерес к литовскому фольклору и языку со стороны лингвистов начался с исследований Августа Шлейхера в середине XIX века, работа которого долгое время оставалась единственным учебником по изучению литовского языка. Древний пласт фольклора крестьян Дзукии и Аукштайтии был обнаружен только в 20 веке. [34]

[править] Современные культурные традиции

Современные литовцы утратили многие свои прежние местные этнографические особенности и традиционные черты материальной и духовной культуры (кроме языка и религии) из-за урбанизации, интенсификации внутренних контактов (в связи с развитием коммуникаций и инфраструктуры), введения стандартов начального образования и т. д. Процесс интенсивной культурной гомогенизации литовцев начался в XIX веке. Во времена Российской империи, когда в 1861 году было отменено крепостное право (хотя большая часть крестьянства была свободной), были созданы условия для развития капиталистических отношений и создания новых социальных групп (буржуазии и рабочих, а также интеллигенции, в том числе клерикальной), в конце XIX века сложился современный вариант литовского литературного языка. Со второй половины XIX века культурные явления и нововведения, характерные для Европы в целом, получают все большее распространение. [29] В 1896 году в Российской империи возникла первая литовская политическая партия (социал-демократическая), а затем и другие партии.

Еще более благоприятные условия для культурной гомогенизации населения были созданы после того, как Литва провозгласила свою независимость в 1918 году и провела государственную политику стандартизации жизни. Она выразилась прежде всего во внешних формах: даже большее, чем в XIX веке, распространение европейских видов одежды, питания, жилья, занятий и др. В 1921—1939 гг. литовское правительство провело мягкую, но прогрессивную этническую ассимиляцию нелитовского населения страны (немцы, русские, поляки и т. д.), за исключением евреев, которым была разрешена этническая сегрегация; ограничены возможности для культурного развития польского языка, полякам не позволялось занимать государственные должности. [43]

Присоединение Литвы к СССР 3 августа 1940 года (в форме Литовской ССР) повлекло за собой дальнейшее нивелирование региональных особенностей и введение дополнительного русского языка в образовательный процесс и государственное использование. [44] Интеллигенты были вынуждены эмигрировать, иначе они были бы репрессированы советскими властями. В 1940 году крупная промышленность, транспорт и связь, медицинские учреждения и т. д. были национализированы. [45] Во время земельной реформы 1940—1941 гг. земельные наделы получили около 60 тысяч безземельных людей, а пристройки к их наделам — около 42 тысяч безземельных землевладельцев. [46] [47] В Литовской ССР началась реорганизация системы образования, в 1940 году была создана первая киностудия («Каунасская киностудия», позже переименованная в «Литовскую киностудию»), а в 1941 году — первая Академия наук (Академия наук Литовской ССР). Процесс «советизации» (социалистических преобразований по советской модели) был прерван нападением Германии на СССР в 1941 году во время Второй мировой войны.

В 1945—1950 гг. центральная власть СССР провела полную «советизацию» Литовской ССР: была отменена частная собственность (земля, предприятия, торговые центры, банковские учреждения и т. д.); насильно загоняли сельское население в колхозы и колхозные поселки с общественными постройками на главной площади и отдельными хозяйственными постройками; систематически создавались государственные промышленные предприятия. [48] Советская коллективизация привела к массовому переселению людей из ферм в города и поселки городского типа, где сельские традиции часто стирались, хотя городская культура Литвы все еще имеет многие черты сельской (и крестьянской) культуры — песни, танцы, ритуалы (в том числе религиозные), народно-прикладное декоративно-прикладное искусство (особенно деревянная скульптура, в том числе религиозная) и др. В селе сохранилось домашнее ткачество.

После присоединения Вильно (Вильнюса) и Вильнюсского региона к Литве в 1940 году начался интенсивный приток литовского населения в новую столицу, что было целенаправленно сделано литовскими властями (особенно с 1945 года), чтобы увеличить мизерный до этого процент литовского населения в городе и снизить процент евреев, поляков и белорусов. [49]

В 1950—1990 гг. советские власти приложили немало усилий для того, чтобы условия и стандарты духовной, культурной и материальной жизни в деревне были доведены до городской среды: в сельской жизни стали обычным явлением электричество, газ, вода, канализация, центральное отопление, массово возводимые дома культуры и кинотеатры, сервисные центры и медицинские центры. В деревне стали носить одежду фабрик СССР. При этом, как правило, именно усадьба обеспечивала жителей основными продуктами питания (молоко, мясо, яйца, картофель, овощи), а также такими продуктами, как хлеб, кондитерские изделия, специи, напитки и т. д. продавались в государственных магазинах. Народное творчество организовывалось администрацией государственных учреждений и предприятий, хотя народные песенники и артисты продолжали существовать. Именно в советское время была достигнута почти полная грамотность населения, а также (за счет урбанизации) процентное преимущество горожан над сельчанами.

После выхода Литвы из СССР в 1990 году и обретения независимости русский язык перестал иметь официальный статус в государстве, и страна начала ревизию своего социалистического прошлого и процесс приватизации, сосредоточив свою внешнюю политику на НАТО и Европейском союзе. С 1 мая 2004 года Литовская Республика является государством-членом Европейского Союза, что влечет за собой введение соответствующих стандартов в законодательство, изучение английского языка, бесплатный въезд/выезд из страны и еще большую открытость для принятия многих европейских деловых традиций досуга (отдых, спорт, туризм и т. д.), образовательные стандарты, открытость информационного пространства (включая Интернет) и т. д. В то же время некоторые современные литовские интеллектуалы отмечают тенденцию современных литовцев к самоизоляции от европейских тенденций, консерватизму и ксенофобии перед лицом терпимости и демократии, что, в частности, объясняется «незначительностью» Литвы в Европейском Союзе и ощущением «угрозы» со стороны соседних народов, более «сильных» в культурном, экономическом и демографическом плане. [50]

В последние десятилетия Литва обычно занимает первое место в Европе и одно из первых в мире по количеству самоубийств на душу населения, что объясняется безработицей, алкоголизмом, бедностью и долгами, психологическими причинами (безысходность, отчаяние и т. д.). [51] [52]

Источник

Как появились латыши, эстонцы и литовцы

Сейчас к прибалтийским государствам относят три страны – Латвию, Литву и Эстонию, получившие суверенитет в процессе распада Советского Союза. Каждое из этих государств позиционирует себя, соответственно, как национальные государства латышей, литовцев и эстонцев. Национализм в странах Прибалтики возведен на уровень государственной политики, что объясняет многочисленные примеры дискриминации русского и русскоязычного населения. Между тем, если разобраться, то выясняется, что прибалтийские страны – типичные «государства – новоделы» с отсутствием собственной политической истории и традиции. Нет, конечно государства в Прибалтике существовали и прежде, но создавали их отнюдь не латыши или эстонцы.

Что представляла собой Прибалтика до того, как ее земли были включены в состав Российской империи? До XIII века, когда Прибалтику начали завоевывать немецкие рыцари – крестоносцы, это была сплошная «зона племен». Здесь жили балтские и финно-угорские племена, не имевшие собственной государственности и исповедовавшие язычество. Так, современные латыши как народ появились в результате слияния балтских (латгалы, земгалы, селы, курши) и финно-угорских (ливы) племен. При этом стоит учитывать, что балтские племена сами не были коренным населением Прибалтики – они мигрировали с юга и оттеснили местное финно-угорское население на север современной Латвии. Именно отсутствие собственной государственности и стало одной из главных причин покорения балтских и финно-угорских народов Прибалтики более могущественными соседями.

Что значит этнические литовцы. Смотреть фото Что значит этнические литовцы. Смотреть картинку Что значит этнические литовцы. Картинка про Что значит этнические литовцы. Фото Что значит этнические литовцы

Начиная с XIII-XIV вв. народы Прибалтики оказались меж двух огней – с юго-запада их теснили и подчиняли немецкие рыцарские ордена, с северо-востока – русские княжества. «Ядром» Великого княжества Литовского также были отнюдь не предки современных литовцев, а литвины – «западные русские», славяне, предки современных белорусов. Принятие католического вероисповедания и развитые культурные связи с соседней Польшей обеспечили отличия литвинов от населения Руси. И в немецких рыцарских государствах, и в Великом княжестве Литовском положение балтских племен было далеко не радостным. Они подвергались религиозной, языковой, социальной дискриминации.

Что значит этнические литовцы. Смотреть фото Что значит этнические литовцы. Смотреть картинку Что значит этнические литовцы. Картинка про Что значит этнические литовцы. Фото Что значит этнические литовцы

Основную часть населения прибалтийских городов до XIX века составляли этнические немцы, а также поляки, евреи, но никак не балтийцы. Фактически «старая» (дореволюционная) Прибалтика была полностью построена немцами. Прибалтийские города были немецкими городами – с немецкой архитектурой, культурой, системой муниципального управления. В орденских государственных образованиях, в герцогстве Курляндском, в Речи Посполитой прибалтийские народы никогда не стали бы равными с титульными немцами, поляками или литвинами. Для немецкой знати, властвовавшей в Прибалтике, латыши и эстонцы были людьми второго сорта, едва ли не «варварами», ни о каких равных правах не могло быть и речи. Знать и купечество герцогства Курляндского полностью состояли из остзейских немцев. Немецкое меньшинство столетиями властвовало над латышскими крестьянами, составлявшими основную часть населения герцогства. Латышские крестьяне были закрепощены и по своему социальному положению приравнивались курляндским статутом к древнеримским рабам.

Свобода к латышским крестьянам пришла почти на полвека раньше, чем к русским крепостным – указ об отмене крепостного права в Курляндии был подписан еще императором Александром I в 1817 году. 30 августа в Митаве было торжественно объявлено об освобождении крестьян. Спустя два года, в 1819 году, были освобождены и крестьяне Лифляндии. Так латыши получили долгожданную свободу, с чего и началось постепенное формирование уже класса свободных латышских земледельцев. Если бы не воля российского императора, то кто знает, сколько бы еще десятилетий провели бы латыши в состоянии крепостных крестьян своих немецких господ. Невероятная милость, проявленная Александром I по отношению к крестьянам Курляндии и Лифляндии, оказала колоссальное влияние на дальнейшее экономическое развитие этих земель. Кстати, Латгалия не случайно превратилась в самую отсталую в экономическом отношении часть Латвии – к латгальским крестьянам освобождение от крепостного права пришло гораздо позже и это обстоятельство сказалось на развитии сельского хозяйства, торговли. ремесел в регионе.

Что значит этнические литовцы. Смотреть фото Что значит этнические литовцы. Смотреть картинку Что значит этнические литовцы. Картинка про Что значит этнические литовцы. Фото Что значит этнические литовцы

Освобождение крепостных крестьян Лифляндии и Курляндии позволило им достаточно быстро превратиться в преуспевающих хуторян, живущих намного лучше крестьян Северной и Центральной России. Был дан импульс к дальнейшему экономическому развитию Латвии. Но даже после освобождения крестьян основные ресурсы Лифляндии и Курляндии оставались в руках остзейских немцев, органично вписавшихся в русскую аристократию и купечество. Из среды остзейского дворянства вышло большое количество видных военных и политических деятелей Российской империи – генералов и адмиралов, дипломатов, министров. С другой стороны, положение собственно латышей или эстонцев оставалось приниженным – и отнюдь не из-за русских, которых сейчас обвиняют в оккупации Прибалтики, а из-за остзейского дворянства, эксплуатировавшего население региона.

Сейчас во всех странах Прибалтики любят рассуждать об «ужасах советской оккупации», но предпочитают помалкивать о том, что именно латыши, литовцы и эстонцы и поддержали революцию, давшую им долгожданное избавление от господства остзейских немцев. Если немецкая аристократия Прибалтики в большинстве своем поддерживала белое движение, то на стороне красных воевали целые дивизии латышских стрелков. Этнические латыши, литовцы, эстонцы играли очень большую роль в установлении советской власти в России, причем наиболее высоким был их процент в Красной Армии и органах государственной безопасности.

Когда современные прибалтийские политики рассуждают о «советской оккупации», они забывают о том, что десятки тысяч «латышских стрелков» воевали по всей России за установление этой самой советской власти, а затем продолжали служить в органах ВЧК-ОГПУ-НКВД, в Красной Армии, причем далеко не на самых низких постах. Как видим, никто латышей или эстонцев по этническому принципу в Советской России не притеснял, более того в первые послереволюционные годы латышские формирования считались привилегированными, именно они несли охрану советского руководства и выполняли наиболее ответственные задачи, в том числе по подавлению многочисленных антисоветских выступлений в российской провинции. Надо сказать, что не чувствуя этнического родства и культурной близости с русскими крестьянами, стрелки расправлялись с восставшими довольно жестко, за что их и ценило советское руководство.

В межвоенный период (с 1920 по 1940 годы) в Латвии существовали несколько миров – латышский, немецкий, русский и еврейский, которые между собой старались пересекаться по минимуму. Понятно, что положение немцев в независимой Латвии было лучше, чем положение русских или евреев, но определенные нюансы все равно имели место. Так, несмотря на то, что немцы и латыши были лютеранами или католиками, существовали отдельно немецкие и латышские католические и протестантские церкви, отдельные школы. То есть, два народа с вроде как близкими культурными ценностями старались максимально дистанцироваться друг от друга. Для латышей немцы были оккупантами и потомками эксплуататоров – феодалов, для немцев латыши были едва ли не «лесными варварами». Тем более, что в результате аграрной реформы остзейские помещики лишились своих земель, переданных латышским хуторянам.

По сути, если бы не «советская оккупация», то Прибалтика оказалась бы под властью гитлеровцев, была бы присоединена к Германии, а местное латышское, эстонское, литовское население ждало бы положение людей второго сорта с последующей быстрой ассимиляцией. Хотя в 1939 году была начата репатриация немцев из Латвии в Германию и к 1940 году практически все проживавшие в стране остзейские немцы ее покинули, в любом случае они вернулись бы вновь, окажись Латвия в составе Третьего рейха.

Сам Адольф Гитлер относился к населению «Остланда» весьма пренебрежительно и долгое время препятствовал реализации планов ряда германских военачальников по формированию латвийских, эстонских и литовских соединений в составе войск СС. На территории Прибалтики немецкой администрации предписывалось запрещать любые поползновения местного населения в сторону автономии и самоопределения, категорически запрещалось создание высших учебных заведений с обучением на литовском, латышском или эстонском языках. При этом разрешалось создавать для местного населения ремесленные и технические училища, что свидетельствовало лишь об одном – в германской Прибалтике латышей, литовцев и эстонцев ждала лишь участь обслуживающего персонала.

То есть, фактически именно советские войска спасли латышей от возвращения на положение бесправного большинства при немецких господах. Впрочем, учитывая численность выходцев из республик Прибалтики, служивших в гитлеровской полиции и СС, можно быть уверенным в том, что для многих из них прислуживание оккупантам в качестве коллаборационистов не было существенной проблемой.

Что значит этнические литовцы. Смотреть фото Что значит этнические литовцы. Смотреть картинку Что значит этнические литовцы. Картинка про Что значит этнические литовцы. Фото Что значит этнические литовцы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *