Что такое underground в рэпе
Что такое Хип-хоп андерграунд?
В последнее время можно часто увидеть двигающегося подростка из спальных районов с натянутым капюшоном и утверждающим, что он слушает хип-хоп андерграунд. Хип-хоп можно разделить условно на два направления: коммерция и андерграунд. Что же такое этот хип-хоп андерграунд? Андерграунд происходит от английского слова underground, в переводе на русский – подземелье, метрополитен, подпольная организация.
Из перевода с английского языка, можно понять, что словом андерграунд можно наградить организации или действия, которые существуют неофициально, нелегально, в обход общеустановленным правилам. Конечно, рэп исполнители на этом ничего не зарабатывают.
Если сравнивать андерграунд и коммерцию, то можно выделить много особенностей.
Откуда взялся андерграунд?
Конечно, сам рэп пришел от афро-американцев из США. Многие ошибочно считают, что андерграунд пришел вместе с ними. На самом деле, русский андерграунд развился сам с приходом рэпа в эту страну. Да, русская подземка это российское детище. Андерграунд в США выглядит, как движение гангстеров у себя на районах. Но ведь образ жизни в России в бедных районах и у бедных людей категорично отличается от американцев! Поэтому утверждение, что российский андерграунд — это последовательность за стилем из США, верно лишь частично. Образцом произведений «из-под земли» образованные ценители рэпа стихи Маяковского. Он писал о своем несогласии с некоторыми сложившимися образами жизни и бюрократии, что можно увидеть в русском андерграунд рэпе сегодня.
Будь в теме: что такое андеграунд на молодежном сленге
Новые слова появляются в языке постоянно, и в данной рубрике мы объясняем значения популярных сленговых выражений. Что такое чилить с крашем, шипперить знакомых и не только, мы уже рассказали. А сегодня поговорим про андеграунд – слово, которое часто встречается на просторах Интернета и в повседневной речи.
Что такое андеграунд на молодежном сленге
Андеграунд (от английского underground – подпольный, нелегальный) – понятие более широкое, чем РОФЛ, кринж или вайб. Андеграунд объединяет целое течение в культуре (в частности, в современном искусстве), которое противостоит классическим канонам и мейнстриму (массой культуре). Чаще всего андеграунд ассоциируется с чем-то запрещенным, бунтарским и смелым, он напрямую конфликтует с общественно-одобряемыми устоями и идеологией. Деятели андеграунда эпатируют общество и стремятся снимать негласные табу в разных сферах жизни.
Андеграунд в музыке, изобразительном искусстве и не только
Чаще всего андеграунд связывают с искусством – андеграунд в музыке, изобразительном творчестве, кино и так далее. При этом нередко деятельность, которая начиналась как «подпольная», со временем превращается в массовую.
Например, так произошло с рэпом – если в 2000-х провокационные песни с обсценной лексикой и табуированными темами вызывали волны негодования и общественного осуждения, то сейчас рэп-артисты выступают на одной сцене со звездами шоубизнеса, появляются на федеральных каналах и даже сотрудничают с политическими партиями. Такой процесс закономерен, ведь бунтарские выходки делают артиста популярным, а слава приносит финансовое благополучие, крупные контракты и обязательства. Получается, что некогда «андеграундный» артист начинает подчиняться общим правилам и подвергается критике, что «он уже не тот». Плюс сам жанр становится популярным и массовым, что прямо противоречит «подпольности».
Тем не менее граница андеграунда и массовой культуры крайне размыта и зачастую субъективна. Важно помнить, что смена интересов и направления деятельности в творчестве и жизни – вполне нормальный процесс.
Как использовать «андеграунд» в современном языке
Вы слышали фразу «это настоящий андеграунд!» или «он уже не андеграунд»? Суть таких молодежных выражений вытекает из предыдущего пункта: если деятель перестал спорить с обществом и начал подчиняться негласным правилам, значит, он больше «не андеграунд».
В обратной ситуации, когда человек продолжает делать смелые, но социально-осуждаемые поступки несмотря на препятствия, преследования и критику, то он имеет право называть себя «андеграунд».
В обычной речи это слово можно использовать и менее серьезно, например:
Конечно, слова современного сленга применяются в разных ситуациях, и их значение варьируется в зависимости от контекста, интонации и самих участников диалога. Но теперь вы знаете исконный смысл молодежного слова «андеграунд» и можете смело применять его в своей речи!
За кем стоит андеграунд?
Внимание. Данная статья содержит «творчество» самых подземных представителей хип-хопа в России, а также большее количество мата, чем все остальные статьи данного ресурса вместе взятые и катастрофический объем сарказма.
Настоятельно рекомендуем запастись святой водой, иконами, заучить пару молитв и держать курсор мыши на крестике браузера. В противном случае вы рискуете призвать в свой мир ужасных демонов, неспокойных духов или заразиться приступами беспочвенной ненависти.
Давно собирался написать статью про андеграунд-рэп. Казалось бы, сценарий проще некуда: андеграунд – говно, уж лучше слушать Витю Ак. Но в процессе знакомства с представителями андера и их подземным творчеством пришлось пересмотреть свое мнение относительно данного направления в русском хип-хопе. И даже провести кое-какое расследование и выяснить за кем же стоит андеграунд, а точнее кто его делает и в каких целях.
Получился своеобразный бестиарий. Но прежде чем перейти к экспонатам, давайте разберемся, что же такое андеграунд вообще.
Андеграунд – это творчество, которое противопоставляется массовой культуре. То есть весь хип-хоп, в принципе изначально подземный. Но ведь никого не удивишь выступлением рэперов по телевизору. Даже вновь объединившийся Центр, «музыка протеста, как и десять лет назад», успешно двигает свой протест на первом канале.
Те, кто только мечтает попасть на голубые экраны, обычно обзывает тех, кто уже попал, продажной попсой. Ну а они, не попавшие в телек, уж точно настоящий тру-рэп, подземка. Для них немыслимо «продаться», сделать рэп во имя выгоды. Но такие мысли обычно до первого хита. Как только их заметили, они резко перестают бояться заработать деньги. Кто-то в угоду славе начинает делать все подряд, лишь бы это было на данный момент популярно. Кто-то продолжает творить на своей волне, но все равно с оглядкой на слушателя, дабы не разочаровать его. Совсем уж единицы продолжают делать то, что нравится, не зависимо от того, что хочет слушатель.
Но это все просто рэп, не андеграунд. Потому что при упоминании этого слова у человека, который более или менее разбирается в рэпе, в голове всплывают образы конкретных личностей. Тех, кто вечно живет в подземке, а уж если выходит из нее, то только за тем, чтобы сделать подземным тот уровень, на котором он сейчас. Это те, кто якобы реально протестует, или просто высмеивает рэп во всех его проявлениях.
Но как оказалось, даже самый подземный андеграунд – понятие достаточно абстрактное, не имеющее строгих рамок и постоянного актерского состава, который с легкостью интегрируется в систему, против которой протестует.
Далее будем разбираться на примерах. Кстати, в этой статье собраны далеко не все представители андера, а только те, которые попали в поле зрения автора.
Красное дерево или же Михаил Краснодеревщик
Наверное, самый безобидный представитель андера на данный момент, потому что о нем ничего не слышно. Имеет один из лучших сайтов среди русских рэперов — krasnoederevo.com – котором и можно узнать все – от биографии и концертов, до творческих идеалов. Также, порывшись на рэп.ру можно найти интересное интервью семилетней давности.
Кровосток
Тоже имеет великолепный сайт — krovostok.ru.
Про Кровосток написано много различных хвалебных статей. Это наглядный пример того, что будет, если рэпом начнут заниматься художники и писатели. Вообще, особенность многих андеграунд-рэперов в том, что они пришли в рэп, будучи уже в зрелом возрасте.
Типичная история многих рэперов – начал слушать в детстве, увлекся, сам начал пробовать, вот теперь зарабатываю музыкой на хлеб (ну или просто она имеет большое значение в жизни).
А андеграудщики? У кого бизнес свой, кто художник, просто ради интереса решили сделать что-то похожее на рэп. И понеслось.
Самое главное – не воспринимать их всерьез. Забавные придуманные рассказы под монотонно, почти гипнотически прочитанные унылый бит – вот гангста-рэп от Кровостока в исполнении Шила. Оригинально? Очень! Можно даже давать концерты без бэк-вокалиста:
Странно слышать отзывы, что Кровосток – это лучшее, что есть в русском рэпе, что он «убирает» всех своими текстами. Никого он не «убирает», создателям Кровостока попросту плевать на весь остальной рэп-движ. Все что сделал Шило для рэпа — сфоткался с Оксимироном.
Даже если рэпа вообще не было, интеллигенты Шило, Доктор Фельдман и диджей Полутруп придумали бы «художественный гангста-рок».
Еще одна особенность андеграундщиков – называть свое творчество не рэпом, а чем-то более интересным. У ТВЖ например «ассоциативный стих». Вообще, читая интервью с участниками Трагедии Всей Жизни можно подумать, что они нормальные адекватные люди. Но находятся люди, которые серьезно воспринимают трэки ТВЖ, ища там сакральные истины и тайны мироздания. Хотя авторы прямым текстом говорят: «смысла в нашем действе искать не нужно».
Но куда там, истинные фаны не читают интервью, вот например мнение о самом харизматичном участнике ТВЖ – Раскольникове (орфография сохранена):
«Раскол — это как высотский, который переродился в наше время. Его не дано понять многим, точнее в наше время никто не может это делать, а те кто может те давно уже смотрят в завтрашний день мира хип-хопа в россии.»
Нет, я отказываюсь верить, что это написано на полном серьёзе. Да в Джонибое больше Высоцкого, чем в вашем Раскольникове! Высоцкий даже через десять реинкарнаций не стал бы напяливать на себя свиную голову и спускать штаны при виде объектива камеры.
Сам Раскольников, тем временем успешно катается на подлодке Азимут-звука, где под крылышком Слима выдает вполне интересные подземные вещи:
Бухенвальд Флава
Не знаю, круто или нет, но самое популярное видео с Бухенвальд Флава это версус Саша Скул vs Джон Рай. Хотя данное произведение выигрывает у него по всем параметрам.
Кроме посещения модных рэп-баттлов, Скул в своем творчестве пропагандирует здоровый образ жизни, толерантность и терпимость. Даже названия альбомов говорят сами за себя «Мой друг Гитлер», «Белая горячка». Это вам не унылый патриотичный хип-хоп от 25/17 или Грота, это суровый рэп из Сибири!
Блин, хотел же не скатываться в сарказм(
Kunteynir
Вот настала очередь самой подземной из андеграунд-групп.
Ребята из Kunteynir настолько суровы, что Ютуб блокирует их клипы. Но это не мешает им штурмовать новые рэп-олимпы и двигать свое позитивное и познавательное творчество в массы. А все потому, что их ведет сильный и несгибаемый лидер, которому не страшны ни тюрьма, ни полный зал людей, испытывающих к нему лютую ненависть. Герой андеграунда, рыцарь нечистот, Паша Техник. МС с богатым жизненным опытом, он расскажет и покажет вам, что такое жизнь, как быть сильным и как делать настоящий «авангардный рэп»!
Техник – провокатор (как и вышеперечисленные товарищи). Чтобы я не написал про него, похвалил, ужаснулся, попытался унизить – в любом случае он останется в плюсе, в любом случае я его попиарю. Ну, или он меня пропиарит.
Какое первое впечатление производит Техник? Безбашенный отморозок, вызывающий отвращение.
Но нет, снова обращаемся к интервью, там говорит сама адекватность. Он удивляется, что люди находят в его творчестве, ему даже страшно представлять, что кто-то вырос на его песнях.
Интересный феномен, стоит преодолеть брезгливость, возникающую при первом знакомстве с этим персонажем, то он начинает… нравиться! Ты пересматриваешь и угораешь с его версуса, ты до слез смеешься, репитя его видео-ответы и приглашения. Ты, начинаешь использовать его фразы вроде: «Эй, петушня, подтягивайтесь на концерт!».
Этот засранец в маске обезьяны начинает просто притягивать.
Но все же ты прекрасно понимаешь, что Техник исключительно клоун. Мерзкий, противный, убогий, но смешной клоун. Ни в коем случае не музыкант и не рэпер.
Как говорит мой друг, если его можно считать эталоном, то только эталоном ебанутости.
И все, скажете вы, да тут же нет и половины наших любимых андеграунд-артистов?
Да, ребята все, тут и так материала достаточно, чтобы сойти с ума, получить контузию, разрыв барабанных перепонок, неизлечимую душевную травму, но что самое страшное – начать самому делать андеграунд. Кстати, кто не знает, фит с Пашей Техником стоит 2000 рублей.
Так что же такое андеграунд? Лучшее, что есть в хип-хопе, его авангардное направление? Музыка будущего? Или же бред сумасшедших? Или же стеб, но хорошо завуалированный и мало кому заметный?
Лично я склоняюсь к последнему. Если рэп вообще это цирк, то андер — цирк в кубе. Да, возможно, во многих подземных трэках присутствует и глубокий смысл и интересная философия, но их бывает очень трудно выделить из кучи грязи, в перемешку с которой они и подаются. Поэтому сам поиск чего-то интересного среди ужасного качества записи, мерзких сравнений и прочих фирменных атрибутов подземки — занятие очень сомнительное.
10 комментариев
Я вот решил склепать маленький список, что можно выделить из грязи :
полумягкие, ежемесячные, Бутер Бродский, ATL, R V M, замкнутость 8, galafo, KODLA(EMCXXA), эхопрокуренныхподъездов, alfaro, УННВ, Твёрдый Мики, риталити, плст, Обильный, Слава КПСС, Жёлтая Ветка, Дрим, Мутант Ъхвлам, ХИТРЕЦ, чёрный куст, kanada…
А вообще этот список можно продолжать бесконечно.
ATL уже не андер, а мейнстрим) Я думаю он лишний в этом списке.
Андеграунд
Термин возник в США и начал употребляться во второй половине XX века, по отношению:
Искусство андеграунда всегда было проникнуто духом диссидентства. Оно отвергает и часто нарушает принятые в обществе политические, моральные и этические ориентации и стереотипы поведения, внедряя в повседневность новые схемы поведения. Типичная тематика американского и европейского андеграунда – «сексуальная революция», наркотики, проблемы маргинальных групп. В СССР это понятие приобрело несколько иной смысл и более политизированные формы: в силу строгости режима почти всякое неофициальное, т.е. не признанное властями, искусство, включая музыку и литературу, оказывалось андеграундом и, пытаясь существовать, иногда было вынуждено создавать свою субкультуру. Художественная оппозиция времен СССР: группы «Лианозовская» (Е.и Л. Кропивницкие, Л. Мастеркова, О.Рабин и др. (с 1956 до середины 1970-х гг.)), «Сретенский бульвар» (И.Кабаков, Э.Неизвестный, Ю.Соболев, Ю. Соостер и др. (с 1960 до середины 1970-х гг.)), «Коллективные действия» (А.Монастырский, Г. Кизельватер, И.Макаревич, С. Ромашко и другие (с 1975 г.)), «Мухоморы» (С.Гундлах, К.Звездочетов, В.Мироненко и др. (с1978г)). Также в русле андеграунда развивалось и творчество некоторых художников, не примкнувших ни к каким объединениям (В.Сидур, А.Зверев, М.Шемякин), были и представители соц-арта такого же типа отношений (Э.Булатов, В.Комар и А.Меламид) Сюда же относятся и представители других движений авангардизма «(Группа авангардистов», «Чемпионы мира»).
Содержание
Примеры андерграунда
Сформировавшиеся жанры андерграунд-культур, впоследствии ставшие самостоятельными:
Что такое андеграунд в молодежном сленге
Значение слова «андеграунд»
Андеграунд – это термин, появившийся в молодежной среде на стыке веков, в начале двухтысячных, и первоначально известный лишь малому кругу разбирающихся в теме людей.
Пришедший из США и западной Европы, данное понятие хоть и было ново для слуха российских обывателей, однако характеризует явление, знакомое российской действительности. Итак, андеграунд дословно означает “подземный”, “скрытый под землей”.
Первоначально так стали называть музыкальные стили, культивируемые в Соединенных Штатах Америки, в которых слова были политически тяжеловесными, касающимися запретных тем, таких как расизм, ущемление прав чернокожей американской диаспоры.
Поскольку такие песни имели ограниченный круг слушателей, да и у тех могли возникнуть проблемы с законом, такие выступления проводились на отшибах городов, под мостами, в подвальных помещениях.
Вход на такие вечера был строго контролируемым: чужаков просто не впускали.
Развитие направления
Сначала андеграунд получил распространение исключительно среди чернокожего населения, но далее стали вовлекаться неравнодушные белые, и андеграунд перестал быть явлением, возникшим только в рамках одной расы.
Особое развитие это направление получило, слившись с субкультурой метро. Огромные залы, узкие переходы и тупики путей, лестницы и эскалаторы, темные вагоны поездов – все это служило прекрасной площадкой для выступления андеграундных певцов, танцоров.
На просторах подземного лабиринта разыгрывались инсценировки и мини-спектакли (правда полиция быстро разгоняла такую самодеятельность), которые собирали толпы зевак.
Бродячие проповедники социализма и прочих диковатых для среднего американского обывателя идей ходили из вагона в вагон, раздавая буклеты и листовки. Андеграунд в метро – это совершенно особый социально-культурный феномен.
Андеграунд в культуре
Как андеграундное направление в Советском Союзе звучали песни Высоцкого, переложенные на песни стихотворения Иосифа Бродского и многие иные произведения диссидентов или иначе – инакомыслящих. Только слово такое в Советском Союзе не употребляли.
В 2000-е в России андеграундом считались музыкальные стили рэп, хип-хоп, драм-энд-басс. Их играли в элитных и строго специализированных клубах, собиравших только ценителей подобных стилей. Намного позже такие песни стали проникать на общероссийскую сцену.
Сейчас представителями андеграунда можно назвать таких исполнителей как Noise MC, Каста, Бранимир, Алиса Апрелева, Гарри Топор, Многоточие, Иезекииль 25:17, Анатолий Благовест и многие другие артисты.
Главным посылом андеграунда было и остается – задеть человека “за живое”, заставить его думать и чувствовать, спровоцировать его “вылезти” из уютного кокона его действительности. Конечно, в ритме андеграунда может творить не только смелый музыкант, но и любой иной представитель творческой интеллигенции и людей, которым близко искусство и небезразличны проблемы современного социума.
Андеграундом может быть шокирующее граффитти на стене многоэтажного дома или смелая социальная реклама на тему беспризорности, в общем, любой плод человеческой креативности, который не может смириться с существующим положением дел.
Можно сказать, что настоящий андеграунд – это всегда противопоставление массовой культуре, это сражение против поп-культуры, против засорения умов людей шаблонными образами и стереотипами мышления. К сожалению, судьбой любого андеграунда становится постепенное включение его в эту самую массовую культуру, против которой он был изначально направлен.
Многие люди, проникаясь идеями, декларируемыми данным направлением, начинают служить цели распространения послания. Таким образом, узкий круг сочувствующих расширяется до внушительных масс, что выводит андеграунд “из подполья”.
Значение слова в молодежном сленге
В молодежном сленге андеграунд более широкое понятие, порой не сопряженное с искусством. Андеграунд – это стиль и способ самовыражения, нечто эпатажное, привлекающее внимание, броское и кричащее.
Андеграунд не понятен всем: он доступен лишь для людей, открытых к новому, не боящихся экспериментировать. Исполнители этого стиля не боятся отвержения публики, потому что они следуют своим уникальным путем.
В заключение выделим основные черты андеграундного влияния в искусстве: