Что такое vfx эффекты

VFX-художник в геймдеве: особенности, карьера, развитие

Чем занимаются художники по эффектам в игровой индустрии? Какие навыки нужно прокачивать и где искать вдохновение? И наконец, самое главное — как попасть в профессию (спойлер: это проще, чем кажется)? На эти и другие вопросы ответил Антон Грицай, Sub Lead VFX Artist краснодарской студии Plarium.

Что такое vfx эффекты. Смотреть фото Что такое vfx эффекты. Смотреть картинку Что такое vfx эффекты. Картинка про Что такое vfx эффекты. Фото Что такое vfx эффекты

— Антон, расскажи о специфике работы VFX-художника. Какое место он занимает в создании игр?

— На мой взгляд, VFX-художник — это великий финализатор. Он создает итоговый образ и завершает работу, которая прошла путь от концепта до моделирования и анимации. У специалистов по VFX последнее место в пайплайне, но, возможно, одно из первых по важности. Все потому, что в современных играх эффекты используются не только как декор, но и как интерактивный маркер, влияющий на геймплей. Например, эффект подает сигнал, что сейчас что-то произойдет, и игрок должен успеть отреагировать на такое событие.

— Какие основные задачи стоят перед специалистом по VFX?

— Их две: создание визуальных эффектов согласно стилю проекта и оптимизация эффектов под девайсы. Вторая задача обоснована техническими ограничениями, которые диктует широкий спектр мобильных устройств.

— Чем отличается работа Real-Time VFX Artist от работы художника по эффектам в кино?

— Этих двух специалистов часто путают. На первый взгляд, они достигают похожих результатов: что-то светится, двигается и взрывается. Но разница есть, и порой существенная. Ключевое отличие в работе над игровыми эффектами — скорость отклика. Real-Time VFX Artist контролирует любую составляющую эффекта в реальном времени и мгновенно отслеживает изменения, благодаря чему быстрее учится на ошибках. А вот художник по VFX Cinematic должен час-два ждать рендер, чтобы увидеть результат и внести корректировки. Другое существенное отличие заключается в том, что real-time effects необходимо оптимизировать под устройства, на которых запускается игра. Чем слабее девайс, тем сложнее сделать красивый, быстро работающий эффект. Для мобильных игр технические ограничения имеют чуть ли не первостепенное значение.

— Как VFX-художник взаимодействует с другими специалистами гейминдустрии?

— Как правило, рабочие вопросы обсуждаются с сотрудниками отделов 3D-моделирования, анимации, а иногда текстурирования. Но теснее всего VFX-специалисты взаимодействуют с программистами, в том числе с теми, которые занимаются только графикой, — Graphic Dev. Вместе мы решаем нестандартные задачи по текущим проектам и строим самые грандиозные планы на будущее.

— Какие навыки нужны VFX-художнику?

— В основе любого эффекта лежит конструкция 3D-объектов, поэтому VFX-художнику нужен опыт в классическом и процедурном моделировании. 3D-объект отображает текстуру — здесь пригодятся художественные навыки и знание графических пакетов, таких как Adobe Photoshop или Substance Designer. Чтобы текстуры ожили, начали двигаться, требуется знать принцип работы шейдеров, уметь их создавать, а значит, понадобятся навыки в программировании и модульном прототипировании. Кроме того, важная составляющая эффектов — динамика, и для ее создания нужно разбираться в анимации. И конечно, необходимо знать среду разработки, в моем случае это Unity 3D.

Что такое vfx эффекты. Смотреть фото Что такое vfx эффекты. Смотреть картинку Что такое vfx эффекты. Картинка про Что такое vfx эффекты. Фото Что такое vfx эффекты

Еще одним полезным умением станет гибкость, так как инструментарий разработчика из года в год обновляется и модифицируется.

Также для создания качественных эффектов VFX-специалист должен обладать широким кругозором. Это может отпугнуть молодых художников. Начинать с нуля сложно: необходимо владеть базовыми навыками как минимум в нескольких областях и продолжать развиваться. Эксперты во всем — большая редкость. У каждого есть слабые и сильные стороны, поэтому учитесь работать в команде, дополняя друг друга. Это положительно влияет на развитие профессиональных и личностных качеств специалистов.

— Навыки важны, но в такой творческой профессии еще необходимо вдохновение. Где его искать?

— Характерная черта VFX-художника — наблюдательность. Нужно быть внимательным к деталям, интересоваться мелочами, и тогда получится взглянуть на мир по-новому. Одним из принципов успеха я считаю наличие собственной визуальной библиотеки. Хорошо регулярно пополнять ее, например смотреть фильмы, заостряя внимание на спецэффектах и экшен-сценах. Еще полезно смотреть на эффекты в играх любых платформ: начиная с мобильных и заканчивая консольными. Следует чаще играть и ориентироваться на успешные проекты.

Что касается моих личных источников вдохновения — я очень люблю веб-сериал The Slow Mo Guys. В замедленных видео удается подробнее разглядеть динамику реальных физических процессов, чтобы попробовать перевести увиденное на язык эффектов.

— Много ли VFX-художников на российском рынке труда?

— Специалистов не хватает. Профессионалы давно нашли работу, и только веские причины могут заставить их сменить компанию. Корень проблемы кроется в дефиците молодых VFX-художников. Возможно, это связано с отсутствием хороших обучающих программ.

— Что нужно, чтобы войти в профессию VFX-художника?

— Я считаю, что достаточно полюбить визуальные эффекты настолько, чтобы одним утром вы проснулись и сказали себе: «Хочу научиться их делать». Это касается как тех, кто обладает художественным вкусом, так и тех, кто имеет отличный технический потенциал.

Точек входа в профессию много, и каждый выбирает свой путь. Главное — иметь в виду, что в итоге придется стремиться к гармоничному развитию всех необходимых умений. Кто-то целенаправленно готовится стать VFX-художником, а кто-то становится им случайно и посвящает этой работе всю жизнь. В моем случае это был уникальный опыт: я с детства любил рисование и не бросал практиковаться, а во время учебы на специалиста по компьютерным системам и сетям мне удалось совместить технические знания с художественными навыками, и я реализовался как Flash-специалист. После выполнения ряда проектов на фрилансе (в основном это были мелкие заказы и мини-игры) я почувствовал, что для реального прорыва нужна стартовая площадка с командой единомышленников. В те дни малоизвестная компания Plarium с небольшим штатом стала заветным местом, где я нашел верных друзей и по-настоящему раскрылся. Каждому, кто читает эту статью, желаю идти до конца и верить в свою мечту.

— Учат ли профессии VFX-художника в России?

— Увы, в России обучению VFX-художников уделяют мало внимания. Конечно, было бы полезным осваивать такую актуальную специальность в вузах, причем речь именно о создании эффектов для мобильных игр. В Plarium хорошо понимают сложившуюся ситуацию, поэтому компания планирует внести свой вклад в популяризацию данного направления.

— Расскажи про карьеру в Plarium: какие здесь требования к VFX-художникам?

— Требования к профессиональным навыкам и личностным качествам. Иногда то, насколько человек подходит нашей команде как личность, становится веским основанием одобрить кандидатуру. Специалиста уровня ниже требуемого мы доучим на месте, это дело поправимое. А сохранить в команде позитивную атмосферу, которая формировалась долгие годы, можно, только наняв человека, чьи ценности соответствуют культурным ценностям компании.

Что такое vfx эффекты. Смотреть фото Что такое vfx эффекты. Смотреть картинку Что такое vfx эффекты. Картинка про Что такое vfx эффекты. Фото Что такое vfx эффекты

— Какие задачи ждут кандидатов?

— Вот перечень категорий эффектов, над которыми работают специалисты краснодарской студии Plarium:
— Character Effects (эффекты для персонажей и мобов);
— Spells/Abilities Effects (эффекты для ударов, заклинаний, взрывов и т. д.);
— Environmental Effects (эффекты для окружения, эффекты для второго плана);
— UI Effects (эффекты для пользовательского интерфейса).

Чаще всего работа связана с созданием эффектов для мобов, боссов, второстепенных и главных героев. Их особенности могут быть усилены эффектами, такими как свечение, огонь и другими. Как правило, для каждого персонажа используются уникальные эффекты заклинаний и физического воздействия. Для локаций тоже придумывают характерные эффекты, дополняющие, а порой и усиливающие атмосферу места. Например, земля вулканов не обойдется без искр и потоков взрывающейся лавы, а живописная местность с растениями — без падающей листвы и водопадов.

Теперь про UI. Интерфейс — это неотъемлемая часть любой игры, и здесь тоже нужны эффекты. Некоторые отвечают за юзабилити или игровую механику, другие решают вопросы дизайна и стиля проекта. Одинаковых задач практически не бывает, и каждый день специалиста ждут новые вызовы.

— Какие возможности для развития есть в Plarium Krasnodar?

— Компания отправляет сотрудников на тренинги и конференции в другие города, оплачивает онлайн-курсы. Здесь поощряют здоровый образ жизни, организовывают тимбилдинги и поддерживают благоприятный климат для плодотворной работы. Готов с уверенностью сказать: Plarium — это то место, где приевшаяся фраза «Все в твоих руках» по-настоящему обретает смысл.

Источник

VFX Softwares

Что такое vfx эффекты. Смотреть фото Что такое vfx эффекты. Смотреть картинку Что такое vfx эффекты. Картинка про Что такое vfx эффекты. Фото Что такое vfx эффекты

Введение в программное обеспечение VFX

5 методов создания визуальных эффектов

Для улучшения качества VFX существует несколько общих методов.

1. Ротоскопия

В этой технике аниматоры / графические дизайнеры отслеживают изображения в реальном времени и используют их в своих фильмах. Этот полный процесс называется Rotoscopy.

Что такое vfx эффекты. Смотреть фото Что такое vfx эффекты. Смотреть картинку Что такое vfx эффекты. Картинка про Что такое vfx эффекты. Фото Что такое vfx эффекты

2. Композиция

В этом методе два или более изображения объединяются в одно изображение, чтобы создать иллюзию того, что все они являются частью одной сцены.

Что такое vfx эффекты. Смотреть фото Что такое vfx эффекты. Смотреть картинку Что такое vfx эффекты. Картинка про Что такое vfx эффекты. Фото Что такое vfx эффекты

3. Матовая живопись

Этот художник рисует сцены, которые сложно создать в реальном мире. Это зависит от навыков письма, чтобы создать среду в соответствии с требованиями сцены.

Что такое vfx эффекты. Смотреть фото Что такое vfx эффекты. Смотреть картинку Что такое vfx эффекты. Картинка про Что такое vfx эффекты. Фото Что такое vfx эффекты

4. Такелаж

В этой технике мы разработали 3D модель персонажей на сцене. Этот процесс используется во всех анимационных фильмах для разработки оригинальных персонажей.

Что такое vfx эффекты. Смотреть фото Что такое vfx эффекты. Смотреть картинку Что такое vfx эффекты. Картинка про Что такое vfx эффекты. Фото Что такое vfx эффекты

5. Захват движения / перемещение матча

В этом мы фиксируем движение человека и пытаемся изобразить его в формате 3D. Перемещение матча используется в кинотеатрах и фильмах для вставки компьютерной графики в сцены в реальном времени с правильным положением, масштабом, ориентацией и движением относительно сфотографированного изображения.

Что такое vfx эффекты. Смотреть фото Что такое vfx эффекты. Смотреть картинку Что такое vfx эффекты. Картинка про Что такое vfx эффекты. Фото Что такое vfx эффекты

Преимущества программного обеспечения VFX

Основные преимущества программного обеспечения VFX:

1. Дайте брендинг и продемонстрируйте свой продукт до его разработки: программное обеспечение VFX используется почти во всех отраслях, чтобы продемонстрировать характеристики и внешний вид своего продукта до его появления на рынке. Это дает компаниям возможность быстро продавать свою продукцию.

2. Визуальное изображение легко запомнить по сравнению со словами: это исследование, в котором человеческое изображение запечатлевается в 6000 раз быстрее, чем слова. Вот почему вы можете найти больше изображений в учебнике для маленьких детей.

3. Уточните свои видео с помощью программного обеспечения «Очистка и удаление ошибок». Сегодня эти программы используются кинематографистами для уточнения своих видео, снятых в период подготовки к производству и производства. Это программное обеспечение также используется, чтобы добавить больше визуальной привлекательности во время постпроизводства.

Что такое vfx эффекты. Смотреть фото Что такое vfx эффекты. Смотреть картинку Что такое vfx эффекты. Картинка про Что такое vfx эффекты. Фото Что такое vfx эффекты

15 лучших программ VFX

Ниже упоминаются основные программы VFX, используемые в большинстве отраслей.

Вывод

Раньше люди рисовали свои творческие вещи только в 2D-измерениях. У них нет всех таких инструментов. Но если вы видите эти креативные рисунки, вы можете судить, насколько трудолюбивым и креативным было наше предыдущее поколение. Они использовали все свои мысли, чтобы нарисовать даже маленький карандаш. Это программное обеспечение во всех отношениях помогает дизайнерам продемонстрировать свой потенциал. Но это также ухудшает творческий потенциал ума. Поэтому мы должны использовать это программное обеспечение ограниченным образом.

Рекомендуемые статьи

Источник

Что такое визуальные эффекты и чем они отличаются от спецэффектов

Что такое vfx эффекты. Смотреть фото Что такое vfx эффекты. Смотреть картинку Что такое vfx эффекты. Картинка про Что такое vfx эффекты. Фото Что такое vfx эффекты

Что такое vfx эффекты. Смотреть фото Что такое vfx эффекты. Смотреть картинку Что такое vfx эффекты. Картинка про Что такое vfx эффекты. Фото Что такое vfx эффекты

Зрители часто упоминают «спецэффекты», «визуальные эффекты» и даже «визуальные спецэффекты» для обозначения любых кадров фильма, которые кажутся им нереалистичными. Однако между понятиями «визуальные эффекты» и «спецэффекты» есть существенная разница, а сочетание «визуальные спецэффекты» и вовсе не существует.

Визуальные эффекты: виды

Визуальные эффекты (VFX-animation) – это методы, которые используются в кинематографе для создания несуществующих сцен. Визуальные эффекты бывают двух видов.

1. Оптические эффекты: желаемый эффект получают при помощи комбинации съемок. Например, хромакей – совмещение нескольких изображений в одну композицию. На фоне рир-экрана (зеленого или голубого цвета) снимают сцену. После этого совмещают ее с фоном или любым другим изображением.

Что такое vfx эффекты. Смотреть фото Что такое vfx эффекты. Смотреть картинку Что такое vfx эффекты. Картинка про Что такое vfx эффекты. Фото Что такое vfx эффекты

2. Компьютерная графика: декорации и персонажи генерируются методами компьютерной графики с добавлением 3D-анимации.

Визуальные эффекты vs. Спецэффекты: ключевые отличия

Визуальные эффекты относятся к этапу пост-продакшн, и могут занимать гораздо больше времени, чем сами съемки. Спецэффекты делают на съемочной площадке и их можно реализовать вживую. Это разные атмосферные явления (снегопад, дождь, туман) и пиротехнические эффекты (взрывы, попадание пули, задымление), а также искусный грим.

Что такое vfx эффекты. Смотреть фото Что такое vfx эффекты. Смотреть картинку Что такое vfx эффекты. Картинка про Что такое vfx эффекты. Фото Что такое vfx эффекты

К спецэффектам также относится работа с миниатюрами: разрушаются уменьшенные модели зданий, что стоит дешевле, чем компьютерная графика.

Зачем нужны визуальные эффекты в кино

Люди, которые близко не знакомы с миром кинематографа, точно бы удивились количеству компьютерной графики в фильмах. Даже дети догадываются, что роботы-трансформеры – это не люди в костюмах, а нарисованные на компьютере персонажи. Может показаться, что из компьютерной графики в фильмах только несуществующие объекты и другие миры.

Однако насчет «невидимых эффектов» догадываются далеко не все взрослые. Наоборот, работа художников считается хорошо сделанной, если никто и не заметил компьютерной графики в кадре. Мы собрали несколько полезных примеров применения визуальных эффектов, которые сложно заметить.

Хромакей позволяет полностью изменить фон кадра, но иногда полные изменения не нужны. Визуальные эффекты помогают существенно «усовершенствовать» фон или декорации. Например, если съемки проходят в пасмурный день, а необходимо передать радостное настроение солнечного дня, с помощью компьютерной графики дорисовывают недостающие элементы. Солнечные блики, голубое небо и перистые облака появляются в мрачном кадре. После этого вся композиция сводится по цвету и получается кадр c радостным настроением.

Это касается и декораций: убираются лишние тросы, члены съемочной команды, которые случайно попали в кадр, каскадерское снаряжение и пр. Эта работа называется «клинап», буквально – зачистка.

Что такое vfx эффекты. Смотреть фото Что такое vfx эффекты. Смотреть картинку Что такое vfx эффекты. Картинка про Что такое vfx эффекты. Фото Что такое vfx эффекты

При помощи визуальных эффектов «размножаются» зрители на стадионе: собрать массовку из тысяч людей на несколько съемочных дней практически нереально. Однако можно снять небольшую группу, которую копируют и ею заполняют необходимое пространство.

Что такое vfx эффекты. Смотреть фото Что такое vfx эффекты. Смотреть картинку Что такое vfx эффекты. Картинка про Что такое vfx эффекты. Фото Что такое vfx эффекты

Замена декораций важна при натурных съемках. Например, при съемках фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой», оказалось, что многих зданий уже нет, и их пришлось «дорисовывать» на компьютере.

Популярная технология motion capture также относится к визуальным эффектам. При ее помощи легче воссоздать сложные движения персонажей: на теле актера закрепляются датчики (или маркеры), после чего графика и движения сводятся в одну трехмерную модель. В отличие от обычной компьютерной графики, такая технология позволяет добиться большей реалистичности движения. Однако эта технология все еще дороже компьютерной анимации.

Что такое vfx эффекты. Смотреть фото Что такое vfx эффекты. Смотреть картинку Что такое vfx эффекты. Картинка про Что такое vfx эффекты. Фото Что такое vfx эффекты

Источник

Я у мамы вээфыксер

Итак, вы захотели делать эффекты для игр. Куда бежать, с чего начать?

Что такое vfx эффекты. Смотреть фото Что такое vfx эффекты. Смотреть картинку Что такое vfx эффекты. Картинка про Что такое vfx эффекты. Фото Что такое vfx эффекты

1. База

Для начала вам нужно обладать какими-то базовыми знаниями по 3м софтовым направлениям:

С первыми двумя пунктами все относительно просто:
если не обладаете базовыми знаниями, то, открываете строку гугла и вбиваете “ базовые уроки”. Из редакторов я бы выбрал фотошоп, потомучто он более универсален и по нему больше уроков, а из 3D-пакетов что-нибудь из первой тройки (потомучто гудини — сложный для старта, а в синеме нет некоторых узконарпавленных геймдев инструментов, в отличие от блендера и автостола, но это в целом не сильно критично). Хотя это ваш путь и в конечном счете выбирать вам исходя из своих предпочтений.
После успешного изучения основ, когда слова RGBA каналы вас перестанут пугать, простой моделинг будет освоен и придет четкое понимание, что такое развёртка, можно переходить к движку.

Я сам прокачивал своего перса по ветке Unreal Engine, поэтому начнём с него. А так же по этой причине ветка Unity будет выглядеть ампутированной культёй на фоне анриловской (но статья будет ещё дополняться, поэтому я открыт к предложениям ссылок на материалы по Unity эффектам в чате).

Что такое vfx эффекты. Смотреть фото Что такое vfx эффекты. Смотреть картинку Что такое vfx эффекты. Картинка про Что такое vfx эффекты. Фото Что такое vfx эффекты

Помимо этого есть рускоязычный канал Unreal Engine Rus с большой библиотекой базовых уроков по различным тематикам. Ну и обратите внимание на канал Мэтью Вадштейна WTF Is?, в котором наглядно можно посмотреть как работать с тем или иным инструментом\нодой в движке. Ну и конечно можно влиться в рускоязычное комьюнити в телеге или международное в дискорде.

Что можно сказать про Unity? Так же качается с офф сайта, так же есть раздел с обучением, где можно найти базовые уроки по движку. Так же уделяйте внимание шейдерам. Есть ещё хороший канал со всякими разными вещами, в том числе и базовыми. И есть рускоязычный чат в телеге.

2. Системы частиц

В двигле разобрались, самое время переходить непосредственно к эффектам. Для начала рекомендую внимательно ознакомиться с этими двумя супер полезными ссылками:

В ссылках представлен материал и по Unity и по UE4. Ну а мы по традиции начнём со второго. В Unreal Engine на данный момент существуют две системы частиц: старая Cascade и новая Niagara. В идеале неплохо бы знать обе, потомучто довольно много игровых компаний используют до сих пор старую систему и ещё будут её использовать по причине сырости новой. Это не составит особого труда, поскольку по самим принципам работы старая не сильно отличается от новой, просто выглядит на её фоне кастрированным огрызком с ограниченными возможностями. К тому же по новой системе ещё нет такого количества уроков и обучающего материала, как по старой.

Так или иначе, начать изучение Cascade можно с этого официального плейлиста или короткого курса из обучающего раздела. Так же можно собственноручно посмотреть и потрогать примеры систем частиц на уровне Effects в проекте Content Examples, который можно найти в разделе Learn в лаунчере. В нём же, кстати, а также вообще во вкладке Learn, можно найти много интересного по базе движка.

Что такое vfx эффекты. Смотреть фото Что такое vfx эффекты. Смотреть картинку Что такое vfx эффекты. Картинка про Что такое vfx эффекты. Фото Что такое vfx эффекты

Изучение Niagara я советую начать с этого плейлиста от хорошего спеца Томаса Харле или же с плейлиста базовых уроков канала GameDev Outpost. Ещё очень-очень рекомендую заглянуть в Content Examples уровни Niagara и Niagara Advanced, где лежат наглядные примеры возможностей новой системы частицы.

Дальше можно двигаться так:

А что по Unity?
Сейчас там тоже присутствуют две системы частиц: старая Shuriken ( вводник туть) и новая VFX Graph ( вводник туть).
Но из каналов с эффектами на Unity я знаю только эти:

Принимаю ваши предложения по дополнению этого раздела в чате.

Вдохновляться эффектами других людей и вообще всяким разным можно вот здесь:

3. Симуляции

Параллельно с изучением систем частиц в движке следует начать изучать и симуляции в сторонних пакетах. Это необходимо для создания реалистичных эффектов дымов, огня, взрывов, всплесков воды, крови, флюидной магии и прочего, чего невозможно с нуля создать в игровом движке. Вы будете симулить это в соответствующем пакете, а затем переносить в движок спрайт-шитом или вертексной анимацией.

Для подобного рода симуляций идеально подойдет Houdini, но, так как он неописуемо сложен, добавлю ещё несколько альтернативных вариантов:

Что касается взаимодействия Houdini и игровых движков:

4. Дополнительный софт

Помимо всего вышепречисленного vfx artistы активно юзают Adobe After Effects для эффектов и работы со спрайт-шитами и Substance Designer для процедурной генерации текстур для эффектов.

Для After Effects из полезного могу направить только на полезные бесплатные скрипты: один собирает спрайт-шит из анимации, другой наоборот превращает спрайт-шит в обычную анимационную композицию.

5. Не лезь, она тебя сожрёт

Для тех, кто всё ещё хочет, чтобы ему напихали по самые небалуйся ещё, вот дополнительные ссылочки:

Источник

Не стыдно спросить: чем занимается VFX-художник

Что такое vfx эффекты. Смотреть фото Что такое vfx эффекты. Смотреть картинку Что такое vfx эффекты. Картинка про Что такое vfx эффекты. Фото Что такое vfx эффекты

Что такое vfx эффекты. Смотреть фото Что такое vfx эффекты. Смотреть картинку Что такое vfx эффекты. Картинка про Что такое vfx эффекты. Фото Что такое vfx эффекты

Взрывы, крушения, тонущая толпа, дикие животные, мощные водопады и hi-tech роботы — визуальные эффекты в новом кино и геймдеве все сложнее отличить от реальной съемки.

Так что, VFX-художник может нарисовать что угодно? VFX — это, наверное, очень креативная сфера? А что VFX-еру важнее: знать математику или хорошо рисовать? Если ты новичок в видеопродакшене — вопросов море. А нам не стыдно задать их спецу, который во всем разбирается.

Расспросили CG-генералиста Артема Дробота о том, как зайти в VFX, о чем лучше знать заранее и как прокачаться до крепкого профи.

VFX и CGI — это одно и то же? Или все-таки нет?

CGI — это computer generated image, то есть любое изображение, сгенерированное при помощи софта. CGI бывает двух видов:

Full CG — когда картинка полностью компьютерная: локации, персонажи, абсолютно всё (например, как в компьютерном мультике)

— Скомпоженное CG, когда отснятое видео и компьютерная графика совмещены. Чаще всего это встречается в фильмах: «Звездные войны», «Трансформеры». В этом случае сами трансформеры — это CGI, а все остальное — материал, отснятый на съемочной площадке.

— VFX, это visual effects, только часть в производстве CGI. Чаще всего это работа над разными симуляциями: взрывы, разрушения, жидкости, частицы, разломы земли и многое другое.

Производство визуальных эффектов сильно зависит от цели и сферы применения. И VFX-артист в играх, и VFX-ер в кино делают взрывы, но это два разных специалиста:

VFX-артист в геймдеве создает симуляции на базе игрового движка (например, Unity Particle Systems)

VFX-артист в кино работает в совсем другом софте (например, в Houdini).

Какую часть работы в CGI делает VFX-артист?

Чтобы понять, кто чем занимается и на каком этапе вступает, лучше пройтись по всем этапам создания CGI:

Этап 1. Концепт-арт. Перед началом производства компьютерной графики концепт-художник отрисовывает ее в 2D.

Этап 2. Моделинг. Одни художники специализируются на моделях персонажей, а другие — на энвайронменте (помещениях и пейзажах, а еще предметах, с которыми взаимодействуют персонажи).

Моделинг персонажей делится на две специализации:

— скульптинг, метод производства живых персонажей (людей, животных)

— hard surface, создание небиологических персонажей (например, роботов)

Этап 3. Риггинг. После того как моделинг окончен, начинают работать риггеры — они приделывают персонажам и всем подвижным элементам «риг» (скелет), чтобы потом аниматор мог управлять ими в 3D-сцене.

Этап 4. Анимация и текстуринг. После риггинга материал переходит в ведение аниматоров, и параллельно начинается текстуринг моделей.

На этапе моделинга любой объект — просто серая моделька с сеткой. А теперь художник по текстурам рисует (например, в Substance Painter) базовый набор текстур, в который входит сама текстура и ее варианты для отражения и поверхностного рассеивания.

Этап 5. Рендеринг. Когда модель с анимацией готовы, текстуры на нее прилеплены, это все нужно отрендерить. В дело вступают лайтинг-шейдинг-артисты. Они интерпретируют тот или иной набор текстур для отображения в рендер-движке и настраивают модель освещения в сцене.

Этап 6. VFX-симуляция. Например, есть эпизод, в котором CG-машина врезается в отснятую стену: машина должна погнуться, стена — разлететься. VFX-ер рисует симуляцию взрывов, деформации, разрушения машины и стены, вытекания из машины жидкостей (масла, бензина).

К VFX относится и симуляция волос и шерсти — для этого есть отдельная специализация, груминг. Например, аниматор создал условную пантеру или медведя, а VFX-ер делает симуляцию шерсти.

Когда VFX-ер насимулирует все, что нужно, он или сам делает шейдинг, или отправляет все на доработку лайтинг-шейдинг-артисту.

Этап 8. Цветокоррекция. Здесь цветокорректор настраивает оттенки цветов и освещение.

Дальше материал идет в монтаж.

Какие специализации бывают в VFX? Какая самая сложная, а какая — простая?

Любой VFX-ер худо-бедно может сделать все. Но тут вопрос: насколько быстро он это сделает — относительно того, кто на этой задаче специализируется.

Я, например, специализируюсь на динамике твердых тел, и мне сложно делать груминг. А есть те, кто специализируется на отрисовке шерсти или меха, но им геморройно по-быстрому и красиво развалить здание.

Есть специалисты по симуляции жидкости или ткани. В кино груминг и симуляцию ткани используют нечасто — а в играх на всех персонажах есть ткань, волосы или шерсть, которые должны как-то шевелиться. Так что эти специализации больше затребованы в геймдеве.

К VFX-ерам относятся и ребята, которые занимаются симуляцией толпы. Самый яркий пример — фильм «Война миров Z» (2013). На момент релиза это была самая передовая симуляция толпы, которая стала стандартом в этой сфере:

Алгоритм симуляции толпы примерно такой: есть условно 10 персонажей, у каждого — набор базовых анимаций (цикл бега, цикл походки, несколько вариантов падений). При симуляции толпы эти персонажи интерпретируются как группа частиц с заданным направлением движения. В зависимости от того, какие преграды перед ними появляются, они реагируют одним из вариантов анимаций.

Например, бежит толпа зомбаков: кто-то на большой скорости влепился в стену, на маленькой скорости — остановился, на средней — перелез через преграду. Здесь много физики, много математики и не очень много творчества.

Какой процесс в VFX — самый простой и рутинный, а какой — самый сложный и креативный?

Не бывает VFX-ера, который хотя бы раз в год не возится с ротоскопом (вырезание одного объекта из другого — прим. ред.). Это самый простой и рутинный процесс. 2D-трекинг, 3D-трекинг, планарный трекинг (отслеживание не по пикселям, а по объекту целиком — прим. ред.) — тоже рутина, от нее не отобьешься.

Самые креативные — процессы на стыке нескольких симуляций. Например, в китайском фильме «Убойный футбол» в ворота летит мяч. Сетка — это условная ткань, ворота — твердый объект. Мяч утягивает за собой ворота, это все улетает на трибуну (которая ломается), а потом в толпу. Здесь сразу несколько симуляций: динамики твердого тела, отлетания, толпы и разрушения трибуны.

Или, например, поток воды разрушает плотину. Там симуляция воды сама по себе непростая, плюс нужно настроить динамику геометрии плотины, чтобы все красиво разрушалось. А в мультике «Зверополис» — стык симуляции шерсти и симуляции ткани, все персонажи в шерсти и в одежде.

Что такое идеальный VFX: «как в реальности» или «круче, чем в реальности»?

У формулы идеального VFX две составляющие.

С чем проще зайти в VFX: с дипломом художественной академии или факультета кибернетики?

Легче войти в профессию не с гуманитарной, а с технической специальностью. Не обязательно нужен диплом компьютерных наук, физмата или физфака, но обязательно понимать физику на продвинутом уровне и неплохо уметь считать.

На определенном этапе засимулировать водичку, которая льется из стакана в миску, можно без особых знаний математики. А для горной реки, которая обтекает камушки и с одной стороны сильно заилена, — уже надо понимать, как устроены ламинарное и турбулентное течение жидкости и в чем между ними разница. Все должно происходить физически правильно, а не как захотелось.

На чем и как VFX-спецу тренировать насмотренность?

А вот блогеров и «диванных» разборщиков визуальных эффектов (по крайней мере, русскоязычных) не советую смотреть ни в коем случае. Это чаще всего ложные посылы от людей, которые ничего не понимают в визуальных эффектах.

Например, BadComedian недавно порвал фильм «Вратарь Галактики» как тузик грелку. Я согласен, что сюжет слабый, актерская игра никакая, — но визуальные эффекты там действительно на очень хорошем уровне. Понятно, что визуалом такой фильм не вытянешь, но VFX-еру смотреть его стоит, пусть даже с выключенным звуком. Графику для фильма делала студия Main Road Post, они работают в Houdini, делают проекты для разных стран.

Все, у чего есть рейтинг IMDb не ниже 5, подходит для сбора визуальных референсов. К примеру, приходит заказчик с запросом «хочу фаербол с голограммами, который гигантский Винни Пух будет проглатывать на стадионе». А ты понимаешь: фаербол могу сделать, как в этом фильме, голограмму возьму оттуда, а референсом для Винни Пуха станет зефирный человек из первых «Охотников за привидениями».

Важна непредвзятая насмотренность: фильм может быть абсолютным днищем по сюжету, но с неплохим визуалом. А бывает наоборот. В «Докторе Кто» — абсолютно никакой визуал, но отличнейший сюжет и разноплановая игра.

Ты — CG-generalist. Значит, ты умеешь все — достиг какого-то космического левела?

Это значит, что я могу взять какой-то проект и сделать его полностью сам: от моделинга до конечного рендеринга. Полностью пройти все этапы производства, о которых я рассказывал раньше.

При этом у всех генералистов тоже есть какие-то специализации. Я могу и отмоделить сцену, и анимировать, но лучше всего мне удается VFX и композитинг. А есть генералисты с уклоном в моделинг и анимацию.

А если говорить о левеле, мой сейчас звучит скорее как strong middle — senior.

Какой софт любому VFX-специалисту нужно знать обязательно? Реально освоить его самостоятельно?

Самостоятельно можно освоить что угодно. Для VFX-художника база — это любой 3D-софт: Autodesk Maya, Cinema 4D, 3D Max, Blender. Изучение 3D-софта лучше начинать с элементарного — с моделинга.

На следующем этапе важно определиться, в какой сфере работает VFX-ер — в геймдеве или кинопроизводстве:

— в геймдеве обязательно изучить Unreal и Unity Particle Systems (Unity — движок, на котором сейчас делаются все казуальные игры высшего класса)

— в кино, рекламе, клипах мастхэвом будет софт для композа (например, Nuke или After Effects)

На вершине софт-цепочки и в геймдеве, и в кино — Houdini, промышленный стандарт для VFX. Я специально не называл Houdini в начале, потому что за него лучше браться с уже освоенной базой другого 3D-пакета. Но для VFX-ера уровня senior этот софт обязателен.

Как CG generalist на фрилансе от кого ты получаешь ТЗ, с кем общаешься в работе? В студиях все так же?

На фрилансе ты общаешься напрямую с заказчиком или его представителем, который понимает, какие бизнес-интересы решает твоя работа. Утверждение условного шота требует одобрения одного-двух человек — заказчика и, может быть, продюсера.

Если работаешь непосредственно с заказчиком, то сам отвечаешь за работу и сроки. Это проще, чем работать в большой команде.

В студии треть рабочего дня будет потрачена на согласования, утверждения, митинги (иногда бесполезные). В команде есть джуны, мидлы, тимлид и продюсер, который коммуницирует с заказчиком. Может приобщаться еще какой-нибудь хэд-департамент, который курирует старт проекта. Многоступенчатое внесение правок в студии иногда давит на психику, а беседы отнимают много времени. Это зло, с которым придется смириться.

Как по мне, кроме стабильной зарплаты и постоянного общения с коллегами, преимуществ в работе в студии нет. На фрилансе я делаю шот полностью, а в студии VFX-ер чаще делает кусок шота — над любым проектом работает команда, и обязанности дифференцируются. То есть в студии ты можешь 10 лет делать одно и то же — и особо не развиваться (но зарплата растет, ты же «становишься опытнее»).

Как выглядит рост в VFX?

Джун от мидла зачастую отличается скоростью выполнения одной и той же задачи. Фактически это все достигается согласно правилу 10 тыс. часов: проработал в каком-то программном пакете 10 тыс. часов — не сможешь его не знать.

А когда переходишь на уровень синьора, ты не только делаешь еще быстрее, но и знаешь что-то дополнительное в своей специализации. По сути, понимаешь, как сделать что-то уже не одним, а минимум тремя способами. Например, я знаю, как рассадить деревья в Autodesk Maya и как их сделать в Speedtree или Forester.

Если годами делать клинап и ротоскоп, в итоге можно много зарабатывать?

Не могу сказать, что за ротоскоп платят мало — все зависит от того, какой у тебя рейт и согласен ли заказчик дать тебе эту задачу по твоей ставке.

Где проще стартовать VFX-еру: в кино или геймдеве?

Проще стартануть в играх, просто потому, что там больше предложений работы. Давно не видел, чтобы джуниоров набирали в рекламное производство, а в геймдев их берут пачками.

В Украине кинопроизводством занимаются студии Postmodern, Terminal FX, а клипами — GloriaFX. И все, серьезных студий больше нет. Но зато есть куча геймдев-студий, которым нужны VFX-артисты (но туда нужно идти уже со знанием Unity).

К тому же сейчас геймдев срастается с кинопроизводством. Яркий пример — виртуальный продакшн на сериале «Мандалорец». Там все делалось в виртуальной студии: в реалтайме на экраны проецировалась CG-сцена, собранная на Unreal Engine.

А тот же Нил Бломкамп использует в продакшене фильмов Unity. Так что где-то на этапе мидла можно будет перескочить из геймдева в кино — и наоборот. Но джуниору важно определиться, где стартовать.

Что должно быть в портфолио джуна в VFX, чтобы его заметил крутой заказчик или студия?

Для начала: какая-то задача с 2D-трекингом и задача с 3D-трекингом. Можно даже пройтись с телефоном по дому или улице, наснимать видео, а потом встроить 3D-объект в отснятый материал.

Обязательно должны быть симуляции разрушения — хотя бы банальное попадание пули в колонну или в дерево. Плюс симуляция взрыва и жидкости: что-то простое, но интересное (например, водяная мельница).

Начинающие VFX-еры иногда совершают ошибку: идя на онлайн-курсы, думают, что собранного там учебного портфолио им хватит для поиска работы. Но забывают, что такое же портфолио будет еще у 20, 50, 100 человек, которые прошли этот курс.

Поэтому очень важно использовать знания, полученные на курсе, хотя бы в нескольких pet-projects — просто выдумать проект и реализовать его. Вообще всегда нужно делать какие-то проекты для себя. Даже крутые специалисты продолжают заниматься саморазвитием — и пилят «дейлики» (работы, которые делают каждый день, для прокачки).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *