Что значит эстеровое масло
Эстеровые масла: достоинства и недостатки
В ряду смазочных материалов нового поколения особняком стоят эстеровые масла. У потребителей отношение к ним неоднозначное – одни считают, что это лучший выбор, других отпугивает высокая цена. В самом деле, такие масла доступны не всем. Их стоимость выше, чем у минеральных, в пять-десять раз. В результате возникают разговоры о недобросовестной маркетинговой политике производителей и «переоценённости» масла с эстерами. Так имеет ли всё-таки смысл его покупать?
Чем замечательны эстеры?
Прежде всего стоит разобраться, что такое эстеры, составляющие основу высококачественного полусинтетического масла. Этим словом обозначаются сложные эфиры, которые получаются в результате этерификации спиртами карбоновых кислот, добываемых посредством гидролиза растительных масел (рапсового или масла кокосовой копры).
Впервые эстеры в качестве сырья для смазки были применены в начале 70-х гг прошлого века разработчиками Бельгии и Франции. Первыми очевидными достоинствами нового материала оказались его экологичность и простота утилизации по сравнению с другими моторными маслами.
Но самый главный плюс эстерового моторного масла состоит в полярности эфирных молекул и смещённости электронной плотности к атому кислорода карбонильной группы. Звучит, нередко, слишком заумно, но чтобы понять, какое преимущество даёт эта особенность, не обязательно хорошо разбираться в химии: отрицательно ионизированные атомы, которые содержатся в эстеровом моторном масле, притягиваются к положительно ионизированным или нейтральным атомам металлов и металлических сплавов.
Отсюда вывод: эстеровое масло образует плёнку, притягивающуюся к металлическим деталям, как магнит. Минеральная или какая-либо ещё основа никогда не обеспечит подобного эффекта. То есть при запуске двигателя, представляющем собой момент риска для любого автомобиля, мотор ни одной секунды не будет работать без смазки. Для металлических узлов двигателя губительно сухое трение, а эстеровые масла, благодаря своим уникальным качествам, увеличивают срок годности деталей и, как следствие, продлевают жизнь вашему авто.
Не менее, чем запуск, опасны для двигателя моменты пиковых нагрузок. Прочность масляной плёнки, образуемой смазкой на эстеровой основе, составляет 22000 кг на квадратный сантиметр. Это во много раз превышает аналогичные показатели минеральной и полиальфаолефиновой основ. В силу этой характеристики эстерные масла широко применяются для гоночных автомобилей.
Ещё одно достоинство, которым обладают моторные масла с эстерами – их высокая сопротивляемость температурным условиям благодаря спиртовой базе сложных эфиров.
На уровень вязкости эстерных масел не влияют даже резкие колебания температуры окружающей среды, вследствие чего двигатель стабильно работает при любой погоде. Кроме всего прочего, эти масла не содержат вредных для деталей автомобиля присадок и обеспечивают эффективную защиту от загрязнений.
Почему так дорого?
Высокая продажная цена этой необычной смазки вполне оправданна, поскольку процесс производства эстеров сложен, трудоёмок и состоит из нескольких стадий. Наиболее затратным является первый и самый важный этап – гидролиз растительного сырья, в результате которого отделяется глицерин и образуются карбоновые кислоты. За ним следует нейтрализация кислоты тяжёлым спиртом, в молекуле которого содержится до двадцати двух атомов углерода (этот спирт не имеет ничего общего с используемым в пищевой промышленности).
Кстати, именно от спирта зависит такая характеристика конечного продукта, как вязкостность – она повышается прямо пропорционально величине радикала R1 в молекуле эфира. Здесь становится очевидно, что вязкость эстерового масла регулируется на этапе производства, в зависимости от того, какой спирт используется.
Для создания некоторых масел применяются синтезированные карбоновые кислоты. Это обеспечивает почти полную биоразлагаемость, то есть значительное повышение экологичности готового смазочного материала, но вместе с тем существенно увеличивает себестоимость – такое масло стоит дороже минерального уже не в пять-десять, а в пятнадцать раз.
Плюсы эстеров
Резюмируя, основные достоинства эстеровых масел таковы:
Насколько обоснованна критика?
У тех, кто критикует эстеровые масла, весьма популярен такой аргумент, как «завышение» цены в результате развёрнутой рекламной кампании. Не все понимают, что высокая стоимость объясняется спецификой производства сложных эфиров. Наряду с этим, даже небольшое содержание эстеров в моторном масле значительно повышает его потребительские качества по сравнению с минеральной основой. Поэтому такие нападки никак нельзя назвать разумными.
Второй излюбленный довод противников масел на эстеровой основе относится к потере смазочных свойств в результате попадания в масло хотя бы одной капли воды. Это явное преувеличение – на самом деле, чтобы эстеровая смазка превратилась в желе, объём воды должен быть не меньше первоначального объёма масла. Обычный конденсат не причинит смазочному материалу ни малейшего вреда.
Подведём итог
Покупать или нет эстеровые масла – личное дело каждого автолюбителя. Вряд ли имеет смысл использовать такую дорогую смазку для устаревшего двигателя. Но если автомобиль новый и вы предполагаете ездить без проблем в течение долгих лет, масло на эстеровой основе гарантированно окупит себя.
На страницах этого блога и в каталоге наших товаров Вы очень часто можете найти упоминания «эстеров» и «эстеровых масел» — хочу в этой статье рассказать, что же это такое и почему я так часто их упоминаю и всегда рекомендую.
Типы синтетических масел
Под этикеткой «синтетическое масло» в настоящее время можно обнаружить следующие базовые масла:
Когда (давным-давно) появились эти две технологии обработки минеральных масел, для того, чтобы различать «необработанные» и «обработанные» масла их разделили на группы:
Как Вы могли уже убедиться, по своей сути гидрокрекинговые и XHVI масла являются минеральными, а не синтетическими, но на их этикетках Вы всегда найдете термины наподобие «Synthetic Technology», «HC-Synthesis» или типа того.
Движемся далее — и переходим к маслам Group IV, то есть попадаем уже к «настоящей» синтетике, а не «псевдо» (как крэк)…
У ПАО и GTL есть единственное, на мой взгляд, ценное свойство: они более устойчивы к низким и к высоким температурам, чем «обычная минералка» — в этом они примерно на уровне хороших гидрокрекинговых масел.
В эту группу на самом деле входит много различных синтетических базовых масел, но для автомобильной промышленности применяются главным образом два из них, а именно:
И Эстеры, и ПАГ — это <большие>классы химических веществ: открыли / изобрели их довольно давно (об этом упомянуто тут), с тех пор техника и технологии не стояли на месте, разрабатывались новые типы Эстеров и ПАГ с различными свойствами — не все они одинаково пригодны для применения в условиях автомобильного двигателя …
Не вдаваясь в подробности (их Вы можете найти в других статьях на нашем сайте), сразу укажу — какие масла действительно самые лучшие и почему:
Лучшие — Эстеровые и ПАГ масла, потому что обладают свойством «полярности молекул»: благодаря этому свойству, молекулы таких масел очень прочны, а значит устойчивы к высоким, а также к низким температурам, кроме того, полярные молекулы прилипают к поверхностям, образуя очень прочные и устойчивые смазочные пленки, а еще прекрасно растворяют и удерживают разнообразные присадки и частицы «грязи».
Прочность пленки, создаваемой Эстеровыми и ПАГ маслами в 20-25 и более (!) раз выше, чем у ПАО/GTL — а кроме того, лучшие Эстеровые и ПАГ масла обладают отличной термостойкостью, очень высокими моющими характеристиками, не вызывают усыхание и растрескивание резины и пластика (сальники, прокладки).
Необходимо помнить (см. выше), что и Эстеры, и ПАГ бывают разными — от того, какие именно Эстеровые и/или ПАГ базовые масла выберет производитель для изготовления моторного или трансмиссионного масла, очень сильно зависит качество готового товарного продукта.
Поэтому я со всей ответственностью рекомендую Вам продукцию бельгийской компании Xenum — их масла и автохимия не зря носят марку «профессиональных продуктов» и в их эффективности убедились уже десятки тысяч автомобилистов и профессионалов во всем мире, включая и Молдову.
Моторные масла Xenum Вы можете выбрать и приобрести по следующим ссылкам:
Эстеровые моторные масла, их характеристики, свойства, сравнение
Отношение к эстерам в моторном масле у автолюбителей сложное и запутанное. Многие признают качество и высокие эксплуатационные показатели эстерового синтетического масла, но находятся и те, кто считает положительные отзывы маркетинговой уловкой. Если ли реальное обоснование платить за эстеровые масла больше? В чем польза этого продукта?
История появления эстеровых масел
В 70-х годах 20 века бельгийские и французские производители предложили новый вид смазки – полусинтетическое моторное масло, а в 1971 году – полностью свободный от нефтепродуктов товар. Сырьем послужили сложные эфиры растительного происхождения, получившие название эстеры.
С тех пор было предложено много вариантов усовершенствования, но основной принцип не изменился. Основой высококачественного моторного масла по-прежнему служат продукты нейтрализации (этерификации) карбоновых кислот спиртами.
Карбоновые кислоты в свою очередь представляют собой результат гидролиза растительных масел из семян рапса или кокосовой копры. Природное происхождение эстеров сказывается на экологических показателях, в частности такая основа биологически разлагаема и менее вредна для окружающей среды.
Сейчас применяются следующие виды:
Влияние эстеров на работу мотора
Эстеровая база реально дороже минеральной основы – от 5 до 10 раз! Конечно, такие деньги платят не только за легкую утилизацию и экологическую чистоту. Основные преимущества: полярность молекул сложных эфиров, контроль вязкости на стадии производства, полноценная замена загущающих присадок. Чтобы оценить влияние эстеровых масел на работу двигателя рассмотрим подробнее некоторые моменты.
Запуск двигателя – слабое место в работе автомобиля. Могут проявиться явные проблемы вроде замерзших элементов или севшего аккумулятора. Или скрытые в виде дефицита смазки при холодном запуске двигателя.
Через некоторое время после остановки масло перетекает в стартер и в стартовые секунды мотор работает без смазки. Состояние сухого трения очень опасно для деталей, в момент запуска наблюдается максимальный износ.
И вот тут-то эстеры на высоте. Полярность молекул обеспечивает смещение электронной плотности в продуктах карбонильной группы к атому кислорода. Отрицательно заряженный атом кислорода автоматически стремится к металлическим узлам двигателя (они априори имеют исключительно положительный или нейтральный заряд).
Это уникальное достоинство материалов на эстеровой основе — естественное образование смазывающей пленки, подобно магниту притягивающейся к металлам. Кстати такой эффект недостижим при использовании любой другой основы.
Следующий опасный для работы автомобиля момент – пиковые нагрузки. От прочности масляной пленки зависит величина максимума при вертикальных скачках нагрузки. Для сравнения используем такие показатели пиковой нагрузки при использовании:
Эти цифры лучше слов объясняют востребованность эстеровых масел в гоночном спорте.
Следующий момент – учет влияния вязкости моторного масла на работу двигателя. Эстеровые масла стабильны в широком диапазоне температур, и не содержат вредных присадок. Они защищают двигатель не только от перепадов температур, но и от шлакообразования.
Это еще одно естественное свойство – спиртовая база сложных эфиров обеспечивает высокую плотность и стабильность в любой момент эксплуатации.
Преимущества использования эстерового масла
Представленная выше информация говорит сама за себя! Моторные масла на эстеровой основе действительно не имеют аналогов. Повторим вкратце полезные свойства материала:
Полярность эстеров исключает масляное голодание двигателя и обеспечивает естественную адгезию пленки с металлическими поверхностями.
Высокий показатель прочности защитной пленки и отсутствие необходимости в присадках-загустителях. Последние выгорают в первые 5000 км и смазка теряет все свои защитные характеристики. От стабильности и плотности масляной пленки зависит также лимит мощности автомобиля.
Текучесть при низких температурах гарантирует проникновение и смазку мельчайших деталей. Плюс – облегченный запуск мотора в зимнее время.
Низкий коэффициент трения, минимальный износ узлов.
Отсутствие вредных примесей: тяжелых элементов, цинка, фосфора и серы.
Высокие диспергирующие свойства, моющие присадки добавляют исключительно для нейтрализации кислотной среды.
Высокая температура вспышки и уникальный показатель высокотемпературного сдвига защитной пленки. На практике это означает, сокращение расхода смазки на угар и прямая экономия средств.
Оптимальная устойчивость к внешним воздействиям, к окислению. Масло сохраняет все свои полезные свойства в любой момент эксплуатации.
Экологическая чистота эстеров. При попадании в почвенный покров этот материал быстро разлагается на 85% за три недели. Для сравнения, экологический сертификат выдают при 66-процентном распаде. Растительное происхождение сырья сказывается и на экологичности производства.
Спорные отзывы и мифы об эстерах
Обоснованность цены оспаривается очень часто. Многие потребители не понимают, что такая высокая стоимость связана не с маркетинговой политикой компаний, а особенностями производства. Гидролиз спиртов и их переработка для получения высококачественной основы – дорогостоящий процесс. И дело даже не стоимости сырья, рапса и пальм на планете пока хватает.
Но технологический процесс получения сложных эфиров трудоемкий и затратный. Учтите, что синтетические масла состоят из эстеров не на 100%. Достаточно небольших добавок для проявления упомянутых качеств, содержание эстеровых добавок редко превышает 10%.
Это означает, что даже простые эстеры первого поколения превосходят показатели минерального моторного масла.
В реальности эстеры присутствуют практически во всех видах смазочных материалов. Вопрос лишь в концентрации и качестве составляющих. Ведущие европейские производители (Франция и Бельгия) считают низкокачественным любое масло, с содержанием эстеровых добавок ниже 2,6%.
И, наконец, самая распространенная критика. Форумы пестрят предупреждениями о потери всех полезных функций при взаимодействии с водой. Но умалчивают об реальных объемах.
Для того чтобы эту моторную смазку довести до желеобразного состояния нужно влить внутрь объем воды, не меньший объема масла. Капли влаги или конденсат абсолютно безвредны и моментально испаряются при нагреве через систему вентиляции.
Подведем итоги. Эстеровые масла имеют реально высокую цену и доступны не каждому. Целесообразность их использования – личный выбор автолюбителя. Нет смысла заливать дорогое масло в устаревший двигатель 30-летней давности.
Но если вы бережно относитесь в свой машине и нацелены на долгосрочное использование двигателя, то смело используйте этот продукт. Помните, что скупой платит дважды.