Что такое use of english
Секреты подготовки к части Use of English экзаменов FCE, CAE, CPE
В этой статье мы разберем структуру заданий одной из самых значимых частей кембриджских экзаменов Use of English (использование английского — грамматика и лексика) и поделимся советами по их успешному выполнению.
В блоге уже выходили статьи о том, как сдать Writing (письменную часть), Reading (чтение) и Listening (аудирование) на экзаменах FCE, CAE, CPE — советуем ознакомиться с этими материалами. Теперь перейдем к тому, как подготовиться к части Use of English экзаменов FCE, CAE, СPE.
Типы заданий в части Use of English
Раздел Use of English экзаменов FCE, CAE и CPE объединен с разделом Reading. На выполнение всей части Reading and Use of English вам дадут 1 час 15 минут на экзамене FCE и 1 час 30 минут на CAE и CPE. За это время вам надо выполнить порядка 7-8 заданий. Первые 4 задания относятся к части Use of English, которая проверяет ваш словарный запас и знание грамматики, а остальные — к части Reading.
Давайте посмотрим, из каких заданий состоит Use of English на кембриджских экзаменах:
Экзамен | Multiple choice cloze | Open cloze | Word formation | Key word transformations |
---|---|---|---|---|
FCE, CAE, CPE | Part 1 8 предложений по 1 баллу | Part 2 8 предложений по 1 баллу | Part 3 8 предложений по 1 баллу | Part 4 4-6 предложений по 2 балла |
Экзамены совпадают по структуре, баллам и количеству заданий, но отличаются по степени сложности. Разберем примеры заданий Кембриджских экзаменов с официального сайта: FCE, CAE и CPE.
Part 1: Multiple-choice cloze (выбрать правильный ответ из нескольких предложенных)
Суть задания: Вам нужно заполнить пропуски в тексте, выбрав одно из предложенных четырех слов. Всего пропущено 8 слов. В этом задании проверяется словарный запас (vocabulary) — знание фразовых глаголов, устойчивых выражений, идиом, оттенков значений и т. п.
Техника выполнения: Чтобы получить общее представление о тексте, прочитайте его, не обращая внимания на пропущенные слова. Далее внимательно читайте каждое предложение и варианты ответа. Исключите варианты, которые явно не подходят, затем из оставшихся выберите тот, который логически дополнит предложение и будет сочетаться с рядом стоящими словами. Рассмотрим пример:
They couldn’t (1). a decision and agreed to meet again after lunch.
a) arrive
b) achieve
c) reach
d) attain
Хорошо зная устойчивые словосочетания, вы выберите вариант reach.
I like to go to the beach (2). my wife likes to stay in and watch a TV show.
a) then
b) where
c) when
d) whereas
Однозначно не подходят варианты then (в примере указаны не последовательные действия, а параллельные) и where (нелогично, она в номере смотрит шоу, а не на пляже). Выбирая между when и whereas, следует предпочесть «в то время как», в значении противопоставления, а не просто «когда». Правильный ответ — whereas.
Международный экзамен B2 First (FCE)
B2 First или FCE (название до 2018 г.) — международный экзамен, подтверждающий ваше владение английским языком на уровне Upper-Intermediate (выше среднего). Сертификат о сдаче экзамена B2 First (FCE) удостоверяет, что ваши навыки владения английским достаточны для жизни или работы в англоговорящей стране, а также для учебы на английском языке.
Общие сведения о международном экзамене B2 First (FCE)
Уровень английского языка, необходимый для сдачи экзамена: Upper-Intermediate или B2.
Что дает сертификат: Сертификат подтверждает, что вы можете использовать разговорный и письменный английский на работе, в учебе и повседневной жизни на уровне выше среднего.
Сферы применения сертификата:
Форматы B2 First (FCE): традиционный с письменным выполнением заданий и компьютерный.
Традиционный формат — письменные задания выполняются на выданных листах карандашом или ручкой. При этом вы можете делать необходимые пометки прямо в тексте задания. Однако вам надо будет тратить время на перенос ответов в специальные бланки.
Компьютерный формат — все письменные задания выполняются на компьютере. Делать пометки не получится, зато не нужно тратить время на перенос ответов в бланк.
Устная часть (Speaking) при любом формате экзамена сдается экзаменатору. При этом Speaking сдается в паре с другим кандидатом, реже втроем. Обычно эту часть экзамена переносят на следующий день после сдачи остальных частей.
Срок действия сертификата: бессрочный.
Срок получения результатов: от 2 до 8 недель.
При сдаче экзамена вы получаете секретный код. Зарегистрировав его на сайте cambridgeenglish.org, можно узнать результаты экзамена до получения сертификата. Так, если вы сдаете компьютерный вариант, то результаты выкладывают через 2 недели после теста, а при традиционном варианте — примерно через 4 недели. Сертификат вы получите приблизительно через 6-8 недель после сдачи экзамена.
Подсчет баллов: Кандидат, успешно сдавший экзамен B2 First (FCE), получает два документа: сам сертификат в печатном виде и Statement of Results в электронном виде. В Statement of Results указаны баллы за каждую часть экзамена, общая оценка и ваш уровень. Вы можете посмотреть пример такого документа на этой странице.
Балл | Оценка | Что вам выдадут |
---|---|---|
180-190 | A | сертификат с оценкой A и уровнем C1 (Advanced) + Statement of Results |
173-179 | B | сертификат с оценкой B и уровнем B2 (Upper-Intermediate) + Statement of Results |
160-172 | C | сертификат с оценкой C и уровнем B2 (Upper-Intermediate) + Statement of Results |
140-159 | Level B1 | сертификат с оценкой Level B1 и уровнем B1 (Intermediate) + Statement of Results |
122-139 | — | Statement of Results, но без сертификата |
80-121 | — | не выдаются никакие документы |
Как видно из таблицы, если вы набрали высокие баллы, то вам выдадут сертификат с указанием следующего (продвинутого) уровня владения английским Advanced. Если же вы набрали менее 122 баллов, никакие документы не выдаются.
Вы также можете посмотреть шкалу соответствия баллов всех кембриджских экзаменов на странице.
Структура экзамена B2 First (FCE) в 2017 году
В 2015 году кембриджский международный экзамен претерпел изменения. Во-первых, он стал короче: вместо 4 часов B2 First (FCE) длится 3,5 часа. Во-вторых, части Reading и Use of English теперь объединены в одну часть, и экзамен состоит всего из 4 частей. В-третьих, отменено письменное задание «сочинение по книге» (set text).
Часть экзамена | Длительность | Количество частей | Количество заданий | Баллы |
---|---|---|---|---|
Reading and Use of English | 1 час 15 минут | 7 частей | 52 вопроса | 40% общей оценки за экзамен |
Writing | 1 час 20 минут | 2 части | 2 работы | 20% |
Listening | 40 минут | 4 части | 30 вопросов | 20% |
Speaking | 14 минут | 4 части | 4 задания | 20% |
Как сдавать каждую часть международного экзамена B2 First (FCE)
Reading and Use of English
Включает в себя 7 частей:
1. Multiple-choice cloze: 8 заданий по 1 баллу.
Вам необходимо будет заполнить пропуски в тексте, выбрав одно из предложенных четырех слов. Всего пропущено 8 слов.
Пример задания:
*Этот и все последующие примеры заданий взяты с официального сайта кембриджских экзаменов.
2. Open cloze: 8 заданий по 1 баллу.
Нужно вновь заполнить пропуски в тексте словами, подходящими по смыслу. Пропущено 8 слов, но в этот раз вам не дают варианты ответа.
Пример задания:
3. Word formation: 8 заданий по 1 баллу.
Вам надо заполнить пропуски в тексте, образуя нужные слова от предложенных однокоренных слов.
Пример задания:
4. Key word transformations: 6 заданий по 2 балла.
Вам дают предложение и определенное слово или словосочетание. Вам надо преобразовать предложение таким образом, чтобы в него вошло данное словосочетание.
Пример задания:
5. Multiple-choice: 6 заданий по 2 балла.
Вам дают текст для чтения и несколько вопросов к нему. Вам нужно прочитать текст и ответить на вопросы, выбрав один из четырех предложенных вариантов ответа.
Пример задания:
6. Gapped text: 6 заданий по 2 балла.
Вам дают текст, в котором пропущено несколько предложений. Ниже приведены эти предложения в произвольном порядке. Вам нужно расставить их на положенные места, при этом одно из предложений будет лишним.
Пример задания:
7. Multiple matching: 10 заданий по 1 баллу.
Вам нужно прочитать текст и указать, в каком из абзацев представлена указанная в конкретном задании информация.
Пример задания:
Суммарное количество слов во всех текстах заданий этой части составляет 2 200 слов. Тексты берутся из газет, журналов, книг и т. д. Таким образом, Reading and Use of English проверяет, насколько уверенно вы чувствуете себя с разными видами текстов, а также показывает, насколько хорошо вы знаете грамматику и лексику английского языка.
Мы подготовили для вас подробную статью, в которой рассмотрели техники успешного выполнения каждого вида задания из части Reading, а также привели 13 идей о том, как сдать экзамен на отлично: «Секреты подготовки к части Reading (чтение) экзаменов FCE, CAE, CPE».
Writing
Включает в себя 2 задания:
1. Compulsory question: essay title and two ideas linked to the title. Эссе на 140-190 слов.
Вам дают тему эссе и две идеи, на основе которых необходимо написать сочинение. Кроме того, в свое эссе вы должны добавить еще и третью идею, отличную от упомянутых двух, но также относящуюся непосредственно к заданной теме. Выполнение этого письменного задания не требует каких-то специальных знаний.
Пример задания:
2. Situationally based writing task: article, email/letter, report or review. Письменная работа на 140-190 слов.
Вам дают задание написать текст определенного формата и стиля. Это может быть статья, письмо, электронное письмо, отчет или отзыв. Чтобы вам легче было выполнить задание, вам также сообщают контекст, цель работы и целевую аудиторию, то есть потенциального читателя данной работы.
Пример задания:
*Примеры взяты из First Expert: Teacher’s Resource Book by Drew Hyde, Jan Bell, Roger Gower, Nick Kenny.
Таким образом, часть Writing проверяет ваше умение писать различные типы текстов, а также способность письменно убеждать, аргументировать, высказывать свое мнение.
В статье «Как сдать Writing (письменную часть) на экзаменах FCE, CAE, CPE на отлично» мы рассказали о правилах выполнения разных видов письменных работ, привели удачные примеры каждой работы и составили 15 полезных советов о том, как сдать эту часть экзамена на высший балл.
Listening
Включает в себя такие части:
1. Multiple choice: 8 заданий по 1 баллу.
Вы прослушиваете диалог или монолог, а затем отвечаете на вопросы к нему: нужно выбрать правильный вариант ответа из трех предложенных.
Пример задания:
2. Sentence completion: 10 заданий по 1 баллу.
Вы слушаете монолог, который длится примерно 3 минуты. Во время прослушивания необходимо заполнить представленные в задании пропуски услышанными словами.
Пример задания:
3. Multiple matching: 5 заданий по 1 баллу.
Вы слушаете 5 монологов разных людей по 30 секунд. После этого вам нужно указать 5 утверждений, соответствующих каждому монологу, из 8 возможных вариантов ответа.
Пример задания:
4. Multiple choice: 7 заданий по 1 баллу.
Вы слушаете беседу 2 и более человек приблизительно 3-4 минуты. После этого вам надо ответить на вопросы к заданию, выбрав правильный вариант из трех предложенных.
Пример задания:
Все записи в части Listening дают прослушивать 2 раза. Темы выбираются общие, без специфической лексики.
Speaking
Состоит из следующих частей:
1. Interview: 2 минуты в целом.
Вы с напарником по очереди общаетесь с экзаменатором. Преподаватель задает вопросы о вашем хобби, свободном времени, работе и т. д. Вам нужно отвечать 2-4 небольшими предложениями на каждый вопрос.
Пример задания:
2. Long turn: 1 минута для каждого кандидата.
Вам дают пару фотографий и вопрос к ним. Необходимо будет вести монолог в течение 1 минуты, отвечая на вопрос, указанный возле картинок. После этого ваш напарник будет 30 секунд говорить о вашей паре фотографий. Затем он говорит о своей паре картинок, а вы внимательно его слушаете, ведь потом вам дают 30 секунд на комментарии.
Пример задания:
3. Collaborative task: 3 минуты в целом.
В этой части вам надо будет вести диалог со своим напарником. Вам дают материал с каким-либо заданием. Необходимо в течение 2 минут обсудить задание, а в течение последней минуты прийти к общему решению данного вам вопроса.
Пример задания:
4. Discussion: 4 минуты в целом.
Вам надо будет снова вести диалог со своим напарником на тему, поднятую во время выполнения предыдущего задания. При этом экзаменатор может направлять вас своими вопросами.
Пример задания:
На Speaking вам нужно показать богатый словарный запас, знание разнообразных грамматических конструкций и идиом, умение вести диалог и высказывать свою точку зрения по любому вопросу. Важные рекомендации по этой теме можно узнать из статьи «FCE Speaking: как готовиться и отвечать на каждой части экзамена».
Хотите подробно ознакомиться с форматом международного экзамена B2 First (FCE) и посмотреть примеры заданий? На этой странице можно бесплатно скачать образец заданий по каждой части с ответами. Кстати, так можно протестировать свои знания и проверить, готовы ли вы сейчас сдавать экзамен и над какими навыками надо усиленно поработать.
Где сдать экзамен: Всего в мире открыто более 2800 центров, где можно сдать экзамен B2 First (FCE). Чтобы найти ближайшее к вам отделение, зайдите на страничку. В первом выпадающем списке выберите свою страну, во втором — экзамен. Вам представят список городов, где есть центры приема выбранного вами экзамена.
Как готовиться к экзамену: Вы можете готовиться самостоятельно, на курсах или персонально с преподавателем. Мы рекомендуем готовиться к экзамену B2 First (FCE) с учителем по 3 причинам:
Если вы хотите быстро найти сильного преподавателя, предлагаем обратиться к нам: на специальном курсе подготовки к экзамену B2 First (FCE) вы сможете проработать типовые задания экзамена, разобраться с трудными темами и достичь своих целей изучения английского языка.
Желаем вам легкой подготовки и успешной сдачи экзамена. Ни пуха, ни пера!
FCE Use of English: грамматика и вокабуляр
Грамматика и лексика важны также и при выполнении остальных частей. Это значит, что подготовка к этому блоку должна быть не менее серьезной, чем к любому другому.
FCE Use of English: структура
Этот блок состоит из четырех частей. Задания, которые придется выполнить экзаменуемому при сдаче экзамена, проверяют знания по грамматике и словарный запас.
В первой части (вопросы с первого по двенадцатый) нужно прочитать текст и заполнить пропуски. Здесь вы можете столкнуться с фразовыми глаголами, сравнительными степенями прилагательных, близкими по значению словами любой части речи. Каждому пропуску соответствует четыре варианта ответа, среди которых нужно выбрать правильный.
Вторая часть (вопросы с тринадцатого по двадцать четвертый) также представляет собой связный текст с пропусками, в которые нужно вставить недостающие слова. В этом задании вариантов ответа нет, однако пропущены обычно части фразовых глаголов, местоимения, предлоги, части составных сказуемых в различных временных формах и другие однозначные слова.
В третьем задании (вопросы с двадцать пятого по тридцать четвертый) в пропуски нужно вставить подходящие слова, образованные от предложенных в конце строчки. Здесь вам пригодится знание принципов словообразования в английском языке. Внимательно вчитывайтесь в текст, чтобы понять, какая часть речи пропущена.
Последнее задание (вопросы с тридцать пятого по сорок второй) заключается в перефразировании предложений с применением заданного слова. Как правило нужно построить предложения с модальными глаголами, устойчивыми выражениями, сложными подлежащими и т.д.
На выполнение всех заданий FCE Use of English отводится 45 минут. Все ответы вносятся в специальный бланк в установленной форме: для первого задания нужно закрасить прямоугольник напротив правильного варианта ответа, для остальных – вписать нужное слово или фразу в специальное поле печатными заглавными буквами.
Советы по подготовке
Чтобы успешно выполнить FCE Use of English необходимы хорошие знания лексики и грамматики. Как получить и укрепить их? Мы предлагаем следующие варианты:
Перспективы
Самые популярные экзамены, такие как TOEFL или IELTS, состоят из четырех частей. Создатели FCE также решили сократить экзамен до четырех частей. К 2015 году из него исчезнет отдельный блок Use of English. Однако это не повод забрасывать грамматику и прекращать расширять словарный запас. Эти знания будут проверяться: аналогичные задания будут совмещены с частью Reading. Кроме того, эти навыки пригодятся вам и при выполнении заданий всех остальных частей.
Сколько стоит сдать экзамен по английскому языку Cambridge English
И зачем нужно его сдавать
В 2018 году я решила поступать в магистратуру экономического факультета Люблянского университета в Словении.
Среди прочих документов мне понадобился языковой сертификат, подтверждающий владение английским на продвинутом уровне — B2. А чтобы получить такой сертификат, нужно сдать экзамен.
Люблянский университет принимает сертификаты IELTS, TOEFL или Cambridge English. Я выбрала именно Cambridge English, и мне хватило 4 месяцев, чтобы подготовиться к требуемому уровню B2. Расскажу, сколько все стоило и как мне удалось получить сертификат даже на уровень выше — C1 вместо требуемого B2.
Разберемся с названиями
Полное название экзамена — Cambridge English Placement Test. В него входит 14 экзаменов разных уровней сложности и назначения — от A1 до C2. При этом экзамены одного уровня, например B2, разные: B2 First for Schools (FCE) и B2 First (FCE). Первый котируется в англоязычных школах, а второй — в вузах и при устройстве на работу. Подробнее о типах тестов написано на официальном сайте экзамена.
До 2019 года экзамен B2 First назывался Cambridge English: First (FCE) или просто FCE — First Certificate in English. До сих пор на сайтах центров подготовки к экзамену встречаются и старые, и новые названия — из-за этого легко запутаться.
В моем личном кабинете на сайте Кембриджского центра экзамен до сих пор называется FCE: First Certificate in English. Далее в статье я буду называть экзамен так, как его официально называют сейчас, — B2 First.
Что такое экзамен Cambridge English
Экзамен Cambridge English разработали в Кембриджском университете, чтобы подтверждать владение английским языком как иностранным.
Кембриджские экзамены построены так, что в рамках одного тестирования можно получить один из двух или трех близких уровней. Если бы мне не хватило баллов до нужного уровня B2, то с большой вероятностью я бы подтвердила уровень B1. А если бы сдала экзамен лучше, чем рассчитывала, то могла бы получила сертификат более высокого уровня, например C1.
До начала подготовки к экзамену проводят пробное тестирование, чтобы определить текущий уровень студента и составить индивидуальный план подготовки. Преподавательница языковой школы рассказала, что стандартный темп изучения английского — один уровень за 200 часов регулярных занятий. То есть, чтобы подтянуть B1 до B2, нужно полгода заниматься 3—4 раза в неделю по 2—3 академических часа.
Вот как соотносятся уровни владения языком с кембриджскими экзаменами:
Чем Cambridge English отличается от IELTS и TOEFL
По всему миру признают результаты трех экзаменов по английскому языку: IELTS, TOEFL и Cambridge. Первые два более известны, потому что их чаще сдают. Про них в Т—Ж уже есть подробная статья.
IELTS и Cambridge разработаны и проводятся одним и тем же центром — Cambridge Assessment English при Кембриджском университете. Оба экзамена проверяют знание британского варианта английского, а TOEFL — американского.
Вузы и компании сами решают, какие сертификаты принимать от соискателей. Мой университет принимает сертификаты уровня B2 из любой системы экзаменов. Список организаций, признающих сертификаты, есть на официальных сайтах: TOEFL, IELTS, Cambridge.
Главное отличие IELTS и TOEFL от кембриджского экзамена — в сроке действия сертификатов. Результаты IELTS и TOEFL действительны только два года, а кембриджского — бессрочно.
В этом есть логика: IELTS и TOEFL определяют в баллах текущий уровень владения языком, а он со временем меняется. То есть все соискатели IELTS и TOEFL сдают один тест и по его результатам получают сертификат с баллами, определяющими текущий уровень навыков. А кембриджские экзамены сдаются отдельно по каждому уровню.
Подготовка к каждому виду экзамена отличается, поэтому прежде всего мне предстояло выбрать экзамен и готовиться к нему. В Cambridge English задания на аудирование дают прослушать дважды, а аудирование всегда было моей слабым местом. Это стало для меня важным плюсом в пользу кембриджского экзамена.
Подробнее о форматах экзаменов IELTS и TOEFL
С другой стороны, в кембриджском экзамене меня страшил сложный блок Use of English. Он проверяет умение создавать и изменять текст. Студенту предстоит изменить форму заданного слова, понять контекст и подобрать наиболее точное слово из нескольких синонимов, перефразировать текст под заданное слово без изменения смысла, правильно использовать устойчивые выражения. Самое главное в Use of English — максимально точно понимать смысл текста с учетом контекста, то есть того, что не сказано прямо, но подразумевается в использованных словах и поговорках. Такого блока нет в IELTS и TOEFL.
Цены на экзамены тоже разные и зависят от курса валюты. В 2020 году они такие:
В итоге я выбрала кембриджский экзамен по четырем причинам: из-за бессрочного сертификата, стоимости, возможности прослушать аудирование дважды и любви именно к британскому варианту английского.
Как выбрать нужный уровень экзамена
Чтобы выбрать нужный уровень экзамена, я прошла бесплатный пробный тест на сайте Кембриджского центра. Это тестирование показывает текущий уровень знания языка и подходящие экзамены.
Для надежности я прошла еще несколько тестов на сайтах языковых центров. Мой результат был всегда на уровне A2 или B1. До B2 на этом этапе мне не удалось дойти ни разу.
Пробные тесты в интернете не оценивают уровень говорения на английском, а это важная часть экзамена. Поэтому я прошла еще и тестирование с преподавателем в школе English First — это тоже бесплатно, а само тестирование включает в себя устную и письменную части, почти как на настоящем экзамене.
Преподавательница оценила мой уровень владения английским на B1. Она же сказала, что подготовиться к уровню B2 за 3—4 месяца будет сложно, придется интенсивно заниматься, но шанс есть.
В кембриджском экзамене один и тот же уровень языка можно подтвердить в трех разных тестированиях. Для сертификата уровня B2 мне подходили экзамены Preliminary, First и Advanced. Разница в том, что для теста Preliminary уровень B2 — это максимально возможный результат, в Advanced — минимальный, а First давал мне шанс получить как C1, так и хотя бы B1, если баллов не хватило бы на B2.
Из чего состоит экзамен B2 First
Кембриджский экзамен любого уровня состоит из одинаковых разделов, которые отличаются по сложности. Чтобы хорошо сдать экзамен, важно не только знать язык, но и подготовиться к формулировкам заданий, чтобы не растеряться с непривычки.
B2 First состоит из 5 частей:
Reading and Use of English — первая часть письменного тестирования, которая длится 1 час 15 минут. В этом разделе 7 типов заданий на понимание письменной речи. Самая сложная часть раздела — Use of English, которая подразумевает понимание идиом, юмора, метафор, повседневной речи. Из-за этой части, которой нет в IELTS и TOEFL, кембриджские экзамены считаются сложнее.
Writing длится 1 час 20 минут. В первой части студент получает тему и две идеи, на основе которых необходимо написать эссе. К тому же в эссе нужно добавить свою личную третью идею. Во второй части предстоит выполнить еще одно задание из трех. Подробнее об этом рассказано в блоге «Инглекс».
Во время письменного тестирования в помещении находится один или два контролера. Они раздают экзаменационные листы, следят за тем, чтобы кандидаты не нарушали правила, а в конце блока собирают листы, сразу запаковывают их в специальный конверт и опечатывают. Они не смотрят задания, их нельзя ни о чем спрашивать, да они и не могут ничем помочь. Если кандидат не понял сути задания — это его проблема, можно считать это частью тестирования на понимание языка.
Listening длится 40 минут и включает 4 задания на понимание устной речи. Каждое задание прослушивается два раза. Цель аудирования — проверить ваши навыки понимания устной речи и способность отвечать на вопросы по записям объявлений, интервью и дискуссий из повседневной жизни.
Speaking — самая короткая и сложная часть экзамена. Она длится всего 14 минут и включает 4 задания на разговорные навыки. Перед экзаменатором одновременно сидят два или три кандидата, беседуют на заданную тему с ним и между собой, а еще каждый высказывает личное развернутое мнение.
Самым сложным для меня оказалось говорить на заданную тему, даже если не разбираешься в ней: например, рассуждать о действиях врачей или пожарных в экстренной ситуации, изменении климата или туристическом бизнесе.
Получить высокий балл по устной части без подготовки практически невозможно. Даже Кембриджский университет в подготовительных материалах делает самый большой акцент на подготовку именно к устной части.
Сколько у меня было времени на подготовку
Эпизодический опыт общения в путешествиях с продавцами и официантами вряд ли помог мне продвинуться. Чтобы сдать экзамен, к нему точно нужно было готовиться.
На подготовку к экзамену у меня было 4 месяца. Решение о поступлении в магистратуру я приняла в конце января 2018 года, а подавать документы нужно было не позднее августа. Чтобы уложиться в сроки, нужно было сдать языковой экзамен не позднее мая: на проверку тестов, изготовление сертификата и его доставку уходит 6—8 недель.
За это время я попробовала:
Даты экзаменов устанавливает экзаменационный центр Кембриджского университета и публикует график на официальном сайте. Все экзаменационные центры одного города проводят тестирование в один день.
Запись заканчивается за 6—8 недель до экзамена. Мне нужно было получить сертификат в июле, поэтому я еще в феврале записалась на экзамен 19 мая — последний, на который я успевала, чтобы вовремя подать документы на поступление в магистратуру. Запись на него закрылась 22 марта.
я заплатила за экзамен в 2018 году
В результате мой начальный график выглядел так:
Я не учла, что экзамен могут отменить, — об этом никто не предупреждал заранее. Отмены случаются редко, но по закону Мерфи так случилось именно с моим экзаменом: его отменили за неделю, а мою регистрацию перенесли на 12 июня. Это означало, что сертификат приедет в Новосибирск только в августе. К такому повороту я не была готова — планировала в конце июля уехать в Любляну с сертификатом на руках.
Экзаменационный центр пошел мне навстречу. Когда в августе прибыл мой сертификат, я сразу же получила скан-копию для университета, а оригинал отправился в Любляну курьерской службой.
Групповые занятия
Потратила: 10 175 Р — 8675 Р на 2,5 месяца занятий, 1500 Р на учебники.
Время: 55 часов — 33 часа занятий в классе, 22 часа на домашние задания.
Я обзвонила все языковые школы в Новосибирске, которые Гугл выдал по запросу «языковой экзамен Cambridge English». Большинство школ готовит к IELTS и TOEFL, а кембриджский экзамен менее востребован, поэтому найти подготовительные курсы к нему сложнее.
я потратила на групповые занятия и учебники
Групповые занятия по подготовке к экзаменам обычно начинаются с осени и длятся в среднем полгода. А в некоторых школах меня убеждали, что к экзаменам не обязательно готовиться на специальных курсах — достаточно пару лет походить к ним на обычные. Я считаю, что это опасное заблуждение.
Подготовка к экзамену — это не только изучение языка, но и понимание формата: если знаешь заранее, какого типа задания и вопросы будут на экзамене, не придется тратить драгоценные минуты на чтение инструкций в экзаменационных листах. На общем курсе специальные типы заданий под конкретный экзамен не проходят.
В международной школе английского English First, где я проходила очное тестирование, мне предложили минимальный контракт на полгода по цене около 15 тысяч в месяц. Это дорого для Новосибирска: обычное групповое обучение английскому с двумя уроками в неделю стоило 4000—6000 Р в месяц. К тому же из шести месяцев я бы занималась только четыре. Я не пошла в English First еще и потому, что в Новосибирске у этой школы не было специальной программы подготовки к экзамену B2 First.
В результате я выбрала не языковую школу, а специализированный центр по подготовке к экзаменам. Там же проводили экзамены и продавали учебную литературу на иностранных языках. Мне повезло: как раз за две недели до моего обращения там начался интенсивный трехмесячный курс подготовки к кембриджским экзаменам. Я пропустила первые четыре занятия, но мне все равно разрешили присоединиться. Такие курсы появляются довольно редко, а в Новосибирске в феврале это была единственная группа.
На курсе мы 2,5 месяца занимались по специальным учебникам с заданиями из тестов предыдущих лет. Занятия проходили 2 раза в неделю по 4 академических часа — это 3 обычных часа — по вечерам.
К курсу нужно было купить два учебника для занятий в классе и дома. Это не просто учебники английского языка. В них включены задания тестов прошлых лет, поэтому они дают полное представление о том, чего ждать на экзамене. В результате я приноровилась решать типовые задания.
Заниматься в группе оказалось очень тяжело. Группа, в которую я попала, готовилась к экзамену уровнем выше, на C1 Advanced, и состояла из учителей английского. Я их не понимала, и первые две недели мне казалось, что они говорят на каком-то особом английском, настолько разным был наш уровень. А ведь до этого я думала, что знаю язык. Я вынуждена была за короткое время выучить огромное количество новых слов, чтобы подтянуть лексику.
Курс вела преподавательница с большим опытом подготовки именно к кембриджским экзаменам. При всей ее внимательности я понимала, что она не может подстраиваться под мой уровень, ведь в группе было еще 10 человек.
На домашние задания я тратила еще 4—5 часов в неделю. Мне приходилось переводить со словарем примерно 30% всех текстов в учебнике. Чтобы начать понимать сокурсников, я стала читать художественные книги на английском вместо русского и смотреть сериалы без перевода, а новые слова учила с помощью Lingualeo. Для этого я загружала их в свой словарик в приложении и повторяла все свободное время в метро и очередях.
Устная часть экзамена меня особенно пугала. Первые две недели на групповых уроках я молчала: мне было стыдно даже пытаться заговорить в компании одногруппников-учителей. Пиком моих способностей были короткие фразы в ответ на вопросы преподавательницы. Для экзамена этого мало. Например, в одном из заданий экзамена интервьюер задает очень короткий вопрос и замолкает, а кандидат должен в течение минуты отвечать без существенных пауз или в течение двух минут поддерживать диалог с другим кандидатом. Оценивается не только способность самостоятельно ответить на вопрос развернутой мыслью, но и умение задавать вопросы собеседнику, тактично выразить несогласие и задавать наводящие вопросы.
Групповые курсы оказались для меня одним из самых эффективных способов подготовки. Преподавательница показала технологию параллельной подготовки к экзамену и углубления знаний — это очень пригодилось мне позже в самостоятельной учебе. Каждое непонятное слово или идиому мы все вместе изучали по Оксфордскому словарю, искали его толкования, ситуации применения в живом языке и этимологию. Если группа сталкивалась со сложной грамматикой, мы повторяли соответствующее правило и разбирали примеры.
Разговорный клуб
Чтобы прокачать навык говорения, в дополнение к групповым занятиям я нашла разговорный клуб с носителем-британцем в другой языковой школе.
В разговорном клубе занятия проходили так: преподаватель готовил материал по теме, в начале урока презентовал ее и что-нибудь рассказывал сам, а затем задавал вопросы. Каждый ученик мог рассказать историю по его примеру. Занятия были интересными: все истории преподавателя касались жизни в Великобритании, ее традиций, поэтому нам всегда было что обсудить, просто сравнивая услышанное с тем, что мы знаем о своей стране.
За три месяца состоялось всего шесть занятий: из-за занятости преподавателя уроки часто отменяли. А в мае он уехал в отпуск.
Эти занятия почти ничего мне не дали в изучении языка. Их было очень мало, а уровень остальных участников клуба был еще ниже моего, поэтому разговорной практики не получилось. Зато я узнала от преподавателя интересные детали о жизни обычных британцев. Например, на одном из занятий мы обсуждали, как празднуют Пасху в Великобритании и в России.
Самостоятельная подготовка
Потратила: 749 Р — 600 Р на приложение Lingualeo, 149 Р на приложение FCE Listening.
Время: 144 часа — по 4 часа 6 раз в неделю в течение 1,5 месяца.
В начале апреля групповой курс подготовки к уровню C1 Advanced закончился. До экзамена было еще полтора месяца, и у меня был выбор: заниматься самой или нанять репетитора для индивидуальных занятий.
Для начала я попробовала заниматься самой по учебникам для подготовки к экзамену B2 First — и это сработало. В учебниках есть ответы к заданиям для самопроверки. Я усердно выполняла задания и проверяла ответы, контролировала прогресс. В итоге именно этот подход обеспечил мне огромный прорыв.
Я пробовала разные способы: штудировала легендарные учебники Раймонда Мерфи, которые считаются лучшими учебниками по английскому, успела позаниматься в Lingualeo, читала художественную литературу на английском, смотрела сериалы и фильмы без перевода. Игровые методики — это приятно и весело, но все-таки они не помогли мне выучить язык и подготовиться к формату экзамена.
Самыми полезными в подготовке оказались три инструмента:
Учебники для самостоятельной подготовки. Официальные учебники Cambridge English для подготовки к экзамену составлены из заданий прошлых лет. Один учебник стоит 1500—3000 Р в зависимости от издательства, объема и года выпуска. За время подготовки по таким учебникам я привыкла к формату заданий и на самом экзамене уже не тратила время на то, чтобы понять их суть.
На групповых занятиях мы работали с учебником уровня C1 Advanced, а для самостоятельной подготовки я выбрала учебники B2 First уровнем легче. После Advanced они казались мне элементарными. Я решила, что главное — идеально подготовиться к B2.
Для домашнего обучения у меня оставалось 1,5 месяца, поэтому я занималась минимум 4 часа в день. Задания сразу делала по таймеру в соответствии с таймингом экзамена: 75 минут на чтение, 80 минут на письмо. Аудирование было моим слабым местом, поэтому я слушала очень много примеров, но задания все равно выполняла по таймеру. А разговорную часть практиковала вслух сама с собой, отвечая на вопросы экзаменатора, приведенные в учебниках.
Я выработала свою систему: когда завершала тест, проверяла ответы по ключам, анализировала ошибки и выписывала их себе в план повторения. Потом искала в интернете грамматические правила по этим ошибкам: читала теорию, обязательно выполняла практические упражнения, обычно они всегда есть в таких статьях. Так постепенно я заполняла свои грамматические пробелы.
С таким подходом в каждом следующем тесте было меньше ошибок, чем в предыдущем. Поначалу на один тест и анализ ошибок у меня уходил почти весь день, но через пару недель я решала по два теста в день. Поэтому мои учебники быстро закончились и я скачала в интернете еще пару учебников других издательств.
Сайты с грамматикой английского языка. Я искала информацию в Гугле по нужному мне вопросу. По каждому изучала 2—4 статьи и выполняла упражнения для закрепления.
Perfect English Grammar попадался в выдаче по большинству моих вопросов. Изучающим язык на продвинутом уровне я очень рекомендую его не только для подготовки к экзамену, но и чтобы вообще разобраться с грамматикой.
Еще несколько полезных сайтов для подготовки:
Приложения на телефоне. Из приложений я первым делом скачала Оксфордский словарь, его рекомендовали на групповых курсах. Когда изучаешь английский уровня B2 и выше, «Гугл-переводчик» уже недостаточен, а Оксфордский словарь дает и трактовки, и примеры применения слов в контексте.
Оксфордский словарь для iOS и Android
Для тренировки аудирования я использовала приложения FCE Listening и Learn English Британского совета British Council. Для тренировки пунктуации использовала приложение Punctuation Rules, а для прокачки Use of English — приложение English Idioms: Learn and Play с устойчивыми выражениями на английском. А Lingualeo использовала как личный словарик: вносила туда новые слова и выражения, а потом повторяла.
Так выглядит один из экранов папки «Образование» в моем телефоне. Здесь только те программы, которые мне помогли в подготовке
Индивидуальные занятия
Потратила: 12 500 Р — 9000 Р на занятия с носителем, 3500 Р на занятия с русскоязычным преподавателем.
Время: 21 час — 14 часов с носителем, 7 часов с русскоязычным преподавателем.
С носителем языка. Первого репетитора я нашла еще на этапе групповых курсов. Мне нужно было справиться со страхом живого разговора на английском. Для этого я нашла репетитора — носителя языка из США. Он работал в той же языковой школе, куда я ходила на разговорный клуб.
Американский репетитор оказался вовсе не учителем: он только подрабатывал в школе и от преподавания был так же далек, как и я, о языковых экзаменах и вовсе ничего не знал. Администрация школы выдала ему учебник для подготовки к B2 First, и мы разбирались в нем вместе по ходу дела. Его главной задачей было два академических часа в неделю болтать со мной на общие темы и заставлять меня говорить. К тому же понимание разных акцентов пригодится на аудировании во время экзамена.
С американцем мы занимались два месяца. Эти занятия крайне мало дали мне в знании языка, но помогли продвинуться в устной речи: я начала понимать речь носителей с разным акцентом и понемногу начала говорить. Я потратила 9000 Р на 9 занятий по полтора часа.
я потратила на занятия с американцем
С русскоязычным преподавателем. Когда мой экзамен перенесли на месяц, я решила использовать перенос срока для прокачки своих слабых сторон: аудирования и говорения. Для этого я решила обратиться не к носителям, а к профессиональному преподавателю, который специально готовит к экзамену и сам сдавал тестирование более высокого уровня, чем нужный мне B2.
Преподавателя я искала на сайте подбора репетиторов. За два года до этого я нашла там репетитора по итальянскому — филолога и носителя языка. В этот раз я искала не носителя, а русскоязычного преподавателя, который именно готовит к экзамену. Мне было важно, чтобы преподаватель знал формат заданий, а если бы я не понимала что-то на английском, он бы мог объяснить нюансы на моем языке.
Я отобрала всех преподавателей в Новосибирске с подходящей анкетой и отправила им запрос. Указала, что мне важно, чтобы преподаватель уже готовил кандидатов к языковым экзаменам, знал структуру экзамена и требования экзаменаторов. У меня был конкретный запрос: развитие навыка говорения в короткие сроки, и я сразу обозначила, что экзамен уже скоро.
Таких репетиторов в Новосибирске нашлось немного, и сейчас я понимаю, что зря ограничила выборку своим городом. Преподавателя я все же нашла, и мы занимались по «Скайпу», поэтому неважно, где он жил.
я заплатила за занятия с репетитором
В день экзамена
В моей группе письменная и устная части экзамена прошли в один день. В экзаменационный класс нельзя проносить с собой ничего, кроме карандаша, ластика, ручки и прозрачной бутылки с водой. Телефоны и личные вещи мы сдали в сейф перед началом тестирования. Разговаривать и задавать вопросы экзаменатору нельзя, за это сразу дисквалифицируют без возврата денег.
Экзамен длился около 4 часов с перерывами по 10 минут между письменными заданиями. Чтение, письмо, аудирование всегда проходят в один день, а разговорный блок иногда назначают на другой.
На экзамен важно прийти спокойным и уравновешенным. Вокруг языковых экзаменов ходят те же истории, что и вокруг выпускных школьных: кто-то от стресса теряет сознание, кто-то выпивает слишком много успокоительных и перестает соображать, у кого-то случается истерика.
У меня не было шанса на вторую попытку из-за времени, поэтому я тоже перенервничала и на одном из заданий аудирования поймала себя на том, что вместо правильных ответов пишу в бланке номера вопросов. Это было уже второе прослушивание, поэтому я не смогла исправить ошибки. В итоге по аудированию я набрала меньше всего баллов.
Зато устная часть, которой я больше всего боялась, прошла отлично. Перед началом экзамена нас распределили по группам, я оказалась в последней вместе с еще двумя кандидатами. Накануне мой репетитор дал мне правильный психологический настрой, и на экзамене я выглядела уверенно, говорила твердо и вышла из аудитории в полном восторге от самой себя — это был мой маленький момент славы.
Результаты экзамена появились в моем личном кабинете 2 августа. Об этом Кембриджский центр уведомляет по электронной почте.
В личном кабинете можно посмотреть свои результаты по каждой части экзамена. У меня был ожидаемый провал в результатах аудирования, а все остальные блоки соответствовали уровню C1. С такими результатами можно было попробовать сдать экзамен C1 Advanced.
Что в итоге
С 1 февраля по 11 июня я потратила 220 часов на занятия по учебникам и на уроки с преподавателями. Пока шли групповые занятия, я занималась в среднем 2 часа в день, а когда перешла на самостоятельную подготовку — не менее 4 часов ежедневно. Для этого мне пришлось сократить свой рабочий день до 4 часов.
Еще несколько часов в неделю я проводила за чтением книг и просмотров сериалов на английском. Для этого я не выделяла специального времени, просто заменила переведенные книги и фильмы на англоязычные, а каждую свободную минуту выполняла упражнения в приложениях на смартфоне.
Учить язык и параллельно готовиться к экзамену мне так понравилось, что таким же способом я планирую подтянуть итальянский. Подготовка к экзамену позволяет развивать разные аспекты языка равномерно и параллельно: чтение, говорение, понимание живого языка, умение писать разные типы текстов, навык различать разные акценты. Уровень сложности растет вместе с уровнем экзамена.
Чтобы перейти на следующий уровень языка, обычно закладывают 200 часов, или полгода регулярных занятий по 2—3 раза в неделю. Если заниматься интенсивно, можно уместить эти 200 часов в 2—3 месяца. Многие считают, что такой спринт бесполезен и после сдачи экзамена язык вернется к прежнему уровню. Однако прошло два года с моего экзамена, и, хотя я пользуюсь английским не ежедневно и за это время учила еще два языка, его уровень остается прежним.
Бюджет и время — 220 часов и 34 404 Р
Репетиторы | 12 500 Р |
Экзамен | 9000 Р |
Групповые занятия | 8675 Р |
Отправка сертификата в Словению | 1980 Р |
Учебник | 1500 Р |
Премиум-тариф Lingualeo | 600 Р |
Приложение FCE Listening | 149 Р |
Если планируете сдавать FCE
Ни в коем случае не принижаю успех автора и всех кто сдавал подобные экзамены, но эта статья еще раз подтверждает мое мнение, что эти экзамены полностью отражают необъективность знаний и нужны только для достижения нужной бумажки.
Опять таки мой посыл не то, что люди получившие какой-то официальный уровень о владении английским через экзамены не достойны его, а о том что описание этих самих уровней в большинстве случаев не соответствуют своим же уровням. Люди просто затачивают сам экзамен, а не скилы, получают заветную бумажку, едут заграницу и там оказывается что их proficiency вовсе не помогает им быть в теме. Поэтому мое мнение «учите» английский всегда на регулярной основе. За несколько месяцев можно подготовится к экзамену, но не жизни в среде.
Сдавал много разных экзаменов, но могу сказать, что мой любимый формат — IELTS Academic. К нему приятно готовить учеников, его приятно сдавать самому. Плюс формат такой, что к нему не надо специально готовиться. Когда первый раз сдавал IELTS Academic, уже был нормальный уровень языка, поэтому пошёл без знания формата ещё в универе и сдал на 8.5/9, потому что экзамен понятен до очевидности. Во второй раз уже знал формат, но всё равно не дотянул до 100%, опять 8.5/9.
До того, как сдал на С2, сдавал и другие экзамены ещё со школы и могу сказать, что самые ущербные задания — это в части чтения те, которые «Yes / No / Not Mentioned». Если сдавали, понимаете, о чём я. Задание превращается в «угадай, здесь Нет или всё-таки Не Упоминается».
FCE — тоже неплохой формат, сдавал в школе, когда хотел получить С1 перед всероссийской олимпиадой. Как оказалось, заключительный этап олимпиады почти полностью взяли с формата FCE, что и позволило взять диплом.