Что значит энгармонически равные тональности

Тональность в музыке

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Понятно, что параллельно с понятием «лад» возникает понятие «тональность».

Что такое тональность?

Порядок появления знаков в тональностях:

Этот порядок надо выучить!

энгармонически равные тональности.

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Параллельные тональности

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Одноименные тональности

Это те тональности, что имеют одно имя тоники, но разный лад. Понятно, что знаки в таких не могут быть одинаковыми, если играть мажор и минор от одной клавиши. Но закономерность в разнице количества знаков существует.

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Знания о параллельных и одноименных тональностях помогут правильно определить ключевые знаки. Знания о параллельных и одноименных тональностях помогут правильно определить ключевые знаки.

Энгармонически равные тональности

Квинтовый круг тональностей

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Все тональности делятся на мажорные и минорные, которые в свою очередь делятся на диезные и бемольные.

То есть, образуется 4 группы тональностей:

Итак, Квинтовый круг или кварто-квинтовый круг (вспомним, что кварта вращается в квинту) – это такая схема, где показаны все существующие тональности и в ней видно, что и знаки и тональности расположены по квинтам: диезные вверх, бемольные вниз от До мажора – ля минора, в которых 0 знаков.

Ключевые диезы идут от фа-диез по ч. 5 (чистым квинтам – с 1/2 тона) вверх:

Фа-До-Соль-Ре-Ля-Ми-Си – Порядок диезов при ключе (они изображены слева красным).

И, если прочитать наоборот:

Си-Ми-Ля-Ре-Соль-До-Фа – порядок ключевых бемолей (слева синим цветом).

Еще присмотритесь к тональностям с 0 и 7 знаков с обеих сторон – это:

До бемоль мажор – ля бемоль минор = 7 бемолей

Тональность как элемент и средство художественной музыкальной выразительности

В системе тональностей каждая отдельная тональность приобретает определенную функцию в динамикогармоническом и колористическом смысле. То, что за выбором тональностей не тянется шлейф эстетической связи, а есть лишь «личная ассоциация», становится понятным, когда выясняем, что особая «баховская» или «моцартовская» тональности никогда не использовались, скажем, Бетховеном для значительного произведения, за исключением некоторых глав «торжественной мессы» и «богатели ор.124 №4», который считал h-moll сумеречной, почти темной тональностью.(Подобное имеет свою историю и в характеристике интервалов: в средневековье тритон, например, считали «дьяволом в музыке»).

Собственно, никогда мнимые характерные особенности различных тональностей не имели более широкого обсуждения, чем во времена Баха. Их глубокий анализ подается в работе И. Маттезона «Das Neu Eroffnete Orchester » (новый оркестр), в которой определенным образом отражен строй мыслей музыкантов эпохи барокко:

«е-mоll в высшей степени передает отчаяние или смертельную скорбь. Он подходит к ситуации безнадежной любви, беспомощности, безысходности, а в некоторых случаях становится мучительным и пронзительным, что можно сравнить разве что с расставанием души с телом;

E-dur в состоянии высказать самые благородные чувства – великодушие, стойкость, любовь, причем достигается это естественно с такой несравненной простотой, что нет необходимости в примерах. Привлекательность и очарование этой тональности лучше всего сравнить с элегантным человеком, каждый жест которого, соответствует его индивидуальности, которые, по выражению французов, передает bonne grace;

с-moll представляет мягкое и спокойное величие, а иногда сердечную муку, которая кое-где переходит в отчаяние. Он удивительно трогателен и прекрасно выражает безнадежную меланхолию, а иногда даже может создать впечатление ужаса, заставляя вздрагивать;

d-moll-разве что не самая красивая тональность, поскольку не только сочетает в себе легкую серьезность (что присуще G-dur) с привлекательной веселостью. В ней много грации и шарма, она одинаково подходит для нежного, исцеляю чего душу элемента, страстной, но сдержанной мольбі, и является чрезвычайно гибкой;

А-dur-удивительно чувствительна, несмотря на безусловную блистательность, больше подходит для проявления глубокой страсти, чем для музыки развлекательной, и особенно привлекательным выглядит в сочинениях для скрипки;

h-moll – причудливая, сумеречная, меланхоличная, фантастическая».

Рудольфу Вустману удалось отыскать примеры в Баховском творчестве, которые точно соответствовали приведенным описаниям Маттезона, хотя он подчеркивал и наличие исключений.

По мнению выдающегося немецкого композитора, дирижера и музыкального теоретика ХХ века
Пауля Хиндемита тональность выступает определенным предохранителем в анархии и произволе в музыке и добавляет :
«Любая музыка тональна и избежать тональных связей так же трудно, как и земного притяжения».

А выдающийся экспериментатор, один из самых ярких композиторов ХХ века Игорь Стравинский
отмечал: «Музыка – искусство многополярное, в котором тональность – ось музыки, стиль ориентации между этими полюсами».

Источник

Энгармонически равные тональности

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Квинтовый круг тональностей

Квинтовый (кварто-квинтовый) круг тональностей – это система расположения тональностей одного лада по чистым квинтам. При движении по квинтам вверх возрастает число диезов, при движении по квинтам вниз – бемолей.

Энгармонически равные тональности

Энгармонизм – это одинаковое звучание при различном названии и написании.

Всего возникают 3 пары энгармонически равных тональностей:

Си мажор (5 диезов) –До бемоль мажор (7 бемолей),

Фа диез мажор (6 диезов) – Соль бемоль мажор (6 бемолей),

До диез мажор (7 диезов) и Ре бемоль мажор (5 бемолей)

минорные (параллельные мажорным):

соль диез минор (5 диезов) – ля бемоль минор (7 бемолей),

ре диез минор (6 диезов) и ми бемоль минор (6 бемолей),

ля диез минор (7 диезов) и си бемоль минор (5 бемолей).

Дополнение по квинтовому кругу:

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Тональности написаны в буквенном обозначении. Над каждым количеством знаков – параллельные тональности. В рамках – энгармонически равные тональности.

Буквенное обозначение нот:

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Пояснения по кварто-квинтовому кругу:

1) Все расположены по порядку возрастания ключевых знаков. Наибольшее число знаков в гамме – 7, так как 7 ступеней (дальше пойдут дубль-диезы).

2) Диезные гаммы (гаммы с ключевыми знаками – диезами) строятся по квинтам вверх. Это значит, что тоника гаммы, у которой на один ключевой знак больше, чем у предыдущей, будет на 5 ступени предыдущей гаммы.

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

3) Бемольные гаммы (гаммы с ключевыми знаками – бемолями) строятся по квинтам вниз (или по квартам вверх). Это значит, что тоника гаммы, у которой на один ключевой знак больше, чем у предыдущей, будет на 4 ступени предыдущей гаммы

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Дополнение по энгармонически равным тональностям:

В октаве 12 полутонов и на каждом из них можно построить мажорную и минорную гамму. Это значит, что по звучанию в октаве может быть 12 мажорных и 12 минорных гамм. Т.е. по звучанию всего 24 гаммы.

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Но по написанию гамм получается больше, так как некоторые клавиши можно назвать «двумя именами», например: до диез = ре бемоль, фа диез = соль бемоль(пример энгармонизма!) и т.д. Таким образом, получается, что по написанию получаются 3 пары энгармонически равных тональностей:

— мажорные (+см.рамочки в круге)

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Таким образом, по написанию получается всего 30 тональностей: 7 мажорных диезных, 7 минорных диезных, 7 мажорных бемольных, 7 минорных бемольных, 1 мажорная без знаков и 1 минорная без знаков.

Источник

Что Такое ЭНГАРМОНИЗМ?

Энгармонизм

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Энгармонизм в музыке

Например, нота «До» можно назвать Си диезом или Ре дубль-бемолем). Исключение составляет только звук Соль-Диез (Ля бемоль) – у него два названия.

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Для нас, изучающих сольфеджио это открывает некоторые возможности для путаницы – ведь одни и те же звуки, аккорды и интервалы могут быть записаны по-разному.

Например, если малую терцию До-Ми бемоль записать как До-Ре Диез (одни и те же звуки), это будет уже не малая терция, а увеличенная секунда. Эти интервалы будут энгармонически равны.

Интервалы энгармонизма

Например, в До мажоре не может быть ноты До бемоль – До для До мажора натуральная ступень. А например в Соль-бемоль мажоре использовать До можно. Соль Бемоль-Ля бемоль-Си бемоль-До бемоль и так далее.

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Энгармоническое равенство

Энгармоническими ещё бывают тональности

Одним из первых композиторов, использовавших возможности новой темперации был Иоганн Себастьян Бах. Он создал знаменитый сборник из 24 Прелюдий и Фуг «Хорошо темперированный клавир», написанный во всех существующих тональностях.

Возможность свободно творить во всех 24 тональностях давала огромную свободу для музыкантов и расширяла возможности гармонии – именно тогда гармония в своём современном значении начала своё развитие. До Баха одно и тоже произведение записанное в разных тональностях звучало немного по-разному, возникал эффект расстроенности инструмента…

В общем, теперь достаточно очевидно, что энгармонически равными могут быть не только интервалы, но и тональности. При желании каждую тональность можно назвать двумя-тремя способами. Но какие-то тональности в музыкальной практике считаются употребительными, а какие-то нет. Используются тональности с 5-7 знаками, они могут иметь энгармоническое равенство.

До диез мажор = Ре бемоль мажор

До бемоль мажор = Си мажор

Фа диез мажор = Соль бемоль мажор

К каждой паре добавляется ещё три пары минорных параллельньых тональностей

Ля диез минор = Си бемоль минор

Ля бемоль минор = Соль диез минор

Ре диез минор = Ми бемоль минор

Количество знаков (бемолей-диезов) у каждой пары в сумме равняется 12.

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Практические занятия по энгармонизму

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Сколько учиться пению?

Как и сколько учиться пению? Давно не говорили про вокал, и время пришло. Выскажу свое субъективное мнение по этому вопросу. Либо я очень «старой закалки», либо учили меня по-старому… Либо действительно что-то случилось с музыкальной педагогикой, но БЫСТРО научиться петь, я считаю нельзя.⠀ Что подразумевается под понятием «научиться вокалу»? Я подразумеваю постановку голоса, дыхания, дикции

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Дыхание в пении

Друзья, поговорим о ваших запроса, сегодня: дыхание в пении. Просили рассказать, что такое «близкий вдох» и про дыхание в целом. Отвечаю, а мне за это лайк. Не знаю что такое близкий вдох, возможно, для меня это понятие звучит по-другому, но давайте начнем. Правильное дыхание в пении Пение — процесс дыхания. Вообще музыка есть дыхание! Я замечаю на

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Певческая опора

Давайте обсудим тему «Певческая опора». Основы певческой опоры Говоря про «опору» во время пения, под ней подразумевается способ расхода и использования дыхания, а так же личные физиологические ощущения певца. Звук на «опоре» красивее, правильнее, более насыщен обертонами и, в общем, лучше, чем без «опоры». Так же при пении без опоры дыхание расходуется очень быстро, иногда

Источник

Энгармонизм тональностей

Как и отдельные звуки, интервалы или аккорды, тональности тоже могут быть энгармонически равны между собой.

Энгармонически равными являются тональности, имеющие одинаковое ладовое наклонение и расположенные на одной и той же высоте, но тоники которых (а следовательно, и все остальные звуки при полном сохранении их ступеневого значения и соответствующих обозначений) называются по-разному.

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

При энгармонических заменах тональностей (как и отдельных звуков) первоначально данные знаки меняются на противоположные:

до-диез мажор (Cis-dur) — 7

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

= ре-бемоль мажор (Des-dur) — 5

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

до-бемоль мажор (Ces-dur) — 7

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

= си мажор (H-dur) — 5 Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Лишь у одной пары мажорных (а также параллельных им минорных) тональностей при энгармонической замене диезов на бемоли (или наоборот) количество их остается неизменным: это тональности фа-диез мажор (Fis-dur), имеющий при ключе 6 диезов, и соль-бемоль мажор (Ges-dur), имеющий при ключе 6 бемолей.

Именно в этой точке замыкается круг построения мажорных (и параллельных им минорных) диезных и бемольных тональностей. Далее любая из них может быть заменена более простой, но уже с другим (меньшим) количеством противоположных знаков альтерации.

Практически в музыке используются в основном тональности до семи знаков включительно, хотя изредка в процессе развития музыкального материала — при отклонениях и модуляциях — встречаются и более сложные (с двойными знаками) тональности, как, например, соль-диез мажор, фа-бемоль мажор, параллельные им миноры и т.д.*

[При этом возникающие при ключе дубль-диезы продолжают восходящий квинтовый диезный ряд, только уже от фа-дубль-диеза, а появляющиеся дубль-бемоли — нисходящий квинтовый бемольный ряд, начиная от си-дубль-бемоля.]

Ключевые обозначения этих (и им подобных) тональностей будут выглядеть так:

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Здесь следует обратить внимание на то, что дубль-диез, так же как и дубль-бемоль, нельзя считать за два знака — просто каждый из них (в отличие от обычного диеза и бемоля), соответственно, повышает или понижает данный звук сразу на целый тон.

И вообще в семиступенном ладе количество ключевых знаков альтерации не может превышать количество самих основных ступеней лада.

Таким образом, в пределах употребительных тональностей (то есть до семи знаков включительно) сумма противоположных ключевых знаков альтерации у энгармонически равных тональностей всегда равняется числу 12.

Зная это, легко определить, сколько и каких именно знаков альтерации должно быть при ключе в энгармонически равной тональности. Например, в тональности ля-диез минор — 7 диезов, следовательно, в энгармонически равной тональности си-бемоль минор будет 5 бемолей (12 — 7 = 5).

Определение количества ключевых знаков альтерации в тональностях с двойными знаками (как и в обычных тональностях) можно производить, отсчитывгая их по квинтовому кругу. Однако прочное знание ключевых обозначений в простых тональностях позволяет ускорить этот процесс.

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Аналогичные действия следует производить и в других подобных случаях. Например: в фа мажоре — 1 бемоль, следовательно, в фа-бемоль мажоре, где все ступени понизятся на полтона, будет 1 дубль-бемоль (вместо бемоля) и 6 бемолей (а всего — 7 знаков).

Источник

Кварто-квинтовый круг тональностей

Кварто-квинтовый круг тональностей или просто квинтовый круг – это схема для удобного и быстрого запоминания всех тональностей и ключевых знаков в них.

В вершине квинтового круга находится тональность До мажор; по часовой стрелке – диезные тональности, тоники которых расположены по чистым квинтам вверх от тоники исходного До мажора; против часовой стрелки – круг бемольных тональностей, расположенных также по чистым квинтам, но только вниз.

При этом, при движении по квинтовому круг по часовой стрелке с каждой новой тональностью постепенно возрастает количество диезов (от одного до семи), при движении против часовой стрелки, соответственно, от одной тональности к другой возрастает количество бемолей (также от одного до семи).

Сколько всего в музыке тональностей?

В музыке применяется, главным образом, 30 тональностей, из которых одна половина – мажорные, а другая – минорные. Мажорные и минорные тональности образуют пары по принципу совпадения в них ключевых знаков альтерации – диезов и бемолей. Тональности с одинаковыми знаками называются параллельными. Всего, таким образом, есть 15 пар параллельных тональностей.

Из 30 тональностей две не имеют знаков – это До мажор и ля минор. 14 тональностей имеют диезы (от одного до семи по порядку диезов ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ), из этих 14 семь тональностей будут мажорные, а семь, соответственно, минорные. Ещё 14 тональностей имеют бемоли (аналогично от одного до семи, но только по порядку бемолей СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА), из них также семь мажорных и семь минорных.

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Таблицу всех используемых музыкантами в практике тональностей вместе с их знаками можно скачать ЗДЕСЬ, распечатать и пользоваться ей как шпаргалкой.

Объяснение: как образуется квинтовый круг?

Квинта в этой схеме – самый главный интервал. Почему именно чистая квинта? Потому что квинта – это физически (акустически) наиболее естественный способ перехода от одного звука к другому, и этот простой интервал был рождён самой природой.

Итак, диезные тональности располагаются по чистым квинтам вверх. Первая квинта строится от ноты «до», то есть от тоники До мажора, чистой тональности без знаков. Квинта от «до» — это «до-соль». Значит, нота «соль» становится тоникой следующей тональности по квинтовому кругу, это будет тональность Соль мажор и в ней будет один знак – фа-диез.

Следующую квинту строим уже от звука «соль» — «соль-ре», полученный звук «ре» — тоника очередной тональности квинтового круга – тоника гаммы Ре мажор, в которой два знака – два диеза (фа и до). С каждой построенной квинтой мы будем получать новые диезные тональности, и количество диезов будет все более возрастать, пока не достигнет семи (пока все ступени не окажутся повышенными).

Таким образом, если строить квинты, начиная от «до», то у нас получается следующий ряд тональностей: Соль мажор (1 диез), Ре мажор (2 диеза), Ля мажор (3 диеза), Ми мажор (4 диеза), Си мажор (5 диезов), Фа-диез мажор (6 диезов), До-диез мажор (7 диезов). Ряд записанных тоник оказался настолько широк своим размахом, что приходится начинать записывать его в басовом ключе, а заканчивать в скрипичном.

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Порядок, в котором прибавляются диезы: ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ, ЛЯ, МИ, СИ. Диезы также отстоят друг от друга на интервал чистой квинты. Это связано вот с чем. Каждый новый диез появляется на седьмой ступени гаммы, об этом мы говорили ещё в статье «Как запомнить знаки в тональностях». Соответственно, если тоники новых тональностей всё время отодвигаются на чистую квинту, то и их седьмые ступени также отодвигаются друг от друга ровно на чистую квинту.

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Бемольные мажорные тональности располагаются по чистым квинтам вниз от «до». Точно также с каждой новой тональностью происходит увеличение количества бемолей в гамме. Ряд бемольных тональностей следующий: Фа мажор (один бемоль), Си-бемоль мажор (2 бемоля), Ми-бемоль мажор (3 бемоля), Ля-бемоль мажор (4 бемоля), Ре-бемоль мажор (5 бемолей), Соль-бемоль мажор (6 бемолей) и До-бемоль мажор (7 бемолей).

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Порядок появления бемолей: СИ, МИ, ЛЯ, РЕ, СОЛЬ, ДО, ФА. Бемоли так же, как и диезы, добавляются по квинтам, только вниз. Более того, порядок бемолей совпадает с порядком тональностей бемольной ветви кварто-квинтового круга, начиная с Си-бемоль мажора.

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Ну а теперь, наконец, представим собственно весь круг тональностей, в который для полноты отображения мы добавим ещё и параллельные миноры для всех мажоров.

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Кстати, квинтовый круг нельзя строго назвать кругом, он представляет собой скорее некое подобие спирали, так как на определённом этапе некоторые тональности пересекаются из-за совпадения по высоте звучания. Кроме того, квинтовый круг не является замкнутым, его можно продолжить новыми более сложными тональностями с двойными знаками альтерации – дубль-диезами и дубль-бемолями (такие тональности используются в музыке крайне редко). О совпадающих по звучанию тональностях мы ещё поговорим отдельно, но чуть позже.

Откуда взялось название «кварто-квинтовый круг»?

До сих пор мы рассматривали движение в круге только по квинтам и ни разу не упоминали кварты. Так при чём же тут они? Почему полное название схемы звучит именно как «кварто-квинтовый круг»?

Дело в том, что кварта является обращением интервала квинты. И тот же ряд тональностей круга можно получить если двигаться не по квинтам, а по квартам.

Например, диезные тональности можно расположить не по чистым квинтам вверх, а по чистым квартам вниз. Получится тот же самый ряд:

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Бемольные тональности можно расположить не по чистым квинтам вниз, а по чистым квартам вверх. И снова результат будет один и тот же:

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Энгармонически равные тональности

Как мы уже отметили, такие совпадающие по звучанию тональности появляются на пересечении диезной и бемольной ветвей квинтового круга. Это тональности с большим числом знаков – с пятью, шестью или семью диезами или бемолями.

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

К энгармонически равным относят следующие тональности:

Как пользоваться квинтовым кругом тональностей?

Во-первых, квинтовым кругом можно пользоваться как удобной шпаргалкой для выучивания всех тональностей и их знаков.

Во-вторых, по квинтовому кругу можно легко определить разницу в знаках между двумя тональностями. Для этого достаточно просто посчитать сектора от исходной тональности до той, с которой мы сравниваем.

Например, между Соль мажором и Ми-мажором разница в три сектора, и, значит, в три знака. Между До мажором и Ля-бемоль мажором разница в 4 бемоля.

Разницу в знаках нагляднее всего показывает квинтовый круг, поделённый на сектора. Для того чтобы изображение круга было компактным, тональности в нём можно записывать с помощью буквенного обозначения:

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Наконец, в-третьих, по квинтовому кругу мгновенно можно установить «ближайших родственников» той или иной тональности, то есть определить тональности первой степени родства. Они находятся в том же секторе, что и исходная тональность (параллельная) и в соседних с каждой стороны.

Например, для Соль мажора такими родственными тональностями будут считаться ми минор (в том же секторе), а также До мажор и ля минор (соседний сектор слева), Ре мажор и си минор (соседний сектор справа).

К более подробному изучению родственных тональностей мы ещё вернёмся в будущем, тогда и узнаем все способы и секреты их розыска.

Немного об истории квинтового круга

Никто точно не знает, когда и кем был изобретён кварто-квинтовый круг. Но ранние описания похожей системы содержатся ещё в рукописи далёкого 1679 года – в труде «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого. Его книга предназначалась для обучения церковных певчих. Круг мажорных строёв он именует «колесом весёлой мусикии», а круг минорных – колесом «мусикии печальной». Мусикия – это слово переводится как «музыка» со славянского.

Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть фото Что значит энгармонически равные тональности. Смотреть картинку Что значит энгармонически равные тональности. Картинка про Что значит энгармонически равные тональности. Фото Что значит энгармонически равные тональности

Сейчас, конечно, этот труд представляет интерес, главным образом, как исторический и культурный памятник, сам по себе теоретический трактат уже не отвечает требованиям современности. Однако можно сказать, что с тех пор, квинтовый круг закрепился в практике обучения и вошёл почти во все известные отечественные учебники по теории музыки.

Дорогие друзья! Если вопросы по теме квинтового круга ещё себя не исчерпали, то обязательно напишите их в комментариях к данной статье. На прощание предлагаем вам послушать немного хорошей музыки. Пусть сегодня это будет знаменитый романс Михаила Ивановича Глинки «Жаворонок» (стихи поэта Николая Кукольника). Певица — Виктория Иванова.

Поделиться в социальных сетях

Комментарии 19

Спасибо! Наконец-то я понял, буду закреплять на практике

Огромное вам спасибо! Думал уже двойка за урок будет… Спасибочки авторам этой страницы!

Здравствуйте, а можете пожалуйста объяснить зачем вообще нужен этот круг? То есть как нам помогает знание того, сколько в какой гамме бемолей и диезом? Ведь мне нужно построить гамму Соль мажор, к примеру. Я смотрю на круг, вижу, что будет 1 диез. Далее, можно определить что диез будет для ноты Фа. Но ведь этих данных недостаточно для построения гаммы. Приходится все равно пользоваться правилом «тон-тон-полутон-….». Так что нам дает это знание?
Или я в что-то конкретно не врубаюсь?

Никита, суть как раз и заключается в том, чтобы не считать тона и полутона каждый раз для получения верной гаммы, а знать конкретно и сразу, какие звуки будут понижены или повышены в данной гамме. Соль мажор — 1 диез, значит играем от СОЛЬ до СОЛЬ через фа-диез; Ре мажор — 2 диеза, значит, играем от РЕ до РЕ все ноты подряд, только фа и до будут повышены (диезами); Ля мажор — 3 диеза, значит, играем от ЛЯ до ЛЯ подряд все ноты, только фа, до и соль будут с диезами и т.д.

А вообще квинтовый круг нужен не только для определения знаков в тональностях, но и для других целей: например, для быстрого нахождения родственных тональностей (у каждой тональности по 6 родственников), для понимания, как можно перейти из одной тональности в другую (это называется модуляция) и др.

Знаки в тональностях можно также определять по-другому, читайте подробнее об этом здесь — https://muz-teoretik.ru/kak-zapomnit-znaki-v-tonalnostyax/

Со временем, после недолгой практики путешествия по разным тональностям, их знаки (диезы и бемоли) запомнятся сами собой. Необходимость что-то считать отпадёт. Любой образованный музыкант ничего не вычисляет, он просто знает (как 2+2), сколько диезов или бемолей и какие именно есть в той или иной тональности.

Спасибо большое за столь оперативный ответ!
Я все понял

Ничего непонятно. Объяснять не можешь. Это тупая, сухая теория — никому неинтересна. Где примеры, доказательства? Чистый, тупой груз: на тему разберись сам.

Яша, кажется что тупой здесь кое-кто другой, а не теория.

Что ж поделать? Попробуйте разобраться ещё раз или поищите другое объяснение, может быть, действительно, какой-нибудь другой подход к проблеме поможет.

Здравствуйте.Никак не могу получить больше 6и диезов\бемолей. 1,2,3,4,5,6 совпадает. а вместо 7и опять 6 получается.
Пример: Cis-dur= c#, d#, f, f#, g#, a#, c,c#. где еще 7й взяли?

В До мажоре знаков нет, в До-диез мажоре все ступени повышены: до-диез, ре-диез, ми-диез, фа-диез, соль-диез, ля-диез, си-диез.

Теоретические тональности, есть такие ноты в записи (си-диез и ми-диез), вот вам до-диез мажор — тональность с 7 диезами, а есть тональности и с 8, 9

Очень интересная статья, а главное разжеванное самим автором!
Спасибо большое за многочасовые усилия, для чайников самое то.
Только вот предусмотрен ли этот круг для всех инструментов?
К примеру я басист, в моем случае здесь понимание этой схемы предоставит шансы к легкому запоминанию и перебиранию модуляции и гамм?

Спасибо за статью. Только начинаю разбираться. Ещё вот нашел подробную статью о том, как пользоваться квинтовым кругом. Если кому-то вдруг будет интересно углубиться https://guitar-geek.ru/lessons/kvarto-kvintovyj-krug

Сегодня с утра мне подумалось. Вот пришло в голову Пифагору поделить струну на 3 части и услышал он квинту от главного звука. Вот решил он поэкспериментировать — попробовать делить полученный звук снова на треть и так далее. И получил он настоящий музыкальный строй, который назвали его именем.

Квартово-квинтовый круг, кстати, является как бы иллюстрацией метода Пифагора по нахождению нот. Но у Пифагора в его методе получилась погрешность (или особенность) — октава не сошлась, и это расхождение назвали пифагоровой коммой. Если бы квартово-квинтовый круг отражал бы пифагоров строй, то у нас в круге возникли бы две ноты фа слегка отличающиеся друг от друга.

С проблемой комм бились полторы тыщи лет пока не придумали равномерно-темперированный строй. И тут, с утра, подумалось мне, а если бы Пифагор решил делить струну не квинтой, а терцией, как тогда бы шёл его опыт?

Для начала я взял большую терцию (соотношение частот 5/4), калькулятор и начал шагать методом Пифагора: каждый полученный результат снова умножать на 5/4 и загонять в октаву делением, кратным двум. Но у меня стало получаться очень много ступеней. Судить, насколько они приятны на слух и полезны для создания музыки, я не стал. Тут мне пришлось бы повозиться: включить программу «генератор частот», записать в аудиоредактор эти частоты, поиграться с ними. Причём, я заранее знаю, что вряд ли приму их за полезную находку. Ведь мой слух привык к равномерной темперации, и даже древний пифагоров строй может показаться не совсем правильным, а тем более всякие многоступенные строи, типа индийских. То есть, я подумал, что овчинка не стоит выделки.

Затем я подумал, какими ещё интервалами можно было бы поделить основной тон для получения нот? И я обратил внимание на кварту. Кварта — это как бы изнанка квинты — квинта в другую сторону. Может быть результат у меня получится идентичным квинтовому делению? Я начал делить калькулятором, получая, порою, по пять знаков после запятой. Возможно, что это вносило свою погрешность. Но пока я пришёл к выводу, что если бы Пифагор делил тон не на 2/3 (квинта), а на 4/5 (кварта), то он получил бы слегка другие ноты и комму, конечно тоже получил бы.

Так устроено природой, что есть во всех этих соотношениях есть что-то подобное бесконечному иррациональному числу пи, и нам, чтобы как-то жить, приходится что-то округлять, подгонять. Таким образом, даже чистая квинта в равномерной темперации не чиста — её «округлили» ради других интервалов. И тогда я подумал — а если попробовать делить тон темперированной квинтой, то всё ли сойдётся с нашими привычными нотами? 😊

Наверное, 30 тональностей, это чисто теоретически. На практике, слушая музыку и определяя её тональность (допустим, с помощью инструмента) для нас ведь равнозначны до-диез или ре-бемоль. Это автор мог постановить что данное произведение написанов до-диез, к примеру, а для слушателя до-диез и ре-бемоль это одно и то же ведь? И тогда, получается, что квартово-квинтовый круг описывает 16 тональностей (7 минорных альтерированных, 7 мажорных альтерированных и 2 без знаков альтерации). Так?

Нет, увы. Если одинаковые по звучанию, но разные по обозначению тональности считать за одну и ту же (всего 6 пар таких тональностей), то от 30 останется 24 (12 мажорных и 12 минорных). В принципе, я бы голосовал за то, чтобы упразднить такие ненужные обозначения нот, как ми-диез (нота фа), си-диез (нота до) и, соответственно, фа-бемоль, до-бемоль. Но, тут, как в математике. Теория предписывает их использование и от этого никуда не деться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *