Что значит эквивалентный объем сабвуфера

Параметры Тиля — Смолла (Fs, Qts, Vas)

Тиль и Смолл

Тиль и Смолл это два ученых, которые сформировали единый, общепринятый подход к вычислению характеристик низкочастотных динамиков на основе основных параметров (Fs, Qts, Vas).

Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Смотреть фото Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Смотреть картинку Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Картинка про Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Фото Что значит эквивалентный объем сабвуфера Невил Тиль/A. Neville Thiele (слева), Ричард (Рихард) Смолл/Richard Small (справа)

Параметры Тиля — Смолла определяют поведение динамика в диапазоне низких частот

Для нас с вами эти параметры очень важны, так как они используются для расчета правильного акустического оформления динамика или проще — для расчета корпуса сабвуфера. Все необходимые данные вы можете найти в технической документации на саб, часто они указываются и на коробках. Ниже мы подробнее рассмотрим основные параметры для понимания звуковых процессов и нюансов при выборе сабвуфера.

Параметры (Fs, Qts, Vas)

Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Смотреть фото Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Смотреть картинку Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Картинка про Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Фото Что значит эквивалентный объем сабвуфера

Fs — резонансная частота динамика

Резонансная частота (Fs) — частота резонанса сабвуфера без акустического оформления (без корпуса).

Fs меньше 25 Гц считается низкой, а больше 40 Гц — высокой. Резонансная частота зависит от общей жесткости подвеса сабвуфера и массы его подвижной системы. Общая жесткость, в свою очередь, зависит от жесткости центрирующей шайбы и жесткости подвеса диффузора.

Сms — гибкость подвеса подвижной системы динамика, м/Н,

Mms — масса подвижной системы (включая массу двигаемого воздуха), кг.

Qts — полная добротность

Полная добротность (Qts) — это упругость (контроль) динамика в районе резонансной частоты (Fs).

Другими словами — чем выше добротность, тем сильнее «болтается» саб в районе своей резонансной частоты (Fs), а чем ниже, тем эффективнее колебания гасятся (контролируются).

Складывается из механической добротности, которая зависит в основном от материала центрирующей шайбы, а не подвеса диффузора, как многие думают и электрической добротности, зависящей от величины магнита, длины обмотки катушки и ширины зазора в магнитной системе. От полной добротности механическая составляет 10-15%, а электрическая 90-85%, соответственно.

Низкой добротностью считается значение 0.3-0.35, высокой — 0.5-0.6.

Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Смотреть фото Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Смотреть картинку Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Картинка про Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Фото Что значит эквивалентный объем сабвуфера,

Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Смотреть фото Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Смотреть картинку Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Картинка про Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Фото Что значит эквивалентный объем сабвуфера,

Fs — резонансная частота динамика, Гц,

Mms — масса подвижной системы (включая массу двигаемого воздуха), кг,

Rms — механическое сопротивление подвеса подвижной системы (определяет «потери» в подвесе), Н·с/м,

Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Смотреть фото Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Смотреть картинку Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Картинка про Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Фото Что значит эквивалентный объем сабвуфера,

Mms — масса подвижной системы (включая массу двигаемого воздуха), кг,

Fs — резонансная частота динамика, Гц,

Re — сопротивление звуковой катушки, Ом,

Bl — коэффициент электромеханической связи (индукция поля в магнитном зазоре умноженная на длину провода звуковой катушки), Тл·м.

Vas — эквивалентный объем

Эквивалентный объем (Vas) — объем воздуха в корпусе, обладающий той же упругостью, что и сабвуфер. Зависит от жесткости подвеса и площади диффузора (диаметра) динамика.

Чем больше диаметр и мягче сабвуфер, тем больше Vas.

Нужно отметить особенность связи Vas и Fs. Так как, резонансная частота (Fs) определяется жесткостью подвеса и массой подвижной системы, а эквивалентный объем (Vas) — диаметром диффузора и той же массой подвижки, может получится, что два сабвуфера одного диаметра и с одинаковой Fs будут совершенно разными — один тяжелый и жесткий, другой легкий и мягкий. Соответственно, эквивалентный объем для этих динамиков будет совершенно разным, как и размер правильного корпуса — вот почему данный параметр очень важен при расчетах короба для саба.

Vas — эквивалентный объем, л,

Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Смотреть фото Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Смотреть картинку Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Картинка про Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Фото Что значит эквивалентный объем сабвуфера,

Видео

Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Смотреть фото Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Смотреть картинку Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Картинка про Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Фото Что значит эквивалентный объем сабвуфера

Читать еще:

Жмите на кнопку чтобы поделиться материалом:Нажмите кнопку, чтобы поделиться материалом:

Источник

Объёмы акустического оформления

На камне выбито: одна из фундаментальных зависимостей электроакустики запрещает одновременно увеличивать чувствительность и уменьшать нижнюю граничную частоту громкоговорителя и объём оформления. А если не выбито, так надо выбить…

ПРАВИЛА ИГРЫ

Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Смотреть фото Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Смотреть картинку Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Картинка про Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Фото Что значит эквивалентный объем сабвуфера
Это — к скульпторам. Мне же давно хотелось прояснить, как именно эта зависимость реализуется. Результатам этих прояснений и посвящены эти заметки. Для начала пара предварительных замечаний. Под чувствительностью громкоговорителя повсюду в пределах данного материала (если не сказано иного) будет подразумеваться так называемая опорная чувствительность (reference sensitivity), то есть чувствительность на тех частотах, где амплитудно-частотная характеристика системы имеет более или менее прямолинейный горизонтальный характер, или, как говорят акустики, нормированная частотная характеристика имеет единичное (более или менее) значение. Реальная чувствительность системы в некоторой полосе может быть как выше опорной (если в данной полосе наблюдается акустическое усиление), так и ниже неё (если имеет место спад АЧХ). В большинстве формул, однако, вместо чувствительности фигурирует значение КПД (опорного КПД) громкоговорителя η (это по-гречески, по-нашему — «эта»), которое связано с чувствительностью SPL простой зависимостью:

Один из вариантов записи формулы для вычисления КПД электродинамического преобразователя выглядит так:

(2a) η = 4π 2 Fs 3 Vas/(c 3 Qes)

Здесь, как всегда,
Fs — частота собственного резонанса головки (Гц),

Vas — эквивалентный объём воздуха (м 3 ),

Qes — электрическая добротность головки,

c — скорость звука в воздухе (334 м/с).

Первый и самый простой вывод, который следует из рассмотрения формулы (2), заключается в том, что один из параметров Тиля — Смолла связан с двумя другими через КПД преобразователя, в частности, для эквивалентного объёма можем записать:

(2b) Vas=c 3 Qes η/(4π 2 Fs 3 )

Итак, для головки с фиксированным значением Qes мы можем получить зависимость эквивалентного объёма Vas от аргументов (или SPL) и частоты Fs. Чтобы перейти от Vas к объёму ящика Vb (на данном этапе рассматриваем только закрытый ящик — ЗЯ), потребуется значение целевой добротности головки в ящике Qtc и полной добротности головки на воздухе Qts. Параметр Qtc — это основная характеристика «настройки» ЗЯ. (Мы привыкли к тому, что настраивается только фазоинвертор (ФИ), но сочетание параметров Qtc и нижней частотной границы ЗЯ тоже можно и даже принято называть настройкой.) В частности, для настройки Баттерворта Qtc = 0,707, для Бесселя 0,577. Настройки Чебышева тоже существуют, в зависимости от величины допустимого выброса на АЧХ (0,5 или 1 дБ) добротность Qtc может быть 0,86 или 0,95. Можно показать, что объём ящика Vb связан с эквивалентным объёмом Vas зависимостью:

(3) Vb = Vas Qts 2 /(Qtc 2 — Qts 2 ).

Теперь нам надо связать частоту резонанса головки в ящике Fc с частотой собственного резонанса (на воздухе) Fs. Для этого тоже существует соответствующая формула:

(k может быть как больше, так и меньше единицы, в частности, для Баттерворта k = 1,0.)

Добротность Qts связана с Qes через добротность Qm механических потерь в подвесе и в ящике известным соотношением:

(6) Qts = Qes Qm/(Qes + Qm).

Предположим сначала, что механические потери отсутствуют, Qm >> Qes, и тогда Qts = Qes. (Такое предположение можно считать обоснованным для головок с Qes не больше 0,3, имеющих добротность механических потерь не меньше 3,0.) Позже посмотрим, как меняется объём ящика, когда добротность потерь становится сравнимой с электрической добротностью. Как и всегда, в качестве отправной точки берём ЗЯ с баттервортовской добротностью. На первом рисунке приведены графики полученной зависимости для Qes, равной 0,2, 0,4 и 0,6.

Рис. 1. ЗЯ с полной добротностью Qtc = 0,707:

Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Смотреть фото Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Смотреть картинку Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Картинка про Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Фото Что значит эквивалентный объем сабвуфера Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Смотреть фото Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Смотреть картинку Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Картинка про Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Фото Что значит эквивалентный объем сабвуфераЧто значит эквивалентный объем сабвуфера. Смотреть фото Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Смотреть картинку Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Картинка про Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Фото Что значит эквивалентный объем сабвуфера

Для нас с вами практической пользы от таких графиков не очень много — какой смысл говорить о ящиках объёмом 1 — 5 кубометров, когда у нас объём салона в лучшем случае около трёх кубов? Действительно, счёт объёма ящика идёт на кубометры, если задаёмся чувствительностью 100 дБ и нижней частотной границей 16 Гц, мы с вами такие задачи перед собой не ставим, и теперь хорошо видно, почему и ставить их не надо. До практических результатов ещё доберёмся. В частности, мы видим, что функция монотонна относительно каждого аргумента (SPL и F3), то есть не существует такой области значений аргументов, где удалось бы уменьшить объём ящика, не проигрывая в протяжённости полосы по басам либо в чувствительности системы.

А вот теперь уже можно задаться вопросом: а как изменится объём ящика при наличии механических потерь? Поскольку рассмотрение всех вероятных сочетаний электрической и механической добротности выходит далеко за пределы любой журнальной статьи, надо было выбрать какое-то типичное значение механической добротности Qm. В результате обработки статистики, набранной нами в ходе многочисленных тестов, было получено осреднённое значение 3,3. Примерно такую же (3,333) величину механической добротности можно получить при использовании головки с механической добротностью 5 и добротностью потерь в ящике 10. Значение Qm = 3,333 было принято для дальнейших расчётов. На рис. 2 вы можете увидеть зависимости для объёма ЗЯ с учётом добротности потерь.

Рис. 2. ЗЯ с добротностью потерь 3,33 и полной добротностью Qtc = 0,707:

Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Смотреть фото Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Смотреть картинку Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Картинка про Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Фото Что значит эквивалентный объем сабвуфераЧто значит эквивалентный объем сабвуфера. Смотреть фото Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Смотреть картинку Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Картинка про Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Фото Что значит эквивалентный объем сабвуфера

Расчёты показали, что учёт механических потерь приводит, как правило, к увеличению объёма ящика. Но зависимость эта нелинейная, и в тех случаях, когда электрическая добротность Qes приближается к «ящичной» добротности Qtc (в нашем случае — 0,6 и 0,707), присутствие потерь позволяет несколько выиграть в величине объёма. Правда, даже в этом случае ящики получаются значительно более объёмистыми, нежели для головок с низкой Qes, и если мы хотим узнать размеры минимально возможных ящиков для каждого значения добротности Qes, наличие потерь надо будет учитывать. К практическим реализациям мы перейдём чуть позже, но уже сейчас можно сделать некоторые предварительные выводы.

Теперь уже можно оставить настройку Баттерворта позади и спросить: а как будет меняться объём ящика при сохранении значений всех аргументов, но при изменении добротности Qtc? Расчёты дали простой ответ: чем выше добротность, тем компактнее ящик. А значит, чтобы получить параметры «минимально возможного» ящика, надо задаться некоторыми ограничениями. И тут нам уже не обойтись без использования «стандартной» передаточной функции салона (она же «функция АвтоЗвука»). С привлечением к работе этой функции возникают следующие любопытные закономерности (мы продолжаем нумерацию).

При тестировании сабвуферов мы исходим из того, что неравномерности АЧХ менее 2 дБ (в диапазоне 25 — 100 Гц) достаточно для получения высшей оценки за форму частотной характеристики (сама эта рекомендация была получена на основе практики). Тогда для ящика с минимальным объёмом зададимся неравномерностью 1,9 дБ и получим настройку с такими параметрами:

Qtc = 0,80; Fc = 70,1 Гц (F3 = 63 Гц).

Вот для неё мы уже можем строить графики для практического применения. Обратите внимание, для головки с добротностью 0,6 также учтены механические потери в подвижной системе и ящике (рис. 3).

Рис. 3. Графики распределения объёмов ЗЯ с Qtc = 0,80 и Fc = 70 Гц

Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Смотреть фото Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Смотреть картинку Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Картинка про Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Фото Что значит эквивалентный объем сабвуфера

Для удобства ниже приводится таблица 1, в которую включены все те значения, на основании которых построены графики, показанные выше.

Таблица 1. Объёмы ЗЯ с неравномерностью АЧХ в салоне 1,9 дБ

SPL, дБQes = 0,20Qes = 0,30Qes = 0,40Qes = 0,50Qes = 0,60
801,3691,4931,7112,1062,754
811,7231,8802,1542,6513,467
822,1702,3672,7123,3384,364
832,7312,9803,4144,2025,494
843,4393,7514,2985,2906,917
854,3294,7225,4116,6608,708
865,4505,9456,8128,38410,96
876,8617,4858,57610,5513,80
888,6379,42310,8013,2917,37
8910,8711,8613,5916,7321,87
9013,6914,9317,1121,0627,54
9117,2318,8021,5426,5134,67
9221,7023,6727,1233,3843,64
9327,3129,8034,1442,0254,94
9434,3937,5142,9852,9069,17
9543,2947,2254,1166,6087,08
9654,5059,4568,1283,84109,6
9768,6174,8585,76105,5138,0
9886,3794,23108,0132,9173,7
99108,7118,6135,9167,3218,7
100136,9149,3171,1210,6275,4

Как нетрудно заметить, в таблице достаточно было бы привести значения для диапазона, перекрывающего лишь 10 дБ разброса чувствительности SPL, остальные значения получаются путём переноса десятичной запятой. Скажем, объём ящика для SPL 90 дБ в десять раз больше, нежели для значения SPL, равного 80 дБ. Указанная закономерность, впрочем, напрямую связана с тем высказыванием, которое было выше приведено под номером 3.

С закрытым ящиком как будто всё ясно. С фазоинверторным оформлением, как обычно, несколько сложнее. Начнём с того, что не так уж просто понять, какую именно настройку считать наиболее компактной. В ходе математических экспериментов проявились следующие зависимости.

Ну а 4 дБ — это практически минимальное значение акустического усиления из того, что мы получаем в наших тестах. (Обтекаемое выражение «практически минимальное» означает, что нам встречались показатели и немного ниже, но при этом было очевидно, что данная головка для работы в ФИ совсем не приспособлена.)

Итак, «минимальная настройка» имеет следующие параметры. Qtc = 0,58, Fc = 53 Гц, Fb = 32,6 Гц. Частота F3, измеренная по свободному полю, составляет 37,3 Гц.

Вот тут и открылась страшная тайна: наши ящики с ФИ выходят больше потому, что у них нижняя граничная частота по свободному полю должна быть значительно ниже, чем у ЗЯ — чтобы в салоне получились сравнимые результаты.

Теперь, используя все те же зависимости, можем построить аналогичные зависимости и для ФИ (рис. 4).

Рис. 4. Графики распределения объёмов ящиков с ФИ: с Qtc = 0,58, Fc = 53 Гц, Fb = 32,6 Гц

Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Смотреть фото Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Смотреть картинку Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Картинка про Что значит эквивалентный объем сабвуфера. Фото Что значит эквивалентный объем сабвуфера

Обратите внимание, за основу для построения двух последних графиков были выбраны зависимости для оформления (и головок) с потерями, поскольку ящики получались чуть более компактными. И тоже для удобства пользования все данные мы свели в таблицу 2. Цветом выделена область значений функции, не превышающих 85 л (три «кубика»).

Таблица 2. Объёмы ящика с ФИ, имеющегоо стандартизованную форму АЧХ

SPLQes = 0,20Qes = 0,30Qes = 0,40Qes = 0,50
802,4512,9493,8965,669
813,0863,7124,9057,137
823,8854,6736,1758,985
834,8915,8837,77411,31
846,1577,4079,78614,24
857,7519,32512,3217,93
869,75811,7415,5122,57
8712,2814,7819,5328,41
8815,4718,6124,5835,77
8919,4723,4230,9545,03
9024,5129,4938,9656,69
9130,8637,1249,0571,37
9238,8546,7361,7589,85
9348,9158,8377,74113,1
9461,5774,0797,86142,4
9577,5193,25123,2179,3
9697,58117,4155,1225,7
97122,8147,8195,3284,1
98154,7186,1245,8357,7
99194,7234,2309,5450,3
100245,1294,9389,6566,9

Из сравнения данных таблиц 1 и 2 нетрудно заключить, что все без исключения ящики с ФИ имеют больший объём, нежели соответствующие ЗЯ. Тогда, спрашивается, ради чего огород городить? Чтобы найти ответ на этот вопрос, попробуем учесть акустическое усиление и прибавить к данным первого столбца те самые 4 дБ. А результат для ФИ и ЗЯ сведём в общую таблицу 3.

Таблица 3. Сравнение объёмов ЗЯ и ФИ

Закрытый ящикЯщик с ФИ (АЗ1)
SPL, дБQes = 0,20Qes = 0,30Qes = 0,40Qes = 0,50Qes = 0,20Qes = 0,30Qes = 0,40Qes = 0,50
843,4393,7514,2985,2902,4512,9493,8965,669
854,3294,7225,4116,6603,0863,7124,9057,137
865,4505,9456,8128,3843,8854,6736,1758,985
876,8617,4858,57610,554,8915,8837,77411,31
888,6379,42310,8013,296,1577,4079,78614,24
8910,8711,8613,5916,737,7519,32512,3217,93
9013,6914,9317,1121,069,75811,7415,5122,57
9117,2318,8021,5426,5112,2814,7819,5328,41
9221,7023,6727,1233,3815,4718,6124,5835,77
9327,3129,8034,1442,0219,4723,4290,9545,03
9434,3937,5142,9852,9024,5429,4938,9656,69
9543,2947,2254,1166,6030,8637,1249,0571,37
9654,5059,4568,1283,8438,8546,7361,7589,85
9768,6174,8585,76105,548,9158,5377,74113,1
9886,3794,231108,0132,961,5774,0797,86142,4
99108,7118,6135,9167,377,5193,25123,2179,3
100136,9149,3171,1210,697,58117,4155,1225,7

Как можно заметить, с учётом такой поправки фазику удаётся отыграть некоторое количество объёма (9 — 29%) у закрытого ящика. Исключение составляет только вариант с добротностью головки 0,50; как было уже сказано, головки с высокой добротностью мало приспособлены для работы в ФИ.

Что будет, если выбрать настройку с акустическим усилением не 4 дБ, а меньше или, наоборот, больше? Чем меньше усиление, тем физически меньший вклад в излучение вносит фазоинвертор и тем объём такого оформления ближе к объёму ЗЯ. Чем больше усиление, тем больше объём ящика с ФИ, но тем больший выигрыш в объёме (по сравнению с ЗЯ) он даёт с учётом акустического усиления. Получается так: если конструктор акустики, работающей в условиях свободного поля, платит относительным усложнением конструкции за снижение нижней частотной границы, то создатель акустики, работающей в компрессионной среде, платит той же монетой за сокращение объёма ящика. Одновременно с наращиванием акустического усиления, конечно же, увеличивается неравномерность АЧХ. Однако рост этой неравномерности не столь важен, поскольку происходит за пределами того диапазона (4/3 октавы), который нас интересует.

В своём стремлении выявить закономерности для установления объёмов оформления мы совершенно не касались немаловажного вопроса о реализуемости ящиков в данных конкретных объёмах с использованием тех или иных головок. Подробное рассмотрение этих закономерностей выходит за рамки любого одиночного журнального материала. Однако если ввести в рассмотрение ограничения по возможным значениям объёма ящика Vb, а также параметров Vas и Mas (масса подвижной системы) в зависимости от типоразмера, плюс ограничения на величину силового фактора Bl (уже вне зависимости от типоразмера), то можно получить любопытные результаты.

Идём снизу. Головки калибра 8 дюймов позволяют перекрыть примерно 2/3 диапазона по SPL снизу вверх (по нашей таблице получается наоборот, сверху вниз), то есть от 80 и до 94 дБ/Вт. Причём для головок с более высокой Qes «область покрытия» шире, чем у «восьмёрок» с мощным магнитом и, соответственно, низкой добротностью. Кстати, это общая закономерность: с учётом конструктивных ограничений область применения головок с низкой электрической добротностью смещается вниз, то есть в область более высокой чувствительности и большего объёма ящика.

Теперь переходим к наиболее известному в нашей отрасли (хотя и редкому) калибру 18 дюймов. Совершенно очевидно, что ящики на головках с такими статями оккупируют нижнюю часть таблицы — с большими объёмами и соответствующей чувствительностью. Головки с добротностью 0,2, как оказалось, вообще нереализуемы (мы же с вами не раз отмечали, что чем больше калибр, тем выше (на круг) добротность). Головки с добротностью 0,3 позволяют построить ящик с чувствительностью не ниже 97 дБ/Вт, но и объём там будет нешуточный. (Если у неё чувствительность ниже, значит, сабвуферы с «правильной» формой АЧХ на них не получаются, но они, наверное, и не для того создаются, по крайней мере в нашей отрасли.) Головки с добротностью выше 0,4 и дальше позволяют работать с опорной чувствительностью от 96 дБ/Вт и выше.

«Пятнашки» с добротностью около 0,20 — редкость чрезвычайная, один из таких раритетов нам недавно встретился «на ковре». На них реализуются ЗЯ с чувствительностью 92 — 94 дБ/Вт, и всё тут. По крайней мере так у меня получилось. Головки с более высокой добротностью покрывают более широкую область — от тех же 92 дБ/Вт и дальше.

Наконец, головки калибра 12 и 10 дюймов совместно перекрывают 3/4 диапазона, не вторгаясь лишь в область 84 дБ/Вт и ниже и оставив свободными ячейки с чувствительностью 100 дБ/Вт и немного ниже.

Может возникнуть вопрос: а что будет, если головки играют не по нашим правилам, в частности, чувствительность у них ниже, нежели положено? Это будет означать, что параметры головки не позволяют уложить АЧХ в заданный допуск 1,9 дБ при заданном объёме ящика. То есть либо ящик будет больше, либо же АЧХ будет иметь более высокую неравномерность. Так что приведённой выше таблицей можно пользоваться в качестве универсального определителя минимального объёма ящика. Правда, сказанное относится только к закрытому ящику, для фазоинвертора зависимости уже не столь однозначны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *