Что значит экологически чистый язык

Что такое экология языка

Содержание статьи

Что значит экологически чистый язык. Смотреть фото Что значит экологически чистый язык. Смотреть картинку Что значит экологически чистый язык. Картинка про Что значит экологически чистый язык. Фото Что значит экологически чистый язык

Определение понятия «экология языка»

Экология языка – изучает взаимодействие языка с окружающими его факторами, с целью сохранения самобытности каждого отдельного языка и поддержания языкового многообразия. Понятие «экология языка» ввел лингвист Э. Хауген в 1970 году.

Подобно тому, как экология изучает взаимодействие живых организмов между собой, экология языка изучает влияние языков друг на друга и их взаимодействие с внешними факторами. Экологические проблемы в природе могут ухудшить здоровье людей, проблемы экологии языка могут привести к деградации человека, для которого этот язык родной.

Речевая ситуация в современном обществе определяет общее состояние национального языка и культуры людей. Экология языка рассматривает то, как выглядит язык, что на него влияет и к чему это приводит.

Не все перемены вредны. Со временем язык претерпевает изменения. Любой современный живой язык отличен от того, каким он был несколько столетий назад. Задачи экологии языка заключаются не в том, чтобы закрыть язык от любого влияния, а в том, чтобы сохранить его самобытность, при этом внедряя что-то новое и полезное.

Проблемы экологии языка

Создать ситуацию, когда язык становится ущемленным или на грани уничтожения могут не только войны или другие социальные проблемы, но и появление в повседневной жизни иностранных слов там, где им не место. Речь не идет о том, что плохо знать несколько языков. Проблема в том, что иностранные слова употребляют неверно и безграмотно. Часто можно заметить названия магазинов на иностранном языке, написанные русскими буквами. Или когда одна часть слова написана на одном языке, а вторая часть слова на другом. Потом подобные слова переходят уже в повседневную речь и даже в литературу. Очень много их распространенно в СМИ. Этот процесс называют загрязнением языковой среды. Когда становится много таких слов, они уже воспринимаются как свои, а не чужие. Общение в интернете тоже негативно действует на речь, происходит сокращение слов до нескольких букв, пунктуация зачастую вообще опускается, так же как грамматика и синтаксис. Предложения в социальных сетях односложны и состоят из нескольких слов. Подобное обращение с языком в интернете сложно регулировать.

Важность сохранения нормальной экологии языка заключается в том, что язык формирует мышление и культуру человека, определяет межличностные отношения. Примером может послужить то, что в японском языке речь мужчины и женщины различны. То есть, существуют «женские» и «мужские» слова. Поддержание чистоты речи помогает поднять уровень национального самосознания.

Источник

Что значит экологически чистый язык

Что значит экологически чистый язык. Смотреть фото Что значит экологически чистый язык. Смотреть картинку Что значит экологически чистый язык. Картинка про Что значит экологически чистый язык. Фото Что значит экологически чистый язык

Что значит экологически чистый язык. Смотреть фото Что значит экологически чистый язык. Смотреть картинку Что значит экологически чистый язык. Картинка про Что значит экологически чистый язык. Фото Что значит экологически чистый язык

Экологические проблемы русского языка

Что значит экологически чистый язык. Смотреть фото Что значит экологически чистый язык. Смотреть картинку Что значит экологически чистый язык. Картинка про Что значит экологически чистый язык. Фото Что значит экологически чистый язык

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Мы привыкли, что термин «экология» употребляется, когда говорят о биосфере, о сохранении природы. Но сейчас, я уверена, что пришло время употреблять его как термин в гуманитарной области, в частности, в языке.

В настоящее время актуальным стал термин «языковая экология» или «экология слова». Экология слова охватывает слой всех «некультурных» слов, противопоставляя его «культурному», тем самым выступая за «экологически чистый» русский язык без мата, слов-паразитов, отдельных жаргонизмов и вульгаризмов и т.д. Появилось даже понятие – «экология речевой среды», потому что наша речь нуждается в защите, спасении, очищении.

«Экология» русского языка

Мы все чаще произносим слово «экология», имея в виду сохранение природных ресурсов. Но, я думаю, что этот термин можно употреблять, когда употребляем словосочетание «русский язык». Поэтому тему моего исследования я назвала: «Экология русского языка».

По общему справедливому определению, русский язык находится в настоящее время в кризисном состояние. Причинами этого являются:

— резкое сокращение базы разговорного русского языка в связи с изменением геополитической обстановки, как в России и странах СНГ, так и в мире,

— с ухудшением экономического положения нашей страны;

— уменьшением учебных часов по русскому языку и литературы в школьных и вузовских программах;

— вымиранием эпистолярной культуры;

— примитивизацией навыков устного общения и деловых переговоров;

— Перенасыщение русской речи сленгами и жаргонизмами.

Интернет, как особая коммуникативная среда и как ранее не существовавшая сфера реализации языка. принесла с собой новые способы общения. стереотипы речевого поведения, новые формы существования языка.

Новый мир и новый стиль жизни в мире Интернет потребовал новых языковых средств коммуникации либо трансформации старых:

• сленг, выработанный пользователями Интернета, переходит в общеупотребительную лексику,

• электронная переписка также имеет свою языковую специфику,

• игровые условия виртуального пространства способствуют приближению коммуникации к игре, что на уровне языка проявляется в тяготении к манере устной разговорной речи на самом серьезном сайте.

Новая жизнь привычных слов

Возникают новые, непривычные словосочетания, например, прочитала рекламу: «Купи правильный дом. Новорижское шоссе», потом увидела магазин: «Правильная обувь» я захаживаю регулярно. Потом услышала словосочетания «правильная жратва» и «правильное место» в интервью с Л. Парфеновым. Употребление слова правильный близко по значению французскому выражению «comme il faut», заимствованному в русский язык как «комильфо». С помощью слова «правильный» глянцевые журналы формируют новый стиль поведения, следовать которому должен любой продвинутый (еще одно модное слово) человек.

И наконец, тот, кто следует всем этим гламурным указаниям, может сам считаться правильным (или, как говорили когда-то, комильфо), то есть по сути – правильным потребителем. Меня недавно поразила фраза из «Афиши»: «Последние лет пять правильную московскую девушку можно было отличать по колготкам. Колготки должны были быть только телесного цвета, только прозрачные и только оттенка загара». Я еще не вполне осознала, кто они – эти загадочные правильные девушки, но уже получила инструкцию, как стать «правильной» девушкой.

По существу, все эти прилагательные выражают положительную оценку, как, скажем, и элитный, и эксклюзивный, но делают это не так крикливо и не так явно. Они отсылают к неким ценностям, к определенной системе взглядов, но при этом не фиксируют их раз и навсегда, что и позволяет им быть более устойчивыми. И в сегодняшнем гламурном мире они оказались на видном месте.

Вот уж, действительно, ключевые слова эпохи

Элитно и эксклюзивно

«Я хочу жить в элитной квартире со стильной мебелью, носить эксклюзивные часы и актуальную прическу, читать реальную рекламу и смотреть исключительно культовые фильмы. Вот тогда я буду правильным пацаном, тьфу на вас… продвинутым менеджером». Этим длинным высказыванием я пытаюсь перейти к гламурной волне.

Само слово «гламур» пришло к нам из английского языка – glamour – и успешно конкурирует со словом «глянец», потихоньку вытесняя его из языка.

У слова «элитный» есть брат-близнец – прилагательное «эксклюзивный». То есть вначале они довольно сильно различались. Эксклюзивный подразумевало предназначенность для одного единственного субъекта, например, эксклюзивным можно назвать интервью, данное лишь одной газете, а эксклюзивные права предоставляются лишь одной компании.

«Эксклюзивный» и «элитный» фактически становятся синонимами и могут просто усиливать друг друга, как, например, в рекламе «Кожаных изделий эксклюзивных и элитных производителей». Еще пятнадцать лет назад элитным производителем мог бы называться только какой-нибудь бычок или жеребец, а вот поди ж ты, как движется прогресс, и сейчас речь идет об изготовителях дорогих изделий.

В моду входят другие слова, например «пафосный» или даже «готичный». Среди оценочных прилагательных есть и более хитрые, и более непотопляемые, которые непосредственно связаны с идеологией потребления. И о них тоже стоит поговорить.

Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Слова-паразиты прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Также считается, что привычка произносить слова-паразиты – это удел людей с маленьким словарным запасом. Но я бы с этим поспорила. Я знаю людей с богатейшим словарным запасом, имеющих привычку вставлять в свою речь слова-паразиты.

Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-паразитами являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека. Мало того, что употребляет маты, так еще и в неограниченных количествах, для связки слов.

У молодежи в ходу словечки «как бы», «типа». Они означают условность. Молодежь так и живет – «как бы пойдем, а как бы и не пойдем»; « типа будем, а типа и не будем». Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.

“. Сейчас нахожусь В РЕЖИМЕ ОЖИДАНИЯ, как он (Чубайс) воспримет мое заявление”. (Грубое нарушение нормы; неправильное управление)

“. В том темпе оплачивать ЗА услуги, которые государство предоставляет населению. ” (Надо: оплачивать услуги)

Геннадий Зюганов, лидер КПРФ

Россия-1,“Вести”, репортаж КПРФ о заседании Госдумы, 5 марта:

“Мы надеялись получить ответ на ЭТИ ОПАСНОСТИ” (не учтена семантика слова; вариант: на эти угрозы)

«Да, я суеверный. Человек не может жить без веры»( не видит различия между понятиями «вера-суеверие»).

«Согласно УКАЗА президента России об учреждении стипендии…»

Владимир ЖИРИНОВСКИЙ, лидер ЛДПР

Грамматическая ошибка: “Ваше коварство еще БОЛЕЕ ХУЖЕ. ” (Надо: «Ваше коварство ещѐ хуже…»)

«Я не вижу оснований ЗА то, чтобы этот законопроект не принимать». (Правильно будет: НА то)

Григорий ЯВЛИНСКИЙ, лидер фракции «Яблоко». “Новости” на Первом канале, 10 сентября.

“ У меня нет таких намерЕний. ” (Неправильное ударение. Допускается только: намЕрений)

Ошибки в газетах и программах

Газета “Московский комсомолец”, 14 марта, заголовок: “Ирина Понаровская займется рекламой ЧУЛКОВ” (норма требует: чулок)

Опираясь на изложенный выше материал, приходим к выводу, что владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме является предпосылкой успешной профессиональной деятельности. Умение говорить по-русски правильно необходимо всем, и особенно будущим деловым людям. А периодическая корректировка норм закономерна и вполне естественна, так как отвечает потребностям развивающегося языка и практики его освещения.

Список использованной литературы

• 1. Трубецкой Н. С. Общеславянский элемент в русской культуре Вопросы языкознания, 1990, 3, с. 127.

• 3. Панов М. В. Современный русский язык: Фонетика.— М., 1999.

• 4. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение.— 5-е изд.— М-, 1972.

• 5. Аванесов Р.И., Орфоэпический словарь русского языка, М., 1983

Источник

Что значит экологически чистый язык

«Мы должны оберегать язык от засорения, помня,

что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас».

Почему мы, россияне, должны проявлять заботу о родном языке? Во-первых, состояние национального государственного языка, высокий уровень речевой культуры — показатели благополучного состояния общества. Во-вторых, речь не только отражает, но и формирует мышление, регулирует поведение, межличностные и межкорпоративные отношения, является универсальным инструментом управления, воспитания в любом государстве. Д.С. Лихачев отмечал: «Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает ». 1

В эпоху новейших технологий, массовой компьютеризации, использования интернета, видеотехники и других достижений современной цивилизации глубокое знание родного языка, владение его литературными нормами остаётся обязательным требованием для всякого образованного человека. Наша повседневная «среда существования» (в том числе и языковая, духовная) должна быть здоровой, очищенной от разного рода «вредных примесей». Таким образом, повышение речевой культуры, совершенствование языка как средства общения, орудия мысли, формирования образа приобретает экологический характер. В предметах школьного обучения есть и такой — «Экология», в котором речь идет о сохранении, сбережении природной среды. Но ведь есть ещё и экология духа, экология нравственности и человечности, в которой главное — наш язык, наша речь. Так что можно и нужно говорить о лингвоэкологическом воспитании личности. Каждый из нас в ответе за состояние языковой среды, которую мы должны сохранять для новых поколений в чистоте и опрятности, в творческом обновлении и вместе с тем в богатстве накопленных культурных, художественных традиций. 2

Мной была выдвинута гипотеза, состоящая в том, что если привлекать внимание школьников к проблеме экологии языка и культуры речи, то, возможно, учащиеся будут более внимательны к сохранению традиций русского языка.

Предметом исследования стал процесс изучения факторов, порождающих снижение экологической безопасности языковой среды.

Объект исследования – современный русский язык.

Цель работы: всестороннее изучение и обобщение проблем экологии современного русского языка и культуры речи.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. ознакомиться с литературой по данной теме;

2. рассмотреть понятие «экология языка»;

3. изучить состояние речевой культуры современного общества;

4. провести анкетирование учащихся;

5. исследовать представления учащихся по поднятой проблеме;

6. наметить пути повышения речевой культуры.

Новизна работы заключается в том, что нами были разработаны рекомендации, направленные на сохранение чистоты русской речи и устранение в ней негативных процессов. Работа ориентирована на молодёжную аудиторию, то есть информация подается просто и доступно, а в итоге должен сложиться чёткий алгоритм действий: как не навредить своему языку.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что собранный материал систематизирован и приведен в данной работе таким образом, что изучение экологии русского языка и культуры речи становится возможным для любого желающего, поскольку все материалы не сложны для понимания и интересны.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования будут полезны как учащимся, так и их родителям с целью сохранения родного языка. Так же материал может быть использован как на уроках русского языка, литературы, так и во внеурочной работе со школьниками.

— теоретическое изучение литературы;

— сбор, сравнение, обработка полученной информации.

1. Теоретическая часть

1.1. Понятие «экология языка»

В наши дни понятие «экология» является биологическим термином. Экология – «наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания». 3 Впервые это понятие в науку ввел в 1866 году немецкий биолог Эрнст Геккель. Перед современной экологией стоит задача справиться с нарушением баланса естественных процессов, происходящих в результате вмешательства человека в естественно сложившиеся связи природной среды.

Термин «экология языка» возник сравнительно недавно. Но языки всегда находились в состоянии равновесия и взаимодействия друг с другом. С одной стороны, это приводит к их взаимному развитию, с другой стороны, к ущемлению.

Экология языка – новое направление в лингвистике, которое изучает взаимодействие языка с окружающими его факторами, с целью сохранения самобытности каждого отдельного языка и поддержания языкового многообразия. Понятие «экология языка» ввел лингвист Э. Хауген в 1970 году.

Слово «экология» составлено из двух греческих слов: oikos + logos. Первая часть означает «дом», «родина», отсюда – и более широкое современное значение: «среда обитания». Вторая часть многозначна, обозначает: «слово», «понятие», «мысль», «определение», «речь», «учение». Следовательно, термин «экология языка» можно трактовать, как «домостроительство», как «родное слово», «домашняя речь» или «словесная среда обитания». И в самом деле: человек живет и работает, действует и взаимодействует с другими людьми в определенной языковой среде. Речевое взаимодействие – непременное условие социальной коммуникации.

Неблагополучное состояние языковой среды вызывает духовную деградацию отдельной личности и всего народа. Ведь если не будет активных носителей литературного слова, язык станет мертвым. Поэтому и появилась экология слова как наука о сохранении самобытности словесного богатства, его чистоты и здоровья. Это наука об энергетике слова, о его творящей силе, о связи с языком живой природы, это, наконец, понятие о духовном значении слова и его связи с личностью человека.

1.2. Аспекты экологии языка

Итак, если экология в биологическом плане уже получила множество видовых подклассов, то и в экологии языка (лингвоэкологии) в настоящее время представляется возможным говорить о трех аспектах.

Таким образом, лингвоэкология выделяется в самостоятельную дисциплину. Предмет этой дисциплины – экология языка как его состояние в пространственно-временном континууме, определяемое взаимоотношением с пользователями в прямом контакте или через посредство другого /других языков.

1.3. Изучение проблематики вопроса исследования

В своем «Слове при получении Большой Ломоносовской медали Российской академии наук» А.И. Солженицын сказал: «Процесс эволюции всякого языка течет постоянно: что-то постепенно теряется, что-то приобретается. Но крупная общественная революция приводит в ненормальное, болезненное сотрясение также и весь язык, в опасных пределах. Так и русский язык от потрясений ХХ века — болезненно покорежился, испытал коррозию, быстро оскудел, сузился потерею своих неповторимых красок и соков, своей гибкости и глубины. А с разложения языка начинается и им сопровождается разложение культуры. Это — и символичное, и духовно опаснейшее повреждение” 6

Современное состояние русского языка и, конечно, больше всего, его речевого употребления вызывает озабоченность не только языковедов, но всех, кто любит и ценит родную речь. Нельзя не разделить опасения выдающегося российского лингвиста профессора Л.И. Скворцова, считающего, что «снижение общей культуры речи всем заметно и представляет настоящую угрозу литературному языку». «В переживаемую нами эпоху новейших достижений цивилизации подлинно глубокое знание родного языка, владение его литературными нормами остается обязательным требованием для всякого образованного человека. Это требование связано с очень важным аспектом – экологией языка. Как в природе есть предельные уровни загазованности воздуха, загрязнения воды, накопления радиации, при которых начинаются необратимые процессы разрушения, так и в языке существуют пределы его искажения, огрубления, нарушения смысловых, стилистических и грамматических норм». 7

В связи с вышесказанным, закономерным является обращение к данной проблеме.

1.4. Величайшее богатство народа – его язык!

Весьма точно и метко дал определение родному языку М.А. Шолохов: «Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта».

Мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком, потому и ощутить его так же трудно, как почувствовать движение планеты под ногами. Язык кажется нам врождённым свойством, без которого не может существовать человек, как не может он жить без дыхания. От того мы и не замечаем той гигантской работы, которую выполняет язык в нашей жизни. Между тем, постоянно приходится разговаривать с кем-то, писать, читать, думать, слушать. И во всех этих случаях используется родное слово.

Общаемся мы не только с нашими современниками, беседуя или переписываясь с друзьями, читая газеты, журналы, книги, знакомясь с программами радио и телевидения. Работая с архивами, историческими документами, читая художественные произведения прошлых веков, мы как бы общаемся и с людьми, жившими до нас. И в то же самое время, используя язык, мы получаем возможность общения и со своими потомками, которые ещё и не родились на свет, но рано или поздно получат возможность познакомиться с устными и письменными свидетельствами жизни сегодняшней через книги, газеты, журналы наших современников. Значит, язык существует для того, чтобы удовлетворить потребность людей в общении друг с другом, и при этом цель любого общения в том, чтобы один человек понял другого. К сожалению, часто бывает так, что люди говорят на одном языке, но не совсем понимают друг друга. Отчего же это происходит?

Русский народ давно подметил особенности общения и в одной из пословиц уважительно отозвался о той серьёзной и очень ответственной работе, которую выполняет человек, общаясь с другим, и сравнил эту работу с благородным и нелёгким трудом земледельца: «Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает». И если говорящий не ведает, что «сеет», если речь его небрежна, неразборчива и неграмотна, то общение будет крайне затруднено, всходы такого посева могут не взойти и речевое общение не достигнет своей главной цели. С другой стороны, тому, кто «собирает», тоже нужно хорошее знание языка, уважительное и внимательное отношение к чужой речи, желание как можно лучше понять её содержание, уловить настроение собеседника. 12

С литературным языком тесно связано понятие культуры речи. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей. Владение культурой речи — своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, журналистов.

Учёные, пытаясь понять сущность речевого общения, выделили и разграничили два понятия – язык и речь. Первое – это социальное явление, исторически изменяющаяся знаковая система, служащая средством общения и существующая в двух основных формах – устной и письменной. Второе – это индивидуальное явление, один из видов коммуникативной деятельности человека. Таким образом, язык и речь неразрывно связаны между собой. В речи одного человека отражается богатство языка в той мере, в которой он его изучает и знает.

Настоятельные призывы к ответственности за слово не пустой звук: забота о высоте и чистоте слова – задача не только культурно-воспитательная, но и глубоко нравственная.

Можно со всей уверенностью сказать: нравственное – всегда экологичное. Как, впрочем, и наоборот: экологичное – всегда нравственное, оно несёт добро для всех и служит всем.

1.5. Современная речевая ситуация

Сегодня, в начале XXI века, остро встает вопрос о проблемном состоянии речевой культуры. Экология современного русского языка привлекает внимание огромного количества специалистов, становится предметом дискуссий русскоговорящего населения. Ощущая языковое неблагополучие, люди пытаются понять, с чем связано тревожащее многих состояние речевой культуры. Филологами-языковедами была сделана попытка выделить наиболее значимые черты состояния русского языка современности. Лингвисты выделили ряд факторов.

1. Резко расширился состав участников массовой и коллективной коммуникации: новые слои населения приобщились к роли ораторов, к роли пишущих в газеты и журналы. Возможность выступать публично получили тысячи людей с разным уровнем речевой культуры.

2. В средствах массовой информации резко ослабели цензура и автоцензура, которые раньше в значительной степени определяли характер речевого поведения граждан.

3. Возросло личностное начало в лексике. Безликое и безадресное слово сменяется речью, которая приобрела конкретного адресата.

4. Расширилась сфера спонтанного общения не только личного, но и публичного. Люди уже не произносят и не читают заранее написанные тексты.

5. Рождается много новых жанров устной публичной речи в сфере массовой коммуникации. Сухой диктор радио и ТВ сменился ведущим, который размышляет, шутит, высказывает свое мнение.

6. Резко возрастает психологическое неприятие бюрократического языка прошлого (так называемого новояза).

7. Появляется стремление выработать новые средства выражения, новые формы образности, новые виды обращений к незнакомым людям.

8. Свобода и раскрепощенность речевого поведения влекут за собой расшатывание языковых норм, рост языковой вариативности.

9. Оскудение словарного запаса, забвение многих значимых в русской картине мира, ценных в духовном и нравственном отношении слов и фразеологизмов.

10. «Клиповое сознание» у современников (многие люди видят картинками).

11. Резкое снижение количества читающих людей.

12. Вымирает эпистолярный жанр. Многие не знаю правил написания письма, особенностей эпистолярного жанра.

13. Разрыв между усложненными требованиями новой школьной программы по русскому языку и реальными возможностями сегодняшней российской школы.

14. Уменьшение учебных часов по русскому языку в школьных и вузовских программах.

15. Сокращение базы разговорного русского языка в связи с изменением геополитической обстановки в мире,

1.6. Проблемы экологии языка и культуры речи

Анализируя экологические проблемы языка и культуры речи, можно выделить основные среди них. Нарушения норм литературного языка и негативные явления в речи современников таковы.

Наиболее часто встречаются в речи и, безусловно, засоряют ее слова-паразиты, которые еще называют «навязчивыми словами», словами-пустышками, словами-сорняками. Их особенностью является то, что сами по себе они, как правило, входят в состав общеупотребительной лексики литературного языка. Но если они используются говорящим, не неся обычной своей смысловой нагрузки, то засоряют речь пустотой и бессодержательностью. Употребление слов-паразитов всегда оценивается слушателями негативно, поскольку данными выражениями прикрываются трудности с подбором слов, бедность лексикона или низкий уровень развития интеллекта говорящего.

Иногда, если человек не может подобрать нужное слово, то использует для заминки звуки-паразиты. Это всем известные: «Э-э-э», «М-м-м», «А-а-а». Помимо того, что сорные слова мешают восприятию речи и пониманию, они еще и утомляют слушателя. В сборнике «Заметки о русском» Д.С. Лихачёв писал: «Избегайте слов-паразитов, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли».

Сегодня тотальное распространение сквернословия принимает угрожающие черты и формы. На улице, в транспорте, с телеэкранов и даже от малолетних детей можно услышать ненормативную лексику. Сквернословие становится нормой.

Обратившись к истории возникновения русского мата, я пришла к выводу, что матерщина в древности являлась языческим заклинанием. У славян она несла функцию проклятия. Человек, произносящий эти слова, тем самым проклинал себя и окружающих.

Русская пословица гласит: «От гнилого сердца и гнилые слова». Когда сердце человеческое развращается, гнилые скверные слова появляются как признак духовного разложения. Сквернословие – это признак избытка скверны в сердце. Если сердце человека не очищено, а переполнено ядом и горечью, то сквернословие льется от него неудержимым потоком.

Д.С. Лихачёв считал, что бранную лексику используют очень слабые люди из чувства неуверенности в себе, из страха, из боязни, пытаясь таким весьма неудачным способом продемонстрировать свою силу. По-настоящему сильный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться матом. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

3. Жаргонная лексика и молодёжный сленг

Жаргонная лексика характеризуется ограниченным употреблением. Она является социальным вариантом речи, называемой жаргоном, и употребляется в определенных условиях общения.

Мы являемся свидетелями использования жаргона не только в повседневной жизни, но и в печати, на телевидении, на радио, на эстраде.

Заимствованные слова – слова, пришедшие в русский язык из других языков. Тенденция к употреблению слов, пришедших из английского языка, вместо русских со схожей, а порой и идентичной семантикой, начала проявляться с середины XX и была названа В.В. Виноградовым «Американобесием». Особенно проблема неоправданных заимствований усилилась в конце XX века и продолжается до сегодняшнего дня.

Заимствования необходимы в любом языке. Без них он не способен развиваться. Но в нашей стране слишком много неоправданных и даже ненужных заимствований, которые попросту вытесняют нашу речь. Например, слово «хорошо» молодёжь заменяет английским аналогом «окей». Или русское слово «нападающий» в футболе уже редко употребляется. Оно успешно заменяется английским «форвард».

Своим неоправданным использованием иностранная речь засоряет речь нашу, осложняя общение. Именно поэтому использование заимствований должно быть разумным.

Просторечия – это лексика с пониженной стилистической окраской, среди которой могут быть формы, содержащие положительную оценку называемых понятий («работяга», «башковитый»). Но гораздо больше форм, характеризующихся упрощённостью, грубоватостью и служащих обычно для выражения резких отрицательных оценок говорящего к обозначаемым понятиям. Например: «обалдеть» (утомиться), «облапошить» (обмануть), «муторный» (неприятный), «замызганный» (грязный).

Просторечие характерно городской речи, используется часто для придания речи специфического оттенка. Применение просторечия может совершаться для выражения более глубокой чувственной окраски языка говорящего. В этом случае его употребление не влечёт за собой ничего негативного. Но при использовании данной лексической единицы малообразованным населением в качестве нормированной речи, в результате неспособности применить стилизованную речь, ведёт к расслоению национального языка, его деградации. Просторечие может быть уместно в определённых случаях, но не более чем стилистический приём, использование его в качестве повседневной речи может иметь лишь негативную окраску.

6. Языковая игра рекламных текстов

Особое место занимает язык рекламы. «Сникерсни в своем формате» – Скажите, пожалуйста, как перевести эту рекламу на русский язык? Об этом можно только догадываться…

Для создания выразительных рекламных текстов используют игру слов и образов, искажение правописания и идиом, «неправильный» синтаксис и необычное использование знаков препинания. Язык рекламных текстов проникает в повседневную речь, заметно обедняя её, выполняет негативную функцию.

7. Компьютерный сленг

Также не каждому человеку станет понятно выражение «трехпальцевый салют», которое обозначает сброс компьютера нажатием клавиш Ctrl-Alt-Del. Благодаря знанию такого специального языка компьютерщики чувствуют себя членами некой замкнутой общности. В числе компьютерной лексики есть и вульгарные выражения.

Большинство слов, относящихся к компьютерному сленгу, являются производными от профессиональных терминов, практически все из которых заимствованы из английского языка. Таким образом, компьютерный сленг способствует загрязнению русского языка и культуры речи.

2. Практическая часть

2.1. Анкетирование школьников

Сегодня речь наших современников привлекает все большее внимание журналистов, ученых разных специальностей, писателей, педагогов, она становится предметом острых дискуссий рядовых носителей русского языка. Ощущая речевое неблагополучие, они пытаются ответить на вопросы, с чем связано тревожащее многих состояние речевой культуры, и как с этим бороться. Захотелось узнать отношение учащихся моей школы к данным проблемам.

Первым этапом практической части моего исследования стало анкетирование школьников 9-х, 10-х и 11-х классов. Анализируя полученные результаты, я пришла к выводу, что с термином «экология языка» знакомы большинство ребят. Следовательно, такие злободневные на сегодняшний день вопросы затрагиваются в школьной программе. О загрязнении языка и культуры речи осведомлены тоже подавляющая часть респондентов. Вывод: засорение языковой среды ведёт к оскудению культуры речи, утрачиваются нормы литературного языка, происходит деградация русского народа. На диаграммах отчётливо видно, что почти все респонденты нарушают нормы литературного языка, используя в своём лексиконе неоправданные заимствования, сленг, жаргонизмы, слова-паразиты и даже нецензурную брань. Однако, радует тот факт, что частично ребята могут отказаться от негативных явлений, загрязняющих русский язык. Таким образом, проведенное анкетирование и результаты исследований демонстрируют настораживающие тенденции: русское население начинает привыкать к низкой культуре речи окружающих, принимать её за норму. У людей снижается требовательность к чужой и своей речи. Вследствие чего уровень культуры речи признаётся достаточным, не требующим совершенствования.

В силу возраста и неопытности я не могу полностью представить системную работу по экологии языка и культуры речи, но понимаю, что ею должны быть охвачены детсады и школы, библиотеки и досуговые центры, телевидение и печать, высшие учебные заведения и органы власти, родители, ученики, писатели, деятели культуры, политики.

Анкетирование, проведенное среди учащихся 9-11 классов, показало, что ученики, хоть и используют слова-паразиты, жаргон, неоправданные заимствования, сквернословие, сленг тоже обеспокоены состоянием современного языка. На классном часе, посвящённом экологическим проблемам русского языка и культуры речи, ребятами были выдвинуты предложения о проведении в нашей школе ряда мероприятий, направленных на поддержание языковой культуры.

2.2. «Волонтёрское движение за экологию русского языка».

Вторым этапом практической части моей исследовательской работы стало мероприятие «Волонтерское движение за экологию русского языка». В школе на переменах со своими одноклассниками я организовала акцию «За экологию русского языка». Мы подготовили шаблоны в виде развернутой ладони и попросили учащихся разного возраста оставить пожелания и лозунги в защиту русского языка, а ещё предложения по устранению негативных явлений, загрязняющих родной язык и культуру речи. Также с аналогичной просьбой мы обратились к преподавателям и родителям.

Также в целях приобщения школьников среднего звена к проблемам экологии русского языка и культуры речи в нашем образовательном учреждении был проведён квест-конкурс, в котором я была ведущей и разрабатывала задания для станций. Ученикам данное мероприятие понравилось, взрослые тоже оценили важность и пользу от его проведения. Было решено проводить такие конкурсы периодически и акцентировать внимание ребят на экологических проблемах русского языка.

С 2017 года я являюсь членом городского Совета лидеров молодёжи. На одном из заседаний я выступила с инициативой о проведении единого дня грамотной и красивой речи в городских образовательных учреждениях. Выдвинутое предложение показалось интересным. В данное время оно находится на рассмотрении.

2.3. Разработка рекомендаций, направленных на улучшение языковой ситуации

Следующим этапом моей исследовательской работы стало проведение повторного анкетирования среди учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов и опрос взрослого населения (педагогов и родителей). Анализ и сравнение результатов первого и второго анкетирования показали, как меняется отношение школьников к экологическим проблемам языка и речи. На диаграммах видно, что ситуация хоть и незначительно, но меняется в лучшую сторону.

После опроса взрослых и обработки анкет школьников удалось сформулировать следующие рекомендации:

1. Обратить внимание министерства просвещения на учебники, по которым работают школьники. Они должны быть красивыми по форме и умными, глубокими по содержанию.

2. Увеличить количество уроков русского языка и литературы в старших классах.

3. Расширить круг научно-популярных передач по лингвистике.

4. Сделать классические произведения мировой литературы доступными каждой семье.

5. Ограничить доступ на телевидение, на страницы журналов и газет жаргонных, вульгарных выражений, нецензурной брани, необоснованных заимствований.

6. Публичные люди: журналисты, политики, представители высшего эшелона власти, шоу-бизнеса – должны владеть нормами русской литературной речи.

7. В телевещании должно быть больше молодежных шоу, из которых было бы понятно, что говорить на правильном русском языке модно, потому что мы, молодые, подвержены моде.

8. В школах проводить больше уроков, интересных мероприятий по культуре речи.

9. Включить в общешкольный план работы и пункт о соблюдении речевого этикета, о культуре речевого поведения в «Правила поведения учащихся».

10. На государственном уровне создать закон о защите русского языка.

11. Обеспечить библиотеки новыми словарями и учебниками по русскому языку и культуре речи.

12. Поднять общественность, молодёжь на борьбу с засорением русского языка (проводить конференции, форумы, акции, «круглые столы»…).

13. Ежегодно 21 февраля проводить общешкольное мероприятие «День русского языка».

14. Возобновить работу школы дикторов (была упразднена при распаде СССР).

15. Обеспечить финансирование научных и научно-популярных журналов по русскому языку.

16. И главное: все вместе и каждый в отдельности должен захотеть говорить на родном языке правильно, доступно, выразительно. Грамотная речь должна стать нормой.

Данный комплекс мер должен не столько остановить, сколько хотя бы уменьшить скорость деградации русского языка и культуры речи.

Трудно переоценить роль русского языка, как в жизни отдельного человека, так и в жизни всей нашей большой страны. Она поистине огромна: русский язык объединяет людей, хранит и передает будущим поколениям культурные ценности, задает направления научным исследованиям, поддерживает, растит и оживляет наше самосознание.

Бороться за экологию языка и культуру речи можно и нужно. На мой взгляд, необходимо широкое, общенародное распространение научных сведений о законах и правилах русского языка, о его стилистических богатствах, о способах образования новых слов, об огромной роли языка как “орудия культуры”, как средства познания. Необходимо также воспитание эстетического чутья языка и глубокого сознания ответственности за честное и чистое обращение с ним.

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – лучшая опора, верное подспорье и очень важная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.

В нашей исследовательской работе, не претендующей на законченность, изучив современное состояние русского языка, мы рассчитывали на то, что наша деятельность будет являться своего рода приглашением для подрастающего поколения к размышлению о том, что каждый из нас может сделать для оздоровления родного языка и культуры речи. Данной работой я специально привлекла внимание школьников к изучению экологии языка и культуры речи, провела мероприятие «Волонтёрское движение за экологию русского языка» и квест-конкурс для семиклассников, поэтому я считаю, что учащиеся будут более внимательны к сохранению традиций русского языка. Опрос школьников показал, что действительно данная проблема актуальна и прогрессивная молодежь России стремится к укреплению русских традиций. Таким образом, выдвинутая гипотеза доказана.

И в заключение хочется привести слова И.С. Тургенева: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. Берегите чистоту языка, как святыню!»

4. Список литературы

1) Березин Ф.М. «Пушкин и русский язык сегодня» Ж. «Русский язык в школе» №3, 1999.

2) Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. 12-е изд. Ростов Н/Д: Феникс, 2005. – 544 с.

3) Волгин И. Печать бездарности. Пуризм и вопросы языкознания // Литературная газета. 1993. № 34.

5) Ирзабеков В. Д. Тайна русского слова. М.: Даниловский благовестник, 2007.

8) Комлев Н.Г. Понимаем ли мы, на каком языке говорим//Лит. Газета. 1997. 8 октября.

9) Лихачев Д. «Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет»,- Л.: Сов. писатель, 1989. – 608 с.

10) Лихачёв Д.С. Земля родная: кн. для учащихся. — М., Просвещение. — 1983. — 256 с.

11) Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. – М.:Знание,1982. – 160 с.

12) Миловатский В.С. Об экологии слова По благословению игумена Иоанна (Экономцева) Москва, М.: Издательство «Просветитель», 2001. – 176 с.

13) Светана-Толстая С.В. Во имя сохранения культуры // Журналистика и культура русской речи. Выпуск 4. 1997.

14) Скворцов Л. Экология языка нуждается в защите. Интервью РГРК «Голос России», 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://group-global.org/sites/default/files/publications

16) Скворцов Л. И. «Каждый из нас в ответе за русский язык» Журнал о России и русском мире «Русский век» №3(17) март 2009.

17) Сковородников А.П. Об экологии русского языка // Филологические науки. 1992. № 5−6. С. 104−111.

18) Солженицын А.И. Слово при получении Большой Ломоносовской медали Российской Академии Наук // Независимая газета. 3 июня 1999.

1. Знаком ли вам термин «экология языка»?

2. Знаете ли вы, что наш родной язык загрязнён?

3. Чем грозит засорение языковой среды?

4. Что, по-вашему, загрязняет русский язык?

5. Используете ли вы в своей речи неоправданные заимствования?

6. Употребляете ли вы ненормативную лексику?

7. Используете ли вы в своей речи слова-паразиты?

8. Употребляете ли вы сленг и жаргонизмы?

9. Може6те ли вы обойтись без использования негативных явлений, загрязняющих вашу речь?

10. Ваши предложения по устранению негативных причин в речевой культуре.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *