Что значит чем хуже тем лучше
Что значит чем хуже тем лучше
Я верю лишь в то, что чем хуже, тем лучше. теперь это очень многие говорят, про себя, а иные так и вслух. Чем хуже, тем лучше. но ведь это только для других, для всех, «а самому-то мне пусть будет как можно лучше».
Достоевский. Дневник 1881 г. Янв. 1, 2.
Без нас нельзя, заключил он, без нас никакое общество еще никогда не стояло. Мы не потеряем, а, напротив. еще выиграем; мы всплывем, всплывем, и девиз наш в настоящую минуту должен быть: Pire ca va, mieux ca est.[1]
Достоевский. Униженные и оскорбленные. 3, 9.
«Сопоставьте с этим сегодняшнее «Единство» (7 июля), где плехановская передовица вынуждена констатировать бесспорный факт, именно, что Советы (т. е. эсеры и меньшевики) взяли себе «две недели на размышление» и что если власть перейдет к Советам, то это «было бы равносильно победе ленинцев». «Если кадеты не держатся правила: чем хуже, тем лучше. — пишет Плеханов, — то они сами вынуждены будут сознаться, что они сделали» (уйдя из министерства) «большую ошибку, облегчив ленинцам их работу».»
(В.И. Ленин, ПСС, том 32, «Три Кризиса»)
И вот еще одно упоминание:
«Социализм, повторяю, перестал быть догмою, как он перестал, может быть, и быть программой. В нашей партии еще не написано новой программы, а старая никуда не годится. Распределить хлеб правильно и равномерно — вот в чем основа социализма сегодня. Война оставила нам в наследство разруху; усилиями Керенского и помещиков-кулаков, говорящих: после нас хоть потоп, страна доведена до того положения, что говорят: чем хуже, тем лучше.»
(В.И. Ленин, ПСС, том 36, «V Всероссийский съезд Советов»)
Адрес страницы сайта, нарушающей, по Вашему мнению, авторские права;
Ваши ФИО и e-mail;
Документ, подтверждающий авторские права.
Чем хуже, тем лучше
«ЧЕМ ХУЖЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ»
Эту китайскую пословицу не так легко понять без глубинного анализа, поэтому начнем с более простых аналогов на русском языке: «Нет худа без добра», или еще более близкого, хотя и от обратного: «Чем выше поднимешься, тем больнее падать». Все они подчеркивают волнообразность жизни, которую можно сравнить с «американскими горками». Даже семейная жизнь скушна, без боя посуды. Умные пары, специально для таких случаев, покупали раньше дешевую, а теперь – небьющуюся посуду. А мудрые пары, вообще, без битья, организуют «управляемые скандалы. Один мой знакомый называет их БСУ – большие семейные учения.
Эти мысли мне навеяли выборы. Сто лет уже нет царя, а монархически – рабское мышление сохранилось: мечта о сильном, но добром царе, который накормит и напоит, а сейчас еще и по «мерсу» и квартире даст, «лежа на печи». Крестьяне знают, что если летом «не потопаешь, то зимой не полопаешь». А вот для горожан – основная ценность – деньги и вся надежда на власть. А по-умному, надо бы во главу угла поставить обмен услугами, а деньги, как мерило этих услуг. И для этого власть не нужна, а, наоборот, получаешь свободу от нее. Кроме того, каждый горазд, не только о политике, но и об экономике рассуждать, не умея экономить даже свои финансы. А ведь, не говоря уже об алкоголе, на одних только сигаретах, за жизнь, можно сэкономить два миллиона рублей. А еще и на лекарствах, которые, в данном случае, не понадобятся. Глупее не представить человека, который одной рукой пьет, а другой лекарствами закусывает. Да, не зря библейская заповедь гласит, что «невежество, самый страшный грех». А пословица ей вторит: «Рыба тухнет с головы».
Главная беда бедных – это зависть. Она, как ржавчина разведает общество и приносит вред здоровью самому человеку. Не столько пища, сколько раздражительность является причиной желудочно-кишечных заболеваний: гастрита и язв. Да и пища бедных людей здоровее, чем богатых. Как говорит народная пословица: «Щи, да каша – пища наша». Я во время войны жил в деревне, как говорится, «в голоде и холоде», но ничем не болел, пока не переехал в город. Да и медицины никакой не было: на всю округу – один фельдшер. Но все жили в одинаковых условиях: что председатель, что колхозник. Некому было завидовать. Жили, как одна семья: праздновали вместе и горевали от похоронок вместе.
В заключение, сделаю, возможно, для кого-то парадоксальный, вывод: бедность для России – благо. Потому, что бедному, есть куда стремиться, и он постоянно думает о своем выживании: «хочешь жить – умей вертеться», или «голь на выдумки хитра». А когда все есть – наступает «скука – самый страшный зверь». Даже деревня запила, после того, как перешла на 8-часовой рабочий день и денежную оплату труда. «Плохо жить без работы, да без заботы». История показывает, что целые, процветающие империи «канули в лету». «С жиру, человек бесится». И, если кто-то и говорит, что «пока жирный лопнет, худой – сдохнет», это не так. Более мудрая пословица советует: «Живи просто, проживешь лет до ста». А «чем хуже, тем лучше», согласно «закону равновесия», означает: чем хуже в материальном плане, тем лучше в духовном.
Чем хуже, тем лучше
(значение) — подход к разрешению ситуации, который предполагает довести ситуацию до ухудшения, чтобы стало ясно, что ее нужно решать коренным образом, а не косметическими мерами.
Французская поговорка «Pire ca va, mieux ca est» (франц., чем хуже, тем лучше).
Это выражение часто использовал русский писатель Достоевский Федор Михайлович (1821 – 1881). Впервые он применил его в романе (ч. 3, гл. 9) «Униженные и оскорбленные» (1861 г.):
«Без нас нельзя, заключил он, без нас никакое общество еще никогда не стояло. Мы не потеряем, а, напротив. еще выиграем; мы всплывем, всплывем, и девиз наш в настоящую минуту должен быть: Pire ca va, mieux ca est.»
Встречается выражение и в романе «Бесы» (1872 г.) ч. 1 гл. 5, 6:
«— То есть в том смысле, что чем хуже, тем лучше, я понимаю, понимаю, Варвара Петровна. Это вроде как в религии: чем хуже человеку жить или чем забитее или беднее весь народ, тем упрямее мечтает он о вознаграждении в раю, а если при этом хлопочет еще сто тысяч священников, разжигая мечту и на ней спекулируя, то… я понимаю вас, Варвара Петровна, будьте покойны.»
Фраза встречается и в «Дневнике писателя» (январь, 1, 2, 1881):
«Я верю лишь в то, что чем хуже, тем лучше. теперь это очень многие говорят, про себя, а иные так и вслух. Чем хуже, тем лучше. но ведь это только для других, для всех, «а самому-то мне пусть будет как можно лучше». «
Принцип «Чем хуже, тем лучше» не является изобретением Достоевского. Он был известен и до него.
Так, Пушкин пишет в письме к П. А. Вяземскому (от 24—25 июня 1824 г.) :
«Хотелось мне с тобою поговорить о перемене министерства. Что ты об этом думаешь? я и рад и нет. Давно девиз всякого русского есть чем хуже, тем лучше. Оппозиция русская, составившаяся, благодаря русского бога, из наших писателей, каких бы то ни было, приходила уже в какое-то нетерпение, которое я исподтишка поддразнивал, ожидая чего-нибудь».
Чем хуже, тем лучше
Чем хуже, тем лучше
Стало популярным в своем известном, политизированном смысле благодаря Ф. М. Достоевскому (1821 — 1881), который использовал это выражение в романе (ч. 3, гл. 9) «Униженные и оскорбленные» (1861). Позднее он повторит его в своем «Дневнике писателя» (январь, 1881).
Тот же оборот встречается и в письме А. С. Пушкина к П. А. Вяземскому (от 24—25 июня 1824 г.): «Хотелось мне с тобою поговорить о перемене министерства. Что ты об этом думаешь? я и рад и нет. Давно девиз всякого русского есть чем хуже, тем лучше. Оппозиция русская, составившаяся, благодаря русского бога, из наших писателей, каких бы то ни было, приходила уже в какое-то нетерпение, которое я исподтишка поддразнивал, ожидая чего-нибудь».
Смотреть что такое «Чем хуже, тем лучше» в других словарях:
Чем хуже, тем лучше — подход к разработке программного обеспечения, объявляющий простоту реализации и простоту интерфейса более важными, чем любые другие свойства системы. Этот стиль описан Ричардом П. Гэбриелом (Richard P. Gabriel) в работе «Lisp: Good News, Bad News … Википедия
Чем хуже, тем лучше — ХУЖЕ. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Чем хуже — тем лучше! — Чѣмъ хуже тѣмъ лучше! Ср. Я вѣрю лишь въ то, что чѣмъ хуже, тѣмъ лучше. теперь это очень многіе говорятъ, про себя, а иные такъ и въ слухъ. Чѣмъ хуже, тѣмъ лучше. но вѣдь это только для другихъ, для всѣхъ, «а самому то мнѣ пусть будетъ какъ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Чем хуже, тем лучше — (из выст. Мао Цзэдуна) выражение удовлетворения в связи с ухудшением ситуации … Живая речь. Словарь разговорных выражений
Чем хуже — Чем хуже, тем лучше Чем хуже, тем лучше подход к разработке программного обеспечения, объявляющий простоту реализации и простоту интерфейса более важными, чем любые другие свойства системы. Этот стиль описан Ричардом П. Гэбриелом (Richard P.… … Википедия
ХУЖЕ — 1. см. плохой и худой 2. 2. в знач. сказ., кому. Об ухудшении состояния больного. Больному сегодня х. • Хуже всего, вводн. выражает отрицательную оценку чего н. Он болен и, хуже всего, одинок. И того хуже (ещё того хуже) (разг.) совсем плохо,… … Толковый словарь Ожегова
Worse is better — Чем хуже, тем лучше подход к разработке программного обеспечения, объявляющий простоту реализации и простоту интерфейса более важными, чем любые другие свойства системы. Этот стиль описан Ричардом П. Гэбриелом (Richard P. Gabriel) в работе «Lisp … Википедия
социализм — По обычному словоупотреблению, социализмом (от латинского слова socius союз, общество) называется направление, стремящееся к коренной и насильственной реформе общественных и, преимущественно, экономических отношений, без всякого внимания к… … Справочник по ересям, сектам и расколам
Из цитатника либерала.
Используется, как правило, либералами для обвинения коммунистов во всех смертных грехах.
— Чем хуже, тем лучше? Вы что, хотели, чтобы ради победы в Грузии погибло 2 миллиона наших солдат?
— Чем хуже, тем лучше? Вы что, хотели, чтобы Россия остановилась в войне на полпути и никогда не поднялась с колен?
Всего поисковик нашел 5 совпадений:
Т. 36. V ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ РАБОЧИХ, КРЕСТЬЯНСКИХ, СОЛДАТСКИХ И КРАСНОАРМЕЙСКИХ ДЕПУТАТОВ 4—10 ИЮЛЯ 1918 г ДОКЛАД СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ 5 ИЮЛЯ
Война оставила нам такие бедствия, что теперь мы на вопросе о хлебе переживаем самую сущность всего социалистического устройства и должны взять этот вопрос в руки и решить его практически. Тут говорим мы себе: как быть с хлебом, по-старому ли, по-капиталистически, когда крестьяне, пользуясь случаем, наживают тысячи рублей на хлебе, называя при этом себя трудовыми крестьянами, а бывает, что даже и левыми эсерами? (Аплодисменты, шу м.) Они рассуждают так: если народ голодает, значит, цены на хлеб повышаются, если голод в городах, значит, у меня туга мошна, а если будут голодать еще больше, значит, я наживу еще лишние тысячи. Товарищи, я прекрасно знаю, что не вина отдельных лиц в этом рассуждении. Все старое гнусное наследие помещичьего и капиталистического общества научило людей так мыслить, так думать и жить, а переделать жизнь десятков миллионов людей страшно трудно, для этого нужно долго и упорно работать, а эту работу мы только что начали. У нас никогда не было и в мыслях обвинять тех людей, кто в одиночку, мучимый голодом и не видя пользы в организации социалистического распределения хлеба, бросается помогать себе в одиночку, махая на все рукой, — таких нельзя винить. Но мы говорим: когда выступают представители партий, когда мы видим людей, примкнувших к определенной партии, когда видим большие группы народа, то от них мы требуем, чтобы они посмотрели на это дело не с точки зрения измученного, истерзанного и голодного человека, на которого ни у кого не поднимется рука, а с точки зрения строения нового общества.
Т. 29. Это уже, собственно, не Ленин. Это книга Ю. М. Стеклова «H. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ, ЕГО ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (1828-1889)» (ГЛАВА VIII ЧЕРНЫШЕВСКИЙ И РУССКОЕ ОБЩЕСТВО ТОГО ВРЕМЕНИ) с пометками Ленина на полях.
«Образчиком такого поверхностного понимания бланкизма являются рассуждения г. Николаева о политических взглядах Чернышевского. Рассказавши о своем разговоре с Чернышевским на каторге, во время ко- торого Николай Гаврилович высказал ту мысль, что было бы гораздо лучше, если бы во время крестьянской реформы победила откровенно- крепостническая партия дворянства и крестьяне были бы освобождены без земли, ибо тогда немедленно произошла бы катастрофа, г. Николаев заклю- чает: «Тут, как видите, чистый бланкизм: чем хуже, тем лучше (!). Это со- всем не напоминает позднейших теорий наших доморощенных марксистов (которым, к слову сказать, господа Николаевы в свое время именно и приписывали принцип « чем хуже, тем лучше » и которых эти господа именно и обвиняли в сочувствии обезземелению крестьянства. — Ю. С). Не эволю- ция, не постепенное освобождение крестьян от средств производства, не вы- варивание мужика в фабричном котле, не постепенное его превращение в батрака, а полное и сразу произведенное обезземеление. Не эволюция, к которой, повторяю, Н. Г. относился с негодованием (?), а катастрофа. Не марксизм, а бланкизм» («Личные воспоминания», 21—22). — Нечего сказать, хорошее представление о взглядах Чернышевского можно получить из такой тирады!»
Том 11. ИГРА В ПАРЛАМЕНТАРИЗМ
«В резолюции новоискровцев об отношении к оппозиционным партиям черным по белому написано, что социал-демократия «требует от всех врагов царизма»:
«1) Энергичной и недвусмысленной поддержки всякого решительного действия организованного пролетариата, направленного к нанесению новых ударов царизму».
Парвус предлагает «соглашение» с освобождениями и обещание им своей «поддержки», ничего подобного не требуя.
«2) Открытого признания и безоговорочной поддержки требования всенародного учредительного собрания на основе всеобщей и т. д. подачи голосов и открытого выступления против всех тех партий и групп, которые стремятся урезать права народа путем ли ограничения избирательного права, или же путем подмены учредительного собрания пожалованной монархической конституцией».
Всей второй части этих условий Парвус не признает. Он даже оставляет совершенно в тени вопрос о том, от кого должны освобожденцы в Думе «требовать созыва» учредительного собрания. От царя, конечно? Почему же не самим созвать его? а, почтеннейшие герои «парламентских соглашений»? Или вы уже теперь не против «пожалованиям?
«3) Решительной поддержки борьбы рабочего класса с правительством и магнатами капитала за свободу стачек и союзов».
От этого «условия» Парвус освобождает, должно быть, освобожденцев по случаю созыва Думы и вреда тактики — « чем хуже, тем лучше » (хотя тут же рядом Парвус уверяет, в насмешку над читателем, что если бы Дума имела законодательные права, то это было бы хуже, т. е. что один шаг к лучшему и именно тот, которого добиваются освобожденцы, есть шаг к худшему!!).
«4) Открытого противодействия всем попыткам правительства и дворянских феодалов варварскими мерами насилия против личности и имущества крестьян подавить крестьянское революционное движение».
Добрый Парвус, зачем забыли вы это условие? Неужели вы не согласны теперь предъявить это прекрасное требование Петрункевичу? Стаховичу? Родичеву? Милюкову? Струве?
«5) Отказа от поддержки всяких мер, имеющих целью сохранение в свободной России каких бы то ни было ограничений в правах отдельных национальностей и каких бы то ни было следов национального угнетения;
и 6) активного участия в деле народного самовооружения для борьбы с реакцией и поддержки социал-демократии в ее попытках организации вооруженной массовой борьбы».
Добрый Парвус, зачем забыли вы эти условия?»
И, наконец, т. 5, ГОНИТЕЛИ ЗЕМСТВА И АННИБАЛЫ ЛИБЕРАЛИЗМА
Прочитав полный текст содержащих фразу «чем хуже, тем лучше» цитат, легко увидеть умеренно негативное отношение Ленина к подобному радикальному принципу. Это значит, что любые попытки использовать подобные цитаты для контрпропаганды должны пресекаться немедленно, со ссылкой на первоисточник.