Что значит что санскрит принадлежит к индоевропейской семье языков
Санскрит язык
Санскрит язык
Санскрит | |
---|---|
Самоназвание: | संस्कृतम् |
Страны: | Индия и некоторые регионы Южной Азии |
Общее число носителей: | 49 736 — родной язык 194 433 — второй язык |
Статус: | язык культа, классический язык |
Классификация | |
Категория: | Языки Евразии |
Индоевропейская семья Индоиранская ветвь Индоарийская группа | |
Письменность: | деванагари и др. |
Языковые коды | |
ISO 639-1: | sa |
ISO 639-2: | san |
ISO 639-3: | san |
См. также: Проект:Лингвистика |
Санскрит повлиял на развитие языков Индии (главным образом в лексике) и на некоторые другие языки, оказавшиеся в сфере санскритской или буддийской культуры (язык кави, [9] [10] тибетский язык). [11] [12] [13] В Индии санскрит используется как язык гуманитарных наук и религиозного культа, в узком кругу — как разговорный язык. Санскрит использовал разные типы письменности, восходящие к брахми: кхароштхи, кушанское письмо, гупта, нагари, деванагари и другие (в настоящее время для санскрита используется только деванагари). [14] На санскрите написаны произведения художественной, религиозной, философской, юридической и научной литературы, оказавшие влияние на культуру Юго-Восточной и Центральной Азии и Западной Европы. [15]
Изучение санскрита в Европе началось с конца XVIII века, в 1786 году его открыл для Европы Уильям Джонс [16] (до этого санскрит был описан французским иезуитом Кёрду в 1767 году и немецким миссионером Ханкследеном, но их работы были опубликованы уже после работ Уильяма Джонса). Знакомство с санскритом сыграло в начале XIX века решающую роль в создании сравнительно-исторического языкознания. [17]
Содержание
Название
История
Санскрит принадлежит к индо-европейской языковой семье и индо-иранской ее ветви. [18] Санскрит оказал глубокое влияние на языки северной Индии, такие как хинди, урду, бенгали, маратхи, кашмирский язык, пенджаби, непальский и даже цыганский языки. [19] [20]
Внутри обширной индо-европейской языковой семьи санскрит подвергся тем же звуковым изменениям, что и все остальные языки группы satem (эти изменения в особенности хорошо прослеживаются также у балтийских, славянских, древнегреческого и армянского языков), хотя индоиранские языки разделяют также ряд характерных общих черт с фракийским и албанским языками. [21] Для того, чтобы дать объяснение общим чертам, присущим санскриту и другим индоевропейским языкам, многие учёные придерживаются теории миграции, утверждая, что исконные носители языка-предка санскрита пришли в современные Индию и Пакистан с севера-запада приблизительно в начале II тысячелетия до н. э. Доказательства данной теории включают в себя близкое родство индо-иранских языков с балтийскими и славянскими языками, [22] наличие у них языковых заимствований из неиндоевропейских финно-угорских языков, [23] а также наличие общих выявленных индоевропейских слов для обозначения флоры и фауны. Менее многочисленная часть учёных и довольно большое число индийских исследователей придерживаются противоположной точки зрения и считают, что носители древней формы индо-иранского языка являлись автохтонным населением Индии, связывая их с создателями Харапской цивилизации. [24]
Первое значение термина «санскрит» — «древний индо-арийский язык», материнский язык, давший рождение множеству диалектов и параллельно существовавшим со своим родственным древнеиранским языком (подветвь который включает в себя по крайней мере два выявленных языка — авестийский и древнеперсидский), от которого он лишь незначительно отличался. [25] Изучение многих индийских или среднеиндо-арийских языков приводит к вопросу о существовании в Античности на севере Индии параллельно с санскритом по крайней мере еще одного индо-арийского языка, который предположительно мог передать современному языку хинди часть своего словаря и своего фонетического состава, унаследованного им от общего с санскритом источника, но не присутствующих в санскрите. Если же не так, то можно говорить о языковых уровнях (присущим определенным социальным слоям, например касте торговцев).
Судя по обнаруженным в стране хеттов документам, составленных еще на одном индо-европейском языке (хеттском), имеющих несколько индо-арийских слов [26] — существительные (термины коневодства), а также имена собственные (теонимы), возможно определить, что на некоторой форме индо-арийского языка разговаривали в западной Азии еще в XIV в. до н. э. [27] [28] Однако на свидетельства об индианизации Малой Азии в эпоху Бронзового века, многие лингвисты отвечают, что в этом случае речь идет не о «староиндийском» языке или, как его еще называют «древнем индо-арийском», а о некой форме индо-иранского языка, употребляемой на определенном культурном уровне или в качестве языка религиозных церемоний, который был близок к доведическому санскриту. Другими словами, распространению древнеиндийского языка могла благоприятствовать определенная социо-культурная группа, говорящая на общем индо-иранском языке, состоящая из торговцев и конных наемников (т. н. «марияну»), работающих с лазуритом ювелиров, которая присутствовала не только в Месопотамии, но и в Египте и в Средней Азии, где она смешалась с ассирийскими торговцами, также как и с хурритами, спустившимися с предгорий Кавказа к Сирии и Киликии (империя Митанни на территории северной Сирии, государство лувитов Киццуватна в Киликии).
Ведический санскрит
Ведический санскрит или язык Вед представляет собой язык нескольких памятников древнеиндийской литературы, включающих сборники гимнов, жертвенных формул («Риг-веда», «Сама-веда», «Яджур-веда», «Атхарва-веда») и религиозных трактатов (Упанишады). Большая часть этих произведений написана на т. н. «средневедийском» и «нововедийском языках», за исключением «Риг-веды», язык которой может рассматриваться как самая древняя форма ведического санскрита. Язык Вед отстоит от классического санскрита примерно на такой же промежуток времени, как и греческий язык эпохи Гомера отстоит от классического древнегреческого языка. Древнеиндийский лингвист Панини (около V века до н. э.) считал ведический и классический санскрит разными языками. И сейчас многие учёные рассматривают ведический (наиболее древний) и классический санскрит как разные диалекты. Но в целом эти языки очень схожи. Считается, что классический санскрит произошёл от ведического.
Из ведических памятников самым древним признана «Риг-веда», последним — Упанишады. Чрезвычайно трудно датировать саму «Риг-веду», а следовательно, и начало действительной истории ведийского языка: священные тексты в самую раннюю эпоху своего существования произносились вслух и заучивались наизусть (что делается и в настоящее время). Сейчас лингвисты выделяют множество исторических страт в ведийском языке (по крайней мере две или три), исходя из грамматики, теонимов и стилистических особенностей текстов. Девять первых книг «Риг-веды» можно условно назвать написанными на «древневедийском языке».
Недавние исследования хараппских печатей позволяют без сомнения говорить о том, что наиболее древние части «Риг-веды» были написаны около 3900 года до н. э. ещё до расцвета цивилизации долины Инда, произошедшем в 2500 году до н. э. Так, Веды содержат описания различных затмений, которые возможно точно датировать, а первые книги Вед совсем не упоминают о металле, а о лошади говорится как о жертвенном животном. Этот архаичный и почти неупорядоченный язык является одним из наиболее близких к общему индо-европейскому праязыку, за исключением лишь анатолийских языков (главным образом хеттского и лувийского), что является особо ценным фактом для лингвистики, которая может подвергнуть анализу весь объем его текстов, его грамматику и весь его словарь и хотя не сохранилось ни одного письменного свидетельства эпохи создания Вед, учёные уверены, что устная передача их текстов вполне достоверна. Тексты Вед использовались в многочисленных религиозных церемониях и ритуалах, и правильное произнесение их текстов рассматривалось как наиболее важная и действенная составляющая всего религиозного культа.
Эпический санскрит
Эпический санскрит является переходной формой от ведического к классическому. Данная форма санскрита является более поздней формой ведического санскрита, прошедшей некоторую языковую эволюцию (например, на данном развитии языка отмечают исчезновение субъюнктива). Эпический санскрит является предклассической формой санскрита и употреблялся около V или IV вв. до н. э. Для данной формы санскрита можно было бы подобрать определение «поздневедийский язык». Считается, что именно исходная форма этого санскрита являлась тем языком, который Панини, без сомнения являвшийся первым лингвистом Античности (хотя его структуралистский подход мог быть и плодом более древнего наследия), описал грамматически и фонологически в своей точно составленной и непревзойденной по формализму работе. Структурно трактат Панини под названием «Аштадхьяйи» является полным аналогом современных подобных же лингвистических работ, для чего современной науке пришлось пройти тысячелетия своего развития. В самом же трактате Панини стремится описать язык, на котором говорил он сам, в то же время употребляя и ведические обороты, не упоминая при этом, что они уже являются архаическими. Именно в эту эпоху санскрит начинает подвергаться упорядочению и нормализации. На эпическом санскрите написаны такие известные произведения, как «Рамаяна» и «Махабхарата».
Появление пракритов
Фактически, единой системы письменности для санскрита не существует. Это объясняется тем, что литературные произведения передавались в основном устно. Когда же возникала необходимость записать текст, обычно использовался местный алфавит. Как письменность санскрита деванагари утвердился в конце XIX века — возможно, под влиянием европейцев, предпочитавших именно этот алфавит.
Согласно одной из гипотез, деванагари был завезён в Индию примерно в V веке до н. э. с Ближнего Востока купцами. Даже после освоения письменности индийцы продолжали заучивать тексты наизусть.
Старейшая известная система письменности для санскрита называется брахми. На брахми написан уникальный памятник древнеиндийской истории — «Надписи Ашоки» (III век до н. э.). Примерно к тому же периоду относится письменность кхароштхи. С IV по VIII века н. э. основным типом письменности стал гупта. С VIII века начинает формироваться шарада, который в XII веке будет сменён деванагари.
Грамматика
Грамматика санскрита очень сложна. В санскрите имеется три числа и 22 формы глаголов.
Лексика и словообразование санскрита
Префиксы эпического санскрита:
Глаголы делятся на две большие группы — тематические и атематические. На конце основы первых всегда имеется так называемая тематическая гласная «а», вторые соответственно её не имеют. В санскрите несколько сотен глагольных и отглагольных форм.
См. также
Примечания
Ссылки
Википедия содержит раздел
на языке санскрит
sa:मुखपृष्ठं
Официальные языки Индии
Полезное
Смотреть что такое «Санскрит язык» в других словарях:
Санскрит — Санскрит один из основных древнеиндийских языков [см. Индийские (индоарийские) языки]. Сложился на основе древнеиндийских диалектов и получил распространение с 1‑го тыс. до н. э. в Северной Индии. В пределах древнего периода противостоит… … Лингвистический энциклопедический словарь
Санскрит — Самоназвание: संस्कृता वाक्, संस्कृता भाषा Страны: Индия и неко … Википедия
САНСКРИТ — древнейший язык индусов, на котор. написаны их священные книги и поэтические произведения; родоначальник индийск. ветви индоевропейской семьи языков. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. САНСКРИТ… … Словарь иностранных слов русского языка
САНСКРИТ — (от санскр. самскрта букв. обработанный), литературно обработанная разновидность древнеиндийского языка индоевропейской языковой семьи. Известны памятники 1 в. до н. э. Отличается строго нормализованной грамматикой. На санскрите написаны… … Большой Энциклопедический словарь
Санскрит — (санскр. букв. – обработанный) – литературно обработанная разновидность древнеиндийского языка индоевропейской языковой семьи. Отличается строго нормализованной грамматикой. На санскрите написаны произведения художественной, религиозной,… … Энциклопедия культурологии
САНСКРИТ — (от санскритского сам скрта, буквально со ставленный), один из основных древнеиндийских языков индоевропейской языковой семьи. Известны памятники 1 в. до нашей эры. Сложился на основе древнеиндийских диалектов. Отличался строго нормализованной и… … Современная энциклопедия
САНСКРИТ — САНСКРИТ, санскрита, муж. (санскр. samskrta, букв. обработанный) (филол.). Литературный язык древних индусов, памятники которого восходят к глубокой древности, то же, что санскритский язык. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
язык — Говор, наречие, диалект; слог, стиль; народ. См. народ притча во языцех См. шпион владеть языком, воздержный на язык, говорить языком кого либо, держать язык за зубами, держать язык на веревочке, держать язык на привязи, закусить язык, злой язык … Словарь синонимов
Санскрит и его место в системе индоевропейских языков
Санскрит – древнеиндийский литературный язык. Это язык одной из великих мировых литератур. Санскрит – язык богатейшей философской и религиозной литературы, создававшейся не только в Индии, но и за ее пределами. Санскрит берет начало в индийской древности (историю его зарождения можно проследить вплоть до I-II тысячелетия до н.э.), широко распространяется в индийском средневековье и остается в употреблении, хотя и в более ограниченных пределах, вплоть до наших дней. Считаясь мертвым языком, не относящимся ни к какой из существующих этнических групп, он до сих пор служит источником пополнения для современных индийских языков.
Санскрит сохранился в многочисленных памятниках древней и средневековой индийской литературы разных жанров. Особое место занимают труды по языкознанию – лексикографические работы, описание звукового состава и грамматического строя языка. Результаты изучения грамматики, начатого в труде Яски “Нирукта” – VII-VI вв. до н.э. и продолженного многочисленными грамматистами, были обобщены и систематизированы языковедом Панини (V-IV вв. до н.э.) в трактате “Восьмикнижие”. Он дал исключительно глубокое и совершенное грамматическое описание санскрита. Труд Панини отличается совершенством метода описания языка и фиксирует те языковые нормы, соблюдение которых становится в дальнейшем обязательным в классических литературных памятниках. До этого времени эпический санскрит, бытовавший в широкой народной среде, отличался значительной свободой в употреблении грамматических форм. Связанность нормами грамматики Панини и классического санскрита, сохраняла чистоту и правильность форм языка, способствовала его превращению со временем в письменный, строго канонизированный язык. Процесс развития санскрита представлял собой непрерывное языковое изменение, и, когда санскрит был искусственно стабилизирован индийскими грамматиками, он продолжался в народной речи, дав впоследствии современные индоарийские языки.
Древнеиранские и древнеиндийские племена до вторжения последних в Индию образовывали единую общность. Доказательством этому является чрезвычайно далеко идущее совпадение систем (а не только отдельных черт) древнеиранского и древнеиндийского языков.
В настоящее время в большей части Индии говорят на языках, произошедших от одного языка, принесенного в Индию завоевателями с северо-запада более трех тысяч лет назад. Завоеватели, по-видимому, вторгались в Индию несколькими последовательными волнами, относящимися к разному времени. Распространение древнеиндийских диалектов можно достоверно связать лишь с последней волной; ее с известной вероятностью относят ко второй половине II тысячелетия до н.э. или даже к началу I тысячелетия до н.э. Вторгшиеся народы назывались на их собственном языке агуа; это слово употреблялось и как прилагательное, означавшее “знатный, благородный”. За ними в Азии остались родственные народы, постепенно занявшие все Иранское нагорье и обширные пространства Центральной Азии. Эти народы называли себя тем же именем, и от родительного падежа множественного числа этого слова образовалось современное название Иран. Иранцы, оставшиеся в долине реки Оксус (Аму-Дарья), стали быстро расселяться в разных направлениях, занимая не только Иранское плато, всегда остававшееся центром их распространения, но и обширные пространства Центральной Азии, доходя, с одной стороны, до границ Китая, а с другой, – до южнорусских степей.
Таким образом, термин “арийский” употребляется теперь как общее название этих народов и их языков; поэтому доказательством единства древнеиндийских и древнеиранских племен является существование общего для них самоназвания “арийцы”. Наряду с этим широко применяется также термин “индоиранский”, который считается синонимичным; однако он не всегда удобен, так как к арийским языкам относятся и такие, которые не имеют отношения ни к индийским, ни к иранским. Чтобы отличить индийскую ветвь от иранской, был создан термин “индоарийский”, который в применении к языку покрывает все языки и диалекты, произошедшие из этого источника с самых давних времен до наших дней.
Термин “санскрит” может использоваться в узком смысле (не включающем ведийский) и в широком (включающем как собственно санскрит, так и ведийский язык).
Термин “древнеиндийский” используется как общее обозначение, относящееся и к ведийскому, и к санскриту, и к тем отличным от них диалектам, которые могли исчезнуть, не оставив следов в виде письменных памятников.
Индийские языки относятся к индоарийской ветви арийской (иранодардоиндийской) семьи языков, входящих в индоевропейскую языковую общность.
Индоевропейские племена ариев в период расселения по территории Индии не обладали единым языком, а говорили, видимо, на нескольких близкородственных диалектах. Западные диалекты легли в основу языка, на котором создан древнейший памятник индийской литературы “Веды”. Временем становления ведийского языка ученые считают XV-XI вв. до н.э. Язык “Вед” – древнейшего литературного и религиозно-философского памятника Индии – представляет собой более архаичную и менее нормализованную в грамматическом отношении форму того же языка.
Восточные диалекты легли в основу древнеиндийского языка, который позже был назван санскритом. Классический санскрит сосуществовал со среднеиндийскими разговорными диалектами, пракритами, развившимися из других древнеиндийских диалектов и не подвергшихся, в отличие от классического санскрита, тщательной культурной обработке. Именно в этот период входит в употребление и сам термин “санскрит”, что значит “обработанный, грамматически правильный, литературный, доведенный до совершенства”, в отличие от термина “пракрит” – “необработанный, естественный, нелитературный”. Для классической формы древнего языка употребляли название “санскрит”, в противоположность пракриту как языку необразованных масс – того же индоарийского происхождения, но подвергавшемуся постоянным изменениям и эволюционировавшему. Среднеиндийские диалекты уступали санскриту как выразителю более древней и мощной культурной традиции и были оттеснены им.
Индоиранские языки образуют все вместе одну ветвь индоевропейской семьи. Открытие исторического родства между членами индоевропейской семьи было непосредственным результатом открытия европейскими учеными в конце XVIII в. санскритского языка и литературы. Сходство санскрита и в грамматике, и в словаре с классическими языками Европы заходит так далеко, что ученые, знакомые с латинским и греческим, не могли не быть поражены этими совпадениями. Так как до того времени не было ясного представления о действительной сущности развития языков и об их взаимоотношениях, объяснение этой неожиданной, но совершенно неоспоримой близости можно было сделать, только имея совершенно новый, научный подход к изучению языка. В своем известном обращении к Королевскому Азиатскому Обществу Бенгалии в 1786 г. сэр Уильям Джонс в общих чертах так обрисовал значение этого открытия:
“Санскритский язык, какова бы ни была его древность, имеет изумительную структуру; он совершеннее греческого, богаче латинского и изысканней, чем они оба, однако же обладает столь значительной близостью по отношению к ним обоим, что это не могло быть делом случая; близость эта, в самом деле, столь очевидна, что ни один филолог не может исследовать их, не проникаясь убеждением, что они произошли из какого-то общего источника, который, возможно, больше не существует”.
Между индоарийскими диалектами и языками западно-индоевропейского языкового мира (кельтские, италийские, германские, иллирийский и др.) наблюдаются существенные расхождения. Это отчасти можно объяснить тем, что в западных языках, в отличие от арийских, развитие не пошло по пути усложнения той системы, которая первоначально была общей для всех индоевропейских диалектов. И только архаичностью западных языков, особенно италийских и кельтских, находившихся на периферии индоевропейского мира, объясняется сохранение в этих языках ряда общих с арийскими древних форм. Таким образом, подавляющее большинство арийско-западноевропейских сходств следует расценивать не как общие нововведения, а как архаизмы древней эпохи. Их сохранению способствовало периферийное положение этих языков на крайнем востоке и крайнем западе индоевропейского мира и некоторые общие черты организации общества.
Санскрит на протяжении всей своей истории взаимодействовал с другими языками Индии и до нашего времени остается источником обогащения словаря многих из этих языков, в том числе и таких, которые, как, например, хинди, приобретают мировое значение.
Лексическая система санскрита является в большей своей части (свыше 80 %) индоевропейской. Словарный фонд санскрита пополнился словами из неиндоевропейских языков Индии (мунда, дравидийских), а международные контакты в древности и средневековье привели к появлению в санскрите небольшого числа заимствований из греческого, армянского, иранских, семитских и некоторых других языков.
С другой стороны, влияние санскрита испытали языки сопредельных с Индией стран Центральной, Средней и Юго-Восточной Азии и отдаленных от нее районов Дальнего Востока и Океании. Санскрит явился проводником идей и образов индийской культуры, оказавших глубокое воздействие на жизнь этих стран. Этим объясняется то, что многие санскритские культурные термины проникли в ряд языков Азии и других частей света.
Основную часть лексического состава санскрита составляют слова, унаследованные из общеиндоевропейского. Для иллюстрации ниже приведены некоторые слова, имеющие точные или достаточно близкие этимологические соответствия в русском языке. Практически для всех приводимых санскритских слов имеются соответствия и в других индоевропейских языках.
cit – учитывать, замечать, понимать, знать
jiv – жить
tap – быть натопленным, теплым, горячим
dvar – дверь
рас – печь, варить
bhar – быть обремененным, нести
mar – умирать
vapt – вертеть, вращать
stha – стоять
matar – мать
bhratar – брат
svasar – сестра
sunu – сын
duhitar – дочь
vidhava – вдова
nava – новый
bhru – бровь
agm – огонь
din – день
В течение трех тысячелетий единый и иноземный по происхождению диалект распространился на большей части страны и, медленно развиваясь, дал в результате различные языки, на которых говорят теперь в Северной и Центральной Индии. За это время произошли огромные изменения, и языки, на которых индийцы говорят сегодня, сильно отличаются от древней речи вторгшихся некогда в Индию арийских племен. Путем едва заметных изменений из поколения в поколение первоначальный язык видоизменился в позднейшие языки, которые на первый взгляд едва ли можно отождествить.
С ходом времени – а санскрит только в письменной форме существует уже более трех тысячелетий – значение санскрита за пределами Индии и внутри ее постепенно слабело, но живая связь языков с санскритом не прерывается. Санскритская лексика является основным источником обогащения словаря современных индийских языков. Лексика санскрита служит для современных языков Индии таким же источником пополнения словарного состава и средством формирования новых терминов, как латынь и греческий для языков Европы или арабский для языков стран ислама.
Открытие санскрита европейскими учеными в конце XVIII в. послужило отправной точкой, с которой началась разработка сравнительной грамматики индоевропейских языков и в конечном счете всей современной лингвистики.
Благодаря своей древности и хорошо сохранившейся структуре санскрит исключительно важен для изучения индоевропейского состояния.
В работах таких основоположников сравнительной грамматики индоевропейских языков, как Ф. Бопп, изучению форм санскрита отводилось особое место, что можно связать с прозрачностью нормализованной грамматической системы санскрита, последовательно изложенной в работах индийских грамматиков.
Изучение санскрита европейскими учеными привело к созданию научной индоевропеистики и к утверждению сравнительно-исторического метода в языкознании, а также сравнительно-исторической грамматики индоевропейских языков, способствовав возникновению сравнительно-исторического языкознания как особой науки. Исследование сюжетов санскритской литературы явилось решающим звеном в создании сравнительного литературоведения. Анализ древнеиндийского пантеона привел к появлению сравнительной мифологии. Лингвисты наших дней в поисках точных методов описания языка все чаще обращаются к достижениям древнеиндийских грамматиков, в некоторых отношениях остающихся непревзойденными. Все это убеждает в том, что изучение истории мировой культуры немыслимо без исследования одного из великих культурных языков человечества – санскрита.
Открытие и изучение санскрита европейцами в конце VIII – начале XIX вв. и ставшее возможным лишь в XX в. исследование теоретических основ древнеиндийской грамматической традиции способствовало рождению новых методов и направлений в современном языкознании. Индийская грамматическая традиция и в настоящее время оказывает существенное влияние на структуру грамматических описаний и словарей.
Царский советник Иван Леванда, автор лингвистических сочинений, писал о сходстве санскрита с русским языком:
Таким образом, изучение санскрита не преследует коммуникативные цели, но представляет особую ценность в научном отношении. С научной точки зрения санскрит является в определенной мере ключом, хотя и не единственным, но важным, к тайнам лингвистической истории.
Литература
1. Ахматова О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.
2. Барроу Т. Санскрит. М., 1976.
3. Дельбрюк Б. Введение в изучение индоевропейских языков// Звегинцев В. А. История языкознания XIX-XX вв. в очерках и извлечениях. М., 1964.
4. Иванов В. В., Топоров В. Н. Санскрит. М., 1960.
5. Кочергина В. А. Санскритско-русский словарь. М., 1987.
6. Леванда И. Рассуждение о пользе и достоинстве сочинения, сообщенного от неизвестной особы, под названием: Сходство между санскритским и российским языками. СПб. 1812.
7. Маковский М. М. Лингвистическая генетика. М., 1992.
8. Маковский М. М. Удивительный мир слов и значений: Иллюзии и парадоксы в лексике и семантике. М., 1989.
9. Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов. М., 1960.
10. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1994.
11. Шлейхер А. Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков// Звегинцев В. А. История языкознания XIX – XX вв. в очерках и извлечениях, М., 1964.
12. Burrow T. The Sanskrit Language. London, 1959.
13. Liebermann Ph. The Biology and Evolution of Language. Cambridge, London, 1984.
14. Pokorny J. Indogermanisches etymologisches Worterbuch. Bern. 1959.
Дмитрий Вячеславович Бобков, ассистент кафедры лингвистики и межкультурных коммуникаций Татарско-американского регионального института, г. Казань