Что такое triple a игры
В игровую индустрию пришли AAAA-игры. Что это значит?
Уже в ноябре этого года мы вступим в новую эру видеоигр с девятым поколением игровых консолей. Чем ближе к релизу PlayStation 5 и Xbox Series X, тем чаще в индустрии слышен термин АААА или «квад-эй». К примеру, Ubisoft делает сразу четыре такие игры — Beyond Good & Evil 2, Skull and Bones, а также еще два неанонсированных проекта от студий из Берлина и Бордо. Microsoft тоже вешает такой ярлык сразу на два продукта: Forza Motorsport 5 и секретный проект студии The Initiative. Глен Скофилд, автор легендарной Dead Space, называет AAAA свою новую одиночную игру во вселенной PUBG. Мы решили разобраться, что значит эта лишняя буква в известном всем термине ААА. Но для начала нам придется понять и переосмыслить, что вообще значит AAA, ведь современная игровая индустрия, кажется, и сама это понимает не до конца.
Впервые понятие AAA начало использоваться в конце 1990-х годов — именно тогда разработчики начали широко применять его на различных игровых конференциях. Означает оно вполне простую и понятную вещь: это продукт высшего класса, работающий на грани возможностей современных технологий, создание которого стоило многие миллионы долларов. Что-то вроде блокбастера в киноиндустрии.
К примеру, одной из первых AAA-игр стала Final Fantasy 7, стоимость разработки которой составила около 40 миллионов долларов. Именно в такую сумму обошлись высокотехнологичные на тот момент CGI-ролики, оркестровая музыка и динамичная операторская работа — все то потрясающее аудиовизуальное сопровождение, что впоследствии поменяло видеоигры как форму искусства. Еще интереснее, что маркетинговая кампания этого небывалого прежде шедевра обошлась компании в 100 миллионов долларов — то есть в 2,5 раза дороже, чем разработка самой игры. Она длилась на протяжении трех месяцев и включала в себя дорогостоящие ролики на телевидении, печатную рекламу и даже коллаборацию с Pepsi.
В общем, вроде как понятно — это очень дорого и очень богато. Это продукт, в создание которого вовлекаются тысячи людей, он охватывает многомиллионную аудиторию. С другой стороны, понятно не очень. Дело в том, что игровая индустрия на текущий момент никаким образом не фиксирует рамки, преодолевая которые игра становится AAA. К примеру, такой может быть как игра, созданная за 25 миллионов долларов, так и за 300. Говоря иначе, мы на текущий момент еще не определились даже с меркой AAA, как в индустрии уже появляется еще одна лишняя буква.
Даже больше. Если складывать термин, исходя только из стоимости разработки медиапродукта, его позиционирования и охватов, то мы играем в AAAA-игры уже очень давно. На седьмом поколении консолей, во времена PlayStation 3 и Xbox 360, разработка средней AAA-игры стоила примерно 15 миллионов долларов. На текущем восьмом поколении, которое стремится к завершению, эта сумма увеличилась в два-четыре раза. Вместе с тем уменьшилось и количество студий, которые способны производить такие игры — мало у кого хватает денег и человеческих ресурсов.
Эпоха, которая поменяла все
По оценке бывшего главного креативного директора Electronic Arts Ричарда Хиллемана, количество компаний, делающих AAA-продукты, снизилось на 80% в эпоху PS3 и Xbox 360. Вы только вдумайтесь в эту цифру: если прежде их было порядка 130, то осталось всего два с лишним десятка. При этом количество людей, задействованных в разработке таких игр, сохранилось примерно на том же уровне — настолько создание ААА стало масштабнее. Средний размер команды увеличился примерно в четыре раза. Не это ли тот самый этап, когда игры из ААА выросли в АААА? Самая дорогая игра поколения, GTA 5, обошлась Rockstar в 265 миллионов долларов. Примерно в два раза дороже, чем Final Fantasy 7 во времена рождения этого термина. Стоимость самого высокобюджетного продукта выросла дважды, самое время прибавить еще одну букву А.
С конца девяностых по начало двадцатых видеоигры развивались, и развивались стремительно. Они росли и масштабировались настолько быстро, что устоявшаяся терминология в силу привычки и удобства не успевала меняться вслед за ними. Понятие в том виде, в каком оно существует, устарело еще десять лет назад, но почему-то живо еще и по сей день. Впрочем, даже если бы мы добавляли по одной букве А каждый раз, когда средняя стоимость разработки и размер команды значительно вырастали, их бы набралось гораздо больше четырех. Но разве поменялся бы от этого смысл? Будь там хоть сколько букв А, термин продолжал бы значить одно и то же: это комплексный и дорогой продукт высшего класса. Выше неба уже не прыгнешь.
Кстати, вот что еще важно. Из-за расцвета ААА игры среднего класса успели из индустрии практически исчезнуть, а количество таких релизов за последние пару лет можно легко пересчитать по пальцам. Они привлекают покупателей гораздо меньше, чем AAA, и хуже продаются, ведь демонстрируют гораздо меньшую технологическую планку. Продать такую игру может только одна вещь: хорошая реализация какой-нибудь любопытной идеи, которая заставит вас перевести взгляд с огромных блестящих ААА на порой невзрачную маленькую игрушку.
Ты не ААА — ты не нужен
Акулам индустрии редко нужно идти на такие эксперименты и риски: фанаты новой части любимого шутера наверняка купят новый выпуск, дающий узнаваемый и привлекательный опыт. При этом шикарное аудиовизуальное сопровождение, которое некогда вывело игры на новый уровень качества, стало своего рода их проклятием. Вы ведь заметили, что графика давно превратилась чуть ли не в главное мерило качества видеоигры? Технические эксперты Digital Foundry часами объясняют принципы работы трассировки лучей и глобального затенения, сравнивают преимущества разных механизмов сглаживания и удивляются прекрасной реализации HDR, полностью игнорируя любое иное содержание. А уж если выйдет игра с устаревшей графикой, то об этом вам первым делом доложит рецензент любого игрового портала.
Все, что я скажу дальше, не лишено доли объективности, но выражает только мое личное мнение. Вы можете с ним согласиться, а можете нет — дело ваше. Мне кажется, что вместе со всей этой великолепной графикой и детальными анимациями, львиная доля AAA давно превратилась в игры категории B, и мы этого даже не заметили. Именно об этом, как мне думается, сигнализируют попытки игровых разработчиков приделать еще одну букву A к понятию, которое и без того описывает принадлежность продукта к топ-классу.
AAA — это повседневность. Это теперь не круто. Большинство таких продуктов представляют собой новые выпуски известных серий с узнаваемым геймплеем и механиками, кочующими из части в часть. Они практически не дарят чувства новизны, не дают ощущение исследовательского интереса, который неразрывно сопровождал мой видеоигровой опыт на протяжении последних двадцати лет. Если в 1997 году Final Fantasy 7, первая AAA в истории, показывала аудиовизуал совершенно иного уровня, то сейчас высокий уровень стал для индустрии обыденным. Он без сомнения хорош и даже прекрасен, но привычен. Он не удивляет. Final Fantasy 7 отработала свою AAA на все сто, а вот типичная современная AAA-игра — просто соблюла определенный индустриальный стандарт. Разве это столь серьезное и значимое достижение?
Это, кстати, тоже AAA
Конечно, все это — прямое следствие масштабирования рынка видеоигр. Затяжная многолетняя разработка, тысячи сотрудников, умопомрачительные бюджеты и многомиллионная аудитория — это все огромные риски. Создавать инновационный проект, который может не найти своего массового покупателя, в таких реалиях схема не самая привлекательная. Риску отводится мало места. В приоритете новые части узнаваемых серий, ведь это дойные коровы, зарабатывающие хорошие деньги. Это все должно быть понятно без объяснений, и жаловаться на такую расстановку сил — занятие совершенно бесполезное. Так работает рынок.
Однако сейчас мы можем стоять на пороге настоящих AAAA-игр. Пусть сейчас и совершенно неясно, что имеют в виду разработчики, характеризующие свои продукты таким термином. Скорее всего, речь идет о дальнейшем масштабировании разработки — бюджеты еще выше, количество сотрудников — еще больше. Однако больше стало и инструментов, использование которых серьезно облегчит труд разработчиков — или, как минимум, нивелирует его утяжеление из-за в очередной раз выросших масштабов.
Железо консолей нового поколения даст игровым студиям множество возможностей. Трассировка лучей избавит их от необходимости вручную прорабатывать каждый источник света и каждую тень, сверхбыстрые SSD — многократно упростят механизм подгрузки объектов в кадр. Иными словами, это должно заметно сократить количество рутинной работы, которая делается вручную и тратит много ресурсов. Мощные процессоры и видеокарты усилят вычислительную мощность. Она позволит не только в очередной раз повысить качество текстур и количество полигонов в объекте, но и, к примеру, серьезно увеличить число NPC в кадре, у каждого из которых могут быть свои собственные поведенческие паттерны. Все безумные концепции, реализовать которые мешало слабое железо, могут стать настоящими.
Может быть, настоящего звания AAAA-игры достоин не просто дорогой и масштабный проект? Может быть, он должен уводить игровую индустрию вперед и действительно пробивать потолок? Этого можно достигнуть реализацией невиданной ранее, уникальной и изобретательной идеи. Представьте себе шутер, в котором боты умело действуют сообща, используя тактику и заставляя игрока молниеносно соображать по ходу боя. Технологии искусственного зрения, которые позволят NPC больше не биться о стены в попытках добраться до игрока. Многослойный искусственный самообучающийся интеллект, который поможет сгенерировать уникальную экосистему, достоверно работающую по законам нашей реальности. Все это может воплотиться в жизнь. И тогда игра действительно отработает свою четвертую букву A.
Но не стоит забывать и о том, что аудитория видеоигр сейчас велика, как никогда. И для значительной ее части даже GTA 5 с автоприцеливанием может стать серьезным геймплейным вызовом. Чтобы отбить производственные затраты и заработать денег, разработчики могут осознанно не делать чрезмерно комплексные и сложные игры. Ведь хардкорных геймеров из всего их количества, на самом деле, не так уж и много, а значит и заплатят они недостаточно.
Какими они будут, AAAA-игры? Это мы узнаем лишь через несколько лет, примерно к середине или даже концу жизненного цикла консолей девятого поколения. Но надеемся, что этот материал помог вам разобраться с истинным значением загадочной комбинации букв и понять, что их число — это вовсе не залог качества игры, а главным образом ее бюджет и позиционирование.
АА, ААА, АААА! Что обозначают А-аббревиатуры в геймдеве?
В первую очередь стоит знать, что все эти А-ААА-АААА! — буквы чисто экономические. Когда геймдев только набирал обороты, а в студиях сидело по дюжине сотрудников, в финансовых отчётах цена разработки оценивалась тремя категориями — A, B или C.
Но, в какой-то момент, издатели разглядели за играми финансовый потенциал и, чтобы рубить деньги, начали спонсировать большие и крутые проекты. Штаты студий разрастались в геометрической прогрессии, деньги на зарплаты, аренду, налоги, лицензии и прочую производственную муру улетучивались мгновенно.
Цифры из смет никак не укладывались в систему A-B-C, превосходя А — как бы самый дорогостоящий проект, вдвое или даже втрое. Так и появились дополнительные «A», которых вскоре может стать хоть десять: потолка в стоимости разработки не существует.
ААА!
В 90-х игры перепрыгнули через планку А-проектов, составлявшую 10-15 миллионов долларов. Тогда и появился AAA или «трипл-эй» — самый популярный термин среди тех, что уплыли от студийных бухгалтеров к игрокам. Если без лишних слов, то AAA можно описать как
— A lot of time (много времени);
— A lot of resources (много ресурсов);
— A lot of money (много денег).
Получившийся Много-Много-Много ни в коем случае не является расшифровкой triple-A, однако хорошо выражает его суть. ААА-игра предполагает гигантские затраты на производство и маркетинг. Например, бюджет Grand Theft Auto V оценивается в 265 миллионов долларов. Естественно, подобные суммы связаны с экономическими рисками, и чтобы проект отбил хотя бы себестоимость, распродать нужно огромное количество копий. Схожая история происходит с блокбастерами в киноиндустрии.
Стандарты ААА менялись со временем. Современный triple-A и triple-A времён Playstation 1 — это абсолютно разные проекты, с абсолютно разными бюджетами и временем производства. Сегодня разработка ААА в среднем занимает от 30 месяцев, над ним работает около сотни сотрудников, а бюджет составляет примерно 50 миллионов долларов.
В связи с этим многие считают, что triple-A проекты должны быть непременно качественными. И, конечно, разработчик хочет сделать игру хорошей и продаваемой. Но издатели стараются обойти лишние риски, и часто ведут студии по проторенным дорожкам, избегая ненадёжных новшеств и революционных идей.
Triple-A проект, это, по сути, игра высоких ожиданий. В нёе были вложены большие средства, про неё хорошо отозвался ваш любимый блогер, а от трейлера с E3 у вас потекли слюнки. На всё это у игры хватило денег, и теперь вы ожидаете от неё качества. Но оно не обязательно случается. Иногда в релиз выходит Fallout 76.
АААА!
Давайте не забывать, что видеоигры — это индустрия. И существует она только потому что большие дяди могут получать из этого большие деньги. Инди-разработчиков, которые иной раз работают за палку колбасы, мы сейчас не трогаем — о них речь пойдёт ниже.
Так вот, во время разработки случаются разные ситуации. Сроки летят ко всем чертям, толпы народу сидят на переработках и требуют зарплату, руководство студии внезапно отвергает уже почти сделанное решение какого-бы то ни было игрового аспекта. К релизу не всё в игре успевают доделать, и её сюжет и контент приходится пилить на несколько DLC. Или так и было спланировано с самого начала и всё это хитрый бизнес-план — заставить игроков регулярно раскошеливаться, чтобы получить новую карту, пару скинов и сюжетное дополнение на полчаса.
О моральной стороне вопроса рассуждать не буду, там уже всё разжевали, когда поднялась буча после выхода Star Wars Battlefront II, однако именно такой подход — стоимость AAA проекта и его поддержка различными дополнениями и обновлениями и является AAA+ или AAAA (quad-A).
Однако, некоторые смотрят на термин quad-A с другой стороны. Как уже было упомянуто, у многих игроков в голове сложилось уравнение, где triple-A = качество, и некоторые разработчики решили этим воспользоваться. Они использовали термин AAA+, чтобы показать, что выпускаемые ими игры чем-либо выделяются среди других AAA-игр.
Так, термин «AAA+» использовался CD Projekt для подчёркивания высокого качества анонсируемых игр. Не пренебрёг этим в 2012-м и исполнительный продюсер Electronic Arts. Он назвал находящуюся тогда в разработке Dead Space 3 AAAA-игрой, заявляя, что она по своему качеству должна намного превосходить стандарты индустрии. А Microsoft публиковала вакансии для найма разработчиков игр «quad-A-класса».
АА!
К 2010-м годам движение в сторону либо дорогостоящих и массовых AAA, либо дешевых, но нишевых инди привело к упадку игр «среднего» класса, с бюджетами большими, чем у инди, но меньшими, чем у ААА. В 2011-м глава Epic Games Клифф Блезински заявлял, что средний класс компьютерных игр «мертв», и что игры в этой категории, если они ничем не выделяются на фоне других, ждет коммерческий провал.
И сложно сказать, чтобы Блезински наврал. Как много вы сейчас можете вспомнить double-A игр? Как много игр вы вообще сможете идентифицировать как double-A? AA пытаются достичь того же уровня игрового дизайна, что и игры ААА, но, как правило, терпят неудачу в каком-нибудь балансе, графике, или дизайне уровней. Так и получается, что double-A игры с самым высоким рейтингом сопоставимы с играми с самым низким рейтингом triple-A. И частенько выходит так, что по непонятным обстоятельствам эти игры являются клонами франшиз ААА, которые просто не достигли потенциала, установленного его прародителем.
iii
Думаю, что обозначение triple-i вы увидели впервые. Его существование не находит начала в финансовых отчётах студий, потому что под этим термином прячутся инди-игры. Только не простые, а золотые. Это я серьёзно. Они так же, как и обычные инди-игры, финансируются независимо (хотя бы частично), разрабатываются в очень узком кругу и предлагают дерзкие инновации и новые идеи, однако, являются достаточно крупными, в сравнении с другими инди, проектами.
Рождению таких игр, по большей части, способствовал краудфандинг, который помогает найти тех, кто готов поддержать ещё не вышедшую игру прямо сейчас. Помогли и популярные цифровые платформы, которые стали пускать независимых разработчиков на «свою территорию». Steam является наиболее приветливым среди них (хотя тоже не без проблем), но PlayStation Store, Xbox Live Marketplace, а также Humble Store и GOG тоже сыграли в этом не последнюю роль. В последние годы произошел огромный сдвиг у Sony, Microsoft и Nintendo, которые поняли, что, кажется, игрокам нравятся проекты типа Firewatch и Papers, please.
Заключение
А последний вывод, который мне хочется здесь дать, он самый очевидный. Чем больше «А» в бюджете видеоигры, тем больше цифр в её стоимости. Чем больше студия вкладывает в свой проект, тем больше хочет получить взамен, а поэтому вместе с бюджетами неумолимо растут и ценники.
И не обманывайтесь тем, что игры как стоили две тысячи, так и продолжают. Не забывайте прибавлять к этой «базовой» цене цену всех DLC и сезонных пропусков, без которых нынче никуда. Не забывайте о внутриигровых покупках, скинах, или даже очках навыков, которые можно купить за дополнительные вложения.
Что такое игра Triple-A (ААА)
Если вы геймер, вы, вероятно, уже слышали термин «игра Triple-A» или «AAA-игра». Но задумывались ли вы, что на самом деле означает эта же фраза? Что делает ААА-игра? И чем они отличаются от других игр? Короче говоря, игры AAA — это громкие названия, которые вы увидите в телевизионных рекламных роликах, с участием известных актёров озвучивания и будут исходить от всех крупнейших студий игрового мира. Это голливудские блокбастеры игровой индустрии.
Что делает игру Triple-A
Эти игры обычно поступают от тех же немногих студий, у которых есть команды и доходы, необходимые для освещения этих игр. В них лучшая графика, новейшая игровая механика и часто бывает задержка выпуска.
Эти игры действительно подобны голливудским блокбастерам. У них за плечами огромные бюджеты, большие команды, неустанно трудящиеся, обычно годами, над одной игрой, и вызывают серьёзный ажиотаж со стороны людей, которые с нетерпением ждут возможности наконец увидеть игры в действии.
AAA не всегда означает «хорошо»
Тот факт, что игра описывается как AAA, необязательно означает, что она будет хорошей. Некоторые игры проваливаются, некоторые просто не оправдывают ожиданий, а некоторые просто зрелищно проваливаются. Но почему это?
Им нужно заработать много денег
Если вы вкладываете в игру огромный бюджет, вам нужно действительно заработать на этом большую прибыль. Это риск, который берут на себя игровые компании, когда решают направить свои ресурсы на разработку игр уровня AAA. Эта потребность зарабатывать деньги также ведёт к играм, которые включают в себя функции pay-to-win, микротранзакции и большое количество DLC, которые вам необходимо приобрести, чтобы действительно получить от игры максимум удовольствия. Хотя в некоторых случаях это действительно работает.
Многие из крупных игр категории «ААА», которые мы видим, не идут на такой большой риск, который любят видеть многие игроки. Часто они полагаются на ремейки, ремастеры и сиквелы, чтобы убедиться, что аудитория игры определённо присутствует и будет гарантированно вкладываться в их игру. Это не всегда плохо, иногда эти игры действительно хороши. Но это действительно снижает вероятность того, что на прилавках появятся новые изобретательные игры.
Меньше риска = меньше удовольствия
Поскольку эти игровые компании не хотят идти на такой риск, многие игры AAA могут казаться очень похожими, устаревшими и предсказуемыми. В этих играх не так много сюрпризов, и легко быстро надоедают, если вы всё это видели раньше. Это фактор, способствующий росту популярности, который наблюдается на рынке инди-игр, так как именно здесь проявляется недостаток изобретательности.
Какая альтернатива
Игры Triple-A могут быть потрясающими. Но это не единственные игры. В последнее время инди-игры переживают что-то вроде возрождения: множество небольших студий появляются в списках бестселлеров и заставляют игровой мир говорить об их творениях. Такие игры, как Disco Elysium и Fall Guys, в последнее время произвели большое впечатление на игровой мир.
Каждая из этих игр по-новому взглянула на игры и внесла свой вклад, хотя и по-разному. Disco Elysium сделала шаг назад от динамичных сцен и ультрасовременной графики и вместо этого сосредоточилась на захватывающей сюжетной линии и дисфункциональном детективе. Fall Guys взяли жанр королевской битвы и перевернули его с ног на голову, запустив игру, в которую мгновенно влюбились тысячи, в сочетании с одними из лучших игровых маркетинговых материалов, которые мы видели за последние годы.
Blog for Life
movies…art…travel…history…photo
Лучшие серии видеоигр AAA-класса
В мире игр есть много популярных игровых франшиз, но лишь немногие из них относятся к «Triple-A» проектам с многомиллионными бюджетами, сотнями людей участвующих в разработке и несколько годами ожидания игроков. Но что скрывается за этим термином, какие игры входят в эту небольшую группу и могут быть названы играми AAA-класса? Давайте взглянем.
«Triple-A» или «AAA» — термины обычно относящиеся к играм с большим бюджетом как на производство, так и на маркетинг. В связи с этим ожидается, что они будут высокого качества и продадутся в значительном количестве экземпляров, как правило — миллионами копий. AAA в игровой индустрии — это эквивалент термина «блокбастер» из мира кино.
В подавляющем большинстве случаев игры AAA находятся на вершине технических аспектов: отличная графика, звуковое оформление и, с учетом масштабов производства, небольшое количество багов. Издатели добиваются таких результатов благодаря большим бюджетам и команде людей, работающих над каждым аспектом внешнего вида и механик игры.
Теперь, когда мы выяснили, что такое AAA-игры, давайте рассмотрим список из самых лучших франшиз такого класса. Что интересно, не каждая из серий игр начиналась как огромные проекты с бюджетами и нацеленностью на огромный успех, но в конечном итоге на волне успеха первых игр серии разрослись до больших качественных мегаигр, что и нужно большинству игроков.))
30 Tomb Raider, 1996-2018
Tomb Raider(1996); Tomb Raider II: The Dagger of Xian(1997); Tomb Raider III: Adventures of Lara Croft(1998); Tomb Raider: The Last Revelation(1999); Tomb Raider: Chronicles(2000); Tomb Raider: The Angel of Darkness(2003); Tomb Raider: Legend(2006); Tomb Raider: Anniversary(2007); Tomb Raider: Underworld(2008); Tomb Raider(2013); Rise of the Tomb Raider(2015); Shadow of the Tomb Raider(2018).
Лара Крофт — главный герой и игровой персонаж серии: она путешествует по миру в поисках забытых артефактов и локаций, часто связанных со сверхъестественными силами. Хотя ее биография менялась на протяжении всей серии, но содержит общие черты — Лара единственный ребенок и наследница аристократической семьи Крофт. Она изображается умной, спортивной, элегантной, свободно говорящей на нескольких языках и полна решимости любой ценой достичь своих целей. У нее карие глаза и каштановые волосы, заплетенные в косу или хвост. Классический наряд персонажа состоит из бирюзовой майки, светло-коричневых шорт, сапог и высоких белых носков. Среди часто повторяющихся аксессуаров — перчатки без пальцев, рюкзак, универсальный ремень с кобурами с обеих сторон и два пистолета. В более поздних играх для нее есть несколько новых нарядов.
Помимо основных игр серии, были выпущены несколько игр-спиноффоф, комиксов, книг, а также снято три художественных фильма, сериал и создано несколько настольных и карточных игр.
Создатель и идейный вдохновитель серии: Тоби Гард
Разработчик: Core Design, Crystal Dynamics, Eidos Montreal
Издатель: Eidos Interactive, Square Enix
Платформа: PC, Mac, Linux, PS, PS2, PS3, PS4, PSP, Xbox, Xbox 360, Xbox One, Wii, Dreamcast, GameCube, Mobile
Видео по серии:
29 Fallout, 1997-2018
Fallout(1997); Fallout 2(1998); Fallout Tactics: Brotherhood of Steel(2001); Fallout: Brotherhood of Steel(2004); Fallout 3(2008); Fallout: New Vegas(2010); Fallout 4(2015); Fallout Shelter(2015); Fallout 76(2018).
Энергетический кризис и различные политические разногласия между странами, в конечном счёте, стали причиной двухчасового обмена ядерными ударами, произошедшего 23 октября 2077 года, который позже получил название «Великая Война» и в результате которого США превратились в постъядерные пустоши — основное место действия серии Fallout. Война продолжалась всего несколько часов. В этот день США, коммунистический Китай и другие великие державы (в том числе СССР, который в мире Fallout не распался) выпустили друг по другу большую часть своих ядерных арсеналов. Никто в постядерном мире не знает, кто выпустил первую ракету или кто выиграл войну — большая часть человечества погибла в этот день или первые годы после него.
Правительство США, предвидя возможность ядерного апокалипсиса, начало в 2054 году в сотрудничестве с корпорацией «Волт-Тек» национальный проект по постройке убежищ. Доподлинно неизвестно, ставилась ли задача спасти часть населения для последующей реколонизации. К 2077 году было готово более 100 таких убежищ, причём значительная их часть являлась площадкой для чудовищных экспериментов над людьми.
Создатель и идейный вдохновитель серии: Тим Кейн
Разработчик: Black Isle Studios, Interplay Entertainment, Micro Forté Studios, Bethesda Game Studios, Obsidian Entertainment
Издатель: Interplay Entertainment, Bethesda Softworks
Платформа: PC, Mac, PS2, PS3, PS4, Xbox, Xbox 360, Xbox One, Mobile
Видео по серии:
28 Metro, 2010-2019
Метро 2033(2010); Metro: Last Light(2013); Metro Redux(2014); Metro Exodus(2019).
Начав с «Метро 2033», следуйте за Артёмом, который отправился в отчаянное путешествие, чтобы предупредить остатки человечества о надвигающейся страшной угрозе. Этот путь приведёт вас из заброшенных подземных катакомб на поверхность, где ваши действия определят дальнейшую судьбу человечества.
История продолжается в «Metro: Last Light», где под руинами постапокалиптической Москвы остатки человечества сражаются со смертельными угрозами — внешними и внутренними. Вместо того, чтобы объединиться, города-станции метро ведут борьбу за абсолютную власть, разжигая гражданскую войну, которая может навсегда стереть человечество с лица Земли. В роли Артёма, отягощённого виной, но движимого надеждой, вы владеете ключом к выживанию — лучом надежды в этот тёмный час.
В последней главе, «Metro Exodus», Артём должен бежать из метро и во главе отряда спартанцев отправиться в поисках новой жизни в путешествие через всю страну на восток постапокалиптической России. На протяжении целого года, охватывающего весну, лето, осень и суровую ядерную зиму, вам придётся шаг за шагом пересечь дикие земли, исследуя обширные уровни и продвигаясь по захватывающему нелинейному сюжету.
Идейный вдохновитель серии: Дмитрий Глуховский
Разработчик: 4A Games
Издатель: THQ, Deep Silver
Платформа: PC, Mac, Linux, PS3, PS4, Xbox 360, Xbox One, Nintendo Switch
Видео по серии:
27 Batman: Arkham, 2010-2019
Batman: Arkham Asylum(2009); Batman: Arkham City(2011); Batman: Arkham City Lockdown(2011); Batman: Arkham Origins(2013); Batman: Arkham Origins(mobile)(2013); Batman: Arkham Origins Blackgate(2013); Batman: Arkham Knight(2015); Batman: Arkham VR(2016).
Первая игра из основной серии, «Batman: Arkham Asylum», фокусируется на Бэтмене, который должен предотвратить уничтожение населения Готэм-сити от смертельного токсина, после того, как Джокер захватил управление над психиатрической лечебницей «Аркхем» и уничтожил почти весь её персонал.
Вторая игра, «Batman: Arkham City», является сиквелом первой части. На этот раз действие происходит в «Аркхем Сити», тюрьме для особо опасных преступников, которая представляет собой отделённую от остального мира, часть Готэма. Во главе стоит Хьюго Стрэйндж — бывший преступник, внезапно наделённый высокими полномочиями. В его планы входит очистить город от всякой «гнили», использовав жестокий проект под названием «Протокол 10». Бэтмену придется решить проблему изнутри, самому оказавшись среди заключённых Аркхема. Но обитатели тюрьмы слишком сильны, чтобы разбираться с ними в одиночку, поэтому Тёмный Рыцарь должен заручиться поддержкой сильного союзника — Женщины-кошки.
Третья игра, «Batman: Arkham Origins», переносит игрока за несколько лет до событий «Arkham Asylum» и рассказывает о ещё неопытном Бэтмене, за голову которого назначил награду известный злодей Чёрная Маска. Герою придется столкнуться с самыми опасными преступниками Готэм-сити и встать на защиту родного города.
Четвёртая игра, «Batman: Arkham Knight», завершает сюжет о Бэтмене. Прошло девять месяцев после событий в Аркхем Сити. После смерти Джокера ситуация в Готэме на время стабилизируется, уровень преступности падает, а жители наконец-то начинают чувствовать себя в безопасности в стенах родного города. Спокойствие нарушается, когда посетители одного из кафе Готэма начинают избивать друг друга.
Идейный вдохновитель серии: Пол Дини, DC Comics
Разработчик: Rocksteady Studios, WB Games Montreal, Splash Damage, NetherRealm Studios, Armature Studio
Издатель: Eidos Interactive, Warner Bros. Interactive Entertainment
Платформа: PC, Mac, PS3, PS4, PS Vita, Xbox 360, Xbox One, Wii U, Android, iOS, Nintendo 3DS
Видео по серии:
26 Call of Duty, 2003-2020
Call of Duty(2003); Call of Duty 2(2005); Call of Duty 3(2006); Call of Duty 4: Modern Warfare(2007); Call of Duty: World at War(2008); Call of Duty: Modern Warfare 2(2009); Call of Duty: Black Ops(2010); Call of Duty: Modern Warfare 3(2011); Call of Duty: Black Ops II(2012); Call of Duty: Ghosts(2013); Call of Duty: Advanced Warfare(2014); Call of Duty: Black Ops III(2015); Call of Duty: Infinite Warfare(2016); Call of Duty: WWII(2017); Call of Duty: Black Ops 4(2018); Call of Duty: Modern Warfare(2019); Call of Duty: Black Ops – Cold War(2020).
Сюжетный режим игр серии Call of Duty представляет собой линейный шутер от первого лица, где игрок обычно выступает в роли бойца армии какой-либо страны или организации. Как правило в одной игре серии встречается несколько протагонистов, которые меняются по ходу повествования. События игр серии происходят в различных эпохах. Действие хронологически первой миссии в играх серии, начала Советской кампании Call of Duty 2 происходит в 1941 году, действие хронологически последней игры, Call of Duty: Infinite Warfare — в 2180 году. Также игры серии происходят в различных по времени промежутках. Наименьший интервал времени затрагивает сюжетная кампания Call of Duty: Infinite Warfare — 3 дня, наибольший — Call of Duty: Black Ops II с интервалом событий в 39 лет. В отличие от классического варианта выпуска продолжений, игры серии Call of Duty делятся на отдельные подсерии или независимые игры, события которых не являются каноничными друг к другу.
Разработчик(основные): Infinity Ward, Treyarch, Sledgehammer Games
Издатель: Activision
Платформа: PC, Mac, PS2, PS3, PS4, PSP, PS Vita, Xbox, Xbox 360, Xbox One, Wii, Wii U, GameCube, Nintendo DS, Mobile
Видео по серии:
25 Forza, 2005-2019
Forza Motorsport(2005); Forza Motorsport 2(2007); Forza Motorsport 3(2009); Forza Motorsport 4(2011); Forza Horizon(2012); Forza Motorsport 5(2013); Forza Horizon 2(2014); Forza Motorsport 6(2015); Forza Horizon 3(2016); Forza Motorsport 7(2017); Forza Horizon 4(2018); Forza Street(2019).
Франшиза разделена на два направления — оригинальную серию Forza Motorsport, созданную американским разработчиком Turn 10 Studios, которая фокусируется в первую очередь на профессиональных гоночных событиях с множеством реальных и вымышленных трасс и серию Forza Horizon, созданную британским разработчиком Playground Games, события которой вращается вокруг вымышленного фестиваля гонок и музыки под названием «Horizon Festival» и представляет собой открытый мир, в котором игроки могут свободно перемещаться и участвовать в гонках.
Разработчик: Turn 10 Studios, Playground Games, Sumo Digital
Издатель: Xbox Game Studios
Платформа: PC, Xbox, Xbox 360, Xbox One, Xbox Series X, Xbox Series S, iOS
Видео по серии:
24 Assassin’s Creed, 2005-2019
Assassin’s Creed(2007); Assassin’s Creed II(2009); Assassin’s Creed Brotherhood(2010); Assassin’s Creed Revelations(2011); Assassin’s Creed III(2012); Assassin’s Creed IV Black Flag(2013); Assassin’s Creed Rogue(2014); Assassin’s Creed Unity(2014); Assassin’s Creed Syndicate(2015); Assassin’s Creed Origins(2017); Assassin’s Creed Odyssey(2018); Assassin’s Creed Valhalla(2020).
Сюжет игр основан на многовековой войне между тамплиерами и ассасинами. Главный герой — потомок ассасинов, с помощью Анимуса — машины, которая считывает память предков из ДНК, — он переживает заново события далёкого прошлого. Его цель — узнать, где его предки спрятали «Частицы Эдема», и достать их раньше тамплиеров, а также предотвратить конец света.
Разработчик: Ubisoft Montreal, Ubisoft Quebec, Ubisoft Sofia
Издатель: Ubisoft
Платформа: PC, Mac, PS3, PS4, PS5, PSP, PS Vita, Xbox 360, Xbox One, Xbox Series X, Wii U, Nintendo Switch, Nintendo DS, Mobile
Видео по серии:
23 Metal Gear, 1987-2018
Metal Gear(1987); Metal Gear 2: Solid Snake(1990); Metal Gear Solid(1998); Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty(2001); Metal Gear Solid 3: Snake Eater(2004); Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots(2008); Metal Gear Solid: Peace Walker(2010); Metal Gear Solid V: Ground Zeroes(2014); Metal Gear Solid V: The Phantom Pain(2015).
Игры серии отличаются сложными интригующими сюжетами, большим количеством внутриигрового видео и озвученных диалогов, намеренно придающих им сходство с кинематографом. Действие игр серии происходит в новейшее время — от шестидесятых годов XX века до близкого будущего. При этом игры содержат многочисленные элементы научной фантастики и альтернативной истории; в них часто повторяются темы современной войны и использования в ней новейших технологий, таких как искусственный интеллект и генная инженерия, морально-этическая стороны войны и её последствия, теории заговора и другие. Для серии также характерен своеобразный юмор, в том числе «ломка четвёртой стены», и множественные отсылки к западной массовой культуре, в частности, голливудскому кинематографу.
Ранние игры серии сыграли важнейшую роль в зарождении и развитии жанра стелс-экшен. В общей сложности было продано свыше 30 миллионов копий игр серии, а отдельные игры были удостоены признания критиков и различных наград. Кроме того, выпускались основанные на играх комиксы и аудиопостановки.
Создатель и идейный вдохновитель серии: Хидэо Кодзима
Разработчик: KCEJ, Kojima Productions, Konami, Silicon Knights, Platinum Games
Издатель: Konami
Платформа: PC, PS, PS2, PS3, PS4, PSP, PS Vita, Xbox, Xbox 360, Xbox One, NES, GameCube, Game Boy Color, Nintendo 3DS
Видео по серии:
22 Battlefield, 2002-2018
Battlefield 1942(2002); Battlefield: Vietnam(2004); Battlefield 2(2005); Battlefield 2: Modern Combat(2005); Battlefield 2142(2006); Battlefield: Bad Company(2008); Battlefield: Heroes(2009); Battlefield 1943(2009); Battlefield: Bad Company 2(2010); Battlefield: Play4Free(2011); Battlefield 3(2011); Battlefield 4(2013); Battlefield Hardline(2015); Battlefield 1(2016); Battlefield V(2018).
Разработчик: EA DICE
Издатель: Electronic Arts
Платформа: PC, Mac, PS2, PS3, PS4, Xbox, Xbox 360, Xbox One, Android