Что значит читать выразительно
Статья на тему: «Выразительное чтение»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Эссе на тему: «Выразительное чтение младших школьников»
Выразительное чтение — гарантия красивой речи. А что же такое выразительное чтение? Выразительное чтение – это интонационно правильное чтение, отражающее проникновение чтеца в содержание художественного произведения.
Правила выразительного чтения представляют собой комплекс рекомендаций, помогающих быстро и эффективно развить навыки литературного чтения у школьников. Памятка по чтению направлена на вырабатывание культуры обращения с книгой, содержит рекомендации о подготовке и правильности прочтения. Урок выразительного прочтения должен вызывать интерес к литературному творчеству, воспитывать любовь к образному слову.
Выразительное чтение подразумевает употребление средств яркости, таких как: интонация, логическое ударение, пауза, темп, высота и сила голоса.
Как научить ребёнка читать выразительно? Прежде чем просить учеников прочитать текст и начинать работать над выразительным чтением, учитель может прочитать текст сам, передав свое понимание текста. Нужно следить за произношением учеников и работать над восприятием и произнесением звуков. Кроме того, любой текст будет звучать более естественно и живо, если будет произноситься чтецом наизусть. Для начала выберите отрывок для чтения, разберите его с учащимися. Спросите, о чем этот текст или стихотворение, с каким настроением его нужно читать. Желательно выбрать такое произведение, в котором интонация один или два раза изменяется, чтобы ребенок мог прочувствовать искусство выразительного чтения на этом примере. Расспросите его о героях произведения: понимает ли он их чувства, тревоги? Выразительное чтение предполагает как понимание читаемого текста, так и эмоциональную заинтересованность в тексте и том, как чтец его «подает».
Выделение ключевых слов, на которых следует делать акцент во время художественного чтения, может быть сложным для младших школьников. Чтобы помочь им в этом, произведение нужно разобрать по предложению, в каждой фразе выделяя главные по смыслу слова. Прочитав первое предложение текста, спросите у ребенка: «Какое слово здесь самое важное по смыслу?» и предложите прочесть фразу, поставив на ключевом слове ударение. Умение выделять ключевые слова и понятия в тексте будет полезно также при изучении риторики и искусства публичной речи, ведь этот навык помогает удержать внимание зрителей и четко передать свою мысль, не отвлекаясь на ненужные детали.
Лучшей проверкой навыков выразительного чтения будет небольшое театральное представление в классе.
Статья по литературному чтению «ЧТО ЗНАЧИТ «ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ЧТО ЗНАЧИТ «ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО»
Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, причинять страдания и окрылять надеждой.
Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь всё, о чём рассказывают. Уметь слушать и понимать так же трудно, как уметь читать. Одному и другому надо учиться.
Основные задачи выразительного чтения:
— умение выразить интонацией авторское и своё отношение к читаемому;
— соблюдать при чтении интонацию конца предложения, смысловые паузы, логические ударения (без разметки);
— развивать дикцию, дикторские умения (интенсивность звучания, тембр, повышение и понижение тона голова, четкость произношения отдельных звуков, эмоциональная окрашенность);
— умение владеть эмоциональным чтением (читать сердито, читать со смехом, читать с огорчением и т.д.);
— выполнять с помощью учителя разметку и читать по разметке.
Выразительное чтение – это искусство, в котором принимают участие дыхание, голос, произношение и к которому должен стремиться каждый ученик.
Дыхание – основа речеобразования, правильное дыхание – это дыхание свободное, лишенное напряжения, глубокое, частое, но не учащенное, незаметное, автоматически подчинённое воле чтеца.
Главные по мысли слова в предложении выделяются тоном голоса и силой выдыхания они выдвигаются на первый план, подчиняя себе другие слова. Это выдвижение слова на первый план в смысловом отношении называется логическим ударением.
Если логическое ударение выделить неясно, то смысл всей фразы может быть затемнён.
При работе над выразительным чтением применяем такие правила:
КУ – КА – РЕ – КУ! КУР СТЕРЕГУ!
ПРАВИЛО № 2: ЧЁТКО ПРОИЗНОСИ ЗВУКИ.
Мышонок шепчет мыши:
-Шуршать я буду тише!
ПРАВИЛО № 3: УЧИСЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ТЕМП ЧТЕНИЯ.
И вмиг ворота на запор!
ПРАВИЛО № 4: ВЫДЕЛЯЙ ГОЛОСОМ ВАЖНЫЕ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ.
На ЛЕСНОЙ полянке растут ЯРКИЕ цветы.
ПРАВИЛО № 5: УМЕЛО ПОЛЬЗУЙСЯ МИМИКОЙ ЛИЦА И ЖЕСТАМИ.
С ХОЛОДУ ЩЁКИ ГОРЯТ У МЕНЯ.
Правильное дыхание, сила голоса, чёткое произношение звуков, темп, паузы, смысловые ударения, мимика, жесты – это приёмы выразительного чтения. От этого зависит понимание прочитанного, культура речи учащихся.
Благодатным материалом для обучения школьников логическому ударению являются басни, основная мысль которых при чтении должна быть чётко выделена.
Логическая пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в тоже время разделяет группы слов, ограничивает их. Паузы могут быть разной длительности. Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность.
Одним из направлений в работе над логическим ударением является обучение школьников в результате анализа текста выделять главные слова.
ТЕМБР – эмоциональная окраска речи, обогащающая мелодику, она свойственна человеку от природы и возникает независимо от его желания, но может в качестве исполнительного средства сделать речь более выразительной.
ЖЕСТЫ И МИМИКА выполняют в речи две функции:
1 – когда можно сказать без слов, например, жест – указание на что-нибудь рукой, кивком головы;
2 – способствуют достижению однозначности и коммуникации, точности и выразительности речи.
Жесты употребляются во время молчания или накладываются на течение речи, сопровождая речь.
Мимика может отражать самые разнообразные чувства и настроение говорящих: радость, горе, печаль, испуг.
Как читать с выражением? Инструкция от актрисы Яны Поплавской
«Прочитай с выражением!» – часто слышат дети на школьных занятиях. Но что означает «выражение»? Ведь порой ребята читают с заученной интонацией, и стихотворение теряет живость.
Известная актриса, телеведущая и речевой коуч Яна Поплавская рассказала о базовых принципах устной речи и ораторского искусства в рамках мастер-класса, организованного проектом «Герои» при поддержке Группы компаний «Просвещение».
Интонация – это не только знаки препинания
Казалось бы, при чтении нужно ориентироваться на знаки препинания: запятая – это маленькая пауза, точка – большая пауза, восклицательный знак – очень большая пауза с повышением интонации. Но ведь мы разговариваем не точками и запятыми, а интонационными потоками: сами решаем, что именно нужно выделить в тексте, на какое слово или часть предложения обратить внимание. Именно это слово или часть предложения становится главным, в нем может быть заложена эмоция, просьба, неудовольствие. На такой фрагмент текста мы стараемся обратить внимание слушателей. Иногда нам становится скучно, когда кто-то читает вслух прозу или стихотворение. Почему? Нас не устраивает интонационный поток. Рассказ или стихотворение оживает при помощи подачи, в которой нет точек и запятых, а есть только интонация.
Следите за дыханием
Существует специальная техника чтения: прочитайте вслух предложение, которое не несет смысловой нагрузки, на одном дыхании. Выдохнуть нужно только тогда, когда начинается предложение, на котором необходимо сделать акцент. Так появляется пауза, не предусмотренная письменным текстом. Интонировать можно не задумываясь, используя только дыхание. Не нужно делать акцент на каждом слове, потому что в тексте все слова не могут быть главными. Следует понимать, что для каждого читателя важные слова могут быть разными. Вот почему люди читают одно и то же произведение подчас с абсолютно разной интонацией, которая дает ощущение тепла, холода, отстраненности, отчаяния, всего того, что невозможно передать словами.
Тренируйте дикцию
Для тренировки дикции можно зажать зубами карандаш и, несмотря на «преграду», попытаться прочитать текст как можно четче. Будет звучать смешно, но зато полезно. Так будет «просыпаться» ваш речевой аппарат, работать мышцы, а затем, уже без карандаша, увеличится скорость прочитываемого текста.
Следите за скоростью
Начало и конец любого произведения, будь то стихи или проза, нужно читать медленно. В начале чтения слушатель должен настроиться, понять, что его внимание теперь принадлежит вам. Если сразу начать тараторить, то внимание слушателей быстро исчезнет, и картина, которую вы должны нарисовать словами, перестанет быть интересной. Еще одна рекомендация детям – не пренебрегать чтением вслух на время. В качестве тренировки можно попробовать считывать 120 слов в минуту, не останавливаясь. Некоторые дети в возрасте 9-10 лет часто читают вслух как будто по слогам. Но если ежедневно считывать текст на скорость хотя бы в течение 15 минут, барьер «120 слов в минуту» вскоре удастся преодолеть.
Автор тот, кто читает вслух
Автором любого устного текста, даже если он написан великим писателем, можно представить того, кто его произносит. Потому что именно читатель решает, как этот текст прозвучит. Прежде чем читать текст вслух, вы, как его автор, рассказывающий историю, должны для себя решить, что для вас важно. То же касается и пересказа прочитанного, когда нужно запомнить основные мысли, а не выучить все наизусть. Особое внимание при чтении вслух нужно уделить героям текста. Они отличаются по характеру, но конкретный характер им должен присвоить именно тот, кто произносит текст. Это можно сделать с помощью интонации.
Расставьте акценты и выделите главное
Общаясь с собеседником, будь то маленькая компания или же выступление перед публикой, нужно научиться контролировать себя. Важно слышать свой интонационный поток и понимать, какая часть рассказа будет главной, чтобы вовремя скорректировать свою интонацию. Остальной текст – всего лишь обрамление этой главной части. Аналогией может служить картина в рамке: то, что относится к рамке, нужно читать быстро и легко, на одном дыхании. Но как только в тексте происходит событие, нужно остановиться и описывать картину иначе. Даже если вы читаете текст с листа, чтение должно стать приятным на слух рассказом. Ведь наша речь – один из важнейших инструментов успешной коммуникации.
Что значит читать выразительно
Позже мы научились затенению и растушевке.
Со временем в арсенале появилась акварель, гуашь и другие материалы.
Иллюстрации становились объемнее и интереснее. В раскрашенной картинке можно было уже увидеть старый пирс, зеркальную гладь воды и золотую листву деревьев, а где-то вдалеке белели шапки гор. Это была не плоская черно-белая картинка, а целая история. И это мы вдохнули в нее жизнь при помощи цветов.
Это то, что мы должны делать, когда читаем чужой текст.
По сути, мы делаем то же самое: раскрашиваем черно-белые слова и рассказываем историю. Мы должны дать этим словам глубину, а тексту – перспективу.
Для этого мы задействуем весь свой арсенал: диапазон голоса, тембр, музыкальный слух.
Мастера озвучания владеют умением рисовать голосом персонажей так, чтобы мы ярко их представили. И вот мы уже видим походку героя, жестикуляцию, глаза. Персонаж оживает через слово и действие. Мы даже можем представить, как думает тот или иной герой.
Слушатели не видят нас – они могут только слышать. Нужно научиться компенсировать отсутствие картинки, дать цвет и эмоцию написанному слову. И это происходит через наш голос.
Звук человеческого голоса – уникальное явление. Нет одинаковых голосов. У нас есть врожденная способность через голос передавать смысл, даже не произнеся ни слова. И если каждый из нас художник, так давайте пользоваться всей палитрой красок. Давайте «раскрашивать» слова, фразы и предложения.
Мы должны уметь выражать голосовой импрессионизм, кубизм, пуантилизм, абстрактное искусство, поп-арт и реализм в процессе озвучания. Мы должны уметь вызывать бесконечные цветовые сочетания эмоций и соединять их со словами.
Каждый из нас умеет читать, но если мы не будем заражать слушателя чувством и вести его по логике повествования, мы никогда не раскроем всю красоту и глубину текста. Если слушатель не увидит картинку и не присоединится к ней, то все зря.
Разборчивость. Нужно найти баланс между чеканным выговариванием каждого звука и расслабленным чтением. Начинающие дикторы боятся не выговорить какие-то звуки, и поэтому их дикция звучит старательно.
Согласованность. Если в вашем чтении согласована громкость, энергетика, образность, артикуляция и координация глаз-мозга-рта, то ваше чтение будет более интересным и цельным.
Заинтересованность. Невозможно равнодушно относиться к тексту и звучать заинтересованно. Актеры озвучания используют массу приемов, чтобы быть включенными в процесс: выражают руками отношение к тому, о чем читают, включают в чтение мимику и все тело.
Естественность. Звучать так, чтобы не было слышно, что вы читаете.
Чтение с листа. Один из основных навыков для дикторов. Нужно научиться с ходу читать новый текст логично и без ошибок.
Скорость. Когда вам присылают ролик на 30 секунд, а в нем текста на 40, вы должны уметь уложить сценарий в нужный хронометраж.
Уверенность. Уверенность рождается от подготовки, понимания темы текста.
Итоговое собеседование: приемы и техники выразительного чтения
Выразительное чтение как средство развития речи
Умение выразительно читать необходимо ребенку не только на устном собеседовании, но и в жизни в принципе. Работая с литературным произведением, школьник учится подмечать ощущения и размышления, которыми наполнен художественный труд, транслировать собственную оценку творчества автора. Также выразительное чтение — это коммуникация, работа со слушателями. В качестве творческого акта ребенок рисует окружающим определенные образы, представленные в тексте (можно сказать, работает больше с глазами, чем с ушами). Выполняя различные задания в процессе обучения выразительному чтению, школьник учится проговаривать свои эмоции, впечатления от ситуаций, произведений. Такая практика – хорошая основа для развития эмоционального интеллекта.
Обучение выразительному чтению — долгая основательная работа. Приступить к вырабатыванию мастерства чтения вслух лучше задолго до экзамена, на разных занятиях.
Составляющие выразительного чтения
Эмоции. Реакция человека на внешние и внутренние раздражители, временное переживание определенных чувств.
Чувства. Отношения человека к предметам и явлениям действительности, переживаемые в различных формах. Иногда чувства представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.
Интонация. Ритм и комелодическая сторона речи, служащая средством выражения эмоционально насыщенной мысли. Компоненты интонации:
Логические ударения. Выделение голосом важнейших слов в предложении.
Мелодика. Повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (сочувствие, одобрение, восторг и т.п.) и позволяет избежать монотонности.
Паузы. Временные остановки в звучании голоса, членящие речевой поток на отдельные части.
Темп. Степень быстроты произношения текста, от которой во многом зависит выразительность. Лучше всего, чтобы темп выразительного чтения соответствовал темпу устной речи.
Подтекст, надтекст и интертекст. Внутренний смысл произведения, понимание текста (на которое рассчитывает автор) и сопоставление произведений с другими текстами (нередко включенными в его образную структуру).
Советы школьнику по работе со стихотворением из учебника «Литература», 5 класс
(авторы: Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина)
Помни: ты читаешь стихотворение вслух, чтобы донести до слушателей его настроение и главные мысли!
Пойми, каким настроением проникнуто стихотворение (сформулируй для себя, опиши словами), как оно меняется на протяжении стихотворения.
Постарайся определить основную мысль стихотворения, вырази ее своими словами.
Найди в тексте важные по смыслу слова и постарайся понять, как они связаны с содержанием стихотворения. При чтении эти слова должны быть выделены, на них падает логическое ударение.
Соблюдай мелодический ритм стихотворения. Обрати внимание на расстановку знаков препинания, их влияние на ритм чтения, интонацию.
Выделяй ключевые слова и делай необходимые пометки, формулировки карандашом в тексте стихотворения или на полях.
Приемы обучения выразительному чтению
образцовое чтение учителем;
повторное прочтение учителем отдельных звеньев произведения в процессе обучения;
прослушивание аудиозаписи с образцовым исполнением артиста;
показательное, выразительное чтение учащихся.
Прием объяснительного чтения
Как сформулировал знаменитый педагог Константин Ушинсткий, сущность приема заключается в том, чтобы дети «при чтении не только поняли, но и почувствовали произведение». Объяснение происходит по принципу учитель — ученик или ученик — ученик и затрагивает как отдельные слова и выражения, так и весь текст.
Прием партитурных пометок
ученики читают, следуя составленной учителем партитуре;
ребята совместно с педагогом составляют партитуру;
класс самостоятельно выполняет партитурную разметку текста для выразительного чтения.
Этапы работы с тканью текста (из учебника «Русский язык» 10-11 классы, автор Т.М. Пахнова):
определить строение и пунктуационное членение;
отметить слова с логическим ударением;
обратить внимание на интонацию предложений (выделить восходящую и нисходящую интонацию);
определить место коротких и длинных пауз.
Прием анализа аудиоматериалов
анализ интонационного рисунка материалов интернет-ресурсов (выразительность, конгруэнтность, наличие неоправданных пауз при чтении, динамика чтения, техника чтения, собственное отношение к прочитанному);
создание собственных материалов (аудио и видео) с последующим анализом.