Что значит чревоугодие простыми словами
Чревоугодие — смертный грех?
Чревоугодие в православии
Чревоугодие — это чрезмерное пристрастие к угождению плоти, которое становится для человека выше и важнее Бога. Именно грех чревоугодия в православной традиции относится к «смертным» грехам. Это не значит, что Господь карает за них смертью. Человек сам ставит себя на край гибели, когда не пытается побороть пагубные пристрастия. Часто православные люди с особым и даже излишним рвением берутся за борьбу со смертными грехами, в число которых входит чревоугодие. Это приводит к тому, что беременная женщина во время поста может придерживаться таких суровых ограничений, что это наносит вред ее будущему ребенку. А кто-то возьмет на себя непосильный подвиг аскетизма в еде, который приведет к обострению хронических заболеваний. Но Бог не ждет от нас членовредительства или полного отказа от пищи, иначе Он не создал бы наши тела с потребностью в еде.
Чем же отличается чревоугодие от обычного принятия пищи? Где та грань, которая отделит грех от удовлетворения естественных потребностей организма?
Проявления чревоугодия: чем отличается от обычного принятия пищи
К чревоугодию относятся те случаи, когда человек пытается получить от еды особенное наслаждение и поиск этого удовольствия становится выше отношений с Богом. Например, человек, не имеющий никаких проблем со здоровьем берет на себя подвиг поста. Но никак не может удержаться от желания съесть не постную пищу и каждый вечер объедается. К чревоугодию относятся также грехи курения и винопития.
«Неужели нельзя пить вино? Многие Библейские персонажи пьют вино и сам Иисус превратил воду в вино на свадьбе, а наоборот?», — спросит нас читатель. Можно. Умеренное винопитие не является грехом чревоугодия. Но ключевым словом здесь будет «умеренное». Чрезмерное потребление спиртного может перейти в опасное заболевание, зависимость — алкоголизм.
Таким образом, Господь оберегает нас. Определенные ограничения ставятся для нашего же блага. Грех чревоугодия стал грехом не потому что Господь хочет запретить нам есть сладкое. Небесный Отец знает нас лучше нас самих и чрезмерное увлечение сахаром, например, может спровоцировать развитие телесных недугов.
Возможные последствия чревоугодия для души и тела
Даже светские врачи однозначно выступают против чревоугодия. Конечно, слова «чревоугодие» вы, скорее всего, не услышите в больнице. Но диетологи предупреждают, что склонность к обильному употреблению жирной, острой и сладкой пищи ведет к развитию:
И это лишь неполный список того, что может ждать человека, который переедает или курит, злоупотребляет спиртными напитками. Грех чревоугодия «смертный» в прямом смысле этого слова.
Если говорить о душе человека, то все, что становится между Богом и человеком не принесет никакой пользы душе. Объедаясь человек сам мучается от чувства вины, страсть к пьянству разрушает семью, дружбу, а потом и личность человека, «убивая» его душу.
Как избавиться от греха чревоугодия
Борьба человека с грехами — трудный вопрос, и тут нет универсальных советов. Всегда можно обратиться к своему духовнику, почитать о том, что святые говорят о чревоугодии. Иногда требуется помощь специалиста: врача-диетолога, психиатра, который работает с зависимостью от алкоголя и курения. Грех может завладеть человеком настолько сильно, что самому ему уже не справиться. Но то, что не по силам человеку — по силам Богу, поэтому молитва, исповедь и Причастие, упование на милость Господа помогут бороться с грехом чревоугодия. Апостол Павел писал, что чревоугодие — грех, потому что еда становится Богом, которому поклоняется человек. Мы же знаем, что у нас один Бог — Господь наш Иисус Христос.
Читайте также — Зависть — русский грех
Совет от преподобного Амвросия:
«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.
Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».
Преподобный Лев говорил:
«Удерживай себя от снеди и пищи, сколько можно, и старайся кушать умеренно легкой и известной пищи».
Вы прочитали материал о чревоугодии. Читайте также:
Чревоугодие: что это такое и как с ним бороться
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Звучит странно, но в старинной английской песенке, переведенной на русский язык Чуковским и Маршаком, речь идет об одном из смертных грехов.
«Робин Бобин Барабек скушал 40 человек, и корову, и быка, и кривого мясника…». Любит паренек покушать – что здесь предосудительного?
Его утрированный образ трудно воспринимать всерьез, потому что он придуманный. А для кого-то гастрономические удовольствия стали смыслом жизни, и это печальная реальность.
Итак, на повестке дня чревоугодие: что это за грех, и чем провинился забавный толстяк Робин Бобин?
Чревоугодие — это.
Угождение чреву (животу) – так дословно расшифровывается смысл этого несколько устаревшего понятия, которое сегодня встречается в основном в языке христианской аскетики.
Речь идет о неумеренности и жадности в еде, о чрезмерном пристрастии к обильной, вкусной пище.
Казалось бы, что в этом плохого, если сама физиология человеческого организма лежит в ее основе? Желание поесть возникает, когда падает уровень сахара в крови, и мозг запускает команду: пора добывать пищу.
Этот механизм, придуманный природой для выживания организма, сегодня работает «в обратную сторону».
Чревоугодие возникает, когда еда возводится на уровень культа. Священники с помощью этого понятия обозначают пристрастие к угождению плоти, которое становится для человека важнее Бога.
Когда переступается грань между естественным снабжением организма питательными веществами и потреблением пищи, никак не связанным с голодом, этот процесс трансформируется в вожделенную цель, становится источником главных удовольствий.
Появляется непреодолимое желание вкушать больше или изысканней, уже не имеющее отношения к природной потребности.
Почему это считается грехом
В православии каждый кусок пищи, съеденный не для утоления голода (например, для удовольствия) – это чревоугодие. То же самое с выпитой жидкостью, которую предполагается использовать только при жажде, и никак иначе.
Масштабы чревоугодия порой зашкаливают, доводя человека практически до скотского состояния. При физиологической невозможности переварить съеденное такие Робины Бобины принимают препараты, содержащие ферменты, или провоцируют рвотный рефлекс, освобождая желудок для приема новых порций.
Однако в мире полно вещей более неприглядных. Почему же именно чревоугодие считается смертным грехом?
В христианстве эта страсть приравнивается к идолопоклонству, потому что чревоугодники ставят превыше всего чувственное удовольствие. По словам апостола Павла, их богом становится чрево, а духовные вопросы перестают интересовать. У священников есть иносказательное выражение по этому поводу: тучные птицы не могут летать.
Святые отцы считают, что чревоугодник не в состоянии устоять и перед блудом, гневом, сребролюбием.
И пусть страсть к еде – более слабое вожделение по сравнению с другими страстями (например, гневом). Как можно надеяться на победу над сильным соперником, если не получается одолеть слабейшего?
Виды чревоугодия
Распространено мнение, что чревоугодие – это синоним обжорства. Так говорить не совсем корректно. Данное понятие более широкое, как объем талии у чревоугодника со стажем.
Пьянство, наркоманию, курение священники также включают в эту компанию болезненных излишеств, связанных с угождением собственной плоти.
Знаменитые чревоугодники
Служители культа гастрономических удовольствий были во все времена. Например, баснописец Иван Крылов знаменит не только «Вороной и лисицей», но и рекордными объемами потребляемой пищи: одним его обедом можно было накормить роту солдат.
Иван Андреевич не стеснялся своей страсти, вжившись в образ добродушного чудака и обжоры. Приближенный к царскому двору баснописец позволял себе явиться на прием к императрице в кафтане, покрытом пятнами от соусов. Ему прощали этот грех, а на обедах предлагали самое вкусненькое.
Страстью к чревоугодию прославился король рок-н-ролла Элвис Пресли. Бесконечные сэндвичи с арахисовым маслом и жареными бананами, жирные котлеты, яичница с ветчинными шкварками, приготовленная на сливочном масле, молочные бисквиты привели к ожирению и булимии (это как?).
Страсть к еде стала одной из главных в жизни музыканта, но положение обязывало быть бодрым и стройным. Так в жизни Элвиса появились в большом количестве стимуляторы, транквилизаторы и антидепрессанты, что вкупе с постоянным перееданием привело к уходу из жизни в возрасте 42 лет.
Знатным обжорой был Николай Васильевич Гоголь. Неисправимый сладкоежка, он постоянно носил в карманах пряники и конфеты. Автор «Мертвых душ» обожал кулинарные эксперименты, результатами которых щедро делился с окружающими – например, собственноручно приготовленными варениками и галушками.
Влюбившись во время поездки по Италии в макароны, он научился готовить их самостоятельно – с сыром, специями, сливочным маслом. Готовое блюдо подавалось на огромных тарелках, и гости были вынуждены есть «до победного» — Николай Васильевич настаивал на этом.
Гурманом с бездонным желудком был автор «Трех мушкетеров». Александр Дюма-отец начинал обед с икры, рыбы и жареных куропаток, продолжал овощами нескольких видов и завершал внушительным куском сыра.
Он любил не только есть, но и готовить. Из-под его пера вышел «Большой кулинарный словарь» с рецептами разных народов мира.
Причины чревоугодия
Исторически и физиологически склонность к чревоугодию досталась нам в наследство от предков, которым из-за периодического голодания приходилось наедаться впрок – только так можно было выжить.
Этот механизм закреплен на генетическом уровне, и не важно, что для добывания пищи теперь достаточно забежать в соседнее кафе или супермаркет, не бегая часами по полям и лесам в поисках добычи.
А если стрессы постоянные, образ Робина Бобина вскоре оказывается не таким уж утрированным.
Получив положительные эмоции от вкусной трапезы, человек на подсознательном уровне фиксирует это состояние. Проблемы не разрешились, но стало полегче. Формируется привычка «заедать» негатив как самый доступный способ улучшить настроение.
Рано или поздно такой рацион заканчивается обжорством, потому что организм, доведенный до крайности, решает: «Ну хватит, натерпелись».
И хотя само слово «чревоугодие» воспринимается несколько устаревшим, это явление процветает. Есть целая индустрия, эксплуатирующая безобидный, на первый взгляд, грех.
В ход идут завлекательные названия блюд, изысканная сервировка, приправы и специи, возбуждающие обоняние, особое освещение, приятная музыка и интерьер.
Наш мир все стремительнее крутится вокруг еды.
Ее разбирают на составляющие в программах о здоровье, снимают сюжеты о хороших и не очень продуктах. Интернет переполнен рецептурными сайтами и кулинарными блогами.
Фудстаграмеры не могут спокойно поесть без опубликования снимков своей трапезы в соцсетях. Даже в боулинге заказывают пиццу и пиво, а в театре ждут антракта, чтобы забежать в буфет.
Последствия чревоугодия, греховные и разрушительные
Христианская религия (и православная, и католическая) отрицательно относится к чревоугодию.
Негативное отношение к этому явлению обнаруживается в библии, а также в высказываниях апостолов, которые призывали к пищевым ограничениям, постам и молитвам. Так, апостол Лука писал:
«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством…».
Само понятие «смертный грех» не означает, что Господь карает за это смертью. Чревоугодник сам ставит себя на край гибели, если не пытается побороть свою пагубную страсть.
Эндокринные нарушения, пищеварительные и сердечно-сосудистые заболевания, отеки, угревая сыпь…Полный перечень возможных последствий может превратиться в пересказ медицинского справочника.
Даже если «запас прочности» пока позволяет объедаться без ощутимого вреда здоровью, переедание порождает чувство вины и стыда вплоть до развития депрессии (это как?).
Чревоугодник клянется себе, что этой ночью был последний налет на холодильник, но с наступлением темноты все повторяется. Потеря контроля над собой, раскаяние (что это?), новые клятвы – круг замыкается.
Как побороть чревоугодие
Не стоит начинать с принудительного урезания рациона – это не даст иного результата кроме мучения и разрастания внутреннего конфликта, за которым последует срыв и новая волна обжорства.
Святые отцы утверждают, что всякий грех преодолевается не иначе как с Божьей помощью. По их мнению, в избавлении от чревоугодия на первом месте стоит молитва и покаяние.
Не обойтись без самодисциплины – приема пищи в определенное время, соблюдения постов. Вместо бесконечной работы челюстями предлагается богоугодный труд.
Для атеистов аналогом молитвы послужит психологический настрой. Нужно выяснить, в чем причина происходящего: межличностные проблемы, внутренние страхи, или мама с детства приучила есть сытно и помногу.
Обнаруженный «корень зла» подлежит уничтожению. Возможно, придется научиться преодолевать стрессы, пересмотреть засевшие в голове стереотипы (это как?).
В борьбе с чревоугодием применим принцип «разделяй и властвуй».
Нужно прислушаться к себе, чтобы отличать голод от желания съесть печенюшку, например, от скуки (что можно сделать?).
Мухи и котлеты отдельно: здесь мне грустно, я обижен или расстроен, а здесь я банально проголодался. Когда такое разделение будет освоено, до власти над собственным аппетитом уже недалеко.
Важно осознать, что в жизни есть не только гастрономические радости. Получать положительные эмоции можно, занимаясь спортом, общаясь с интересными людьми, путешествуя.
Преодолеть стресс поможет тренировка, визит в кино или на выставку. Имеет смысл завести интересное хобби (это как?) – оно способно отогнать и хандру, и желание «съесть все, что не приколочено».
Нужно придумать альтернативные способы получения удовольствия, помимо еды.
Способ непростой, но действенный – сосредоточиться не на ограничениях, а на том, как замечательно быть активным, стройным, не обремененным «букетом» болезней.
Кстати, когда внимание к здоровому образу жизни (это как?) становится чрезмерным и возводится в культ – это тоже чревоугодие. Важно адекватно выстраивать отношения с едой, помня, что это строительный материал и топливо для организма. А для остального нужно искать другие источники!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Да вы взгляните на наших священников, не скажу, что эти ребята держат себя в черном теле, объёмы их бренных тел весьма внушительны, причём есть закономерность, чем более медийный церковный персонаж, тем он толще.
Вот непонятно, им можно чревоугодничать, а нам нельзя? Неужели Бог дал им индульгенцию на обжорство. Я думаю, раз чревоугодие является смертным грехом, то священники первыми должны соблюдать заповеди, тем самым подавая пример мирянам.
Часто чревоугодие является следствием слабой силы воли, ведь есть сладости приятнее и проще, чем тренироваться в спортзале.
Скажите, а если я ем еду и она мне нравится, 1 раз в день, и по расписанию это всеравно грех?
Чревоугодие
Чревоуго́дие – пристрастность к еде, проявляющееся либо в обильном потреблении пищи (объядениях), либо в чрезмерной избирательности по отношению к пище, чрезмерном услаждении её вкусом (гурманстве). Cтрасть «чревоугодие» выделяется в числе восьми особых греховных страстей.
Чревоугодие – нарушение второй заповеди, один из видов идолопоклонства. Так как чревоугодники возвышают чувственное удовольствие, то, по слову апостола Павла «их бог – чрево» ( Флп.3:19 ), т.е. чрево – их кумир, идол.
Формы проявления чревоугодия:
Возможные последствия чревоугодия:
Последствия чревоугодия могут сказываться как на духовном, так и на физическом здоровье человека.
В духовном отношении страсть чревоугодия опасна тем, что служит причиной формирования ряда прочих греховных страстей, таких, например, как уныние, блуд.
Одна из разновидностей чревоугодия, пьянство, может способствовать совершению самых разнообразных преступлений против Бога и ближнего (лжи, сквернословия, святотатства, богохульства, раздоров, вражды, воровства, насилия, грабежей, разбоев, убийств).
Будучи не уврачеванной, страсть чревоугодия низводит верующего до уровня идолопоклонника ( Флп.3:19 ). Алгоритм такого падения хорошо раскрыт Моисеем на примере Израиля: «И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» ( Втор.32:15 ).
В отношении физического здоровья чревоугодие может приводить к серьёзным функциональным расстройствам телесных органов и систем; к тяжелым заболеваниям.
В Священном Писании чревоугодие обозначено как один из наиболее вредоносных плотских грехов.
Так, Книга Исхода отмечает, что привязанность сынов Израиля к вкусной и сытной пище до того затмевала их разум, что однажды, утратив возможность есть досыта, они не только дерзнули на ропот, но и принялись воздыхать о хотя и рабской, безбожной, но зато вполне сытой жизни в Египте ( Числ.11:4-6 ). Впоследствии пророк Иезекииль поставил чревоугодие в один ряд с гордостью и праздностью ( Иез.16:49 ). Иисус, сын Сирахов, счёл нужным отметить, что от злоупотребления яствами бывает бессонница, рези в животе и даже холера ( Сир.31:23 ). Наконец, Спаситель прямо заповедовал апостолам воздерживаться от объедения и пьянства ( Лк.21:34 ).
Добродетели, противоположные чревоугодию:
Методы борьбы с чревоугодием могут включать как духовные, аскетические, так и психологические средства.
Поскольку всякий грех может быть преодолен не иначе как с помощью Божьей, постольку понятно, что на первом месте должна стоять молитва и покаяние. Кроме того, важную роль здесь играет мобилизация воли, смирение, богоугодный труд, самодисциплина.
В качестве частных приёмов уместно обозначить следующие: стараться, насколько возможно, придерживаться правильного рациона питания (употреблять более или менее простую пищу); покидать трапезу прежде полного насыщения; составить режим питания и стремиться его исполнять; избегать лишних застолий; соблюдать установленные Церковью посты; воздерживаться от алкоголя.
“Знай, что часто бес приседит желудку, и не даёт человеку насытится, хотя бы он пожрал все снеди Египта, и выпил всю воду в Ниле”.
прп. Иоанн Лествичник
О страсти чревоугодия
Босх. Страсть чревоугодия |
Грех Адама, передающийся от поколения к поколению, заключает в себе потенциал всех человеческих грехов. Святые отцы, прошедшие многолетний опыт аскезы, видели глубины человеческой души – этого тайника, где зарождаются мысли и желания. Из сложной мозаики грехов они выделили и описали восемь главных страстей – восемь язв души, восемь рек мертвой воды, текущих из ада, от которых как ручейки и потоки берут начало остальные грехи. Русла этих рек словно меридианы опоясывают землю, а их истоки и устья соединяются в преисподней.
Восемь страстей связаны друг с другом как звенья цепи, которой диавол оковывает людей и влечет за собой как победитель пленников. Это восемь глав гидры, с которой должен вступить в борьбу каждый христианин; это невидимая сеть, в которую сатана уже восьмое тысячелетие стремится поймать, как зверолов добычу, земной шар.
Первое звено этой цепи – чревоугодие. Многим людям оно кажется невинной слабостью, не внушающей особого опасения, тем более что последствия этого греха, как струпья проказы, проявляются не сразу, а спустя годы. Но надо помнить, что после грехопадения Адама, нарушилась гармония между душой и телом человека. Тело – инструмент души и органическая часть человеческой личности – стало субстратом страстей и похоти. Тело – рабыня духа. Эта рабыня, будучи обласкана душой, захотела повелевать ей. Она, как Ева Адама, то обольщает ум мнимой сладостью страстей, а сердце очаровывает темной мистерией греха, то, как мятежник восстает против духа, стараясь свергнуть его с престола и самой стать царицей человеческой тримерии – духа, души и тела.
Чревоугодие – победа тела над духом; это широкое поле, на котором бурно растут все страсти; это первая ступень отвесной, скользкой лестницы, ведущей в преисподнюю. В библейской Книге Бытия написано, что Бог взглянул на землю и увидел, что все люди плоть, и Дух Его не может пребывать в них. Допотопное человечество не выполнило своего предназначения: плотское начало победило духовное, как бы поглотило его. Это был триумф плоти, который стал началом конца. Человечество не только погрузилось в болото материальности, но забыло Бога; став земным прахом, оно воздвигло себе из праха идолов – новых мертвых богов. По всей земле стало распространяться как чума идолопоклонение, волшебство, магия, разврат и людоедство. Культ плоти превратил историю человечества в бесконечную оргию. Уже до всемирного потопа человечество духовно погибло в потопе своих страстей. Всемирный потоп только как могильщик вырыл общую могилу для мертвецов и сделал дно океана кладбищем всякой плоти. Тела чревоугодников поглотило морское чрево, а души демоноугодников – ненасытное чрево преисподней.
История повторяется. Господь сравнил времена Ноя с последним временем. Снова плоть начинает торжествовать над духом, а демон – над плотью, растлевая, развращая ее, и всячески глумясь над ней.
Чревоугодие уродует человека. При виде чревоугодника невольно вспоминается рынок, где висят окровавленные туши животных, привезенных с бойни. Кажется, что тело чревоугодника висит на его костях, как ободранные туши на железных крюках.
Следует отметить, что чревоугодие помрачает также интеллектуальные и творческие силы человека. Почти никто из выдающихся поэтов и художников не отличался чревоугодием и не имел тела, напоминающего пивную бочку. Как на исключение можно указать на поэта Апухтина, похожего на картину Гаргантюа. Однажды ребенок, увидев в своем доме среди гостей Апухтина, удивленно закричал: «Мама, что это за человекообразное существо!».
В чревоугодии можно различить две страсти: чревобесие и гортанобесие. Чревобесие – это ненасытное желание пищи, это агрессия тела против души, постоянное домогательство чрева, которое, как жестокий мытарь, требует от человека непомерной дани, это безумие чрева, которое без разбора поглощает пищу, как голодная гиена добычу. Желудок такого человека подобен мешку, куда скупой хозяин запихивает без разбора вещи, собираясь в дальнюю дорогу, а затем с трудом волочит ненужный груз.
Гортанобесие – постоянное желание лакомой и изысканной пищи, это сладострастие гортани. Человек должен есть, чтобы жить, а здесь он живет, чтобы есть. Он заранее составляет меню с таким озабоченным видом, как будто решает ребус или математическую задачу. Он тратит на лакомства все деньги, как игрок в азарте проигрывает свое состояние.
Есть еще другие виды чревоугодия, это: тайноядение – стремление скрыть свой порок; раноядение – когда человек, едва проснувшись, принимается за еду, еще не испытав чувства голода; поспешное ядение – человек старается быстро наполнить чрево и глотает пищу не разжевывая, словно индюк; несоблюдение постов, употребление из-за похоти гортани вредных для здоровья продуктов. Древние аскеты считали чревоугодием также чрезмерное употребление воды.
Как избавиться от чревоугодия? Вот несколько советов. Перед трапезой надо втайне помолиться, чтобы Господь дал воздержание и помог положить предел домоганиям чрева и гортани; помнить, что наше тело, падкое до пищи, рано или поздно само станет пищей для червей, взятое из земли – горстью земного праха; представить, во что превращается пища в чреве. Нужно мысленно определить для себя количество пищи, которую хотелось бы съесть, а затем отнять от нее четвертую часть и отложить в сторону. В первое время человек будет испытывать чувство голода, но когда организм привыкнет, то надо снова отнять от пищи четвертую часть – так советует преподобный Дорофей в своих поучениях. Здесь принцип постепенного уменьшения пищи до необходимого для жизни количества. Часто демон искушает человека, пугая, что от недостатка пищи он ослабеет и заболеет, не сможет работать и станет обузой для других. Домашние также будут волноваться и с тревогой смотреть в его тарелку, настойчиво убеждая, чтобы он поел побольше.
Святые отцы советуют вначале ограничить употребление пряной и раздражающей аппетит пищи, потом сладкой, услаждающей гортань, затем жирной, утучняющей тело. Следует есть не спеша – так скорее появляется чувство насыщения. Вставать с трапезы надо тогда, когда утолен первый голод, но еще хочется есть. В старое время был обычай трапезничать молча. Посторонние разговоры отвлекают внимание, и человек, увлекшись беседой, может машинально съесть все, что лежит на столе. Старцы также советовали во время еды читать Иисусову молитву.
Насчет меры употребления воды следует помнить, что жажда бывает естественная и ложная. Чтобы различить их, надо подержать во рту немного воды, не проглатывая ее: если жажда ложная, то она проходит, а если остается – то естественная.
Все страсти связаны друг с другом; их сочетание представляет собой как бы цветную мозаику или причудливые узоры ковра. Так чревоугодие может сочетаться со страстью гнева. У некоторых людей в состоянии гнева, и вообще волнения и тревоги, появляется желание что-нибудь жевать, чтобы отвлечь свои мысли; а так как гневливый человек почти всегда в волнении, то он привыкает постоянно класть пищу в рот. Чревоугодники оправдывают свою страсть психическим состоянием – стремлением выйти из стресса. Но в результате они приобретают не спокойствие, а лишние килограммы.
Чревоугодие иногда сочетается со скупостью. Такой человек готов поглощать испорченную, заплесневевшую пищу, только бы не выбросить ее. Скупые чревоугодники хранят продукты как реликвии, радуясь, что у них есть запасы на долгое время. Только когда продукты начинают портиться и гнить, тогда они решаются использовать их в пищу. Скупцы, угощая гостей, в душе ненавидят их как захватчиков, и переживают мучения за каждый съеденный кусок. Но сами они любят ходить к знакомым на обед, и даже составляют расписание – когда и к кому идти.
Чревоугодие, соединенное с тщеславием, порождает тайноядение. Тщеславный боится показаться обжорой. Он при людях ест воздержанно, но когда остается один, то спешит удовлетворить свою страсть. У него имеется заветное место, где он прячет пищу от посторонних глаз. Оглядываясь по сторонам и убедившись, что никого нет, он подходит к шкафу, как скупой рыцарь – к сундуку с сокровищами, достает еду и быстро пожирает ее. Надо сказать, что славянское слово «пожирать» означает «приносить жертву». Чревоугодник приносит жертву своему чреву как язычник идолу.
Есть грехи, родственные чревоугодию, например трапеза без молитвы, ропот на пищу, злоупотребление алкоголем, непристойные шутки, сквернословие, брань, споры и ссоры во время еды. На такие застолья слетаются бесы, как мухи на мед, и оскверняют невидимыми нечистотами пищу.
Можно сказать, что грех чревоугодия представляет собой постепенное поедание телом души, в результате чего в человеке меркнет небесное, духовное начало, и он становится слепой плотью.