Что значит эффективный руководитель
Каким должен быть эффективный руководитель
Быть настоящим лидером невероятно трудно. Причем не только из-за ответственности, но и от того, что в больших коллективах к руководству всегда относятся с негодованием. Кроме этого, так уж повелось, что руководителям не стесняются приписывать нелицеприятные черты, к примеру, чрезмерную самоуверенность. Конечно, в большинстве случаев руководство достойно уважения. Никто не рождается хорошим начальником, чтобы им стать приходится пройти тернистый путь.
До того, как назначить человека на руководящий пост, его кандидатуру рассматривают на наличие определенных качеств. Понять, какие качества должны быть у эффективного руководителя помогает психология управления. В первую очередь всегда смотрят на индивидуальные черты характера. Если эти черты совпадают с психологическим портретом хорошего управляющего, то человек может рассчитывать на скорый карьерный рост и заветное кресло руководителя.
Ключевые индивидуальные черты начальника
Нереально стать хорошим директором, если вы не в состоянии контролировать свои поступки, и не способны оценивать их со стороны. В работе с людьми не обойтись без критической самооценки, она нужна для нормальных отношений со своими подчиненными. Руководитель, у которого это качество присутствует, не будет требовать от своих людей невыполнимого, ведь он отлично понимает, что возможно сделать, а что нет.
Это один из ключевых факторов, который заставляет человека двигаться вперед, продираясь к вершине пищевой цепочки. Все действия амбициозного сотрудника направлены на улучшение собственной работы. Как раз это и позволяет ему выгодно выделиться и получить завидное продвижение. Амбициозность крайне важна в частном бизнесе. Если у человека она отсутствует, то он вряд ли продвинется дальше и так и останется владельцем парочки мелких магазинов или кафе.
Настойчивость и решительность
Если человек боится сделать ошибку, податливый к мнению других людей – вряд ли он сможет быть успешным. Конечно, глупо спорить, все мы люди и у всех нас есть свои страхи и мысли о возможных ошибках. Вот только давать волю своему страху тоже не нужно. Хороший начальник также боится, но, несмотря на это все равно двигается вперед и достигает поставленной цели.
Терпеливость и самообладание
Настоящий руководитель понимает, что он несет ответственность не только за себя, но и за всех своих подчиненных. Нельзя отстраняться от коллектива, так вы не сможете им эффективно управлять. Если люди чувствуют, что начальник от них отдалился, то и работать будут спустя рукава, а это негативно скажется на продуктивности.
Все подчиненные должны четко и быстро выполнять поставленную задачу. В случае если вы позволяете им работать, как уже выше говорилось, спустя рукава, то можно забыть про эффективность и дисциплину. Каждый начальник должен помнить, что он также отвечает за дисциплину в коллективе. Дабы все указания выполнялись качественно и за короткий срок, распоряжения нужно давать без крика, а ко всем подчиненным относиться справедливо. Крики, угрозы, повышение тона – неправильная тактика.
Не секрет, что разные люди по-разному относятся к своим сотрудникам. Вот только нельзя забывать про то, что люди не любят, когда выделяют кого-то одного. Не заводите любимчиков, ко всем подчиненным нужно относиться одинаково.
Чувство такта и взаимоуважение
В большой компании уважительного отношения вправе ожидать любой работник, даже если это ночной охранник. Не нужно принижать достоинство людей, наоборот, помогайте и поддерживайте их, тогда вы точно завоюете их любовь. Все психологи уверяют, что хороший начальник не забудет спросить про самочувствие своих подчиненных, сопереживает их горю или утрате и т.п. Идеальный руководитель всегда воспринимается подчиненным как не чужой человек, что благотворно сказывается на качестве работы.
Личностные профессиональные качества
От знаний и умений начальника напрямую зависит успешность организации. Поэтому управляющий должен соответствовать нижеуказанным требованиям:
Любой лидер, как капитан судна, должен знать ответы на все вопросы и быть образцом для подражания. Также не стоит забывать про такие качества как: стремление идти вперед, самообразование и всестороннее развитие, навык обнаружения и быстрого решения проблем, умение слушать других.
Навык организации работы – один из главных для эффективного руководителя. Ведь слаженная работа подчиненных – залог успешности любого бизнеса.
Быстрое принятие решений
Руководитель обязан незамедлительно решать критические ситуации, уметь просчитывать все на несколько ходов вперед. Нередко бывает так, что промедление – смерти подобно, ведь начальник отвечает не за одни материальные и производственные ценности, но в первую очередь за своих подчиненных. Поэтому нужно четко понимать, как поступать в критических случаях.
Деловые качества
Не стоит сбрасывать со счетов и деловые качества руководителя. Ключевыми являются нижеперечисленные особенности:
В коллективе регулярно случаются разнообразные конфликтные ситуации, поэтому начальник должен выступать этаким «отцом семейства», уметь поощрять и наказывать. Вот только не стоит забывать про справедливость. Порой, руководителю приходится становиться генералом на поле боя и принимать трудные решения, для выхода из сложившейся ситуации. Но не забывайте, что за все принятые решения ответственны вы сами. Иногда нужно уметь становиться другом, чтобы поддержать коллег. Вот только не стоит забывать, что вы начальник, а значит, интересы компании стоят выше ваших.
Если у вас есть большинство указанных выше качеств, не сомневайтесь, в скором времени вас обязательно ждет продвижение по карьерной лестнице. А если нет – то постарайтесь развить их, начав с собственных амбиций. Тем более что сейчас хватает разнообразных тренингов, где людям помогают развить определенные качества.
Что значит быть эффективным руководителем?
Вас отметило начальство, Вам доверили руководить людьми, а может быть и целыми отделами. Теперь ваш задача – закрепить оказанное доверие, и всегда помнить, что эффективный руководитель – это, прежде всего человек, понимающий, что он должен служить примером, создавая соответствующий микроклимат в коллективе. Такой руководитель всегда увлекает примером, его слова не расходятся с делом. Этот человек должен быть еще и хорошим психологом – найти общий язык с подчиненными, объяснить и обосновать свои идеи и мысли так, чтобы не возникло конфликтов и разногласий в коллективе, удержать собственную репутацию. Дать задание одному сотруднику, не обидев другого, увидеть, кто является более компетентным в тех или иных вопросах – все это требует знаний не только в области экономики и юриспруденции. Эффективное руководство также заключается и в умении четко организовать работу всех подчиненных, без давления не на них, а наоборот, поощряя и показывая, что они не просто сотрудники, а очень ценные кадры, без которых данная организация вряд ли смогла бы достойно представляться на рынке. Конечно же, ведь всегда приятнее осознавать, что руководство видит в тебе не только «технического исполнителя» приказов и поручений. Здесь важную роль играет человеческий фактор – ведь если к сотрудникам относятся с уважением, значит, и работать они будут охотнее и эффективнее, они сделают все возможное для процветания своей компании. Помню себя, секретарем сразу двух начальников. Как было приятно и лестно, что со мной советуются по очень важным финансовым вопросам, спрашивают мнение о сотрудниках, предлагают принять участие в обсуждении других важных дел. Возможно, именно поэтому через пять лет мне удалось подняться по служебной лестнице до заместителя одного из начальников! То есть, стимулируя работника на самом начальном этапе, эффективный руководитель не только обеспечивает эффективную и качественную работу отдела, но и воодушевляет своих подчиненных на дальнейшие карьерные подвиги. В голове у эффективного начальника всегда есть свежие идеи, но он выслушает своих подчиненных с интересом. И всегда нужно помнить, что эффективный руководитель общается искренне и прямо со своими подчиненными, практически на равных, избегает строгого надзора – то есть не «играет в начальника», а действительно является эффективным руководителем. Именно такого общения не хватает во многих фирмах и организациях в наше время.
Умный начальник обязательно будет иметь много сторонников, постоянно поддерживающих его идеи и стиль руководства. Руководитель сможет грамотно распределить обязанности, распланирует работу так, что никто и не поймет, что ими руководят! Иными словами, эффективный руководитель в наши дни становится наставником своих подчиненных, их «учителем». Он готов простить ошибку, если она была совершена из желания принести пользу фирме. Такой руководитель старается быть «вместе» со своими подчиненными, а не «над ними». Как говорит Мераб Елашвили, президент «ГМР. Планета гостеприимства»: «Стиль стилем, но руководитель должен всегда оставаться самим собой, не превращаться в театрального актера, примеряющего маски. Скажем, если я по жизни человек требовательный, но справедливый, я таким останусь при любых обстоятельствах — причем не только на работе, но и дома, везде. Я всегда буду максимально выкладываться сам и призывать к активности и дисциплине других. Если вы остаетесь верным самому себе, люди вам верят. У них не возникает лишних сомнений и размышлений. У них горят глаза и появляется дополнительный стимул к тому, чтобы делать свою работу хорошо, — уважение к вам. Им просто хочется выполнить работу хорошо. Будьте открытым и искренним — и у вас будет больше кадровых и деловых удач, чем неуспехов». И с этим нельзя не согласиться.
Мастерство эффективного руководителя требует особых усилий и тренировок – для этого создаются специальные бизнес-тренинги. Все тренинги выполняют одну задачу и ставят перед собой аналогичные цели. Это – определить стили руководства, способствующие эффективному взаимодействию с сотрудниками; научиться координировать деятельность сотрудников, повышать эффективность взаимодействия между ними; научиться находить подход к каждому сотруднику и быть лидером для него; научиться анализировать и разумно использовать собственное время и время своих сотрудников; научиться распределять роли в команде, с учетом возможностей каждого участника. В ходе тренингов затрагиваются такие важные темы, как лидерство, формирование команды, развитие персонала, планирование, а также функции и качества руководителя.
10 качеств эффективного руководителя
Большинство сотрудников поддерживают руководителя, если он хороший лидер. Именно от качеств лидера зависит, насколько успешно бизнес будет функционировать. Как минимум он должен быть нацелен на результат, уметь мотивировать команду и выстраивать с ней коммуникации.
В целом руководитель успешной компании сочетает в себе комплекс различных качеств — и личностных, и преимущественно менеджерских.
1. Расширяет возможности команды, но не занимается микроуправлением
Микроменеджмент — это чрезмерный и постоянный контроль над сотрудниками. Его считают распространенной ошибкой, которую совершают управленцы, часто даже не осознавая этого. Такая привычка начальников сильно раздражает сотрудников, убивает их интерес к работе и подавляет творческое начало.
Гораздо правильнее пытаться соблюдать баланс между советами и предоставлением свободы, демонстрировать доверие подчиненным и при этом отстаивать интересы команды.
2. Продуктивен и ориентирован на результат
Сотрудники предпочитают быть частью продуктивной и успешной команды, а это сложно сделать, если лидер не задает тон.
Эксперты часто говорят о том, что руководитель должен следовать поведенческим моделям. Давно прошли те времена, когда он мог позволить себе показательно опаздывать на встречи.
Руководитель в определенной степени становится для сотрудников образцом для подражания. Вряд ли люди будут выкладываться на работе, если не видят такой же включенности в процесс со стороны менеджеров.
Правильная модель поведения означает и соблюдение сроков, и умение держать слово, и учет мнения сотрудников, а также другие элементы работы, которые важны для конкретного отдела, подразделения компании.
3. Отличается хорошими коммуникационными способностями
Эффективное общение — одна из составляющих успешного менеджмента. Предполагается, что руководитель должен уметь не только делиться информацией, но и хорошо слушать.
Часто много времени уходит на размышления о том, как выстраивать коммуникации с командой: как предоставлять обратную связь, общаться, расставлять приоритеты и т.д. При этом многие не обращают внимания на то, что говорят сотрудники, какие идеи предлагают, какими проблемами и решениями хотят поделиться.
Умение слушать — это эмоциональный и личный вклад в тех, кто на вас работает. Когда вы слушаете людей, они чувствуют, что их ценят.
4. Отмечает потенциал других людей
В книге «Супербоссы» автор Сидни Финкельштейн указывает на то, что выдающиеся руководители выискивают в своих подчиненных скрытые таланты. Благодаря им люди быстрее развиваются в профессии и повышают производительность.
Как они это делают? Не стесняются говорить со своими сотрудниками об их потенциале. Большинство менеджеров считают, что знают все сильные стороны членов своей команды, но слишком часто они не говорят о них. Как правило, они общаются с сотрудниками тет-а-тет, чтобы получить отзывы о том, что можно улучшить в работе компании.
Как правило, люди оправдывают ожидания своего лидера. Поэтому, если вы скажете сотруднику, что верите в его способность достичь более амбициозных целей в продажах, он с большей вероятностью это сделает.
5. Не игнорирует команду
Лидеры часто становятся жертвами синдрома управления по электронной почте. Когда дел становится всё больше и больше, может показаться, что эффективнее закрыть дверь в свой кабинет. Но такую ошибку обычно совершают новички.
Команде необходимо видеть и слышать своего руководителя. Хорошим менеджерам как раз важно быть уверенными в том, что они постоянно находятся на связи с персоналом.
Поэтому, если вы заметили, что стали общаться с людьми исключительно по электронной почте, лучше назначайте индивидуальные встречи.
6. Уверенно принимает решения
Сотрудники ценят того, кто может принимать решения. Но ещё важно не только какое решение принимается, но и почему. Небольшие дополнительные усилия со стороны руководителя помогают команде понять контекст и приоритеты, улучшить свои собственные будущие решения и оставаться вовлеченными.
Как только ваша команда получит больше информации и поймет ваши приоритеты и причины, по которым вы принимаете решения, запустится цикл обратной связи. Если вы будете объяснять, с чем связано принятие того или иного решения, сотрудники будут учитывать эти критерии в своей работе.
Таким образом, вы будете давать команде возможность учиться и совершенствовать результаты.
Актуальное законодательство, справочные показатели, а также экспертная поддержка в решении спорных вопросов по бухгалтерским, кадровым и юридическим тематикам.
7. Обладает позитивным мышлением
Исследования в области социологии показывают, что наше настроение заразительно. Чем больше у вас авторитета, тем выше вероятность того, что ваше настроение влияет на других.
Из этого следует, что, какое бы настроение ни было у руководителя, окружающие его обязательно уловят. Так что, если вы настроены позитивно и излучаете энергию, ваша команда с большей вероятностью будет чувствовать себя так же.
Успешные лидеры должны уметь контролировать эмоции. Поэтому, когда вы чувствуете эмоциональное выгорание, стоит выделить время на отдых, чтобы поддержать позитивный настрой.
8. Поддерживает карьерный рост и обсуждает результаты
Чтобы предоставить сотрудникам свободу проявлять инициативу и мотивировать их на высокую производительность, менеджерам необходимо сформулировать четкие ожидания, обозначить ответственность за их выполнение и быстро реагировать, когда сотрудникам требуется поддержка.
Таким образом, руководители должны не только помогать своей команде развивать навыки и продвигаться по карьерной лестнице, но и четко осознавать ожидания и давать честные отзывы о производительности.
9. Демонстрирует ответственность
Сильный лидер несет ответственность за результаты команды, какими бы они не были — хорошими или плохими. Он считает себя и своих сотрудников ответственными за определенные действия, поэтому в команде создается атмосфера серьезного подхода к делу.
Ответственность и личный пример — одни из самых мощных инструментов, помогающих завоевать доверие команды.
10. Проявляет эмпатию
Эмпатия — это понимание и осознанное сопереживание.
Это образ мышления, который позволяет лидерам:
Эмпатия помогает создать в компании комфортную атмосферу с продуктивным персоналом.
Например, если сотрудник совершает ошибку или опаздывает, то лучше сначала понять причину. Почему ошибся? Почему опаздывает? Может быть, у него проблемы в семье? Может быть, у него сложности со здоровьем?
Настоящие лидеры чутко относятся к своим командам и глубоко вникают в их мотивацию.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Эффективный руководитель: кто это и как им стать?
Здравствуйте,
уважаемые гости и читатели блога!
Продолжаю публиковать статьи в рубрике «Бизнес и психология». В прошлой статье я описал, что такое социально-психологический климат в коллективе.
Тема этой статьи: кто есть эффективный руководитель, какими он должен обладать качествами и характеристиками
Кроме того, затрону вопрос, как эти качества становятся основой эффективности любой организации и предотвращают смерть бизнеса.
Хотя тема эта довольно избитая, и сказано по ней невероятно много, тем не менее, вопрос: «каким должен быть успешный руководитель и какими качествами он должен обладать?» остается открытым и недостаточно изученным.
Эта публикация является своего рода продолжением статьи:
Поэтому здесь будут представлены лишь самые важные, на мой взгляд, характеристики личности руководителя.
Но, прежде чем я перейду к их описанию, скажу, что если вы, будучи, руководителем и прочитав эту статью, не найдете у себя какого-то из перечисленных здесь качеств, то не стоит делать негативных выводов относительно своей успешности
Эта «золотая десятка» качеств – лишь идеальный образ, служащий ориентиром, и едва ли в реальности хоть один руководитель соответствует ему полностью.
Эффективный руководитель
и его основные качества и характеристики
1.Лидерство…
Это очевидно и тривиально. Но, тем не менее, об этом следует говорить. Ведь большинство понимает лидерство, как способность вести за собой людей.
Это верно, но этого мало.
Цельность личности – это способность быть мудрым и уметь научить этой мудрости других.
Нелегко сказать, что такое мудрость, но легко ответить, какие следы она оставляет в мире – это доверие.
Люди тянутся к мудрому лидеру, так как в таком руководителе они видят опору в неспокойном океане их жизни.
Кроме того, цельность личности успешного руководителя включает в себя и способность раскрывать личностные и профессиональные ресурсы своих подчиненных, помогать им самим становиться успешными и эффективными.
Пожалуй, это базовое качество успешного руководителя и основа успехов его организации и коллектива.
2.Умение слушать…
Просто сами себе дайте ответ на вопрос: «Каковы будут реакции подчиненных, если их руководитель слышит только себя?
Если он слушает, но не слышит их?».
Это одна из основных проблем неэффективного руководителя. Он слышит только себя. Он, скорее, приказывает, но не руководит.
Навязывает свое мнение, чем достигает цели через сотрудничество и управление, организованное на обратной связи.
Умение слушать – это базовое основание эффективных коммуникаций, позволяющее, хорошо понимать окружающих, а, значит, и управлять отношениями с ними, делать их продуктивными.
Способы развития этого умения описаны в статье:
3.Умение говорить…
И говорить так, что уже первые слова подчиненного на рабочий лад. Вы скажите:
«Так ведь можно просто приказать! Да так, что даже у самого ленивого появится рабочий настрой!».
А вы уверены, что этот настрой, основанный на приказе, не скрывает позади себя сильное внутренне сопротивление?
Вы уверены, что за этой маской рабочего настроения не корчит гримасы нелояльность сотрудника к вам, к работе и организации в целом? Или вам все равно?
Если так, то, извините, вы не успешный руководитель.
Слово успешного руководителя – это слово, которому доверяют, на которое можно опереться. Вот откуда позитивный настрой на работу, а совсем не от страха и безысходности
Ваше распоряжение или приказ должны брать в союзники не отрицательные, но положительные эмоции и чувства сотрудника.
Ваши слова должны искать в нем не жертву вашей власти и инструмент достижения результата, а Со-трудника, того, с кем Вместе Трудятся, сотрудничают для повышения общей результативности.
О том как правильно говорить, влияя на окружающих, читайте в статье:
Умение создавать прочные и плодотворные коммуникации с окружающими – бесспорный признак успешного руководителя.
И прежде всего это касается коммуникаций с сотрудниками.
Но это не все. Это еще и способность устанавливать позитивные отношения с самим собой.
Если руководитель вечно недоволен собой, всегда раздражен, ему все и всегда не нравится, то какие отношения у него буду складываться с подчиненными?
Думаю, ответ очевиден.
Именно поэтому эффективный руководитель – это человек с адекватной самооценкой.
Способный принять свои отрицательные качества, а не проецировать их на подчиненных, способный относиться к себе позитивно и не выплескивать скопившийся негатив на окружающих.
Успешный руководитель – это человек, живущий в мире с самим собой, а, значит, не имеющий психологических комплексов, которые он отыгрывает на окружающих.
Кроме того, успешный лидер умеет переживать поражения и неудачи и делать из них конструктивные выводы. Такой подход к делу и к жизни – хороший пример для подчиненных.
Успешный лидер есть начало (от лат. initium — начало) всех действий и проектов. Он постоянно ищет новые возможности, новые пути повышения своей эффективности и эффективности своих сотрудников.
Он владеет инициативой управленческих действий – именно это является основанием для подчинения его воле.
А не сама воля. Воля без инициативы — это просто энергия ненаправленного действия.
Как в поведении, так и в мышлении. Способность найти выход из любой сложной ситуации.
Способность видеть сразу несколько альтернативных путей движения и прорабатывать их, отыскивая самый правильный.
С пособность быстро переключаться с одного дела на другое без потери трудовой эффективности.
Кроме того, это и тактичность в разговоре и действиях, чувство меры в словах и эмоциях. Эффективный руководитель умеет найти компромисс, обойти углы, но своего добиться, не обидев при этом других.
Эффективный – это тот, кто умеет гибко чувствовать других людей, улавливать их внутренние психические состояния, ведь это основа успешного управления.
Успешный руководитель – это тот, кто умеет ставить себя на место других, сопереживать им и видеть ситуацию с их точки зрения.
Просто спрошу: «Как вы отнесетесь к руководителю, который работает спустя рукава, часто останавливает на перекур, ходит вразвалочку, словно он не занят ответственным делом, а в субботу на даче поливает любимые огурцы?».
И вновь ответ очевиден: ничего так не убивает авторитет руководителя, как инертность и пассивность.
Работоспособность руководителя должна создавать « трудовой зуд » у сотрудников, заражать их энергией результативности, подавать пример.
Работоспособный руководитель может продолжать активно действовать там, где другие уже капитулировали.
При всей своей зависимости от дел, проблем, от должности, от обязанностей, от своих решений, успешный руководитель всегда сохраняет личную автономность.
Это еще один важнейший элемент цельности его личности – при любых обстоятельствах оставаться самостоятельным и самодостаточным
Думаю, это один из главных ресурсов успешности. Попробуйте представить «успешную и зависимую личность ». Даже звучит как-то абсурдно.
Успешный лидер умеет действовать и разумно рисковать в ситуации неопределенности, в ситуации, когда нельзя просчитать или хотя бы предугадать правильность своих действий.
Неопределённость не выводит лидера из равновесия, его тревожность относительно будущего не превышает допустимые нормы и не мешает действовать эффективно.
Вне их орбиты не существует слаженного коллектива и эффективного предприятия.
Как можно видеть, получился довольно плотный список.
Конечно же, эффективный руководитель — это не только эти качества.
Но это самые важные.
Я не включил в этот список много чего, например: интеллект, образование, опыт, знания, умения, навыки, управленческие компетенции и т.п.
Все это важно, но, на самом деле, вторично.
«Золотая десятка» качеств, вошедших в данный список, – это стержень, вокруг которого организуются все остальные качества и компетенции лидера.
Если не будет этого стержня, то все остальное теряет управленческое значение.
До встречи в следующей статье!
© Денис Крюков
https://formaetsensum.ru/
Вместе с этой статьей читайте: