Что значит этапы работы в проекте
Основные этапы любого успешного проекта: от начальной идеи до завершения
Независимо от размера проекта движение по этапам одинаково. Он инициируется или начинается с устава, который определяет управляющего и описывает важность всей предстоящей деятельности.
Что же происходит на самом деле при разработке любого бизнес-проекта? Разберемся подробнее.
Основные этапы
Как только проект был инициирован, переходят к этапу планирования. Здесь основные и рабочие группы определяют необходимую работу, которая должна быть выполнена для достижения масштаба деятельности, и разрабатывают сметы и оценки времени, затрат, ресурсов и рисков.
После фазы планирования работа начинается и происходит в определенном порядке, необходимом для перехода от предшествующей деятельности к последующей. Зависимости проекта играют важную роль на этом этапе.
В то время как выполнение продолжается, менеджер и члены команды следят, отчитываются и контролируют весь проект с акцентом на критических действиях пути. Эта работа продолжается до тех пор, пока не будет завершена фаза выполнения и проект не будет доставлен заказчику.
Заключительный этап, закрытие проекта, включает в себя завершение работы, оценку извлеченных уроков и перерыв команды, чтобы участники могли перейти к своей следующей инициативе.
Для гибких или итеративных проектов планирование и выполнение осуществляются в короткие периоды времени или с ускорением, причем этапы повторяются до тех пор, пока проект не будет завершен, а клиент удовлетворен.
Инициирование проекта
Надежная инициация проекта не только подготовит его к успеху, но и заложит основу для всех будущих этапов. Во время инициации вы получите назначение членов проектной команды, ознакомите их с общими целями проекта и зададите клиенту или владельцу как можно больше вопросов, чтобы вы могли эффективно планировать дальнейшую деятельность. Это также прекрасное время для создания командного энтузиазма по поводу проекта и сбора любых последних подробностей, которые могут повлиять на планирование. Дополнительные шаги включают в себя:
Планирование
Начав проект и собрав всю необходимую информацию, вы приступите к планированию. Этот этап зависит от размера вашего проекта, объема информации, которую вы должны организовать, и размера вашей команды. Результатом планирования должен быть четкий план или график, из которого каждый будет следовать своим назначенным задачам. Использование специальной программы, такой как Microsoft Project или Basecamp, чрезвычайно полезно. Если у вас нет доступа к одной из этих программ, выполните общий поиск в Интернете бесплатного программного обеспечения.
Хотя это не всегда необходимо. Использование Excel и Word для создания плана и передачи его команде одинаково эффективно.
Конкретные задачи на этапе планирования включают в себя:
Выполнение проекта
Теперь, когда у вас есть четкий план проекта, команда может приступить к выполнению в соответствии со своими задачами. Это этап, когда все начинают делать свою работу. Вы захотите официально начать этап исполнения с личных встреч, чтобы у каждого было то, что ему нужно, чтобы начать выполнять свою часть проекта. Начало работы команды в правильном направлении является неотъемлемой частью успеха, поэтому четко сформулируйте график и план коммуникаций.
Мониторинг и контроль
Пока проект находится в стадии выполнения, вы начнете контролировать его, чтобы обеспечить его движение в соответствии с планом. Существует множество способов мониторинга и управления проектом. Эффективны случайные проверки с руководителями групп, организованные ежедневные собрания или более официальные еженедельные статусные совещания. Информация, которая поступает с этих встреч или каналов связи, расскажет об обратной связи и в конечном итоге о любом перепланировании и корректировках, которые необходимы для проекта.
Дополнительные важные действия на этом этапе включают в себя:
Закрытие проекта
После того как все детали и задачи вашего проекта будут завершены и утверждены клиентом или владельцем, вы можете, наконец, закрыть свой проект. Это так же важно, как и инициация, планирование и выполнение. Вы захотите документировать всю информацию из проекта и аккуратно организовать ее, чтобы вы могли вернуться к ней при необходимости. Это также хорошее время для проведения анализа, чтобы все члены команды могли подумать о том, что было сделано правильно или неправильно.
С чего начинается любой проект
От того, как вы расставите приоритетность этих точек, как подготовитесь к ним и как зафиксируете результат, будет зависеть успех проекта.
Для начала немного теории. Что же такое проект?
Это выполнение уникальной работы. У вас есть начало и конец + некий путь между этими двумя точками. Этот путь вы представляете себе как прямую линию (или почти прямую линию), из точки А в точку Б, где вы и должны получить результат, по которому измеряется успешность вашего проекта.
Хотим отметить, что регулярные (рутинные) процессы, которые вы ежедневно выполняете — не равны проектной деятельности. Проектные и процессные задачи не должны перемешиваться между собой. Проектные задачи должны регламентироваться отдельными правилами и нормами в вашей компании или команде.
Итак, чем мы можем управлять в проекте:
Мы любим сравнивать IT проект со строительством. Так понятнее становятся многие вещи для Заказчика (ведь они превращаются в осязаемые процессы).
Давайте представим себе конструирование загородного дома. Его проектирование можно оптимизировать, выполнив адекватное планирование. Если создавать все в неверном (пусть даже местами) порядке — трудно будет создавать, тестировать и отлаживать процесс постройки (идея, проект, закупка материалов, закладка фундамента, возведение стен и т.д).
Очень часто причиной закрытия так и не вышедшего в свет проекта — является нехватка бюджета. Большая часть этой нехватки — связана с неверным планированием в начале пути.
Тщательное планирование необходимо.
«Вы можете спланировать основные структурные компоненты и позднее решать, чем покрыть пол, в какой цвет покрасить стены, какой использовать кровельный материал и т. д. Хорошо спланированный проект открывает больше возможностей для изменения решения на более поздних этапах работы.» (Цитата С. Макконнелл «Совершенный код»)
Разные проекты (CRM, ERP, e-commerce, агрегаторы объявлений и т.д.) — требуют разного подхода в планировании. Существуют классические и гибкие методологии (постепенность процессов против коротких повторяющихся итераций) для управления проектами. Все методологии помогают нам расставить приоритеты и минимизировать потери на проекте, но не дают «серебрянной пули».
Невозможно реализовать проект быстро, дешево, с максимально возможной функциональностью, без рисков для вас и с наивысшим качеством. Так или иначе, все аспекты придут в баланс и будут друг другу соответствовать.
Любой проект проходит через фазы развития. Каждую из них можно пройти циклично по несколько раз, перед тем как переходить к следующей.
Какие фазы проекта вас ожидают?
Если на предварительном этапе выработки требований к проекту, можно описать только малую часть, то рекомендуется придерживаться более гибких методологий разработки и управлять проектом фрагментарно, определив на старте минимальные жизненно важные требования к проекту. Дополнительные требования добавляются по мере развития проекта.
Определите и зафиксируйте антирисковые мероприятия.
«Помните о бизнес-модели проекта. Многие проблемы с требованиями исчезают при воспоминании о коммерческих предпосылках проекта. Требования, которые сначала казались прекрасными идеями, могут оказаться ужасными, когда вы оцените затраты» (Цитата С. Макконнелл «Совершенный код»)
Обращайтесь за помощью к специалистам из финансовой, юридической, экономической, технической сферы, чтобы верно спланировать проект и не столкнуться в середине пути с тем, что нужно было решить вначале. Рекомендуем обращаться к потенциальным подрядчикам, т.к. это поможет определиться с выбором подрядчика и включиться им в работу.
«Внимание к требованиям помогает свести к минимуму изменения системы после начала разработки. Обнаружив при кодировании ошибку в коде, вы измените несколько строк, и работа продолжится. Если же во время кодирования вы найдете ошибку в требованиях, придется изменить проект программы, чтобы он соответствовал измененным требованиям. Возможно, при этом придется отказаться от части старого проекта, а поскольку в соответствии с ней уже написан некоторый код, на реализацию нового проекта уйдет больше времени, чем могло бы. Вы также должны будете отказаться от кода и тестов, на которые повлияло изменение требований, и написать их заново. Даже код, оставшийся нетронутым, нужно будет заново протестировать для гарантии того, что изменение не привело к появлению новых ошибок» (Цитата С. Макконнелл «Совершенный Код»)
Функциональные области в проекте это сроки, бюджет (стоимость), задачи (качество их выполнения), риски, выгоды, команда, интеграция (объединение всех областей). Всё нужно описать еще на старте и дальше переходить к выполнению этапов проекта.
Заказчик отвечает за грамотную постановку цели, а Исполнители — помогает в достижении этой цели, делиться своим опытом. Грамотное управление и планирование приведет проект к поставленной цели (но помните, что есть еще внешние факторы и держите «руку на пульсе»).
Статья на тему: «Этапы работы над проектом»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Этапы работы над проектом
Создание условий для внутренней мотивации обучающихся
ситуации для формулирования темы и цели проекта
Выделение нерешенной проблемы, актуализация недостающего знания: анализ ситуации, формулирование идеи проектирования. Перевод проблемы в задачу (серию задач)
Определение цели проекта, планирование ее достижения
Формулировка цели проекта, составление плана-графика его реализации
Выполнение (реализация) проекта
Планирование этапов выполнения проекта, обсуждение возможных способов методов и средств достижения поставленных целей, непосредственная реализация проекта
Подготовка итогового проекта
Сбор, систематизация, анализ полученных результатов, обсуждение способов оформления конечных результатов проекта, подведение итогов, оформление результатов, их презентации
Предзащита и индивидуального проекта
Презентация итогового «продукта» (возможна на конференциях, круглых столах, семинарах)
Оценка эффективности и результативности проектной деятельности
Несмотря на краткосрочность этапа мотивации, он играет важную роль для обучающихся. Реализация неинтересного с точки зрения обучающихся проекта вряд ли позволит достичь качественных результатов.
Анализ существующей ситуации для формулирования темы и цели проекта – начальный этап проектирования. «Всякий проект разрабатывают, когда осознают потребность в чем-то, чего еще нет, то есть хотят что-то создать или что-то улучшить».
Задача данного этапа – научить обучающихся оценивать существующие проблемные ситуации, определять их актуальность, видеть степень несоо качеств совершенствуемого объекта. Умение оценить обучающимися степень трудности решения той или иной проблемы – еще одна задача данного этапа, способствующая качественной реализации проектной деятельности, поскольку решение проблемы должно быть посильно тем, кто реализует проект. Оценка альтернатив предлагаемых решений с помощью оценочных шкал – умение, необходимое для обучающихся по завершении уровня основного общего образования.
После обоснования актуальности и четкой постановки проблемы, определения потребности в том или ином продукте проектной деятельности для решения существующей проблемы необходимо перейти к формулировке темы проекта. Выбор темы проекта в разных ситуациях может быть различным. Как правило, в 5-6 классах как в урочной, так и во внеурочной деятельности учителя могут предлагать тему проекта с учетом учебной ситуации по своему предмету (монопроекты) и интересов и способностей обучающихся. Тема также может быть предложена и самими обучающимися. Начиная с 7 класса, задача учителя – научить обучающихся не только видеть и оценивать существующие проблемы, но и грамотно сформулировать тему проекта самостоятельно. Она должна быть не только интересна для обучающихся, но и быть актуальной, реалистичной, иметь практическую значимость. Кроме того, выбранная тема должна быть конкретной, а именно: она не должна быть слишком широкой, иначе ее невозможно будет исследовать и реализовать вследствие ее многоаспектности либо невозможности реализации силами обучающихся. Именно поэтому формулировка темы проекта – ответственная и серьезная задача, решать которую обучающиеся должны научиться к завершению обучения на уровне основного общего образования.
Основными требованиями к названию являются его точность, лаконичность, правильное стилевое оформление. В названии нежелательны повторяющиеся слова, и оно не должно быть длинным. Формулировка темы соответствия тому, «что есть» и «что требуется», обосновывать перечень проекта должна отражать результат проектной деятельности и отличаться от названия реферата, доклада или исследования. Так, например, наименование «Современные мультфильмы: польза или вред?» вполне может быть заголовком реферата или статьи. Если же изменить заголовок на «Влияние современных мультфильмов на психологическое состояние дошкольника», то это становится темой исследования. В проектной же деятельности возможно такое наименование: «Разработка рекомендаций для родителей по просмотру современных мультфильмов для дошкольников». Из названия проекта должно быть понятно, каким образом решается поставленная проблема.
Этап определения цели проекта, планирование ее достижения предшествует непосредственной реализации проекта. Умение сформулировать цель проекта обучающимися – не менее актуальная задача, поскольку от этого зависит качество следующего этапа: выполнение
(планирование) реализации проекта. При формулировании цели им необходимо ответить на три вопроса:
1) «Что мы хотим сделать (улучшить, усовершенствовать, изменить, сделать нового)?»;
2) «Для кого (для чего) мы хотим это сделать?»;
3) «Как (с помощью чего, каким путем) мы хотим это сделать?».
Для достижения цели проекта необходимо научить обучающихся выбирать способы решения существующей проблемы. Способ решения проблемы – это совокупность действий, совершающихся в определенной последовательности для того, чтобы устранить несоответствие между тем, «что есть», и тем, «что требуется». Определить способ решения проблемы – значит ответить на вопрос «Что и как мы должны сделать, чтобы получить желаемое?». На данном этапе необходимо обучить учащихся применять методы «мозгового штурма», поиска решения проблем с помощью диаграммы Исикавы («рыбий скелет»), «морфологического ящика» Цвикки. Планирование достижения цели проекта решает такие задачи, как:
— определение состава, последовательности и длительности работ;
— разработка плана-графика и бюджета проекта;
— определение возможного резерва времени и общей продолжительности выполнения проекта;
— оценка качества плана, его реалистичности.
На данном этапе необходимо обучить учащихся составлять план-график реализации проекта как в табличном варианте, так и с использованием ленточной диаграммы Ганта.
Таким образом, оценка и выбор способа решения выявленной проблемы, прогнозирование и оценка ожидаемых результатов, объема необходимых ресурсов и возможных последствий, умение оптимально спланировать действия для достижения результата, применить различные методы для оценки принятых решений и планирования – итог данного этапа работы над проектом к концу уровня обучения.
Этап выполнения (реализации) проекта проходит в соответствии с планом-графиком его реализации и может корректироваться в течение времени его реализации. Важно, чтобы данные коррективы были обоснованы и не привели к срыву последующих мероприятий. Обучающийся должен уметь предвидеть возможные риски, связанные с корректировкой плана-графика, уметь находить решения по их минимизации или предотвращению и обосновывать необходимые корректировки при защите итогового проекта.
Этап подготовки итогового проекта предполагает групповую, индивидуальную работу обучающихся, консультации с руководителем проекта, оформление отчета и презентации по установленным общеобразовательной организацией требованиям, тезисы для предзащиты проектов и формы представления результатов, которые могут быть различными:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут
включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Представление результатов проектной деятельности также может быть в виде макетов, моделей, рабочих установок, схем, планов-карт, постеров, презентаций, альбомов, буклетов, брошюр, книг, реконструкций событий, эссе, рассказов, стихов, рисунков, результатов исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, документальных фильмов, мультфильмов, сценариев мероприятий, веб-сайтов, программного обеспечения, компактдисков.
Этап предзащиты итогового проекта позволяет обучающимся оценить степень готовности к итоговому представлению своих результатов и при необходимости избежать возможных ошибок для получения оптимального результата. На данном этапе возможно уточнение выбранной темы проекта в зависимости от полученных результатов.
Защита итогового проекта является особой формой представления результата проектной деятельности обучающихся.
На защиту итогового проекта обучающемуся необходимо иметь:
1) итоговый отчет, соответствующий установленным к структуре и содержанию требованиям, закрепленным в локальном нормативном акте общеобразовательной организации;
2) краткую пояснительную записку к отчету;
3) отзыв руководителя проекта, содержащий характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе инициативности и самостоятельности, ответственности (включая динамику отношения
к выполняемой работе), исполнительской дисциплины;
4) тезисы к презентации итогового отчета;
5) презентацию к итоговому отчету.
Критерии к защите проекта заранее предоставляются обучающимся.
На защите итогового проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по следующему (примерному) плану:
1. Тема и краткое описание сути проекта.
2. Актуальность и новизна проекта.
3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получит автор / определенная группа людей / общество.
4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
5. Ход реализации проекта и своевременность исполнения запланированных мероприятий. Обоснованность корректировки плана.
6. Риски при реализации проекта, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации.
7. Использованные методики и технологии. Обоснованность их использования.
8. Выводы о реализации проекта.
Для оценки проекта на защите создается специальная комиссия, которая может состоять из обучающихся старших классов, педагогических работников, представителей социума. Комиссия оценивает защиту по разработанным общеобразовательной организацией критериям, с которыми члены комиссии знакомятся заранее.
Рефлексия – (от лат. reflexio – обращение назад) способность человеческого мышления к критическому самоанализу. Данный этап – это осознание обучающимся своих успехов или неудач, необходимое ему для дальнейшего совершенствования приобретенных навыков и умений.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Этапы работы над проектом
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цель обучение ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. (Э. Хаббард)
Хотя проектная деятельность часто применяется в школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.
Вообще путаница довольно большая, и свой вклад в это активно вносят наши средства массовой информации, в которые проектами называют и спортивные мероприятия, и шоу-программы, и благотворительные акции.
Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы ученика.
Слово «проект» в европейских языках заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью.
Очень часто путают понятия исследовательская работа и собственно, сам проект.
Цели применения проектной деятельности:
вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс
учить представлять свой творческий, отстаивать свои взгляды на выбор методов и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов
учить применять свои знания в новых условиях
формировать универсальные учебные действия
воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе
учить ориентироваться в мире информации.
Можно выделить следующие виды проектов:
по доминирующей в проекте деятельности :
по количеству учащихся : индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
по месту проведения: урочные, внеурочные;
по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.
по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные
Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.
В зависимости от возраста детей можно выделить этапы работы над проектом. Чем младше ребёнок, тем больше таких этапов.
Но, всё же любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
Постановка цели и задач.
Подготовка к защите и защита работы.
Я бы хотела разобрать работу над каждым этапом на примере проекта «Кристаллы»
Ход информационно-исследовательского проекта (на примере):
1.Выбор темы исследования.
Правила выбора темы проекта
Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена в сроки, соответствующие возрасту ребенка. Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.
Правило 6. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы.
2 этап: Организация деятельности
2.Постановка целей исследования.
(что и для чего мы будем делать?)
изучение «мира кристаллов» и способов их выращивания
Выработка плана действий
(как и с помощью чего можно это сделать?)
Узнать факты о кристаллах.
Вырастить кристаллы в домашних условиях.
4.Объект, предмет и база исследования
Предмет: способы их выращивания в домашних условиях
( в случае, если проект-исследовательский)
Из подручных средств (соли, воды), можно в домашних условиях вырастить кристаллы
-посмотреть в компьютере
-задать вопросы родителям, специалистам
-посмотреть в книгах
-посмотреть по телевизору и т.д.
Изучение информации о кристаллах, эксперимент.
Узнать из разных источников информации (из энциклопедий, Интернета, у взрослых), что такое кристаллы, какие бывают кристаллы.
Выяснить, где встречаются кристаллы в обычной жизни.
Вырастить кристаллы дома.
В соответствии с планом работы
Оформление результатов исследования в соответствии с особенностями работы, помощь учителя в оформлении.
3 этап: Представление готового продукта
10.Представление и защита проекта.
Выступление с защитой своего проекта.
Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.
При создании необходимых условий можно вырастить кристаллы в домашней обстановке
12.Оценивание исследовательской деятельности.
Учитель и дети обсуждают исследовательскую деятельность с положительной точки зрения.
13.Разработка дальнейшей перспективы работы в этом направлении.
Постановка проблемного вопроса: что дальше делать с этими растениями? Определение темы для дальнейшего исследования.
«Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться. Я сейчас подумаю и скажу…”. Очень часто учителя слышат такие слова от своих учеников на уроках. И мало кто из нас, взрослых, осознает важность и значимость подобных ситуаций.
Начинать учить ребёнка проектной деятельности нужно уже с первого класса.
Причем работа над формированием УУД, помогающих рёбенку освоить метод проектов должна охватывать всю образовательную деятельность, как урочную, так и внеурочную.
С первого же класса начинаю вовлекать своих учащихся в мини-исследования, например «Как ухаживать за цветами». Прочитав текст учебника, поделившись своими знаниями, дети сами составляют правила ухода за цветами. Затем мы посадили росток и в течении двух месяцев за ним ухаживали, используя памятки, выработанные ребятами. только практическим путём ребенок может убедиться, что он был прав. Важность имеет самостоятельная деятельность детей.
Стараюсь не давать готовые знания, подвожу ребят к самостоятельным выводам, для этого использую групповую работу детей, учу распределять роли. Очень люблю метод «мозговой штурм», когда за определенное время дети должны придумать решение проблемы, а потом защищать свою идею. Сначала участвую в таких заданиях наравне с детьми, постепенно дети начинают работать самостоятельно.
Иногда, если из-за нехватки информации дети не могут ответить на вопрос, предлагаю узнать эту информацию дома. Учу делать сообщения, исходя из интересующей их тематики.
В ходе уроков учу брать интервью и проводить анкетирование среди сверстников, родителей, учителей.
В развитии навыка поиска информации и умения находить нестандартные решения мне помогают творческие олимпиады, задания в которых направлены на развитие навыка поиска информации и умения находить нестандартные решения.
Задания, направленные на развитие умения поиска информации
Сначала давайте определимся с нашим адресатом. Знаешь ли ты, как зовут Деда Мороза в разных регионах Российской Федерации? Установи соответствие. Ответ представь: цифра – буква.