Что значит экзистенциальные потребности

Экзистенциальные потребности

Фромм разделял потребности на два типа: человеческие и «животные». Второй тип – это базовые физиологические потребности, а человеческие, или экзистенциальные, помогают найти ответ на вопрос, зачем мы существуем, и символизируют наше стремление к воссоединению с миром природы.

Согласно Фромму, существует пять экзистенциальных потребностей[19]:

1. В установлении связей – потребность во взаимоотношениях с другими людьми.

2. В преодолении. Все люди стремятся выйти за рамки своей пассивной, животной природы, стать либо созидателями, либо разрушителями.

3. В корнях – потребность в стабильности и безопасности, ощущении своего места в мире. Удовлетворение этой потребности позволяет человеку успешно выходить за рамки ранней связи между матерью и ребенком; в противном случае, став взрослым, он боится расширять свои связи и упорно держится за безопасность, обеспечиваемую ему в детстве матерью.

4. В самотождественности. По мнению Фромма, чтобы оставаться психически здоровым, человек должен ощущать свою индивидуальность. Стремление к этому бывает настолько сильным, что приводит к конформизму, отнюдь не способствуя самотождественности, а напротив, заставляя человека развивать свою индивидуальность по примеру других людей.

5. В системе взглядов и преданности. Человеку необходима надежная опора для понимания окружающего мира и своего места в нем в виде рациональной системы представлений, например религиозных, научных или философских воззрений.

Эрих Фромм – один из самых авторитетных психологов ХХ столетия. Он сыграл ключевую роль в развитии гуманистической психологии, хоть и видел в гуманизме множество противоречий. По его мнению, в человеке заложено желание чувствовать себя частью природы и одновременно отделиться от нее, при этом людям свойственно бежать от свободы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Я и мои потребности

Я и мои потребности Мои внешние черты обычно причиняли мне мало беспокойства. Я привык к тому, что быстро устаю, подолгу сплю и не могу, например, развить нужную быстроту во время игры в баскетбол. То, что у меня память была лучше, чем у других, или я быстрее мог

6.3. Изучить все! Экзистенциальные аспекты выгорания

6.3. Изучить все! Экзистенциальные аспекты выгорания Помните поговорку «Семь раз отмерь – один раз отрежь». Именно в управлении персоналом нужно руководствоваться этой старой и простой мудростью. Необходимо не только думать над тем, что делаешь, но и помнить о том, что

Потребности

16. Потребности

16. Потребности Для того чтобы жить, люди должны удовлетворять различные потребности: в пище, одежде и многом другом. Потребность – это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития. Потребности отражают устойчивые требования внутренней

ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ)

ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ) Второе направление, в котором осуществляется формирование приобретенных потребностей, представляет собой становление потребностей в навыках

4. Ролло Мэй. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ

4. Ролло Мэй. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ В нашей стране предпринималось несколько попыток систематизировать психоаналитические и психотерапевтические теории в терминах сил, динамизмов и энергий. Экзистенциальный подход прямо противоположен этим попыткам.

Предельные экзистенциальные беспокойства

Предельные экзистенциальные беспокойства И. Ялом выделил четыре предельных экзистенциальных беспокойства, они связаны со смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью. Этим беспокойствам в экзистенциональной психотерапии придается большое значение.Смерть

2. Меметическое вмешательство в экзистенциальные отношения

2. Меметическое вмешательство в экзистенциальные отношения Во многих культурах и философиях известно, что человеческое знание в большей степени ошибочно. Например, в древней индийской философии говорится о «покрове Майя», о мире образов, где нет жизни

9. Потребности

9. Потребности В этой главе мы рассмотрим потребности собаки и способы их удовлетворения. Перечислим некоторые из них: избегание опасности, потребность в обществе, в играх, в укрытии, в тепле и прохладе, в сне, сексуальные потребности и потребность в партнере.Потребности

Шаг 2: Мои потребности

Шаг 2: Мои потребности Вот несколько типичных потребностей, о которых люди говорят на втором этапе. Осознайте все потребности, которые вы испытывали в то время. Выслушайте с сочувствием описание потребностей своего партнера.1. Чтобы меня выслушали.2. Чтобы меня

Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей

Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей Заблуждение, что удовлетворять собственные потребности — признак эгоизма, столь распространено среди христиан именно потому, что всем нам хочется быть любящими и

Источник

Экзистенциальные потребности человека и способы их удовлетворения

Что значит экзистенциальные потребности. Смотреть фото Что значит экзистенциальные потребности. Смотреть картинку Что значит экзистенциальные потребности. Картинка про Что значит экзистенциальные потребности. Фото Что значит экзистенциальные потребности

Что значит экзистенциальные потребности. Смотреть фото Что значит экзистенциальные потребности. Смотреть картинку Что значит экзистенциальные потребности. Картинка про Что значит экзистенциальные потребности. Фото Что значит экзистенциальные потребности

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Эрих Фромм заявил, что человек отличается от животного тем, что имеет не только базовые потребности – в еде, воде, безопасности, продолжении рода, но и экзистенциальные потребности, которые выше и сложнее простого благополучного существования. Они делают нас не просто индивидами, то есть биологическими существами. Они делают нас личностью, с ее стремлениями, духовностью, идеалами, ценностями и вечным поиском смысла своего существования.

Суть экзистенциальных потребностей человека

Экзистенциальные потребности – это стремления, которые присущи только человеку, и, не удовлетворив которые, невозможно обрести счастье и смысл жизни. Это если кратко. Но на деле, все «немного» глубже и серьезнее.

В 1955 году, известный немецкий философ, психолог и психоаналитик Эрих Фромм публикует свой знаменитый труд «Здоровое общество». Там он дает ответ на простой, но, в тоже время, невероятно сложный вопрос, чем же здоровый человек отличается от психически больного. Его ответ звучал так: психически здоровый человек может самостоятельно находить ответы на экзистенциальные вопросы.

По мнению Э. Фромма, в человеке постоянно борются два глобальных стремления:

«Exsistentia» в переводе с латинского означает сущность или существование. Под экзистенциальным кризисом в психологии понимается потеря человеком смысла жизни. Вообще, экзистенциальность – это всегда вопросы смысла бытия, мироздания, себя в этом мире.

5 экзистенциальных потребностей по Э. Фромму

В своих трудах Фромм выделил 5 экзистенциальных потребностей, присущих любому человеку, хотя далеко не каждый может найти конструктивные и гармоничные пути их удовлетворения.

Он выделял потребности:

Потребность в связи с другими людьми

Это базовая социальная потребность любого человека. Согласно Э. Фромму, у человека есть три возможности устанавливать связь с другими людьми:

Что значит экзистенциальные потребности. Смотреть фото Что значит экзистенциальные потребности. Смотреть картинку Что значит экзистенциальные потребности. Картинка про Что значит экзистенциальные потребности. Фото Что значит экзистенциальные потребности

Потребности человека: узнай и удовлетвори свои

Фромм подчеркивал, что конструктивная реализация потребности в связи с другими людьми возможна только с помощью любви. Когда люди принимают друг друга, готовы брать ответственность друг за друга, проявлять заботу, при этом испытывать чувство уважения. Власть и подчинение, в конечном счете, разрушают личность, приводят к серьезным конфликтам.

Потребность в транстенденции

Говоря простыми словами это потребность в преодолении себя, своей животной сущности, низменных пороков, желаний, своей лени, прокрастинации, своих страхов. Человеку, для того чтобы развиваться как личность, нужны психологические препятствия. Только преодолевая их можно расти над собой.

В жизни ты постоянно сталкиваешься с желанием их преодолеть. Когда берешь себя в руки и, несмотря на желание спать, есть и ничего не делать, встаешь с постели, занимаешься спортом, борешься со своими пагубными привычками, со своей агрессией.

Преодоление себя – это отказ от пассивного образа жизни. Он может проявляться в двух формах:

Потребность в укорененности

Это потребность в корнях. В ощущении себя частью рода, принадлежности к определенному клану. Это и потребность создавать собственную семью. То есть это стремление к ощущению надежного тыла, безопасности, понимания, что где-то у тебя есть дом и люди, которые тебя любят и ждут.

Ты часть чего-то большего, чем ты есть. Ведь дети, род – это стремление к вечной жизни. Осознание, что со смертью ты не закончишься. О тебе будут помнить, частичка тебя будет жить в ком-то другом.

Фромм видел суть этой потребности в отношении ребенка с матерью. Это можно сравнить с теорией привязанности.

Непродуктивное удовлетворение этой потребности проявляется как инфантильность, неуверенность в себе, нежелании брать ответственность за других людей, склонность к зависимости от другого человека.

Потребность в идентичности

Это можно назвать потребностью быть самим собой. Осознавать свою сущность, потребность в самоидентификации. Это ответ на вопрос: кто я есть? Сейчас, для себя, а не для общества. Самоидентификация выражается не только в наборе социальных ролей и принадлежности к какой-то социальной группе – мать, дочь, юрист, россиянин, москвич, альтруист, перфекционист и так далее.

Это сочетание всех эти ролей и, одновременно, осознание, что сущность человека – это целостность, внутренняя гармония, когда общее больше, чем сумма его частей.

Неконструктивная реализация этой потребности выражается в стадном инстинкте и конформизме, когда человек отказывается от своего мнения и индивидуальности в угоду большинства, с которым себя соотносит.

Потребность в системе ориентации

Это твердая система взглядов и ценностей, которая становится для человека жизненным ориентиром, совестью, целями, стремлениями. Она придает каждому явлению личностный смысл. Сталкиваясь с чем-то, человек как бы пропускает новую информацию через свою систему ценностей и, либо принимает ее, либо отвергает.

Эта потребность включает в себя чувство преданности – себе, другому человеку, определенной религии, системе моральных норм, своему делу, Родине и так далее. Важно, чтобы система ценностей была рациональной, осознаваемой, а не «подцепленной» от социальных установок или родительских сценариев, ведь это приведет к внутреннему конфликту.

Э. Фромм подчеркивал, что полностью удовлетворить эти потребности невозможно, но в том и заключается их суть. Человек всю свою жизнь стремится к их реализации, и тут важна не столько сама цель, сколько путь к ней. Без этого человек теряет смысл существования, у него наступает апатия, безразличие, нарастают внутриличностные конфликты. Познать смысл жизни, себя в ней, возможно только в стремлении удовлетворить свои экзистенциальные потребности.

Источник

Экзистенциальные потребности: что это простыми словами, примеры

Что значит экзистенциальные потребности. Смотреть фото Что значит экзистенциальные потребности. Смотреть картинку Что значит экзистенциальные потребности. Картинка про Что значит экзистенциальные потребности. Фото Что значит экзистенциальные потребности

Приветствую, дорогой читатель!

Существует множество различных классификаций человеческих потребностей. Одной из самых простых и популярных является классификация немецкого социолога Эриха Фромма, который разделил все наши потребности на две категории:

Потребности, которые нельзя объяснить примитивными биологическими инстинктами, он назвал экзистенциальными. Сегодня мы поговорим о том, что они собой представляют и какую функцию выполняют, а также подробно рассмотрим каждую из потребностей, выделенных Эрихом Фроммом.

Что такое экзистенциальные потребности?

Экзистенциальные потребности – это потребности человека, связанные для него со смыслом его существования. Они не связаны напрямую с биологическими потребностями и относятся обычно к социальной и духовной сферам жизни. Если они не удовлетворены и не могут быть удовлетворены, человек чувствует себя подавленным, прибегает к эскапизму (это стремление сбежать, спрятаться или отстраниться от реальности), демонстрирует предрасположенность к различным зависимостям и вредным привычкам. Прилагательное «экзистенциальный» образовано от латинского слова «existentia», которое переводится как «существование».

Экзистенциальные потребности невозможно удовлетворить. Но именно в этом и есть их смысл, ведь они являются важнейшей движущей силой самосовершенствования и самоактуализации.

В философии и психологии им обозначают явления, связанные со смыслом существования или его отсутствием (например, экзистенциальный кризис – это глубокий психологический дискомфорт, вызванный непониманием смысла жизни).

Примеры экзистенциальных потребностей

Эрих Фромм выделил 5 экзистенциальных потребностей, которые присутствуют у каждого психически здорового человека. При этом проявляются они у всех, конечно же, по-разному. Давайте разберёмся с этим подробнее, рассмотрев каждую потребность в деталях.

1. Потребность в привязанности

Каждый человек, даже если это социофоб, нуждается в близких людях, отношения с которыми сохраняются постоянными на протяжении долгого времени. Речь идёт не просто о регулярном социальном взаимодействии, а о привязанности, природа которой может быть разной (любовь, дружба, забота, наставничество и прочее). Нам важно принимать участие в жизни небезразличных нам людей: заботиться о них, наставлять их, нести за них ответственность.

По мнению Эриха Фромма, данная потребность может выражаться в одной из трёх форм: власть, покорность и любовь (подразумеваются все формы любви, в том числе платоническая). Первые две формы не являются здоровыми, и если личность склонна к любой из них, данная потребность так и останется неудовлетворённой. При этом люди, желающие власти, легче сближаются с теми, кто стремится быть покорным. Но союз таких личностей не может быть гармоничным, поскольку строится на скрытом противостоянии.

Неудовлетворённая потребность в установлении связей может проявляться в аддиктивном поведении, а сегодня, с учётом развития интернета, она всё чаще приводит к зависимости от онлайн-игр или социальных сетей. Игровое взаимодействие заменяет человеку полноценное общение, а виртуальные достижения дают ему ощущение успеха и высокого социального статуса.

2. Потребность в преодолении себя

У нас очень много слабостей, справиться с которыми порой бывает нелегко: мы пытаемся экономить энергию, откладывая работу на потом, впадаем в прокрастинацию, занимаясь чем угодно, кроме важного дела, не можем отказывать себе в маленьких удовольствиях, выбираем приятное занятие вместо важного. Но в каждом из нас заложена потребность в преодолении всех этих слабостей.

Эта потребность заставляет нас совершенствоваться и постигать новые знания, стремиться к активной работе над собой и своей жизнью. Она напрямую связана с потребностью в конструктивном самоутверждении, поскольку заставляет расти над собой, прикладывая к этому существенные усилия. В то же время невозможность удовлетворения данной потребности формирует у человека склонность к деструктивной форме самоутверждения.

Потребность в преодолении себя, хоть это и не очевидно, присутствует у каждого человека, при условии, что он психически здоров. Каждый хочет становиться лучше, развиваться и совершенствоваться, избавляться от вредных привычек и вырабатывать полезные. Однако сопротивляться инфантильности, примитивным инстинктам и слабостям очень сложно. Поэтому, к примеру, курящий человек может строить детальные планы о том, как он бросит курить и начнёт заниматься спортом, не предпринимая для этого никаких действий.

3. Потребность в корнях (укоренённости)

Для младенца мир выглядит крохотным, фактически в нём есть только его мать. По мере взросления ребёнка мир расширяется, открывая перед ним множество опасностей. При этом у человека на всю жизнь сохраняется воспоминание об ощущении безопасности того маленького и уютного мирка из его детства. Эрих Фромм предположил, что именно на основе этих детских воспоминаний у людей формируется потребность «пустить корни», создав такое же безопасное место для себя и своих будущих детей.

Ребёнок сильно привязан к родителям, поскольку нуждается в их опеке и защите. Но в подростковом возрасте эта потребность существенно ослабевает. Подростки конфликтуют с родителями, стремятся «вырваться» из родительского дома и начать самостоятельную жизнь. Так работает природный механизм, который заставлял наших предков создавать новые семьи и племена, заселяя незанятые территории. При этом подросток стремится укорениться, чтобы создать такое же надёжное и безопасное место, каким раньше для него был родительский дом.

4. Потребность в самотождественности

Это потребность в ощущении себя уникальной личностью, обладающей какими-то особенными качествами и талантами. Особенно сильно она проявляется у подростков, заставляя их искать свой стиль внешности, находить у себя уникальные таланты и развивать их, чтобы выделяться из общей массы. У взрослых эта потребность не исчезает, но проявляется в меньшей степени.

Иногда, стараясь выделиться, подростки начинают копировать манеры или особенности внешности своих кумиров. Это выглядит довольно нелепо, поскольку они, пытаясь показать свою независимость, демонстрируют конформное поведение.

Следствием подавления потребности в самотождественности является зависимое поведение. Оно часто формируется у людей, которые в детстве сталкивались с подавлением своей индивидуальности со стороны взрослых. Повзрослев, такой человек окружает себя объектами зависимости – теми, перед кем он будет поступаться своей индивидуальностью (родители, супруг, начальник, более инициативные и независимые друзья).

5. Потребность в системе ценностей

Человеческое мышление так устроено, что нам необходимо находить объяснение и давать оценку каждому происходящему событию. А для этого нам нужна система ценностей и ориентиров. Без подобной системы человек постоянно будет оказываться в тупике, не сможет принимать решения достаточно быстро и действовать целеустремлённо.

Помимо системы ценностей человеку нужен также объект преданности, ради которого он будет способен превозмогать себя и решительно действовать, несмотря на преграды. В роли объекта преданности может выступать Бог, некая высшая цель или другой человек. Если же такого объекта нет, может возникать ощущение внутренней пустоты, самостоятельно избавиться от которого очень сложно.

Значение экзистенциальных потребностей

Смысл жизни любого живого существа сводится к удовлетворению его потребностей. И именно в этом Эрих Фромм увидел ключевое отличие людей от животных, для которых первоочередными потребностями являются еда, безопасность и продолжение рода. Для человека первоочередными являются не базовые инстинкты, а глубинные экзистенциальные потребности. Но поскольку удовлетворить их не так просто, многие люди «плывут по течению», не стремясь взять контроль над своей судьбой в собственные руки.

Целенаправленное удовлетворение экзистенциальных потребностей – признак личности, стремящейся к полноценному существованию. Такая личность самостоятельно управляет собственной судьбой, находит своё призвание и прикладывает усилия к тому, чтобы добиваться поставленных целей. В этом и заключается значение экзистенциальных потребностей – они помогают людям вершить свою судьбу и жить полной жизнью вместо того, чтобы плыть по течению.

Источник

Экзистенциальные потребности человека. Примеры экзистенциальных потребностей

Еще со времен античности философы всего мира пытались дать свое определение потребностям человека. Что можно определить как личную прихоть или веяние эпохи? А что является истинной потребностью, присущей каждому человеку с момента появления на свет независимо от того, где и в какое время он живет, как именно проходит его жизнь? Давайте рассмотрим основные экзистенциальные потребности человека, их примеры и проявление. Существует множество различных теорий и мнений по поводу этого, но наиболее убедительная характеристика экзистенциальных потребностей человека принадлежит немецкому психологу Э. Фромму.

Характеристика экзистенциальных потребностей человека

Что значит экзистенциальные потребности. Смотреть фото Что значит экзистенциальные потребности. Смотреть картинку Что значит экзистенциальные потребности. Картинка про Что значит экзистенциальные потребности. Фото Что значит экзистенциальные потребности

Э. Фромм, знаменитый психолог, психоаналитик и философ, выделил пять основных потребностей человека, которым дал название экзистенциальных. В 1955 году в книге «Здоровое общество» был опубликован его взгляд на различия между психически больным и здоровым человеком. По его мнению, здоровый человек, в отличие от больного, может самостоятельно найти ответы на экзистенциальные вопросы. И ответы эти наиболее точно отвечают его потребностям.

Поведение человека в чем-то схоже с поведением животных, в основном оно так же мотивируется физиологическими потребностями. Однако удовлетворив их, он не придет к разрешению проблемы человеческой сущности. Лишь утолив уникальные экзистенциальные потребности, индивид сможет ощутить всю полноту своей жизни. К экзистенциальным относятся потребности в преодолении себя, в общении, в «укорененности», в самоидентичности и наличии системы ценностей. Они никогда не могут быть удовлетворены в полной мере, по сути своей они являются двигателями к самосовершенствованию. Осознать их недостижимость нелегко, но только так можно хоть в малой мере раскрыть смысл своего существования, избежав при этом помрачения рассудка.

Э. Фромм предоставил свое определение экзистенциальных потребностей личности, он называет их укоренившимися в характере страстями. Их проявления определяются как любовь, независимость, стремление к правде и справедливости, ненависть, садизм, мазохизм, деструктивность или нарциссизм.

Потребность в преодолении себя

Психически здоровым человеком движет потребность в преодолении, иными словами, тяга к независимости и целеустремленности вместо случайного и пассивного течения жизни.

По определению И. Павлова, экзистенциальные потребности человека в преодолении – это «рефлекс свободы». Он возникает при наличии какого-либо реального препятствия и детерминируется желанием человека преодолеть его. Бороться с пассивной природой человеческой сущности можно как продуктивными, так и негативно сказывающимися на жизни способами. Удовлетворить экзистенциальные потребности в преодолении можно как при помощи творчества или путем созидания, так и путем разрушения.

Творчество здесь подразумевает не только создание произведений искусства, а и рождение новых научных концепций, религиозных верований, сохранение и передачу потомкам материальных и моральных ценностей.

Второй путь преодоления жизненных преград влечет разрушение материальных благ и превращение другого человека в жертву.

Потребность в общении

Что значит экзистенциальные потребности. Смотреть фото Что значит экзистенциальные потребности. Смотреть картинку Что значит экзистенциальные потребности. Картинка про Что значит экзистенциальные потребности. Фото Что значит экзистенциальные потребности

Покорный человек ищет связь с властным человеком. И наоборот. Союз властного и покорного может удовлетворять обоих и даже приносить радость. Однако рано или поздно приходит понимание, что такой союз препятствует нормальному личностному росту и сохранению внутреннего комфорта. Покорный партнер будет испытывать явный недостаток силы и уверенности в себе. Привязанность таких характеров объясняется не любовью, а подсознательным стремлением установить связь. Возможны даже обвинения в том, что партнер не в состоянии полностью удовлетворить его нужды и экзистенциальные потребности. Вследствие этого они ищут новой власти либо нового лидера. А в результате становятся лишь менее свободными и все более зависимыми от своего партнера.

Любовь как наиболее продуктивный способ удовлетворения потребности в общении

Единственным продуктивным способом установления связи является любовь. Фромм утверждает, что только такой союз сохраняет у человека независимость и целостность собственного «Я». Люди, которые любят друг друга, становятся единым целым, они искусно дополняют друг друга, не забирая при этом свободу партнера и его уникальность, не принижают чувство собственного достоинства. Фромм является автором книги «Искусство любить», которая была выпущена в 1956 году. Он выделил четыре основных компонента истинной любви, которые являются общими для всех форм ее проявления: уважение, забота, ответственность и знание.

Что значит экзистенциальные потребности. Смотреть фото Что значит экзистенциальные потребности. Смотреть картинку Что значит экзистенциальные потребности. Картинка про Что значит экзистенциальные потребности. Фото Что значит экзистенциальные потребности

Мы всегда интересуемся делами любимого человека, заботимся о нем. Мы стараемся удовлетворить физические и психологические потребности партнера. Любовь также подразумевает способность, а главное желание, нести ответственность за своего избранника. Мы принимаем совершенно чужого изначально человека таким, какой он есть, со всеми его недостатками, при этом не пытаясь его изменить. Мы уважаем его. Но уважение вытекает из определенного знания о человеке. Это способность принять во внимание мнение другого, смотреть на вещь с его точки зрения.

Потребность в «укорененности»

Человеку невыносимо жить в полной изоляции. Рано или поздно у каждого возникает острое желание «укорениться» в этом мире и обществе, почувствовать себя неотъемлемой частью Вселенной. Фромм утверждает, что потребность в «укорененности» возникает в момент, когда разрывается биологическая связь с матерью. Под влиянием концепции о раннем матриархальном обществе выдвинутой Дж. Бахофеном Фромм соглашается с ним, что центральной фигурой в любой социальной группе является именно мать. Она обеспечивает своим детям ощущение укорененности. Именно она способна как пробудить в них стремление к развитию собственной индивидуальности, самостоятельности и независимости, так и приостановить психологический рост ребенка.

Помимо положительной стратегии удовлетворения потребности в «укорененности», когда человек, приспособившись к внешнему миру, чувствует себя с ним единым целым, существует менее продуктивная, так называемая стратегия «фиксации». В этом случае человек упорно отказывается от какого-либо продвижения, он прекрасно себя чувствует в том мире, который когда-то очертила ему мать. Такие люди крайне не уверены в себе, пугливы и чрезвычайно зависимы от других. Они нуждаются в постоянной опеке и не могут справиться с неожиданными препятствиями внешнего мира.

Что значит экзистенциальные потребности. Смотреть фото Что значит экзистенциальные потребности. Смотреть картинку Что значит экзистенциальные потребности. Картинка про Что значит экзистенциальные потребности. Фото Что значит экзистенциальные потребности

Потребность в наличии системы ценностей

Своя система ценностей чрезвычайно важна для человека, так как каждому необходима некая опора, жизненная карта, которая поможет ориентироваться в мире. Целеустремленный индивид имеет собственную систему взглядов и убеждений, которые помогают принять и систематизировать все те внешние раздражители, с которыми он сталкивается на протяжении жизни. Каждый индивидуально придает тот или иной смысл происходящим вокруг явлениям. Если какая-либо ситуация выходит за рамки внутренней философии человека, он воспринимает ее как ненормальную, неправильную, из ряда вон выходящую. В ином случае произошедшее воспринимается абсолютно нормально.

У каждого своя система ценностей, поэтому один и тот же поступок или событие у двух разных людей могут вызвать как восхищение, так и неодобрение.

Потребность в самоидентичности

Что значит экзистенциальные потребности. Смотреть фото Что значит экзистенциальные потребности. Смотреть картинку Что значит экзистенциальные потребности. Картинка про Что значит экзистенциальные потребности. Фото Что значит экзистенциальные потребности

Потребность в самоидентичности тесно связана с потребностью в «укорененности». Давайте узнаем, почему. Отрываясь от биологической связи с матерью, начинается процесс формирования собственного «Я». Человек, который явно ощущает свою непохожесть на других, способен стать хозяином своей жизни, а не следовать постоянно указаниям других. Удовлетворяя потребность в самоидентичности, индивид становится индивидуальностью.

Фромм придерживается мнения, что представители большинства традиционных культур тесно сопоставляли себя своему обществу, не представляя себя отдельно от него. Рассматривая эпоху капитализма, он соглашается с теориями других психологов в том, что значительное расширение границ политической и экономической свободы не дало человеку реального ощущения своего «Я». Каждый слепо верил своему лидеру. Чувство привязанности к другому человеку, социальной группе, религии или профессии не имеет ничего общего с самоидентичностью. Из отверженного чувства подражания и привязанности к социальной группе формируется стадный инстинкт.

Если психически нездоровый человек постоянно тянется к сильным личностям, всеми способами пытается найти свое место в политических или социальных институтах, то сильный и здоровый человек менее зависим от мнения толпы. Для комфортного существования в обществе ему не нужно ограничивать себя в чем-либо и скрывать проявления своей индивидуальности.

Рассмотрев экзистенциальные потребности по Фромму, ознакомимся с научными результатами Абрахама Маслоу.

Экзистенциальная психология. Мнение Абрахама Маслоу

Что значит экзистенциальные потребности. Смотреть фото Что значит экзистенциальные потребности. Смотреть картинку Что значит экзистенциальные потребности. Картинка про Что значит экзистенциальные потребности. Фото Что значит экзистенциальные потребности

Абрахам Маслоу не был экзистенциалистом, он даже не мог назвать себя прилежным исследователем этой отрасли психологии. Он изучал экзистенциализм, пытаясь в нем отыскать что-то новое для себя. Для него базовым условием, определяющим проявление базовых социальных экзистенциальных потребностей, является понятие самобытности, идентичности и преодолении себя.

Сформулировать экзистенциальные потребности по Маслоу достаточно сложно. В своих исследованиях он не пытался изобрести что-то новое, его целью было отыскать что-то общее с привычной психологией, научиться чему-то в существующих теориях. Наиболее сильное впечатление на него оказал вопрос о будущем, который в литературе занимает центральное значение. Из статьи Эрвина Страуса в книге «Экзистенция» следует, что будущее является динамически активным в любой момент времени, оно всегда вместе с человеком. В понимании Курта Левина будущее – понятие внеисторическое. Все привычки, навыки и прочие механизмы основаны на опыте из прошлого, а, следовательно, они сомнительны и недостоверны относительно будущего.

Ученый считает, что изучение базовых социальных экзистенциальных потребностей и экзистенциализма в целом поможет отбросить жизненные страхи и иллюзии, выявив истинные психические заболевания, это все может привести к образованию новой ветки в психологии.

Одна из мыслей Маслоу гласит, что, вполне вероятно, то, что принято называть психологией, является всего лишь изучением хитростей человеческой натуры, которые применяются подсознанием, чтобы избежать страха перед неизведанной новизной будущего.

Современная интерпретация социальных экзистенциальных потребностей

Исследования социологов, касающиеся ценностей человека, являются чрезвычайно важными для понимания и обеспечения общественного порядка. При рассмотрении отдельной личности очевидно, что экзистенциальные потребности – это базовый элемент ее деятельности, как и ценностно-нормативное регулирование общественных отношений является мощным фактором функционирования социальных групп. Резкие изменения в структуре общественной жизни привели к повышенному вниманию к вопросу о человеческих ценностях и потребностях. Именно экзистенциальные потребности, примеры которых приведены выше, являются темой исследований многих ученых классического периода (М. Вебер, У. Томас, Т. Парсонс), современных западных социологов (Ш. Шварц, П. Блау, К. Клакхон и др.), также к проблеме человеческих ценностей обращались советские и постсоветские социологи (В. Ядов, И. Сурина, А. Здравомыслов).

Что значит экзистенциальные потребности. Смотреть фото Что значит экзистенциальные потребности. Смотреть картинку Что значит экзистенциальные потребности. Картинка про Что значит экзистенциальные потребности. Фото Что значит экзистенциальные потребности

«Ценность» и «потребность» являются одновременно фундаментальными понятиями и в то же время многогранными и крайне широкими. Традиционно под ценностями понимали ту важность и вклад в жизнь человека, что вносил объект экзистенциальных потребностей, значимость явлений и процессов действительности для конкретного человека и социальной группы. Они могут воплощаться в самых разнообразных проявлениях от предметов и материальных благ до неких абстрактных идей. В то же время потребностью можно назвать своего рода эталон, инструмент, при помощи которого происходит оценка действительности. Исходя их этого, экзистенциальные потребности – это структурный элемент культуры, который состоит из алгоритмов поведения, системы оценки, результата деятельности человека ради удовлетворения собственных духовных и прочих нужд. Но в то же время, если человека спросить, зачем ему удовлетворять конкретную потребность, он не сможет дать ответ, либо ответ будет очень затруднительным. Эти потребности стоят выше желаний, они скорее выступают как некое средство достижения целей, не всегда осознанное и определенное.

Подводя итоги

Если подводить итог всего вышеизложенного, прежде всего, следует отметить, что экзистенциальные потребности человека являются понятием многозначным. Во-первых, из-за многозначительной трактовки самого понятия «потребности». Во-вторых, вследствие неоднозначности в определении понятия «экзистенциальный». Так что же в современном мире оно означает?

Тем не менее экзистенциальные потребности человека, примеры которых рассматривались ранее, имеют следующие характеристики:

В зависимости от того, как общество понимает экзистенциальные потребности (примеры реализации их в жизни можно привести разные), какой ответ дает на вопрос о смысле собственного существования, можно судить о важности дальнейших исследований. На сегодняшний же день, опираясь на категорию веры, под данным понятием принимают религиозную сущность, несмотря на то, что атеистами себя считают лишь 10% населения.

Исследования экзистенциальных потребностей и полное их изучение могут сыграть важную роль в таких областях, как социология жизни и морали, социология человеческих ценностей, морали и смысла жизни. Существует огромное множество рассуждений о счастливом и успешном человеке. Но нельзя построить универсальное пособие на все случаи жизни, руководствуясь которым каждый сможет сделать свою жизнь лучше. На пути к этому предстоит преодолеть еще немало преград.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *