Что значит червленый щит в слове о полку игореве

13 непонятных слов и выражений из «Слова о полку Игореве»

Грамотность на «Меле»

«Слово о полку Игореве» — поэма, в которой рассказывается о неудачном походе русских князей на половцев — была написана, предположительно, в XII веке и изучается в 7-м классе на уроках литературы. Несмотря на то что современный перевод был сделан в XX веке, в тексте поэмы встречается множество слов и выражений, которые, скорее всего, не знакомы семиклассникам и их родителям.

Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Смотреть фото Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Картинка про Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Фото Что значит червленый щит в слове о полку игореве

Все пути им ведомы,

С «яругой» все просто: в переводе с польского языка это «овраг». В Древней Руси слово употреблялось в том же смысле.

Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Смотреть фото Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Картинка про Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Фото Что значит червленый щит в слове о полку игореве

Уж лиса на щит червлёный брешет,

Стон и скрежет в сумраке ночном…

«Червлёный» — это слово, которое используется в геральдике (историческая дисциплина, изучающая гербы) и означает любой оттенок красного цвета.

Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Смотреть фото Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Картинка про Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Фото Что значит червленый щит в слове о полку игореве

Захватили золота без счёта,

Груду аксамитов и шелков,

Вымостили топкие болота

Япанчами красными врагов.

Слово «аксамит» происходит от греческих «шесть» и «нить». Так в Древней Руси называли плотную ворсистую, напоминающую бархат ткань из шёлка и золотой или серебряной нити. Чтобы выдержать тяжесть золота и серебра, ткань формировали из шести обычных нитей — двух основных и четырёх уточных (поперечных).

«Япанча», или «епанча», в переводе с тюркского языка означает «плащ» или «накидку». Это древнерусская одежда, представляющая собой длинный широкий плащ без рукавов. Епанчи считались одеждой зажиточных людей.

Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Смотреть фото Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Картинка про Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Фото Что значит червленый щит в слове о полку игореве

Берега Немиги той проклятой

Почернели от кровавых трав —

Не добром засеял их оратай,

А костями русскими — Всеслав.

«Оратай» — это устаревшее название пахаря, человека, который пашет землю. Слово также встречается в одном из стихотворений Афанасия Фета:

Оглянись: сошла вода,

Зимний дождь не хлещет боле;

На горах опять стада,

И оратай вышел в поле.

Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Смотреть фото Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Картинка про Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Фото Что значит червленый щит в слове о полку игореве

А в степи, с ордой своею дикой

Серым волком рыская чуть свет,

Старый Гзак на Дон бежит великий,

И Кончак спешит ему вослед.

Гзак — это имя половецкого хана, который руководил половцами, жившими в XII веке на берегах Дона. Кончак — тоже половецкий хан примерно из тех же краев, с Дона и Придонья. Кончак известен набегами на Киев и Переяславль и вмешательством в междоусобные распри русских князей, привлекавших военную силу половцев.

Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Смотреть фото Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Картинка про Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Фото Что значит червленый щит в слове о полку игореве

Вот Стрибожьи вылетели внуки —

Зашумели ветры у реки,

И взметнули вражеские луки

Тучу стрел на русские полки.

Стрибог —это языческий бог древних славян, который традиционно считается богом ветра или воздуха. Соответственно, «стрибожьи внуки» — это ветра.

Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Смотреть фото Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Картинка про Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Фото Что значит червленый щит в слове о полку игореве

Где ты ни проскачешь, тур, шеломом

Золотым посвечивая, там

Шишаки земель аварских с громом

Падают, разбиты пополам.

«Шелом» — это русский средневековый шлем, отличительной чертой которого была высокая сфероконическая форма. До того как стать фирменным знаком русских богатырей, такие шлемы, отлитые или выкованные из бронзы, использовали воины Ассирии в третьем тысячелетии до нашей эры.

«Шишак» — это шлем круглой формы с высоким навершием (что-то вроде антенны на макушке). Наибольшее распространение в русском войске шишаки получили в XVI веке, а в XVII форма этих шлемов изменилась на металлические наголовья западноевропейского образца.

Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Смотреть фото Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Картинка про Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Фото Что значит червленый щит в слове о полку игореве

Прозван Гориславичем в народе,

Князь Олег пришёл на Русь, как ворог,

Внук Даждь-бога бедствовал в походе,

Век людской в крамолах стал недолог.

Слово «крамола» может означать как бунт, мятеж или восстание, так и все, что противозаконно, запрещено или предосудительно. Здесь имеются в виду частые войны, из-за которых умирало много людей.

Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Смотреть фото Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Картинка про Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Фото Что значит червленый щит в слове о полку игореве

День и ночь над полем незнакомым

Стрелы половецкие свистят,

Сабли ударяют по шеломам,

Копья харалужные трещат.

Слово «харалуг» в переводе с персидского языка означает «булат» или «сталь». Соответственно, речь идет о копьях со стальными наконечниками.

Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Смотреть фото Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Картинка про Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Фото Что значит червленый щит в слове о полку игореве

В третий день к полудню стяги пали,

И расстался с братом брат родной

На реке кровавой, на Каяле.

Недостало русичам вина,

Славный пир дружины завершили —

Напоили сватов допьяна

Да и сами головы сложили.

Степь поникла, жалости полна.

«Стяг» — это воинское знамя в Древней Руси, которое представляло собой шест с укрепленным на нем пучком конских волос, клином яркой ткани и фигуркой животного или другим предметом, хорошо видным издалека.

Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Смотреть фото Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Смотреть картинку Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Картинка про Что значит червленый щит в слове о полку игореве. Фото Что значит червленый щит в слове о полку игореве

8 устаревших слов из «Недоросля», которые нам приходится гуглить

Источник

Образы-символы в “Слове о полку Игореве”

Представление о том, как человек средних веков воспринимал природу, современный читатель получает не только по пейзажам, данным в произведении. Образы-символы, значение которых в древней литературе очень велико, тоже воссоздают картину мира сред­невекового человека. Для автора “Слова о полку Игореве” солнце, реки, птицы, тра­вы – это непосредственные участники собы­тий.

Без них для писателя XII века невозможно правдивое, убедительное изложение истори­ческих событий.

Известно, что образ-символ солнца был ши­роко распространен

Ху­дожественная и мировоззренческая логика это­го символа довольно прозрачна: с самого нача­ла автор осуждает этот поход.

На третий день после тяжелого поражения Игоря “два солнца затмила тень, два красных столба пропали”. Это – символ скорби. Когда же Игорь освободился

В поэме автор много раз говорит о солнце. Оно то светлое, то тьмой преграждает путь рус­ским, то меркнет его свет. Это сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни.

Кро­ме этого, солнце – символ княжеской власти; в “Слове” говорится об опасности, когда под угрозой “четыре солнца” – Игорь, Всеволод, сын Игоря Владимир и племянник Игоря Свято­слав – или когда “два солнца померкли… Олег и Святослав”.

Другим важным символом поэмы являются птицы, звери. Когда Игорь шел в поход, автор говорил о галках, воронах, орлах, волках, лиси­цах – это символы зла, тайны. Таким образом создается впечатление страшной опасности, подстерегающей Игоря:

Волки грозно воют по оврагам,

Орлы клекотом на кости зверей воют,

Лисицы брешут на червленые щиты.

Тогда по русской земле

Редко пахари кричали,

Но часто вороны граяли,

Трупы между собой разделяя.

А галки свою речь говорили –

Хотели лететь на кормление – уедие.

В финале же произведения говорится о соло­вьях – это символы добра, победы и торжест­ва. Игорь победил – и радость вернулась на русскую землю. Соловей олицетворяет победу добра над злом. Недаром Бояна автор называ­ет соловьем старого времени:

Соловьи веселыми песнями

Вся природа радуется возвращению князя с победой.

Разнообразно представлена символика света и цвета в “Слове о полку Игореве”. Интересно, как автор использует эти символы. Все доброе у него окрашено в светлые тона и ярко освещено, все злое и гибельное связано с черным цветом и погружено во мрак.

Черный цвет и в “Слове”, и в древнерусском искусство вообще обычно связан со зловещими силами, со злобой и печалью. Так, половцы “черные тучи” и “черные вороны”.

Близок к черному в отдельных определениях и синий цвет: “синее море”, “синие молнии”, “синяя мгла”, “черпали синее вино, с горем смешанное”. Синий цвет тоже означает злове­щее предзнаменование, печаль, горе.

А белый цвет имеет противоположный смысл – символизирует добро и радость. Багряный цвет, а также серебряный, золотой наиболее часто ис­пользуются автором. Белая хоругвь на красном (червленом) древке, червленые щиты русских воинов, серебряная седина, золотое стремя и золотой княжеский стол, жемчужная д у ш а – все это связано с различными оттенками челове­ческой доброты и красоты.

Много сказано в “Слове о полку Игореве” о реках, даны их названия: Дон, Волга, Донец, Дунай, Супа, Немига, Днепр, Двина, Великий Дон, Малый Донец, Стугна. Автор, описывая каждую из них, подбирает ей эпитет, например: Днепр Славутич, на кровавом берегу Немиги, Сула течет серебряными струями и так далее. Каждую реку он рисует как-то по-особенному, отводя ей определенную роль в произведении. Однако в описании каждой из них присутствуют серебряные струи, зеленые берега, студеная роса на траве:

– О Донец! И тебе много славу.

Князя ты на волнах лелеял,

Траву подстилал зеленую

На своих серебряных берегах,

Одевал его теплою мглою,

Тенью зеленого дерева,

Гоголем стерег на воде,

Чайками на волнах, чернядью на ветрах.

Автор описывает и Каялу. Река с таким назва­нием сегодня неизвестна, поэтому многие ис­следователи сходятся на том, что эта река име­ет символическое название – река окаянная, проклятая или река покаяния.

Рассмотренная образная система позволяет яснее видеть в “Слове” основной символичес­кий образ произведения – Русскую землю. По словам Д. С. Лихачева, “автор “Слова” рисует удивительно живой образ Русской земли. Со­здавая “Слово”, он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединяя в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.

Образ Русской земли – существен­ная часть “Слова” как призыв к ее защите от внешних врагов”.

Многие ученые говорят об особой художест­венной ценности “Слова”. Действительно, “Слово о полку Игореве” – произведение по­разительно цельное. Художественная форма “Слова” очень точно соответствует его идей­ному замыслу.

То есть образы произведения подчинены основной идее – утверждению единства Руси.

Автору необходимы образы-символы, так как они точно описывают мир, в котором он живет, отражают его взгляды на жизнь. Без образов-символов для писателя XII века невозможно точное и убедительное повествование. Через символику в произведении мы узнаем автор­ское мировоззрение и веру.

Related posts:

Источник

символика цвета и света в “Слове о полку Игореве”

Цвет занимает важное место в поэтической системе «Слова». Представление о цвете автор дает, во-первых, цветообозначающими прилагательными: багряный, белый, бусый, зеленый, серый, сизый, черный, черленый (красный). Бусый, серый и сизый — смешанные цвета, остальные – чистые.

Художественную функцию цвета в «Слове» исследователи связывают с оценочной характеристикой «положительный – отрицательный». По мнению М. В. Пименовой, положительная оценка связана в произведении со светлыми тонами, а отрицательная — с темными. Но такая трактовка цветовой символики как и «тёплые – холодные» тона (Накамура) ошибочна

Сводить цветовую палитру «Слова о полку Игореве» к простому противопоставлению их как светлых и темных или теплых и холодных – значит обеднять художественное значение цвета в «Слове». Каждый цвет здесь важен сам по себе и имеет свое значение, закрепленное за ним в символической системе традиций народной культуры. По мнению исследователей, можно говорить о цветовом коде, реализующемся в текстах традиционной народной культуры, и о круге символичного употребления для каждого цвета. В частности, цвет — один из элементов, при помощи которых создается языческая модель мироустройства. Каждая из космических сфер имеет «свой» цвет: небесная область богов — белый, земная область людей, мир жизни — красный (природный мир Земли символизировал зеленый), нижний мир делился на водные глубины — синего цвета, и подземный мир, преисподнюю — черного. Не случайно поэтому обитающая в нижнем мире «нечистая сила» — синего и черного цветов. Это представление нашло отражение и в христианской литературе.

Стремясь резче противопоставить русских и половцев как «своих» и «чужих», автор «Слова» вводит это противопоставление в систему мифологических оппозиций свет/тьма, солнце/тучи, земля/море, земля/поле и т. д. Этому противопоставлению служит также оппозиция черленого (красного) — синего (соответствующая оппозиции земля – море) и золотого – черного (соответствующая оппозиции солнце/тучи).

Красный (как цветообозначение употребляется с XVI в., до этого означал «красивый»), по-древнерусски «черленый» или «червленый», маркирующий в мифологии мир людей, мир жизни, в «Слове» связан с русскими (их щиты четыре раза названы «чрълеными»), а синий, маркирующий в мифологии мир «синего моря», подчеркнуто связан с половцами, которые живут «у синего моря», «на синем Дону». Из всех рек, упомянутых в «Слове», только Дон, половецкая, враждебная для русских река, характеризуется, как и в фольклоре эпитетом «синий». Интересно также, что синий цвет связан с «мертвой» водой, а белый — с «живой». Загадочные «синии молнии» и «синее вино» также имеют символический смысл в «Слове» и соотносятся с половцами.

Источник

Что значит червленый щит в слове о полку игореве

Иродъ же, поемъ 5 спиръ своих, а римлян 5, а оружникъ 1000, а конникъ 100 и идѣ на Ерихоньскиа украины. 500 же их уби, а иныя свободи, а градъ вда римляномъ на щитъ, и разграбиша. Флав. Полон. Иерус., 193 (XVI в. ← нач. XII в.). 1067: Си же братья взяша Мѣнескъ, и исѣкоша мужѣ, а жены и дѣти вдаша на щиты. Пов. врем. лет, 112 (1377 г. ← нач. XII в.). 1128: И видивше Изяславчи (так!) князя своего и логожаны, оже бес пакости суть переяли, и дашася, рекше Вячьславу: Призови ны бога, яко насъ не даси на щитъ. Ипат. лет., 293 (XV в.).

Якоже възъпи духъ въ пѣниихъ: стълъпъ Давидовъ крѣпъкъ, выя твоя дьрьжавьна тысущами украси ся щиты духовьными. Мин. окт., 188 (1096 г.). Воевода доблии, въружь ся щитъмь благочьстия, въ истину яви ся, прехвальне, и лукаваго побѣдилъ еси, мужьскы пострадавъ. Мин. нояб., 461 (1097 г.).

Таку хвалу писаша о Антипатрѣ, яко ни изрѣщи лзѣ, глаголюще, яко тъ единъ есть заступитель твои, и стражь, и щитъ. Флав. Полон. Иерус., 233 (XVI в. ← нач. XII в.). Источьника божию словеси, недвижима стълпа Христови церкви, печать правьдѣ, щитъ вѣрѣ, шлѣмъ спасению. Усп. сб., 115 б (XII—XIII вв.).

Полезное

Смотреть что такое «щитъ» в других словарях:

Щит(веры) — Щитъ (вѣры) иноск. защита. Ср. А паче всего возьмите щитъ вѣры, которымъ возможете угасить всѣ раскаленныя стрѣлы лукаваго. Ефес. 6, 16 … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Артиллерия современная — АРТИЛЛЕРІЯ СОВРЕМЕННАЯ. I. Назначеніе полевой и горной А. Полевая А. имѣетъ своимъ назначеніемъ сопровождать, а иногда и опережать свою пѣхоту (ѣздящая А.) и кавалерію (конная А.), подготовлять и поддерживать атаку, задерживать атакующаго,… … Военная энциклопедия

Закрытия для стрелков — ЗАКРЫТІЯ ДЛЯ СТРѢЛКОВЪ въ фортификац. постройкахъ, для обезпеченія стрѣлковъ во время стрѣльбы и при расположеніе у линіи огня отъ руж. пуль, шрапнели и осколковъ гранатъ, бываютъ въ видѣ разн. рода бойницъ и въ послѣд. время, для долговр. укр… … Военная энциклопедия

Древне-русское вооружение — ДРЕВНЕ РУССКОЕ ВООРУЖЕНІЕ. Исторія его восходитъ въ отдаленнѣйшія эпохи. Уже въ X в. встрѣчаются опред. указанія въ повѣствованіяхъ очевидцевъ на существованіе у нашихъ предковъ щитовъ, дротиковъ, копій, топоровъ, мечей и кольчатыхъ доспѣховъ.… … Военная энциклопедия

Броневой щит — БРОНЕВОЙ ЩИТЪ судовыхъ орудійн. установокъ, служитъ для защиты прислуги орудія отъ снарядовъ и осколковъ ихъ; онъ крѣпится къ лафету и вращается вмѣстѣ со станкомъ. Въ Б. щитѣ имѣются вырѣзы для прохода дула орудія при полныхъ углахъ возвышенія и … Военная энциклопедия

Знамя — (древ. рус. стягъ, прапоръ, бунчукъ, хоругвь; древ. римское manus, signa, sexilla, со временъ христіанства labarum; франц. enseigne, drapeau, oriflamme, Bannière, étendard, Pavilion, pennon, нѣм. Fahne, Banner, Panier). Въ наст. время З. въ… … Военная энциклопедия

Ордена — ОРДЕНА, монашескіе и в. монаш. (см. это) общества или братства, а также знаки отличія (см. Знаки), жалуемые въ награду (см. это) за заслуги на пользу гос тва. Въ феодальн. періодъ въ числѣ наградъ одной изъ главныхъ было возведеніе въ рыцарское… … Военная энциклопедия

Экран — Экранъ щитъ, на ножкахъ, предъ каминомъ. Ср. Гостья взглядываетъ на шезъ лонгъ, помѣщающійся передъ каминомъ между трельяжемъ и экраномъ. Лѣсковъ. Зимній день. 1. Ср. Schirm (schirmen, защищать) сражаться. Ср. Écran (фр.) экранъ, щитъ каминный.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Чемодановы — Чемодановы старинный русский дворянский род, происходящий от «выезжего» из Польши к великому князю Василию Васильевичу (1425 1462) «мужа честна», именем Воропана, которого великий князь наградил «многими поместьями и вотчинами».… … Википедия

Источник

ЧЕРЛЕНЫЙ

поля чрьлеными щиты прегородиша, ищучи себ ѣ чти, а князю славы. 10. Чрьленъ стягъ, б ѣ ла хорюговь, чрьлена чолка, сребрено стружіе — храброму Святъславличю. 11. Д ѣ ти б ѣ сови кликомъ поля прегородиша, а храбріи Русици преградиша чрълеными щиты. 13. Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ, позвони своими острыми мечи о шеломы Литовьскыя . а самъ подъ чрълеными щиты на кровав ѣ трав ѣ притрепанъ Литовскыми мечи. 33.

Василию же поманувшу ему, обуся в черленыа сапогы. Глагола же цесарь с клятвою к Василию: Паче тебе и лучее сапоги си суть подобни. Хрон. Амарт., 516 (XV в.

▲ Тут московский князь Микитушка Романович / Ай садился-то Микита на черленый стул, / И он повесил свою буйную головушку / Да пониже плеч своих могучих. Милл. Истор. песни, 560. По синёму-то морю бежит черлен карабль. Ончук. Печор. былины, 45. А садился-то Владимир князь да на черленыи стул, / Да писал-то ведь он грамоту повинную. Онеж. былины Гильф., II, 21.

XI в.). Марко н ѣ къто бысть . от вълъшьства чьрныи образъ и въ чьрвленыи пр ѣ лагая. Ефр. корм., 656—657 (XII в.). Ти да бы горы тоя вьрхъ тъи цв ѣ тъмь утворенъ багъръмь и чьрвленъмь и б ѣ лъмь и зеленъмь. Златостр., 93 (XII в.). С ѣ дяху же пътиц ѣ на др ѣ в ѣ хъ т ѣ хъ, различьны имуща одежда: ов ѣ мъ бяше яко злато перие, а другыимъ багъряно, ин ѣ мъ чьрьвлено, а другыимъ сине и зелено. Усп. сб., 289 а (XII—XIII вв.). Яко вервь червлена устьн ѣ твои и бес ѣ да твоя красна. Библ. Генн. Пес. песн., IV, 3 (1499 г.). 1389: Б ѣ аше же подъ полатами на правой стран ѣ чертоговъ 12, степени же шириною дв ѣ сажени, а оболчени вси червленымъ червьцемъ. Ник. лет. XI, 102 (XVI в.).

▲ Походил Соловеи на свои червленъ карабль. Кирша Д., 3.

Пошли оне (скоморохи) во червленнои ряд, да купили червленои вязъ. Там же, 7.

И то др ѣ во нескажемо есть добротоу и благовонством и красно паче всяу твари сущея, отвъсуду златовидно и цръвено образом и огнезрачно. Кн. Енохова 1, 7 (XV в.

Ср. В. А. Щавинский (Очерки по истории техники живописи и технологии красок в древней Руси. М. — Л., 1935, с. 100): «Черлень — одно из древнейших русских обозначений для красного цвета . О происхождении этого слова . народная память долго сохраняла правильное представление. Памва Берында определяет червень как „кармазиновую фарбу с червцю“. О червце, издревле дававшем материал для краски, теперь же забытом, еще Паллас во время своих путешествий по России (1768—1774 гг.) собрал обстоятельные сведения: „С половины июня до половины июля . месяца бабы и дети обыкновенно упражняются перед жатвой в собирании червца (Coccus polonicus). Они ищут сего насекомого по сухим и тощим местам по большей части около корня земляницы, которая у них кубанка называется, также при редко растущей траве, мохна называемой. Заняв место русского червца, мексиканский его родственник — кошениль изгладил в памяти народной также и воспоминание о свойственной ему яркой розово-красной краске, которую стали называть карминовою. Но название черлень не исчезло бесследно, оно сохранилось надолго за дешевым суррогатом черлени животного происхождения, за черленью минеральной“». Н. Б. Бахилина (История цветообозначений в рус. языке. М., 1975, с. 134—135): «Славянские языки для названия собственно красного цвета используют слова с древним общеславянским корнем *červ-: укр. червоний, блр. чырвоны, польск. czerwony, чешск. červeny, болгарск. червен и др. . Будучи широко употребительными в древнерусском языке слова с корнем *cěrv- (червленый, чермный, червчатый) еще живут в языке до конца XVII в. (может быть, начала XVIII в.), но уже в XVII в. начинают неожиданно быстро вытесняться новым цветообозначением, в роли которого выступает и ранее существовавшее в языке слово красный. . появление у славян слов с корнем *červ- для названия красного цвета этимологи связывают с использованием для окрашивания тканей насекомого червец (кошениль). ». С. 139 (примеч. 38): «Прилагательное червленый существует в древнерусских памятниках в двух вариантах: червленый и черленый. . по значению они одинаковы. . употребляются они все-таки различно: в памятниках официальных,

литературных, с книжным языком преимущественно червленый, в памятниках с языком более народным — черленый».

Чрьленъ — им. пад. ед. ч. м. р. кр. форма; чрьлена — им. пад. ед. ч. ж. р. кр. форма; чръленыя — вин. пад. мн. ч. м. р.; чрълеными — твор. пад. мн. ч.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *