Что такое wva в тормозных колодках
Заметки malykh.com
2016-09-08
WVA-номер деталей
Если посмотреть на упаковку тормозных колодок некоторых производителей, то можно разглядеть какой-то код с подписью WVA. Например, колодки для передних невентилируемых тормозов Suzuki Jimny: Fri.tech 099.0 и Remsa 0190.10
(обозначил зеленой рамкой)
Что такое классификация WVA? Это попытка сделать стандартизацию применимости некоторых деталей тормозной и других систем, где используются фрикционные материалы.
Например, если говорить про тормозные колодки, то, теоретически, производители должны внести в единую базу данные о колодках с присвоением уникального для данных колодок номера.
(картинка из презентации WVA)
Упор в первую очередь на геометрически параметры колодок:
(картинка из презентации WVA)
И, опять же теоретически, потребитель, которому нужны подходящие колодки, будет выбирать их не по списку применимостей или кросс-кодам (в которых бывает много неточностей и просто ошибок), а по точному WVA коду. Ищите колодки для невентилируемых передних тормозов Suzuki Jimny? Ищите по коду WVA 21142.
Но на практике не все так хорошо. Не все производители тех же колодок указывают код, да и вообще участвуют в классификации WVA.
И, как я понимаю, WVA код относится не к комплекту колодок, а к конкретному виду колодок. Часто комплект колодок содержит геометрически разные колодки (например, на левую или правую, на внешнюю или внутреннюю сторону), соответственно, WVA-кодов будет несколько.
(на левой упаковке указано три кода WVA)
И хочу обратить внимание, что одинаковый код WVA на колодках разных производителей не означает, что это полностью идентичные колодки, это означает лишь геометрическое соответствие, конструктивно колодки могут отличаться (как в вышеприведенном примере Remsa и Fri.Tech).
И несколько примеров номеров. Естественно, открытого доступа к базе WVA нет (что опять же является серьезным недостатком), поэтому я брал номера из каталога Fri.tech.
Колодки для передних невентилируемых тормозов Jimny:
Колодки для передних вентилируемых тормозов Tokico, что используется на некоторых Suzuki (и пригодны для Jimny):
Тот случай, когда указано несколько WVA: 21907, 21908, 21909, поскольку в комплекте три вида колодок: левая с индикатором износа, правая с индикатором износа и две одинаковых без индикатора.
Колодки для передних вентилируемых тормозов Jeep Cherokee KJ:
WVA 23638, поскольку все четыре колодки одинаковые.
Колодки для задних невентилируемых тормозов Jeep Cherokee KJ:
Три разных вида колодок в комплекте, поэтому три разных WVA: 24355, 24356, 24357.
Маркировка тормозных колодок
В этой статье расскажем, что означает маркировка тормозных колодок и как ее расшифровать. Начнем с того, что каждая тормозная колодка должна быть промаркерована. Если маркировки нет, то это означает, что продукция не прошла сертификацию. И не может рекомендоваться, к применению как заменитель (аналог) оригинальной тормозной колодки.
Маркировка тормозных колодок расшифровка
Маркировка тормозных колодок показана на изобажении ниже. А теперь подробнее. Перед знаком соответствия (90R) указывается страна, где была произведена сертификация.
Далее через “-” указывает номер сертификата.
страна сертификации не говорит о истинном происхождении торможных колодок. Например колодки HEXEN производятся в Италии, а сертификацию проходят во Франции, Германии и Италии.
Так же на тормозных колодках указываются:
Что такое ECE R-90 и что это значит для потребителя
Это значит что тормозные колодки получили одобрение Европейской Экономической Комиссии (Economic Commission for Europe) за соответствие продукции новому единому общеевропейскому стандарту ECE R-90. Данный свод правил описывает правила техники безопасности, применяемые к тормозам, и один из пунктов гласит, что тормозные колодки должны полностью соответствовать оригинальным колодкам, установленным заводом-изготовителем автомобиля. Маркировка R-90 на продукции свидетельствует о том, что Вы получаете точный эквивалент оригинальной колодки, а чаще всего и превосходящий его.
Например, чтобы получить этот сертификат тормозные колодки HEXEN тщательно тестируются на соответствие международным стандартам в сертифицированных лабораториях международных независимых испытательных центров TUV (Германия). Продукция HEXEN имеет полный пакет сертифицированной разрешительной документации на производство и продажу, что гарантирует водителю спокойствие и уверенность при движении.
Заключение и рекомендации
Качество продукции должны подтверждать международные сертификаты качества, а не слова продавцов или имя бренда. Будьте вниимательны при выборе тормозных колодок. Мы рекомендуем Вам осматривать колодки при покупке, как на качество исполнения, так и на наличие маркировки. Проявите бдительность, ведь от качества тормозных колодок зависит Ваша безопасность и Ваших пассажиров.
Как «прочесть» тормозные колодки?
Каждая домохозяйка знает, как выбирать молоко: знание нехитрых характеристик помогут не ошибиться. И правда, оценил процент жирности, дату изготовления, технологию пастеризации и производителя – и в корзине именно то, чего так хочется.
А теперь попробуйте представить средневзвешенного автолюбителя в супермаркете запчастей – авторынке, в поисках тормозных колодок? На чем основываться при выборе? Какие характеристики тормозных колодок учитывать при покупке? И главное – где взять информацию о тех или иных параметрах тормозной продукции? А если еще и учесть, что комментарии продавцов сводятся к шаблонным аргументам «советую_купить_эти_тормозные_колодки_потому_что_все_берут» и «себе_и_куму_такие_ставлю_очень_хорошие», то выбор становится непомерно тяжелой ношей.
Специалисты Центра «Tormozi.UA» хотят вложить в руки наших читателей объективные аргументы, с помощью которых они без труда смогут оценить любую тормозную колодку, при минимальном участии «аргументации» продавцов. Для удобства – мы разделили оценку на несколько разделов.
Кроме того, для пущей объективности – мы не назовем ни одной марки и производителя тормозных колодок в данном руководстве. Пусть выбор будет за покупателем.
Итак, одна из важных характеристик – страна-производитель тормозных колодок. Каждый второй водитель считает, что товар, к примеру, из Бельгии в разы лучше, чем произведенный в Тайвани или Китае. Конечно, все не так однозначно, но в целом – логика верная. Разберемся по-глубже.
Прежде всего, в эпоху глобализации экономики и повального размещения производств в Китае – глупо и наивно полагать, что за усредненную цену в 100-200 гривен вы купите чистокровные английские или японские тормозные колодки. Арифметика проста: труд европейца + евроналоги + евроцены + евросеритификация + наценка дистрибутора + наценка рыночного продавца – с одной стороны, и «английский» товар на прилавке по цене 200 грн. – с другой. Польша – в лучшем случае, в худшем – провинциальный Китай. Таким образом, если уж и нацелились на европейский товар, то учтите, что начнется он с уровня цен «средний и выше».
Отдельно стоит сказать про именитые бренды и концерны, производящих тормозные колодки и тормозные диски. Как правило, все они имеют по несколько заводов-производителей, размещенных в самих разных концах света. Такие марки, как правило, не указывают конкретную страну производства, а ограничиваются лишь ремаркой, что тормозные колодки «Made in EU».
И, закрывая раздел географии, скажем пару слов об продавцах «на доверии». Их несложно опознать. На украинском рынке встречаются марки, которые продавец характеризует не иначе, как «японское качество» или «чисто немецкие тормозные колодки», при этом – в упаковку кладется низкопробный Китай, и без зазрения совести предлагается покупателю по весьма привлекательной цене. Схема стара, как мир: марка регистрируется в Японии, домен jp покупается там же, а все остальное – закупается за юани и подается как «Япония». Спешим подчеркнуть: Tormozi.UA, конечно, не против Китая (тем более, в Поднебесной есть серьезные производители тормозных колодок). Мы против лжи и обмана, который очень часто встречается на прилавках рынков.
В век современных печатных технологий, печатается и всё и вся. И сказать, что качество печати однозначно говорит о качестве тормозных колодках– неправильно. Но вот из того, что напечатано на самой упаковке – кое-какие выводы сделать можно.
Европа. Все европейские тормозные колодки подлежат обязательной сертификации по стандарту ECE-90. На коробке он обозначается буквой «Е», помещенную в круг с цифрой, где цифра указывает на страну, в которой данная сертификация проводилась. Для рядового обывателя ECE-90 R – ничем особо не поможет в определении характеристик, он лишь показывает на легальность производства данной продукции. В Европе также принято указывать на упаковке:
— Применимость тормозных колодок;
— Наименование серии тормозных колодок;
Как видите, полезной информации европейская продукция не несет никакой (имеем ввиду информацию об эксплуатационных свойствах).
Рис. Европейская колодка мало о чем полезном (имея ввиду свойства) расскажет покупателю. Стандарт ЕСЕ-90 и применимость.
США. Официальные тормозные колодки из Америки обязаны получить сертификат SAE (европейскому водителю он знаком по моторным маслам). Сертификация наносится, как правило, на торцевую часть колодки, и состоит из нескольких цифр и двух букв. Вот они-то и дадут нам информацию, в разы более полезной, чем любая евроколодка.
В частности, две буквы на торце колодки помогут определить технологию изготовления тормозной колодки, а также коэффициент трения. Две буквы означают, показывают, по какой именно технологии изготовлена колодка (органика, уличная керамика либо трековая керамика). Сама же буква демонстрирует непосредственно коэффициент трения тормозной колодки (от C до Н).
Рис. Торцевая маркировка SAE может рассказать о многих свойствах колодок, произведенных в Северной Америке.
«Серый» Китай – совсем отдельная тема: никаких сертификаций, никаких штрих-кодов (либо просто поддельные печатным образом), никакой дополнительной информации.
Здесь ограничимся лишь тем, что, например, технология изготовления керамических тормозных колодок не имеет ни мировых, ни региональных стандартов. Поэтому сегодня можно легко встретить «липовую» турецкую или китайскую керамику по смешной цене, с такими же свойствами. Специалисты Центра Tormozi.UA сталкивались с минимум тремя псевдомарками псевдокерамических тормозных колодок на территории Украины, которые по свойствам не имеют ничего общего с настоящефй керамикой. А поскольку визуальная оценка не даст информации о характеристиках колодки, то тут лишь посоветуем:
1.) Высокая цена не однозначный показатель качества, а вот дешевое однозначно хорошим не будет. (как бы привлекательным не казался лозунг продавца «Зачем переплачивать за бренд?»)
2.) Покупайте там и то, чему сами доверяете.
4. Фрикционная смесь
Вот здесь попробуем задержаться. Дело в том, что даже визуальный осмотр фрикционной накладки позволит дать кое-какую оценку качеству товара.
Металл – это основной компонент, который, собственно, и призван тормозить. Обойтись без него в составе тормозной колодки практически невозможно. И влияние его на качество торможения тоже велико.
Итак, наиболее часто используемый в тормозной колодке металл – железо и ее ближайшие производные. Если взглянуть на накладку, то использование стали выдают металлическая крошка цвета белого металла. Как правило, в бюджетных колодках используется сталь. Некоторые «ноунеймы» подмешивают в смесь бóльшую долю железа, что, казалось бы, повышает коэффициент трения. Однако, такие тормозные колодки, наносят очень серьезный урон тормозному диску.
Преимущества стали: хорошо держит температуру, высокостойкая к износу, дешева.
Недостатки: достаточно абразивна к чугуну тормозного диска. Из-за чего износ диска при «стальной» колодке будет выше.
Альтернатива стали – медь и сплавы на ее основе. Последнее время все чаще используются серьезными производителями, как более качественная замена стали. Визуально определяется легко: видны вкрапления медного цвета или желтого (латунного).
Преимущества: практически те же свойства, что и у стали, но медь гораздо более «нежна» к диску, поскольку металл мягкий. Тормозные колодки на медной основе будут гораздо более бережливы к тормозному диску, нежели на стальной. При этом – без потери основных эксплуатационных свойств. Одно из главных свойств меди (что выгодно отличает ее от железа и стали) – высокая теплопроводность. Благодаря этому колодки на медной основе равномерно рассеивает тепло по всей накладке. Сталь же может концентрировать нагрев в одной точке, что может привести к перегреву диска.
Недостатки: тормозные колодки с медным компонентом дороже, нежели колодки со сталью.
Рис. Сверху керамическая колодка с медной основой, снизу металлическая колодка со стальными компонентами. Отличает нижнюю (стальную) колодку белесый оттенок выдающий цвет стали.
Часто медь используют в качественн ой органике и керамике. Из-за чего стоимость таких колодок выше среднего. Однако, элементарная математика говорит в пользу медной компоненты: 100-200 гривен переплата за медь позволяет сэкономить 400-600 гривен на сроке службы тормозных дисков.
Речь идет о размере частиц компонентов, входящих в состав тормозной колодки. Говоря о производстве фрикционных материалов, можно выделить одно из правил, общее для всех типов колодок: чем мельче фракция (чем сильнее измельчены компоненты) входящих в состав смеси ингридиентов, тем выше эксплуатационные свойства колодки. Прежде всего, более сильные внутренние связи между составляющими повышают общую стойкость к нагреву (что очень важно для колодки). Кроме того, такие тормозные колодки будет служить значительно дольше (на 30-50%), нежели состав с крупной фракцией.
Оценить это нетрудно невооруженным глазом. Пример на фото: керамическая тормозная колодка, имеющие в составе медь. Казалось бы хорошо? В целом, да. Однако, в этом случае мы видим не порошкообразные ингридиенты, а грубую фракцию, где медь интегрирована чуть ли не опилками размером со спичечную головку.
Рис. Невооруженным взглядом видны крупные вкрапления меди размерами с опилку.
Технология изготовления органической колодки (а их 95% на европейском рынке) всегда будет включать в состав графит. Предназначение этого «чернопылящего» компонента очень велико. Графит используется в качестве сухой смазки трущихся поверхностей диска и колодки. Это обеспечивает равномерный износ обеих поверхностей.
Вообщем, тоже далеко не последний признак при выборе тормозных колодок. Конечно, здесь тоже не все однозначно, но все же некоторые закономерности найти можно.
Пойдем логическим путем и попробуем оценить, что влияет на стоимость колодки? И какие основные приемы использую производители, с целью удешевить колодку?
Низкопробные бренды увеличивают долю смолы фенола, в ущерб проценту других составляющих. Этим удешевляют товар, но такая тормозная колодка после второго-третьего торможения в городском цикле начинает быстро терять свои свойства, тормозной путь нещадно растет. Помимо того, пары горящего фенола крайне негативно влияют на дыхательные пути.
Следующим, более безобидным, методом удешевления продукции служит увеличение доли железа в колодке. При кажущихся неплохих тормозных свойствах накладки, износ тормозного диска существенно увеличивается. Основан метод на том, что стоимость железа и стали значительно ниже, чем меди и сплавов на ее основе.
Одной из дорогих технологий, применяемых при изготовлении тормозной колодки – порошковая технология. Иными словами, измельчение до порошка компонентов. Часто на этом экономят производители якобы качественных и недешевых колодок. Поэтому, если уж настроились на качеству и готовы к справедливой цене, то обратите внимание на подготовку компонентов смеси.
Классификация WVA
Это система классификации тормозных колодок и накладок, созданная немецкой федерацией фрикционной промышленности VRI-Verband, которая, в свою очередь, входит в европейскую ассоциацию производителей фрикционных механизмов. В основе системы лежат параметры размерности деталей фрикционов. Так механизмы распределяются по сфере использования. Что упрощает сотрудничество сторон из разных областей промышленной деятельности и способствует нормализации обмена информацией между производителями, дистрибьюторами и заказчиками.
Схема распределения номеров
Практические результаты систематизации WVA
Классификация немецкой ассоциации не является общепринятой. Производители не вносят базовые данные своих фрикционных механизмов, таких, например, как детали тормозных систем, в базу данных WVA в обязательном порядке. В то время как для эффективной работы системы важна полнота охвата объекта классификации.
Код закрепляется не за комплектом барабанных накладок или колодок, а за конкретной деталью: накладкой или колодкой. Малая распространенность данной системы объясняется не только отсутствием вовлеченности большинства производителей, но и закрытостью доступа к базе данных WVA.
Выбор деталей
Классификация WVA не единственная. Существует цветовое обозначение жесткости колодок и накладок. Выделяются отдельные категории по назначению: уличные, спортивные, трековые и гоночные. В ходу также стандарт SAE J886. Он характеризует тормозные элементы для повседневного применения кодом, состоящим из обозначения коэффициента трения при разных температурах в рамках рабочего диапазона.
На нашем сайте представлено большое разнообразие моделей накладок и колодок в комплектах и по отдельности. Консультанты помогут определиться с выбором, предоставив исчерпывающую информацию по маркировке и назначению оборудования.
Тормозные колодки, виды, классификация
Работа тормозных механизмов основана на принципе преобразования кинетической энергии движения машины в тепловую путем трения колодки о поверхность диска.
Фрикционная пара «диск-колодка» во время торможения нагревается, принимая на себя кинетическую энергию транспортного средства. Излишки тепла рассеиваются в атмосферу набегающим потоком воздуха.
Требования, предъявляемые к тормозным колодкам
1. Стабильность в работе независимо от дорожных условий и погоды.
2. Низкий уровень шума.
3. Повышенная устойчивость к коррозии.
4. Высокие показатели коэффициента трения независимо от скорости, давления в тормозном приводе и температуры тормозного диска.
5. Материалы колодок и диска должны сохранять свои показатели как при сильном нагреве, так и резком охлаждении, иметь высокие показатели теплопроводности. Фрикционный слой не должен при этом разрушаться, его износ должен быть равномерным при неравномерном нагреве.
6. Тепловой поток должен отводиться в направлении тормозного диска, чтобы уменьшить нагрев деталей суппорта и исключить перегрев тормозной жидкости. Для этого колодка снабжена специальным теплоизолирующим подслоем.
7. Клей, при помощи которого крепится накладка, должен обладать термической устойчивостью, соединение должно противостоять вибрации весь срок службы.
Устройство тормозных колодок
С целью более равномерного распределения давления на фрикционный материал металлический каркас делают массивным.
С наружной стороны колодки от солидных производителей имеют противошумное и антикоррозионное покрытие.
На рабочей поверхности колодки делают дополнительные пропилы, которые улучшают отвод тепла и помогают удалять из зоны трения продукты износа. С этой же целью торцевые грани делают скошенными. Этот технологический прием обеспечивает более равномерный износ диска и колодки при различных нагрузках.
При трении колодки происходит перенос фрикционного материала на диск. Удерживаясь какое-то время на диске, частицы фрикционного материала способствуют повышению коэффициента трения. Диск при этом меньше изнашивается.
В состав фрикционного слоя фрикционной колодки входят керамика, синтетические смолы и каучук, различные волокна органического и минерального происхождения, специальные наполнители и модификаторы. Фрикционные композиции имеют довольно сложный состав. Каждый производитель колодок имеет свои секреты их производства. При торможении колодки испытывают значительное давление, они подвергаются нагреву порой до 1000˚C. Они должны выдерживать такие экстремальные условия, не разрушаясь и не теряя фрикционных качеств.
Главные негативные факторы, определяющие ресурс тормозных колодок — перегрев, попадание воды, масел и агрессивных компонентов антифриза и тормозной жидкости. При снижении эффективности торможения, появлении скрипа и визга, когда накладка изношена и работает только основа, колодки следует незамедлительно заменить.
Сигнализатор износа тормозных колодок
На современных автомобилях устанавливаются сигнализаторы (датчики) износа фрикционного слоя колодок. Это упрощает контроль остаточной толщины фрикционного слоя в процессе эксплуатации машины.
На автомобилях прошлых лет выпуска традиционно использовались механические сигнализаторы (так называемые пищалки), на новых авто повсеместно устанавливают электронные сигнализаторы, которые, в свою очередь, бывают внешними и интегрированными.
Классификация колодок
По месту расположения различают колодки передние и задние. Передние принимают на себя основную нагрузку (до 70%), изнашиваются они в три раза быстрее задних.
По наличию сигнализатора износа колодки различают на оснащенные сигнализаторами и не оснащенные. Кроме того, сигнализаторы могут быть механические и электрические.
Керамические. Фрикционный слой содержит керамические волокна и цветные металлы. Самые эффективные, но и самые дорогие. Характеризуются щадящим воздействием на диски, долгим сроком службы.
Например, ряд компаний предлагают 4 различных состава фрикционной смеси, «заточенных» под решение разных задач. Их характеристики сведены в таблицу 1.
Предельно допустимая мгновенная температура, ˚C