Что такое usability testing

Что такое usability и зачем нужны usability тестирования?

Из этой статьи Вы узнаете:

Начнем с самого термина usability, который многие часто путают с UX (user experience). UX — это весь опыт, который получает пользователь в процессе использования продукта. Некоторые иногда включают в понятие UX также и этапы до и после контакта с продуктом (маркетинговые материалы, впечатления от использования, обсуждения продукта с друзьями), однако это уже на самом деле относится уже к более широкому понятию customer experience (CX). Вот так это можно представить на схеме:

Что такое usability testing. Смотреть фото Что такое usability testing. Смотреть картинку Что такое usability testing. Картинка про Что такое usability testing. Фото Что такое usability testing

В сложившейся сейчас ситуации на рынке мобильных приложений, когда цена привлечения одного пользователя постоянно растет, UX становится краеугольным камнем вовлечение и долгосрочного удержания новых пользователей.

В отличие от UX, который формируется на стороне пользователя, usability — это свойство самого продукта быть простым и удобным в использовании. Usability сложно измерить в каких-то численных показателях: обычно он измеряется наличием или отсутствием у пользователя проблем или фрустрации во время использования продукта. Usability — это основа, фундамент UX вашего продукта, который должен обеспечить Вам рост вовлечение и удержание.

Выделяют пять основных критериев usability:

Зачем тестировать? Одной из самых сложных задач в разработке игры ил иприложения является необходимость принятия дизайнерских решений в условиях минимальной или отсутствующей информации. Будет ли понятна игрокам основная механика? Ясно ли пользователям, для чего служит этот пункт меню? Как должен выглядеть HUD и какая информация на нем должна быть отображена?

Основной задачей usability тестирование является понимание того, как целевая аудитория воспринимает и взаимодействует с продуктом. Это помогает принимать информированные дизайнерские решения, видеть возникающие проблемы заранее и знать, как изменять продукт, чтобы сделать пользовательский опыт лучше. Юзабалити тесты, как и сам продукт, должны служить одной общей цели — сделать пользователей вашего продукта счастливыми.

Когда тестировать? Многие разработчики задаются вопросом. Всегда хочется показать свой продукт игрокам/пользователям в лучшем виде. А вот тут еще модели не закончены. А здесь хочется чуть-чуть баланс получше настроить. А здесь еще не все кнопки отрисовали и т.д.

На самом деле, проводить юзибилити тесты можно (и нужно!) уже начиная со стадии первых прототипов. Это позволит вам сэкономить время и деньги на работу над тем, что заведомо пользователю не подойдет. Нет ничего страшного в том, чтобы показывать пользователю прототип, собранный на Wireframe. Главное — заранее задать рамки и объяснить пользователю, какие функции нужно оценивать, а какие пока не готовы.

Безусловно, внешний вид и общий функционал приложения важны для пользователя, и когда он оценивает такую “урезанную” версию продукта это влияет на его впечатление в целом. Однако данные, собранные даже в таких условиях, намного ценнее полного информационного вакуума.

Разобрались, значит тестировать лучше раньше, чем позже. Однако это не значит, что usability тестирования не нужны на поздних стадиях разработки и даже после релиза. Просто на каждом этапе разработки usability тестирования, хоть и служат общей цели, выполняют, как правило, выполняют свою роль. Подробнее о том, на каких этапах какие виды тестирований (и не только) применять мы подробнее поговорим в следующих статьях.

Как часто тестировать? Если Ваша цель — создание хорошего UX в вашей игре или приложении, то usability тестирования стоит проводить несколько раз в процессе разработки, с каждой итерацией учитывая фидбек, полученный от пользователей, и тем самым улучшая продукт.

Во многих постмортемах игр в последнее время очень часто повторяется одна и та же проблема — недостаточное количество плейтестов. Хорошей практикой является проведение небольших плейтестов/usability тестов (с выборкой 5-10 человек) раз в две-три недели, когда ваша версия значимо меняется (вводятся новые фичи, изменения по сравнению с предыдущими тестами). Также в процессе разработки мы обычно рекомендуем проводить 2-3 плейтеста с большей выборкой (30-50 человек) для сбора оценок разных составляющих продукта и оценки его рыночного потенциала (Движется ли разработка в правильном направлении?)

На сегодня все. В следующей статье поделюсь с вами алгоритмом проведения usability тестирования, который мы используем у себя и которого рекомендуем придерживать нашим клиентам.

Источник

Usability Testing от А до Я: подробный гид

Непрерывный процесс получения и обработки обратной связи от пользователей, а также своевременная реакция на нее — ключ к успеху проекта. Такой процесс необходим при любых сценариях: будь то разработка ПО с нуля или улучшение уже существующего.

Я хотела бы рассказать о том, как эффективно спланировать процесс юзабилити-тестирования и получить качественную обратную связь. Этот материал затрагивает деятельность UX-дизайнеров и будет полезным для продакт-оунеров, продакт- и проджект-менеджеров, а также всех, кто тесно связан с разработкой программного продукта.

Юзабилити-тестирование — это метод оценки интерфейса со стороны удобства и эффективности его использования. Чтобы получить ее, нужно привлечь представителей целевой аудитории программного продукта.

Зачастую юзабилити-тестирование проводится в два этапа: прохождение пользователем N-го количества задач (количественные или качественные тесты), а также беседа, заполнение опросников или глубинные интервью с пользователем (качественное исследование).

Как правило, его стоит проводить, когда уже сформирован интерфейс в виде бумажного или цифрового прототипа либо готовый программный продукт, и вы хотите понять, какие проблемы возникают в работе и насколько продукт соответствует ожиданиям пользователей.

Процесс тестирования занимает в среднем от месяца до трех. Это зависит от множества факторов: наличия разных типов продукта, сложности сценариев и наличия их альтернатив, количества пользовательских ролей.

В проведении юзабилити-тестирования выделим следующие этапы:

Определение цели

В каждом исследовании должна быть цель. Вы должны точно понимать, какую информацию хотите получить. Важно для себя ответить на следующие вопросы:

Создание плана тестирования

Для формирования плана тестирования нужно прежде всего определить:

Для наблюдения я, как правило, готовлю документ для каждого пользователя — дорожную карту, которая рассказывает, что и как делать и на какие вопросы отвечать. Документ называется UX testing plan & script и состоит из таких элементов:

Обычно при формировании задач провожу их декомпозицию. Что это такое? Я заменяю решение одной задачи на серию мелких простых и связанных между собой подзадач с конкретной целью в каждой.

Давайте рассмотрим пример. Сценарий задачи «Как пользователь я могу забронировать понравившийся отель» на самом деле состоит из ряда мелких подзадач:

Что такое usability testing. Смотреть фото Что такое usability testing. Смотреть картинку Что такое usability testing. Картинка про Что такое usability testing. Фото Что такое usability testing

Сценарии задач должны быть конкретными и отражать реальные потребности целевой аудитории. Не просите потребителя купить мясо, если он вегетарианец.

Не стоит забывать, что задачи для качественных и количественных методов разные. Давайте рассмотрим примеры задач для каждого из них.

Задача для качественных исследований: найдите на сайте отчет за первый квартал 2019 года.

Задачи для количественных исследований:

А. Используя глобальный поиск на сайте, найдите отчет за первый квартал 2019 года.
В. Используя раздел Reports на сайте, найдите отчет за первый квартал 2019 года.

В качественных исследованиях мы поймем пользовательское предпочтение user-flow, а в количественных — разъясним, все ли шаги конкретного user-flow понятны пользователю. Качественные и количественные исследования должны дополнять друг друга, а не противопоставляться.

Как может выглядеть задача, связанная с авторизацией на сервере.

Пример сценария: клиент попросил вас подготовить отчет, и вы хотите начать с поиска информации в рамках сайта www.sample.com.

Задача: пожалуйста, войдите в систему, используя свой логин и пароль.

Стоит заранее прогнать выполнение сценариев на пробной аудитории, чтобы удостовериться в актуальности тайминга сессии и понимании пользователем всех инструкций. Обычно я закладываю в бюджет «обкатку» сценариев с тремя пробными пользователями.

Определение количества исследователей

Для качественного проведения наблюдения необходимо иметь следующие роли:

В первую очередь вы должны любить задачу, над которой работаете, а не ее решение. Только так сможете эволюционировать в проектировании интерфейса конкретной задачи. Далее привлеките три независимых мнения в лице интервьюера, наблюдателя и модератора, которые помогут в спорных моментах разъяснить ситуацию суммарно верно.

Однако не всегда есть возможность вовлечь троих исследователей для каждого сеанса тестирования. Часто функции, перечисленные выше, возлагаются на одного интервьюера, что делает процесс исследования для него тяжелым испытанием.

Если вы проводите тестирование один, лучше всего проводить не более трех тестирований в день с максимальной продолжительностью сеанса 1,5 часа. Если же тестирование выходит за рамки указанного времени, разбейте его на две части.

Определение целевой аудитории

При работе над ПО из узкой предметной области демографических показателей обычно недостаточно. Здесь важно разобраться в ролях и их функциях.

Например, вы работаете над финансовым продуктом и планируете изучить деятельность брокера в рамках создания CLO (collateralized loan obligation) бизнеса на американском рынке. В данном случае нужно понять алгоритмы взаимодействия инвест-банкира с другими финансовыми ролями.

Определиться с целевой аудиторией помогут предварительные опросники. Их создают как в бесплатных сервисах, например Google Forms, так и в платных — SurveyMonkey, Typeform и других.

Расспросите кандидатов об их роде деятельности, территориальной принадлежности, на какие функции приложения они подписаны, если подписка существует вообще. Спросите, как часто и для чего они используют продукт. Если их цели по использованию сервиса совпадают с целями исследования — это ваши люди.

Сопоставив план тестирования и предварительный опросник, вы сможете правильно выбрать потенциальных кандидатов для исследования.

Правила создания таких опросников очень просты:

Что такое usability testing. Смотреть фото Что такое usability testing. Смотреть картинку Что такое usability testing. Картинка про Что такое usability testing. Фото Что такое usability testing

Задавайте вопросы с градацией, если хотите измерить степень суждения. В основном для этого применяют шкалу Ликерта либо скользящую шкалу. Рекомендую использовать шкалу Ликерта, так как она более удобна для восприятия респондентом. Поскольку во скользящей шкале варианты ответа записаны цифрами и респонденту приходится определять значение оценок самостоятельно.

Что такое usability testing. Смотреть фото Что такое usability testing. Смотреть картинку Что такое usability testing. Картинка про Что такое usability testing. Фото Что такое usability testing

В случае скользящей шкалы варианты 6-9 принадлежат категории «частично согласен», однако нет возможности понять, чем они отличаются. Здесь стоит избегать большого количества ответов без надобности.

Если хотите узнать, согласен или не согласен пользователь с чем-то, используйте четное количество оценок. Если же вас интересует также нейтралитет — применяйте нечетное количество оценок.

Что такое usability testing. Смотреть фото Что такое usability testing. Смотреть картинку Что такое usability testing. Картинка про Что такое usability testing. Фото Что такое usability testing

Выборка пользователей зависит от многих факторов:

Другая история получается, если только половина участников сталкивается с определенной проблемой. Тогда нужно как минимум три человека для ее выявления. Однако есть вероятность, что у всех троих проблема не будет проявляться. Придется продолжать тестировать, пока пользователь не обнаружит проблему.

На сегодня есть калькуляторы для вычисления количества пользователей. Они базируются на средней вероятности обнаружения ошибки в одном исследовании. Однако проблема в том, что разные исследователи получают разные показатели этой вероятности. К примеру, Якоб Нильсен в свое время получил значение, равное p=0.31, в то же время исследования Спула и Шредера приводят к результату p=0.16.

Выбор вероятности — это всегда большой риск. Вы можете полагаться на свои исследования и провести расчет своей вероятности или использовать значения p=0.31 для простых сценариев и p=0.16 для сложных и разнообразных, полагаясь на исследования других.

При анализе различных исследований вытекает один бесспорный факт — чем больше пользователей вы протестируете, тем более точные получите результаты. Но что делать, когда вы ограничены количеством конечных пользователей?

До сих пор в мире спорят о том, какое же минимальное количество участников подходит для тестирования. По мнению Якоба Нильсена, это 5 человек, а по мнению Лауры Фолкнер — 10.

Я рекомендую начинать с 5-10 тестирований одного прототипа для проверки гипотез в качественных исследованиях и 10-20 тестирований — для количественных. Если ошибки начинают повторяться, это свидетельствует о том, что выборка пользователей однородная. Также допускается использовать метод итеративных изменений RITE, когда правки вносятся в интерфейс по мере обнаружения проблем. Проводится тестирование одного пользователя.

Если группа исследователей уверена, что понимает суть обнаруженных проблем, то она принимает решение исправлять их или нет. Если же нет, она продолжает тестировать текущий интерфейс, пока суть не будет ясна. После внесения правок тестирование начинается заново. Обычно подход RITE требует 5-6 итераций.

Если же мы говорим о поиске новых идей для развития продукта или нахождения закономерностей поведения, то большая выборка здесь крайне необходима.

Получение пользовательского согласия

Перед началом теста необходимо получить разрешение на участие пользователя в конкретном исследовании. Важно прописать абсолютно все условия, по которым оно будет проводиться (примеры условий ниже). Это будет хорошей страховкой на предмет использования всех данных, которые вы получите в процессе исследования.

Я стараюсь делать в своих наблюдениях видео- и аудиозаписи. Это позволяет максимально точно зафиксировать все ответы и реакцию пользователя на выполнение задач. Как организатор тестирования вы должны всегда уведомлять человека об осуществлении записи в письменной или электронной форме.

Между тем в нескольких случаях у меня был отказ со стороны пользователей на применение каких-либо записей и приходилось документировать сессию вручную.

Я даю свое согласие (название компании) на участие в пользовательском тестировании с использованием ноутбука/веб-сайта. Я проинформирован(а) и понимаю свою роль в проведении исследования. Во время сеанса меня попросят найти информацию или выполнить задачи, используя сайт-прототип, и попросят заполнить анкету после тестирования. Сеанс будет снят, но только для целей записи моих ответов (записи голоса) и для проверки моего поведения (видео), например, что я нажимаю и где на веб-сайте. Мое лицо будет видно интервьюеру и исследователям во время физического присутствия, но не будет присутствовать на видео.

Я понимаю, что информация, которую я предоставляю, предназначена только для исследовательских целей, и что мое имя и контактные данные не будут использоваться для каких-либо других целей и не будут переданы третьим лицам.

Я понимаю, что участие является добровольным, и согласен немедленно задать любые вопросы, которые у меня могут возникнуть.

Я понимаю, что вся информация об исследуемом приложении конфиденциальна и обязуюсь не разглашать людям, которые не являются сотрудниками компании.

У меня было достаточно времени для принятия решения, участвовать ли в этом исследовании.

Я понимаю, что могу принять решение отказаться от участия или прекратить участие в любое время.

В такой шаблон обязательно нужно добавить информацию, как долго будет сохраняться полученная информация от респондента, а также его персональные данные (дает ли он согласие на то, чтобы компания контактировала с ним после проведения опроса, а если да, то для каких целей).

В такой шаблон смело добавляйте: дату и время, адрес проведения тестирования, к примеру, ссылку на виртуальную встречу или физический адрес помещения.

На мой взгляд, получать согласие пользователя нужно всегда, однако есть редкие случаи, когда его можно заменить соответствующим информационным знаком. Например, если необходимо посчитать статистику вошедших и вышедших мужчин и женщин из магазина, можем поместить знак о наблюдении у входа.

Организация доступа

Организуйте доступ к нужному ПО, установите оборудование для записи сеанса. Наблюдение должно проходить в естественной среде для пользователя. Анализ рабочего пространства важен, а в конкретных случаях крайне необходим.

К примеру, вы можете провести наблюдение за работой электромонтера на электрической распределительной подстанции, так как повторить рабочие условия в «лаборатории» будет нецелесообразно и сложно. В ходе исследования вы поймете, какие факторы и как влияют на работу инженера: типы устройств, ПО и его индивидуальная настройка, сезонность, температура, свет, организация рабочего пространства и так далее.

Так в одном из исследований мы выявили, что электромонтер не мог выполнять свою работу на планшете летом, поскольку температура в помещении доходила до 50 градусов и планшет периодически отключался. При работе на открытом воздухе на устройство попадал луч солнца и давал блики, что также мешало выполнению задач. Разрешить ситуацию помогло использование специализированных промышленных планшетов с матовым дисплеем и защитным чехлом, предназначенных для работы при высоких температурах.

В результате анализа реального рабочего пространства вы сможете проверить, подходит ли выбранные тип и конфигурация оборудования в данном контексте или нет.

Бывают случаи, когда нет возможности провести наблюдения в естественной среде, например, из-за сложного получения доступа в периметр или его отсутствия совсем. Тогда убедитесь, что конфигурация оборудования, настройки ПО, а также обстановка максимально похожи на рабочее пространство человека.

Проведение наблюдения

Важный момент во время всего процесса тестирования — наблюдение за пользователем. Существует множество причин, для чего это может понадобиться, но выделим две основные:

Перед началом наблюдения важно объяснить пользователю, какая цель исследования, как оно будет проходить и какая его роль. Важно объяснить, что в процессе тестирования мы не будем проверять его способности, а лишь протестируем прототип системы, чтобы понять, что стоит улучшить.

Во время выполнения задач попросите участников комментировать свои действия и делиться мыслями вслух. Это позволит точнее понять их действия. Не кивайте, если респондент дает правильный ответ и тем более не демонстрируйте отчаяние, если он не справляется с задачей.

Не используйте профессиональные термины в беседе, так как пользователь может не понять, что такое, к примеру, «кастомные контролы», «нативный алерт» или «мегаменю». Слушайте, что он говорит, и употребляйте понятные слова и объяснения.

Избегайте наводящих вопросов. В них содержатся подсказки, и вы можете неосознанно влиять на результаты. Уточните все детали, если человек не понял задачу сразу.

Что такое usability testing. Смотреть фото Что такое usability testing. Смотреть картинку Что такое usability testing. Картинка про Что такое usability testing. Фото Что такое usability testing

Не спешите сразу делать выводы или записывать за пользователем. Важно уточнять, что он имеет в виду, и верифицировать с ним свои мысли, чтобы точнее зафиксировать ответ.

Видео-, аудиозапись для фиксации ответа не исключает личного протоколирования сессии на случай, если записи потеряются или сотрутся.

Делайте заметки с помощью предварительно подготовленной структуры. В UX testing plan & script обычно использую колонку для записи пользовательских комментариев к каждому шагу сценария. Во время выполнения задач делаю небольшие заметки в виде «прошел/не прошел сценарий», «возникали/не возникали сложности». Эти заметки можно привязать к соответствующим моментам видео, и вы сможете легко вернуться к ним позже.

Просмотрите заметки сразу после наблюдения. Убедитесь, что вы можете разобрать свой почерк, дополните наблюдения, если не успели это сделать.

Если во время тестирования человек отвлекается на исследователя с блокнотом, то в беседе могут возникнуть сложности. Исходя из своего опыта, скажу, что большинство пользователей сбивает с мысли то, что исследователь сразу записывает его ответы во время интервью. Если имеете соглашение на запись — используйте диктофон на телефоне, например в личной беседе. Через пару минут человек прекращает обращать внимание на телефон, начинает погружаться в вопросы, а в конце сессии и вовсе забывает о нем. После интервью сделайте небольшой набросок ответов на бумаге.

Что еще очень важно. Не пытайтесь провести тестирование, если пользователь выбран ошибочно и не является частью целевой аудитории. Например, однажды в предварительном опроснике респондент отметил, что имеет подписку на модуль, который я исследовала. Но в начале тестирования выяснилось, что он им никогда не пользовался и не планирует.

Лучшим решением в данной ситуации был откат на этап определения целевой аудитории и выбор другого человека. Также предварительно стоит доработать неточности в опроснике.

Анализ

Во время анализа обращайте внимания на ситуации, когда пользователь:

Проведите анализ всех пометок, что осуществлялись в протоколах. Если проводились видео- и аудиозаписи, стоит сделать их транскрибацию. Это позволит в дальнейшем быстро находить нужные цитаты людей, определять облака слов для составления диаграммы сродства — определение количества тех, у кого возникли одни и те же проблемы.

Используя метод RBT, а также диаграмму сродства, вы сможете выявить похожие проблемы, сильные стороны интерфейса и общие предложения пользователей.

Метод RBT состоит из следующих показателей:

Что такое usability testing. Смотреть фото Что такое usability testing. Смотреть картинку Что такое usability testing. Картинка про Что такое usability testing. Фото Что такое usability testing

Составление диаграммы сродства — процесс группирования по значимым признакам наблюдений и выводов исследования, на которые проектировщики интерфейсов опираются во время разработки продукта.

Как это делается? Мы анализируем первую задачу одного пользователя и фиксируем конкретные замечания и цитаты на стикерах. На каждом стикере написаны имена участников. Размещаем их на стене или доске. Далее следующий пользователь вносит свои данные. После нескольких тестов появляются общие вопросы и проблемы.

Затем содержимое записок объединяют в группы по родственному признаку, а потом из групп формируют темы. Множество красных стикеров в одной категории будет указывать на то, что у нескольких человек возникли одни и те же проблемы.

Что такое usability testing. Смотреть фото Что такое usability testing. Смотреть картинку Что такое usability testing. Картинка про Что такое usability testing. Фото Что такое usability testing

Задайте рейтинг найденным проблемам (Thorn) по шкале:

В процессе анализа также будьте готовы получить интересные факты, которые не были связаны с тестирующими сценариями. Например, при тестировании сценария «создание чата» в Microsoft Teams веб-версии вы поймете, что у пользователя несколько разных рабочих аккаунтов. Ему приходится быть авторизованным в системе под разными аккаунтами в разных вкладках браузера. Сделать такое в desktop-версии невозможно, соответственно, вы получите новый инсайт о том, как пользователи с разными учетными записями «решают» эту задачу, используя ваш продукт.

При анализе обратной связи стоит задуматься над такими вопросами:

Заключение

С четкой целью исследования, правильными задачами, тщательно сформулированными вопросами вы сможете в полной мере собрать интересные советы и критику в адрес продукта, а также приоритизировать план задач по его улучшению.

Анализ и обнаружение ошибок — это всегда субъективный процесс. Те результаты, к которым придете, — это исключительно ваше понимание ситуации. Поэтому чем разнообразней будете подбирать команду исследователей, тем разностороннее истолкуете суть проблемы.

Однако не стоит забывать, что, решая проблемы, вы снова столкнетесь с необходимостью их протестировать. По сути это бесконечный процесс. Но такой подход позволит убедиться на практике, сработало ваше решение или нет.

Источник

Что такое usability testing

Что такое usability testing. Смотреть фото Что такое usability testing. Смотреть картинку Что такое usability testing. Картинка про Что такое usability testing. Фото Что такое usability testing

Что такое тестирование юзабилити и как его провести?

Что такое usability testing. Смотреть фото Что такое usability testing. Смотреть картинку Что такое usability testing. Картинка про Что такое usability testing. Фото Что такое usability testing

Аудио перевод статьи

Что такое usability testing. Смотреть фото Что такое usability testing. Смотреть картинку Что такое usability testing. Картинка про Что такое usability testing. Фото Что такое usability testing

Тестирование юзабилити — важнейший этап процесса дизайн-мышления.

Что такое usability testing. Смотреть фото Что такое usability testing. Смотреть картинку Что такое usability testing. Картинка про Что такое usability testing. Фото Что такое usability testing

UX-команды могут представить свои решения тем, чьи проблемы они пытаются решить. Какой волнительный, но интересный опыт!

Что такое тестирование юзабилити?

Юзабилити-тестирование (которое также называют “юзабилити-исследование”) — процесс тестирования интерфейсов и сценариев взаимодействия с реальными пользователями. UX-исследователь (модератор или фасилитатор) просит участника выполнить ряд задач (обычно в прототипе цифрового продукта), наблюдая за его поведением и действиями.

Модератор может попросить участника проговаривать вслух свои мысли и комментировать действия, чтобы UX-исследователи смогли понять, что человек чувствует и думает в ходе использования прототипа.

Зачем UX-команды проводят юзабилити-тесты?

Юзабилити-тестирование помогает UX-командам больше узнать о пользователях, а также получить от них ценную обратную связь и инсайты, в том числе:

Это итеративный процесс, состоящий из следующих этапов: тестирование, выявление проблем / получение дополнительной информации о пользователях, внесение правок, повторное тестирование.

Конечная цель — исправить и максимально улучшить прототип, прежде чем передавать его разработчикам.

Юзабилити-тестирование vs UX-тестирование

Зачастую возникает путаница и споры относительно соотношения UX-тестирования и юзабилити-тестирования. Эти понятия не следует использовать как синонимы, поскольку они охватывают разные области тестирования.

Хотя мы разделяем эти понятия, UX-исследователи тестируют юзабилити и UX (опыт пользователей) одновременно.

Например, один UX-исследователь может наблюдать, как участник выполняет задачу (юзабилити-тестирование), в то время как другой — изучать действия и поведение пользователя (тестирование UX).

Эти важные метрики всегда необходимо принимать во внимание в ходе тестирования продукта. Если пользователь сможет выполнить задачу, UX-дизайнер посчитает, что сделал все правильно. Но что, если человек чувствовал раздражение или разочарование в процессе ее выполнения? В этом случае он, скорее всего, выберет продукт конкурента с лучшим UX.

Виды юзабилити-тестирования

Существует 2 основных метода тестирования юзабилити:

UX-команды могут применять оба метода как для удаленного, так и для обычного тестирования юзабилити.

Модерируемые тесты

Во время модерируемого юзабилити-тестирования фасилитатор взаимодействует с участником — ставит перед ним задачи, наблюдает, задает вопросы. UX-команды могут проводить такие исследования в лаборатории или удаленно с помощью Zoom, Skype или специальных инструментов тестирования.

Преимущества модерируемого юзабилити-тестирования:

Благодаря этому UX-команды получают точную и содержательную обратную связь.

Недостатки модерируемого юзабилити-тестирования:

Немодерируемые тесты

Во время немодерируемого юзабилити-тестирования фасилитатор отсутствует, однако участник получает инструкции о том, какие задачи он должен выполнить. Участник может выполнять эти задачи в лаборатории, реальных условиях (в среде, где люди обычно используют продукт) или удаленно.

Преимущества немодерируемого юзабилити-тестирования:

Недостатки немодерируемого юзабилити-тестирования:

Методы юзабилити-тестирования

1. Сортировка карточек

Сортировка карточек — метод, который используется на раннем этапе юзабилити-исследования, чтобы протестировать иерархию элементов и создать информационную архитектуру сайта.

Модератор просит участников рассортировать карточки по темам или категориям — обычно в порядке важности или по релевантности.

2. Бумажные прототипы

Бумажное прототипирование — другой метод, который подойдет для ранней стадии исследований. С его помощью UX-команды оценивают пользовательские сценарии и информационную архитектуру.

Такие прототипы редко тестируют с участниками, поскольку любые юзабилити-тесты — это довольно дорого, а бумажные прототипы не позволяют получить от пользователей содержательную обратную связь.

Тем не менее, они помогают получить базовую информацию об ожиданиях пользователей относительно навигации по сайту.

3. Цифровые низкодетализированные прототипы

Цифровые низкодетализированные прототипы — серия вайрфреймов для тестирования пользовательских сценариев и простой навигации. Как и в случае с бумажными прототипами, они дают лишь ограниченную обратную связь об опыте взаимодействия.

4. Высокодетализированные прототипы

Тестирование высокодетализированных прототипов позволяет UX-командам получать точную, содержательную обратную связь. Для выполнения задач участники используют функциональную версию конечного продукта.

5. Отслеживание кликов

С помощью отслеживания кликов UX-дизайнеры получают информацию о том, на какие элементы прототипа нажимают пользователи. Таким образом, можно узнать, куда участники кликают чаще всего (или касаются, если речь о сенсорном экране мобильного устройства).

Проверяйте с помощью отслеживания кликов структуру ссылок или то, насколько легко пользователям идентифицировать кнопки и призывы к действию.

6. Отслеживание взгляда (ай-трекинг)

UX-исследователи используют специальные устройства для отслеживания взгляда, чтобы узнать, каким образом участники изучают интерфейс и какие элементы в первую очередь привлекают их внимание. Эта информация помогает UX-дизайнерам решить, как расположить элементы на экране, а также куда поместить CTA.

Как провести успешное юзабилити-тестирование: 6 простых шагов

Чтобы юзабилити-тестирование прошло успешно, необходимо разработать план и определить цели. Без них исследователи не будут знать, что тестировать и как оценивать результаты.

Мы разбили процесс проведения юзабилити-теста на 6 простых шагов:

Шаг 1 — Определите цели

Первый шаг — определить цели юзабилити-исследования. Они могут быть общими или конкретными, например:

Важно расставить приоритеты и определить, какие именно функции вы хотите протестировать, например, процесс оформления заказа в интернет-магазине или процесс регистрации нового пользователя на сайте.

Конечно, возникает соблазн использовать юзабилити-тест на максимум и получить как можно больше обратной связи, но в этом случае вы можете утомить пользователей, а результаты окажутся неточными.

Шаг 2 — Выберите подходящий метод тестирования

Когда вы знаете, что именно хотите протестировать, вы можете выбрать подходящий метод тестирования юзабилити.

В нашей бесплатной электронной книге “Руководство по тестированию юзабилити” мы описываем 30 разных методов тестирования, а также указываем, когда стоит выбрать тот или иной вариант.

Мы делим юзабилити-тесты на 4 группы:

Определившись с методами тестирования, вы можете сообщить о них команде, а также описать цели и тактику в плане исследования.

Шаг 3 — Сформулируйте задачи для пользователей

Все, что вы говорите и показываете участникам во время тестирования, в том числе ваши вопросы и формулировки, влияет на их ответы.

Задачи могут быть открытыми или закрытыми, а ваш тест должен включать правильную комбинацию тех и других:

Модераторы должны тщательно продумывать формулировки вопросов, чтобы не повлиять на поведение и мнение участников.

Представим, что вы хотите узнать, каким образом пользователь будет искать подарок для своей матери в интернет-магазине. Если вопрос сформулирован следующим образом: “Можете ли вы найти подарок ко дню матери в нашем магазине?”, это может подтолкнуть участника к использованию функции поиска.

Хотя в ином случае он, вероятно, просто просматривал бы товары, следуя своей интуиции. Такое задание больше напоминает инструкцию, чем простой вопрос. Лучше было бы спросить: “Как бы вы искали подарок ко Дню матери в нашем магазине?”.

Шаг 4 — Составьте план исследования

План юзабилити-исследования должен включать следующие 7 разделов:

Обратитесь к заинтересованным сторонам и попросите их об обратной связи и предложениях, чтобы убедиться, что вы ничего не упустили.

Шаг 5 — Проведите тест

Вот несколько советов, которые помогут вам провести тестирование максимально эффективно:

Шаг 6 — Подготовьте отчет

Отчет — это эффективный способ подвести итоги юзабилити-тестирования, чтобы поделиться результатами с заинтересованными сторонами.

Вот несколько советов по составлению отчета:

Другие пункты, которые можно добавить в отчет:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *