Что значит чахлой и скупой
Словари
1. Плохо растущий; вянущий, сохнущий, хилый (о растительности).
2. Худой и болезненный (о человеке).
Слабый, угасающий (о свете, огне и т.п.).
Морфология: ча́хл, ча́хла, ча́хло, ча́хлы; ча́хлее; нар. ча́хло
1. Вянущие, сохнущие от отсутствия влаги, сожжённые солнцем растения называют чахлыми.
Одинокие, чахлые деревья. | Чахлые придорожные кустики. | Чахлые всходы. | Чахлые низкорослые побеги. | Чахлая трава на обочинах. | Редкие островки чахлой бледно-зелёной растительности являли собой жалкое зрелище.
2. Если какая-то местность покрыта скудной растительностью, то её называют чахлой.
Чахлые поля. | Чахлый унылый сад. | Чахлая пустынная земля. | В чахлом скверике уныло высится одинокий пыльный тополь.
3. Если человек имеет болезненный вид, то его называют чахлым.
Чахлый бледный ребёнок.
4. Если свет от какого-то источника неяркий, слабый, рассеянный, то его называют чахлым.
Чахлый луч фонаря. | Чахлый свет луны. | После темноты чахлый огонёк керосиновой лампы показался очень ярким.
время года, время суток
5. Если время года холодно, дождливо, почти без солнечных дней, то его называют чахлым.
6. Если светлое время суток сумрачно, облачно, хмуро, то его называют чахлым.
Чахлый день. | Чахлое туманное утро. | Чахлый дождливый рассвет.
ЧА́ХЛЫЙ, чахлая, чахлое; чахл, чахла, чахло.
1. Вянущий, сохнущий, хилый. Чахлое растение. Чахлые кусты. «По горе торчали одиноко чахлые березы.» Максим Горький.
2. Худой и болезненный. Чахлый ребенок. «Твой-то чахлый сын соломину о колено не переломит.» Максим Горький. «Гладкий да румяный… не то, что стракулист чахлый.» А.Островский.
1. Вянущий, слабый (о растительности). Ч. куст. Ч. росток.
2. Болезненный, хилый, а также вообще слабый, вялый или непрочный. Ч. ребёнок. Чахлая весна (сырая, несолнечная).
1. Плохо растущий, вянущий (о растительности). Ч-ые цветы. Ч. лес. Ч-ые всходы. // Покрытый скудной растительностью. Ч-ые поля. Ч. сад. Ч-ая земля.
2. Разг. Худосочный и болезненный; хилый (о человеке). Ч. человек. Ч. ребёнок. Ч-ая девушка. Ч. жеребёнок. / О частях тела кого-л. Ч-ая грудь. Ч-ое лицо. Ч-ые руки.
3. Разг. Тусклый, слабый. неяркий (о свете). Ч. луч фонаря. Ч. свет луны. Ч. огонь костра. // Сумрачный, неяркий (о какой-л. поре, времени года, суток). Ч-ая весна. Ч. день. Ч-ое туманное утро. / О том, что испускает такой свет. Ч-ая лампа. Ч. фонарь, костёр.
1. Плохо растущий, вянущий (о растительности).
Попадались совсем выродившиеся поля с чахлыми, золотушными всходами. Мамин-Сибиряк, Хлеб.
Листва на деревьях была скудной и чахлой. Марков, Строговы.
Со скудной растительностью.
В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит, один во всей вселенной. Пушкин, Анчар.
Они прошли в чахлый садик, не по заслугам называемый городским бульваром. Лавренев, Счастье Леши Ширикова.
2. Худосочный и болезненный; хилый.
Значение слова «чахлый»
1. Плохо растущий, вянущий (о растительности). Чахлая растительность. □ Попадались совсем выродившиеся поля с чахлыми, золотушными всходами. Мамин-Сибиряк, Хлеб. Листва на деревьях была скудной и чахлой. Марков, Строговы. || Со скудной растительностью. В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит, один во всей вселенной. Пушкин, Анчар. Они прошли в чахлый садик, не по заслугам называемый городским бульваром. Лавренев, Счастье Леши Ширикова.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЧА’ХЛЫЙ, ая, ое; чахл, а, о. 1. Вянущий, сохнущий, хилый. Чахлое растение. Чахлые кусты. По горе торчали одиноко чахлые березы. М. Горький. 2. Худой и болезненный. Ч. ребенок. Твой-то чахлый сын соломину о колено не переломит. М. Горький. Гладкий да румяный. не то, что стракулист чахлый. А. Островский.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ча́хлый
1. плохо растущий, вянущий (о растительности)
2. покрытый скудной растительностью ◆ В пустыне чахлой и скупой, на почве, зноем раскаленной, анчар, как грозный часовой, стоит — один во всей вселенной. Пушкин, «Анчар», 1828 г.
3. разг. худосочный и болезненный; хилый (о человеке или о частях тела кого-либо)
4. разг. тусклый, слабый, неяркий (о свете и т. п.) ◆ Да я ваш чахлый москвичонок в мерседес превращу! Э. В. Брагинский, Э. А. Рязанов, «Гараж», 1979 г. (цитата из НКРЯ)
5. сумрачный, неяркий (о какой-либо поре, времени года, суток)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: функционировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
чахлый
Одинокие, чахлые деревья. | Чахлые придорожные кустики. | Чахлые всходы. | Чахлые низкорослые побеги. | Чахлая трава на обочинах. | Редкие островки чахлой бледно-зелёной растительности являли собой жалкое зрелище.
Чахлые поля. | Чахлый унылый сад. | Чахлая пустынная земля. | В чахлом скверике уныло высится одинокий пыльный тополь.
Чахлый бледный ребёнок.
Чахлый луч фонаря. | Чахлый свет луны. | После темноты чахлый огонёк керосиновой лампы показался очень ярким.
Чахлый день. | Чахлое туманное утро. | Чахлый дождливый рассвет.
Полезное
Смотреть что такое «чахлый» в других словарях:
ЧАХЛЫЙ — ЧАХЛЫЙ, чахлая, чахлое; чахл, чахла, чахло. 1. Вянущий, сохнущий, хилый. Чахлое растение. Чахлые кусты. «По горе торчали одиноко чахлые березы.» Максим Горький. 2. Худой и болезненный. Чахлый ребенок. «Твой то чахлый сын соломину о колено не… … Толковый словарь Ушакова
чахлый — См … Словарь синонимов
чахлый — ЧАХЛЫЙ, хилый … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ЧАХЛЫЙ — ЧАХЛЫЙ, ая, ое; чахл. 1. Вянущий, слабый (о растительности). Ч. куст. Ч. росток. 2. Болезненный, хилый, а также вообще слабый, вялый или непрочный. Ч. ребёнок. Чахлая весна (сырая, несолнечная). | сущ. чахлость, и, жен. Толковый словарь Ожегова.… … Толковый словарь Ожегова
чахлый — чахлый, кратк. ф. чахл, чахла, чахло, чахлы; сравн. ст. чахлее … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Чахлый — прил. 1. Плохо растущий; вянущий, сохнущий, хилый (о растительности). 2. Худой и болезненный (о человеке). 3. перен. разг. Слабый, угасающий (о свете, огне и т.п.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
чахлый — чахлый, чахлая, чахлое, чахлые, чахлого, чахлой, чахлого, чахлых, чахлому, чахлой, чахлому, чахлым, чахлый, чахлую, чахлое, чахлые, чахлого, чахлую, чахлое, чахлых, чахлым, чахлой, чахлою, чахлым, чахлыми, чахлом, чахлой, чахлом, чахлых, чахл,… … Формы слов
чахлый — ч ахлый … Русский орфографический словарь
чахлый — … Орфографический словарь русского языка
чахлый — A/A пр см. Приложение II чахл ча/хла ча/хло ча/хлы ча/хлее 260 см. Приложение II … Словарь ударений русского языка
«Анчар» — анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей Его в день гнева породила, И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит, И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит — И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей, уж ядовит, Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек Послал к анчару властным взглядом, И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами, И пот по бледному челу Струился хладными ручьями;
Принес — и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.
Краткий анализ стихотворения «Анчар»
В школе изучают многие образцы лирики. Стихотворения А. С. Пушкина для 9 классов включают в список и “Анчар”. Это серьезное произведение, в котором затронуты многие социальные проблемы, права человека. Оно было написано после декабрьской революции, когда на каждом углу люди спорили о том, где место человека в этом мире, как важна его личность и т.д.
Стих Анчар удивителен тем, что в нем мысль подается очень сжато. Нет ничего лишнего. Продуманный символизм дает возможность доносить до читателя глубокие и серьезные вопросы. История создания стиха Анчар довольно интересна.
Пушкин никогда не сидел в стороне, а всегда старался участвовать в словесных боях, высказывал свою точку зрения. Он много думал о причинах и последствиях декабристского восстания. Все свои размышления он попытался открыть в одной работе под названием Анчар.
Содержание поднимает серьезную проблему – право человека на собственную жизнь и чужую. И тема, и суть стиха трагичны. Но это не дает нам права обходить сложные вопросы стороной. Пушкин использовал здесь приемы, которые увеличивали трагические и мрачные нотки. Все дело в большом количестве звуков «н», «р», «ч». Размер стихотворения Анчар — 4‑стопный ямб. Его легко читать и воспринимать.
Несмотря на символизм, читатель хорошо понимает мысли автора и может получить возможность самостоятельно подумать о тех вещах, о которых говорит поэт.
Тематика
Главная тема произведения – неправедная власть, порождающая страшное зло.
Так Пушкин показывает, что именно несправедливая власть, которой дозволено все, является самым страшным злом, а вовсе не анчар, которого таким создала природа.
Анализ стиха Пушкина Анчар
С первых же строк стихотворения “Анчар” читатель проникается выразительными и оценочными эпитетами, которые указывают на окружающую атмосферу вокруг этого дерева. Все живые существа стараются избегать приближаться к этому дереву.
И только одному человеку под силу нарушить не писаные законы природы. Один властелин посылает своего раба за соком ядовитого дерева. Он нуждается во власти над ближними. В произведении, дерево описывается, как символ уничтожения всего живого, как какая-то фантастическая сущность, несущая погибель для всего живого. Возле анчара даже ветер и дождь обретают ядовитую силу.
Образ властелина в произведении отображается, как всевластие и безжалостность. А образ раба, это безропотная покорность. Эти два образа прямо противоположны друг другу. А дерево, с его ядовитым соком, только усиливает образ всевластного князя.
Идея стихотворения заключается в изображении царствования. Оно губит общество. Но не только власть способна погубить общество. Рабы сами виноваты в этом. Самодержавие и рабство описываются как две разные стороны одной медали. Тем не менее, они не могут существовать в единственном числе.
Приемы раскрытия образов
Лирические герои и их образы раскрываются Александром Сергеевичем с помощью сравнений и умело составленных эпитетов, позволяя читателю представить себе и полностью понять описанные в стихотворении образы:
Анчар изображается как одинокое и губительное для всех живых существ дерево, к которому не приближаются ни птицы, ни животные.
Всё это Пушкин описывает читателю при помощи многочисленных средств выразительности.
«Анчар» — анализ стихотворения по плану
Одной из ярких и бесценных жемчужин в творчестве гениального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина является стихотворение «Анчар», которое он создал в 1828 году. В 1832 году оно было опубликовано в литературном альманахе «Северные цветы».
В период написания данного произведения поэт уже несколько лет живет в Москве после длительной четырехлетней кишиневской ссылки и находится под негласным наблюдением царской цензуры.
Наученный горьким опытом Пушкин остерегается открыто выступать против царского самодержавия, и использует в данном произведении тонко завуалированную аллегорию, сделав центральным персонажем своей псевдосредневековой баллады с уклоном восточной притчи, ядовитое дерево упас-анчар, произрастающее на острове Ява, расположенном в далеком Индийском океане.
Главная тема стихотворения
Также некоторыми исследователями творчества Пушкина выдвигается идея, что данное произведение было создано Пушкиным как противопоставление поэме известного поэта того времени Павла Катенина «Сожаление» (в нем присутствовал образ некого «древа жизни», символизировавшего царское милосердие).
Композиционно стихотворение «Анчар» состоит из двух противопоставляемых структурных частей, основанных на принципах антитезы. В первых пяти строфах, представляющих собой зачин произведения и относящихся к первой части, автор дает нам описание легендарного дерева анчар, произрастающего в бесплодной пустыне и имеющего ядовитую смолу.
Гениальный поэт создает образ дерева, воплощения абсолютного зла, который отличается яркостью и выразительностью: «к нему и птица не летит, и тигр не йдет», а все что к нему приближается, пропитывается смрадом смерти и разложения.
Главной темой данного произведения является изображение образа мирового зла, рассматриваемого как с философской, так и с социальной позиции. Образ всемирного зла, который воплощен в ядовитом дереве анчар, по мнению Пушкина, является наравне с вопросом жизни и смерти, одной из главных проблем человечества на протяжении всего его существования.
Также в стихотворении «Анчар» затронуты такие важные для поэта темы, волнующие его на протяжение всей его деятельности как поэта и гражданина своей Родины, как свобода и тирания. Только в данном случае эти темы раскрыты в общефилософском смысле, характерном для позднего этапа его творчества.
Структурный анализ стихотворения
По жанровой направленности данное произведение является лирико-эпическим сюжетным стихотворением, написанное любимым стихотворным размером поэта четырехстопным ямбом с применением специального пропуска ударения на особо ритмически сильном месте (так называемый пиррихий, специальный прием стихосложения) для того, чтобы усилить драматизм происходящих событий.
Для образного раскрытия идейного содержания в произведении автором использованы яркие эпитеты (пустыня чахлая и скупая, песок горючий, черный вихрь), метафоры (природа напоила, вихрь набежит), антитеза (раб — владыка). Особенную торжественность и величавость произведению придает использование автором древнеславянских архаизмов (древо, хладное чело, вихорь, послушливый).
Большое количество в первой части таких согласных букв как «п» и «ч» на звуковом уровне создает мрачное и гнетущее впечатление, которым автор и хотел подчеркнуть унылую и печальную атмосферу, царящую в «пустыне чахлой и скупой».
В стихотворении «Анчар» на суд читателей Пушкин представляет систему, в которой безраздельная власть принадлежит одному человеку (владыке или князю, как в более ранних версиях) и он может делать со своими подчиненными все, что ему угодно, являясь подобно Богу вершителем их судьбы, хозяином жизни или смерти. Такая власть и является настоящим источником зла, губящим подобному ядовитому дереву анчар все вокруг.
Центральные персонажи
Оба они – люди, и автор подчеркивает это:
Но человека человек Послал к анчару властным взглядом.
Это вызывает возмущение, но вместе с тем отчетливо слышатся нотки обреченности, глубокой печали. Понятно, что поэту глубоко неприятен образ правителя.
А вот несчастному слуге Пушкин, наоборот, сочувствует. Очевидно, что он соотносит себя с этим персонажем.
Александр Пушкин по праву считается одним из выдающихся русских поэтов. Причем, его талант был по достоинству оценен еще при жизни автора, что в литературных кругах 19 века являлось редкостью.
Однако у Пушкина было достаточно много врагов, и среди них – правящая элита царской России, к которой поэт также испытывал далеко не самые теплые чувства. Однако, наученный горьким опытом и не желающий вновь оказаться в изгнании, Александр Пушкин в своем творчестве более позднего периода воздержался от открытого обличения властей, завуалировав его тонкими аллегорическими образами.
Анчар — смертельно опасное дерево, сок которого с незапамятных времен использовался для смазывания наконечников стрел, которым восточные воины поражали врага. Возле ядовитого анчара ничего не растет, а звери стараются обходить стороной место, где расположено это дерево.
Однако это не останавливает могущественного воина, желающего добыть сок анчара. Одним взглядом он направляет в гиблое место своего слугу, заранее зная, что ему суждено умереть. Но что значит жизнь раба, когда на карту поставлен успех военной операции?
Такое поведение характерно не только для восточных владык, но и для русских самодержцев. Однако обличать в открытую российского царя, для которого жизнь простого крестьянина или же солдата не стоит и гроша, Александр Пушкин все же не рискнул.
В итоге стихотворение «Анчар», если не пытаться проводить параллель с действительностью, можно отнести к разряду красивой и мрачной былины. Тем не менее, черновые варианты этого произведения недвусмысленно свидетельствуют о том, что автор на самом деле имел ввиду, когда создавал это эпическое произведение, наполненное безысходностью, жестокостью и неотвратимостью происходящего.
Исследователи творчества поэта проводят еще одну параллель между стихотворением «Анчар» и политической ситуацией в России первой половины 19 века. По их мнению, грозный восточный правитель отождествляет собой не столько царя, сколько всю страну, которая готова рассылать «послушливые стрелы», отравленные ядом, в различные страны мира.
Иными словами, Россия стремится развязывать войны, чтобы упрочить мировое господство. И при этом не намерена считаться с жизнями тысяч солдат, которых отправляет на верную гибель ради осуществления своих захватнических планов.
Однако если в черновом варианте «Анчара» поэт выражает надежду на то, что мгла отступит, и грозный восточный правитель все же потерпит поражение, то в окончательной версии предугадывать ход развития событий Пушкин предоставляет самим читателям. И дело не только в том, что автор не хочет в очередной раз дразнить цензуру, которая и без того весьма придирчиво относится к каждому его произведению.
Вероятно, Александр Пушкин осознает, что свергнуть самодержавие нынешнему поколению еще не под силу, и подобная идея нежизнеспособна хотя бы потому, что Россия еще не готова к столь кардинальным переменам. При этом любые попытки изменить ситуацию будут тут же пресекаться, а самым ярым патриотам и реформаторам страны предстоит пасть от стрел, отравленных соком анчара. А попросту – быть сосланными в Сибирь, невзирая на титулы, звания и благородное происхождение.
Пафос
В стихотворении слышится горечь, недовольство сложившейся ситуацией.
Однако Пушкин тут не выступает ярым бойцом, разгневанным вестником правды. Нет, он просто горько рассуждает о неправедности. Чувствуется, что поэт устал и где-то в душе почти смирился с положением вечного изгнанника.
Складывается горькое ощущение, что автор повзрослел и понял бесплодность активного противостояния. Это неудивительно, ведь к тому времени Пушкин уже дважды побывал в ссылках, пережил наказания друзей-декабристов, не раз сталкивался с цензурой, не дающей ход его произведениям.
Сюжет
Сюжет стихотворения прост и понятен.
Сначала Александр Сергеевич описывает анчар, его опасность для всего живого, действие яда.
Затем в повествование вводятся два героя: князь-самодур, желающий заполучить роковую отраву для своих стрел, и слуга, которого он отправляет на смертельное задание. Несчастный выполняет поставленную задачу, однако предсказуемо гибнет от яда.
Композиция
Композиция лирического произведения – линейная. Кроме того, «Анчар» условно делится на две части.
Образы и символы
Центральный образ Анчара олицетворяет собой гибель всего живого. Человек не способен быть столь же устрашающим, как подобное создание природы. Владыка вынужден идти к древу, чтобы подчинить себе человеческое общество. Анчар же — тоже своего рода владыка, но такой, который не нуждается в посторонней силе для утверждения собственной.
Образ монарха – это пример тирании, господства сильного над слабым. Раб – собирательный образ безвольных людей, готовых отдать жизнь за малейшую прихоть владыки. Он – часть слепой силы, которую тирания обретает в лице последователей.
Стихотворение и анализ «Анчар»
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою,
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет – лишь вихорь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь уже тлетворный,
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Принес – и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
Краткое содержание
Анализ
История создания
Стихотворение «Анчар» А.С. Пушкин написал в 1828 году, но опубликовано оно было четыре года спустя, в 1832 году в альманахе «Северные цветы».
Обстоятельства, побудившие поэта к написанию «Анчара», были следующими. В 1828 году он, полный творческой энергии и надежд, возвращается из длительной политической ссылки. Но мечты о полной свободе перечеркиваются усилившимся полицейским надзором. Узнав о преследованиях, поэт решает бежать на Кавказ, но власти пресекают и эту попытку.
Анчар. Фотограф Н. Лунский
Император также не благоволил к Пушкину, по этой причине каждый шаг поэта сопровождался слежкой тайных агентов. В этом же, 1828 году ему было предъявлено обвинение в написании антиправительственных произведений. Такие тенденции цензура обнаружила в поэме «Гаврилиада» и в стихотворении «Андрей Шенье».
При создании «Анчара» Пушкин опирался на впечатления путешественников, посетивших остров Ява. От них поэт узнал о смертоносном дереве, источающем ядовитую смолу. Островитяне посылали приговоренных к смерти людей за ядом, которым затем пропитывали наконечники стрел, предназначенные для врагов.
Стихотворение стало широко известным лишь после смерти Пушкина, а исследователи его творчества называли «Анчар» тем выстрелом, который привел поэта к медленной гибели.
Персонажи
В произведении прописаны образы трех персонажей. Это – дерево, жестокий правитель и безвольный раб. В первой части центральное место занимает анчар, который «как грозный часовой, стоит – один во всей вселенной».
Яркое описание этого образа позволяет читателю зрительно представить дерево-убийцу, к которому «и птица не летит, и тигр нейдет». По сути, оно является символом беспредела властей, несправедливость которых, наподобие яда, отравляет все живое и неугодное.
Композиция
Стихотворение состоит из двух частей. Первая включает в себя пять строф, вторая – четыре. В композиционном смысле оно содержит очень длинную экспозицию – описание самого дерева. Поэтому первую часть можно сопоставить с пейзажной лирикой, так как в целом она является практически самостоятельной.
Стихотворение относится к литературному направлению романтизм, но в нем явно ощущается присутствие реалистических оттенков. По своему роду – это лирика, следовательно, жанр произведения можно обозначить так: лирическое стихотворение с элементами баллады.
Размер и средства художественной выразительности
При создании «Анчара» Пушкин воспользовался своим любимым стихотворным размером – четырехстопным ямбом. Для облегчения чтения поэт использовал перекрестную рифму.
Текст содержит немалое количество эпитетов: «в пустыне чахлой и скупой», «вихорь черный» и метафор: «природа жаждущих степей», «зелень мертвая ветвей», «день гнева», «древо смерти».
Благодаря олицетворению «анчар, как грозный часовой, стоит», дерево словно оживает. Для придания торжественности поэт использует слог: «раскалЕнной», «смолою».
Во второй части преобладает антитеза, которая заключается в противопоставлении властителя послушному рабу. В этом смысле произведение напоминает фольклор, где всегда разворачивается противоборство добра и зла, но здесь добро не восстает против зла, а смиренно ему подчиняется.
Аллитерация строится на использовании звуков «ч» и «п», что обеспечивает мрачную атмосферу и способствует более яркому восприятию образов: «В Пустыне Чахлой и скуПой»; «И застывает ввеЧеру густой ПрозраЧною смолою».
Проблематика и основная идея произведения
Иллюстрация. Худ. Николай Кочергин
Пушкин рассматривает смирение, как еще больший грех по сравнению с тиранией, потому что именно положение бесправного, не имеющего возражений холопа, и делает тиранию возможной. Стихотворение «Анчар» можно назвать протестным вызовом запрету свободы слова.